Маркетинговые исследования отношения потребителей к безалкогольным газированным напиткам на примере компании Кока-кола и Пепси

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    285,52 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Маркетинговые исследования отношения потребителей к безалкогольным газированным напиткам на примере компании Кока-кола и Пепси

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО "Новосибирский государственный технический Университет"

Кафедра "Экономика предприятий"





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "маркетинг"

тема: "маркетинговые исследования ОТНОШЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ К БЕЗАЛКОГОЛЬНЫМ ГАЗИРОВАННЫМ НАПИТКАМ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ Кока-Кола и Пепси"


Выполнил: Смирнов М.

Группа:

Проверил: Кислицына О.А.

Отметка о защите:



Новосибирск - 2010

Аннотация к работе

Целью данной работы станет изучение отношений потребителей к безалкогольным газированным напиткам.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

Сравнение отношения потребителей к марке с отношением к ее конкурентам и "идеальной" марке.

Изучить методы исследования компонентов отношения потребителей.

Разработать план маркетингового исследования отношения потребителей к газированным напиткам.

Проанализировать результаты исследования и предоставить отчет.

Предмет исследования - отношение потребителей к безалкогольным газированным напиткам.

Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность, практическая значимость данной работы. В первой главе раскрывается понятие безалкогольных газированных напитков, обзор российского рынка. Также краткая историй компаний Кока-Кола и Пепси. Во второй главе произведен сравнительный анализ финансовых показателей компаний Кока-Кола и Пепси, конкуренция на рынке газированных напитков. Третья глава содержит практическую часть работы, где на основании первичной информации (опрос) произведено исследования отношения потребителей к газированным напиткам. Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы.

Методы сбора информации: традиционный анализ научной литературы и публикаций в прессе, стандартизированный опрос. Источник первичной информации - целевая группа -студенты.

Содержание

Введение

1.       Обзор российского рынка безалкогольных газированных напитков. История компаний Кока-Кола и Пепси-Кола

2. Сравнительный анализ компаний Кока-Кола и Пепси-Кола. Конкуренция на рынке безалкогольных газированных напитков города Новосибирска

3.       Маркетинговое исследование потребительских предпочтений в отношении газированных напитков

Заключение

Список литературы

Введение


Маркетологи всегда ориентировались на покупателей. Они снова и снова предупреждали менеджеров, чтобы и те больше смотрели на клиентов, а не на производство.

Его величество Покупатель правит миром маркетинга с тех самых пор, как закончилась Вторая мировая война. Хотя в последнее время начинает казаться, что Его величество мертво. А маркетологи продают его останки высшему руководству своих фирм.

Те компании, что прилежно следовали предписаниям экспертов-маркетологов, могли наблюдать, как исчезают их миллионы долларов в героических, но бесплодных усилиях по ориентации на покупателя.

В ту эру производства бизнес открыл для себя рекламу. "Массовая реклама создает массовый спрос, что позволяет иметь массовое производство", - говорили эксперты по рекламе. После войны лидирующие компании начинают ориентироваться на покупателя.

Балом правят маркетологи, а помогают им в этом маркетинговые исследования.

И вот сегодня на покупателей ориентируются уже все. Знание того, что хотят люди, не слишком-то помогает фирме, если эту потребность уже обслуживает десяток других компаний. Отношения с потребителем стали важнейшим направлением деятельности организаций в развитых странах. Нередко именно это направление деятельности занимает больше всего времени и усилий компаний. Хорошие отношения с потребителями позволяют продавать продукты и услуги более успешно.

Удовлетворенность потребителя продуктом / услугой - приоритет в деятельности производителя на рынке покупателя.

Совокупность данных обстоятельств обусловливает актуальность избранной темы курсовой работы.

1. Обзор российского рынка безалкогольных газированных напитков

В данной работе рассматривается категория газированных напитков, в которую входят безалкогольные напитки, содержащие углекислый газ, подслащенные и/или с добавлением консервантов. К таковым относятся, в частности, напитки на основе колы, лимонады и фруктовые газированные напитки, тоники, а также бутилированные квасы.

На всем рынке безалкогольных напитков сегмент сладкой газировки является наиболее емким. По имеющимся оценкам за 2009 год, среднедушевое потребление в России газированных ароматизированных напитков превысило 35 литров. И рост рынка продолжается - в последние годы прирост продаж составлял примерно 8% в год. Однако заметим, что среднедушевое потребление газировки в России остается заметно более низким по сравнению с другими странами Восточной Европы, где средний потребитель в течение года выпивает 40-45 литров таких напитков и более.

В то же время, хотя потребление газировки стабильно увеличивается, можно отметить, что в последние несколько лет темпы роста ее продаж заметно отстают от аналогичных показателей в других категориях безалкогольных напитков, в частности соков или минеральной и питьевой воды <#"554627.files/image001.gif">

Рисунок 1. Рост биржевой цены акций Пепси и Кока-Кола за 1980-2010 год.

О том, что бренд "Coca-Cola" является самой узнаваемой, самой брендовой компанией, можно посмотреть результаты ежегодного рейтинга 100 мировых брендов. Coca-Cola, стабильно дорожающая из года в год и в этот раз, несмотря на значительное снижение потребительского спроса, увеличила стоимость своего бренда еще на 3%, подорожав до 69 млрд долл. Компания PepsiCo повысила свое место в рейтинге с 26 до 23 места, и тоже её бренд подорожал на 3,44% (Таблица 1).[2]

Таблица 1. Top100 самых дорогих брендов мира в 2009 году.

Бренд

Страна

Стоимость бренда в 2009 году (млн.долл.)

Стоимость бренда в 2008 году (млн.долл.)

Изменение (%)

Место в рейтинге в 2008 году

1

Coca-Cola

США

68 734

66 667

3.10

1

23

Pepsi

США

13 706

13 249

3.45

26


Обе эти корпорации, производящие мало чем отличающиеся продукты, как сестры-близнецы, всегда стараются по пятам следовать друг за другом. Например, выход новой рекламной кампании у одной из них неизменно означает скорое появление обновленного образа другой. У PepsiCo и Coca-Cola сопоставимы даже основные финансовые показатели.

Еще можно проанализировать такой важный показатель, как выручка компании и чистая прибыль. (Рисунок 2,3.)

Вы́ручка (объём продаж) - количество денежных средств <#"554627.files/image002.gif">

Как мы видим из рисунка 2, выручка компании Coca-Cola в период с 2005 до 2008 года постоянно росла, в 2006 году на 4,2% по сравнению с 2005 годом; в 2007 году на 19,8% по сравнению с 2006 годом; в 2008 году на 10,7% по сравнению с 2007 годом, а вот в 2009 году снизилась на 3% по сравнению с 2008 годом. У компании PepsiCo, картина похоже, ее выручка с 2005 года возросла на 33%,хотя тоже имела незначительное падение в 2009 году. Основной причинами этого снижения называют падения потребительского спроса, вызванного высокими темпами инфляции и нестабильным финансовым положением, проще говоря, мировым финансово-экономическим кризисом страны.

Около 23% процентов прибылей PepsiCo приходится на долю газированных напитков, тогда как в Coca-Cola этот показатель достигает 85%. Из этого можно сделать вывод, что компания Coca-Cola намного медленнее, чем Pepsi, переводит производство с газированных безалкогольных напитков на минеральную воду и соки, т.е. на более здоровые напитки.

Также хочется рассмотреть долю продаж внутри газированных напитков компании "Сoca-Cola" и PepsiCo. Из рисунка 4 хорошо видно, что больше всего компания продает продукцию Coca-Cola (сюда входит Coca-Cola, Coca-Cola Light)- 70% всего объема продаж. Второе место в рейтинге продаж занимает Sprite - 20%, а 10% достается Fanta. В ассортименте газировок компании "PepsiCo" самой популярной, конечно же, является Pepsi -58% всех продаж (Pepsi-Cola, Pepsi Light, Pepsi Max), (рис. 5). Другие лимонады компании - "Mirinda", 7UP, "Mountain Dew" пользуются существенно меньшим спросом. Это свидетельствует о том, что покупатели все-таки предпочитают "колосодержащие" напитки, и на такие бренды производители делают наибольший упор, например, в виде рекламы.


Конкуренция на рынке безалкогольных газированных напитков г. Новосибирска.

Соперничество двух безалкогольных гигантов (Pepsi-Cola и Coca-Cola) продолжается уже не одно десятилетие. Скорее всего, и будет продолжаться, пока существует рынок.

Если в 20-е годы ХХ века у Компании Coca Cola не было реальных конкурентов, то к концу 30-х гг. непосредственным мировым конкурентом Coca Cola стала компания PepsiCо. Ожесточенная борьба между двумя крупнейшими и старейшими производителями прохладительных напитков зачастую принимает довольно причудливые формы. Иногда может показаться, что Coca Cola и PepsiCo просто не переносят друг друга. В бывшем СССР специфика их борьбы бала связана с разными сроками появления на рынке их фирменных напитков. "Пепси-кола" стала продаваться в СССР еще в 1974 г.: по межправительственному соглашению компания поставляла свой концентрат новороссийскому заводу в обмен на водку "Столичная". В 80-х "Пепси" уже воспринималась как привычный советский напиток, тогда как "Кока" продавалась исключительно в системе магазинов "Березках" и "Альбатрос" и казалась атрибутом западного образа жизни.Cola и PepsiCo продолжают борьбу за этот рынок. Напитки PepsiCo занимали основную долю рынка во времена существования СССР, но в конце 90-х Coca-Cola захватила лидерство. В то же время сейчас ситуация выровнялась. На конец 2008 года доля "Кока-Колы" на российском рынке составляла 28 %, "Пепси-Колы" - 15 %. Однако, с учетом продаж всех безалкогольных напитков, выпускаемых этими компаниями, включая чаи, соки и другие напитки, Coca-Cola и PepsiCo идут ноздря в ноздрю, доля каждой из них на рынке составила в 2008 году порядка 23,5 проц., свидетельствуют данные Euromonitor International.

Главный показатель, который при этом принимается во внимание всеми заинтересованными лицами, - это показатель "Соотношения Сил" (доли рынка).


Рассмотрим доли рынка по г. Новосибирск. Здесь четко прослеживается динамика роста доли рынка газированных безалкогольных напитков компании "Coca-Cola", тем самым укрепляя свои позиции на рынке. Это хорошо видно на рисунках 6-8.[4,7,8]


Если в 2001 году доля Coca-Cola была всего 22%,то к 2009 году этот показатель уже достиг 50% всего рынка газированных напитков, что еще раз подтверждает доминантное положение на рынке Новосибирска и тем самым отношение потребителей к напиткам компании "Coсa-Cola". Если фирма "Винап" в 2001 году опережала по доле рынка "Coca-Cola" (на 14%),то уже в 2009 году существенно сдала свои позиции и составила всего 10% всего рынка Новосибирска. Компания PepsiCo также увеличила долю на рынке Новосибирска с 9% в 2001 году до 15% в 2009 году. Основной рост произошел из-за покупки PepsiCo в 2008 году Новосибирскую компанию "Собол-Аква", принадлежащую Винап.

Основываясь на вторичную информацию по компания "Coca-Cola" и "PepsiCo", можно сделать вывод, что компании Coca-Cola все равно на один шаг впереди своего главного конкурента PepsiCo.

Если спросить у любого человека, что он больше любит, Coca-Cola или Pepsi, то ответ будет дан однозначный, либо то, либо другое. Ученые утверждают, что человек не способен отличить стакан с Pepsi от такого же с Coca-Cola. Ни по цвету, ни по вкусу, ни по запаху. Предпочтения какому-либо из этих напитков отдает наш мозг, но не наши рецепторы. То есть - все зависит от силы брэнда и рекламной компании.

"Совершенно очевидно, что если Pepsi стремится как можно больше расшириться географически, Coca-Cola сконцентрирована на диверсификации своего ассортимента", - заключает Уолтер Тодд (Walter Todd), менеджер финансового холдинга Greenwood Capital Associates - одного из держателей акций Pepsi.

Несмотря на то, что на протяжении всей своей жизни корпорация Pepsi активно конкурирует с одним-единственным соперником - концерном Coca-Cola, эти компании еще никогда не выходили за рамки исключительно цивилизованной конкурентной борьбы и обе компании всегда сохраняли друг с другом почтительный нейтралитет, ни разу не столкнувшись ни в одном корпоративном конфликте. И победителя в этом сражении до сих пор нет.

Однако уже сложившееся на российском рынке равновесие в соперничестве этих двух компаний, по мнению экспертов, может нарушить лишь оригинальное маркетинговое решение, которого до сих пор ни один из них представить не смог. Новый виток конкуренция Coca-Сola и PepsiCo может получить на соковом рынке.

3. Маркетинговые исследование потребительских предпочтений в отношении газированных напитков

В ходе данной работы при помощи калькулятора выборки был выявлен объем выборки 23 человека.

1.Как часто покупаете газированные напитки?

Показатели

Каждый день

2-3 раза в неделю

1 раз в неделю

Очень редко

Сумма

Абсолютное значение

 0

7

2

14

23

Относительное значение

0%

30,5%

8,5%

61%

100%


Вывод: из всех опрошенных респондентов, 61% покупает газированные напитки очень редко, 30,5% покупают 2-3% раза в неделю и 8,5% покупают 1 раз в неделю.

2.Какой температуры вы предпочитаете газированные напитки?

Показатели

Охлажденные

Комнатной температуры

Ни имеет значения

Сумма

Абсолютное значение

17

2

4

23

Относительное значение

74%

8,5%

17,5%

100%


Вывод: из всех опрошенных респондентов, 74% предпочитают газированные напитки охлажденные, 17,5% выбрали ответ, ни имеет значения. И 8,5% предпочитают газированные напитки комнатной температуры.

3.Какие Ваши наиболее популярные вкусы газированных напитков?

Показатели

Кола

Лимонный

Апельсиновый

Яблочный

 Сумма

Абсолютное значение

12

1

5

5

23

Относительное значение

52%

22%

22%

100%


Вывод: из всех опрошенных респондентов, 52% предпочитают колу. По 22% выбрали апельсиновый и яблочный вкусы и 4% предпочитают лимонный вкус.

4.При какой ситуации в основном Вы покупаете газированные напитки?

Показатели

Спонтанно, привозник. жажды

Спец. для праздника

Для активного отдыха

Для пост-го употребл.

Сумма

Абсолютное значение

20

1

1

1

23

Относительное значение

88%

4%

4%

4%

100%


Вывод: из всех опрошенных респондентов, 88% покупают спонтанно, при возникновении жажды. 4% покупают для активного отдыха, 4% заранее, для постоянного употребления и оставшиеся 4% покупают специально для праздника.

5.Ваше основное место покупки газированных напитков?

Показатели

Супермаркет, минимаркет

Ларек, палатка

 Кафе, бар

Сумма

Абсолютное значение

14

5

4

23

Относительное значение

61%

22%

17%

100%


Вывод: из всех опрошенных респондентов, 61% покупают газированные напитки в супермаркетах/минимаркетах, 22% покупают в ларьках и 17% в кафе, барах.

6.Ваше предпочтение к упаковке?

Показатели

Стеклянная тара

Пластиковая тара

Жестяная тара

Сумма

Абсолютное значение

3

17

3

23

Относительное значение

13%

74%

13%

100%


Вывод: из всех опрошенных респондентов, 74% выбрали пластиковую тару. По 13% выбрали жестяную и стеклянную тару.

7.Ваше предпочтение к объёму упаковки?

Показатели

2л.

1,5л.

1л.

0,5л.

0,33л.

Сумма

Абсолютное значение

1

0

6

0

23

Относительное значение

4%

0%

26%

70%

0%

100%


Вывод: из всех опрошенных респондентов, 70% предпочитают упаковку объёмом 0,5л., 26% предпочитают упаковку объёмом 1л. и 4% предпочитают упаковку объёмом 2л.

8.Какую марку газированных напитков Вы предпочитаете?

Показатели

Кока-кола

Пепси-кола

Ни имеет знач.

Сумма

Абсолютное значение

11

2

10

23

Относительное значение

48%

9%

43%

100%


Вывод: из всех опрошенных респондентов, 48% предпочитают марку кока-кола, для 43% респондентов ни имеет значения при выборе марки.9% предпочитают пепси-колу.

9.По какому критерию Вы выбираете газированные напитки?

Показатели

Известность

Нравится реклама

Вкусовые кач-ва

Шире представ. в мест. прод.

Что-то другое

Сумма

Абсолютное значение

4

2

14

3

0

23

Относительное значение

17%

9%

61%

13%

0%

100%


Вывод: из всех опрошенных респондентов, 61% выбрали критерию вкусовые качества, 17% выбрали критерию известность марки, 13% выбрали критерию из-за того что шире представлена в местах продажи. 9% выбрали критерию реклама.

10.Ваш пол?

Показатели

Мужской

Женский

Сумма

Абсолютное значение

11

12

23

Относительное значение

48%

52%

100%


Вывод: из всех опрошенных респондентов, 52% являются женщинами 48% мужчинами.

11.на каком курсе Вы учитесь?

Показатели

1курс

2 курс

3 курс

4 курс

Сумма

Абсолютное значение

5

9

2

3

5

23

Относительное значение

22%

40%

9%

13%

16%

100%


Вывод: из всех опрошенных респондентов, 40% являются студентами 2 курса, 22% являются студентами 1 курса, 16% являются студентами 5 курса, 13% являются студентами 4 курса, 9% являются студентами 3курса.

.Какую марку газированных напитков Вы предпочитаете?

Показатели

Кока-кола

Пепси-кола

Ни имеет знач.

Сумма

Абсолютное значение (жен.)

7

0

5

12

Относительное знач. по строке

58%

0%

42%

100%

Относительное знач. по столбу

64%

0%

50%

52%

Абсолютное значение (муж.)

4

2

5

11

Относительное знач. по строке

36%

19%

45%

100%

Относительное знач. по столбу

36%

100%

50%

48%

Сумма

11 100%

2 100%

10 100%

23 100%


Вывод:

) Среди всех опрошенных респондентов, 52% являются женщины и 48% являются мужчины.

) Среди всех опрошенных женщин 58% выбрали марку кока-кола, 42% выбрало, показатель ни имеет значение. Среди опрошенных мужчин 45% выбрали, показатель ни имеет значения, 36% выбрало марку кока-кола и оставшиеся 19% выбрали марку пепси - кола.

) Среди тех, кто выбрал марку кока-колу, 64% являются женщинами и 36% являются мужчинами. Среди тех, кто выбрал показатель, ни имеет значения 50%, являются женщинами и 50% являются мужчинами. Среди тех, кто выбрал марку пепси-кола, 100% являются мужчинами.

9.По какому критерию Вы выбираете газированные напитки?

Показатели

Известность

Нравится реклама

Вкусовые кач-ва

Шире представлена в местах продаж

Что-то другое

Сумма

Абсолютное значение (жен.)

2

8

0

0

12

Относительное знач. по строке

17%

17%

66%

0%

0%

100%

Относительное знач. по столбу

50%

100%

57%

0%

0%

52%

Абсолютное значение (муж.)

2

0

6

3

0

11

Относительное знач. по строке

18%

0%

55%

27%

0%

100%

Относительное знач. по столбу

50%

0%

43%

100%

0%

48%

Сумма

4 100%

2 100%

14 100%

3 100%

0%

23 100%


Вывод

1) Среди всех опрошенных респондентов, 52% являются женщины и 48% являются мужчины.

) Среди опрошенных женщин 66% выбрали критерию вкусовые качества, 17% выбрали критерию известность, и оставшиеся 17% выбрали критерию рекламу. Среди опрошенных мужчин 55% выбрали критерию вкусовые качества, 27% выбрали критерию, шире представлена продукция в местах продаж. 18% выбрали известность.

) Среди тех, кто выбрал критерию вкусовые качества, 57% являются мужчинами и 43% является женщины. Среди тех, кто выбрал критерию известность, 50% являются мужчины и 50% являются женщины. Среди тех, кто выбрал критерию, шире представлена продукция в местах продаж 100% являются мужчинами. Среди тех, кто выбрал критерию, нравится реклама 100% являются женщинами.

Заключение

При написании данной работы процедура маркетингового исследования рассматривалась как ряд последовательных этапов - постановки задач, составления и осуществления программы (плана, проекта), обработки и анализа результатов. Это довольно традиционная схема проведения научного исследования. В разных работах этапы именно маркетингового исследования могут интерпретироваться по-разному, но в целом схема остается неизменной.

В результате проведенного анализа отношения потребителей безалкогольных газированных напитков на примере компаний Кока-Кола и Пепси можно сделать следующие выводы:

. Компания Coca-Cola продолжает свое триумфальное шествие по захвату рынков, хотя и компания Пепси двигается вперёд и ни чуть не уступает компании Кока-Кола.

. По результатам опроса студенты НГТУ газированные напитки всё-таки покупают очень редко, и если покупают, то спонтанно, для утоления жажды. Большинство из них предпочитают вкус колы, охлажденной температуры в пластиковой таре и емкостью 0,5 литра.

. Отношение студентов к маркам газированных напитков очевидно. Большинство из всех опрошенных, а это почти половина (48%), предпочитают Кока-Колу. И если смотреть по половому признаку, то Кока-Колу покупают больше женщины.

Таким образом, маркетинговые исследования принятия потребителями решения о покупке и их отношения к газированным напиткам как одного из важнейших результатов этого процесса, проведенные в данной работе, создают информационно-аналитическую базу, позволяющую разработать стратегию маркетингового управления поведением покупателей.

Список литературы

1.     Титова В.А., Цой М.Е. Маркетинговые исследования за семь дней. Методические указания к проведению практических и лабораторных занятий по курсу "Основы маркетинга". - Новосибирск: Изд-во НГТУ. - 2001

2.     РБК. Рейтинг. Сто самых дорогих брендов мира в 2009 году. Информация с сайта http//rating.rbc.ru.

3.     Рынок газированных безалкогольных напитков,- Russian Food&Drinks market magazine №5 (№37), 2008

4.       Рынок газированных безалкогольных напитков,- Russian Food&Drinks market magazine №8 (№42), 2002

.         Черчилль Г. Маркетинговые исследования. - СПб.: Питер, 2000. - С. 377

6.   Энджел Д. Поведение потребителей. - СПб: Питер Ком, 1999. 768 с

7.       Информация с сайта www.coca-colahellenic.ru <http://www.coca-colahellenic.ru>

.         Информация с сайта www.pepsico.ru <http://www.pepsico.ru>

Похожие работы на - Маркетинговые исследования отношения потребителей к безалкогольным газированным напиткам на примере компании Кока-кола и Пепси

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!