Гендерные особенности сиблинговых отношений

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    807,12 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гендерные особенности сиблинговых отношений

Введение

В современном мире взаимоотношения внутри семьи, между ее членами, как и прежде, играют огромную роль в построении отношений, складывающиеся у индивида с родственниками, друзьями, коллегами и со всем обществом в целом. Они также играют немаловажную роль в воспитании физически здорового, духовно зрелого и гармонично развитого поколения. В нашей стране 2012 год объявлен Годом Крепкой Семьи.

Можно предвидеть, что многие усилия будут направлены на исследование и изучение роли семьи в современном мире.

Отсюда следует, что одним из немаловажных аспектов, наряду с различными науками, существующими на сегодняшний день, изучающих институты семьи, психология семейных взаимоотношений приобретает особую значимость.

Уже на протяжении более 100 лет психологи изучают роль семейного окружения в индивидуальном развитии. Первые исследования влияния порядка рождения на развитие личности проводились в основном в русле психоаналитической концепции. Выделялись факторы конфигурации семьи, связанные с порядком рождения: размер семьи, количество и пол сиблингов, промежутки между рождениями детей. Обсуждалось, как психологическая позиция сиблинга, характеризуемая этими факторами, влияет на определенные личностные черты, школьную адаптацию, контакты со сверстниками в школе, а также на жизнь во взрослом возрасте (выбор супруга, риск развода, взаимоотношения с людьми и т.д.).

Одним из первых исследователей, который обратил внимание на то, что порядок рождения является значимой характеристикой, был Ф.Гальтон.

Вслед за Гальтоном аналогичные исследования провели и другие авторы.

Самый значительный вклад в ранние исследование особенностей развития сиблингов внес Альфред Адлер. В 20-х гг. он одним из первых начал изучать эффекты порядка рождения.

Адлер рассматривал этот вопрос в рамках созданной им системы индивидуальной психологии и утверждал, что порядок рождения - это важный фактор личностного развития, определяющий личностные характеристики человека в детстве и во взрослом возрасте.

Адлер считал, что понимание индивидуальных особенностей каждого человека возможно только на основе информации о его семейной позиции, определяемой порядком рождения. Даже если два сиблинга живут в одной и той же семье и имеют одних и тех же родителей, социальная ситуация их развития различна.

Первые работы Вальтера Томана, посвященные сиблинговым отношениям, появились в конце 50-х годов. Томан анализировал влияние семейных позиций сиблингов на их личностные особенности и будущую супружескую жизнь.

Согласно взглядам Боуэна, сходные сиблинговые позиции в семье приводят к схожим личностным чертам. Так, для всех старших сиблингов характерно стремление к лидерству, а для младших - к подражательству.

Боуэн подчеркивал, что нет позиций, которые были бы лучше или хуже других: они дополняют друг друга. Во взрослой жизни находит отражение то, какую сиблинговую позицию в своей семье занимал ребенок.

Вместе с тем, несмотря на теоретическую и практическую значимость полученных результатов, проблема отношения сиблингов в научной литературе представлена фрагментарно, и остается до конца не изученной.

В частности, мало исследованным остается изучение гендерных особенностей сиблинговых отношений, а также эмоциональной близости сиблинговых взаимоотношений, представление о сиблинге с разной ролевой позиции, как разновидности межличностного взаимодействия.

В данной работе мы попытались объединить данные аспекты. А потому, говоря об актуальности нашего исследования, хотелось бы отметить, что в этот раз мы рассмотрим особенности сиблинговых взаимоотношений в гендерном аспекте и с учетом, последнего, изучим эмоциональную область этих взаимоотношений. Мы остановились на конкретном случае, где в семье присутствуют два сиблинга: старшая сестра и младший брат.

Цель исследования - изучить эмоциональную сферу взаимоотношений сиблингов в гендерном аспекте.

В связи с этим, задачи исследования представляют собой: проведение анализа теоретического материала по данной теме, проведение экспериментального исследования, анализ и интерпретация полученных данных, выводы и заключение.

Методы исследования включают:

1.      Братско - сестринский опросник.

2.      Опросник «Я - женщина/мужчина».

3.      Полоролевой опросник Сандры Бем.

4.      «Кинетический рисунок семьи».

5.      «Семейную социограмму»

6.      Беседы и наблюдение.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эмоциональная дистанция во взаимоотношениях между сиблингами может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от гендерных стереотипов сиблинга.

Объектом исследования мы выбрали сиблинговые пары (старшая сестра и младший брат) с разницей в возрасте между ними от 2х до 9ти лет.

Предметом исследования являются психологические особенности взаимоотношений сиблингов в гендерном аспекте.

Базой для исследования были выбраны 5 семей, где присутствуют два сиблинга: старшая сестра и младший брат, рожденные от общих родителей.

Практическое значение данного труда заключается в том, что все результаты, полученные в ходе исследования, в дальнейшем могут быть использованы, как продолжение, в научно-исследовательских целях.

Теоретической значимостью данной работы является стимул для более углубленного изучения психологии сиблинговых взаимоотношений. Данная работа - это, также, один из сборников научной литературы об особенностях сиблинговых пар.

Научная новизна исследования оригинальный подход к изучению сиблинговых взаимоотношений.

Методологией исследования явились фундаментальные исследования ученых психологов - зарубежных - Ф.Гальтона, Альфред Адлера, Вальтера Томана, Боуэна, Кюнкеля, R. Likert, R. L. Shank, J. Dunn, М. Раттера, Дэвида Леви, Сонтага, Фергусона, Хелен Кох, З. Фрейда, Г. Хоментаускаса, Джуди Данна, S.A. Graham-Bermann, S.E. Culter, Сандры Бем, Р. Бернса, С. Кауфмана, Э. Г. Эйдемиллера; российских исследователей - Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, А. С. Макаренко, Р. Л. Зачепицкого, Е. К. Яковлевой, Е. Е. Плотникова, А. Ф. Лазурского, Е.И. Карпуниной, И.А. Карепановой, О. В. Черемисина, И. Г. Малкиной - Пых и др.; психологов Узбекистана - Н.С.Сафаева, В.М.Каримова, Т.Б.Нуримбетова, Г.Б.Шоумарова и др. А также труды - И.А. Каримова.

Глава I. Проблематика взаимоотношений в психологии

.1      Понятие взаимоотношений в психологии

Прежде, чем рассматривать понятие взаимоотношений в психологии нам хотелось бы рассмотреть такие понятия как личность и индивид в психологии.

Личность - одна из базовых категорий психологической науки. Для того чтобы понять, что такое личность, и выделить основные свойства, позволяющие описать психический склад личности, нужно рассмотреть это понятие так: «индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность» в предложенной Б.Г.Ананьевым классической тетради понятий, описывающих человека в целом.

В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Отношения связывают человека не столько с внешними сторонами вещей, сколько с самим предметом в целом, хотя в отношении к предмету или лицу могут выявляться разные стороны в связи с разными сторонами, например отрицательными и положительными свойствами объекта. Так как свойства объекта существуют для всех, а действия и переживания, вызываемые объектом у разных людей, избирательны и различны, то очевидно, что источник особенностей переживания и действия лежит в индивиде, в человеке как субъекте отношений, в связи с особенностью его индивидуального опыта.

Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с окружающей объективной действительностью. Нельзя относиться вообще. Отношения обязывают к рассмотрению их объектов. Соответственно только что сказанному, одной из важных проблем психологии вообще, и психологии отношений в частности, является дальнейшая разработка системы понятий и вопросов структуры в области психических образований, в частности в области отношений.

Являясь продуктом природного и общественно-исторического развития человека, его отношения к действительности требуют не только психологической характеристики, но физиологического и общественно-исторического объяснения. Природная основа этих отношений объясняется сравнительной биологией, физиологией и особенно учением И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Основой общественно-исторического понимания отношений человека являются исторический материализм и освещаемые им факты и положения общей истории развития человечества, истории культуры и научной антропологии.

Ряд отношений выступает у человека как относительно самостоятельные образования. Сюда, прежде всего, следует отнести интересы, оценки и убеждения.

Рассматривая человека в совокупности его отношений и взаимосвязей с окружающим миром, мы рассматриваем его как личность. В.Н.Мясищев по этому поводу говорил, что психология безличных процессов должна быть заменена психологией деятельности личности.

Чтобы понять человека в многообразии его отношений к окружающему миру и самому себе, чтобы найти истоки и понять направленность его активности, необходимо определить место, позицию, которую этот человек в мире занимает. Подход к человеку как личности связан, прежде всего, с взглядом на человека как единицу общества (общественный индивид), определяемую ее местом в социальной структуре. Фундаментальным признаком, отличающим человека от животного как биологической особи, единицы вида, является социальность, принадлежность к социуму, обществу.

Таким образом, исходным моментом в рассмотрении личности является ее социальный статус, включение в систему социальных отношений.

Взаимоотношение играет существенную роль в характере процесса взаимодействия и в свою очередь представляет результат взаимодействия. Те переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, укрепляют, разрушают или реорганизуют отношения. Критический перелом в отношениях представляет «взрыв», который столь ярко описал и сделал существенным звеном в перевоспитании личности А. С. Макаренко.

В условиях свободного взаимодействия могут проявляться истинные отношения, но в условиях, тормозящих или подавляющих, в условиях несвободы и зависимости одного человека от другого отношения во взаимодействии не проявляются, а скрываются и маскируются.

Предметом отношений могут являться самые различные виды деятельности человека. От отвращения до страстного увлечения деятельностью существует множество переходов, причем наряду с непосредственным отношением может быть и опосредствованное. Непосредственное отношение определяется отношением к процессу, к цели и обстановке деятельности; оно также определяется тем психофизиологическим состоянием, которое характеризуется как состояние активное или пассивное. Из всего этого складывается непосредственное активно-положительное отношение потребности в деятельности.

Проблема мотивации, как известно, привлекала и привлекает к себе внимание своей связью не только с проблемой воли, но и с изучением всей деятельности человека. Основными мотивами, характерными для этого отношения, являются мотивы долга или вообще нравственные - мотивы чести, отношения к лицу, ради которого осуществляется та или иная деятельность, мотивы общественной пользы, объективной необходимости или личной пользы. Сложное сочетание моментов, формирующих отношение, может быть определено как структура отношения.

Иногда рассматривают отношения как стереотип. Однако, как известно, динамический стереотип, или иначе установка, полностью определяется прошлым опытом. Сознательное отношение, вырастая из прошлого, ориентируется на перспективы будущего. Поэтому ни со стереотипом, ни с установкой его отождествлять нельзя.

Некоторые психологи понимают отношения односторонне, как только социально-этические, между тем, эти последние представляют собой, хотя важную, но, разумеется, все же не единственную часть отношений. Исследование соотношений психики и соматики показывает, что нарушение отношений человека может повлечь за собой серьезные нарушения всей жизнедеятельности организма. Конечно, при этом учитываются особенности типа высшей нервной деятельности человека, понимая его не только в физиологическом, но и в психологическом смысле, его темперамент и характер (см. также Р. Л. Зачепицкий и Е. К. Я ковлева, Е. Е. Плотникова).

Итак, общество порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу, как две взаимодействующие силы. Личность - это член общества и его продукт.

Отношение "индивид-общество" есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирование и развитие личностей (исторически определенных типов личности) является необходимой "составляющей" самого процесса развития общества.

Общественные отношения существуют (развиваются и закрепляются) в форме определенной организации процессов производства, обмена и потребления, определенных социальных институтов, законов, норм и правил.

Для конкретной личности организация процессов производства, обмена, потребления, социальные институты, нормы существуют в действиях других людей по отношению к ней и в ее собственных действиях по отношению к другим людям.

Общественные отношения проявляются на индивидуальном уровне социального бытия человека не как некоторые абстракции или силы, стоящие над людьми, а как действия носителей этих отношений - живых конкретных людей. Для индивида другие люди выступают как олицетворение общественных отношений. Так индивид А не может относится к индивиду В как носителю определенных общественных отношений без того, чтобы для А некоторая (любая) социальная функция не приняла телесного вида В, его действий, поступков, поведения в целом.

С другой стороны, в действиях и поступках индивида раскрывается его положение, его роль и место в системе общественных отношений.

Проблема отношений была впервые поставлена в отечественной психологии А. Ф. Лазурским в связи с изучением характера, а позднее В. Н. Мясищев разработал психологическую концепцию, дающую теоретическую трактовку основных форм и видов этих отношений. Отметим, что направление Лазурского-Мясищева в психологическом последовании личности, начало формироваться несколько раньше (1917) аналогичного в некоторых аспектах направления западной психологии, поставившего проблему аттитюдов (aiiitude) -понятия, близкого к понятию "отношение" (R. Likert, R. L. Shank, La Piere).

Сложнейшие и наиболее динамические отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности.

Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Подходя к анализу психической деятельности и встречаясь с разными свойствами психики человека, мы сталкиваемся, прежде всего, с вопросом об их относительной роли, их связях друг с другом, а также о том единстве, которое, скрываясь за многообразием, предостерегает нас от взглядов на личность, как мозаику отдельных свойств. Разрабатывая этот вопрос, мы давно выдвигаем понятие психических отношений, решающее значение которых доказывается повседневной практикой во всех областях, но недостаточно отражено в психологической литературе.

Отношения связывают человека со всеми сторонами действительности, но при всем их многообразии можно установить три ее основные категории: 1) явления природы или мир вещей, 2) люди и общественные явления, 3) сам субъект-личность. Нельзя не подчеркнуть, что восприятие природы опосредовано общественным опытом, а отношение человека к себе самому связано с его отношениями к другим людям и их отношением к нему. Поэтому для типологии характеров первостепенное значение имеют особенности взаимоотношения с людьми, односторонне понимаемого как антагонизм личного и общественного такими авторами, как Адлер, Кюнкель и другие.

Темперамент, или, по И. П. Павлову, общий тип высшей нервной деятельности, отражается на всех сторонах личности, ее поведения и деятельности. Темперамент - это не только динамика реакций, но и динамика отношений. Равнодушие и страстность, устойчивость и неустойчивость проявляются и в реакциях, и в отношениях. Мысль о том, что отношения превращаются в черты характера (см.: В. Н. Мясищев, 1930; Б. Г. Ананьев, 1947), обозначает, что отношения, приобретая устойчивость, выраженность, большую значимость, становятся характерными для личности. В этом смысле они становятся и чертами характера, оставаясь отношениями.

Проблема характера, как известно, тесно связана с проблемой темперамента, а темперамент проявляется больше всего в динамике реакций, т.е. в возбудимости, темпе, силе реакций, в общем психологическом тонусе, который сказывается настроением.

Однако и здесь проявления силы, возбудимости, темпа реакций сказываются не одинаково в различных направлениях и определяются отношением к предмету или обстоятельству, явившемуся поводом к реакции.

Учитывая, что динамическая характеристика различна на полюсах активного и индифферентного отношений, мы должны, конечно, не забывать и того, что реакции человека уже рано утрачивают непосредственно аффективно-динамический характер и интеллектуально опосредованы.

Динамические индивидуально-психологические свойства темперамента являются на уровне развитого характера «снятой» формой, движущие силы которой определяются сознательным отношением.

Таким образом, правильное понимание структуры характера, его уровня, динамики и функциональных особенностей возможно лишь с позиций психологии отношений.

Человек неразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения.

Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения человек приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Внутрисемейные отношения, таким образом, - важнейший фактор превращения человека в активного участника общественной и культурной жизни, они становятся моделью в его дальнейших контактах с окружающими.

 

" Сиблингами " психологи называют всех братьев-сестер в семье, и они - зона особого внимания специалистов. Формирование сиблинговых отношений начинается с момента появления в семье второго ребенка. Исходя из определения J. Dunn и М. Раттера, под сиблинговыми отношениями мы понимаем межличностные отношения между детьми одних родителей.

Ранние исследования сиблинговых отношений были преимущественно сосредоточены на учете факторов порядка рождения, размера семьи, интервала рождения между сиблингами. Более поздние исследования в этой области все больше обращают внимание на динамику развития сиблинговых отношений, их связь с другими социальными отношениями, влияние сиблинговых на индивидуальное, социальное и когнитивное развитие, генетические и средовые факторы, определяющие сходство и различие сиблинговых пар.

Сиблинговая позиция (от англ. sibling - брат или сестра) - стратегии поведения индивида по отношению к его братьям и/или сестрам. Выделяются следующие формальные позиции: старший ребенок, младший ребенок, средний ребенок, близнец. Каждой позиции присущ типичный (нормальный) стиль взаимодействия и функционирования индивида, который предписывает ему конкретные действия и выступает основой ожиданий. В контексте развития личности взаимоотношения с сиблингами играют важную роль в формировании адекватной социальной эмоциональности.

Дэвид Леви в 1941 г. ввел понятие «сиблинговое соперничество» - sibling rivalry [Levy,1945]. Он писал, что старший сиблинг агрессивно реагирует на появление в семье нового сиблинга из-за того, что чувствует угрозу привычному образу жизни семьи; эта реакция является типичной. Сонтаг [Sontag, 1947] проанализировал реакцию сиблингов на появление в семье нового сиблинга и пришел к выводу, что эта ситуация является для старшего стрессовой в такой же степени, как, например, начало школьного обучения или драка с мальчишками на улице. Фергусон [Ferguson, 1956] также провел исследование взаимоотношений сиблингов с точки зрения соперничества и сотрудничества и получил аналогичные результаты.

Хелен Кох во второй половине 50-х годов провела целый ряд экспериментальных сиблинговых исследований в рамках проекта по изучению связей между личностными характеристиками 5-6-летних детей в двухдетных семьях и порядком рождения, полом и интервалом между рождениями сиблингов.

Особенности нашей личности во многом зависят от того, являемся ли мы старшим, младшим, или средним сиблингом в семье. Порядок рождения задает определенную модель, по которой мы развиваемся.

Есть две причины, по которым сиблингам с разным "порядковым номером" свойственны разные типы поведения. Во-первых, родители по-разному реагируют на появление первого и последующего сиблинга и разного ожидают от них. Во-вторых, место среди братьев и сестер во многом предопределяет характер складывающихся между сиблингами отношений.

Изучением влияния сиблинговой позиции на дальнейшую жизнь занимались многие отечественные и зарубежные психологи.

В работах психоаналитического направления утверждается, что психологическая позиция личности зависит от номера рождения сиблинга в семье и, что эта позиция впоследствии влияет на процесс установления контактов со сверстниками в школе и на выбор супруги(а).

В зарубежной психологии одним из основных направлений исследований является изучение особенностей развития сиблинга в зависимости от порядка его рождения в семье. Основу такого подхода заложили З. Фрейд и А. Адлер. З. Фрейд первым отметил, что позиция сиблинга среди его сестер и братьев имеет особое значение для всей его дальнейшей жизни. Эта позиция определяется количеством сиблингов в семье, их полом и промежутками между их рождением. Чем ближе возраст сиблингов, тем большее влияние они оказывают друг на друга в процессе своего развития.

Адлер считал, что важна не позиция сиблинга в семье как таковая, а его восприятие сложившейся ситуации: от того, какое значение придает сиблинг своему положению внутри семьи, зависит влияние порядка рождения на стиль его жизни. Тем не менее, по мнению Адлера, можно выделить некоторые общие психологические особенности, которые характерны для каждой конкретной позиции сиблинга в семье. Он выделил три типичных позиции: первенец, второй сиблинг, младший сиблинг.

Первые работы Вальтера Томана, посвященные сиблинговым отношениям, появились в конце 50-х годов. Томан анализировал влияние семейных позиций сиблингов на их личностные особенности и будущую супружескую жизнь. В своей книге «Созвездие семьи: его влияние на личность и социальное поведение» он рассматривал различные семейные конфигурации с учетом порядка рождения и пола сиблингов [Toman, 1959]. Всего Томан выделил 10 таких конфигураций:

старший брат брата (братьев),

младший брат брата (братьев),

старший брат сестры (сестер),

младший брат сестры (сестер),

старшая сестра сестры (сестер),

младшая сестра сестры (сестер),

старшая сестра брата (братьев),

младшая сестра брата (братьев),

средний ребенок,

близнецы.

Пол самого сиблинга, наличие у него старшего или младшего сиблинга мужского или женского пола влияет, согласно Томану, на его половую идентификацию, отношение к противоположному полу и отношения с родителями. Затем Томан пришел к выводу, что сиблинговые отношения влияют и на то, как будут складываться супружеские отношения, и каким будет риск развода. Томан писал, что люди, у которых не было старших сиблингов, переживают особый конфликт при взаимодействии с людьми старше их по возрасту (rank conflict). Те, у кого не было сиблинга противоположного пола, переживают конфликт при взаимодействии с лицами противоположного пола (sex conflict). В самом худшем варианте возможно сочетание обоих типов конфликтов (total conflict).

1.3    Проблема сиблинговых взаимоотношений

Первенцы, как правило, показывают более высокие результаты в тестах на интеллект и чаще получают высшее образование. Они более послушны. Сиблингам, родившимся позже, приходится прилагать значительные усилия, чтобы наладить отношения со старшими сиблингами. Может быть, поэтому младшие обычно более популярны среди сверстников и легче переносят перемены в жизни.

О сиблинге первенца Адлер писал, что его положение своеобразно и неповторимо. У него всегда есть лидер, развивающийся с опережением и служащий ему примером. Второй хочет догнать и перегнать первого. Он хочет перемены власти, он - революционер, не признающий авторитеты.

Нередко сиблинг первенца обгоняет своего лидера. Это может происходить потому, что старший не всегда способен выиграть соревнование с младшим. Он начитает бояться этого соревнования и устраняется от него.

Обычно младшие сиблинги больше, чем старшие, готовы к сотрудничеству и кооперации, поскольку с самого первого дня вынуждены делить с кем-то родительское внимание.

Самый младший сиблинг в семье - особенный. У него никогда не будет последователя, его никогда не свергнут с пьедестала. Его ситуация развития наиболее благоприятна: отношение к нему особо заботливое, так как он самый маленький и самый беспомощный в семье. Его окружает более теплая атмосфера, чем была у его старших сиблингов.

Младший может быть похож на сиблинга первенца тем, что энергичен и старается обогнать других. Но, отмечает Адлер, ему часто не хватает отваги соревноваться до победного конца, и тогда он предпочитает пойти по другому пути - выбирает свою, отличную от других членов семьи, дорогу.

Адлер выделял несколько типов младшего сиблинга. Об одном типе он писал, что его ситуация развития парадоксальна. Никакому ребенку не нравится все время быть самым маленьким, самым беспомощным, поэтому он старается доказать, что способен все сделать сам. В результате этого стремления он становится человеком, жаждущим власти, превосходства над другими. Нередко у него получается обогнать всех остальных сиблингов и стать самым успешным из них.

Другому типу младших сиблингов, по мнению Адлера, меньше повезло. Они тоже жаждут превосходства над другими, но им не хватает необходимой для этого энергии и уверенности в себе, чтобы затмить старших. И тогда они начинают уклоняться от соревнования, становятся трусливыми, «вечными нытиками», ищущими причины, чтобы ничего не делать. Они также честолюбивы, но боятся провала и поэтому увиливают от решения проблем и деятельности.

Адлер писал, что ни один из этих типов не сможет вырасти в полезного члена общества: первый всегда стремиться быть самым лучшим, часто за счет других. Второй тип страдает от своего комплекса неполноценности.

Г. Хоментаускас приводит несколько стратегий взаимоотношений сиблингов:

Первая стратегия: старший сиблинг изначально воспринимается, как препятствие между родителями и младшим сиблингом, что ведет к конкурентным отношениям и проявляется в ябедничестве младшего, чрезмерном хвастовстве и стремлением унизить старшего. Старший в свою очередь наказывает его, унижая и дискредитируя в глазах родителей.

Вторая стратегия: энергия младшего сиблинга направлена не на конкуренцию с сибсом, а на ломку родительских ограничений. И хотя стремление подчас выражает отверженность и эмоциональный холод, воспринимается родителями чаще как результат разбалованности и недостатка строгости в воспитании. Итогом данного протеста являются правонарушения, совершаемые в младшем школьном и подростковом возрасте.

Третья стратегия: сиблинг отказывается от борьбы за себя, теряет надежду достичь собственной значимости и любви окружающих. При попытке взрослых помочь, специально показывает свою неловкость и глупость.

Результаты анкетирования родителей (мам), в исследованиях Карпуниной Е.И. и Карепановой И.А., при выявлении ревности у сиблингов, показали радость первенцев о перспективе стать старшим братом или сестрой, независимо от возраста. С появлением сиблинга поведение первенца изменялось и зависело от возрастных особенностей ребенка: если старшему сиблингу от двух до трех лет, то проявлялся интерес к младенцу; если первенец старше четырех лет, то он старался привлечь больше внимания к себе в этот период; если старшему сиблингу от семи до одиннадцати лет, он открыто говорил о своей ревности к младшему ребенку и стал проявлять самостоятельность.

Адлер рассматривал различия в семейных позициях мальчиков и девочек. Он отмечал, что типичной является ситуация, когда в семьях мальчиков превозносят, а девочек недооценивают, в результате чего у девочек формируется убеждение, что в нашем мире только мужчины действительно способны сделать что-то стоящее.

Девочки часто испытывают ревность к младшим братьям. Адлер считал, что причина этого в том, что они видят, с какой радостью в семье встречают рождение мальчиков, видят, что их братьям уделяют больше заботы и уважения. Мальчики получают в семье всевозможные привилегии, которых девочки лишены, просто потому, что они - не мальчики.

Старшая сестра внешне проявляет свою любовь к младшему брату, но ее внутреннее состояние не комфортно. Она чувствует, что ее по-матерински нежное отношение к младшему брату (или братьям) позволяет ей вернуть свое авторитетное положение в семье. Такое поведение старшей сестры Адлер называет военной хитростью, которая дает ей возможность достойно выйти из опасной ситуации и стать сильнее, чем она была до этого.

Девочка, которой постоянно пренебрегают, может поставить перед собой цель превзойти своих братьев. Так как девочки более трудолюбивы, обычно лучше мальчиков учатся в школе, быстрее развиваются в подростковом возрасте, они чувствуют в себе силы конкурировать с братьями. Эта конкуренция является одной из причин порождения внутрисемейной ревности.

Адлер подробно рассмотрел проявления такой ревности. Он писал, что ревность может принимать разные формы, она проявляется и в недоверчивости, и в стремлении навредить сопернику, и в чрезмерной придирчивости, и в самоуничижении, и в чрезвычайном упрямстве.

Особенно выраженными могут быть соперничество и ревность, если мальчик - первенец, а девочка - второй ребенок. Такая девочка обладает всеми чертами второго ребенка: напористостью, энергичностью, независимостью, она стремится догнать и перегнать первенца-мальчика. Это может произойти по причине того, что девочки обгоняют мальчиков в своем развитии: в какой-то момент мальчик может почувствовать, что уступает. Он может решить, что не способен соперничать с сестрой, ощутить свою неполноценность. В результате, чтобы уйти от соревнования с сестрой, он начинает заниматься чем-то творческим. Иногда такая ситуация приводит к тому, что он становится невротиком, совершает асоциальные поступки, заболевает.

Но, по мнению Адлера, ревность не является неизбежной составляющей сиблингновых отношений.

Адлер также проанализировал позиции единственных девочек среди братьев и единственных мальчиков среди сестер. Он отмечал, что положение единственного мальчика в семье сложное. Он находится в женском окружении, видит перед собой модели женского поведения. Адлер полагал, что у этого мальчика имеется два варианта развития: он может стать женоподобным, либо, наоборот, стараясь, стать «настоящим мужчиной», начнет преувеличивать и развивать типично мужские качества. В результате, такие мальчики оказываются либо нежными и мягкими, либо грубыми и необузданными.

У единственной сестры среди братьев тоже могут быть проблемы, так как ей сложно существовать одной среди мальчиков. Она - либо спокойная, тихая, нежная и женственная, либо уподобляется братьям, стараясь во всем подражать им (в одежде, в поведении, в привычках). Из-за того, что в обществе и в семье мальчики занимают привилегированное положение, у нее может сформироваться комплекс неполноценности. Этот комплекс девочка может компенсировать комплексом превосходства, который проявляется в ощущении себя как «единственной девочки».

Одна из причин, в силу которых ребенок отличается от своих братьев и сестер, заключается в том, что детям необходимо определить и упрочить свою неповторимую идентичность. Так, если старший ребенок серьезен и прилежен, то младший может стать шумливым и непоседливым. Девочка, у которой четыре сестры и ни одного брата, может отвоевать себе нишу в семейной жизни, приняв маскулинную роль. Другая причина связана с уникальностью личного опыта в отличие от общих для братьев и сестер жизненных ситуаций. Несмотря на то, что дети из одной семьи участвуют в одних и тех же событиях, живут в одном и том же доме с теми же родителями, у каждого ребенка есть множество личных переживаний, которые неведомы остальным. Вот что говорит по этому поводу Роберт Пломин: «Членов одной семьи скорее объединяет ДНК, чем общий опыт. Значимые средовые эффекты специфичны для каждого ребенка».

Большинство авторов утверждают, что однополые дети более конфликтны. На практике это в большинстве случаев подтверждается.

Если есть у сиблингов борьба за власть в семье, значит, кто-то из них чувствует себя обделенным в полномочиях.

С психологической точки зрения, и изгои, и любимчики все равно травмированы. Первые обижены, но не свободны: они всю жизнь пытаются любыми средствами заполучить доказательства любви и признания. Вторые избалованы и плохо подготовлены к реальной и, главное, самостоятельной, жизни.

Джуди Данн описывает пять основных направлений, по которым различаются отношения между сиблингами в одной семье: соперничество, привязанность, безопасность, близость (в том числе откровенность и шутливые отношения), общие фантазии.

Практически все психологи и психиатры считают, что полностью избежать соперничества детей в семье невозможно. Ведь его истоки лежат в стремлении к завоеванию любви папы и мамы, в ревности по отношению к своему брату или сестре. Сами по себе ревность и соперничество не так уж и плохи - ведь это, по сути, сигналы того, что дети способны любить. Но дело в том, что способов проявления своих чувств маленький ребенок знает немного, что обычно и выливается в бесконечные ссоры, драки и раздоры.

Старшие подвигают малышей тянуться за ними, становятся такими же умелыми и самостоятельными, дарят ни с чем несравнимое чувство защищенности. Младшие учат старших заботе, великодушию, ответственности, своим безоглядным обожанием делают им "прививку" от низкой самооценки.

Если родители и старшие сиблинги не отдавали явного предпочтения кому-нибудь одному из детей, не нарушали права одного ради другого, братья и сестры на всю жизнь останутся дружны и близки.

Глава II. Эмпирические исследования

Эмпирические исследования особенностей сиблинговых отношений в гендерном аспекте, происходили в шесть этапов, на каждом из которых решались следующие задачи:

Первый этап - психометрическая оценка и дифференциация нормативных и дисфункциональных сиблинговых пар. Под дисфункцией сиблинговых пар здесь понимается наличие высокого уровня конфликтности и агрессивных поведенческих реакций в сиблинговой диаде.

Второй этап - диагностическое исследование сиблинговых пар, с точки зрения, гендерной идентичности.

Третий этап - измерение того, как взрослый человек оценивает себя с точки зрения гендера.

Четвертый этап - диагностическое исследование сиблинговых пар, с помощью проективных методик.

Пятый этап - проведение бесед с каждым сиблингом в отдельности, а также наблюдение за сиблинговым общением с другими членами семьи.

Шестой этап - корреляционный анализ, полученных на предыдущих этапах исследования, данных. Проверка гипотезы о наличии значимой связи между исследованными параметрами.

.1 Обоснование выбора методик

На основании сформулированной нами гипотезы был подобран следующий комплекс методик для диагностирования психологических особенностей взаимоотношений сиблинговой пары в гендерном аспекте:

- Братско - сестринский опросник (авторы “The Brother-Sister Questionnaire» S.A. Graham-Bermann, S.E. Culter). Данный опросник отражает субъективную оценку тех отношений, которые существовали между сиблингами.

Оценка осуществлялась в рамках характеристики четырех свойств сиблинговых отношений: эмпатии, поддержания границ, сходства и принуждения, обозначенных в названии шкал опросника.

- Опросник «Я - женщина/мужчина». Опросник помогает сделать объективное заключение о гендерных характеристиках старших и младших сиблингов.

- Полоролевой опросник Сандры Бем. Опросник используется для выявления степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик, а также позволяет определить тип личности: маскулинный, фемининный, андрогинный.

«Семейная социограмма» также относится к рисуночным проективным методикам (Эйдемиллер Э. Г., Черемисин О. В., 1990; Эйдемиллер Э. Г., 1996; Системная семейная психотерапия, 2002). Она позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье - прямой или опосредованный.

Беседы и наблюдение. Данные методы исследования дают представление о вербальном и невербальном общении между сиблингами.

Выбор, всех вышеперечисленных методик, помог нам сделать заключение об особенностях взаимоотношений сиблинговой пары, в отдельности, и дать объективное суждение о 5ти сиблинговых парах в целом.

Вышеперечисленные методики также указывают на факторы, которые приводят к увеличению или уменьшению эмоциональной дистанции.

 

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

В нашем исследовании участвовало 5 сиблинговых пар с разницей в возрасте: 3 пары по 2 года, 1 пара - 3 года и 1 пара - 9 лет. Сиблинговые взаимоотношения выстраиваются по разным факторам (эмпатия, поддержание границ, сходство, принуждение, и др.). В теоретической части исследования мы изучали некоторые из аспектов проблемы сиблинговых взаимоотношений. Но так как эти проблемы носят различный характер, в зависимости от гендерного стереотипа каждого сиблинга, наличия маскулинных, фемининных и анрогинных характеристик, субъективного восприятия сиблинга его семейного окружения, каждая проблема должна рассматриваться с точки зрения особенностей характера сиблинговых взаимоотношений. А в нашем эмпирическом исследовании речь пойдет о зависимости эмоциональной дистанции от гендерных стереотипов сиблингов.

Проведя эмпирические исследования, мы получили следующие результаты:

Братско - сестринский опросник - таблица 1, таблица 2, рисунок 1. (см. Приложение 1)

 

Старшие сестры

Таблица 1

Ф.И.О

Эмпатия

Поддержание границ

Сходство

Принуждение

1.

51

10

26

11

2.

56

10

16

8

3.

55

7

20

10

4.

55

19

17

10

5.

49

19

25

18

баллы

266

65

104

57

%

76

43

46

38

 

 

Младшие братья

Таблица 2

Ф.И.О

Эмпатия

Поддержание границ

Сходство

Принуждение

1.

29

6

13

9

2.

57

6

11

3.

36

7

12

8

4.

48

20

16

14

5.

57

7

26

13

баллы

227

46

78

53

%

65

31

35

35

Продиагностировав характер взаимоотношений старших и младших сиблингов мы можем сказать следующее: позиции старших сестер по отношению к их младшим сиблингам доминируют над характером отношений младших сиблингов к старшим.

Шкала «эмпатия» представляет собой: заботу сиблингов друг о друге, взаимный интерес, о чем думает, что делает брат/сестра, сопереживание друг о друге, делят ли они секреты между собой, присутствие ощущения душевной близости, эмоциональной привязанности, стремление к совместному времяпровождению. Показатели старших сестер имеют высокий уровень эмпатии, что подтверждает их повышенную степень эмоционального переживания и эмоциональной экспрессии. У младших же сиблингов показатели уровня эмпатии средние, что в свою очередь, говорит об опыте социализации, который большей частью развивал в мужчинах способность подавлять эмпатическую отзывчивость. Степень эмоционального переживания младших сиблингов ничуть не меньше, чем у их старших сестер, возможно разница заключается лишь в эмоциональной экспрессивности. взаимоотношение сиблинг эмпатия близость

Шкала «поддержание границ» оценивает степень поддержания сиблингами межличностных границ (как в области материальной собственности, так и в области индивидуальных интересов), здесь диагностировалась близость или отдаленность друг от друга. Критерием является способность сиблинга уважать физическое и психологическое пространство другого. Показатели старших сестер по этой шкале говорят о среднем поддержании межличностных границ с младшими сиблингами, здесь может играть роль, тот факт, что некоторые из старших сестер имеют уже свои семьи, в которых члены семьи требуют большего времени и внимания, нежели их младшие братья. То же можно сказать и о некоторых из младших братьев, которые, в свою очередь имеют низкие показатели по данной шкале, те же братья, у которых еще нет собственных семей, вплотную заняты поиском своего места в этой жизни. Но, тем не менее, можно отметить, что степень уважения старших сиблингов по отношению к младшим выше, чем у младших сиблингов к старшим.

Сходство в наличии общих интересов, жизненного опыта и переживаний у старших сестер с младшими сиблингами и наоборот имеет одинаковый средний уровень. Это говорит о том, что в целом, старшие и младшие сиблинги схожи во мнениях и одинаково сопереживают друг другу.

Принуждение, подразумевающее собой элементы власти и контроля одного сиблинга над другим, а также его доминирование, как у старших, так и у младших сиблингов имеет средний уровень, что говорит об одинаковой подверженности этому признаку.

Опросник «Я - женщина/мужчина» - таблица 3, таблица 4, рисунок 2. (см. Приложение 2)

При изучении гендерных характеристик мы рассмотрели идентичность старших и младших сиблингов и ее составляющие: представления, стереотипы, установки, связанные с половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией. Особое внимание тут уделялось изучению продуктивных стратегий и тактик поведения младших братьев и старших сестер, позволяющего преодолевать традиционные гендерные стереотипы, а также анализу закономерностей и механизмов изменения существующих и развития новых гендерных стереотипов.

 

Старшие сестры

Таблица 3

Ф.И.О

Соответствие гендерному стереотипу

Плохое осознание или «вытеснение» собственных гендерных характеристик

Несоответствие гендерному стереотипу

1.

23



2.

21



3.

19



4.

20



5.

19



Баллы

102

0

0

%

76

0

0

 

Младшие братья

Таблица 4

Ф.И.О

Соответствие гендерному стереотипу

Плохое осознание или «вытеснение» собственных гендерных характеристик

Несоответствие гендерному стереотипу

1.


18


2.


17


3.


12


16


5.


18


Баллы

0

81

0

%

0

90

0



Условные обозначения:

Младшие братья- 1 ряд;

Старшие сестра - 2 ряд.

Из нашего графика видно, что старшие сестра (т.е. женщины) в большей степени соответствуют своему гендерному стереотипу. В отличии от них, их младшие сиблинги плохо осознают либо «вытесняют» свои гендерные характеристики. Если старшие сиблинги склонны к осознанию своего гендерного стереотипа, то младшие, в данном случае, в большей степени стремятся к вытеснению своих гендерных характеристик. Это, возможно, говорит о том, что мужчины более склонны к вчувствованию (вниканию) в женский образ.

Полоролевой опросник Сандры Бем - таблица 5, таблица 6, рисунок 3. (см. Приложение 3)

Согласно данному опроснику мы определили тип личности, основанный на подсчете индекса маскулинности-фемининности.

Маскулинность и фемининность - поло специфичные характеристики личности, они выступают как базовые категории при анализе гендерной идентичности и психологического пола. Маскулинность и фемининность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

Выделяют три разных значения понятия «маскулинность» (Кон, 2001).

. Маскулинность как дескриптивная, описательная категория обозначает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам в отличие от женщин.

. Маскулинность как аскриптивная категория обозначает один из элементов символической культуры общества, совокупность социальных представлений, установок и верований о том, чем является мужчина, какие качества ему приписываются.

. Маскулинность как прескриптивная категория - это система предписаний, имеющих в виду не среднестатистического, а идеального «настоящего» мужчину, это нормативный эталон мужчинности.

Фемининность (феминность, женственность) - характеристики, связанные с женским полом, или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе (Гидденс, 1999), или же социальное выражение позиции, внутренне присущие женщине, по мнению общества (Tuttle, 1986).

Традиционно предполагали, что фемининность обусловлена биологически, и к ней относили такие черты, как пассивность, отзывчивость, мягкость, поглощенность материнством, заботливость, эмоциональность и т. п. Эти представления соответствовали представлениям о том, что женщины обитают в частной, а не публичной сфере.

Психолог Ж. Миллер предположила, что такие черты фемининности, как эмоциональность, уязвимость и интуиция, - это не слабость, а особая сила, которая может играть существенную роль для построения лучшего общества, и что эти черты мужчины могут развивать в себе.

Кроме биполярной и мультиполярной моделей психологического пола в психологической литературе представлено и описание андрогинной модели гендерной идентичности (Bem, 1975, 1975а; Lorenzi-Cioldi, 1996; Ениколопов, Дворянчиков, 2001).

Концепция андрогинии разработана психологом С. Бем. Этот термин характеризует людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. Концепция андрогинии, основанная на идее примирения полов, устраняет культурные определения фемининного и маскулинного способов социального бытия и призывает к личностным проявлениям, отличающимся своеобразием, оригинальностью, индивидуализированностью.

 

Старшие сестры

Таблица 5

Ф.И.О

Андрогинность

Маскулинность

Фемининность

1.

0,232



2.

0,116



3.

0,232



4.

0,232



5.

0,232



Баллы

1,044

0

0

%

45

0

0

 

Младшие братья

Таблица 6

Ф.И.ОАндрогинность МаскулинностьФемининность




1.

0,232



2.

0,720



3.

-0,580



4.

0,697



5.

0,116



Баллы

1,185

0

%

51

0

0


Рисунок 3

Условные обозначения:

Младшие братья- 1 ряд;

Старшие сестра - 2 ряд.

В результате данного исследования мы получили (почти с незначительной разницей) андрогинный тип личности, как и у старших, так и у младших сиблингов. Следует отметить, что андрогиния - значимая психологическая характеристика человека, определяющая его способность варьировать поведение в зависимости от ситуации; она способствует формированию устойчивости к стрессам и достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности. Важным фактором здесь является то, что люди с андрогинным типом личности обладают более высоким уровнем социально-психологической адаптации.

«Кинетический рисунок семьи» - таблица 7, рисунок 4. (см. Приложение 4)

Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. Это «высокоинформативное средство познания личности рисующего, отражающее то, как он воспринимает себя и других членов семьи, какие чувства он переживает в семье» (Хоментаускас Г.Т.).

Таблица 7

Ф.И.О

Взаимоотношения сиблингов

Взаимоотношения с другими членами семьи

сестра

53

80

брат

47

60


Как мы видим из графика разница во взаимоотношениях, сложившихся между сиблингами менее заметна, нежели разница в отношениях сиблингов с другими членами семьи. Конечно, каждая из этих картин поведения и личности людей, различающихся порядком рождения, может существенно меняться под воздействием различных факторов - размера семьи, разницы в возрасте сиблингов, родительских аттитюдов, экономического положения семьи и т. д., но в нашем случае, мы видим, что взаимоотношения между сиблингами имеют более близкую связь, нежели взаимоотношения с другими членами семьи. Отсюда, мы можем сделать вывод, что эмоциональная дистанция между сиблингами значительно меньше, чем та же дистанция с другими членами семьи.

«Семейная социограмма» - таблица 9, рисунок 5. (см. Приложение 5)

Таблица 9

Ф.И.О

Положение субъекта в системе межличностных отношений

Характер коммуникаций в семье

сестра

87

87

брат

67

67


Оценка результатов по данной методике проходила по двум критериям:

)        положение субъекта в системе межличностных отношений;

2)    характер коммуникаций в семье.

В целом положение сиблингов в системе межличностных отношений, также как и характер коммуникаций в семье имеет одинаковые показатели.

Но здесь следует отметить, что старшие и младшие сиблинги обладают достаточной самооценкой.

Выводы

На основании анализа и интерпретации нашего исследования мы можем сделать следующие выводы:

уровень эмпатии во взаимоотношениях старших и младших сиблингов одинаковый;

старшие сиблинги, на эмоциональном уровне, стараются более сблизиться с младшими и проявляют большую степень уважения, как к физическому, так и к психологическому пространству своих братьев;

что касается наличия общих друзей, обретенного жизненного опыта, сопереживания, общих интересов в области спорта, хобби и др., здесь, старшие и младшие сиблинги имеют одинаковое сходство;

доминирование и контроль одного сиблинга над другим имеют одинаковый уровень воздействия;

в отношении гендерной идентичности, можно сделать вывод, что женщины (т.е. старшие сиблинги) полностью удовлетворены своей позицией, что касается младших братьев, они скорее стремятся к проникновению, познанию роли старшего сиблинга;

сиблинговые пары имеют одинаковый андрогинный тип личности - сочетание традиционно женских и мужких черт;

использованные проективные методики показали, что эмоциональная дистанция во взаимоотношениях между сиблингами меньше, и как старшие сиблинги, так и младшие обладают достаточной самооценкой;

беседы и наблюдения испытуемых дали полное подтверждение тому, что эмоциональная дистанция, с учетом полученных гендерных стереотипов, незначительно мала.

Общий вывод: значимой особенностью во взаимоотношениях старшая сестра и младший брат являются их гендерные различия, которые в свою очередь, в нашем случае, являются преимуществом, нежели недостатком, так как теперь мы можем утверждать, что эмоциональная дистанция между сиблингами очень мала.

Рекомендации

На основании сделанных выводов мы можем сказать, что наша гипотеза нашла полное подтверждение в нашем эмпирическом исследовании.

Проведя анализ и интерпретацию результатов исследования - мы можем рекомендовать практическим психологам следующее:

1.       Использовать наш комплекс методик для диагностики сиблинговых взаимоотношений в гендерном аспекте.

2.       Результаты тестирования можно использовать в психоконсультативном направлении, как психологии сиблинговых взаимоотношений, так и психологии семьи.

.        Результаты интерпретации можно использовать в психокоррекционной работе с сиблингами и другими членами семьи.

.        Информацию, собранную в данной работе можно применять в целях психопросвещения и психопрофилактики.

Заключение

При написании данной работы, пожалуй, самым сложным аспектом являлся выбор гипотезы нашего исследования. Изучив различные характеристики сиблинговых пар, и получив результаты исследования, теперь мы видим, в позиции старший и младший сиблинг в гендерном аспекте, эмоциональная привязанность и близость имеет большое значение. Мы считаем, что эмоциональный комфорт между сиблингами, в целом, влияет на взаимоотношения сиблинга с окружающим миром, на его систему восприятия человеческих отношений и природных явлений, а также на формирование здоровых чувств. В первую очередь, мы говорим о чувстве кровного родства. И здесь не имеет значения местонахождение, расовая принадлежность, гендерные различия сиблингов, значимый фактор заключается в том, что это чувство, носит не только единокровный, а главное единоутробный характер. Развивая вышеизложенную мысль, стоит отметить, что сиблинг - это биологически родственная душа.

Всем людям нужна душевная близость, но в то же время люди боятся стать близкими. Душевная близость означает доверить кому-то, открыть себя. Но мы не всегда можем открыться даже самому себе. Поэтому приблизиться всегда сложно. Душевная близость означает, что нужно отбросить маски и защиты. И возникает опасение, что вы можете оказаться в полной власти другого человека. Сложность и состоит в том, что душевная близость предполагает, чтобы отбросили все защиты и обнажили себя оба участника. Необходимо, чтобы кто-то стал первым. Кто-то должен позволить себе быть уязвимым. Рассказать о своей слабости и услышать признание в ответ. Душевная близость создается посредством выражения чувств. А чувства, как известно, зарождаются на эмоциональном уровне.

Список литературы

1.     Каримов И. А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Т.1; - Т.: ИПТД «Узбекистан», 1996. - 349 с.

2.       Адлер А. Наука жить: пер. с англ. Киев: Port-Royal, 1997. 288 c.

.        Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов: пер. с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 448 с.

.        Андреева Т.Н. Когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной семье: дис. канд. психол. наук. М, 1994.

.        Андреева Т.В. Семейная психология

.        Баландина Л.Л. Гендерные особенности индивидуальности детей из многодетных и однодетных семей // Пол и Gender в интегральном исследовании индивидуальности человека / под ред. Б.А.Вяткина. Пермь, 2008. С. 57-74.

.        Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка. В сб: Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. М.: АПН СССР, 1987.

9.       Бойко В.В. Малодетная семья (социально-психологический аспект). -М.: Мысль, 1988.-24 с.

.        Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. -Киев, 1987.С.98-101.

.        Варга А. Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. СПб., 2001.

.        Голод С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. - Л., 1984.-325 с.

13.   Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996, с. 325-330.

14.     Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. 1991. 1. C. 135-142.

15.   Дымнова Т.Н. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской / Психология семьи: Сборник статей / Сост. Т.П. Гаврилова. М.: ООО Вопросы психологии, 2002. - 165 с. (Б-ка журнала Вопросы психологии).

16.     Елизаров А. Н. Введение в психологическое консультирование: Учебное пособие. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, Институт сферы социальных отношений (г. Москва), 2002. - 84 с.

17.   Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

18.     Земска М. - Семья и личность. М., 1986.-180 с.

.        Зырянова Н.М. Ранние сиблинговые исследования [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 2(2). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.08.2010).

20.     Карабанова О.А. «Психология семейных отношений» - Самара, 2001.

.        Ковалев С. В. - Психология семейных отношений. М., 1987.-465 с.

22.   Козлова Л. Е., Лукьянченко Н. В. Влияние сиблинговой позиции детства на характеристики семейной жизни взрослого человека //Школа и личность. Красноярск, 2003.

23.     Кроник А. А., Кроник Е. А. - В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. М., 1989.-356 с.

24.   Кэйдис Л., Макклендон Р. «Шоколадный пудинг» и другие методики интенсивной многосемейной терапии. М., 1998.

25.     Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1998.

26.   Лисина М.И. «Изучение общения с окружающими людьми у детей дошкольного и младшего школьного возраста» - М.,1980.

.       Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. М.: А.П.О., 1995.

28.     Лукьянченко Н. В., Аликин И. А. Теория семейных систем М. Боуена. Красноярск, 2002.

.        Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия. Справочник практического психолога.

30.   Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2006. 150 с.

31.     Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.

.        Немов Р. С. - Психология. М., 1997.

.        Обозов Н. Н. Межличностные отношения. -Л., 1979.-238 с.

34.   Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: ИЦПК, 2000.

35.     Ричардсон Р. У. Силы семейных уз. СПб., 1994.

.        Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992.

.        Сидоренко Е. В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб., 2000.

38.   Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М.: Рипол Классик, 2003. 224 с.

.       Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений. Вопросы психологии, № 1, 1986, с. 165-171.

.       Цельмер З. «Искусство быть вместе. Психология семейных отношений» - М., 1994.

.       Черников А. В. Введение в семейную психотерапию. Интегративная модель диагностики. М., 1998.

.       Ширн Ч., Расселл К. «Рисунок семьи» как метод изучения детско-родительских взаимоотношений. Проективная психология. Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000, с. 345-354.

.       Шванцара Л. и Й. Развитие детских графических представлений. Диагностика психического развития. Под ред. Й. Шванцара. Прага: Мед. изд-во АВИЦЕНУМ, 1978.

44.     Эйдемиллер Г. , Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи.-СПб., 1999.- 652 с.

45.   Abe K., Tsuji K., Suzuki H. The significance of birth order and age difference between siblings as observed in drawings of pre-kindergarten children // Folia Psychiatrica and Neurologica Japonica. 1964. 17. P. 315-325.

46.     Belmont L. Birth order, intellectual competence, and psychiatric status // Journal of Individual. Psychology. 1977. 33(1). P. 97-104.

47.   Cicirelli V. Sibling constellation, creativity, IQ and academic achievement // Child Development. 1967. 38. P. 481-490.

48.     Dunn J., Plomin R. Separate lives: why siblings are so different. Basic Books, 1990.

.        Dunn J. Sibling relationships in early childhood // Child Development. 1983. Vol. 54. P. 787-811.

.        Ernst C., Angst A. Birth Order: It’s Influence on Personality. New York, Springer, 1983.

.        Kidwell J.S. Number of siblings, sibling spacing, sex, and birth order: Their effection perceived parent-adolescent relationships // Journal of Marriage and Family. 1981. Vol. 43. P. 315-333.

.        Koch L. The relation of primary mental abilities in five- and six-year-olds to sex of child and characteristics of his sibling // Child Development. 1954. Vol. 25. P. 209-223.

Похожие работы на - Гендерные особенности сиблинговых отношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!