Финансовое планирование и контроль в таможенных органах России на примере Северо-Кавказского Таможенного Управления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,99 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовое планирование и контроль в таможенных органах России на примере Северо-Кавказского Таможенного Управления

СОДЕРЖАНИЕ

финансовый планирование контроль таможенный

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

.1 Планирование расходов и источников финансовых затрат. Основные Формы финансового планирования

.2 Нормативно-правовое обеспечение финансового планирования и контроля в таможенных органах

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

.1 Проблемы, связанные с получением доходов таможенными органами от реализации конфиската и другими подходами. Основные источники формирования и использования ФРТС РФ

.2 Современные направления финансового планирования и контроля в таможенных органах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Одним из основных направлений финансовой политики государства сегодня является рациональное использование бюджетных средств и повышение эффективности бюджетных расходов. В данном направлении за последние годы в России было реализовано немало мероприятий, которые дали свой положительный эффект. Результатом бюджетных реформ, которые реализуются в нашей стране с момента вступления в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации (2000 год), стало формирование в России современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами, неотъемлемыми элементами которой являются финансовое планирование и финансовый контроль.

Тем не менее, в сфере управления общественными финансами до сих пор сохраняется ряд недостатков и нерешенных проблем, которые в первую очередь вызваны низким уровнем организации финансового планирования и контроля.

Решить эти проблемы и устранить недостатки можно только путём системного подхода к организации деятельности самих органов исполнительной власти, которые являются наряду с другими участниками бюджетного процесса, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. От того, насколько эффективно они исполняют принятые бюджетные обязательства за счёт средств соответствующего бюджета, в целом зависит уровень эффективности бюджетных расходов. Более того, можно с большой долей уверенности утверждать, что эффективность бюджетных расходов и эффективность деятельности органов исполнительной власти являются взаимосвязанными понятиями. Таким образом, решение проблем финансового планирования и контроля, способствует повышению уровня эффективности деятельности органов исполнительной власти.

К числу федеральных органов исполнительной власти относится Федеральная таможенная служба. От уровня эффективности деятельности таможенных органов России зависит многое, в том числе экономическая, политическая и санитарная безопасность страны. Всё это и обуславливает актуальность темы курсовой работы.

Цель проводимого исследования - дать характеристику организации финансового планирования и контроля в таможенных органах России.

Задачи исследования:

¾определить сущность и содержание финансового планирования и контроля в таможенных органах;

¾рассмотреть вопросы нормативно-правового обеспечения финансового планирования и контроля в таможенных органах;

¾дать оценку организации финансового планирования и контроля в таможенных органах России на примере Северо-Кавказского Таможенного Управления.

Структура курсового проекта представлена следующим образом: введение, основная часть (2 главы), заключение, список использованной литературы.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

.1 Планирование расходов и источников финансовых затрат. Основные Формы финансового планирования

На начальном этапе становления таможенных органов РФ основными принципами финансирования стали самоокупаемость и самофинансирование. С целью совершенствования таможенного дела в Российской Федерации, укрепления материально-технической базы, развития социальной сферы и содержания таможенных органов Постановлением Правительства РФ от 28.02.1994 №173 был утвержден Фонд развития таможенной системы РФ (ФРТС).

Внебюджетный фонд развития таможенной системы формировался в основном за счет таможенных сборов за таможенное оформление, хранения товаров и транспортных средств, а также таможенного сопровождения товаров; средств, полученных от реализации товаров, транспортных средств и иных предметов, обращенных в установленном порядке в федеральную собственность; взысканий, налагаемых таможенными органами Российской Федерации, за нарушение таможенных правил.

Средства Фонда направлялись на обеспечение комплекса возложенных на таможенную службу задач, в том числе на правоохранительную деятельность, защиту экономических интересов России, содействие развитию внешнеэкономической деятельности, укрепление материально-технической базы таможенных органов.

До 1994 г. средства ФРТС в федеральном бюджете не учитывались. Начиная с 1995 г. была предусмотрена консолидация всех внебюджетных фондов. Исходя из этого, доходы, перечисляемые в указанный фонд, были включены в состав федерального бюджета с сохранением их целевой направленности. Одновременно часть этих средств была перераспределена на финансирование других государственных потребностей, в частности на обеспечение финансовой поддержки пограничных войск. Таким образом, за период с 1991 по 1995 гг. во многом благодаря Фонду развития таможенной системы РФ в сложнейших условиях роста инфляции, сокращения производства таможенным органам удалось не просто сохранить достигнутый уровень материального и социально-экономического обеспечения, но и направить значительные финансовые ресурсы на его развитие. В то же время значительное количество и характерные особенности основных источников формирования Фонда вызывали сложности планирования и прогнозирования его ежегодных объемов и, соответственно, собственных доходов таможенных органов.

Начиная с 2000 г. был определен принципиально иной механизм распределения финансовых ресурсов. Все целевые бюджетные экономические фонды, в том числе и ФРТС, были упразднены. Таможенные платежи в полном объеме стали поступать в федеральный бюджет, перестав распределяться между уровнями таможенной системы, как это было в предыдущие годы. Ликвидация ФРТС была вызвана объективными обстоятельствами, связанными с определенными успехами в обустройстве таможенной границы РФ. Благодаря функционированию ФРТС за относительно короткий срок удалось создать эффективно работающую таможенную систему. Однако были и существенные недостатки, заключающиеся в сложности планирования поступлений и управлением средствами Фонда. К 2000 г. потенциал использования данного инструмента финансирования таможенных органов РФ полностью исчерпал себя.

На сегодняшний день финансирование таможенных органов осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Федеральная таможенная служба получила статус получателя бюджетных средств со строгой регламентацией прав и обязанностей. Финансирование таможенной службы осуществляется в централизованном порядке, исходя из территориальной и экономической необходимости сохранения и развития таможенных органов, а также экономического эффекта и качества работы таможенных органов.

В то же время централизованное распределение средств не означает, что у финансового блока таможенных органов отсутствует проблема разработки методов и алгоритмов распределения финансовых ресурсов по направлениям и объектам финансирования. Скорее наоборот, в таможенных органах проблема распределения финансовых ресурсов представлена в классической форме - как проблема соизмерения затрат и результатов.

В настоящее время происходит процесс реформирования бюджетного процесса, в т.ч. и в таможенных органах как бюджетополучателях, по следующим направлениям:

) переход от сметного к целевому формированию бюджета - от индексации сложившихся затрат к их определению по схеме «цели - задачи - показатели достижения целей и решения задач - затраты на реализацию программы - расходы по ведомству»;

) внедрение среднесрочного трехлетнего бюджетного планирования.

В рамках концепции «управления результатами» осуществляется смещение акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в условиях четких среднесрочных ориентиров. Другими словами, происходит переориентация деятельности таможенных органов с «освоения» выделенных им ассигнований на достижение конечных, общественно значимых и измеряемых результатов.

Переход от сметного к целевому формированию бюджета заключается в структурировании деятельности таможенных органов по программам, направленным на решение тактических задач. Реализация стратегической цели и тактических задач, стоящих перед таможенными органами, осуществляется в рамках федеральных и ведомственных целевых программ.

Программная деятельность ФТС России предполагает четкое разделение и оптимальное сочетание федеральных целевых программ как инструмента экономической политики государства и ведомственных целевых программ как инструмента бюджетного планирования.

Распределение бюджетных средств производится с помощью группировки статей функциональной классификации расходов и их увязки с достижением указанных программ. За исходное значение при определении объема финансирования, необходимого для реализации каждой программы, принимается текущий уровень финансирования по статьям бюджета, на основе которого формируется бюджет программ. По каждой программе определяется объем текущих и капитальных затрат, связанных с реализацией программы.

Текущий объем рассчитывается, исходя из численности должностных лиц таможенных органов, участвующих в реализации каждой программы, их фонда оплаты труда и необходимых социальных выплат, расходов, связанных с содержанием служебных помещений, оплатой коммунальных услуг, исходя из занимаемых таможенными органами площадей, материально-технического обеспечения и прочих расходов.

Финансирование таможенных органов осуществляется на основании ст. 403 Таможенного кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 28-02.1994 г. №173 "Об утверждении Положения о внебюджетном Фонде развития таможенной системы РФ", в котором единственным источником финансирования расходов на развитие и содержание таможенной службы РФ предусмотрен Фонд развития таможенной системы РФ (ФРТС). С 1997 г. ФРТС консолидирован в федеральный бюджет, то есть суммы, поступающие в ФРТС, считаются доходами бюджета. Операции с целевыми фондами проводятся через главное управление Федерального казначейства. Финансирование за счет средств федерального бюджета РФ составляет всего около 0,2% от общего объема финансирования таможенной службы России и включает только расходы на содержание центрального аппарата ГТК России, научно-исследовательские работы и образование.

Несмотря на инфляционный рост цен, падение объемов производства и жесткие условия бюджетного финансирования, ГТК РФ удается не только сохранить достигнутый уровень ресурсного обеспечения таможенной службы, но и направить значительные финансовые средства на ее развитие и материально-техническое обеспечение.

В то же время выделение региональным таможенным управлениям (таможням) денежных средств на содержание зависит от выполнения ими планов по наполнению доходной части федерального бюджета. Расходы на эти цели, как правило, устанавливаются в начале года, но в течение отчетного года могут корректироваться в зависимости от выполнения или невыполнения конкретным таможенным управлением этих планов.

Планы экономического и социального развития таможенной отрасли должны быть сбалансированы по стоимостным, материально-вещественным и трудовым показателям. Это обеспечивается в процессе финансового планирования. Его основными задачами являются:

·определение общей величины финансовых ресурсов, получаемых таможенной службой в планируемый период;

·расчет потребности в финансовых ресурсах, необходимых для обеспечения предусмотренных планами мероприятий для решения производственных и социальных задач, а также определение источников этих ресурсов;

·количественная регламентация взаимоотношений отрасли с финансовой, кредитной и другими системами.

Планы развития таможенного дела могут быть признаны обоснованными только в том случае, если намеченные в них мероприятия полностью обеспечены финансовыми ресурсами. В процессе финансового планирования выявляются резервы снижения издержек производства, что позволяет в максимальной степени использовать все ресурсы производства.

Финансовое планирование осуществляется на всех уровнях управления отраслью, включая ГТК России, региональные таможенные управления, таможни.

Основные формы финансового планирования:

)годовой финансовый план или контрольное задание по формированию доходной части федерального бюджета Российской Федерации;

)годовой финансовый план по формированию Фонда развития таможенной системы РФ за счет источников, установленных таможенным законодательством;

)план по доходам, получаемым таможенными органами от реализации конфискатов.

Планы по формированию доходной части федерального бюджета РФ и Фонда развития таможенной системы РФ утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на конкретный год и носят директивный характер.

Годовой финансовый план по формированию доходной части федерального бюджета РФ в разрезе региональных таможенных управлений и таможен утверждается ФТС РФ с разбивкой по кварталам и видам доходов: таможенные пошлины; акцизы; налог на добавленную стоимость.

План по формированию доходной части федерального бюджета РФ составляется ФТС РФ на основании представляемых региональными таможенными управлениями сводных планов по таможням. При планировании учитываются следующие факторы: ставки пошлин; ставки акцизов; ставки НДС; грузопотоки; пассажиропотоки.

Как правило, для выполнения планового задания необходимо:

¾сосредоточить усилия таможенных органов на более полном сборе таможенных платежей;

¾обеспечить внедрение автоматизированного контроля начисления и уплаты таможенных платежей;

¾обеспечить действенный контроль за принятием и исполнением банковских гарантий, обеспечивающих уплату таможенных платежей, усилить работу с банками, включенными в реестр банковских учреждений, выступающими гарантами по уплате таможенных платежей;

¾разработать и внедрить типовые схемы производства досмотра. Обеспечить, используя для этого различные формы, 100-процентный досмотр товаров, облагаемых наивысшей ставкой налога;

¾разработать и внедрить упрощенные схемы таможенного контроля;

¾продолжить работу по контролю за прохождением таможенных платежей через банковские учреждения.

.2 Нормативно-правовое обеспечение финансового планирования и контроля в таможенных органах

Положением о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации определяется порядок планирования, организация и схема материально-технического обеспечения структурных подразделений центрального аппарата Федеральной таможенной службы, региональных таможенных управлений, в том числе специализированных РТУ, таможен, таможенных постов со статусом юридического лица.

Материально-техническое обеспечение таможенных органов Российской Федерации осуществляется в централизованном и децентрализованном порядке путем поставки продукции по государственным контрактам, заключаемым по результатам размещения заказов на поставки товаров для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материально-техническое обеспечение осуществляется на основании планов приобретения продукции, утверждаемых ФТС России (централизованное приобретение) и таможенными органами Российской Федерации (децентрализованное приобретение) за исключением автотранспортных средств, специального автотранспорта и подъемно-транспортного оборудования, планирование приобретения которых осуществляется в составе Плана приобретения продукции для материально-технического оснащения таможенных органов Российской Федерации, утверждаемого ФТС России.

Планы приобретения продукции формируются в соответствии с Единым классификатором продукции, приобретаемой для оснащения таможенных органов Российской Федерации, Сводным табелем положенности материально-технических средств для оснащения таможенных органов Российской Федерации с учетом их фактической обеспеченности, а также создания переходящего запаса и резерва материально-технических средств. Планирование централизованного и децентрализованного приобретения продукции осуществляется исходя из объемов бюджетных ассигнований в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных смет.

Типовое положение о финансово-бухгалтерской службе регионального таможенного управления определяет основные задачи, функции и права финансово-бухгалтерской службы регионального таможенного управления.

Служба является структурным подразделением регионального таможенного управления (РТУ) и осуществляет руководство финансовыми подразделениями РТУ и таможенных органов, находящихся в регионе деятельности РТУ, по вопросам, относящимся к компетенции службы.

В состав Службы входят подразделения:

)финансово-экономическое;

)пенсионного обеспечения.

Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России, Банка России, Росимущества, Росстата, ФТС России и настоящим Типовым положением.

Работа Службы строится на основе текущего и перспективного планирования, сочетания коллегиальности и единоначалия, персональной ответственности каждого должностного лица Службы за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений. План работы Службы формируется с учетом планов работы ФТС России и РТУ.

Служба решает возложенные на нее задачи как непосредственно, так и через соответствующие подразделения подчиненных таможенных органов, а также во взаимодействии с другими структурными подразделениями РТУ.

Основные задачи службы:

.Организация финансовой деятельности РТУ, направленная на обеспечение финансовыми ресурсами подчиненных таможенных органов, а также аппарата РТУ.

.Формирование бюджетных проектировок РТУ и подчиненных таможенных органов на очередной финансовый год и плановый период.

.Исполнение бюджетной сметы на содержание аппарата РТУ и подчиненных таможенных органов.

.Организация и проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности РТУ и подчиненных таможенных органов, подготовка и разработка предложений по повышению экономических показателей деятельности подчиненных таможенных органов.

.Контроль за расходованием денежных средств в соответствии с целевым назначением по утвержденной бюджетной смете, за сохранностью денежных средств и материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации.

.Обеспечение денежным довольствием сотрудников, денежным содержанием федеральных государственных гражданских служащих, заработной платой работников РТУ и выплат указанным категориям лиц компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

.Ведение бюджетного учета в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, своевременное составление и представление установленной отчетности в ФТС России, другие федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды.

Отдел бухгалтерского учета и финансовой экспертизы является структурным подразделением таможни и осуществляет организацию ее финансово-хозяйственной деятельности. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России, Банка России, Росимущества, Росстата, ФТС России и настоящим Типовым положением.

Работа Отдела строится на основе текущего и перспективного планирования, сочетания коллегиальности при обсуждении вопросов служебной деятельности и единоначалия в их решении, персональной ответственности каждого должностного лица Отдела за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений.

Отдел решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями таможни и таможенных постов, подчиненных таможне (далее - подчиненные таможенные посты).

Основные задачи отдела:

·осуществление деятельности, направленной на выполнение бюджетных полномочий таможенного органа в соответствии с бюджетным законодательством;

·организация финансово-хозяйственной деятельности таможни;

·формирование бюджетных проектировок таможни на очередной финансовый год и на плановый период;

·исполнение бюджетной сметы таможни;

·организация и проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности таможни, подготовка и разработка предложений по повышению экономических показателей хозяйственной деятельности таможни;

·осуществление контроля за целевым, эффективным и равномерным использованием выделенных средств по утвержденной бюджетной смете, за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации;

·ведение бюджетного учета в соответствии с инструкцией по бюджетному учету, своевременное составление и представление установленной отчетности в вышестоящий таможенный орган, федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды;

·внедрение передовых форм и методов ведения бюджетного учета и формирование отчетности с использованием автоматизированных систем управления и сетевых компьютерных программ.

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

.1 Проблемы, связанные с получением доходов таможенными органами от реализации конфиската и другими подходами. Основные источники формирования и использования ФРТС РФ

Начиная с 2003 года, определен дополнительный источник для финансирования инвестиционных расходов производственного назначения таможенных органов - доходы, получаемые таможенными органами Российской Федерации от реализации товаров, транспортных средств, оборудования и иных предметов, обращенных в установленном порядке в федеральную собственность по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенного дела, о нарушении таможенных правил.

Планы по доходам, получаемым таможенными органами от реализации конфискатов, утверждаются ФТС России в разрезе региональных таможенных управлений и таможен. При составлении плана учитывается опыт работы конкретного таможенного органа по реализации конфискатов, его местоположение, грузопотоки и пассажиропотоки.

В целях упорядочения работы с конфискатами в таможенных органах приказом ФТС России от 06.12.93 г. №509 созданы специальные группы по работе с конфискатами.

Основные задачи этих групп:

·организация бухгалтерского учета конфискатов на забалансовых счетах;

·организация хранения и реализации конфискатов;

·контроль за поступлением средств от реализации конфискатов.

Для ускорения реализации конфискатов необходимо:

¾качественно оформлять документы о нарушении таможенных правил;

¾проводить реализацию конфискованных товаров, не пользующихся спросом в данных регионах, в других мест-ностях;

¾создавать в структуре таможенных органов торговые предприятия по реализации товаров, транспортных средств для сокращения сроков хранения товаров и платежей за их хранение ;

¾правильно оценивать товар при передаче его на реализацию;

¾проводить сертификацию товаров.

Рост поступлений от импортных пошлин, НДС и акцизов будет достигнут не только за счет роста внешнеторгового оборота, в том числе импорта, но и за счет улучшения деятельности таможенной службы по сбору всех этих видов бюджетных поступлений. Можно сказать, что до сих пор собиралось около 60% импортных пошлин от установленного уровня. Их недобор объяснялся существовавшими льготами для отдельных категорий импортеров, а также недостатками в работе таможенных органов, в частности, из-за недоставки товаров, прошедших границу до импортеров, неплатежей, неполного взимания штрафов и т.п. Имеются недостатки и в современной нормативной базе, позволяющей недобросовестным импортерам занижать таможенную стоимость товара, использовать в своих целях неправильное указание страны происхождения товара и т.д.

Основным источником формирования Фонда развития таможенной системы РФ (в настоящее время около 40% средств) являются сборы за таможенное оформление (обычно 0,15% к стоимости декларируемых товаров). В соответствии с международной практикой такого рода сборы, применяемые в большинстве стран, используются на развитие таможенной службы. В случае перечисления сумм указанных сборов в федеральный бюджет они фактически превратятся в дополнительный налог на внешнеэкономические операции, что вызовет отрицательную реакцию со стороны ВТО.

Другими источниками формирования фонда являются сборы, взимаемые таможенными органами за хранение, таможенное сопровождение, выдачу и возобновление действия лицензий и др., а также средства от реализации конфискатов.

Предполагается, что в последующие годы доходы российского Фонда развития таможенной системы будут расти в связи с увеличением объемов внешнеторговых операций, а также из-за соответственного увеличения таможенных сборов, роста штрафов, конфискатов и т.д. В то же время несколько увеличатся, в том числе и в связи с осуществлением Программы, средства из Фонда, выделяемые на текущие расходы по содержанию таможенных органов, а остальные средства будут направляться на финансирование мероприятий, предусмотренных настоящей Программой:

Расходы на финансирование мероприятий Программы по линии ФТС России будут полностью покрыты за счет средств Фонда.

Мероприятия Программы по линии МПС будут финансироваться в основном за счет средств МПС, а также незначительного финансирования из средств федерального бюджета. Мероприятия по развитию таможенной службы на других видах транспорта будут финансироваться заинтересованными субъектами Российской Федерации и транспортными предприятиями.

Структура предполагаемых доходов Фонда развития таможенной системы в предстоящие годы дает представление о разнонаправленном изменении долей различных статей доходов:

Оборотные средства - это денежные средства таможенных органов, авансируемые для формирования оборотных производственных фондов и фондов обращения в размерах, обеспечивающих работу таможенных органов.

Оборотные производственные фонды:

)материальные ценности:

·хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности;

·топливо, горюче-смазочные материалы;

·корма, фураж;

·тара;

·обмундирование;

·запчасти к машинам и оборудованию.

)малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП).

Материальные ценности отражаются в учете и отчетности по их фактической стоимости, которая включает затраты на их приобретение и доставку. Списание материальных ценностей на затраты по смете осуществляется по мере их использования.

К малоценным и быстроизнашивающимся предметам относятся предметы, служащие менее года, независимо от их стоимости. Обмундирование и МБП учитываются по фактической стоимости и списываются на расходы в момент их приобретения и постановки на учет.

Основными задачами планирования оборотных средств являются:

)обеспечение деятельности таможенных органов;

)соблюдение норм запасов и расходов;

)своевременное выявление неиспользуемых материальных ценностей;

)обеспечение контроля за движением и правильным расходованием всех материальных ценностей.

Средства Фонда развития таможенной системы направляются на:

¾разработку и реализацию таможенной политики Российской Федерации, обеспечение экономической безопасности России, ее экономических интересов, соблюдение действующего законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации;

¾содействие развитию внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и отдельных ее регионов, участию Российской Федерации в международной производственной кооперации;

¾ведение борьбы с преступлениями и другими правонарушениями в сфере таможенного дела;

¾осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, валютного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации товаров;

¾ведение таможенной статистики Российской Федерации, обеспечение государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан информацией по таможенным вопросам обеспечение международного сотрудничества Российской Федерации по таможенным вопросам;

¾укрепление материально-технической базы и развитие социальной сферы таможенной системы;

¾создание и развитие таможенной инфраструктуры, включая строительство и обустройство автомобильных пунктов пропуска через границы Российской Федерации, строительство таможенных складов, складов временного хранения, других объектов, а также жилья, частичное финансирование индивидуального и кооперативного жилищного строительства путем выдачи и погашения беспроцентных ссуд;

¾улучшение медицинского обслуживания работников и пенсионеров, ранее работавших в таможенных учреждениях;

¾финансирование мероприятий, связанных с материально - бытовым обеспечением и социальной защитой работников таможенной системы Российской Федерации в части, не покрываемой бюджетным финансированием;

¾дополнительное финансирование затрат на подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, на подготовку специалистов для таможенных учреждений, а также содержание и развитие образовательных учреждений Государственного таможенного комитета Российской Федерации, среднего и высшего профессионального, дополнительного профессионального образования;

¾проведение научно-исследовательских и опытно - конструкторских работ, а также на дополнительное финансирование затрат на содержание научно-исследовательских учреждений Государственного таможенного комитета Российской Федерации;

¾финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью предприятий и организаций системы Государственного таможенного комитета Российской Федерации, направленной на пополнение средств Фонда развития таможенной системы;

¾погашение долгосрочных и краткосрочных кредитов банка;

¾финансирование иных расходов таможенных органов и подведомственных Государственному таможенному комитету Российской Федерации предприятий и учреждений, если эти расходы связаны с обеспечением решения возложенных на таможенные органы Российской Федерации задач и не покрываются полностью или частично бюджетным финансированием;

¾выполнение таможенными органами Российской Федерации других задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации.

Средства Фонда развития таможенной системы в размере не более 75 процентов утвержденного фонда оплаты труда расходуются на пополнение фондов материального поощрения и социально - культурных мероприятий таможенных органов, учреждений и организаций, подведомственных Государственному таможенному комитету Российской Федерации. Порядок расходования средств указанных фондов утверждается Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Пять процентов средств Фонда развития таможенной системы направляются на образование резерва денежных средств Федеральной Таможенной Службы Российской Федерации, расходуемого в порядке, согласованном с Министерством финансов Российской Федерации.

.2 Современные направления финансового планирования и контроля в таможенных органах

На примере Северо-Кавказского Таможенного Управления можно проследить реализацию механизма подачи бюджетной заявки на очередной год и трехлетнюю перспективу. Первым этапом становится предоставление в СКТУ начальниками таможен следующей информации:

·об объеме ассигнований, необходимых на содержание таможен, с расчетами и обоснованиями потребности, необходимых для исполнения действующих обязательств, подлежащих исполнению в плановом периоде за счет федерального бюджета;

·о дополнительном объеме ассигнований, необходимых на содержание таможни, для выполнения принимаемых обязательств, обусловленных вступающими в силу нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, вводимыми в плановом периоде.

·пояснительную записку к бюджетной заявке с обязательным включением в нее оценки результативности планируемых бюджетных расходов таможни, исходя из принципа их приоритетного направления на достижение установленных показателей деятельности.

Финансово-бухгалтерская служба управления формирует Сводную бюджетную заявку СКТУ и направляет ее в Главное финансово-экономическое управление ФТС России. Перечисление денежных средств СКТУ осуществляется Федеральной таможенной службой РФ через Федеральное казначейство на лицевой счет распорядителя бюджетных средств. Финансирование подведомственных СКТУ таможенных органов осуществляется на основании расходных расписаний, которые представляются СКТУ в Управление федерального казначейства по Ростовской области.

Наиболее значительными в структуре расходов СКТУ являются расходы на оплату труда, компенсации и иные денежные начисления сотрудникам таможенных органов. Доля расходов на оплату труда остается стабильной на протяжении последних 8 лет и превышает 50 %. В 2010 г. значение данного показателя составило 58,5%. В абсолютном выражении на оплату труда израсходовано 1 885,51 млн. руб. (рост почти на 40% по сравнению с 2009 г.), из них 595 млн. руб. -- на категорию сотрудников таможенных органов, 1 027,97 млн. руб. -- на гражданский персонал. По статье «Обеспечение функционирования таможенных органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности» на оплату труда и социальное обеспечение, расходы в 2010 г. составили 34,04 млн. руб.

Финансирование затрат СКТУ по капитальным вложениям осуществляется в соответствии со Сводным планом капитальных вложений ФТС России. За последние 3 года на капитальное строительство в СКТУ направлено свыше 850 млн. руб. При этом доля капитальных расходов в общей структуре расходов постоянно повышается. В 2010 г. она составила 13,6%, тогда как в 2008 г. не превышала 6%.

Расходы на капитальное строительство значительно возросли по сравнению с предыдущими периодами. В 2010 г. расходы по данному направлению составили 439,29 млн. руб. (12,6% от общей структуры расходов). В 2008 г. на капитальное строительство было выделено 8 млн. руб., в 2009 г. - уже 205,98 млн. руб. Таким образом, в 2010 г. произошло двукратное увеличение объемов расходов на капитальное строительство. В то же время за последние годы объемы финансирования капитального строительства колебались от 3 % (в 2008 г.) до 33% (в 2010 г.), что говорило об отсутствии четкой долгосрочной политики по финансированию и строительству объектов таможенной инфраструктуры.

В 2011 г. планируется значительное увеличение доли расходов на капитальное строительство. Так, проект плана капитального строительства ЮТУ на 2011 г. предусматривает увеличение расходов до 1 120,8 млн. руб., что более чем в 2,5 раза больше, чем в 2010 г.

Значительную долю в структуре расходов Северо-Кавказского таможенного управления - 22% - составляют текущие расходы на содержание таможенных органов. В настоящее время таможенными органами СКТУ ведется эксплуатация более 500 зданий и сооружений общей площадью 170 тыс.кв.м.

Расходы на услуги связи, транспортные, коммунальные услуги в 2010 г. составили 425 млн. руб. На цели проведения работ по текущему ремонту в 2010 г. Северо-кавказскому таможенному управлению на капитальный ремонт предусмотрено выделение 47,6 млн. руб., на текущий ремонт - 22,3 млн. руб.

Значительные средства Северо-Кавказским таможенным управлением направляются на формирование служебного жилого фонда, а также обеспечение жильем должностных лиц таможен СКТУ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. За период 2008-2010 гг. финансирование долевого участия в приобретении (строительстве) жилья осталось практически на прежнем уровне, что в среднем составило 7,3 млн. руб. в год, в то же время выделение денежных средств на приобретение служебного жилья для должностных лиц таможенных органов увеличилось примерно в 10 раз.

В настоящее время в условиях интенсификации деятельности таможенных органов повышается значение создания материально-технической базы, отвечающей требованиям современных технологий таможенного контроля, а также обеспечения необходимых социальных условий для выполнения должностными лицами возложенных на них функций.

Поэтому к процессам финансирования материально-технического обеспечения предъявляются новые требования. Вместо бессистемного количественного насыщения таможенных органов различными видами ресурсов на первый план выдвигаются задачи качественного развития материально-технической базы, расширения возможностей на местах по закупке продукции на конкурсной основе, достижения максимального соответствия между состоянием оснащенности и содержанием выполняемых функций контроля, прогнозирования возможных вариантов развития потребностей таможенных органов в связи с изменением технологии таможенного контроля. Финансирование расходов на материально-техническое обеспечение таможенных органов СКТУ выросло более чем в 1,5 раза по сравнению с 2009 г. и составило 716 млн. руб. в 2010 г. (более чем в 1,5 раза больше, чем в 2009 г. - 445,1 млн. руб.).

Таким образом, можно отметить, что все вышеперечисленные особенности реформирования бюджетного процесса в таможенных органах направлены на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления бюджетными средствами в соответствии с приоритетами государственной политики. Новые подходы к организации бюджетного процесса, реализация методов бюджетного планирования, ориентированных на конечные, общественно значимые и измеримые результаты, переход на среднесрочное бюджетное планирование способствуют значительному повышению эффективности деятельности таможенных органов.

Концепцией ФТС России по переносу таможенного оформления в приграничные районы предусмотрена необходимость реализации комплекса мероприятий по ускорению таможенных процедур, исключению простоя транспортных средств и издержек за хранение товаров, совершенствованию правоохранительной деятельности таможенных органов. Одним из механизмов решения поставленных задач является перенос основного акцента таможенного контроля на контроль после выпуска товаров.

Согласно нормам Таможенного кодекса Таможенного союза, а также вступившим в силу положениям Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенная проверка является основной формой таможенного контроля после выпуска товаров, существенно повышая эффективность таможенного администрирования и снижая издержки участников ВЭД.

Таможенные проверки в основном проводятся в отношении участников ВЭД, осуществляющих внешнеэкономические операции с максимальным риском нарушения таможенного законодательства РФ. При этом основным принципом выбора объекта проверки является выборочный таможенный контроль.

В 2010 году подразделениями таможенной инспекции проведено 1264 проверочных мероприятия, при плановом задании 1247 проверок. Результативными являются 797 проверок или 63% от общего количества проведенных проверок при плановом показателе 41%.

Доля результативных таможенных ревизий (выездных таможенных проверок), проверок документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств (камеральных таможенных проверок) в общем количестве завершенных проверочных мероприятий в данных формах таможенного контроля фактически составила 66,9% при плановом показателе 52%.

По результатам таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств доначислено таможенных платежей, наложено штрафов в сумме 301,58 млн. рублей. Сумма взысканных платежей и штрафов составила 124,56 млн. рублей, или 41,3% от общей суммы доначислений.

Возбуждено 1237 дел об административных правонарушениях, что на 6% больше чем за аналогичный период 2009 года (1166 дел). Иными правоохранительными и контролирующими органами по материалам проверок, проведенных отделами таможенной инспекции (ОТИ) таможен региона, возбуждено 133 дела об АП и 15 уголовных дел.

Бюджетная эффективность одной проверки составила 238,59 тыс. рублей. Показатель эффективности деятельности одного должностного лица подразделения таможенной инспекции по доначисленным суммам денежных средств и выявленным нарушениям законодательства РФ при плановом значении в 80 баллов фактически составил 110,7 баллов. Фактически на одно должностное лицо подразделения таможенной инспекции региона в 2010 году приходится 2,07 млн. рублей доначисленных таможенных платежей (без учета материалов направленных в иные органы).

Итоговый показатель эффективности деятельности подразделений таможенной инспекции региона фактически составил 135,5% при плановом значении 100%. Основными задачами на 2011 год, стоящими перед подразделениями таможенной инспекции, являются:

·неукоснительное выполнение контрольных показателей эффективности деятельности подразделений таможенной инспекции, установленных ФТС России;

·повышение эффективности проводимых проверочных мероприятий;

·активизация работы по взысканию доначисленных таможенных платежей и наложенных штрафов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовое планирование и контроль в таможенных органах являются основными инструментами управления государственными финансами, цель которых состоит в повышении уровня эффективности бюджетных расходов, направленных на исполнение бюджетных обязательств, возложенных на Федеральную таможенную службу России, на представительства и учреждения, находящиеся в ведении ФТС России. В этом заключается социально-экономическая сущность финансового планирования и контроля в таможенных органах.

По своему содержанию, финансовое планирование и контроль в таможенных органах являются частью бюджетного процесса.

Финансовое планирование в таможенных органах охватывает процесс формирования бюджетной росписи с учётом расходных обязательств ФТС России; определение объёма бюджетных ассигнований, необходимых для финансирования расходных обязательств.

Финансовый контроль в таможенных органах может быть внутренним (ведомственным) и внешним. Внутренний финансовый контроль организуется и проводится контрольно-ревизионными подразделениями таможенных органов Российской Федерации, которыми являются Контрольно-ревизионное управление ФТС России (КРУ), контрольно-ревизионные отделы (отделения) региональных и специализированных таможенных управлений и учреждений, находящихся в ведении ФТС России.

Организация финансового планирования и контроля была рассмотрена на примере Биробиджанской таможни, которая входит в состав Дальневосточного таможенного управления. Установлено, что непосредственное участие в финансовом планировании принимают сотрудники бухгалтерии Биробиджанской таможни, до которых доводятся предварительно Методические указания по составлению предварительных реестров расходных обязательств субъектов бюджетного планирования, Методические рекомендации по учету отраслевых (ведомственных) особенностей планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета, предварительный перечень бюджетных ассигнований и другая необходимая информация. После чего работники бухгалтерии делают уточнения и направляют их в вышестоящий таможенный орган, который доводит плановые показатели по инстанции до Министерства финансов РФ.

Финансовый контроль в таможенных органах организуется в соответствии с Приказом Федеральной таможенной службы от 9 августа 2011 г. № 1616. Цель финансового контроля, как и финансового планирования - обеспечение рационального использования бюджетных средств в процессе реализации возложенных на таможенные органы России функции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты:

1.Таможенный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон
Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ.
2.Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).

3.Федеральный закон Российской Федерации от 08. 12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

4.Закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе».

5.Письмо ФТС России от 27.12.2000 № 01-06/38024 «О направлении Методических указаний».

Специальная литература:

1.Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДН, 1997.

2.Буглай В.В., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001.

.Дюмулен И. И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное
регулирование. Учебное издание / И. И. Дюмулен. - М.: ВАВТ, 2004.
.Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х частях. Учебное пособие для вузов. - М.: Междунар. отношения, 1999.

.Кругман П. Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика / Пер. с англ, под ред. В. П. Колесова, М.В. Кулакова. - М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.

.Новиков B.Е., Голяшева Т.П. Методологические основы определения таможенных пошлин на производственно-техническую продукцию // журнал «Экономист», 2002.- № 9.

Похожие работы на - Финансовое планирование и контроль в таможенных органах России на примере Северо-Кавказского Таможенного Управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!