Восстановление психической работоспособности спортсменов

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,55 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Восстановление психической работоспособности спортсменов

Оглавление

Введение

1. Психопрофилактиказдоровья спортсменов

2. Восстановление психической работоспособности: средства и методы

2.1 Внушение в состоянии бодрствования

2.2 Гипносуггестия

2.3 Аппаратурные методы

Заключение

Список используемых источников

Введение

Занятия спортом, как правило, сопровождаются высокой степенью нагрузки на психику. По мере повышения результатов соревновательной деятельности растут и требования к психической сфере, заставляя человека действовать порой на пределе возможностей. Победа достается тому, кто сможет проявить необходимую быстроту реакции, выдержку, волю, научится преодолевать стрессовые состояния, контролировать и использовать свои эмоции, те или иные психические процессы, умеет быстро восстанавливать духовные и физические силы.

На сегодняшний день одной из важных проблем в практике тренировки спортсменов разной квалификации стоит проблема восстановления их работоспособности.

Современные условия тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов вносят в состояние их здоровья не только прогрессивные адаптивные изменения, рост тренированности и физических качеств, но и значительный компонент дезадаптивных изменений. Эти дезадаптивные изменения на фоне спортивных нагрузок имеют тенденцию аккумулироваться, прогрессировать и трансформироваться в патологическую стадию предболезни, а затем переходить и в хроническое заболевание. В связи с этим проблема реабилитации и восстановления как физической, так и психической работоспособности спортсменов остро стоит перед учеными, спортивными медиками, тренерами и реабилитологами.

Цель данной работы: раскрыть особенности восстановления психической работоспособности спортсменов.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемых источников.

1. Психопрофилактиказдоровья спортсменов

Область медицинской психологии, которая изучает условия, предпосылки обеспечения психического здоровья спортсменов называется - психогигиена спорта. Психогигиена спорта рассматривает возрастные предпосылки, влияние специфических условий спортивной деятельности, а также комплекс мероприятий, направленных на укрепление и сохранение психического здоровья спортсменов.

Главная задача психогигиены спорта - обеспечение психического здоровья спортсмена, что тесно связано с психологией личности спортсмена, психологией спортивного коллектива, психорегуляцией, психопрофилактикой и психотерапией.

В современном спорте нагрузка на психическую сферу спортсменов очень высока. Соревнуясь в ряде случаев на пределе человеческих возможностей, в спорте равных побеждают те, у кого крепче нервы, лучше эмоционально-волевая подготовка, кто способен более качественно восстанавливать свою психическую работоспособность, устранять избыточное нервное напряжение. Необходимость постоянно преодолевать большие не только физические, но и психические нагрузки приводит к повышенной нервно-психической активности, а затем к эмоциональному стрессу.

Однако нагрузка (особенно в профессиональном спорте) так велика, что возникновение психосоматических нарушений становится обычным делом (гипертония, тахикардия, мигрени, гастриты, нейродермиты и т.д.). Возникающая внутренняя "картина болезни" формирует патологические реакции личности на нарушение здоровья, психическую дезадаптацию и среди них одна из самых неадекватных - раздражение и отторжение любых попыток психолога вступить в лечебный контакт. Стройная система саморегуляции нарушается и, в условиях дефицита времени при подготовке к соревнованиям, традиционная тактики психотерапии не работает.

Часто спортсмены сознательно скрывают внешние проявления психической дезадаптации. Это связано с нежеланием показать свою слабость, боязнью не попасть в команду, не поехать на ответственные соревнования и т.п. Поэтому одной из задач психогигиены является четкий объективный контроль состояния спортсмена с обязательным критическим осмыслением полученных данных. Практика показала, что психическая дезадаптация связана снижением уровня работоспособности.

Необходимость постоянно преодолевать большие физические и психические нагрузки связана с повышенной нервно-психической активностью и эмоциональными стрессами. Стресс - обширный круг состояний человека, возникающих в ответ на экстремальные воздействия (информационную перегрузку, дефицит времени, опасность, угрозу, несправедливость, высокий темп работы большую ответственность и т.п.). Различают также дистресс - отрицательное влияние экстремальных условий на психику, приводящее к полной дезорганизации деятельности.

Одним из важнейших направлений психогигиены является психопрофилактика, изучающая вопросы: предупреждения расстройств психического состояния, главным образом невротических; динамики нервно-психического состояния; разработки и внедрения в жизнь мероприятий по обеспечению и восстановлению психического здоровья спортсмена.

Восстановительные мероприятия помогают организму быстрее прийти "в форму", особенно, если известно, что сразу после одной стрессовой ситуации предстоит следующая. Основные средства восстановления:

) Психологические средства: аутогенная тренировка, мышечная релаксация, музыка и светомузыка, гипноз.

спортсмен психическая работоспособность гипносуггестивный

2) Психогигиенические средства: интересный досуг, позитивные кинофильмы, общение с природой, комфортабельные условия жизни, хорошее общение.

) Организационные средства: сбалансированная активность, правильный режим дня, планирование деятельности.

) Медико-биологические средства: массаж, водные процедуры, бани, рациональное питание, полноценный отдых и сон.

) Фармакологические средства: препараты женьшеня, золотого корня, витамины и минеральные вещества, биоактивные добавки, аромамасла. Особое место занимает хороший зеленый чай. Правильно организованная чайная процедура обладает не только фармакологическим, но и ярко выраженным психологическим действием.

Кроме того, спортивная деятельность нередко вынуждает спортсменов скрывать внешние проявления психической напряженности из-за нежелания показать свою слабость, боясь не попасть в команду, и т.п. Все это, естественно, влияет на здоровье спортсменов, поэтому в основе психогигиены лежит четкий объективный контроль за психическим состоянием спортсмена с обязательным критическим осмыслением полученных данных. С этой целью могут активно применяться различные методы психодиагностики спорта.

К этому следует добавить, что спортсмены, боясь не попасть в команду, пропустить соревнования, обнаружить свою неподготовленность, часто скрывают от тренера свои переживания и неблагоприятные для спорта состояния и тем самым затрудняют перестройку психики, ее адаптацию к тренировочному процессу и участию в соревнованиях.

В связи с этим основными задачами психогигиены спорта являются:

восстановление психической работоспособности;

формирование благоприятного психологического климата;

управление психическими состояниями;

психическая десенсибилизация и активизация;

использование психофармакологических средств.

Каждая из этих задач решается специфичным комплексом средств и методов.

2. Восстановление психической работоспособности: средства и методы

Научно-практические исследования показывают, что психические расстройства в спорте связаны, в основном, со снижением уровня работоспособности.

С целью восстановления психической работоспособности могут применяться как чисто психогигиенические методы, так и различные невербальные, аппаратурные методы.

Для обеспечения восстановления психической работоспособности спортсменов используются три группы специальных методов:

внушение в состоянии бодрствования;

гипносуггестия;

аппаратурные методы.

Ведущим механизмом в них является углубленное торможение головного мозга, что способствует более полному использованию возможностей трофотропной функциональной системы. Действие этой системы зависит от уровня бодрствования.

Различают следующие уровни бодрствования:

активное состояние, когда человек занят каким-либо делом;

пассивное, когда расслаблены мышцы, закрыты глаза и человек ни о чем не думает, появляется сонливость;

дремотное, когда сонливость отчетливо выражена, в любой момент человек может заснуть, но еще не спит;

сон средней глубины, когда человек спит, но спит достаточно чутко, способен реагировать на средние по интенсивности раздражители (так называемый "дежурный сон");

глубокий сон, когда наступает полное отключение от дневных забот, человек способен реагировать лишь на достаточно интенсивные раздражители.

Развитие процесса торможения в соответствии с названными уровнями (от активного состояния к глубокому сну) приводит к последовательному нарастанию эффективности восстановительных процессов в нервной системе. Кажущаяся простота восстановления психической работоспособности разбивается, как волна об утес, о невозможность продвинуться хотя бы на ступеньку выше в развитии торможения, не говоря уже о способности заснуть. Это явление хорошо знакомо спортсменам. Так, шахматисты высокого уровня редко обходятся без психолога, одной из основных задач которого является "обеспечение" сна. Спортигровикам, спортсменам "попыточных" видов хорошо известны явления неиспользованных возможностей для отдыха в период между попытками или выходами на площадку, когда спортсмен "остается в игре" или следит за попытками соперников. Вместе с тем у опытных спортсменов нередки случаи использования сна даже в промежутках между попытками.

2.1 Внушение в состоянии бодрствования

Внушение в состоянии бодрствования предполагает формирование осознанного отношения к арсеналу используемых приемов соревновательных действий с позиций оценки их эффективности и рационального расходования энергии, выявление специфических возможностей конкретного вида спорта для восстановления работоспособности и "сберегательных технологий" ведения соревновательной борьбы.

Со спортсменом проводится беседа. В простой, ненавязчивой форме ему объясняются причины его неудач и рекомендуют доступные варианты их оперативного преодоления. Очень важно, чтобы совместно со спортсменом обсуждалось все, что необходимо устранить в процессе психорегуляции. Это могут быть, во-первых, создание канала для дренажа эмоций: спортсмен должен излить свои ощущения и почувствовать облегчение. Во-вторых формирование нового очага возбуждения, который способен отвлечь от навязчивых мыслей. В-третьих, выработка определенной тактики поведения, чтобы спортсмен поверил в себя. Спортсмен должен чувствовать себя активным партнером психолога (тренера), проводящего с ним беседу, а не выступать в роли потребителя.

Обычно в форме доверительной беседы спортсмен и тренер обмениваются мнениями о причинах неудач в соревнованиях и анализируют условия преодоления недостатков. Чаше всего в качестве таких условий могут служить обеспечение эмоциональной разрядки (дренаж эмоций), отвлечение или сознательное переключение внимания на другой объект, а также формирование специального стиля поведения, позволяющего демонстрировать соперникам наличие запаса сил и психической активности.

Одним из важных условий внушения в состоянии бодрствования служит стремление спортсмена к преодолению недостатков и приобретению необходимых навыков психической реабилитации. В командных видах спорта такие беседы могут заканчиваться разработкой специальных словесных формул, которые принимаются всеми игроками и становятся своеобразными законами их поведения на поле, площадке, корте.

2.2 Гипносуггестия

Под вербальными гипносуггестивными воздействиями подразумевается формирование у спортсмена (с помощью слов) особого сноподобного состояния (вплоть до гипнотического), в котором процессы восстановления будут протекать намного эффективнее, чем во сне или в состоянии бодрствования.

Гипносуггестия подразумевает способность спортсмена переходить к особому сноподобному состоянию, характеризующемуся доверием к лицу, проводящему сеанс. В сноподобном состоянии, вызванном с помощью гипносуггестии, доминирование восстановительной (трофотропной) системы может быть максимальным.

В гипносуггестии одновременно используются как свойства трофотропной функциональной системы, так и возможности второсигнальной (с помощью речи) регуляции психики. Благодаря этому эффект восстановления может быть выше, чем во время сна или при внушении в период бодрствования.

Однако выраженность способности к гипносуггестивным воздействиям у людей весьма индивидуальна, поэтому и применение данной группы методов не всегда оправдано.

2.3 Аппаратурные методы

Аппаратурные методы применяются в тех случаях, когда эффективность словесных и гипносутгестивных методик оказалась недостаточной или степень психического напряжения не позволяет надеяться на успех восстановления психической работоспособности. Следует отметить основные причины, когда бывает недостаточно применение словесных методов:

) недостаточная внушаемость спортсмена;

) неумение пользоваться методами психорегуляции;

) отсутствие условий для проведения сеанса;

) значительное снижение или, наоборот, повышение нервно-психического напряжения;

При появлении причин недостаточности применения словесных методов большую пользу в осуществлении восстановления психической работоспособности оказывают аппаратурные методы. К числу этих методов относят:

электроанальгезию;

электромассаж;

электропунктуру.

Электроанальгезия базируется на воздействии импульсных токов определенной формы и частоты (от 500 до 2000 герц) на центральную нервную систему, что способно формировать участки распространяющейся депрессии.

Благодаря применению аппаратурных методов ослабляется последействие стрессовых состояний и создаются предпосылки для более успешного использования вербальных методов.

Длительность аппаратурного воздействия, как правило, не превышает получаса. Следует отметить, что совместное использование аппаратурных и вербальных средств восстановления не только более эффективно, но и способно поколебать и даже разрушить неверие в силу словесных методов.

Электромассаж предполагает использование миостимуляции слабым током (до 650 микроампер) различных мышечных групп. Миостимуляции подвергаются наиболее обширные и крупные группы мышц: живота, спины, бедер. Как правило, конструкцией прибора обеспечивается поочередное (по кругу) подключение мышечных групп.

Мощный реабилитационный эффект у спортсменов с травмами опорно-двигательного аппарата дает сочетанное применение психической саморегуляции и физических упражнений в водной среде. Проблема скорейшего возвращения спортсмена "в строй" в спорте высших достижений после тяжелых травм является наиболее острой с точки зрения психогигиены посттравматических стрессовых состояний.

Электропунктура сопряжена с обнаружением и последующей стимуляцией слабым постоянным током электрически активных точек кожного покрова. Обнаружение этих точек облегчается особыми атласами и приборами, измеряющими сопротивление кожи на этих участках. Воздействие на электрически активные точки кожи способствует ликвидации дисбаланса возбуждения и торможения в центральной и вегетативной нервной системе.

В психопрофилактике и психогигиене в спорте целях восстановления психической работоспособности, используются и различные психофармакологические средства.

Целесообразность их использования объясняется тем, что:

основное действие этих препаратов помогает нормализовать психо-вегетативные реакции;

они значительно повышают физическую и умственную работоспособности.

Психофармакологические средства делятся на пять групп:

) транквилизаторы оказывают седативное, успокаивающее действие, снижают психическое напряжение, страх и тревогу, нормализуют психическое состояние и уменьшают вегетативные расстройства;

) антидепрессанты (две разновидности): одни успокаивают и повышают настроение, другие стимулируют психическую активность;

) психостимуляторы оказывают тонизирующее, энергизирующее действие и стимулируют мотивацию достижений;

) ноотропы действуют на разум, улучшают деятельность высших психических функций, используются в качестве средств оптимизации умственной деятельности и повышения адаптации к длительным физическим нагрузкам;

) адаптогены очень многочисленны, широко используются в народной медицине. Выделяют две группы адаптогенов:

а) преобладают экономизирующие свойства (препараты женьшеня, элеутерококка, золотого корня и др.);

б) выражены стимулирующие свойства (препараты китайского лимонника, левзеи и др.).

Психофармакологические средства должны применяться по назначению врача в случаях необходимости, только в послесоревновательном или тренировочном периоде.

Таким образом, конкретный выбор восстановительных средств психической работоспособности определяется видом спорта, периодом тренировки, ее режимом. Рассмотренные восстановительные мероприятия позволяют повысить психическую работоспособность, уменьшить вероятность травм и перенапряжения, улучшить психологическое состояние спортсменов в тренировочном и соревновательном периоде.

Заключение

Занятия спортом, как правило, сопровождаются высокой степенью нагрузки на психику. По мере повышения результатов соревновательной деятельности растут и требования к психической сфере, заставляя человека действовать порой на пределе возможностей.

На сегодняшний день одной из важных проблем в практике тренировки спортсменов разной квалификации стоит проблема восстановления их работоспособности.

Работоспособность - это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

Восстановление психической работоспособности, формирование благоприятного психологического климата, управление психическими состояниями, психическая десенсибилизация и активизация - задача психогигиены спорта. Главная задача психогигиены спорта - обеспечение психического здоровья спортсмена, что тесно связано с психологией личности спортсмена, психологией спортивного коллектива, психорегуляцией, психопрофилактикой и психотерапией.

Психогигиенические методы восстановления психической работоспособности в спорте: внушение в состоянии бодрствования, гипносуггестия, аппаратурные, а также психофармакологические средства.

Список используемых источников

1.Гиссен Л.Д. Психология и психогигиена в спорте/ Л.Д. Гиссен. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 149 с.

2.Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.

.Журавлёв Д.В. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена: метод. пособие/ Д.В. Журавлёв. - М.: МКПЦН., 2009. - 120 с.

.Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

.Попов А.Л. Спортивная психология. Учебное пособие для спортивных вузов/ А.Л. Попов. - М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 1998. - 152 (219) с.

Похожие работы на - Восстановление психической работоспособности спортсменов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!