Маркетинговые исследования отношения потребителей к безалкогольным газированным напиткам на примере компании Кока-кола и Пепси
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО "Новосибирский государственный технический Университет"
Кафедра
"Экономика предприятий"
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине
"маркетинг"
тема: "маркетинговые исследования ОТНОШЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ К
БЕЗАЛКОГОЛЬНЫМ ГАЗИРОВАННЫМ НАПИТКАМ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ Кока-Кола и
Пепси"
Выполнил: Смирнов М.
Группа:
Проверил: Кислицына О.А.
Отметка о защите:
Новосибирск - 2010
Аннотация к работе
Целью данной работы станет изучение отношений потребителей к
безалкогольным газированным напиткам.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Сравнение отношения потребителей к марке с отношением к ее конкурентам и
"идеальной" марке.
Изучить методы исследования компонентов отношения потребителей.
Разработать план маркетингового исследования отношения потребителей к
газированным напиткам.
Проанализировать результаты исследования и предоставить отчет.
Предмет исследования - отношение потребителей к безалкогольным
газированным напиткам.
Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка литературы
и приложений.
Во введении обосновывается актуальность, практическая значимость данной
работы. В первой главе раскрывается понятие безалкогольных газированных
напитков, обзор российского рынка. Также краткая историй компаний Кока-Кола и
Пепси. Во второй главе произведен сравнительный анализ финансовых показателей
компаний Кока-Кола и Пепси, конкуренция на рынке газированных напитков. Третья
глава содержит практическую часть работы, где на основании первичной информации
(опрос) произведено исследования отношения потребителей к газированным
напиткам. Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в
ходе работы.
Методы сбора информации: традиционный анализ научной литературы и
публикаций в прессе, стандартизированный опрос. Источник первичной информации - целевая группа -студенты.
Содержание
Введение
1. Обзор российского рынка безалкогольных газированных
напитков. История компаний Кока-Кола и Пепси-Кола
2. Сравнительный анализ компаний Кока-Кола и Пепси-Кола.
Конкуренция на рынке безалкогольных газированных напитков города Новосибирска
3. Маркетинговое исследование потребительских
предпочтений в отношении газированных напитков
Заключение
Список литературы
Введение
Маркетологи всегда ориентировались на покупателей. Они снова и снова
предупреждали менеджеров, чтобы и те больше смотрели на клиентов, а не на
производство.
Его величество Покупатель правит миром маркетинга с тех самых пор, как
закончилась Вторая мировая война. Хотя в последнее время начинает казаться, что
Его величество мертво. А маркетологи продают его останки высшему руководству
своих фирм.
Те компании, что прилежно следовали предписаниям экспертов-маркетологов,
могли наблюдать, как исчезают их миллионы долларов в героических, но бесплодных
усилиях по ориентации на покупателя.
В ту эру производства бизнес открыл для себя рекламу. "Массовая
реклама создает массовый спрос, что позволяет иметь массовое
производство", - говорили эксперты по рекламе. После войны лидирующие
компании начинают ориентироваться на покупателя.
Балом правят маркетологи, а помогают им в этом маркетинговые
исследования.
И вот сегодня на покупателей ориентируются уже все. Знание того, что
хотят люди, не слишком-то помогает фирме, если эту потребность уже обслуживает
десяток других компаний.
Отношения с потребителем
стали важнейшим направлением деятельности организаций в развитых странах.
Нередко именно это направление деятельности занимает больше всего времени и усилий
компаний. Хорошие отношения с потребителями позволяют продавать продукты и
услуги более успешно.
Удовлетворенность потребителя продуктом / услугой - приоритет в
деятельности производителя на рынке покупателя.
Совокупность данных обстоятельств обусловливает актуальность избранной
темы курсовой работы.
1. Обзор российского рынка безалкогольных газированных напитков
В данной работе рассматривается категория газированных напитков, в
которую входят безалкогольные напитки, содержащие углекислый газ, подслащенные
и/или с добавлением консервантов. К таковым относятся, в частности, напитки на
основе колы, лимонады и фруктовые газированные напитки, тоники, а также
бутилированные квасы.
На всем рынке безалкогольных напитков сегмент сладкой газировки является
наиболее емким. По имеющимся оценкам за 2009 год, среднедушевое потребление в
России газированных ароматизированных напитков превысило 35 литров. И рост
рынка продолжается - в последние годы прирост продаж составлял примерно 8% в
год. Однако заметим, что среднедушевое потребление газировки в России остается
заметно более низким по сравнению с другими странами Восточной Европы, где
средний потребитель в течение года выпивает 40-45 литров таких напитков и
более.
В
то же время, хотя потребление газировки стабильно увеличивается, можно
отметить, что в последние несколько лет темпы роста ее продаж заметно отстают
от аналогичных показателей в других категориях безалкогольных напитков, в
частности соков или минеральной и питьевой воды
<#"554627.files/image001.gif">
Рисунок 1. Рост биржевой цены акций Пепси и Кока-Кола за 1980-2010 год.
О том, что бренд "Coca-Cola" является самой узнаваемой, самой
брендовой компанией, можно посмотреть результаты ежегодного рейтинга 100
мировых брендов. Coca-Cola, стабильно дорожающая из года в год и в этот раз,
несмотря на значительное снижение потребительского спроса, увеличила стоимость
своего бренда еще на 3%, подорожав до 69 млрд долл. Компания PepsiCo повысила свое место в рейтинге с 26
до 23 места, и тоже её бренд подорожал на 3,44% (Таблица 1).[2]
Таблица 1. Top100 самых дорогих брендов мира в 2009 году.
№
|
Бренд
|
Страна
|
Стоимость бренда в 2009
году (млн.долл.)
|
Стоимость бренда в 2008
году (млн.долл.)
|
Изменение (%)
|
Место в рейтинге в 2008
году
|
1
|
Coca-Cola
|
США
|
68 734
|
66 667
|
3.10
|
1
|
23
|
Pepsi
|
США
|
13 706
|
13 249
|
3.45
|
26
|
Обе эти корпорации, производящие мало чем отличающиеся продукты, как
сестры-близнецы, всегда стараются по пятам следовать друг за другом. Например,
выход новой рекламной кампании у одной из них неизменно означает скорое
появление обновленного образа другой. У PepsiCo и Coca-Cola сопоставимы даже
основные финансовые показатели.
Еще можно проанализировать такой важный показатель, как выручка компании
и чистая прибыль. (Рисунок 2,3.)
Вы́ручка (объём продаж) - количество денежных средств
<#"554627.files/image002.gif">
Как мы видим из рисунка 2, выручка компании Coca-Cola в
период с 2005 до 2008 года постоянно росла, в 2006 году на 4,2% по сравнению с
2005 годом; в 2007 году на 19,8% по сравнению с 2006 годом; в 2008 году на
10,7% по сравнению с 2007 годом, а вот в 2009 году снизилась на 3% по сравнению
с 2008 годом. У компании PepsiCo, картина похоже, ее выручка с 2005 года
возросла на 33%,хотя тоже имела незначительное падение в 2009 году. Основной
причинами этого снижения называют падения потребительского спроса, вызванного
высокими темпами инфляции и нестабильным финансовым положением, проще говоря,
мировым финансово-экономическим кризисом страны.
Около 23% процентов прибылей PepsiCo приходится на долю газированных
напитков, тогда как в Coca-Cola этот показатель достигает 85%. Из этого можно
сделать вывод, что компания Coca-Cola намного медленнее, чем Pepsi, переводит
производство с газированных безалкогольных напитков на минеральную воду и соки,
т.е. на более здоровые напитки.
Также хочется рассмотреть долю продаж внутри газированных напитков
компании "Сoca-Cola" и PepsiCo. Из рисунка 4 хорошо видно, что больше
всего компания продает продукцию Coca-Cola (сюда входит Coca-Cola, Coca-Cola Light)- 70% всего объема продаж. Второе
место в рейтинге продаж занимает Sprite - 20%, а 10% достается Fanta. В ассортименте газировок компании "PepsiCo" самой популярной, конечно же,
является Pepsi -58% всех продаж (Pepsi-Cola, Pepsi Light, Pepsi Max), (рис. 5).
Другие лимонады компании - "Mirinda",
7UP, "Mountain Dew" пользуются существенно меньшим спросом. Это
свидетельствует о том, что покупатели все-таки предпочитают
"колосодержащие" напитки, и на такие бренды производители делают
наибольший упор, например, в виде рекламы.
Конкуренция на рынке безалкогольных газированных напитков г.
Новосибирска.
Соперничество двух безалкогольных гигантов (Pepsi-Cola и Coca-Cola)
продолжается уже не одно десятилетие. Скорее всего, и будет продолжаться, пока
существует рынок.
Если в 20-е годы ХХ века у Компании Coca Cola не было реальных конкурентов, то к концу 30-х гг.
непосредственным мировым конкурентом Coca Cola стала
компания PepsiCо. Ожесточенная борьба между двумя крупнейшими и старейшими
производителями прохладительных напитков зачастую принимает довольно
причудливые формы. Иногда может показаться, что Coca Cola и PepsiCo просто не переносят друг друга. В бывшем
СССР специфика их борьбы бала связана с разными сроками появления на рынке их
фирменных напитков. "Пепси-кола" стала продаваться в СССР еще в 1974
г.: по межправительственному соглашению компания поставляла свой концентрат
новороссийскому заводу в обмен на водку "Столичная". В 80-х
"Пепси" уже воспринималась как привычный советский напиток, тогда как
"Кока" продавалась исключительно в системе магазинов
"Березках" и "Альбатрос" и казалась атрибутом западного
образа жизни.Cola и PepsiCo продолжают борьбу за этот рынок. Напитки PepsiCo
занимали основную долю рынка во времена существования СССР, но в конце 90-х
Coca-Cola захватила лидерство. В то же время сейчас ситуация выровнялась. На
конец 2008 года доля "Кока-Колы" на российском рынке составляла 28 %,
"Пепси-Колы" - 15 %. Однако, с учетом продаж всех безалкогольных
напитков, выпускаемых этими компаниями, включая чаи, соки и другие напитки,
Coca-Cola и PepsiCo идут ноздря в ноздрю, доля каждой из них на рынке составила
в 2008 году порядка 23,5 проц., свидетельствуют данные Euromonitor International.
Главный показатель, который при этом принимается во внимание всеми
заинтересованными лицами, - это показатель "Соотношения Сил" (доли
рынка).
Рассмотрим доли рынка по г. Новосибирск. Здесь четко прослеживается динамика
роста доли рынка газированных безалкогольных напитков компании
"Coca-Cola", тем самым укрепляя свои позиции на рынке. Это хорошо
видно на рисунках 6-8.[4,7,8]
Если в 2001 году доля Coca-Cola была всего 22%,то к 2009 году этот
показатель уже достиг 50% всего рынка газированных напитков, что еще раз
подтверждает доминантное положение на рынке Новосибирска и тем самым отношение
потребителей к напиткам компании "Coсa-Cola". Если фирма
"Винап" в 2001 году опережала по доле рынка "Coca-Cola" (на
14%),то уже в 2009 году существенно сдала свои позиции и составила всего 10%
всего рынка Новосибирска. Компания PepsiCo также увеличила долю на рынке Новосибирска с 9% в 2001 году
до 15% в 2009 году. Основной рост произошел из-за покупки PepsiCo в 2008 году Новосибирскую компанию
"Собол-Аква", принадлежащую Винап.
Основываясь на вторичную информацию по компания "Coca-Cola" и
"PepsiCo", можно сделать вывод, что компании Coca-Cola все равно на
один шаг впереди своего главного конкурента PepsiCo.
Если спросить у любого человека, что он больше любит, Coca-Cola или
Pepsi, то ответ будет дан однозначный, либо то, либо другое. Ученые утверждают,
что человек не способен отличить стакан с Pepsi от такого же с Coca-Cola. Ни по
цвету, ни по вкусу, ни по запаху. Предпочтения какому-либо из этих напитков
отдает наш мозг, но не наши рецепторы. То есть - все зависит от силы брэнда и
рекламной компании.
"Совершенно очевидно, что если Pepsi стремится как можно больше
расшириться географически, Coca-Cola сконцентрирована на диверсификации своего
ассортимента", - заключает Уолтер Тодд (Walter Todd), менеджер финансового
холдинга Greenwood Capital Associates - одного из держателей акций Pepsi.
Несмотря на то, что на протяжении всей своей жизни корпорация Pepsi
активно конкурирует с одним-единственным соперником - концерном Coca-Cola, эти
компании еще никогда не выходили за рамки исключительно цивилизованной
конкурентной борьбы и обе компании всегда сохраняли друг с другом почтительный
нейтралитет, ни разу не столкнувшись ни в одном корпоративном конфликте. И
победителя в этом сражении до сих пор нет.
Однако уже сложившееся на российском рынке равновесие в соперничестве
этих двух компаний, по мнению экспертов, может нарушить лишь оригинальное
маркетинговое решение, которого до сих пор ни один из них представить не смог.
Новый виток конкуренция Coca-Сola и PepsiCo может получить на соковом рынке.
3. Маркетинговые исследование потребительских предпочтений в отношении
газированных напитков
В ходе данной работы при помощи калькулятора выборки был выявлен объем
выборки 23 человека.
1.Как часто покупаете газированные напитки?
Показатели
|
Каждый день
|
2-3 раза в неделю
|
1 раз в неделю
|
Очень редко
|
Сумма
|
Абсолютное значение
|
0
|
7
|
2
|
14
|
23
|
Относительное значение
|
0%
|
30,5%
|
8,5%
|
61%
|
100%
|
Вывод: из всех опрошенных респондентов, 61% покупает газированные напитки
очень редко, 30,5% покупают 2-3% раза в неделю и 8,5% покупают 1 раз в неделю.
2.Какой температуры вы предпочитаете газированные напитки?
Показатели
|
Охлажденные
|
Комнатной температуры
|
Ни имеет значения
|
Сумма
|
Абсолютное значение
|
17
|
2
|
4
|
23
|
Относительное значение
|
74%
|
8,5%
|
17,5%
|
100%
|
Вывод: из всех опрошенных респондентов, 74% предпочитают газированные
напитки охлажденные, 17,5% выбрали ответ, ни имеет значения. И 8,5%
предпочитают газированные напитки комнатной температуры.
3.Какие Ваши наиболее популярные вкусы газированных напитков?
Показатели
|
Кола
|
Лимонный
|
Апельсиновый
|
Яблочный
|
Сумма
|
Абсолютное значение
|
12
|
1
|
5
|
5
|
23
|
Относительное значение
|
52%
|
22%
|
22%
|
100%
|
Вывод: из всех опрошенных респондентов, 52% предпочитают колу. По 22%
выбрали апельсиновый и яблочный вкусы и 4% предпочитают лимонный вкус.
4.При какой ситуации в основном Вы покупаете газированные напитки?
Показатели
|
Спонтанно, привозник. жажды
|
Спец. для праздника
|
Для активного отдыха
|
Для пост-го
употребл.
|
Сумма
|
Абсолютное значение
|
20
|
1
|
1
|
1
|
23
|
Относительное значение
|
88%
|
4%
|
4%
|
4%
|
100%
|
Вывод: из всех опрошенных респондентов, 88% покупают спонтанно, при
возникновении жажды. 4% покупают для активного отдыха, 4% заранее, для
постоянного употребления и оставшиеся 4% покупают специально для праздника.
5.Ваше основное место покупки газированных напитков?
Показатели
|
Супермаркет, минимаркет
|
Ларек, палатка
|
Кафе, бар
|
Сумма
|
Абсолютное значение
|
14
|
5
|
4
|
23
|
Относительное значение
|
61%
|
22%
|
17%
|
100%
|
Вывод: из всех опрошенных респондентов, 61% покупают газированные напитки
в супермаркетах/минимаркетах, 22% покупают в ларьках и 17% в кафе, барах.
6.Ваше предпочтение к упаковке?
Показатели
|
Стеклянная тара
|
Пластиковая тара
|
Жестяная тара
|
Сумма
|
Абсолютное значение
|
3
|
17
|
3
|
23
|
Относительное значение
|
13%
|
74%
|
13%
|
100%
|
Вывод: из всех опрошенных респондентов, 74% выбрали пластиковую тару. По 13% выбрали жестяную и стеклянную тару.
7.Ваше предпочтение к объёму упаковки?
Показатели
|
2л.
|
1,5л.
|
1л.
|
0,5л.
|
0,33л.
|
Сумма
|
Абсолютное значение
|
1
|
0
|
6
|
0
|
23
|
Относительное значение
|
4%
|
0%
|
26%
|
70%
|
0%
|
100%
|
Вывод: из всех опрошенных респондентов, 70% предпочитают упаковку объёмом
0,5л., 26% предпочитают упаковку объёмом 1л. и 4% предпочитают упаковку объёмом
2л.
8.Какую марку газированных напитков Вы предпочитаете?
Показатели
|
Кока-кола
|
Пепси-кола
|
Ни имеет знач.
|
Сумма
|
Абсолютное значение
|
11
|
2
|
10
|
23
|
Относительное значение
|
48%
|
9%
|
43%
|
100%
|
Вывод: из всех опрошенных респондентов, 48% предпочитают марку кока-кола,
для 43% респондентов ни имеет значения при выборе марки.9% предпочитают
пепси-колу.
9.По какому критерию Вы выбираете газированные напитки?
Показатели
|
Известность
|
Нравится реклама
|
Вкусовые кач-ва
|
Шире представ. в мест.
прод.
|
Что-то другое
|
Сумма
|
Абсолютное значение
|
4
|
2
|
14
|
3
|
0
|
23
|
Относительное значение
|
17%
|
9%
|
61%
|
13%
|
0%
|
100%
|
Вывод: из всех опрошенных респондентов, 61% выбрали критерию вкусовые
качества, 17% выбрали критерию известность марки, 13% выбрали критерию из-за
того что шире представлена в местах продажи. 9% выбрали критерию реклама.
10.Ваш пол?
Показатели
|
Мужской
|
Женский
|
Сумма
|
Абсолютное значение
|
11
|
12
|
23
|
Относительное значение
|
48%
|
52%
|
100%
|
Вывод: из всех опрошенных респондентов, 52% являются женщинами 48%
мужчинами.
11.на каком курсе Вы учитесь?
Показатели
|
1курс
|
2 курс
|
3 курс
|
4 курс
|
Сумма
|
Абсолютное значение
|
5
|
9
|
2
|
3
|
5
|
23
|
Относительное значение
|
22%
|
40%
|
9%
|
13%
|
16%
|
100%
|
Вывод: из всех опрошенных респондентов, 40% являются студентами 2 курса,
22% являются студентами 1 курса, 16% являются студентами 5 курса, 13% являются
студентами 4 курса, 9% являются студентами 3курса.
.Какую марку газированных напитков Вы предпочитаете?
Показатели
|
Кока-кола
|
Пепси-кола
|
Ни имеет знач.
|
Сумма
|
Абсолютное значение
(жен.)
|
7
|
0
|
5
|
12
|
Относительное знач. по
строке
|
58%
|
0%
|
42%
|
100%
|
Относительное знач. по
столбу
|
64%
|
0%
|
50%
|
52%
|
Абсолютное значение
(муж.)
|
4
|
2
|
5
|
11
|
Относительное знач. по
строке
|
36%
|
19%
|
45%
|
100%
|
Относительное знач. по
столбу
|
36%
|
100%
|
50%
|
48%
|
Сумма
|
11 100%
|
2 100%
|
10 100%
|
23 100%
|
Вывод:
) Среди всех опрошенных респондентов, 52% являются женщины и 48% являются
мужчины.
) Среди всех опрошенных женщин 58% выбрали марку кока-кола, 42% выбрало,
показатель ни имеет значение. Среди опрошенных мужчин 45% выбрали, показатель
ни имеет значения, 36% выбрало марку кока-кола и оставшиеся 19% выбрали марку
пепси - кола.
) Среди тех, кто выбрал марку кока-колу, 64% являются женщинами и 36%
являются мужчинами. Среди тех, кто выбрал показатель, ни имеет значения 50%,
являются женщинами и 50% являются мужчинами. Среди тех, кто выбрал марку
пепси-кола, 100% являются мужчинами.
9.По какому критерию Вы выбираете газированные напитки?
Показатели
|
Известность
|
Нравится реклама
|
Вкусовые кач-ва
|
Шире представлена в местах
продаж
|
Что-то другое
|
Сумма
|
Абсолютное значение (жен.)
|
2
|
8
|
0
|
0
|
12
|
Относительное знач. по
строке
|
17%
|
17%
|
66%
|
0%
|
0%
|
100%
|
Относительное знач. по
столбу
|
50%
|
100%
|
57%
|
0%
|
0%
|
52%
|
Абсолютное значение
(муж.)
|
2
|
0
|
6
|
3
|
0
|
11
|
Относительное знач. по
строке
|
18%
|
0%
|
55%
|
27%
|
0%
|
100%
|
Относительное знач. по
столбу
|
50%
|
0%
|
43%
|
100%
|
0%
|
48%
|
Сумма
|
4 100%
|
2 100%
|
14 100%
|
3 100%
|
0%
|
23 100%
|
Вывод
1) Среди всех опрошенных респондентов, 52% являются женщины и 48%
являются мужчины.
) Среди опрошенных женщин 66% выбрали критерию вкусовые качества, 17%
выбрали критерию известность, и оставшиеся 17% выбрали критерию рекламу. Среди
опрошенных мужчин 55% выбрали критерию вкусовые качества, 27% выбрали критерию,
шире представлена продукция в местах продаж. 18% выбрали известность.
) Среди тех, кто выбрал критерию вкусовые качества, 57% являются
мужчинами и 43% является женщины. Среди тех, кто выбрал критерию известность,
50% являются мужчины и 50% являются женщины. Среди тех, кто выбрал критерию,
шире представлена продукция в местах продаж 100% являются мужчинами. Среди тех,
кто выбрал критерию, нравится реклама 100% являются женщинами.
Заключение
При написании данной работы процедура маркетингового исследования
рассматривалась как ряд последовательных этапов - постановки задач, составления
и осуществления программы (плана, проекта), обработки и анализа результатов.
Это довольно традиционная схема проведения научного исследования. В разных
работах этапы именно маркетингового исследования могут интерпретироваться
по-разному, но в целом схема остается неизменной.
В результате проведенного анализа отношения потребителей безалкогольных
газированных напитков на примере компаний Кока-Кола и Пепси можно сделать
следующие выводы:
. Компания Coca-Cola продолжает свое триумфальное шествие по захвату
рынков, хотя и компания Пепси двигается вперёд и ни чуть не уступает компании
Кока-Кола.
. По результатам опроса студенты НГТУ газированные напитки всё-таки
покупают очень редко, и если покупают, то спонтанно, для утоления жажды.
Большинство из них предпочитают вкус колы, охлажденной температуры в
пластиковой таре и емкостью 0,5 литра.
. Отношение студентов к маркам газированных напитков очевидно.
Большинство из всех опрошенных, а это почти половина (48%), предпочитают
Кока-Колу. И если смотреть по половому признаку, то Кока-Колу покупают больше
женщины.
Таким образом, маркетинговые исследования принятия потребителями решения
о покупке и их отношения к газированным напиткам как одного из важнейших
результатов этого процесса, проведенные в данной работе, создают
информационно-аналитическую базу, позволяющую разработать стратегию
маркетингового управления поведением покупателей.
Список литературы
1. Титова В.А., Цой М.Е. Маркетинговые исследования за
семь дней. Методические указания к проведению практических и лабораторных
занятий по курсу "Основы маркетинга". - Новосибирск: Изд-во НГТУ. -
2001
2. РБК. Рейтинг. Сто самых дорогих брендов мира в 2009
году. Информация с сайта http//rating.rbc.ru.
3. Рынок газированных безалкогольных напитков,- Russian
Food&Drinks market magazine №5 (№37), 2008
4. Рынок газированных безалкогольных напитков,- Russian
Food&Drinks market magazine №8 (№42), 2002
. Черчилль Г. Маркетинговые исследования. - СПб.:
Питер, 2000. - С. 377
6. Энджел Д. Поведение потребителей. - СПб: Питер Ком,
1999. 768 с
7. Информация с сайта
www.coca-colahellenic.ru <http://www.coca-colahellenic.ru>
. Информация с сайта
www.pepsico.ru <http://www.pepsico.ru>