Взаимосвязь интуиции и успешности у актеров профессионалов и любителей

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    481,38 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Взаимосвязь интуиции и успешности у актеров профессионалов и любителей













Взаимосвязь интуиции и успешности у актеров профессионалов и любителей

Выпускная квалификационная работа на соискание квалификации психолога, преподавателя психологии


Оглавление

Введение

. Теоретические аспекты анализа феномена интуиции и успешности

. 1Общие сведения об интуиции

.2 Развитие взглядов на природу интуиции

.3 Интуиция и прогнозирование

.4 Интуиция в творческих профессиях

.5 Интуиция как фактор профессиональной успешности в творческих профессиях

.6 Профессиональная успешность актеров. Описание актерской профессии

.7 Психологические концепции успешности

. Эмпирическое исследование взаимосвязи интуиции и успешности у актеров-профессионалов и любителей

.1 Описание методик исследования

.2 Анализ результатов исследования

.3 Выводы по исследованию

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение 1 Анкета

интуиция успешность актер

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире человеку приходится адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, в связи с этим, в различных проявлениях жизни значительно возросла роль интуиции. Стремительное развитие социально-экономической, политической и, вместе с этим, психической реальности оказывают влияние на многие стороны жизнедеятельности человека. Характер воздействия на органы чувств стал более интенсивным, что явным образом отразилось на изменениях самих психических функций, которые адаптируясь, становятся мобильнее. Способность интуитивно предчувствовать надвигающиеся изменения, и внутренне быть готовым к ним позволяет человеку лучше адаптироваться к динамично развивающимся обстоятельствам.

В межличностном общении также неоспорима важная роль интуиции. В большинстве случаев при взаимодействии людей друг с другом, анализируя поведение собеседника, предугадывая реакции на сказанное, человек в большей степени ориентируется не на рациональные рассуждения, а на внутренние предчувствия. И эффективность его коммуникации зависит от того на сколько развито в нем интуитивное начало.

Таким образом, можно говорить о том, что роль интуиции в жизни человека выполняет адаптивную функцию за счет предвосхищения событий и реакций, а также способствует перестройке, изменению поведения и приобретению опыта. В повседневной жизни, постоянно изменяющиеся условия требуют от людей развитости функции опережающего отражения. В некоторых профессиях, независимо от этих требований, способность к антиципации должна быть развита для эффективной реализации в трудовой деятельности. К таким профессиям можно отнести актерскую специальность.

В актерской профессии в качестве объекта, на который направлен процесс предвосхищения, является другой человек с его системой взглядов, ценностей, способом видения мира. Успех в данном виде деятельности обусловлен высокой способностью вчувствования, частичного уподобления с объектом посредством интуитивного сбора информации о нем (К.С. Станиславский, М.А.Чехов).

Научная новизна и значимость данной работы заключается в том, что интуиция в проблеме творчества является ключевым понятием, но мало исследованным. Беря свое начало в философии (Аристотель, Р.Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц и др.), данное понятие с научной точки зрения стало изучаться относительно недавно. Как функцию психики, интуицию впервые стал рассматривать К.Г.Юнг. Начало экспериментального исследования положил В.Келер. В отечественной психологии вопросом опережающего отражения занимались: П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн, П.В.Симонов, К.А.Абульханова- Славская и др.

Цель: исследовать взаимосвязь интуиции и успешности у актеров профессионалов и любителей.

Задачи исследования:

Изучить теоретические подходы к пониманию феномена интуиции.

Изучить представления о профессиональной успешности актеров.

Определить взаимосвязь между интуитивным типом и факторами успешности в деятельности актеров профессионалов и любителей.

Объект: интуиция

Предмет: взаимосвязь интуитивного типа и успешности у актеров профессионалов и любителей.

Методы исследования:

Библиографический метод

Диагностический метод

Обработка данных с применением математико-статистического метода.

В качестве методик исследования в работе использовались следующие:

Типологический опросник Майерс-Бриггс

Методика «Временные децентрации» Е.И. Головаха, А.А.Кроник

Диагностика успешности на основе метода экспертной оценки, включающей суммарную оценку коллег актеров и зрителей.

Выборку составили актеры профессионалы, имеющие театральное образование и актеры-любители в возрасте от 25 до 40 лет. В количестве 50 человек.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФЕНОМЕНА ИНТУИЦИИ И УСПЕШНОСТИ

.1 Общие сведения об интуиции и ее место среди когнитивных процессов

Феномен интуиции представляет собой сложное и многогранное явление. С одной стороны, это специфическая форма познавательной деятельности, с другой - особая форма психического отражения.

В силу неясности механизма интуиции, ее сложно изучить, поэтому наука исследует интуицию, как и все явления бессознательного, через ее феномены и проявления.

Например, в психической концепции К. Юнга интуиция рассматривается как одна из возможных ведущих функций личности, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно-важных решений [3].

Термин интуиция от глагола intueor - пристально смотрю, означает проникновение взглядом, мгновенное постижение чего - либо [2].

То есть, интуиция - процесс непосредственного получения знания путем целостного схватывания проблемной ситуации без дискурсивного выведения и доказательств. В общем, интуиция занимает своего рода промежуточное положение между двумя видами познания, чувственным и дискурсивным [1]. Подобное положение интуиции дает основание для построения моделей, связывающих воедино эти три вида знания.

Понятие интуиции достаточно общее. В зависимости от проблемной области данной отрасли научного знания (включая как естественные, так и гуманитарные науки), толкование интуиции может меняться. В качестве характерной черты интуитивного восприятия действительности следует отметить практическую невозможность описать процесс интуитивного постижения истины, пользуясь какой-либо вербально-знаковой системой.

Возникающие в сознании человека образы могут быть весьма неопределенны. Тутов Л.А., Манасенко К.А., рассматривая характеристики интуиции дали этому феномену следующее определение: «интуиция это имманентно присущая человеческой психике интеллектуально обусловленная способность получения знания с необычайно высокой степенью быстродействия без какого бы то ни было опосредствования доказательством» [1, с.13].

Интуиция проявляется в непредсказуемый момент, однако требует предварительного усваивания большого объема информации. Это усваивание может быть неосознанным. Сознательные процессы составляют лишь крохотную часть нашей умственной деятельности. Мозг человека, как установлено, каждую секунду получает около одиннадцати миллионов сигналов от различных рецепторов тела. Согласно структурированным данным Солсо Р., эксперименты показывают, что сознание может воспринимать порядка сорока сигналов одновременно; весь остальной массив информации обрабатывается скрытно от сознания субъекта - проще говоря, автоматически. На бессознательном уровне мозг не только накапливает информацию, но и взвешивает, оценивает и сортирует ее. Зачастую - интуитивно - он выуживает из огромных массивов сведений нужные, важнейшие для себя. Эксперименты показывают, что объем скрытой памяти головного мозга поразительно велик [4].

В памяти беспрерывно накапливаются новые сведения. Происходит это даже тогда, когда сознание человека отключается. Например, было проведено исследование, в котором пациентам, лежавшим под наркозом, зачитывали перечни слов, а потом, когда они возвращались к действительности, предлагал им на выбор несколько списков слов. Как правило, люди выбирали слова из "знакомого списка" - из того, что был зачитан им в час операции. Были сделаны выводы, что когда субъект принимает интуитивное решение, активизируется базальная часть головного мозга [4]. Это - один из самых древних его отделов; он отвечает за эмоциональные реакции. Миллионы лет эволюции животные интуитивно реагировали на все, что происходило вокруг.

Впрочем, в наш стремительный век подчас подводит и интуиция. Обстановка вокруг нас меняется так быстро, что мозг не успевает привыкать к ней, интуитивно оценивать все новое.

Процесс мышления - это не только совокупность развернутых умозаключений. Наряду с полными логическими формами человек пользуется такими суждениями, которые принимаются в сокращенном виде, а иные вовсе выпадают, опускаются, как давно известные, проверенные опытом, доказанные практикой или установленные какой-либо отраслью знаний. В результате полученный вывод кажется оторванным, изолированным и представляется чистой, ничем не обусловленной догадкой.
Точно подметил эту закономерность И. П. Павлов. Интуицию, говорил он, "так и нужно понимать", что "человек окончательное помнит, а весь путь, которым подходил, подготовлял, он не подсчитал к данному моменту" [5, с.156]. Фактически же полученный результат был подготовлен предыдущим мыслительным процессом, в ходе которого произошла актуализация нужных знаний, а если решение наступает с первого шага, значит, необходимые знания актуализировались немедленно, благодаря тому, что готовность опыта и знаний у человека была высока. Таким образом, за способностью интуитивно угадывать истину стоят опыт, знания, активна мыслительная деятельность, которые позволяют, как бы внезапно правильно решить вопрос, понять сложное явление, предсказать дальнейший ход событий.

Конечно, очень многое зависит от того, что человек, решающий задачу может привнести в качестве фантазии, наблюдательности, критичности, творческой заинтересованности и иных интеллектуальных качеств.
В силу изложенного говорить о непосредственности интуитивного знания можно только условно, ибо оно опосредствовано и обусловлено всем предшествующим опытом человека и человечества. Проясняя сущность интуиции как когнитивного феномена, Тутов Л.А. отмечает, что ее процессуальные характеристики схожи с характеристиками восприятия, (т.е. обладают быстродействием, параллельностью, автоматизмом, нетрудоемкостью, ригидностью), в отличие от медлительности, последовательности, контролируемости, трудоемкости, логичности, гибкости, присущих опосредованным процессам [1, c.14].

Такие преимущества восприятия перед сознанием, как быстродействие, возможность обработки сразу нескольких стимулов, отсутствие необходимости прилагать значительные усилия, делают интуицию более совершенным процессом, недели опосредствование, предполагающее ощутимые затраты времени, необходимость сосредоточения на обработке лишь одного стимула, больших затрат усилий.

Запасы знаний и жизненных наблюдений, знание способов решения различных познавательных задач не представляют собой хаотического нагромождения. В сознании субъекта они систематизированы и связаны нитями ассоциаций. Чем большим количеством мысленных связей он располагает, тем богаче и разностороннее его представление о мире. Чем чаще эти связи используются, тем меньших усилий требуется для правильного решения возникающих задач. Интуиции, действительно, свойственна ассоциативность. Тогда как сознательные мыслительные процессы требуют наличия определенных законов, по которым будут происходить операции, прежде всего, законов логики. Вместе с тем, следует думать, что именно ассоциативный механизм интуиции обусловливает ригидность интуиции в противоположность гибкости сознания. Сознанию свойственна рациональность, системность. А любую систему можно изменять, основываясь на логических требованиях полноты и непротиворечивости [1]. В то же время, ассоциативные связи интуитивного акта изменить невозможно: связи эти бессознательны и образуются помимо волевого контроля.

При интуиции происходит использование по заданию интеллекта "глубинных архивов" человеческой памяти. Умственные действия, подобно моторным операциям, в результате многократного повторения имеют свойство сокращаться, автоматизироваться, ускользая от самонаблюдения. По мере совершенствования происходит свертывание процесса рассуждения. Обдумывание всех промежуточных ходов решения облегчается; начинают складываться прямые связи между основными элементами задачи. Опираясь на догадку, исследователь начинает все чаще правильно решать эти задачи, не производя каждый раз аналитической работы и не осознавая пути их решения. На этой базе вырабатывается интуиция.
И. М. Сеченов подчеркивал ее сходство с сильно привычным движением, сделавшимся автоматическим, где механизм процесса заучивания скрыт быстротой и легкостью действия. "Эта аналогия, до такой степени полная, что я, не колеблясь, утверждаю их психологическую однозначность" [6, с.72].

Опираясь на теорию «установки» и учитывая, что творческая деятельность, как правило, делится на четыре основные сменяющие друг друга фазы (подготовка, инкубация, озарение, обоснование), интуиция рассматривается обычно в качестве одного из моментов творческой деятельности. Н.Д. Левитов отмечает, что, во-первых, в первой и четвертой фазах преобладают осознанные процессы, а во второй и третьей - неосознанные и, во-вторых, и те и другие процессы опираются на бессознательно формируемую систему установок, определяющих характер психической деятельности на протяжении всего хода решения творческой задачи [7].

Результативность направляющих установок зависит также от индивидуальных особенностей творческой личности и от условий, в которых она решает задачи. В тот период творческого процесса, когда уже выработана установка на решение определенной задачи (фаза инкубации), мыслительные операции осуществляются как бы автоматически, машинально и неосознанно. В это время, по выражению Д. Н. Узнадзе, мыслительная деятельность является «импульсивной» психической деятельностью [8].

Мыслительные операции следуют одна за другой, но содержание их не осознается. Такая деятельность продолжается до тех пор, пока не достигаются решения задачи обычным путем, осознанно, без интуитивных процессов или пока не достигнуто такое положение, что на уровне неосознанного мышления получается результат, который не поддается оценке, и нужно его оценить сознательно. Но в этот момент импульсивная деятельность мышления задерживается, и переработка информации не может произойти. Это ведет, согласно Д. Н. Узнадзе, к объективации содержания психической деятельности в пункте задержки [8]. Здесь происходит процесс творческого мышления и наступает кульминационный момент интуитивного процесса - озарение. В сознании случайно появляется информация, которая оказывается либо готовым решением задачи, либо очень близкой к нему. При этом человеку кажется, что решение пришло неожиданно, поскольку весь ход поиска, предварительной оценки протекал неосознанно, на основе установки. Есть также и чувство уверенности в правильности найденной цели, образа, так как все это прошло уже через предварительную проверку на предшествующих этапах творческого процесса. Однако это чувство не гарантирует, что субъект не ошибется. Требуется анализ, который может показать, что образ найден точно. Анализ этот должен проходить уже под контролем сознания.

Обобщая полученные сведения, мы можем заключить, что интуиция являет собой мыслительный процесс опосредованный предшествующим опытом человека, и проходящий на бессознательном уровне. Но такой взгляд на интуицию сформировался не сразу, и до сих пор, в разных направлениях психологии рассматривается по-разному.

.2 Развитие взглядов на природу интуиции

Феномен интуиции в сфере психологических знаний проявляется лишь в конце девятнадцатого века. До этого времени об интуиции говорилось в философских концепциях различных мыслителей. Но даже в двадцатом веке психологический взгляд на природу интуиции в полной мере набирает силу только после шестидесятых годов. И в настоящее время этот вопрос остается исследованным наименее всего. Сложность состоит в объективно - экспериментальных методах изучения интуиции. В этой части дипломной работы мы рассмотрим основные представления различных авторов о проблеме интуиции в психологии.

Прежде чем говорить о психологических концепциях феномена интуиции кратко обратимся к истории вопроса в целом, т.е. начиная с философских представлений о данном явлении. Философское осмысление интуиции во многом рассматривает отношение интуиции к формам рациональности.

Философия античности и средневековья рассматривала интуицию в прямой взаимосвязи с вопросом веры. Т.е. в рамках теологического учения, как непосредственное знание объясняющее веру.

С семнадцатого века интуиция становится предметом внимания с точки зрения познания мира, - в гносеологическом аспекте.

Интуиция в понимании многих философов того времени это вид мышления, связанный с логическим процессом. Познание начинается с интуиции, как рациональной способности выявлять базовые основания науки. В целом, философия различает интуицию чувственную и интеллектуальную. В.Ф. Асмус определяет чувственную интуицию, как непосредственное созерцание «объективной связи вещей, не опирающееся на доказательство» [9, с.3]. В рациональной интуиции усмотрение истины происходит за счет умственных способностей человека. Но оба вида интуиции - знание непосредственное, получаемое без помощи доказательств.

На границе девятнадцатых - двадцатых веков происходит становление психологии, как науки, но интуиция не рассматривается ни как объект, ни как предмет исследования, т.к. считается феноменом не научным, а скорее метафизическим. Но интуицию не исключают из психологии полностью. Она рассматривается многими авторами как часть мышления и описывается только теоретически.

Первым интуицию, как независимую функцию психики, стал рассматривать К.Г. Юнг. Всего он выделил четыре функции психики: мышление, чувство, интуиция, ощущение. Каждая из этих функций имеет экстравертированную или интровертированную направленность. Все четыре функции присущи каждому человеку, но доминирует одна функция, которая может дополняться второй. Ощущение и интуиция это способы получения информации. Ощущение - сознательная функция, основанная на непосредственных ощущениях «здесь и сейчас», посредством воздействия на органы чувств. Интуиция ориентируется на прошлое или будущее, иногда вопреки собственному опыту [3].

Интуиция, как и ощущение, сама по себе иррациональна и в этом она противопоставляется Юнгом мышлению. Интуиция способствует мгновенному схватыванию сути вещей. «Их восприятие направляется только на происходящее, которое не подлежит никакому выбору через суждение» [3, с.47].

Направленность интуиции (экстравертная или интровертная) указывает на то, что для человека является ориентиром в восприятии - внутренний мир, если интровертная; или внешние возможности, если экстравертная.

Таким образом, мы можем сделать краткий вывод о том, что представляет собой интуиции в типологии Юнга. Во - первых это независимая функция психики, которая глубоко бессознательна и иррациональна. Во - вторых в экстравертированной установке интуиты, т.е. люди с доминирующей функцией интуиции могут предвидеть внешние возможности, перспективы, неосознанно схватывая суть и без опоры на рациональные суждения. В интровертированной установке восприятие направлено вовнутрь и способствует рождению новых образов.

Можно сказать, что вопрос интуиции затрагивался в гештальтпсихологии и объяснялся там, через феномен инсайта.

Открытие инсайта, мгновенного схватывания проблемной ситуации и формирования нового гештальта позволило соотнести интуицию с этим феноменом, т.к. появление инсайта внезапно, не опирается на прошлый опыт, а зависит от событий и вещей присутствующих в данный момент. Проблемная ситуация по - новому открывается благодаря интуиции, которая способствует мгновенному незаметному переструктурированию информации в поисках решения [10]. Значит в гештальтпсихологии инсайт и интуиция - понятия взаимозаменяемые и равные по своему значению.

В когнитивной психологии интуиция бессознательна и является частью рационального мышления. В отличие от гештальтпсихологии, приписывающей инсайт настоящему моменту, когнитивисты утверждали, что интуиция не возможна без опоры на прошлый опыт. Интуитивные знания формируются за счет неосознаваемого интеллектуального процесса восприятия. В работах когнитивных психологов и Дж. Келли, в частности, можно говорить о прогностической функции интуиции, т.к. неосознаваемый процесс построения схем, опираясь на прошлый опыт, конструирует образ будущего [11].

Интуиция также исследуется в контексте творческого мышления. И в этих исследованиях является важной составляющей творчества, как процесса в целом. Здесь интуиция также проявляется как инсайт, но не за счет мгновенного схватывания окружающих объектов, а за счет внутренней длительной и бессознательной работы, так называемой инкубации идей. Проблема внутренне прорабатывается и затем, прорываясь в сознание, выражается в виде просветления; решение приходит неожиданно.

Также интуицию рассматривают как форму приобретаемого опыта, в связи с практическим интеллектом. Человек ориентируется в незнакомых ситуациях, опираясь на негласные правила и нормы. При этом процесс также не осознаваем, потому что эти правила никем не прописаны, они существуют в своих неявных формах, и, усваиваясь бессознательно, способствуют так называемому интуитивному принятию решения, как поступить в тех или иных случаях.

Обобщая данные об исследовании интуиции в зарубежной психологии двадцатого века можно выделить два основных подхода. Первый, когда интуиция понимается как самостоятельная иррациональная функция психики. Способность человека «схватывать» суть происходящего вокруг. Такое понимание интуиции развивалось в психологии, ориентированной на психотерапию. Второй, когда интуиция является частью интеллектуальной деятельности и проявляется при решении творческих задач. Такое видение проблемы представляли психологи, занимающиеся экспериментальными исследованиями.

В отечественной психологии тоже занимались исследованием вопроса интуиции. Прежде чем перейти к этим рассмотрению этих исследований следует сделать краткий обзор исследований психофизиологических, которые с первого взгляда совсем не относятся к интуиции. Но в открытии И. П. Павловым ориентировочного рефлекса, а В. Н. Бехтеревым - рефлекса сочетательного, можно отчетливо выявить физиологическую способность организма настраиваться перед действием, т. е. быть готовым к нему. В этом можно разглядеть психофизиологический механизм интуиции. Исследование механизма доминанты А. А. Ухтомским, позволяет говорить о принятии решения в творческом процессе с ориентацией на поиск решения «около» проблемы, в широком поле вариантов [12]. Психофизиологическое направление позволяет экспериментально изучить проявление интуиции в различных видах деятельности.

Непосредственно к интуиции можно отнести введенное П. К. Анохиным понятие «опережающего отражения действительности», согласно которому организм способен прогнозировать будущее [13]. Понятие антиципации появляется как раз на стыке психологии и физиологии высшей нервной деятельности. И затем с антиципацией стали связывать интуицию, прогнозирование. В работах Н. А. Бернштейна употребляется понятие «модель будущего». Он на экспериментах показывает, насколько необходимо прогнозирование в любом виде деятельности. При этом прогнозирование возможно, только если организм обладает моделью мира, наиболее адекватно соответствующей реальности. П.В. Симонов психофизиологический механизм интуиции рассматривает в связи с мотивационно - потребностной сферой [14]. Интуиция это неосознанное изменение предшествующего опыта, направляемое доминирующей потребностью в целях удовлетворения этой потребности. Неосознаваемое выражается в сознательном с помощью языка чувств. Переживания, по мнению Симонова, являются выражением сверхсознания или интуиции, и проявляются в чувстве прекрасного, не красивого, чувстве юмора, и т. д.

Результатом психофизиологических исследований стало появление понятия антиципация, которое позволило относиться к интуиции не как к мистическому явлению, а как к феномену, который можно и нужно изучать экспериментально. Была обоснована связь интуиции с мотивационно - потребностной сферой. Были доказана важность вероятностного прогнозирования, при выполнении какой - либо деятельности и введены схемы экспериментального исследования функции предвидения.

Термин антиципация многозначен, его можно понимать не только как синоним предвосхищения, но и как знание, существующее независимо от реальности, само по себе. Б. Ф. Ломов постарался сильнее вникнуть в суть этого понятия. Автором было выделено пять уровней антиципации: субсенсорный, сенсомоторный, перцептивный, уровень представлений и речемыслительный уровень. Субсенсорный и сенсомоторный уровень проявляются в настройке организма предшествующей деятельности. Перцептивный выражается в выборе поведения, которое помогает достижению цели. На уровне представлений антиципация позволяет строить предвосхищающие образы. На речемыслительном уровне существует возможность формулировать гипотезы ожидаемых событий, строить предсказания [15].

Стало понятно, что интуиция это сложный многоуровневый феномен отражения будущих событий, который возможно изучать экспериментально. Не лишним будет сказать, что непосредственно саму интуицию в дальнейшем мало кто изучал. Исследования были направлены на исследование компонентов этого явления, описанных выше. Также интуиция изучалась в контексте мышления, в частности и творческого мышления тоже.

В отечественной психологии интуиция чаще всего изучается в контексте решения задач, принятия решений, при рассмотрении научного и художественного творчества.

Например, А. В. Брушлинский считает, что взаимопроникновение логического и интуитивного порождает предвосхищение. При этом интуиция это также часть мыслительного процесса, носящего творческий характер. Новое знание формируется интуитивно, но в процессе логического анализа приобретает четкие формы. То есть, согласно видению Брушлинского предвосхищение результата первично. Затем, в ходе мыслительного процесса этот результат уточняется. А значит, интуиция направляет логическую линию мышления. В философии такая функция интуиции называлась интенциональностью [16].

Я. А. Пономарев рассматривает мышление только как логический процесс, не включая чувственные составляющие. А сама интуиция встречается во всякой деятельности, а не только мыслительной, при этом всегда определенную роль играет опыт. Там где есть догадка, там есть интуиция. Поэтому творческая деятельность без интуиции невозможна. Там где сложно сделать логический вывод, опять же, присутствует интуитивность. Пономарев разработал методику, после применения которой, были сделаны следующие выводы: Интуитивное решение невозможно без предварительного анализа ситуации, проблемы. А значит, даже неосознаваемое решение опирается на сформированные ранее знания и представления, либо требует «поисковой доминанты».

В исследованиях оперативных задач Д. Н. Завалишиной затронут другой аспект интуиции. Находясь в обстоятельствах неопределенности и имея мало информации об объекте, или какой - то ситуации человек оценивает, опираясь на интуитивные суждения. То есть в интуиции содержится оценка, которая формируется моментально, с опорой на опыт, ценности человека. Задача может быть решена интуитивно, если человек оказался в ситуации, когда это решение необходимо, а информации недостаточно. В данных ситуациях интуиция основывается на неосознанном переосмыслении прошлого опыта [18].

В общем, анализируя данные исследований интуиции можно отметить такие важные моменты, как связь принимаемых решений с опытом и неосознаваемость интуитивного процесса, включенного в познавательную деятельность. Различие точек зрения на интуицию позволяет выделить два основных течения, в русле которых проводились исследования. Одни рассматривают интуицию как часть мыслительного процесса, другие в более широком контексте, как познавательный процесс, включающий предшествующий опыт. Но важно то, что интуицию стали изучать наряду с другими психическими процессами.

Еще один подход, в котором интуиция представлена как естественная часть творческого процесса. То есть в работах посвященных творчеству можно проследить линию интуиции. Например, Б.М. Кедров выделил три этапа творческого процесса: Подготовительный шаг, когда происходит накопление знаний; инсайт, резкий скачек от незнания к знанию; и третье - появление новых знаний [19].

Во время творчества возникают особые состояния. К таковым относят, например, вдохновение. Н. Д. Левитов анализирует это свойство в своих работах. В его понимании это готовность организма к сотворению чего - то нового. Интуиция в этом процессе играет роль механизма, способного к мгновенной неосознанной интеграции всех деталей используемых для творчества. Но Левитов отмечает, что такая работа интуиции неосознаваема и возможна только с опорой на накопленные знания и опыт [7].

В.Д. Шадриков полагает, что более широкое видение проблемы достигается путем взаимодействия сознания и подсознания. Условием такого взаимодействия автор считает способность наглядно - образного мышления к мгновенному отражению действительности [20]. Эта концепция Шадрикова перекликается со взглядами Л. М. Веккера на природу мышления. Сам Веккер разделил мышление на рече - символическое и предметно - пространственное. Мышление произвольное и управляемое связано с рече - символическими особенностями. Свойства предметно - пространственного мышления контролировать сложно, но именно они направляют произвольные и сознательные ходы мышления. В основе интуитивных решений лежит мышление предметно - пространственное, позволяющее широко взглянуть на проблему. Остается под вопросом, почему этот процесс целенаправлен [21].

В результате исследований интуиции в конце двадцатого века расширились представления об этом явлении. Интуиция в большей степени исследовалась в рамках творческого мышления, и мышления в общем, и так далее. Большинство исследователей сходятся во мнении, что интуиция основывается на прошлом опыте, играет важную роль в принятии решения. Также считается, что интуитивное решение или озарение происходит в результате бессознательной работы мышления, то есть интуиция феномен неосознаваемый. Эмоциональная вовлеченность также оказывает влияние на скорость и качество проявления интуитивности.

В современных исследованиях на границе двадцатого - двадцать первого века интуицию начинают рассматривать в контексте свойств личности.

Таким образом, можно говорить о множестве подходов к исследованию интуиции. В целом, большинство исследователей относят интуицию к неосознаваемому процессу мышления, который способствует принятию решения и оценки ситуации и происходит все это за счет опоры на прошлый опыт и знания. Но кто - то предполагает, что интуиция это мгновенное схватывание сути, основанное на моментальном анализе обстоятельств. Современные исследования рассматривают интуицию в контексте свойств личности. Основное достижение в изучении интуиции конца двадцатого века связано с началом экспериментального исследования этого явления, из-за неоднозначности, по большей части, через его феномены и проявления, а также в структуре какой-либо другой деятельности или явления.

.3 Интуиция в структуре антиципации

Опережающее отражение или антиципация является одним из основных свойств психики. Психологи характеризуют это явление, как способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий. Проявляясь на различных уровнях отражения (сенсорном, мыслительном и т.д.), антиципация встречается в функционировании самых разных психических функций (познавательной, коммуникативной, адаптивной и др.). В зависимости от того какими личностными чертами обладает человек, в каких условиях находится при решении тех или иных задач, опережающее отражение принимает определенную форму. Оно может проявляться в виде предчувствия, предсказания, прогнозирования, предвидения.

Регуш Л.А. дает развернутую характеристику каждому из этих проявлений. Предчувствие выражается в ожидании появления еще не пережитых чувств. В основе лежит развитая эмоциональность, как свойство личности. Предугадывание предполагает, что информация получена случайно, «предугадывание содержит прогностическую информацию, полученную неосознанно, часто в результате озарения, которому предшествовал опыт взаимодействия с определенным предметом, сосредоточенность на нем» [23, с.16]. Предвидение,- в анализе этого слова Регуш Л.А., предполагает прогнозирование, опирающееся на зрение,- но в более широком смысле, это понятие сопоставимо с предсказанием, т.е. тоже опирается на неосознанность получаемой информации. Прогнозирование имеет целенаправленный характер и является стороной познавательной деятельности, в основе которой лежит осознанный анализ ситуации.

В предвидении, предчувствии, предугадывании проявляется интуиция человека. Связано это с тем, что все эти процессы носят неосознаваемый характер, субъект не может объяснить, как получил знание о будущем. Осознается только результат. Прогнозированию же предшествуют события, которые доступны для восприятия. Анализ и осознание этих ситуаций позволяет выносить прогноз.

Все перечисленные виды антиципации, не смотря на отличие, друг от друга, имеют в основе опережающее отражение. Поэтому они взаимосвязаны в жизни. Например, прогнозирование может включать в себя предвидение или предчувствие. Само предчувствие может быть выражено не только в эмоциях, но и в высказывании этих чувств, что уже относится к предсказыванию.

Динамический характер изменений в окружающей среде, по мнению Е.Ю. Коржовой, переживается каждым в зависимости от развитости тех или иных функций антиципации. Приспособленность к обстоятельствам во многом определяется прогнозированием или предчувствием, тех или иных событий [24].

Основой для становления различных видов антиципации становится условие знания прошлого, сохранения его в памяти и воспроизведения в нужных случаях.

По мнению В.Г. Асеева: «важный показатель совершенства личностной регуляции заключается в способности человека к установлению нужного соответствия между временными точками жизни: настоящим, прошлым и будущим» [25, с.33]. Излишняя ориентация на настоящее препятствует предвидению отдельных последствий будущего. Действуя только ориентируясь на будущее, нарушается адекватность оценки настоящего. При этом исключение из жизни человека будущего наносит ущерб устойчивости личности. Для прогнозирования своей жизни необходима опора на прошлое. Связь прошлого, настоящего и будущего в сознании складывается в картину жизненного пути. Процесс прогнозирования, согласно теории личностных конструктов Дж. Келли, строится по циклу «ориентировка - выбор - исполнение» [11, с.78]. Ориентировка происходит за счет структурирования информации настоящего, соотнесения ее с прошлым и построения модели будущего.

Говоря о соотношении интуиции и прогнозирования, не стоит уменьшать роль интуиции в построении прогноза. Некоторые элементы прогноза не поддаются объяснению. При осмыслении информации, люди могут полагаться на более простое интуитивное решение, чаще всего, когда находятся в ситуации ограниченного времени. Также, когда не достаточно информации, когда условия постоянно меняются и в зависимости от индивидуальных особенностей личности принимающей решение. Но при всем при этом, интуиция не носит мистический характер. Как уже говорилось ранее, структура интуитивного мышления отличается свернутостью и скачкообразностью. Полученное интуитивно решение осознается как нечто внезапное и неожиданное из-за отсутствия связи между результатом и предшествующей неосознанной интеллектуальной деятельностью. Являясь результатом функционирования бессознательных процессов, такое решение не относится к непосредственному отражению. Т.к. мозг не только получает информацию, отражая действительность, но и сам создает какие-то ее элементы, используя прошлый опыт.

Таким образом, интуитивное мышление обусловлено эмпирическими знаниями человека, приобретенными в процессе жизни и деятельности. Как известно, образы воображения создаются из представлений и восприятий, основанных на прошлой деятельности человека, что может свидетельствовать об определенной зависимости воображения от наблюдательности.

Связь наблюдательности и прогнозирования более очевидна. Акт восприятия есть соотнесение формирующегося образа с хранящимся в памяти эталоном, степень влияния которого производит антиципирующий эффект.

Таким образом, интуиция включается в механизмы антиципации, наряду с прогнозированием, но не сводится к ним, так как имеет важные отличия, а именно - интуитивность не опирается на рациональные рассуждения. Антиципация позволяет увидеть результат, хоть и не всегда точно. Преднастройка организма при этом называется опережающим отражением.

.4 Интуиция в творчестве. Художественная интуиция

Для многих исследователей причастность интуиции к творческому процессу столь очевидна, что решение многих проблем они связывают именно с рассмотрением этого вопроса. С мнением, что творчество и интуиция имеют точки соприкосновения, согласны такие авторы, как С.Е. Зак; А.Н. Леонтьев; С.Р. Микулинский; В.А. Энгельгардт; М.Г. Ярошевский; А. Ньюэлл; Г. Саймон; С.И. Гришунин и другие советские и зарубежные ученые. Б.М. Кедров вообще полагал, что интуицию можно изучать лишь во время творческого процесса [19].

Содержание самого понятия «творчество» нельзя назвать более информативным, чем понятие «интуиция». Существует множество определений творчества. Но ни одно из них не характеризует это явление полностью, в силу неоднозначности этого феномена. Чаще всего под творчеством понимают такую форму человеческой деятельности, которая отличается своей оригинальностью, неожиданностью решений. И.С. Гришунин в своей статье о творческой интуиции пишет, о том, что творческий процесс это создание нового за счет уже существующего и известного, путем раскрытия, синтеза, комбинирования [26]. «Творчество-это человеческая деятельность, создающая с помощью эвристического мышления качественно новые материальные и духовные ценности» [26, с.71]. А необходимыми элементами эвристического мышления являются интуиция и воображение.

Из творческого процесса нельзя исключать непредсказуемые и случайные события, которые влияют на конечный результат творчества. Волю случая относят чаще всего, к интуиции.

Что касается творчества в профессиональной деятельности, то здесь так же определение широко на столько, что выходит за всякие возможные границы. Творческий процесс может проявляться, как в большем, так и в малом, но при этом не возможен без осознания целей и задач, т.к. детерминирован мышлением и является его высшей формой [27].

Рассмотрим же интуицию, как элемент творческого мышления, а соответственно, как фактор, негласно присутствующий в профессиях, связанных с творчеством. Безусловно, не все интуитивное есть творческое, но неоспорим тот факт, сто без интуитивных догадок, прозрений, предсказаний не может быть творчества как такового. Не отрицается важность интуиции в научном и художественном творчестве, а скорее идет спор о том, в какой области этот феномен более продуктивно себя проявляет [28].

В творческой деятельности интуиция проявляется особенно ярко. Изучением «психических механизмов» интуиции в процессе творчества занимался советский физиолог Б.В. Симонов. По его мнению, в зоне поиска, формирование условно-рефлекторных связей возможно только при помощи специальных воздействующих факторов, роль которых, как правило, выполняют подсказки, ассоциации, аналогии [14]. Поэтому, cчитается, что новые знания не могут быть созданы только путем логических рассуждений. Возможно, механизм описанный Симоновым и являет собой процесс выработки интуитивного решения в процессе творчества.

Другими словами, люди интуитивного типа во многом выходят за границы привычных представлений, их поступки сложно объяснить логически, а именно это и является главной предпосылкой креативного мышления.

Здесь же следует упомянуть о различиях в деятельности левого и правого полушария. Речь идет о межполушарной функциональной ассиметрии головного мозга человека. Основные различия сводятся к следующему: Левое полушарие обрабатывает информацию последовательно, а правое полушарие обрабатывает информацию непрерывно, схватывая ее в целостности [9]. «Исходя из этого левое полушариеболее правого ответственно за речевые функции, вербализацию. Правое полушарие, напротив, нацелено на обработку невербальных стимулов - музыки, зрительного восприятия» [9, с.11]. Таким образом, левое полушарие отвечает за логические операции, рассудок, тогда как правое полушарие отвечает за интуицию.

Учитывая также, что в мыслительной деятельности людей занимающихся творчеством доминирует работа правого полушария. Можно сделать предположение о том, что интуиция и все входящие в нее факторы являются неотъемлемой чертой людей творчества.

.5 Интуиция как фактор профессиональной успешности в творческих профессиях

В творческих профессиях просто необходим эффект новизны, оригинальные моменты. Образование нового происходит в необычном, внезапном движении от старого и известного ранее к чему-то новому. Предпосылкой к такому качественному скачку в творчестве научном является интуитивное знание. В художественном творчестве интуиция так же незаменима.

Людям творческих профессий - художникам, дизайнерам, актерам, писателям - интуиция помогает обрести вдохновение. То самое состояние «озарения», когда человек чувствует, каким образом следует выразить свои мысли, идеи - есть результат, подсказанный интуицией. В этом заключается основное отличие от научного творчества. Н.В. Гончаренко говорит о таких различиях: наука - достояние всего человечества, а художник может творить в своем замкнутом пространстве, поэтому в науке важность предварительного накопления опыта знаний, до интуитивного озарения неоспорима. В творчестве художественном интуиция проявляется как вдохновение, способность мгновенно комбинировать стандартные варианты, превращая их во что-то оригинальное [27, с. 244].

Интуиция проявляется как способ отражения объективной реальности, поэтому существуют и пути развития интуиции. Основные из них - совершенствование тех биологических и психологических качеств организма, которые являются важной составляющей любой творческой профессии. Развитие наблюдательности, повышение емкости и мобильности памяти, развитие мышления, в том числе образного; воображения, эмоциональной восприимчивости; напряженный, систематический труд и целенаправленные поиски новых решений.

Опираясь на определения С.Ю. Головина [30]. А также, на статьи В.Н. Дружинина [31] и Я.С. Хаммера [32], мы можем рассмотреть основные характеристики и свойства, способствующие успеху в творческих профессиях.

Л.А. Регуш, в частности к таковым относит: адаптивность (в психофизиологии) - способность человека осуществлять адаптационные перестройки и приспосабливаться к изменяющимся условиям и характеру деятельности [23, с.28]. А также, представление - процесс мысленного воссоздания образов <#"554844.files/image001.gif">

Рисунок 1-Среднее значение выраженности типов по методике Майерс-Бриггс по выборке актеров профессионалов и любителей

Это свидетельствует о том, что среди актеров больше людей во взаимодействии с окружающим миром, опирающихся на восприятие информации, а не на ее оценку. Актеры, по большей части воспринимающие мыслители, с более выраженным интуитивным способом сбора информации. Т.е. их изобретательность постоянно ищет применения в самых различных профессиональных и непрофессиональных сферах. Она берет начало в предрасположенности к интуиции, открывающей перед ними безграничные возможности, в сочетании с их объективной способностью к принятию решений, направленной на окружающий мир. Их стремление к объективности (шкала T) требует тщательного анализа всей информации, а их непредвзятость и подвижность обеспечивает восприимчивость к неожиданным и новым фактам, какими бы они ни были.

Анализ результатов в выборке актеров профессионалов из 24 человек показал, что среди актеров доминирует воспринимающий тип (P=12,63). Также высокие значения по сенсорному и мыслительному типу (S=10,08; T=10,83). Чуть меньше людей с интуитивным и чувствующим типом (N=9,92; F=9,17) (таблица 1).

Таблица 1-Среднее значение выраженности психологических типов на выборке актеров профессионалов

Психологические типы по Майерс-Бриггс

Количество человек

Среднее значение

Стандартное отклонение

Ошибка среднего значения

E

24

6,13

1,68

0,34

I

24

3,88

1,68

0,34

S

24

10,08

4,34

0,89

N

24

9,92

4,34

0,89

T

24

10,83

4,32

0,88

F

24

9,17

4,32

0,88

J

24

7,50

3,40

0,69

P

24

12,63

3,32

0,68



Высокие значения стандартного отклонения и ошибки среднего значения говорят о вариативности некоторых типов среди выборки. Чем больше стандартное отклонение, тем больше актеры отличаются друг от друга по типу. Т.е. в среднем, актеры не интуитивного типа удалены от среднего на 4,34.

Пара оппозиций: установка на оценку информации - J и установка на восприятие информации - Р, определяет, какой из двух функций - функцией сбора информации или функцией принятия решений - человек пользуется при общении с внешним миром. Каждый тип характеризуется доминантным и вспомогательным процессами.

Человек использует свой доминантный процесс в той области, в которой лежат его основные интересы: экстраверты - при взаимодействии с внешним миром, интроверты - уходя в мир внутренний. А для сбалансированности развивается вспомогательный процесс. Таким образом, у экстраверта доминантный процесс обращен на внешний мир, а вспомогательный используется применительно к внутреннему миру; у интровертов доминантный процесс обращен вовнутрь, а вспомогательный процесс используется для жизни вовне. Вспомогательный процесс также обеспечивает баланс между процессами восприятия и оценки информации. Если доминантный процесс - перцептивный (S или N), то вспомогательный - оценочный (T или F), и наоборот.

У экстравертов буква (J или P) указывает на тот процесс, который преимущественно используется во взаимодействии с внешним миром (это и есть доминантный процесс). Если выше показатель J, то доминантным является процесс оценки, т. е. T или F. Если более высокая - Р, то доминантный процесс - перцептивный (S или N).

У интровертов буквы J и P указывают на вспомогательный процесс. Если высокое значение по типу J, то доминантный процесс будет перцептивным (S или N); выше значение по типу Р, то доминантный процесс - оценочный (T или F).

Т.к. актеры профессионалы в большей степени экстраверты, то высокое среднее значение воспринимающего типа в этом случае говорит о том, что доминирует перцептивный процесс, т.е сенсорность или интуитивность (рисунок 2).

Рисунок 2-Среднее значение выраженности психологических типов на выборке актеров профессионалов

Т.к. у большинства актеров профессионалов доминирует перцептивный процесс можно говорить, что они больше нацелены на сбор информации об окружающей среде. Способ сбора информации зависит от того какой тип преобладает. В целом, среди профессионалов, есть люди, которые при восприятии опираются на органы чувств, т.е. относящиеся к сенсорному типу. Есть люди, которые формируют представления, опираясь на собственные предчувствия и неосознаваемые ассоциации (относящиеся к интуитивному типу).

Среди актеров любителей значительно выражен воспринимающий и мыслительный тип (T=11,92; P=11,86). Также высокие значения по интуитивному типу (N=10,62). Незначительное преобладание экстравертов (таблица 2).

Таблица 2- Среднее значение выраженности психологических типов на выборке актеров любителей

Психологические типы по Майерс-Бриггс

Количество человек

Среднее значение

Стандартное отклонение

Ошибка среднего значения

E

26

5,12

2,05

0,40

I

26

4,88

2,05

0,40

S

26

9,38

4,56

0,89

N

26

10,62

4,56

0,89

T

26

11,92

3,47

0,68

F

26

8,08

3,47

0,68

J

26

8,27

5,13

1,01

P

26

11,85

5,07

0,99


Большой разброс от среднего значения по показателям воспринимающего и решающего типа указывает на то, что среди актеров любителей существует большой разброс между людьми с преобладанием определенного типа и людьми у которых этот тип не преобладает.

У актеров любителей сложнее определить доминантный и вспомогательный процесс, т.к. наблюдается незначительный разброс по выборке экстравертированного и интуитивного типа. В выборке любителей приблизительно равное распределение экстравертов и интровертов. Скорее всего, у какой-то части любителей доминирует перцептивный процесс, а у какой-то процесс оценки (рисунок 3).

Рисунок 3- Среднее значение выраженности психологических типов на выборке актеров любителей

В общем, можно сказать, что среди актеров любителей больше людей, у которых доминируют разные типы. Есть любители, которые при сборе информации опираются на путь интуиции, а есть те, которые относятся к сенсорному типу.

Если среди актеров-профессионалов ориентация на мыслительный, рациональный процесс является замещающей функцией или вспомогательным процессом, то у некоторых актеров-любителей оценочный процесс может являться доминирующим. Они в большей степени, чем профессионалы склонны анализировать ситуацию. Это может быть связано с тем, что их основная профессия предполагает развитость именно мыслительных функций.

.2.2 Описательная статистика по методике «Временные децентрации» Е.И. Головаха, А.А.Кроник

Анализ среднего значения временной направленности выборки по методике «Временные децентрации» Е.И. Головаха, А.А.Кроник, позволяет говорить о том, что в данной выборке респонденты в большей степени ориентированы на настоящее и будущее (рисунок 4).

Рисунок 4 - Среднее значение показателей временных ориентаций

Временные ориентации формируют определенный тип отношения к жизни. Жизненную стратегию людей, в преобладающем большинстве, живущих настоящим и будущим, характеризует восприятие жизни как потока явлений. Рефлексивный анализ происходящего позволяет предвидеть последствия принимаемых решений.

Ориентация на будущее больше выражена у людей способных предвосхищать реальность. Т.к. они способны предвидеть последствия совершаемых действий или принимаемых решений. К свойствам опережающего отражения также относится способность фантазировать на тему будущего. Люди, опирающиеся на интуицию, обладающие интуитивным типом, в большей степени ориентированы на будущее.

Рассматривая результаты описательной статистики отдельно по выборке актеров профессионалов и любителей, видим, что у актеров профессионалов проживание времени направлено на настоящее и будущее, как и у актеров любителей. При этом у профессионалов ориентация чуть больше на настоящее (таблица 3), а у любителей чуть больше на будущее (таблица 4).

Таблица 3- Среднее значение показателей временных ориентаций на выборке актеров профессионалов

Временные ориентации

Количество человек

Среднее значение

Стандартное отклонение

Ошибка среднего значения

Ориентация на прошлое

24

11,58

5,04

1,03

Ориентация на настоящее

24

18,42

4,64

0,95

Ориентация на будущее

24

18,00

5,93

1,21



Рисунок 5-Среднее значение показателей временных ориентаций на выборке актеров профессионалов

Таблица 4- Среднее значение показателей временных ориентаций на выборке актеров любителей

Временные ориентации

Количество человек

Среднее значение

Стандартное отклонение

Ошибка среднего значения

Ориентация на прошлое

26

11,77

6,18

1,21

Ориентация на настоящее

26

18,23

6,65

1,30

Ориентация на будущее

26

18,38

6,84

1,34


Рисунок 6-Среднее значение показателей временных ориентаций на выборке актеров любителей

Ориентация человека на определенное время связана со многими личностными качествами человека. Децентрация в будущее соотносится с опережающим отражением. Предвидение, предчувствование и другие характеристики интуитивного типа позволяют создать образ будущего. Также ориентация на будущее способствует адаптации, за счет предвосхищения событий.

Ориентированность актеров профессионалов и актеров любителей на настоящее и будущее говорит о том, что в их деятельности постоянно приходится адаптироваться к предлагаемым обстоятельствам и внимательная оценка сложившейся ситуации в настоящем, а также предчувствие того каковы будут последствия от их действий в будущем способствуют адаптации.

.2.3 Описательная статистика по факторам успешности

Анализ результатов среднего значения по факторам успешности показал, что в выборке, состоящей из актеров-любителей и профессионалов, наиболее высокие оценки были получены по факторам: адаптивность, уровень представлений, конгруэнтность и концентрация внимания (рисунок 7).

Рисунок 7-Среднее значение факторов успешности

Это означает, что данные характеристики оцениваются коллегами и зрителями, как наиболее развитые. Фактор адаптивности позволяет говорить о способности приспосабливаться к быстроменяющимся условиям, импровизировать на сцене. Высокий уровень представлений указывает на то, что мысленное воссоздание образов может существенно помогать при вживании в роль и является составной частью актерского мастерства. Конгруэнтность наблюдается в тех случаях, когда внутренние чувства и переживания актера точно отражаются в роли и точно выражаются в поведении на сцене. Концентрация внимания как важный фактор влияет на качество переключения и саму устойчивость, и объем внимания. А это, в свою очередь помогает длительное время находиться в образе.

Анализ результатов описательной статистики отдельно по выборке актеров профессионалов показывает, что среди факторов успешности более всего оценивается адаптивность, как способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям на сцене; уровень представлений, воображение, способность к перевоплощению и концентрация внимания. Значения стандартного отклонения показывают, что разброс по этим показателям не значительный (таблица 5).

Таблица 5-Среднее значение факторов успешности на выборке актеров профессионалов

Факторы успешности

Количество человек

Среднее значение

Стандартное отклонение

Ошибка среднего значения

Эмпатия

24

6,22

0,43

0,09

Наблюдательность

24

6,40

0,30

0,06

Воображение

24

6,62

0,24

0,05

Оригинальность

24

6,39

0,30

0,06

Способность к перевоплощению

24

6,59

0,31

0,06

Конгруэнтность

24

6,53

0,27

0,05

Адаптивность

24

6,79

0,12

0,03

Уровень представления

24

6,67

0,24

0,05

Концентрация внимания

24

6,58

0,27

0,05

Успешность (Общий показатель)

24

6,53

0,04

Низкие значения по шкале эмпатия могут свидетельствовать о том, что понимание эмоций другого человека не являются важными для актеров профессионалов. Чаще всего они создают образ опираясь на чувства, которые им самим удалось пережить, на уровень собственных представлений (рисунок 8).

Рисунок 8 - Среднее значение факторов успешности на выборке актеров профессионалов

Среди актеров любителей высокие средние значения по факторам успешности: адаптивность, конгруэнтность и уровень представлений. Низкие значения по факторам оригинальности, воображения и способности к перевоплощению (таблица 6).

Таблица 6 - Среднее значение факторов успешности на выборке актеров любителей

Факторы успешности

Количество человек

Среднее значение

Стандартное отклонение

Ошибка среднего значения

Эмпатия

26

5,90

0,89

0,17

Наблюдательность

26

5,91

0,94

0,18

Воображение

26

5,75

0,80

0,16

Оригинальность

26

5,70

0,82

0,16

Способность к перевоплощению

26

5,79

0,96

0,19

Конгруэнтность

26

6,07

0,55

0,11

Адаптивность

26

6,08

0,53

0,10

Уровень представления

26

6,03

0,44

0,09

Концентрация внимания

26

5,97

0,68

0,13

Успешность (Общий показатель)

26

5,91

0,57

0,11


Такие результаты могут являться следствием того, что у актеров любителей меньше навыка игры на сцене, поэтому способность к перевоплощению оценивается меньше, чем у профессионалов. Высокие показатели конгруэнтности, указывают на то, что у актеров-любителей, мало противоречий между передаваемой вербально или невербальною информацией и внутренним состоянием. Они также обладают высокой адаптивностью и уровнем представлений.

Рисунок 9 - Среднее значение факторов успешности на выборке актеров любителей

.2.4 Корреляционный анализ Спирмена

Анализ результатов исследования с помощью методов мат. статистики показал, что в исследуемой выборке респондентов из 50 человек были получены следующие связи:

В целом по всей выборке общий показатель успешности положительно коррелирует с интуитивным типом (значения коэффициента корреляции r по Спирмену=0,38 на уровне значимости 0,006) (таблица 7), что свидетельствует о том, что среди успешных актеров - и любителей, и профессионалов - больше людей, которые относятся к интуитивному типу. Это подтверждает первую часть нашей гипотезы.

Таблица 7 - Корреляции интуитивного типа с факторами успешности по всей выборке.

Факторы успешности

R

р

Эмпатия

0,46

0,001

Наблюдательность

0,46

0,001

Воображение

0,32

0,021

Оригинальность

0,30

0,035

Способность к перевоплощению

0,37

0,009

Конгруэнтность

0,10

0,472

Адаптивность

0,08

0,596

Уровень представлений

0,09

0,548

Концентрация внимания

0,42

0,003

Успешность (общий показатель)

0,38

0,006


Развернутый анализ взаимосвязей факторов успешности и интуитивного типа внутри групп профессионалов и любителей показал следующие результаты. В группе профессионалов была выявлена значимая взаимосвязь между таким фактором успешности как оригинальность и интуитивным типом (r=0,51; р=0,01), а также между способностью к перевоплощению и интуитивным типом (r=0,41; р=0,04). Что может говорить о том, что актеры, которые относятся к интуитивному типу, способны к более полному вживанию в роль и созданию чего-то не стандартного и нового, за счет особенности этого типа выходить за пределы непосредственно данного. Такие факторы как эмпатия, наблюдательность, воображение и концентрация внимания демонстрируют тенденцию к взаимосвязи с интуитивным типом, не доходящую, однако, до уровня статистической значимости, которая высокодостоверна в обсуждаемой ниже группе актеров-любителей. Это может быть связано с тем, что успешность профессионалов, для которых актерское мастерство - это основной источник дохода, в большей степени зависит от наработанной техники, чем от индивидуальных способностей.

В группе актеров-любителей интуитивный тип положительно взаимосвязан с эмпатией (r=0,67; р=0,000) , наблюдательностью (r=0,68; р=0,000), воображением (r =0,53; р=0,005), способностью к перевоплощению (r=0,47; р=0,014), концентрацией внимания (r =0,63; р=0,001) (таблица 8).

Таблица 8 --Корреляции интуитивного типа с факторами успешности отдельно по актерам-любителям и профессионалам.

Факторы успешности

Профессионалы

Любители


r

p

r

p

Эмпатия

0,36

0,084

0,67

0,000

Наблюдательность

0,36

0,084

0,68

0,000

Воображение

0,39

0,057

0,53

0,005

Оригинальность

0,51

0,010

0,36

0,074

Способность к перевоплощению

0,41

0,045

0,47

0,014

Конгруэнтность

-0,14

0,516

0,31

0,120

Адаптивность

0,23

0,279

0,26

0,208

Уровень представлений

-0,06

0,782

0,28

0,158

Факторы успешности

Профессионалы

Любители


r

p

r

p

Концентрация внимания

0,38

0,070

0,63

0,001


Для любителей связи, у профессионалов проявленные на уровне тенденции, выходят на уровень значимости возможно потому, что актерское мастерство для них не является основным видом деятельности и, соответственно, их успешность в большей степени зависит от развитости тех или иных качеств. В случае с профессионалами актерская игра выходит на уровень техники.

Такие факторы успешности, как конгруэнтность, адаптивность и уровень представлений не показали значимых взаимосвязей с интуитивным типом у актеров любителей и профессионалов. Возможно, такие качества как конгруэнтность (соответствие реального и предъявляемого на сцене эмоционального состояния), адаптивность (способность быстро приспосабливаться к непредвиденным ситуациям на сцене) и уровень представлений (ориентация на собственный опыт при создании образа) меньше связаны с интуитивным типом.

Ориентация человека на определенное время включена в целостную личностную организацию. Ориентация на будущее и настоящее более характерна для людей интуитивного типа, т.к. характеризуется ожиданием событий, которые еще не произошли, и относится к предчувсвованию и другим характеристикам интуиции.

Взаимосвязей факторов успешности с ориентацией на настоящее у актеров профессионалов и любителей не выявлено (таблица 9).

Таблица 9 - Корреляции ориентации на настоящее с факторами успешности отдельно по выборкам

Факторы успешности

Профессионалы

Любители


r

p

r

p

Эмпатия

-0,10

0,627

0,14

0,506

Наблюдательность

-0,05

0,819

-0,01

0,949

Воображение

-0,36

0,088

0,20

0,320

Оригинальность

0,06

0,797

0,31

0,125

Способность к перевоплощению

-0,11

0,612

0,20

0,333

Конгруэнтность

-0,07

0,737

0,06

0,767

Адаптивность

-0,15

0,474

0,27

0,189

Уровень представлений

-0,12

0,576

0,18

0,391

Концентрация внимания

-0,01

0,948

0,08

0,688


Анализ корреляции ориентации на будущее с факторами успешности тоже не показал значимых взаимосвязей, кроме такого фактора, как воображение у профессионалов (r= 0,54; p= 0,006) (таблица 10).

Таблица 10 - Корреляции ориентации на будущее с факторами успешности отдельно по выборкам

Факторы успешности

Профессионалы

Любители


r

p

r

p

Эмпатия

0,30

0,159

0,31

0,119

Наблюдательность

0,15

0,470

0,31

0,123

Воображение

0,54

0,006

0,12

0,574

Оригинальность

0,19

0,373

-0,02

0,929

Способность к перевоплощению

0,39

0,058

0,17

0,411

Конгруэнтность

0,04

0,842

-0,04

0,845

Адаптивность

0,16

0,469

0,21

0,307

Уровень представлений

0,35

0,096

0,09

0,661

Концентрация внимания

0,33

0,117

0,18

0,376


Взаимосвязь воображения с ориентацией на будущее подтверждает мнение о том, что фантазирование и воображение являются важными элементами опережающего отражения.

Анализ корреляций факторов успешности с временными децентрациями позволяет говорить об отрицательной взаимосвязи общего показателя успешности с ориентацией на прошлое (таблица 11).

Таблица 11 - Взаимосвязь факторов успешности с ориентацией на прошлое по всей выборке

Факторы успешности

r

p

Эмпатия

-0,39

0,005

Наблюдательность

-0,29

0,044

Воображение

-0,29

0,042

Оригинальность

-0,35

0,014

Способность к перевоплощению

-0,35

0,013

Конгруэнтность

-0,11

0,440

Адаптивность

-0,19

0,194

Уровень представлений

-0,20

0,166

Концентрация внимания

-0,35

0,014

Успешность (общий показатель)

-0,35

0,013



Значит, актеры, живущие прошлым, имеют меньше шансов быть успешными в своей деятельности.

Анализ данных в группе актеров любителей показал, что у них отрицательных взаимосвязей с прошлым значительно больше.

Были выявлены отрицательные взаимосвязи ориентации на прошлое с факторами успешности, а именно: эмпатией, воображением, оригинальностью, способностью к перевоплощению и адаптивностью (таблица 12).

Таблица 12-Корреляции ориентации на прошлое с факторами успешности отдельно по выборкам

Факторы успешности

Профессионалы

Любители


r

p

r

p

Эмпатия

-0,27

0,211

-0,50

0,009

Наблюдательность

-0,13

0,535

-0,37

0,061

Воображение

-0,24

0,266

-0,43

0,029

Оригинальность

-0,37

0,076

-0,41

0,035

Способность к перевоплощению

-0,37

0,078

-0,40

0,044

Конгруэнтность

-0,14

0,500

-0,09

Адаптивность

-0,04

0,855

-0,45

0,021

Уровень представлений

-0,32

0,132

-0,25

0,213

Концентрация внимания

-0,44

0,033

-0,37

0,064


Скорее всего, концентрация на прошлых переживаниях мешает любителям вживаться в роль. Профессионалы же умеют более грамотно использовать свои прошлые впечатления и, поэтому, их ориентированность на прошлое на успешности мало сказывается.

Соотнося данные с описательной статистикой, отметим, что в группах актеров любителей и профессионалов были выявлены высокие значения по шкале адаптивность. По мнению Л.А. Регуш, взаимосвязь адаптационных процессов и опережающего отражения можно сформулировать в виде закономерности: чем быстрее меняется окружение, тем больше требуется чувство будущего.

Значимых корреляций с ориентациями на настоящее и будущее не выявилось. Значит, эти децентрации не являются определяющими в формировании успешности. При этом по данным описательной статистики среди актеров профессионалов и любителей выражены ориентации именно на эти временные перспективы. Интуиция включает в себя связность прошлого, настоящего и будущего. Но в большей степени у людей интуитивного типа должна быть развита ориентация на будущее и настоящее.

У профессионалов успешность не зависит от временных децентраций. Независимо от того в каком времени они живут, их актерский навык позволяет им быть успешными.

Мы можем говорить, что вторая часть нашей гипотезы подтвердилась частично, т.к. можно предположить, что если существует отрицательная взаимосвязь факторов успешности с прошлым, то актеры не ориентированные на прошлое более успешны.

.3 Выводы по исследованию

В результате проведенного исследования подтверждена гипотеза о том, что актеры, успешные в актерской деятельности, относятся к интуитивному типу, вторая часть гипотезы о взаимосвязи успешности с преобладающей ориентацией на настоящее и будущее подтвердилась на выборке актеров-любителей по большинству факторов успешности, а на выборке актеров-профессионалов - частично.

У актеров-любителей было выявлено больше взаимосвязей между факторами успешности и интуитивным типом. То есть их успешность в большей степени связана со стремлением выйти за пределы непосредственно данного - понять значения, связи, отношения, используя для этого свою интуицию. Возможно, интуитивный тип обладает теми чертами, которые позволяют любителям компенсировать недостаток профессионализма при игре на сцене. У профессионалов некоторые связи проявлены лишь на уровне тенденции это значит, что для успешности среди коллег и зрителей им не обязательно обладать чертами интуитивного типа, хотя значимые взаимосвязи есть, но меньше, чем у любителей. Помимо интуитивных способностей их успешность формирует что-то еще.

Во взаимосвязи с прогностической компетенцией успешность проявилась только у актеров-любителей. У них более выражена зависимость успешности от способности к прогнозированию и более значимая отрицательная взаимосвязь с ориентацией на прошлое.

При анализе было выявлено, что, факторы, способствующие успешности, у актеров-профессионалов были оценены более высоко. Скорее всего потому, что многие факторы успешности (наблюдательность, воображение, конгруэнтность, адаптивность, и др.) относятся к навыкам, наработанным профессионалами и поэтому, априори оцениваются высоко.

В выборке актеров любителей и профессионалов обозначились некоторые различия, скорее всего из-за разных условий в их творческой деятельности. Профессиональные актеры более зависимы от режиссера и не имеют возможности выбора пьесы или роли, но при этом их репертуар более богат и насыщен. Актеры-любители более независимы от внешних условий, но имеют меньше произведений в репертуаре. Поэтому, скорее всего, успешность любителей в большей степени зависит от личностных особенностей, связанных с предвидением, которые позволяют им выходить за рамки привычных представлений о различных явлениях окружающей действительности и вживаться в роль не за счет наработанного мастерства, а с помощью этих качеств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из теоретической части нашего исследования мы знаем: Интуиция охватывает все формы переработки информации на бессознательном уровне, и являет собой способность непосредственного знания, без предварительных наблюдений и рассуждений. Интуиция является неотъемлемой частью межличностного взаимодействия. Стимулы, на которые внимание не направлено, все равно могут влиять на поступки, поведение людей. Идеи и образы, без осознания их могут влиять на то, как мы интерпретируем и объясняем события. В творчестве интуиция играет особую роль, позволяя проявляться своеобразию всего нового. Вопросом интуиции в творчестве занимались такие авторы как, Майерс Д., Кармин С.А., Фейнберг Е.Л. и другие. Также было раскрыто понятие успешности в творческих профессиях, в актерской деятельности, в частности.

Целью эмпирического исследования являлось исследование взаимосвязи интуиции и успешности у актеров-профессионалов и любителей. Было проведено исследование составляющих интуиции актеров-профессионалов и актеров-любителей, эмпирически определены факторы успешности актерской деятельности. Под составляющими интуиции взяты: принадлежность к интуитивному типу и ориентация на настоящее и будущее.

Исследованы факторы успешности актеров-профессионалов и актеров-любителей, по мнению самих актеров и зрителей. А также, исследована взаимосвязь составляющих интуиции и показателей успешности у актеров-профессионалов и любителей.

Гипотеза о том, что выраженность интуитивного типа положительно связана с успешностью в актерской деятельности, была подтверждена.

Также была подтверждена вторая часть гипотезы, о том, что успешность в театральной деятельности актеров-любителей определяется:

выраженностью интуитивного типа

ориентацией на настоящее и будущее

Среди актеров любителей действительно, в большей степени доминирует интуитивный тип. По результатам описательной статистики видно, что актеры любители больше ориентируются на настоящее и будущее.

Проблемное звено дипломной работы - размытость определения интуиции в силу малой исследованности этой темы и, возможно, стоит больше внимания уделить дефинициям факторов успешности, в дальнейшем.

Достоинством работы является попытка обнаружить связь между интуицией и личностными особенностями человека, а точнее факторами успешности.

Интуицию следует рассматривать в числе важнейших когнитивных инструментов. Понимание интуиции не только как явления метафизического порядка, но и как факта психологии есть важная предпосылка объективного изучения данного феномена. От глубины исследования проблемы интуиции зависит успешность построения новых психологических моделей. Мы продемонстрировали лишь один из способов видения проблемы интуиции. Возможно, место интуиции в психологии, выражено сильнее, чем в нашем исследовании, что предполагает необходимость дальнейшей, более детальной разработки проблемы.

Практическая значимость данной работы также заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в практике преподавания актерского мастерства, а также могут стать основой в дальнейших исследованиях природы актерского творчества. По нашему убеждению, синтез традиционной театральной педагогики, вобравший в себя идей К.С. Станиславского, Вл.И. Немировича-Данченко и их учеников и последователей, со знаниями, накопленными современной психологией, будет способствовать повышению эффективности театрального обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Путов Л.А., Манасенко К.А. Интуиция как фактор принятия организационных решений: методологические аспекты проблемы// Вестник Московского университета Сер.6 Экономика 2008 №4 стр 3-19

Майерс Д. Интуиция. - СПб.: Питер, 2009. - 256с

Юнг К.Г. Психологические типы: Пер. с нем. - Томск: «Водолей», 1993. -96.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА

Уважаемый участник опроса!

Вы участвуете в исследовании, направленном на выявление факторов успешности в деятельности актеров. Ваши ответы помогут сформировать Образ успешного Актера, выраженный в психологических характеристиках. Результаты исследования будут использованы, в том числе, для разработки рекомендаций по развитию личностных качеств, способствующих успешной актерской деятельности.

Это очень важно для создания Программ обучения в Школах актерского мастерства, создания тренингов и семинаров по актерскому мастерству. Очень благодарны Вам за участие в исследовании!

Оцените по 7-ми балльной шкале выраженность психологических характеристик ваших коллег

(1-совсем низкая; 7 - очень высокая)

Психологические характеристики

Участник 1

Участ ник 2






Эмпатия (способность чувствовать образ другого человека)








Проницательность, наблюдательность (умение замечать малейшие детали)








Воображение (способность создавать опережающий образ, фантазировать)








Оригинальность (способность создавать нечто нестандартное)








Способность к перевоплощению в разные роли








Конгруэнтность (соответствие эмоционального состояния и содержания речи в диалоге)








Адаптивность (способность быстро приспособиться в новых условиях роли)








Уровень представлений (опора на собственный опыт при создании образа)








Концентрация внимания (внимательность в процессе деятельности)









Гарантируем конфиденциальность предоставленных сведений!

Благодарим за сотрудничество!

1.      

Похожие работы на - Взаимосвязь интуиции и успешности у актеров профессионалов и любителей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!