Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    54,01 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь










КУРСОВАЯ РАБОТА

Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь

Введение

В настоящее время представители разных экономических школ признают, что фискальная политика оказывает сильное воздействие на стабильность национальной экономики и является одним из способов влияния на экономическую конъюнктуру. Фискальная политика - один из важных инструментов воздействия на темпы экономического роста, а следовательно, уровень безработицы и благосостояние населения страны в целом.

Цель курсовой работы: расширить и углубить теоретические знания в области макроэкономики, а именно, изучить фискальную политику, как совокупность мер государственного регулирования состояния национальной экономики посредством налогов и расходов в условиях плавающего и фиксированного валютных курсов; выявить и проанализировать особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе.

Задачи курсовой работы:

·        Дать понятие фискальной политике, рассмотреть основные ее виды и инструменты, а также цели и условия применения;

·        Изучить открытую экономику, основные ее взаимосвязи, уровни и критерии открытости национальной экономики; платежный баланс, внутреннее и внешнее равновесие;

·        Рассмотреть в рамках модели IS - LM - BP результаты применения основных инструментов макроэкономической корректировки как для фиксированного, так и для плавающего валютных курсов с учетом возможных различий мобильности капитала.

Кроме того, в данной работе будет рассмотрена экономическая модель Республики Беларусь как модель малой открытой экономики, ее особенности; изучена бюджетно-налоговая политика Беларуси за период 2009 - I полугодия 2010 года.

1. Понятие фискальной политики, ее цели, инструменты, виды

.1 Понятие фискальной политики

Важным условием эффективности национальной экономики и, как следствие, качества жизни населения является достижение равновесного национального уровня производства. Но так как равновесный уровень национального производства может быть достигнут и вне состояния полной занятости ресурсов (вследствие неэффективности совокупного спроса), то образовавшийся разрыв может быть аннулирован с помощью инструментов государственного регулирования экономики: изменения величины государственных расходов и налоговых отчислений в госбюджет. В связи с этим рассмотрим понятие налогово-бюджетной (фискальной) политики.

Существование в экономической литературе множества терминов (таких как: «фискальная политика», «бюджетно-налоговая политика», «налогово-бюджетная политика» и др.), используемых для определения данного вида государственных мер в области экономики можно объяснить отсутствием в русском языке прямого синонима слова «fiscal» (фискальный, финансовый). В I в. до н.э. доходы от личного состояния римского императора Августа поступали в особую казну - фиск (от лат. fiscus - корзина). С IV в. фиском назывался единый общегосударственный центр Римской империи или казна, куда стекались все виды доходов и сборов и откуда шли указания о чеканке монет, порядке сбора налогов, производились выплаты.

Впервые термин «фискальная политика» применил Дж.М. Кейнс. Аргументация, на которую опиралась его концепция регулирующего потенциала бюджетного механизма, может быть кратко охарактеризована следующим образом.

В экономической системе, которой присущи высокая степень неопределенности, неравномерное распределение богатства, несовпадение условий сбережений и инвестирования, а также жесткость цен, достижение автоматического равновесия является затруднительным. В таких условиях координация данного процесса может быть возложена на центральную власть. Государство способно воздействовать на три ключевые экономические переменные: склонность к потреблению, предельную эффективность капитала и норму процента. Если оставить в стороне вопросы, связанные с размерностью единицы заработной платы и количеством денег, то окажется, что способность государства влиять на уровень совокупного дохода и занятость выражается в осуществлении контроля, с одной стороны, за потребительским спросом, являющимся функцией дохода, а с другой - за спросом инвестиционного характера, который зависит от предельной эффективности капитала и нормы процента. Поскольку совокупное предложение рассматривается Кейнсом в краткосрочном периоде как определенное заданным уровнем спроса, то возможность государства влиять на уровни совокупного дохода и занятости вытекает из регулирования совокупного спроса. Простейшая кейнсианская модель предполагает жесткость цен и избыточность ресурсов, так что выпуск в экономике определяется изменением совокупного спроса. Кейнсианский крест представляет собой самую простую интерпретацию совокупного дохода в краткосрочном периоде.

Существуют различные определения фискальной политики, зачастую противоположные по своей сути. Большинство авторов согласны с тем, что она является частью экономической политики государства, но расходятся в определении объекта фискального регулирования.

В экономической энциклопедии под редакцией Л.И. Абалкина фискальная политика отождествляется с налоговой: «Налоговая политика (называемая иногда фискальной) представляет собой комплекс мероприятий, реализуемых государством при формировании доходной части государственного бюджета»1.

Часто под фискальной политикой подразумевается политика бюджетно-налоговая, которая «реализуется путем изменения налоговых ставок или правил, определяющих налоговую ответственность, либо изменения государственных расходов на приобретение реальных товаров и услуг или трансфертных платежей. Такая политика может проводиться как в целях оказания воздействия на уровень совокупного спроса, так и для стимулирования фирм и людей заниматься или, напротив, не заниматься теми или иными конкретными видами деятельности»2. Термин «налогово-бюджетная» вместо «фискальная» применяют Э.Дж. Долан и Д. Линдсей. Их определение не выходит за рамки кейнсианской трактовки фискальной политики как системы «государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей»3.

В учебнике «Экономика» С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи определяют фискальную политику как совокупность государственных расходов и решений в области налогов4. Авторы другого популярного учебника дают следующее определение: «Фискальная политика - это целенаправленное манипулирование государственными расходами и налоговыми поступлениями… для обеспечения полной занятости, стабильности цен и экономического роста»5.

Практически отождествляет фискальную политику с финансовой и экономической Е. Борисов: «Фискальная политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов… современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны»6.

Наиболее правильным является определение фискальной политики как мер, предпринимаемых правительственными органами, по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и предотвращения роста уровня цен.

1.2     Цели и инструменты фискальной политики

Фискальная политика может преследовать тактические и стратегические цели, в зависимости от того, какой период она охватывает и какой эффект (краткосрочный или долгосрочный) предполагает в качестве результата.

Целями государственной фискальной политики могут быть: обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики, ограничение доступа импорта на внутренний рынок и др.

Стратегические цели фискальной политики преследуются на длительном интервале времени: обеспечение стабильного роста, развитие научно-технического прогресса, стимулирование структурной перестройки, расширение экспорта, претворение в жизнь социально ориентированной модели экономической системы и др.

Тактические цели, как правило, подчинены решению стратегических задач на краткосрочных временных интервалах, либо в ограниченных сферах. Например, для достижения выравнивания доходов населения можно проводить комплекс социальных выплат, снижение налоговых ставок на низкие доходы, режим налоговых льгот.

С учетом стратегических и тактических целей развития экономики государство создает, например, благоприятный режим налогообложения для малого бизнеса, ключевых отраслей экономики, производств с экспортной ориентацией или социальным назначением продукции, для предприятий, идущих на внедрение новой техники и развитие научно-технического прогресса. И наоборот, значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной любую предпринимательскую активность.

Основными инструментами бюджетно-налоговой политики являются налоги и государственные расходы.

Рассмотрим, каким образом при помощи изменения налогов можно воздействовать на совокупный спрос. Например, при снижении личного подоходного налога увеличиваются находящиеся в распоряжении населения доходы. Это приводит к расширению потребительского спроса (однако на меньшую величину, чем возросший доход, пропорциональную предельной склонности к потреблению), стимулируя более полное использование производственных мощностей и, при определенных условиях, дополнительные капиталовложения. Если уменьшается налог на прибыль корпораций (или имеют место сопоставимые инвестиционные и амортизационные льготы), то предприниматели часть прироста дохода используют для расширения инвестиций. Это вызывает приращение совокупного спроса, а следовательно, и рост реального ВВП (предполагается, что следствием увеличения спроса станет не только рост уровня цен).

Осуществление дополнительных капиталовложений означает покупку предпринимателями капитальных благ (включая сырье и полуфабрикаты), наем большего числа рабочих. В результате происходит вторичное прирастание спроса на предметы потребления и средства производства, стимулирующее рост экономики.

Аналогичное влияние на состояние потребительского и инвестиционного спроса могут оказывать государственные расходы. Часто их условно делят на государственные закупки товаров и услуг (расходы на образование, здравоохранение, оборону, строительство дорог и другие общественные нужды) и трансферты (социальные выплаты, которые осуществляются без соответствующего обратного предоставления их получателями каких-либо товаров или услуг).

Увеличение расходной части бюджета может происходить через рост закупок товаров и услуг государственными учреждениями, выплату жалованья государственным служащим, осуществление трансфертных платежей. Несмотря на определенные различия между этими видами бюджетных расходов, все они до определенного предела ведут к расширению как инвестиционного, так и потребительского компонентов спроса.

Фискальная политика может как благотворно, так и негативно воздействовать на стабильность национальной экономики. В случае если правительство применяет инструменты фискальной политики для сглаживания колебаний выпуска продукции в ходе экономического цикла, поддержания занятости и стабильности цен, используется политика стабилизации. Главной задачей в данном случае является приближение объема совокупного дохода к его потенциальному уровню. Увеличение фактических объемов совокупного дохода служит целью политики экономического роста, а уменьшение реального совокупного дохода по сравнению с его потенциальным уровнем - целью политики ограничения деловой активности.

1.3     Виды фискальной политики

фискальный обменный курс национальный

В зависимости от воздействия на совокупный спрос в экономике, фискальную политику можно подразделить на стимулирующую и сдерживающую.

Если экономическая система находится в состоянии спада, то возникает необходимость в стимулирующей фискальной политике, прибегнув к которой правительство поощряет расходы и повышает реальный объем выпуска (ВВП). Целью её проведения является вытягивание экономики из кризисной ямы путем в поддержания низкорентабельных и убыточных производств, стимулирования роста инвестиций, расширения платежеспособного спроса субъектов национальной экономики.

Используя модель «совокупный спрос - совокупное предложение», можно продемонстрировать смещение кривой совокупного спроса вправо. Совокупный спрос может переместиться из состояния АD1 в АD2 путем увеличения государственных расходов, снижения налогов или сочетания этих мер.

Сдерживающая фискальная политика применяется для торможения (сдерживания) темпов экономического роста. Такая политика целесообразна на стадии экономического подъема и состоит в сокращении располагаемого дохода у субъектов экономики путем повышения налогов, свертывания системы дотаций и субсидий, сокращения социальных выплат, государственных инвестиций и закупок. В результате свертывания располагаемого дохода сокращается чрезмерный совокупный спрос (борьба с инфляцией спроса), который толкает уровень цен вверх, и падает объем национального производства.

Стимулирующая фискальная политика обычно приводит к возникновению дефицита бюджета, а сдерживающая - к бюджетному излишку, или профициту.

Оба типа фискальной политики применяются попеременно, характеризуя в комплексе стабилизационную фискальную политику антициклического типа.

В экономической науке различают также дискреционную (активную) и недискреционную фискальную политику.

Под дискреционной (активной) фискальной политикой понимают сознательное изменение правительством государственных расходов и налогов. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым - изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения).

В противоположность дискреционной фискальной политике существует недискреционная политика, называемая также политикой встроенных стабилизаторов, автоматической фискальной политикой. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором подразумевается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменения ВВП в разные периоды экономического цикла. Встроенные стабилизаторы могут увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада или уменьшать дефицит (повышать положительное сальдо) в период инфляции без специального вмешательства со стороны государства.

К встроенным стабилизаторам относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для смягчения реакции экономики на изменения выпуска товаров и слуг, уровня цен и процентных ставок.

Автоматическая фискальная политика основана на автоматическом изменении суммы налоговых поступлений и размера социальных пособий при изменениях состояния экономики. В период подъема производства повышается уровень занятости, возрастают налоговые поступления в бюджет, что означает увеличение сумм средств для поддержки безработных и социально не защищенных слоев населения. При спаде производства ситуация обратная.

2. Открытая экономика, ее основные взаимосвязи

.1 Уровни и критерии открытости национальной экономики

С развитием мирового хозяйства национальная экономика отдельной страны все больше зависит от результатов взаимодействия с другими странами. Процесс и результаты взаимодействия национальной экономики с другими странами (в дальнейшем будем использовать категорию «остальной мир») рассматриваются в рамках теории открытой экономики.

Под открытой экономикой понимается экономика страны, которая осуществляет внешнеэкономические связи (модель макроэкономического кругооборота с учетом внешнеэкономического сектора представлена на рисунке 1, Приложение А). В качестве макросубъекта помимо домашних хозяйств, фирм, государства выступает заграница (остальной мир). Экономическое развитие страны определяется не только состоянием национальных макрорынков, но и мировых рынков. В условиях глобализации внешняя торговля и развитие финансовых и технических контактов с зарубежными странами, а также связи в области образования и культуры оказывают растущее влияние на состояние национальных экономик отдельных стран. Открытая экономика представляет собой хозяйство, направление развития которого определяется тенденциями, существующими в мировой экономике. Это проявляется в следующем:

·        национальная экономика учитывает международное разделение труда;

·        внешнеторговый оборот достигает уровня, когда начинает стимулировать экономический рост;

·        значительное развитие получает не только экспорт, но и импорт;

·        ощущается влияние участия страны в международном разделении труда на национальную структуру производства.

Открытая экономика проявляется через экспорт и импорт товаров и услуг, отток и приток капитала, формирование валютных курсов. В связи с этим выделяют три уровня (направления) ее открытости:

.         Экспорт товаров и услуг;

.         Приток и отток капитала;

.         Купля - продажа валюты.

Для оценки степени открытости экономики используются критерии открытости экономики: количественные и институциональные.

Количественные (функциональные) критерии отражают степень влияния внешнеэкономических связей на основные макроэкономические параметры национальной экономики. Отметим основные из них.

1. Внешнеторговая квота (Qxm) - это отношение суммарного объема экспорта (X) и импорта (M) к объему ВВП (Y), является основным показателем. Иногда ее называют показателем открытости. Она может выражаться как коэффициент, так и в процентах:

Qxm = (X+M)/Y                                          (2.1)

В настоящий момент экономика Республики Беларусь отличается высокой степенью открытости, внешнеторговая квота превышает размер ВВП.

.   Объем ВВП, который реализуется на внешних рынках, т.е. экспортная квота (Qx):

Qx = X/Y                                         (2.2)

3. Величина экспорта, которая приходится на одного жителя страны.

4. Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в национальную экономику.

5.       Величина инвестиций, которая приходится на одного жителя страны.

Институциональные критерии открытости экономики характеризуют условия взаимодействия национальных экономических субъектов и сектора заграница. К ним относятся:

·        Режим конвертируемости национальной валюты: по текущим операциям, капитальным операциям, полная конвертируемость; другие валютные ограничения на использование, ввоз и вывоз валюты из страны;

·        Сложность процедур создания совместных и иностранных предприятий на территории страны;

·        Наличие ограничений по размерам иностранного капитала в уставных фондах банков, страховых и других финансовых учреждений.

.2 Основное макроэкономическое тождество открытой экономики

Для получения полной картины макроэкономических отношений между различными экономиками необходимо использование двух важных взаимосвязанных инструментов: счета национального дохода, в который записываются все расходы, связанные с выпуском продукции и созданием дохода страны; счета платежного баланса, помогающего отслеживать как изменения задолженности страны другим государствам, так и доходы отраслей, конкурирующих в области экспорта и импорта, а также показывающего взаимосвязь между сделками с зарубежными партнерами и национальным предложением денег.

Центральным объектом макроэкономического анализа является ВВП.

Валовым внутренним продуктом в открытой экономике является сумма внутренних и зарубежных расходов на товары и услуги, произведенные с участием национальных факторов производства (В отличие от ВНП концепция ВВП основана на географическом принципе: расходы учитываются на данной территории страны независимо от вида национальной собственности). Таким образом, основное макроэкономическое тождество для открытой экономики имеет следующий вид:

Y = С + I + G + ЕХ - IМ,                                                         (2.3)

где    ЕХ - экспорт;

- импорт;

С - потребительские расходы;

I - инвестиции;

G - государственные расходы;

Y - национальный доход.

Разность между экспортом и импортом товаров и услуг известна как баланс текущих операций (или сальдо счета текущих операций). Обозначив его через NХ, получим

NХ = ЕХ - IМ                                                       (2.4)

Если величина NХ положительна, страна имеет положительное сальдо счета текущих операций (профицит), если отрицательна - наблюдается дефицит, или отрицательное сальдо.

Тождество национальных счетов в открытой экономике указывает на одну из причин того, почему баланс текущих операций играет важную роль в международной макроэкономике. Поскольку правая часть уравнения (2.3) представляет собой совокупные расходы, связанные с внутренним производством, изменения в балансе текущих операций могут быть обусловлены изменениями в этом производстве и, таким образом, с занятостью.

Баланс текущих операций важен также и потому, что с его помощью измеряются объемы и направления международной задолженности. Если страна I импортирует больше, чем экспортирует, она должна финансировать возникший дефицит счета текущих операций. А это возможно только в том случае, если страна I возьмет соответствующую сумму в долг у страны II. Следовательно, страна I должна увеличить свою чистую внешнюю задолженность на величину образовавшегося дефицита. Даже если она будет финансировать дефицит баланса текущих операций, используя для оплаты импорта ранее накопленные за рубежом активы, то уменьшение последних будет означать то же, что и увеличение чистой внешней задолженности.

Аналогично, страна с положительным сальдо счета текущих операций, зарабатывая на экспорте больше, чем тратится на импорт, финансирует счета текущих операций своих торговых партнеров, кредитуя их. Зарубежные активы данной страны растут, так как иностранцы оплачивают любой импорт, не покрытый их экспортом, посредством выпуска долговых обязательств, которые они б конце концов должны будут выкупить.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: баланс текущих операций страны равняется величине, на которую изменяются ее чистые активы за рубежом (или баланс движения капитала).

Отсюда следует взаимосвязь счета текущих операций и счета движения капитала. Так, разность притока капитала К и оттока КЕХ дает баланс движения капитала (NК):

КIМ - КЕХ = NК                                          (2.5)

Если платежный баланс находится в равновесии, то

(ЕХ - 1М) + (КIM - КЕХ) = 0 или NХ = - NК (2.6)

 

Таким образом, получаем основное макроэкономическое тождество открытой экономики, где оба счета уравновешивают один другого, т.е. сальдо текущего счета равно сальдо счета движения капитала со знаком минус.

Исходя из уравнений (10.1) и (10.2), можно записать

Y - (С + I + G) = NХ                   (2.7)

Сумма С + I + G в литературе по международной экономике часто называется внутренней абсорбцией и обозначается А. Используя эту терминологию, сальдо баланса текущих операций можно описать как разность между доходом и абсорбцией:

NХ = Y - А                                  (2.8)

В открытой экономике важное значение имеет взаимосвязь сбережений и баланса текущих операций. В закрытой экономике, отрезанной от остального мира, сбережения и инвестиции должны быть равны, в открытой же - могут различаться (например, инвестиции могут превышать сбережения страны, так как предприниматели способны финансировать инвестиционные проекты за счет зарубежных средств.). Учитывая, что национальные сбережения S равны Y - С - Т и что NХ = ЕХ - IМ, можно представить тождество ВНП (2.3) в виде

S = I + NХ  (2.9)

Уравнение (10.3) выявляет важное различие между открытой и закрытой экономиками: открытая экономика может сберегать путем либо увеличения объема капитала, либо покупки иностранных активов, а закрытая - лишь приумножая собственный капитал.

В отличие от закрытой открытая экономика с выгодными инвестиционными возможностями не нуждается в росте собственных ресурсов для их использования. Можно одновременно увеличивать и инвестиции, и займы за рубежом, не изменяя размеров сбережений. Например, если страна I решит построить нефтеперерабатывающий завод, она сможет импортировать из страны II необходимое оборудование и у нее же занять средства для его оплаты. Подобная сделка увеличит внутренние инвестиции страны I (поскольку возрастет накопленный капитал) и дефицит баланса текущих операций на сумму, равную приросту инвестиций. Сбережения же в стране I не изменятся. Чтобы это стало возможным, резиденты страны II должны стремиться к большему сбережению для высвобождения ресурсов. При этом в стране II возникнет положительное сальдо баланса текущих операций, которое часто называют также чистыми иностранными инвестициями.

Когда резиденты одной страны ссужают иностранцам больше, чем заимствуют у них, и таким образом накапливают финансовые требования к остальному миру, мы говорим, что страна имеет активное сальдо счета текущих операций. Когда же у страны накапливается внешняя задолженность по отношению к остальному миру, в экономике налицо пассивное сальдо (дефицит) сета текущих операций. Активное сальдо имеет место, когда национальные сбережения превышают отечественные инвестиции и разность между ними может использоваться для выдачи кредитов иностранцам, а пассивное - когда инвестиции в стране превосходят сбережения (следует привлекать излишек инвестиций из-за рубежа).

Однако не следует забывать, что сальдо счета текущих операций тесно связано с балансом экспорта - импорта, а также имеет многопериодный аспект, что очень важно. И если сегодня в экономике наблюдается дефицит счета текущих операций (т.е. «страна живет не по средствам»), то растет чистая задолженность резидентов страны остальному миру. В конце концов, внутреннее потребление придется урезать, чтобы платить проценты по накопленным долгам. С сокращением внутреннего потребления все большая часть внутреннего продукта становится объектом чистого экспорта. Фактически с помощью чистого экспорта обеспечивается выплата процентов по обязательствам, накопленным в период, когда сальдо счета текущих операций было отрицательным.

В общем виде последствия изменения счетов платежного баланса и их влияние на общее состояние платежного баланса можно представить в виде таблицы 1, Приложение Б.

Понятия частных и государственных сбережений. Решения в отношении государственных сбережений принимаются правительством в расчете на их воздействие на выпуск и занятость. Тождество национального дохода может быть использовано для выявления каналов, через которые правительственные решения о сбережениях влияют на макроэкономические условия. Как известно, частные сбережения представляют собой часть располагаемого дохода, которая не потребляется. Располагаемый доход - это национальный доход Y за вычетом чистых налогов Т, полученных правительством от домашних хозяйств и фирм. Обозначив частные сбережения как SР, выразим их следующим образом:

SР = Y - Т - С.

 

Государственные сбережения Sg представляют собой разницу между доходом государства (в основном от налогов) и его расходами, каковыми являются государственные закупки G:

 

Sg = Т - G.

Используя определения частных и государственных сбережений, тождество национального дохода можно записать в форме, удобной для исследования влияния государственных сбережений на открытую экономику:

S = SР + Sg = I + NX;                                            (2.10)Р = I + NХ - Sg = I + NХ - (Т - G) = I + NХ + (G - Т).         (2.11)

Уравнение (2.10) устанавливает связь частных сбережений с внутренними инвестициями, положительным сальдо счета текущих операций и государственными сбережениями. Для того, чтобы раскрыть смысл уравнения (2.11), определим бюджетный дефицит государства как G - Т, т.е. как государственные сбережения со знаком минус. Бюджетный дефицит государства является показателем того, как правительство финансирует свои расходы посредством займов. Тогда из уравнения (2.11) следует, что частные сбережения страны могут принимать формы, во-первых, инвестиций в национальный капитал (I); во-вторых, приобретения активов у иностранцев (NХ); и в-третьих, приобретения вновь выпущенных долговых обязательств своего государства (G - Т).

Изменения в бюджетном дефиците являются важным фактором, влияющим на баланс текущих операций: увеличение бюджетного дефицита уменьшает величину положительного сальдо данного баланса, и наоборот, что подтверждается, например, анализом динамики балансов счета текущих операций США и Японии в 1980-х гг.

В открытой экономике существует также особый тип сделок - покупка и продажа официальных резервных активов центрального банка.

Официальные международные резервы - это иностранные активы, которые центральный банк держит в качестве буфера, предохраняющего экономику от катастрофы. Обычно данным термином обозначают находящиеся в собственности страны международно признанные средства платежа, предназначенные для покрытия кратко- и среднесрочных дефицитов платежного баланса и обеспечения связанных с этим процессом мер контроля за изменением курса собственной валюты.

Как правило, официальные резервы включают в себя следующие активы:

монетарное золото - золото пробы не ниже 995/1000, находящееся в хранилищах центрального банка или правительства, которое в любой момент может быть продано за иностранную валюту на мировом рынке или международным организациям;

специальные права заимствования - выпускаемый Международным валютным фондом (МВФ) искусственный резервный актив, который распределяется между странами-членами в соответствии с их квотами и может быть использован для приобретения иностранной валюты, предоставления займов и осуществления платежей;

резервная позиция в МВФ - сумма резервной транши (доли) страны в МВФ и долга со стороны МВФ этой стране;

валютные активы - требования к нерезидентам в форме иностранной валюты, банковских депозитов, правительственных ценных бумаг, других ценных бумаг, акций частных предприятий и требования, возникающие в результате соглашений между национальным и иностранными центральными банками, а также правительственными органами;

прочие требования - остаточная категория, включающая все остальные требования в иностранной валюте (наличной валюты или депозитов) или ценных бумагах, которые могут быть включены в определение международных активов центрального банка.

Официальные международные резервы находятся под прямым контролем государства и могут использоваться для достижения целей экономической политики. Центральные банки

часто продают или покупают их на фондовых рынках, чтобы оказать воздействие на макроэкономические условия в своих странах. Такого рода сделки называются валютными интервенциями. На валютном рынке интервенции оказывают влияние на макроэкономические условия, так как посредством их осуществления центральный банк может увеличивать или уменьшать количество денег в обращении.

В целом изменение официальных резервов отображается в платежном балансе под «чертой». Страна имеет дефицит платежного баланса, когда сокращаются ее официальные международные резервы или она берет взаймы у иностранных центральных банков; в противном случае говорят о положительном сальдо платежного баланса данной страны.

.3 Малая открытая экономика

Показатели открытости экономики отражают степень и условия взаимодействия отдельной экономики с другими странами и используются в качестве важнейших характеристик открытой экономики. В то же время для определения взаимоотношений между странами в рамках теории открытой экономики используются модели малой и большой открытой экономики. Понятия «малая экономика» и «большая экономика» носят качественный характер и не могут быть определены путем применения только количественных критериев открытости. Это можно продемонстрировать следующим примером: экономика Беларуси является более открытой, чем экономика США, но экономика США является по своему качественному состоянию большой открытой экономикой, в то время как экономика Беларуси - малой открытой экономикой. Доля ВВП США в мировом объеме по паритету покупательной способности в 2000 г. составила 22,0%, в то время как доля Республики Беларусь - менее 1% 1.

Модель малой открытой экономики описывает экономику страны, в которой цены принимаются стабильными, а хозяйственная деятельность не оказывает заметного влияния на состояние мировой экономики, так что импульсы, исходящие из нее в мировое хозяйство, не имеют возвратного действия в краткосрочном периоде. В малой открытой экономике принимаются три допущения.

. Величина выпуска в экономике зафиксирована на уровне, заданном па данный момент существующими факторами производства К (капитал) и L (труд) и производственной функцией f (K, L):

Y = Yconst = f (K, L)                                            (2.12)

2. Объем потребления (С) положительно зависит от располагаемого дохода (Y-T):

С= С (Y-Т)                     (2.13)

. Объем инвестиций отрицательно зависит от мировой реальной ставки процента:

I = I (r *) (2.14)

Следовательно, ставка процента здесь не уравновешивается сбережениями и инвестициями, как в закрытой экономике, а равна мировой ставке процента, т.е. реальной процентной ставке, преобладающей на мировых финансовых рынках. При решении вопроса доступа на мировые финансовые рынки подразумевается, что правительство не препятствует международному заимствованию и кредитованию.

Между уровнем мировой процентной ставки и состоянием счета текущих операций малой страны существует зависимость. При определенном уровне ставки процента сбережения и инвестиции в стране не обязательно равны, разница между ними будет равна активному или пассивному сальдо. Если мировая процентная ставка сравнительно высока, то внутренние сбережения превысят инвестиции и сформируется активное сальдо счета текущих операций. Напротив, если мировая ставка процента сравнительно невысока, то внутренние инвестиции превысят сбережения и сформируется дефицит счета текущих операций.


При анализе функционирования открытой экономики мы будем исходить из того, что она находится в состоянии равновесия.

Внутреннее равновесие характеризуется ситуацией, при которой уровень выпуска внутри страны обеспечивает полную занятость и устойчиво низкий уровень инфляции.

Внешнее равновесие предполагает равновесие платежного баланса, или чистый приток капитала, обеспечивающий баланс национальных сбережений и инвестиций в среднесрочной перспективе.

Экономические шоки выводят экономику из состояния равновесия, вызывая необходимость макроэкономической корректировки - приведения экономики в равновесное состояние, или состояние стабильности, когда имеющиеся дисбалансы покрываются гарантированными источниками финансирования. Макроэкономическая корректировка может иметь место в любой экономике и происходить автоматически, т.е. независимо от действий, предпринимаемых или не предпринимаемых правительством, как следствие самонастройки рыночной экономики в результате взаимодействия сил спроса и предложения. Она может быть также результатом целенаправленного использования инструментов экономической политики.

Процесс корректировки открытой экономики позволяет понять ее модели. Одной из них является широко известная макроэкономическая модель Манделла-Флеминга, названная по имени Роберта Манделла и Маркуса Флеминга.

.1 Модель IS - LM - BP

Инструменты макроэкономического регулирования могут одновременно оказывать влияние на различные параметры как внешнего, так и внутреннего баланса национальной экономики. В такой ситуации достижение одних целей может противоречить достижению других. Я. Тинберген, исследуя данный аспект макроэкономического регулирования в открытой экономике, сформулировал правило: для достижения определенного количества целей необходимо использовать такое же количество инструментов макроэкономической политики.

Проблемой определения выбора экономических целей и набора экономических инструментов занимались Р. Манделл и М. Флеминг. Они предложили модель открытой экономики, в которой показывается влияние основных инструментов макроэкономического регулирования налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики на состояние внешнего и внутреннего баланса. В середине XX в. эти ученые в своих работах распространили действие традиционной кейнсианской модели IS - LM на открытую экономику. Полученную в результате модель IS - LM - ВР в экономической литературе называют моделью Манделла-Флеминга. На ее примере могут быть рассмотрены процессы, происходящие в международной экономике.

Если модель IS - LM показывает соотношение уровня дохода и ставки процента, при котором устанавливается одновременное равновесие в реальном и денежном секторах экономики при неизменном уровне цен, то модель IS - LM - ВР включает равновесие внешнего сектора.

В рамках данной модели может быть выявлено влияние использования денежной и фискальной политики на внутри- и внешнеэкономические переменные. Подобный анализ базируется на следующих допущениях.

. Цены на товары и заработная плата постоянны.

. Производство товаров определяется исключительно спросом на них, т.е. допускаются неиспользуемые производственные мощности и бесконечно эластичная по цене кривая предложения труда.

Анализ ограничен случаем открытой экономики.

4. Образование ожиданий статично, т.е. имеющиеся в данный момент величины переменных планируются на будущее. Ожидания изменения обменного курса равны нулю.

Данная модель разрабатывалась в 1960-х гг. в условиях фиксированных валютных курсов и поэтому принимает неизменным состояние валютного курса, что делает ограниченным ее применение в современных условиях. В большинстве стран в настоящее время функционируют плавающие обменные курсы, поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать модель IS - LM - ВР в условиях как фиксированных, так и плавающих курсов, а также учитывать различные условия мобильности капитала.

Исходный пункт анализа составляют условия равновесия на рынке товаров (IS), рынке денег (LM) и платежного баланса (ВР).

Вкратце опишем слагаемые модели IS - LM с учетом параметров открытой экономики.

·    кривая IS показывает комбинации выпуска Y и ставки процента r, для которых спрос и предложение выпуска в данной стране совпадают. Доказано, что эта кривая имеет отрицательный наклон (обратная зависимость). В открытой экономике она может быть представлена следующим уравнением:

I(r) + ЕХ(R) + G = S(Y) + IМ (Y, R)                     (3.1)

Кривая строится для заданного уровня цен и определенного обменного курса. Таким образом, изменение обеих величин сдвигает кривую. Предположим, что внутренние цены снижаются. В результате национальные товары становятся более конкурентоспособными по сравнению с зарубежными, в результате чего повышается спрос на внутренний выпуск. Очевидно, что для каждого значения г растет равновесное значение Y. Кривая IS сдвигается вправо. Аналогично, рост внутренних цен сдвигает кривую IS влево.

Обесценение также ведет к сдвигу кривой IS вправо, так как повышение сальдо торгового баланса при неизменной ставке процента обусловливает избыточный спрос на рынке товаров, что приводит к увеличению дохода.

Положение кривой IS также определяется доходом за границей. Его рост через повышение спроса на импорт вызывает сдвиг кривой IS вправо.

·    Кривая LМ показывает комбинации выпуска Y и ставки процента r, при которых спрос на деньги в данной стране равен их предложению. Наклон кривой является положительным, так как повышение ставки процента ведет к уменьшению спроса на деньги, а установление равновесия на рынке денег (при заданном их предложении) требует расширения дохода и, следовательно, увеличения спроса на деньги.

Кривая LМ в открытой экономике может быть представлена следующим образом:

МD (Y, r) = МS              (3.2)

Кривая строится для заданного внутреннего предложения денег и постоянного уровня внутренних цен. Изменение одной из величин приведет к сдвигу кривой. Предположим, что внутреннее предложение денег растет. В этом случае для установления равенства между спросом и предложением спрос должен повыситься. Поскольку рост Y и / или снижение г повышают спрос на деньги, кривая LМ должна переместиться вправо вниз.

Положение кривой LМ зависит от объема предложения денег. Его рост обусловливает сдвиг кривой вправо, так как увеличившееся количество денег при постоянных ставке процента и уровне цен может быть поглощено расширением дохода и связанным с ним повышением спроса на деньги для сделок.

В открытой экономике предложение денег центрального банка состоит (в зависимости от источника возникновения) из международных (IR) и внутренних резервов (НR):

МS = IR + НR                             (3.3)

Международные резервы, называемые валютными резервами или чистыми требованиями центрального банка к загранице, являются преимущественно результатом интервенций на валютном рынке, проводимых центральным банком. Интервенции на валютном рынке и связанные с этим изменения запасов международных резервов в системе фиксированного валютного курса могут быть результатом взятого международного обязательства поддерживать жестко согласованный обменный курс, а в системе управляемого плавания - попыткой сохранения определенного обменного курса. При этом всякий раз избыток предложения валюты ведет к росту международных резервов, а избыток спроса - к их уменьшению.

В условиях открытой экономики внутреннее равновесие, характеризующееся обычной моделью IS - LM, расширяют путем включения в нее кривой платежного баланса BP, которая отражает внешнее равновесие.

Уравнение кривой ВР можно записать следующим образом:

ЕХ(R) - LМ (Y, R) = NК(r)                (3.4)

Данная кривая имеет положительный наклон, так как с увеличением дохода растет импорт и, следовательно, дефицит торгового баланса. Поэтому необходимо повышать внутреннюю ставку процента, чтобы увеличивать приток капитала, финансируя тем самым дефицит торгового баланса и восстанавливая равновесие платежного. Область слева от кривой ВР характеризуется избытком платежного баланса, справа - его дефицитом.

Наклон кривой ВР зависит от степени реакции международных потоков капитала на ставку процента: при высокой степени реакции кривая пологая, при слабой - крутая. Для того, чтобы капитал имел полную международную мобильность, внутренняя процентная ставка должна быть равна мировой: обычно отсутствует спрос на финансовые активы той страны, у которой более низкая ставка процента. Следовательно, в данном случае кривая ВР является горизонтальной, соответствующей по высоте мировой ставке процента. Когда капитал совершенно немобилен, платежный баланс совпадает с торговым: кривая ВР вертикальна и удалена от оси r на величину Y. В результате уровни импорта и экспорта совпадают.

Кривая ВР строится для определенного уровня внешней задолженности, определенного обменного курса и определенного уровня цен. Изменение каждой из указанных величин сдвигает кривую. Предположим, что хозяйствующие субъекты внутри страны потеряли некоторые зарубежные финансовые активы (рост внешней задолженности). До этого они могли продавать и покупать последние в желаемом размере в соответствии с зарубежной ставкой процента. Поскольку количество активов у хозяйствующих субъектов уменьшилось, возросло желание их вновь приобрести. В результате растет дефицит счета движения капитала, а потому - и дефицит платежного баланса, который может быть элиминирован ростом г (что повышает привлекательность внутренних финансовых активов по сравнению с зарубежными) и / или снижением Y (что уменьшает импорт и увеличивает тем самым избыток торгового баланса). Таким образом, рост внешней задолженности сдвигает кривую ВР влево-вверх. Аналогично, снижение внешней задолженности будет сдвигать кривую вправо-вниз.

Положение кривой ВР зависит от обменного курса, дохода за рубежом и ставки процента за рубежом. Повышение первых двух величин приводит к сдвигу кривой ВР вправо, третьей - влево (поскольку чистый приток капитала и необходимый для сохранения равновесия платежного баланса дефицит торгового баланса сокращаются). Вызванное этими процессами снижение импорта способствует уменьшению дохода.

Общая модель состоит из трех выведенных ранее уравнений для рынка товаров (3.1), рынка денег (3.2) и платежного баланса (3.4). При этом доход и ставка процента рассматриваются как переменные, на которые оказывает влияние состояние модели. Обменный курс, сальдо официального резервного счета и количество денег представляют собой в зависимости от системы обменного курса эндогенные или экзогенные переменные.

При графическом представлении модели IS - LM - ВР внешнеэкономическое равновесие задано вдоль кривой ВР при множестве различных комбинаций г и Y (см. рис. 3.1). Внутриэкономическое равновесие имеет место только при определенном сочетании г и Y в точке пересечения кривых IS и LM. Таким образом, одновременное внутреннее и внешнее равновесие реализуется только в точке пересечения трех кривых.

Как видно из рисунка 3.1, кривая LМ круче, чем ВР. Объяснение, в частности, в том, что спрос на деньги, который включает в себя срочные и сберегательные депозиты, гораздо меньше реагирует на ставку процента, чем международные потоки капитала. Как правило, внутреннее и внешнее равновесия отклоняются друг от друга. Доход и ставка процента определяются в точке пересечения кривых IS и LМ. Последующие процессы адаптации в основном зависят от системы обменного курса и денежной политики.

3.2   Макроэкономическая политика в открытой экономике

 

Фиксированные и плавающие обменные курсы.

В международной торговле используются различные национальные валюты, которые в определенных соотношениях обмениваются одна на другую на валютных рынках.

Валютный (обменный) курс - относительная цена валют двух стран, то есть цена одной валюты в единицах другой. Термин «обменный курс валюты», как правило, используется именно для обозначения номинального валютного курса.

Увеличение экспорта товаров и услуг из данной страны увеличивает спрос на национальную валюту за рубежом и одновременно формирует предложение иностранной валюты в данной стране.

Соответственно, увеличение импорта товаров и услуг в данную страну создает в ней спрос на иностранную валюту и формирует предложение национальной валюты для иностранцев. Рост внутреннего спроса на иностранную валюту снижает ее запасы в национальных банках страны, которые были созданы за счет увеличения экспорта. Таким образом, экспорт из страны позволяет ей «зарабатывать» иностранную валюту, необходимую для оплаты импорта.

Различают два основных режима обменного курса - фиксированный и плавающий (гибкий).

Фиксированный обменный курс - официально установленное соотношение между национальными валютами, допускающее временное отклонение от него в ту или другую сторону не более чем на 2,25%.

Гибкий (плавающий) валютный курс - курс, свободно изменяющийся под воздействием спроса и предложения, на который государство может при определенных условиях оказывать воздействие путем валютных операций.

Выделяют следующие его разновидности:

·        Корректируемый валютный курс - курс, автоматически изменяемый в соответствии со сменой определенного набора экономических показателей;

·        Управляемо плавающий - курс, устанавливаемый центральным банком, а не валютным рынком, но с частыми его изменениями;

·        Независимо плавающий - определяемый на основе соотношения спроса и предложения на валюту на валютном рынке при невмешательстве государства в этот процесс.

С 1993 г. В Беларуси функционировало несколько типов режимов валютного курса. С 1993 по 1995 г. был свободно плавающий валютный курс, с 1995 по 1996 г. - жестко фиксированный валютный курс, с 1996 по 2000 г. характерно управляемое плавание. С 2000 г. по настоящее время установлен фиксированный валютный курс в форме ползучей привязки или фиксации. Ползучая фиксация - механизм установления валютного курса как процента колебаний вокруг центрального паритета, предусматривающий регулярное его изменение на определенную величину. Целевым ориентиром выступает курс белорусского рубля по отношению к российскому рублю.

Фискальная политика при фиксированном обменном курсе

Так как Республика Беларусь представляет собой малую страну, экономическая политика которой не способна оказывать влияние на уровень международной ставки процента, то рассмотрим ее функционирование в двух противоположных крайних случаях: в условиях совершенной мобильности капитала и низкой мобильности капитала.

Последствия фискальной политики в условиях абсолютной мобильности капитала. Экспансивная фискальная политика, заключающаяся в увеличении государственных расходов, финансируемых за счет кредитов частного сектора, ведет к росту дохода и повышению ставки процента. Рост дохода в результате увеличения импорта вызывает ухудшение торгового баланса. Повышение ставки процента обусловливает увеличение чистого притока капитала. Следовательно, официальный резервный счет находится под влиянием двух противоположных сил, поскольку сальдо торгового баланса теснит (уменьшает) валютную позицию, а сальдо счета движения капитала тяготеет к позиции избытка. Имеет официальный резервный счет дефицит или избыток, зависит от реакции международных потоков капитала на ставку процента. Данная реакция является решающим фактором для окончательного изменения дохода и ставки процента в результате фискальной политики.

Влияние фискальной политики на ставку процента при совершенной степени реакции представлено на рисунке 3.2. Рост государственных расходов, финансируемых за счет государственного долга, ведет к увеличению спроса на рынке товаров и сдвигу кривой IS вправо-вверх с установлением краткосрочного равновесия в точке Е1 (на пересечении новой кривой IS1 с исходной кривой LM). Однако в открытой экономике новое равновесие установится в точке Е2, лежащей на прямой BP.

Повышение ставки процента обусловливает увеличение чистого притока капитала. Таким образом, в экономике возникает избыток иностранной валюты, что даст импульс повышению обменного курса национальной валюты. Центральный банк с целью поддержания фиксированного курса вынужден будет проводить интервенцию, покупая у субъектов экономики иностранную валюту и продавая национальную валюту. Тем самым он увеличивает предложение отечественных денег. Следовательно, кривая LM будет сдвигаться вправо до тех пор, пока не пересечет кривую BP в точке Е2. В результате такой фискальной политики ставка процента не изменилась, но вырос объем национального производства до Y1. Новое одновременное внутреннее и внешнее равновесие достигается в точке Е2.

Последствия экспансивной фискальной политики при фиксированном обменном курсе и абсолютной степени реакции международного движения капитала на ставку процента представлены следующей цепочкой:

+ΔY   +ΔIМ         +ΔDN

+ΔG +ΔDА > ΔDN         +ΔIR +ΔМ +ΔY,

+Δr    +ΔNК +ΔDА

где DN - спрос на валюту;

DА - предложение валюты;

М - количество денег.

Фискальная экспансия очень эффективна с точки зрения повышения совокупного спроса: ставка процента не растет и, следовательно, ее рост не сокращает размера инвестиций и потребления, но стимулирует рост уровня национального производства.

Последствия фискальной политики в условиях низкой мобильности капитала. При низкой степени реакции международных потоков капитала на ставку процента кривая ВР имеет более крутой вид, чем кривая LМ. В этом случае притока капитала недостаточно для покрытия дефицита торгового баланса, возникающего в результате экспансивной фискальной политики. Последствиями являются утечка валютных резервов, уменьшение количества денег внутри страны, а также более высокая ставка процента и более низкий доход по сравнению с вышеописанным вариантом.

Чем меньше степень международной мобильности капитала, тем более значительным должно быть увеличение внутренней процентной ставки r, позволяющей обеспечить необходимый для восстановления внешнего равновесия приток иностранного капитала.

Стимулирующая фискальная. Увеличение государственных расходов и сокращение налогов вызывают рост совокупного спроса и, как следствие, увеличение совокупного дохода, что находит свое отражение на графике в смещении кривой IS в положение IS1. Величина этого сдвига зависит от размера изменения налогов и госрасходов, а также величины мультипликатора.

В результате сдвига национальный продукт первоначально возрастет до уровня Y1, и с ним увеличивается ставка процента до r1, потому что увеличение национального продукта повышает трансакционный спрос на деньги. С ростом национального продукта (доходов) растет и спрос на импорт, за который субъекты экономики расплачиваются иностранной валютой, а это вызывает утечку иностранной валюты из экономики. Иными словами, возрастает дефицит текущего счета NХ (импорт становится больше экспорта).

Кроме того, иностранный капитал слабо привлекается в экономику повышением ставки до r1, (так как это случай с низкой мобильностью капитала), поэтому увеличение сальдо текущего счета незначительно. Таким образом, в условиях низкой мобильности капитала дефицит текущего счета NХ вследствие значительного роста импорта полностью не перекрывается увеличением притока капитала в результате роста процентной ставки. Общий дефицит платежного баланса, порожденный значительным торговым дефицитом, будет сохраняться.

Эта ситуация и показана на рисунке 3.3. При дефиците платежного баланса возникает тенденция к падению курса национальной валюты, поэтому в целях сохранения фиксированного курса центральный банк вынужден будет провести валютную интервенцию, скупая национальную валюту и продавая иностранную. В результате сократится предложение отечественной валюты М↓.

Сокращение денежной массы сдвинет кривую LМ назад, и процентная ставка вырастет. В свою очередь рост процентной ставки вызовет сокращение инвестиционной активности, совокупный спрос уменьшится, в том числе уменьшится доход и спрос на импорт. Этот процесс продолжается, пока экономика не придет к нулевому сальдо платежного баланса и (на графике - точка Е2). Только тогда будет достигнуто внутренне и внешнее равновесие. Однако имеется негативная тенденция: первоначальный рост национального производства сократится до уровня Y2.

Фискальная политика при гибком обменном курсе

Автоматизм поддержания внешнего равновесия при плавающем валютном курсе. Рассмотрим результаты экономической политики в условиях плавающего валютного курса. Сокращение валютных резервов при фиксированном валютном курсе в конечном итоге вынуждает центральный банк идти на сокращение денежной массы. Альтернативой же данному экономическому поведению может стать отказ от поддержания фиксированного обменного курса. Другими словами, если в стране применяют свободно плавающий валютный курс, выравнивание платежного баланса происходит автоматически, без вмешательства государства.

В этом случае нарушение платежного баланса восстанавливается рыночными механизмами за счет изменения платежного баланса (NХ + NК > 0), курс национальной валюты начинает расти, одновременно происходит уменьшение чистого экспорта, в результате сальдо платежного баланса стремится к нулю (NХ + NК = 0). При возникновении отрицательного сальдо платежного баланса (NХ + NК < 0) спрос на национальную валюту падает, что ведет к снижению валютного курса национальной валюты, как следствие вырастет экспорт, сальдо платежного баланса постепенно придет в равновесие (NХ + NК = 0).

Таким образом, при плавающем обменном курсе и невмешательстве центрального банка в функционирование валютного рынка сальдо платежного баланса всегда равно нулю: ВР = NХ + NК.

В графической модели это означает, что точка внутреннего равновесия, точка пересечения IS и LМ всегда будет находиться на кривой ВР. Любое изменение внутреннего равновесия, если оно приводит к сдвигу точки равновесия IS-LМ в положение вне кривой ВР, автоматически сопровождается перемещением в эту новую точку и кривой ВР. Кривая ВР сдвигается в результате изменения курса национальной валюты. Обесценение национальной валюты увеличивает чистый экспорт и сдвигает кривую ВР вправо, удорожание национальной валюты, наоборот, сдвигает кривую ВР влево. При плавающем валютном курсе стоимость национальной валюты будет повышаться или понижаться в той степени, какая необходима для достижения равновесного платежного баланса.

Последствия фискальной политики в условиях абсолютной мобильности капитала и плавающего валютного курса. Сначала рассмотрим пример стимулирующей фискальной политики в условиях абсолютной мобильности капитала.

Увеличение госрасходов и сокращение налогов сдвинут кривую IS в положение IS1. Новая точка пересечения кривых IS1 - LМ обеспечит ставку банковского процента выше мирового уровня (r > r*), что в свою очередь вызовет приток капитала NК↑. Следовательно, дополнительный спрос на иностранную валюту, вызванный увеличением импорта товаров (результат роста доходов при фискальной политике государства), будет превышен ее дополнительным предложением. За этим последует удорожание национальной валюты, которое приведет к сокращению спроса на нее, уменьшатся инвестиции. Таким образом, рост курса национальной валюты ведет к сокращению чистого экспорта и сдвигу кривой IS назад влево.

Данный процесс будет продолжаться до тех пор, пока ставка процента будет оставаться выше мировой, что будет стимулировать постоянный приток капитала и рост обменного курса. Окончательное равновесие будет достигнуто в точке Е, когда кривая IS1 возвратится в первоначальное положение IS.

В отличие от фискальной политики, проводимой в условиях фиксированного валютного курса, когда происходит увеличение денежной массы, в условиях плавающего валютного курса стимулирующая фискальная политика сопровождается удорожанием национальной валюты. Это ведет к полному вытеснению положительного эффекта роста объема национального производства от расширения государственных расходов отрицательным эффектом от сокращения чистого экспорта. В итоге совокупный спрос остается неизменным.

Последствия фискальной политики в условиях низкой мобильности капитала и плавающего валютного курса. Проанализируем, как низкая мобильность капитала будет влиять на результаты политики государственного регулирования в условиях плавающего валютного курса. В случае стимулирующей фискальной политики увеличение государственных расходов и снижение налогов вызовет сдвиг кривой IS вправо до положения IS1, и вызовет первоначально увеличение национального продукта до Y1, и рост ставки процента до r (рисунок 3.5).

Рост национального продукта вызовет рост импорта. Одновременно в результате повышения внутренней ставки процента начнет ощущаться прилив капитала NК. Однако все же из-за низкой мобильности капитала основное влияние на состояние платежного баланса будет происходить через счет текущих операций NХ, а не через счет NК.

Превышение импорта над экспортом (спрос на иностранную валюту превышает ее предложение из-за низкой мобильности капитала) будет оказывать понижающее влияние на курс национальной валюты, что автоматически будет стимулировать рост экспорта, и кривая IS1 будет постепенно сдвигаться еще дальше вправо. До тех пор пока будет существовать отрицательное сальдо платежного баланса, кривая ВР также будет сдвигаться вправо, причем этот сдвиг будет происходить более быстрыми темпами, чем сдвиг кривой IS (поскольку в уравнение кривой ВР не входит функция потребления). Сдвиг кривой IS будет носить «догоняющий» характер: IS сдвигается в положение IS1, ВР - в положение ВР1, далее IS1, сдвинется до IS2, пока кривые не займут положение пересечения в точке E, где сальдо платежного баланса будет равно нулю. Точка E будет характеризоваться одновременным достижением внутреннего и внешнего равновесия.

Таким образом, стимулирующая фискальная политика в условиях плавающего валютного курса и низкой мобильности капитала очень результативна: она вызывает значительный рост объема национального производства при росте процентной ставки, привлекающей иностранный капитал.

Мы рассмотрели модели макроэкономического регулирования в условиях низкой и совершенной мобильности капитала. На практике совершенной мобильности капитала как устойчивого состояния не существует. Модель абсолютной мобильности важна как теоретическая основа, которая позволяет понять закономерности и тенденции функционирования открытой экономики. В качестве примера рассмотрим случай, когда мобильность не является абсолютной и низкой. Возьмем случай высокой мобильности капитала. И хотя подобный случай все же ближе к совершенной мобильности, он имеет свои особенности.

При высокой мобильности капитала действие инструментов макроэкономической политики приводит к результатам, заметно отличающимся от рассмотренных ранее. Например, в экономике с высокой мобильностью капитала плавающий валютный курс начинает «работать» против проводимой государством налогово-бюджетной политики, ослабляя ее эффективность. Стимулирующая налогово-бюджетная политика (рост государственных закупок товаров и услуг), увеличивая совокупный спрос и уровень национального продукта, одновременно приводит к росту процентной ставки.

В условиях высокой мобильности капитала масштабы его притока из-за границы и соответственно размеры активного сальдо счета капитала более чем достаточны для компенсации отрицательного сальдо торгового баланса, возникшего из-за роста национального продукта. Платежный баланс в целом сводится с положительным сальдо (новая точка внутреннего равновесия будет лежать выше и левее кривой ВР). При плавающем курсе стоимость национальной валюты будет повышаться для выравнивания сальдо платежного баланса. Результатом этого будет сокращение чистого экспорта. Величина NX будет сокращаться до тех пор, пока существует положительное сальдо платежного баланса (NХ + NК > 0). Возрастание национального продукта в результате роста государственных расходов нейтрализуется последующим сокращением чистого экспорта, и эффект налогово-бюджетной политики в условиях высокой мобильности капитала оказывается незначительным.

Таким образом, в экономике с высокой мобильностью капитала национальный продукт увеличивается, в отличие от случая с абсолютной мобильностью капитала, когда он в результате аналогичных экономических мер не изменяется. Однако его рост оказывается существенно меньшим по сравнению со случаем с низкой мобильностью капитала. Как видно, плавающий валютный курс ослабляет эффективность налогово-бюджетной политики. Чем больше мобильность капитала, тем это влияние сильнее.


4. Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе

.1 Становление бюджетно-налоговой системы в Республике Беларусь

В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления. В период нахождения нашей страны в составе Советского Союза осуществлялись некоторые меры финансового регулирования со стороны государства, но поскольку в социалистической экономике считалось невозможным возникновение кризисов и связанных с ними проявлений нестабильности, действие бюджетно-налоговой политики просто исключалось.

С 1992 г. система налогообложения в Беларуси находится в состоянии постоянного реформирования, что выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли и т.д. Конечно, был использован опыт применения форм и методов налогового регулирования и проанализированы модели налоговых систем развитых рыночных экономик, но республика не пошла по пути простого их копирования. Поэтому процесс реформирования налоговой системы и системы государственных расходов занимает столь длительное время.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджетном устройстве», страна перешла на самостоятельное построение бюджетов различных уровней власти: республиканского, регионального (область, район) и местного (административные группы, в том числе города и районы в городах).

Согласно Закону Республики Беларусь «О налогах и сборах», при использовании налоговых поступлений применяется способ долевого участия, который закрепляет зависимость развития местной экономики от Центра, предполагает субсидирование нижестоящих бюджетов. Данный механизм заимствован от прежней практики централизованного регулирования вышестоящими органами доходов местных бюджетов.

Поскольку республиканский бюджет финансирует расходы на оборону, правоохранительные и судебные органы, обслуживание государственного внутреннего долга, республиканские программы, мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и другие направления, то все поступления от общегосударственных налогов зачисляются в общереспубликанский бюджет, а затем по ряду налоговых отчислений осуществляется их долевое использование. Среди налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в республиканские и местные бюджеты, - налог на прибыль и доходы, платежи за пользование природными ресурсами, госпошлина и сборы.

Вместе с тем есть и отрицательные стороны существующего централизованного порядка распределения налоговых поступлений. Так, местные органы власти не имеют серьезных стимулов к зарабатыванию средств, поскольку недостаточно самостоятельны; высокая дотационность местных бюджетов предопределена стремлением довести бюджетную обеспеченность на одного жителя до среднереспубликанского уровня; нагрузка на финансовые органы возрастает по причине огромных встречных финансовых потоков из региона в Центр, а затем из республиканского бюджета - в местные.

К моменту приобретения Республикой Беларусь суверенитета доля консолидированного бюджета в ВВП составляла 32,4%. Затем в течение двух лет этот показатель возрастал, что было связано с необходимостью централизации в бюджете финансовых ресурсов для осуществления социально-экономической политики в условиях самостоятельности.

За 1995-2005 гг. значительно увеличился охват бюджета за счет поэтапного включения в него внебюджетных средств государства. В 2004 г. в бюджет включен Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) Министерства труда и социальной защиты, в 2005 г. - инновационные фонды, в 2006 г., с принятием Закона о бюджете, - фонд развития строительной науки.

Для оценки налоговой нагрузки, эффективности государственных расходов, системы социальной защиты, влияния бюджетно-налоговой политики на экономику требуются достоверные данные, базой для формирования которых являются бюджетные классификации. Согласование и унификация статистики государственных финансов - один из важных вопросов, которые предстоит решить при формировании международной нормативной правовой базы в рамках Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины. В ходе унификации методологии статистики государственных финансов основная задача состоит в гармонизации национальных бюджетных классификаций на основе международных стандартов в этой области, в частности Руководства по статистике государственных финансов Международного валютного фонда (в ред. 2001 г.) (РСГФ-2001). В качестве первого этапа перехода к методологии РСГФ-2001 Министерством финансов разработаны и с 1 января 2006 г. введены в действие новые бюджетные классификации: классификация доходов и функциональная классификация расходов бюджета Республики Беларусь. Следует отметить, что с 2005 г. Республика Казахстан, Российская Федерация и Украина также перешли к использованию классификаций, разработанных с учетом международных стандартов.

С 2006 года, согласно методологии РСГФ, классификация доходов бюджета позволяет четко разграничивать налоговые и неналоговые поступления в бюджет, отражать источники формирования целевых бюджетных фондов по разделам классификации, проводить качественный анализ доходов бюджета и обеспечивать международную сопоставимость показателей бюджета Республики Беларусь.

Расходы по бюджету с 2006 года представлены по новой функциональной классификации, особенностями которой являются сокращение количества разделов (до 10) и подразделов функциональной классификации расходов с их четкой привязкой к основным функциям и сферам деятельности государства, а также отражение целевых бюджетных фондов в составе разделов и подразделов функциональной классификации по соответствующим отраслям.

Показателями стабильности бюджетно-налоговой системы и результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие пороговые значения: дефицит бюджета - не более 3% ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик - не более 55% ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга - не более 30% объема доходов бюджета.

.2 Исполнение бюджета Республики Беларусь за 2009 год - I полугодие 2010 года

С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год» и в 2010 году не входит в состав республиканского и консолидированного бюджетов. В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.

В январе-июне 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 22,1 трлн. рублей, что на 8,2% больше, чем в январе-июне 2009 года (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, - на 1,5%), рисунок 4.1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в январе-июне 2009 года до 31,8% в январе-июне текущего года.

Рисунок 4.1 - Динамика поступления доходов консолидированного бюджета

Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с январем-июнем 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость - на 18,1%, налога на прибыль - на 17,7%, акцизов - на 15,5% в реальном выражении, приложение В.

Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,2%. При этом 31,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 13,3% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, таблица 4.1.

Таблица 4.1 - Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-июнь 2009-2010 гг., % от дохода бюджета

Показатели

2009 год

2010 год

1. Налоговые доходы - всего

90,3

91,5

в том числе:



· Налоги на доходы и прибыль

21,6

23,4

в том числе: - подоходный налог

 10,3

 10,4

- налоги на собственность

3,8

3,8

· Налоги на товары и услуги

44,9

45,5

в том числе: - НДС

 27,4

 31,8

- акцизы

7,7

8,8

· Налоговые доходы от ВЭД

13,3

2. Неналоговые доходы

9,7

8,3

3. Безвозмездные поступления


0,2

Итого доходов

100,0

100,0


Расходы консолидированного бюджета в январе-июне 2010 года профинансированы в сумме 24,3 трлн. рублей. По сравнению с январем-июнем 2009 года расходы в реальном выражении увеличились на 3,6%.

Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» - на 22,3%, «Общегосударственные расходы» - на 12,7% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу - на 16%), «Здравоохранение» - 7,1%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 10,7%.

Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. За шесть месяцев текущего года на эти цели направлено в 1,5 раза в реальном выражении средств больше, чем за тот же период 2009 года. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в январе-июне 2010 года в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с январем-июнем 2009 года на 1,4 процентных пункта, рисунок 4.2.

Рисунок 4.2 - Динамика структуры расходов консолидированного бюджета

В расходах консолидированного бюджета за январь-июнь 2010 года в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы - 76% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее - 27,1%, субсидии и текущие трансферты - 28,6%, обслуживание государственного долга - 2,2%. Доля капитальных расходов составила 21,6%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 13,7% всех бюджетных расходов.

Удельный вес средств консолидированного бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал в январе-июне текущего года составил 18,9%. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за шесть месяцев 2010 года возрос в 1,3 раза по сравнению с тем же периодом 2009 года и составил 129,8 тыс. квадратных метров, или 4% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья (в январе-июне 2009 года - 3,3%).

Расходы консолидированного бюджета в январе-июне текущего года сложились на 46,6% из расходов республиканского бюджета и 53,4% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,2%.

Отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики Беларуси на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне - в пределах 2-3,5% ВВП. С 2004 г. из источников финансирования дефицита бюджета исключены кредиты Национального банка, что оказало положительное влияние на уровень инфляции в республике.

В январе-июне 2010 года консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 2,2 трлн. рублей, или 3,2% к ВВП (в январе-июне 2009 года дефицит составлял 1,6 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП). Внутренние источники финансирования дефицита бюджета на I полугодие 2010 года составляют минус 495,4 млрд. р., внешние - 2 699,1 млрд. р. (Приложение В).

Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. №412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года №252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени. Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 сентября 2010 года составил 9451,3 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США (таблица 4.2).

Таблица 4.2 - Структура и динамика внешнего государственного долга Республики Беларусь

Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. дол. США)


01.01.2010

01.09.2010

Кредиты, привлеченные РБ (Правительством РБ)

7 778,8

9269,4

Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства РБ

112,6

181,9

ВСЕГО:

7 891,4

9 451,3


Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (таблица 4.3). В настоящее время кредиторами Республики Беларусь являются такие страны, как: Россия, Германия, США, МБРР.

Таблица 4.3 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь

Показатели

Норматив МБРР

01.01.2009

01.01.2010

Отношение внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг, %10,0

220

10,0

31,8

Отношение внешнего государственного долга к ВВП, %

50

6,4

16,5

Отношение платежей по внешнему государственному долгу к экспорту товаров и услуг, %

25

1,0

1,3


В Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года указано, что бюджетно-налоговая политика является важнейшим инструментом реализации основных направлений и приоритетов социально-экономического развития страны. В дальнейшем предполагается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7-8 основным. За период 2006-2009 г. отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включено в состав государственной пошлины. В настоящее время в состав налоговой системы республики входит 30 платежей, имеющих налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности типичное предприятие на регулярной основе исчисляет и уплачивает только налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги.

Политику государственных расходов планируется направить на стабилизацию экономики, сокращение доли государственных расходов в ВВП, повышение эффективности финансирования жилищного строительства.

Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь имеет следующие направления:

·        обеспечение роста экономики, улучшение финансового положения реального сектора экономики, повышение рентабельности, сокращение количества убыточных организаций;

·        улучшение внешнеэкономической конъюнктуры в целом и, прежде всего, по ведущим экспортным позициям;

·        наращивание экспорта с дальнейшей его диверсификацией в дальнее зарубежье, развитием торгово-экономического сотрудничества на уровне регионов с Российской Федерацией и сопредельными странами;

·        наращивание экспорта перспективных видов услуг;

·        активизация инновационной деятельности на основе реализации проектов;

·        увеличение объемов внутренних и внешних инвестиций, позволяющих проводить модернизацию экономики;

·        привлечение внутренних и внешних инвестиций на основе улучшения инвестиционного и делового климата, совершенствования организационных форм привлечения инвестиций;

·        поэтапное сокращение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы;

·        укрепление материальной базы учреждений социальной сферы, государственной поддержки строительства жилья;

·        государственная поддержка приоритетных отраслей реального сектора экономики.

Заключение

При написании данной курсовой работы я рассмотрела виды и основные инструменты фискальной политики, особенности ее функционирования в Республике Беларусь на современном этапе; изучила открытую экономику и определила на основании модели IS - LM - BP результаты применения основных инструментов макроэкономической корректировки как для фиксированного, так и для плавающего валютных курсов с учетом возможных различий мобильности капитала.

На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы:

Раздел 1:

·  Для устранения резких колебаний экономической конъюнктуры государство может применять инструменты фискальной политики - изменение налогов и государственных расходов. Увеличение налогов снижает уровень располагаемого дохода, совокупного спроса и выпуска продукции, а также сокращает бюджетный дефицит. Рост объема государственных расходов увеличивает совокупный спрос и выпуск продукции, а также повышает бюджетный дефицит.

Раздел 2:

·  Открытая экономика - это экономика, в которой в качестве макросубъекта выступает сектор заграница. Открытость экономики проявляется в трех формах: экспорт товаров и услуг, приток и отток капитала, движение валюты. Взаимодействие национальной экономики и стран остального мира отражается в платежном балансе. Счета платежного баланса взаимосвязаны между собой, счет текущих операций и счет капитальных операций балансируют один другого. Положительное сальдо торгового баланса, сопровождается оттоком капитала, и наоборот.

·        По степени влияния на мировые рынки различают большую и малую экономики. Малая открытая экономика не способна оказывать влияние на параметры мировых финансовых и товарных рынков, ее внутренняя ставка процента определяется мировой.

Раздел 3:

·  С точки зрения государственного регулирования режима функционирования валюты различают фиксированные и плавающие валюты. С 2000 года в Республике Беларусь применяется фиксированный валютный курс в форме ползучей привязки к российскому рублю. Форма валютного курса оказывает существенное влияние на характер автоматической корректировки открытой экономики, а также на результаты макроэкономической политики.

·        Макроэкономическое равновесие в открытой экономике означает одновременное достижение внутреннего и внешнего равновесия. Макроэкономическое равновесие достигается, когда достигается сбалансированность на трех рынках: рынке благ, денежном рынке, валютном рынке. Модель IS - LM - BP позволяет проиллюстрировать совместное равновесие рынков и определить факторы, которые оказывают на него влияние. Важнейшим фактором внешнего равновесия выступает мобильность движения капитала, т.е. интенсивность межстранового перелива капитала в ответ на колебания внутренней ставки процента по отношению к ее мировому уровню.

·        При системе фиксированного обменного курса фискальная политика влияет на доход и ставку процента в долгосрочном периоде. При этом воздействие на доход усиливается при высокой степени реакции международного движения капитала на ставку процента.

·        В системе гибкого обменного курса фискальная политика может обусловливать лишь незначительное изменение дохода, поскольку степень реакции международного движения капитала на ставку процента ослабляет влияние на него. При абсолютной мобильности капитала влияние на доход равно нулю.

·        Несмотря на ряд достоинств фискальной политики, необходимо понимать, что лишь в результате комбинированного применения в рамках модели IS - LM - BP фискальной и денежной политик могут достаточно легко разрешаться конфликты целей внутреннего и внешнего равновесия. При этом для обеспечения полной занятости предназначена фискальная политика, а для выравнивания платежного баланса - денежная. Однако такой способ распределения задач не применим, когда стабильность уровня цен представляет собой независимую цель экономической политики.

·        Применение модели IS - LM - BP в макроэкономической политике ограничено следующими проблемами:

ü Несовершенное состояние информации затрудняет выбор интенсивности использования инструментов;

ü  Инструменты влияют на целевые величины экономической политики непостоянно и попеременно, поэтому возможны проциклические эффекты от определенных мероприятий;

ü  Область применения фискальной политики разнообразить достаточно сложно: государственные инвестиции в большинстве случаев предназначены для длительного функционирования и не должны применяться для краткосрочных целей стабилизации.

Раздел 4:

Анализируя бюджетно-налоговую политику Республики Беларусь на современном этапе необходимо отметить, что экономика РБ представляет собой малую открытую экономику с низкой мобильностью притока и высокой мобильностью оттока капитала. Для экономики Беларуси характерно отрицательное сальдо счета текущих операций платежного баланса, лишь в 2005 году было достигнуто положительное сальдо торгового баланса за счет того, что положительное сальдо услуг оказалось выше отрицательного сальдо счета товаров. В целом показатели финансовой безопасности находятся в Республике Беларусь в допустимых границах и далеки от критических значений.


Список использованных источников

1   Макроэкономика: учебник. - 4-е изд. / Агапова Т.А., Серегина, С.Ф.; под ред. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ, Издательство «Дело и Сервис», 2002. - 447 с.

2   Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 380 с., ил.

3        Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]. - 2-е изд. - Минск: БГЭУ, 2009. - 415 с.

4   Бункина М.К, Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики): учебник./ - М.: ДИС, 1997. - 320 с.

5        Жук И. Внешний долг Республики Беларусь: динамика и современное состояние / И. Жук // Банковский вестник. - 2010. - №1. - С. 11-19.

6   Киреев А.Л. Международная экономика: учеб. пособие для вузов в 2 ч. / Киреев А.Л. - М.: Междунар. отношения, 1999. - Ч. II: Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование.

7   Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 511 с.

8        Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики. - СПб.: Питер, 2003. - 573 с.

          Сакс, Дж.Д., Ларрен, Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. - М.: Дело, 1996. - 848.

          Селищев А.С. Макроэкономика. Открытая экономика. Причины экономического роста. Динамика рынков. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 459 с.

          Электронная база данных Министерства финансов РБ / Государственный долг [электронный ресурс]. - 2009-2010. - Режим доступа: http // www.minfin.gov.by. - Дата доступа: 15.11. 2010.

          Электронная база данных Министерства финансов РБ / Бюджетная политика / Аналитические доклады «О социально-экономическом положении РБ и состоянии государственных финансов» [электронный ресурс]. -2009-2010. - Режим доступа: http // www.minfin.gov.by. - Дата доступа: 09.11. 2010.

Похожие работы на - Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!