Влияние восприятия на формирования профессиональных качеств у сотрудника пограничных органов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,17 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние восприятия на формирования профессиональных качеств у сотрудника пограничных органов
















Курсовая работа

"Влияние восприятия на формирования профессиональных качеств у сотрудника пограничных органов"

Введение

восприятие пограничный служба

Оперативно-служебная деятельность Пограничной службы Р.Ф. характеризуется высокой напряженностью условий ее выполнения. Опыт действий войск в различных «горячих точках» границы России и стран СНГ (особенно в Таджикистане, на административной границе с Чеченской Республикой) и стажировки на границе, подтверждает высокие требования к психическим познавательным процессам личности а, особенно к восприятию военнослужащими восприятия пространства, времени, движения. В выполнении задач, поставленных перед пограничниками, важное место занимают формы существования материи, поэтому процесс правильного восприятия любого предмета во многом зависит от способности пограничника к восприятию пространства, времени и движения во время ведению боевых действий и выполнении различных служебно-боевых задач.

Актуальность работы обусловлена тем, что существующий в настоящее время уровень подготовленности личного состава пограничной службы Р.Ф. к выполнению служебно-боевых задач, особенно в «нестандартных» условиях, не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемых профессии на современном этапе.

Объектом данной работы является психические познавательные процессы.

Предметом работы восприятие в службе у сотрудника пограничных органов

Целью данной работы является изучения восприятия и его значение в службе сотрудника пограничных органов

В соответствии с целью ставятся следующие задачи:

. На основе анализа научной литературы по теме рассмотреть понятие и сущность, содержания восприятия.

.Изучить восприятия как психический процесс личности.

.Рассмотреть пути развития восприятия у сотрудника пограничных органов в деятельности по охране государственной границы.

.Рассмотреть пути повышения эффективности восприятия в службе сотрудника пограничных органов.

Новизна курсовой работы заключается в том, что сгруппирован ряд методик восприятия которые можно использовать в дальнеишем для совершенствования уже имеюшихся у пограничника знаний о восприятии.

Основные особенности и свойства восприятия, влияющие на формирование профессиональных качеств у сотрудника пограничных органов

Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств и качеств, как происходит при ощущении.

Как психический познавательный процесс, восприятия характеризуется некоторыми общими свойствами.

Речь идет, прежде всего, о предметности восприятия. В восприятии человек отражает не просто физические тела как сгустки вещества, а предметы, имеющие определенное назначение. Например, у солдата, идущего в наряд, за ремнем не просто удлиненное тело из пластмассы, а телефонная трубка, предназначенная для переговоров. Жизнь человека среди предметов делает его восприятие предметным.

Другое свойство восприятия - осмысленность. Воспринимаемые человеком предметы имеют для него жизненный смысл: они могут быть вредными или полезными, они обозначаются языковыми терминами

Осмысленность восприятия проявляется в том, что воспринимаемый предмет мы сравниваем с прошлыми восприятиями, прошлым опытом и определенным образом и относимся к нему. Например, видя человека, появившегося в районе пограничной полосы, пограничник, естественно, остановит его, ибо каждый пограничник воспринимает всякого незнакомого человека, появившегося в пограничной зоне, как возможного нарушителя, а может быть и врага.

Другое свойство восприятия - целостность. Она выражается в том , что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многий качеств и свойств, даже если отдельные из этих качеств в данный момент и не воспринимаются. Поэтому, если воспринимаемый объект воздействует и не всеми своими качествами, то целостность восприятия как бы восполняет отсутствующие качества и свойства отражаемого предмета. Например, солдат с вышки заметил быстро передвигающееся по дороге облако пыли. Он еще не видит машину, а воспринимает только некоторые присущие ей качества. И все же воин уже представляет, что там движется машина.

Восприятие человека - это активный процесс. В каждый момент в восприятии выделяется объект восприятия, а все остальное, так или иначе отражаемое сознанием, составляет фон восприятия. Например, на занятиях рассказ офицера составляет объект восприятия, а шум во дворе, движение в коридоре, шорохи в помещении - фон восприятия. При этом наиболее ярко отражается именно объект восприятия, в данном случае рассказ офицера. Если же шум и движение, составляющие фон, окажутся более рельефными, чем объект восприятия, то процесс обучения может быть нарушен.

Выделение объекта в восприятии может происходить непроизвольно, без затраты волевых усилий. Это бывает в том случае, когда объект знаком человеку, когда ему детально известны его составные части. Например, опытный пограничник настолько хорошо знает охраняемый участок, что легко замечает малейшие изменения на нем: появившуюся сломанную сухую веточку, сдвинутый или перевернутый камень, то есть он, легко выделяет эти новые предметы из всего того, что привык здесь видеть.

Когда же все элементы воспринимаемого объекта солдату одинаково незнакомы, выделение его происходит произвольно и требует затраты волевых усилий. Так, при первом знакомстве с местностью приходится напряженно изучать каждый ее метр, всматриваться во все детали.

Восприятие во многом зависит от прошлого опыта человека. К прошлому опыту относятся: знания, настроения, чувства, переживаемые не только в данный момент, но и в прошлом. Восприятие зависит также и оттого, что человек ожидает или желает увидеть в воспринимаемых вещах. Зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека называется апперцепцией.

Так, например, некоторые молодые солдаты, впервые неся службу часового, настолько находятся под влиянием рассказов старослужащих, что в каждом шорохе, в каждой тени видят нарушителя.

Апперцепция бывает устойчивой. Она зависит от взглядов человека, его мировоззрения и знаний, которые формируются длительное время и медленно поддаются изменениям. У солдат-пограничников формируется военная апперцепция. У них развивается мировоззрение, взгляды на свою службу, навыки и умения нести службу и владеть оружием. Такая апперцепция - основа того, что воин на все окружающее будет смотреть глазами пограничника, будет действительно бдительным.

В этой связи интересен такой эпизод. На границу приехали шефы. Среди них были артисты, художник, рабочие леспромхоза и совхоза. Они провели с воинами встречи, беседы, выступили с концертом. Их приезд доставил пограничникам много радостных минут.

Посещение границы дало много интересных впечатлений и шефам. Но на вопрос, каковы ваши впечатления, они отвечали, что восхищены личным составом, скромностью воинов, их культурой, а также красотой окружающего пейзажа. При этом каждый из них в пейзаже выделял разные стороны. Так, художник сказал, что местность в районе заставы «просится на полотно», лесорубу понравился великолепный строевой лес на границе, а рабочий (как выяснилось позже, большой любитель охоты) подчеркнул, что места, явно хорошие для охоты.

Когда же спросили у одного из сержантов, что он думает о местности, на которой песет службу, то услышали, что лесной район у оврага требует особо внимательного наблюдения. Как видно, у перечисленных товарищей имеется апперцепция, они смотрят на мир «глазами своей профессии». Очень важно, чтобы пограничник на все смотрел глазами пограничника.

Была у воина выработана военная апперцепция, он может правильно понимать и оценивать обстановку правильно принимать решения и действовать. Апперцепция составляет часть того, что является опытом человека.

Иное дело временная апперцепция, которая зависят от психического состояния человека в момент восприятия. Чувства, настроения, мысли, воспоминания, xapaктер совершаемой работы и отношений к ней - все эти и создает временную апперцепцию. Так, испуг, усталость, неудовлетворенность - все это оказывается на восприятии. Ведь не случайно говорят: «У страха глаза велики».

В процессе восприятия могут допускаться ошибки. Неправильное, искаженное восприятие называют иллюзией. Причины иллюзий бывают различные.

Их может вызвать временная апперцепция. Например, некоторые солдаты на первых порах несколько боятся темноты и вследствие этого проявляют излишнюю настороженность, неправильно истолковывают некоторые предметы и явления.

Иллюзия может возникнуть также при отсутствие достаточной контрастности, не выраженности граней между воспринимаемыми предметами и окружающим фоном по форме, объему, цвету, освещенности. Вся маскировка военных объектов, техники и людей строится на устранении контрастности, стирании граней между объектом и фоном. Так, камуфлированные покрытия, спецодежда разведчика или пограничника раскрашиваются так, что форма и цвет маскируемого подбираются под окружающий фон. В результате этого затрудняется выделение и восприятие объекта противником.

Иллюзии могут возникнуть и тогда, когда человек не понимает смысла воспринимаемого или когда тот или иной смысл насильно вносится туда, где его нет. Понимание смысла воспринимаемого в подобных случаях уничтожает иллюзию.

Существует иллюзия, которую называют эффектом иррадиации. Она вызывается тем, что светлые предметы всегда кажутся большими, чем такие же по размеру темные предметы. Эта иллюзия проявляется в сумерках, тумане, ночью при лунном освещении.

Есть еще одна иллюзия, состоящая в переоценке горизонтальных линий по сравнению с вертикальными. Это объясняет то, что предметы, имеющие длину в вертикальной плоскости, воспринимаются большими, нежели какие же предметы, расположенные горизонтально.

Возможно искаженное восприятие и в силу того, что заполненное объектами пространство всегда кажется большим, чем такое же незаполненное пространство.

В восприятии есть тенденция переоценивать величину острых углов и недооценивать ее в тупых углах.

Можно сказать и еще об одной иллюзии, которая называется меняющимся рельефом. Речь идет о том, что выступы непонятных предметов или очертаний могут попеременно восприниматься то как выступающие, то как уходящие детали. Примером подобного рода иллюзии являются ошибки восприятия излома опушки значительно удаленного леса. Бывает трудно установить, выступает или уступает наблюдаемая группа деревьев. Офицерам очень важно знать причины, вызывающие иллюзии в восприятии, и учить подчиненных преодолевать их, правильно воспринимать окружающее. Так, развитие воли помогает одолевать временную апперцепцию как причину иллюзий. Обучение солдат помогает подмечать и выделять в обстановке малейшие штрихи, избегать иллюзии объекта и фона. Знание причин иллюзии, умение контролировать свои восприятия также помогает избежать ошибок в восприятии. Наконец, воинов надо приучать искать смысл в воспринимаемом. Всё это помогает преодолевать иллюзии в восприятии.

Наравне с таким закономерным явлением, как иллюзия, существует другое свойство восприятия - константность. Константность восприятия - это постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств (предметов, а также тем, что предмет воспринимается обычно в окружении других известных нам предметов.

Развитие константности восприятия достигается за счет ознакомления солдат с предметами, обстоятельствами и явлениями, с которыми им придется сталкиваться в процессе службы на границе. Пограничников нужно вооружать знаниями о местности и местных предметах, о возможностях для скрытного и быстрого передвижения, которые присущи разным видам местности, об особенностях, обычаях, нравах местного населения сопредельной стороны, о морально-боевых качествах личного состава войск пограничной охраны соседнего государства и т. д. Достаточное знакомство со всем этим помогает пограничнику избежать ошибок в восприятии и действиях, ибо создает константность восприятия.

Без знании и учета перечисленных черт и закономерностей процесса восприятия нельзя успешно маскировать те или иные объекты. В соответствии с этими положениями психологии при маскировке объекта рекомендуют прежде всего стирать грань между объектом и фоном: это затрудняет наблюдателю противника выделение объекта восприятия. На этом принципе осуществляется изготовление и использование камуфлированных покрытий, маскировочных сетей, а также маскирующей окраски. При маскировке расположения следует создавать ложные объекты и группировать их так, что бы они воспринимались как реальная система, как целое. Например, маскируя оборонительный район, следует создать ложные огневые точки и расположить их системно. Это помешает противнику увидеть реальную систему огня. При маскировке следует опираться на прошлый опыт противника, его апперцепцию. Например, на оставляемых позициях следует поставить макеты оружия, боевого снаряжения, что введет противника в заблуждение, вызовет иллюзию, искаженное восприятие.

В зависимости от степени участия воли восприятие обычно подразделяют на непреднамеренное и преднамеренное.

Непреднамеренное восприятие происходит тогда, когда предмет воспринимается без сознательно поставленной задачи па восприятие, когда процесс восприятия не связан с полевым усилием. Если спросить у пограничника, возвратившегося из населенного пункта, куда он ходил за почтой, что он видел по дороге, то он довольно подробно расскажет о маршруте следования. В данном случае все, что он видел и о чем рассказал, он воспринял без поставленной задачи и без усилий воли.

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что оно происходит в соответствии с поставленной задачей и связано с известными волевыми усилиям.. Пограничник, находясь в дозоре, должен преднамеренно воспринимать все происходящее на границе и по возвращении подробно об этом доложить.

Особой, наиболее развитой формой преднамеренного восприятия является наблюдение. Наблюдение - это длительное, систематическое, целенаправленное, преднамеренное восприятие определенного объекта. Специально подготовленный и ведущий наблюдение и соответствии с поставленной задачей пограничник называется наблюдателем.

Наблюдение может быть успешным в том случае, если наблюдатель имеет определенную, осознанную им цель наблюдения, хорошо понимает стоящую перед ним задачу. Предварительная подготовка, знание правил и приемов наблюдения позволяют наблюдателю более успешно справиться с поставленной задачей. Кроме того, требуется, чтобы у наблюдателя были хорошо натренированы произвольное восприятие, внимание и память, чтобы он знал о тех объектах, за которыми наблюдает. Развитую способность к наблюдению называют наблюдательностью. Развивается она путем систематической тренировки. С этой целью личному составу надо регулярно ставить задачи на наблюдение и контролировать результаты выполнения этих приказаний, требовать четких и кратких докладов обо всем, что они увидят во время своих наблюдений.

Для того чтобы правильно оценивать возможность солдат и сержантов к наблюдению и на этой основе развивать у них наблюдательность, офицеру следует знать о существовании трех типов восприятия. Каждый воин в той или иной степени является представителем одного

из этих трех типов.

Синтетический тип характеризуется тенденцией к восприятию окружающей обстановки или отдельного объекта в целом. Человек, обладающий таким типом восприятия, нередко не улавливает детали и частности того, что наблюдает.

Аналитический тип, наоборот, склонен углубляться в детали, великолепно воспринимает частности, но плохо видит целое.

Аналитико-синтетический тип в одинаковой степени замечает общее и частное, схватывает общую картину, не упуская детали.

Для офицера очень важно знать, каким типом восприятия обладает каждый его подчиненный. Это позволит ему предотвращать вероятные ошибки в наблюдении и вырабатывать у всех пограничников и сержантов аналитико-синтетический тип восприятия, являющийся наиболее ценным.

Известно, что формами существования материи являются время, пространство, движение.

Каждый предмет и явление имеют пространственную, временную xарактеристику и характеристику динамических качеств Поэтому процесс правильного восприятия любого предмета во многом зависит от способности человека к восприятию пространства, времени и движения.

Восприятие пространства. Органы чувств человека, дают ему возможность правильно отражать объективно' существующее трехмерное пространство.

Форма, величина, объем и расстояние между предметами воспринимаются благодаря тому, что в мозг человека поступают сигналы одновременно от нескольким органов чувств: находящихся в мышцах, заведующих сокращением и расширением зрачка, в мышцах, заведующих движением глаз в орбите, а также от органов осязания, вестибулярного аппарата и самое главное -от органов зрения. Идущие от перечисленных органов сигналы в кору головного мозга своей совокупности дают отражение пространственных свойств предмета. Например, пограничник, наблюдая за сопредельной стороной, воспринимает очертание береговой линии благодаря тому, что в мозг идут сигналы, вызванные сокращением мышц, заведующих движением глаз (повторяющих линию берета), и шейных мышц, вследствие движения головы в сторону объекта зрительного восприятия.

Развитие пространственного восприятия у воинов достигается путем систематического проведения занятий с личным составом на местности, передвижений на местности, внимательного наблюдения и изучения местных предметов.

Пространство и, главным образом, расстояния могут правильно восприниматься и оцениваться благодаря использованию некоторых искусственных приемов. Вот один из них. Зная физические размеры наблюдаемых предметов, наиболее часто встречающихся в условиях службы: рост человека, высоту дерева, размеры построек и т.д., можно определить расстояние до них по угловым размерам. Величина угла легко устанавливается с помощью пальцев вытянутой руки: если наблюдаемый объект заслоняется мизинцем, его угловая величина равна 0,20,средним, указательным или безымянным - 0,30, большим - 0,40. Размер наблюдаемого объекта, выраженный в сантиметрах, умножают на 1000 и делят на целую цифру угловой величины. Результат показывает расстояние в сантиметрах.

Другой прием. Сначала определяют линейный размер объекта по числу миллиметров линейки, которой он покрывается, причем линейка должна отстоять роило на 60см от глаза. Затем величину предмета в сантиметрах делят на линейный размер и результат умножают на 6. Получается расстояние.

Расстояние можно определить также при помощи постоянной величины (на местности мысленно откладываются известные по величине отрезки); по степени видимости предметов (каждый пограничник должен знать степень видимости на различном удалении; по времени, за которое долетает до наблюдателя звук, издаваемый предметом; по слышимости источника звука.

Всем этим .приемам восприятие пространства надо систематически тренировать, только таким путем можно выработать навыки быстрой и точной оценки пространственных величин.

Восприятие времени - это отражение продолжительности и последовательности событий.

События и явления в окружающем человека мире имеют более или менее постоянную продолжительность и последовательность. Например, суточное движение земли, смена фаз луны, смена времен года, органические процессы в природе и т. д. Жизненные процессы человека также имеют определенную последовательность и длительность: ритм сердечной деятельности, дыхательный ритм, ритм отдыха и бодрствования, ритм питания и т.д.

Образование условных связей (рефлексов) в коре головного мозга человека между его жизненными процессами и теми событиями, которые происходят и окружающем мире, составляют основу восприятия времени. Правильное восприятие времени формируется на протяжении всей жизни. Оно зависит от жизненного опыта человека, от опыта практической деятельности в различных условиях, от состояния и работы его психики.

Точность восприятия времени особенно нужна в воинской деятельности. Тренировка личного состава в правильном восприятии времени предполагает такую организацию учебы и службы, когда каждый пограничник систематически знакомится с различными явлениями воинской и служебной деятельности и вынужден учитывать их последовательность и продолжительность. Развитию правильного восприятия времени соответствует строгое и неуклонное выполнение распорядка дня, четкая организация и проведение всех учебных и служебных мероприятий на заставе и т. д. Достижению этой же цели способствует систематическое проведение передвижений личного состава на транспорте или строем, выполнение всевозможных работ. Если пограничники хорошо осведомлены о направлении и дальности этих перемещений, об объеме и последовательности выполнения работ, то такая деятельность постоянно формирует у них способность правильно воспринимать время и точно распределять его.

В восприятии времени могут быть ошибки. Обычно имеется тенденция недооценивать короткие временные промежутки. Наблюдается также тенденция и к переоценке длинных временных промежутков. Часто намеченное па отдаленный срок мероприятие меньше волнует исполнителя, ему кажется, что времени в его распоряжении еще очень много и он может не спешить с выполнением задания. Подобная переоценка запаса времени обычно ведет к нарушению ритмичности в работе. И наоборот, недооценка времени подчас вызывает излишнюю поспешность, суетливость. Склонность к недооценке или переоценке времени можно наблюдать на стрельбах. Один пограничник спешит, поэтому стреляет, плохо прицелившись. Другой систематически не укладывается в нормативы времени, поэтому мишень остается непораженной.

В работе с личным составом надо учитывать, что люди в силу своих индивидуальных особенностей по разному воспринимают фактор времени. У одних сильное выступает тенденция к недооценке, ускорению времени, у других - к замедлению, переоценке времени. Наконец, на точность восприятия времени влияет профессия, опыт. У восприятие движения перемещение тел в пространстве воспринимается благодаря работе нескольких органов чувств. Пограничник, наблюдая за передвижением человека на сопредельной стороне, меняет направлелие оси зрения перемещением глаз в глазных впадинах, поворотом головы. Нервные импульсы, поступающие от органа зрении и указанных мышц в кору головного мозга, лежат в основе восприятия движения.

Восприятие движения является также важной предпосылкой правильной ориентировки пограничника при выполнении задачи. На основе правильной оценки направления и скорости передвижения нарушителя границы можно не только раскрыть его замыслы, но и наметить правильный путь преследования, обеспечивающим задержание врага.

Каждый пограничник должен научиться правильно воспринимать и оценивать движение, как окружающих его подвижных объектов, так и свое собственное. Направление и скорость движения должны восприниматься в единстве. Это особенно важно при стрельбе по подвижной цели, для того чтобы правильно определять упреждение и момент для производства выстрела.

Чтобы уметь правильно определять скорость и направление движения, необходимо знать вероятные скорости движущихся объектов, иметь опыт их восприятия, как невооруженным глазом, так и с помощью оптических средств.

Колокольня, заводская труба, вода напорная башня видны на расстоянии 15-20 км; многоэтажный дом - 8-10, окно в доме - 4 км; одноэтажный дом - 5- 8 км; труба на крыше дома - 3км; отдельные люди -2км, общий контур человека -1км; движение pyк и ног человека -700м; головной убор, переплеты окоп -400 м; голова и плечи, овал лица, цвет одежды-300м; лица людей, кисти pyк - 200 м; кирпичи в стенах, листья деревьев - 100 м.

Ночью в тихую погоду можно услышать следующие звуки на следующем удалении: разговорная речь -100-200м; рубка дров -300м; треск сухих сучьев в лесу- 800 м; движение автомашины 6OO -1000 м; звук выстрела - 3000-4000 м.

Подводя итог по первому вопросу, я постарался в вопросе наиболее широко раскрыть, рассмотреть свойства, виды, типы, формы восприятия и связать это всё с пограничной деятельностью описывая на примере пограничной заставы. Так же , замечу что основная ответственность по организации и руководству психологической подготовкой, развитию свойств, видов, типов, форм восприятия у личного состава пограничной заставы ложиться на начальника заставы, так как он несет непосредственную ответственность за разносторонию подготовку личного состава пограничной заставы. И задача состоит его в том, чтобы еще в мирное время, в ходе обучения и воспитания, предусмотреть и поставить обучаемого в такие условия, в которых будут выработаны необходимые для выполнения служебной задачи психологические качества. Другими словами, в ходе повседневной учебно-боевой подготовки до минимума сократить все то новое, неизвестное, с чем пограничник может встретиться в ходе оперативно-служебной деятельности на участке заставы.

Пути совершенствования восприятия в процессе формирования профессиональных качеств у сотрудника пограничных органов

Так как нам известно что восприятие - это целостное отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Именно оно наиболее тесно связано с анализом информации, поступающей из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от анализаторов воздействующих на познавательные процессы офицеров пограничников различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, движения и др. Но во всех институтах ПС ФСБ РФ у офицеров пограничников пути развития восприятия в деятельности по охране государственной границы построены на изучении упражнения по развитию восприятия на практических занятиях по психологии. Далее я раскрою суть и методику проведения упражнений по развитию восприятия у офицеров, на которые самое больше акцентируется внимание преподавателей психологии.

Упражнения по развитию восприятия.

Упражнение 1.

Назначение: развитие осязания у пограничников

Инструкция: обучаемый пограничник становиться лицом к аудитории, закрывает глаза, вытягивает руку в сторону ладонью вниз и отворачивает голову так, чтобы не видеть вытянутой руки. На первом этапе преподаватель показывает предмет так, чтобы его видели все обучаемые пограничники, кроме испытуемого. Затем преподаватель кладет предмет на тыльную сторону руки испытуемого пограничника и просит его дать характеристику этого предмета. После чего предмет осторожно снимают. Аналогичным путем осуществляется идентификация и других предметов. При этом ответы испытуемого пограничника могут заноситься в протокол.

На втором этапе эксперимент проводится так же, как и на первом, с той лишь разницей, что предметы кладут на ладонь.

На третьем этапе испытуемому пограничнику поочередно предлагают ощупать каждый из исследуемых предметов, лежащих на ладони.

В качестве предметов могут использоваться резинка, мел, вата, скрепка, ключ, кольцо и др.

Упражнение 2.

Назначение: развитие осязания у пограничников.

Инструкция: Преподаватель кладет на стол несколько предметов и накрывает их непрозрачной тканью и просит, определите на ощупь (через ткань) каждый из этих предметов испытуемого пограничника

Упражнение 3.

Назначение: развитие осязания у офицеров пограничников

Инструкция: Преподаватель говорит обучаемым пограничникам возьмите два одинаковых спичечных коробка. Пронумеруйте их. Внимательно изучите каждый из них и осязательно, и зрительно. Найдите и запомните своеобразие каждого коробка. Если будете внимательны, то непременно найдете различия между ними. Затем установите связь между номером коробка и ощущениями от него. Отвернитесь, перемешайте коробки и узнайте их с помощью осязания. Данное упражнение можно усложнить за счет последовательного увеличения числа коробков от двух до десяти.

Хотите еще сложнее?

Возьмите десять спичек. Вы убедитесь, что каждая спичка имеет свое особенное «лицо», хотя все они и кажутся совершенно одинаковыми. Спички могут быть пронумерованы по граням римскими цифрами.

Если выполнение упражнений с коробками и спичками будет вызывать сложности, можно начать с пяти книг разной толщины и формы. Потом попробуйте увеличить их число до десяти. Но после книг обязательно займитесь коробками и спичками. Сколько коробков и спичек Вы угадали верно? Сколько сегодня очков Вы выбили из десяти возможных товарищи пограничники?

Упражнение 4

Назначение: развития осязания у пограничников.

Инструкция: Преподаватель говорит пограничникам положите в карман или сумочку несколько монет, чтобы на ощупь сосчитать общую сумму. Это упражнение можно трансформировать в игру «кассир». Для игры этой потребуется мелочь различного достоинства.

Условия игры: не глядя на монеты, кассир должен получить от покупателя плату за покупку и дать сдачу. Покупатель должен сначала назвать сумму, потом давать по одной монете, не называя их достоинства. Кассир, проверив осязанием полученную сумму денег, называет сумму сдачи и выдает ее по одной монете, так же, не говоря ни слова. Не просчитайтесь товарищи пограничники.

Упражнение 5

Назначение: развитие осязания у пограничников.

Инструкция: В карманах одежды, под мышкой, в носках и др. находятся различные предметы (ключи, ручка, расческа, пуговицы, монета, пистолет и др.) Обучаемые пограничники должны на ощупь в течение 10 секунд определить место нахождения предметов.

Тренироваться можно индивидуально и попарно. Упражнение повторяется каждым членом группы со сменой предметов и места их расположения до достижения хороших результатов. При выполнении упражнения целесообразно менять партнеров.

Упражнение 6

Назначение: развитие осязания у пограничников.

Инструкция: завяжите глаза испытуемому пограничнику. Подведите его к сидящему товарищу, с тем, чтобы он по прикосновениям к прическе определил, кто перед ним.

Упражнение 7.

Назначение: развитие точности восприятия времени у пограничников.

Инструкция: Обучаемым пограничникам дается задание определить промежуток времени между первым и вторым ударом карандаша по столу руководителя занятия.

Временные отрезки даются в начале с нарастанием (например, 7, 15, 27, 36, 43, 55 секунд), а затем вразброс (например, 45, 9, 17, 4, 29 секунд). Часами или секундомером пользуется только ведущий. Результаты оценивания могут заноситься в таблицу.

Таблица

Номер серииПродолжительность временных отрезков по оценке обучаемых (В)Настоящая продолжительность временных отрезков (А)Разность в оценке временных отрезков (С = В - А)

Упражнение можно усложнять за счет внесения звуковых или световых помех. Помехи могут создаваться голосом, стуками, включением радио или магнитофона, миганием света и др.

Упражнение 8

Назначение: развитие глазомера у пограничников.

Инструкция: На доске рисуются пять линий различной длины, например 45, 33, 67, 28, 19 см. Каждая из них обозначается буквами: а, б, в, г, д. Линии не пересекаются друг с другом, но расположены под различными углами. Обучаемые пограничники должны на глаз определить длину каждой линии и полученные результаты занести в таблицу.

Таблица

Номер набораНомер линии, подлежащей оценкеРазмер по оценке обучаемогоТочный размерРазность в определении1.АБ

Упражнение 9

Назначение: развитие глазомера у пограничников.

Инструкция: Товарищи пограпничники посмотрите на спинку своего стула. Закройте глаза, не открывая глаз, раздвиньте руки на ширину спинки стула. Откройте глаза, проверьте.

Посмотрите на тетрадь или книгу, лежащую на столе. Закрыв глаза, покажите поочередно несколько раз ширину стула и ширину тетради, книги.

Сделайте то же с открытыми глазами. А теперь с закрытыми.

Упражнение 10

Назначение: развитие слуха у пограничников.

Инструкция: Отвернитесь товарищи пограничники, по какому предмету я стучу карандашом? ...А теперь? Звуки разные - карандаш постукивает то по книге, то по столу, то по стеклу, то по руке, то по авторучке, то по часам.

Упражнение 11

Назначение: развитие слуха у пограничников.

Инструкция: обучаемым пограничникам предлагается магнитофонная запись восьми различных звуков и шумов с целью определить источники каждого из них.

В качестве источников звуков могут использоваться:

обычные звуки, воспроизводимые человеком (шаги по асфальту, земле, по листве, в помещении, по лестнице вверх и вниз, шаги женщины и мужчины, шелест одежды и страниц книги, звук разрываемой бумаги и т.п.)

звуки и шумы в помещении и на улице (открывание и закрывание дверей, свист ветра, шум листвы деревьев, звуки дождя, шумы различных транспортных средств и т.п.)

звуки и шумы, связанные с задержанием нарушителя границы (окрики, звуки удара по телу человека, борьба людей, лай собаки, рычание собаки, крики, возгласы людей и т.п.)

Упражнение повторяется 10- раз на различных звуках и их комбинациях. При записи звуков и шумов на магнитной ленте каждый из них нумеруется.

Упражнение 12

Назначение: развитие профессионального слуха у пограничников.

Инструкция: обучаемым пограничникам предлагается для прослушивания магнитофонная запись выстрелов из различных видов оружия с целью запоминания. Затем в различной последовательности или одновременно воспроизводиться запись пяти - шести выстрелов из одного или различных видов оружия (20 сек).

Данное задание не выполняется до тех пор, пока все обучаемые не запомнят отличительные особенности звучания выстрелов из различных видов оружия. Упражнение можно усложнить увеличением количества воспроизводимых выстрелов и постепенно сокращая промежутки времени между ними до 1 секунды.

Упражнение 13

Назначение: обучение пограничников идентификация голосов людей.

Упражнение повторяется до 15 раз с использованием каждый раз новых фотографий и голосов людей.

При 2 - 4 повторениях условия выполнения упражнения остаются неизменными. При 6 - 9 повторениях задание обучаемым офицерам усложняется. Постарайтесь уловить особенности голоса, чтобы узнать его потом, даже если он будет частично изменен. Время экспозиции не должно превышать 10 сек. В заключении обучаемым офицерам предъявляются все фотографии сразу, но голоса воспроизводятся и в оригинале, и в измененном виде (голос того же человека, то быстрый, то замедленный, то взволнованный, то вялый, крикливый и т.п.). При 11-12 повторениях число фотографий и голосов последовательно увеличивается до 10 - 12.

Упражнение 14

Назначение: развитие навыков ориентировки в пространстве у пограничников.

Инструкция: после освоения пограничниками предыдущего упражнения можно сыграть в «Вертушку», которая тренирует переключение видений, в связи с ориентировкой в пространстве и вестибулярными ощущениями.

Обучаемый пограничник с закрытыми глазами - в центре аудитории. Его раскручивают, то в одну, то в другую стороны. Стоп! Где юг, покажите. А восток?

При выполнении упражнения следует не забывать следующее. Если руководитель занятия постоянно находиться в одной точке комнаты, его голос непременно свяжется в сознании учащегося с этим местом. Поэтому до начала упражнения обучаемый должен быть предупрежден, что руководитель занятия будет постоянно перемещаться по комнате. Стоп! Что перед Вами? Где окно? А доска? Откройте глаза и проверьте.

Повторите упражнение несколько раз.

Упражнение 15

Назначение: определение пограничником отличительных особенностей лица человека и составление словесного портрета.

Инструкция: обучаемым пограничникам предъявляется большая фотография лица человека. Они должны внимательно изучить снимок и затем описать все отличительные особенности лица и его особые приметы.

Задание повторяется 7 - 10 раз на различных фотографиях: мужчин, женщин, подростков, рабочих, служащих, крестьян, представителях различных национальных групп.

Первых 4-5 раз упражнение выполняется в ходе группового обсуждения: один обучаемый отвечает, остальные члены группы дополняют его выступление. Последующие повторения упражнения выполняются индивидуально каждым обучаемым с письменной фиксацией словесного портрета. При выполнении упражнения целесообразно придерживаться следующей схемы описания черт лица:

. Пол, 2. Возраст. 3.Размеры, форма и выражение лица.4.Волосы, прическа. 5. Уши. 6. Лоб. 7. Брови. 8. Глаза. 9. Нос. 10. Рот, губы, зубы.11.Подбородок. 12. Шея. 13. Усы, борода. 14. Особые приметы на лице (шрам, родинка и т.п.).

Упражнение 16

Назначение: узнавание пограничником лица по словесному портрету.

Инструкция: обучаемым пограничникам предъявляется словесный портрет неизвестного лица.

Задание -запомнить словесный портрет и попытаться мысленно представить лицо человека. Предлагается опознать человека при предъявлении 10 различных фотографий, среди которых одна соответствует словесному портрету.

Задание повторяется 8-10 раз на разных словесных портретах и наборах фотографий. По мере повторения вводятся усложнения, связанные с большей лаконичностью словесного портрета, отдельными расхождениями между словесным портретом и фотографией. Ответы учащихся могут фиксироваться на бумаге и сдаваться руководителю занятия для проверки.

Упражнение 17

Назначение: узнавание лица на документе пограничником.

Инструкция: обучаемым пограничникам предъявляется на 3 сек. фото удостоверения (паспорта, пропуска) в натуральную величину.

Задание - среди предъявляемых 10 крупных фотографий опознать лицо, которому принадлежит удостоверение. Задание повторяется 8 - 10 раз на разных фотографиях документов и наборах крупных фотографий. По мере повторения вводятся усложнения, связанные с ухудшением качества снимков и большими расхождениями между фотографиями. Крупная фотография для опознания не должна быть копией фотографии на документе. На ней человек может быть постаревшим, полысевшим, с измененной прической, с усами и бородой, в очках, в головном уборе, с поворотом головы и т.п.

Исходя из этого можно сделать следующий вывод:

Зная методики упражнений по развитию восприятия у пограничников, можно успешно воплощать в жизнь все их задачи, условия, приёмы, отличительные особенности, длительность и количество повторений, какие предметы использовать в качестве исследуемых, так как методика - это апробированная система, которая вырабатывалась годами, исходя из личного опыта многих испытуемых. Методики упражнений по развитию восприятия являются групповым видом обучения пограничников, имеет свою сущность, содержание и конечные результаты. Вместе с тем они проводится в тесном единстве с другими видами обучения, обеспечивая комплексную и качественную подготовку сотрудников пограничных органов

Заключение

В настоящее время сложилась определенная, система восприятия которую разработали и воплотили в жизнь ведущие специалисты как отечественной, так и зарубежной военной психологии. Как и любой психологический процесс, восприятие имеет свою сущность и содержание, формы и методы, которые раскрываются в первом и втором вопросе курсовой работы.

Не стоит также забывать, что восприятие - это отражение в коре головного мозга предметов и явлений в целом, во всей совокупности их признаков и свойств при их непосредственном воздействии на органы чувств. Поэтому необходимо знать, понимать и воплощать его в жизнь согласно тех требований, которые предоставляет руководство П.С. Р.Ф. Для этого необходимо осуществлять подготовку по определенной методике и в определенной последовательности. Другими словами, зная методику и пути развития восприятия у пограничников можно успешно заниматься деятельностью по их качественной подготовке и к действиям в боевых условиях и службе на границе.

Не стоит забывать и о теоретических основах восприятия, то есть о знании пограничника о тех познавательных процессах, которые оказывают большое влияние на человека, я постарался в первом вопросе наиболее широко раскрыть, рассмотреть свойства, виды, типы, формы восприятия и связать это всё с пограничной деятельностью описывая на примере пограничной заставы. Так же, замечу что основная ответственность по организации и руководству психологической подготовкой, развитию свойств, видов, типов, форм восприятия у личного состава пограничной заставы ложиться на начальника заставы, так как он несет непосредственную ответственность за разносторонию подготовку личного состава пограничной заставы. И задача состоит его в том, чтобы еще в мирное время, в ходе обучения и воспитания, предусмотреть и поставить обучаемого в такие условия, в которых будут выработаны необходимые для выполнения служебной задачи психологические качества. Другими словами, в ходе повседневной учебно-боевой подготовки до минимума сократить все то новое, неизвестное, с чем пограничник может встретиться в ходе оперативно-служебной деятельности на участке заставы

С развитием государства и смены социально - экономической формации меняются и требования к защитникам Родины и, в частности, к охране границы. В связи с эти определяются новые пути развития восприятия, которые, как мне кажется, в ближайшем будущем воплотить вполне реально, так как необходимо провести комплекс мероприятий, затраты на которые не будут большими.

Исходя из этого можно сделать следующий вывод:

Зная методики упражнений по развитию восприятия у пограничников, можно успешно воплощать в жизнь все их задачи, условия, приёмы, отличительные особенности, длительность и количество повторений, какие предметы использовать в качестве исследуемых, так как методика - это апробированная система, которая вырабатывалась годами, исходя из личного опыта многих испытуемых. Методики упражнений по развитию восприятия являются групповым видом обучения пограничников, имеет свою сущность, содержание и конечные результаты. Вместе с тем они проводится в тесном единстве с другими видами обучения, обеспечивая комплексную и качественную подготовку контрактного состава.

В условиях, когда усложнились задачи по охране границы, предложенные во втором вопросе пути развития восприятия позволят с минимальными затратами поднять эффективность психических процессов личности пограничника в деятельности по охране государственной границы.

Список использованной литературы

. Величковский Б. М. «Восприятие и деятельность»-М.,1986г

2.Пограничник содружества 2006 №1 с-23 «анализ горячих точек границы»

3. Лурия А.Р. «Ощущение и восприятие» М.,1987г.

. Логвиненко А. Д. « Психология восприятия» М.,1987г

Логвиненко А. Д.»Чувственные основы восприятия пространства» М.,1986

.Материалы третьей научной конференции по советской военной психологии, отв.ред. Э.П. Утлик, Москва, ВПА, 1991

. Сергеюк. Н.Ф., П.И. Феденко «Психология личности воина-пограничника в условиях воинской деятельности по охране по охране государственной границы СССР», М., 1980 г

.Н. Ф. Феденко и П. Е. Ельчанин «Некоторые проблемы психологии», М., 1974г. 9)Р.С.Немов «Психология» ч1М., Владос 1999г.

. «Сборник методов и методик для проведения психологических исследований в войсках и органах ПС России», М., Граница, 2001г.

11. Концепция психологической подготовки пограничных войск. Главное управление подготовки войск, Москва, 1992 г.

. Психология. Словарь. Москва, Политиздат, 1990г 13)Социальная и военная психология, отв.ред. Н. Ф. Феденко, Москва, ВПА, 1990; 14)И. И. Рудской « Общая и военная психология» М., Граница,2003г

. Псарев А. А. Военная топография. - М .: «Воениздат», 1986 г.

Похожие работы на - Влияние восприятия на формирования профессиональных качеств у сотрудника пограничных органов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!