|
P, кВт
|
n,об/мин
|
Т, НЧм
|
U
|
|
1
|
3,62
|
1430
|
24,16
|
3,18
|
0,94
|
2
|
3,40
|
450
|
72,16
|
5,0
|
0,97
|
3
|
3,30
|
90
|
350
|
15,89
|
0,91
|
2. Расчет передач
.1 Расчет косозубой передачи
Исходные данные:
; - передаточное число
об/мин; - частота вращения шестерни
Нм - вращающий момент быстроходного вала
об/мин; - частота вращения колеса
Нм - вращающий момент тихоходного вала
Задаем материал и твердости рабочих поверхностей зубьев.
Материал шестерни и колеса: сталь 40Х, назначаем термообработку
шестерни - улучшение, твердость шестерни НRC=45, термообработка колеса -
улучшение, твердость колеса НВ=210, предел прочности МПа и предел текучести МПа.
Определим допускаемые усталостные контактные напряжения:
,
где - коэффициент, учитывающий шероховатость
поверхности
При мкм,
- коэффициент, учитывающий окружную скорость передачи
- коэффициент запаса прочности.
- для улучшенных зубьев колеса
- коэффициент долговечности
;
цикловHG - базовое число циклов.
- эквивалентное число циклов.
где - суммарное время работы передачи
ч
циклов
циклов
Определение коэффициента долговечности:
- предел контактной выносливости
МПа
МПа
Допускаемые контактные напряжения:
МПа
МПа
МПа
- условие выполняется
Выбор расчетных коэффициентов:
Выбор коэффициента нагрузки:
Коэффициент ширины зубчатого колеса:
Проектный расчёт передачи.
Определение межосевого расстояния:
, [мм]
где - числовой коэффициент
- передаточное число
- крутящий момент на валу шестерни Нм
мм
по ГОСТ мм.
Выбор нормального модуля.
Выбираем .
Находим число зубьев в косозубых передачах:
В косозубой передаче следует задаться углом наклона зуба из
интервала b=8...220.
Выбираем
Уточним угол :
Определим делительные диаметры:
мм
мм
Проверка:
мм
Диаметры выступов:
мм
Диаметры впадин:
мм
Ширина зубчатого колеса:
мм
Проверка ширины по достаточности осевого перекрытия:
- условие выполняется
Торцовая степень перекрытия:
Окружная скорость:
м/с
По окружной скорости выбираем степень точности - 8 степень
(передачи общего машиностроения).
Проверочные расчеты.
Определяем коэффициенты нагрузки.
где , - коэффициенты внутренней динамической нагрузки,
, - коэффициенты концентрации нагрузки,
, - коэффициенты распределения нагрузки
между зубьями.
; ;
; ;
Проверка по контактным напряжениям:
где - коэффициент материала
- коэффициент учета суммарной длины контактных линий
- коэффициент формы сопряжённых поверхностей
Окружное усилие:
H
МПа
МПа
- недогрузка в пределах допустимого
Проверка по усталостным напряжениям изгиба:
,
где - коэффициент шероховатости переходной
кривой
- масштабный фактор
;
- коэффициент чувствительности материала к концентрации напряжения
- коэффициент реверсивности нагрузки
- коэффициент долговечности
где - базовое число циклов, для стальных
зубьев .
- эквивалентное число циклов
- коэффициент эквивалентности,
циклов
циклов
- коэффициент запаса прочности
- предел выносливости
МПа
МПа
МПа
МПа
Определяем рабочие напряжения изгиба:
где - коэффициент формы зуба
- коэффициент сдвига инструмента
- эквивалентное число зубьев
- коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев в зацеплении
=
- коэффициент угла наклона зуба
;
= 0,7
Рабочее напряжение определяется для того, у которого меньше
отношение .
Действительный запас усталостной изгибной прочности
Значение коэффициента запаса усталостной изгибной прочности
показывает степень надёжности в отношении вероятности поломки зуба. Чем больше
этот коэффициент, тем ниже вероятности усталостной поломки зуба.
Проверка на контактную статическую прочность:
где - пиковая нагрузка на гистограмме
нагружения
МПа
МПа
МПа
Мпа
Проверка изгибной статической прочности.
где - допускаемое статическое напряжение
изгиба,
МПа
МПа
.2 Расчет клиноременной передачи
Данные: , об/мин, Н*м, Н*м, кВт, кВт.
Выбор профиля сечения ремня, его геометрии и минимального значения
диаметра малого шкива (по крутящему моменту). Нам подходит ремень сечения А.
Определяем минимальное значение диаметра ведущего шкива для
передачи крутящего момента Н*м ремнем сечения А: d1=90 мм Определим диаметр
второго шкива:
мм
Округляем диаметр до ближайшего стандартного значения: d2=280
мм.
Уточняем передаточное число:
Вычисляем отклонение от ранее принятого значения:
Определение межосевого расстояния
Минимальное межосевое расстояние:
Оптимальное значение межосевого расстояния мм.
Находим расчетную длину ремня
мм
Принимаем стандартное значение длины ремня L=1400 мм.
Уточненное значение межосевого расстояния
м
Угол обхвата на малом шкиве
Скорость ремня:
м/с
Частота пробегов ремня в секунду:
Допускаемая мощность PP, кВт, передаваемая одним ремнем
с учетом условий эксплуатации:
где P0 - номинальная мощность, передаваемая одним
ремнем в условиях типовой передачи, т.е. при спокойной нагрузке, базовой длине
ремня и угле , up=1, P0=1,03 кВт; - коэффициент угла обхвата, =0,93; - коэффициент длины ремня, =0,96; - коэффициент передаточного отношения, =1,14; - коэффициент режима нагрузки, =1.
кВт
Необходимое число ремней:
, при предполагаемом числе ремней равном 4.
.
Принимаем z=4.
Силы предварительного натяжения ремней передачи:
Н.
Значения массы единицы длины ремня q=0,1 кг/м.
Сила, действующая на валы:
Н.
Ширину шкивов для клиновых ремней выбираем в зависимости от
сечения, В=65 мм.
Проверка прочности клинового ремня.
Максимальное напряжение в сечении ремня, набегающего на
ведущий шкив:
Напряжение изгиба:
Модуль упругости материала ремня Е=80…100МПа.
МПа
Напряжения в ведущей ветви ремня:
Окружная сила на шкиве:
Н
Площадь поперечного сечения ремня А=81мм2.
МПа.
Напряжение от действия динамических сил:
Плотность материала ремня
МПа
Допускаемое напряжение растяжения для клиновых ремней принимают
Максимальное напряжение:
Условие прочности выполняется.
3. Расчет входного вала
.1 Определение сил, действующих в косозубой
передаче на шестерне
Н
Н
Н
.2 Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов
В результате эскизной компановки имеем: l1=63мм; l2=57мм;
l3=57мм.
Определение реакций в опорах
Вертикальная плоскость (XOZ)
Н
H
Строим эпюры изгибающих моментов
Первый участок:
При z1=0: Н*м
При z1=l1: Н*м
Третий участок:
При z3=0: Н*м
При z3=l3: Н*м
Горизонтальная плоскость (YOZ)
H
H
Строим эпюры изгибающих моментов
Второй участок:
При z2=0: Н*м
При z2=l2: Н*м
Третий участок:
При z3=0: Н*м
При z3=l3: Н*м
Суммарные моменты:
Н*м
Н*м
Н*м
Эквивалентные моменты:
Н*м
Н*м
Н*м
Проверочные диаметры вала:
мм - диаметр концевого участка вала выбираем из нормальных
линейных размеров - dk=20мм
мм - диаметр вала под подшипник конструктивно выбираем под
посадочное место подшипника качения - dn=25мм
мм
.3 Выбор и расчет подшипников
Определим суммарные радиальные реакции:
Н
Н
Предварительно намечаем роликовый конический однорядный подшипник
7205 по ГОСТ 333-79, динамическая грузоподъемность кН; статическая грузоподъемность кН; d=25 мм; D=62 мм; е=0,36.
Определим отношение:
где - коэффициент вращения, при вращающемся
внутреннем кольце ;
где - коэффициент безопасности, ;
- коэффициент учитывающий температурный режим работы подшипника, ;
Требуемая динамическая грузоподъемность
Н
Общая долговечность подшипника не задана, поэтому можно
воспользоваться рекомендациями и задать ее самостоятельно: Lh=25000
ч.
- подшипник подходит
3.4 Определение запаса прочности и выбор шпонок
Материал вала-шестерни сталь 40XН
МПа, МПа, МПа, МПа, МПа; ,.
Уточненный расчет производится с целью нахождения истинного
значения запаса усталостной прочности вала.
Работоспособность вала из условия усталостной прочности будет
обеспечена, если
,
где [S] - допускаемый коэффициент запаса прочности.
В сечениях быстроходного вала запасы прочности должны быть более
1,5;- фактический (расчетный) коэффициент запаса прочности
,
Проверяем сечение под шпонкой на выходном конце вала мм, мм, мм, мм, так как шпонка является концентратором напряжений.
Коэффициент запаса прочности по изгибу
- эффективных коэффициентов концентрации (шпоночный паз)
- масштабный фактор
- коэффициент шероховатости
Находим момент сопротивления изгибу и кручению.
мм3
МПа
=0
Запас прочности при кручении
- эффективных коэффициентов концентрации (шпоночный паз)
мм3
МПа
- вал спроектирован правильно
.5 Расчёт шпонки входного вала
При передаче крутящего момента шпонка испытывает напряжения
кручения и смятия.
Шпонка 6636 ГОСТ 23360-78
МПа - сталь
МПа
мм
- условие выполняется
- условие выполняется
4. Расчет выходного вала
.1 Определение сил, действующих в косозубой
передаче на колесе
Н
Н
Н
.2 Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов
В результате эскизной компоновки имеем: l1=60мм; l2=60мм; l3=75мм
Определение реакций в опорах
Вертикальная плоскость (XOZ)
Н
H
Строим эпюры изгибающих моментов
Первый участок:
При z1=0:
При z1=l1: Н*м
Второй участок:
При : Н*м
При : Н*м
Третий участок:
При : Н*м
При : Н*м
Горизонтальная плоскость (YOZ)
H
H
Строим эпюры изгибающих моментов
Первый участок:
При z1=0:
При z1=l1: Н*м
Второй участок:
При z2=0: Н*м
При z2=: Н*м
Третий участок:
При z3=0: Н*м
При z3=: Н*м
Суммарные моменты:
Н*м
Н*м
Н*м
Н*м
Эквивалентные моменты:
Н*м
Н*м
Н*м
Проверочные диаметры вала:
мм - диаметр концевого участка вала выбираем из нормальных
линейных размеров - dм=40мм
мм - диаметр вала под подшипник конструктивно выбираем под
посадочное место подшипника качения - dn=45мм
мм - диаметр вала под ступицу из конструктивных соображений
принимаем равным мм
4.3 Выбор и расчет подшипников
Определим суммарные радиальные реакции:
Н
Н
Предварительно намечаем роликовый конический однорядный подшипник
7209 по ГОСТ 333-79, динамическая грузоподъемность кН; статическая грузоподъемность кН; d=45 мм; D=85 мм; е=0,41.
Определим отношение:
где - коэффициент вращения, при вращающемся
внутреннем кольце ;
где - коэффициент безопасности, ;
- коэффициент, учитывающий температурный режим работы подшипника, ;
Требуемая динамическая грузоподъемность
Н
Общая долговечность подшипника не задана, поэтому можно
воспользоваться рекомендациями и задать ее самостоятельно: Lh=25000
ч.
- подшипник подходит
.4 Определение запаса прочности и выбор шпонок
Материал вала - сталь 40XН
МПа, МПа, МПа, МПа, МПа; ,.
Уточненный расчет производится с целью нахождения истинного
значения запаса усталостной прочности вала.
Работоспособность вала из условия усталостной прочности будет
обеспечена, если
,
где [S] - допускаемый коэффициент запаса прочности.
В одном из сечений тихоходного как наиболее нагруженного вала
запас прочности должен укладываться в предел 1,5 …5.- фактический (расчетный)
коэффициент запаса прочности
,
Проверяем сечение под шпонкой на выходном конце вала мм, мм, мм, мм, так как шпонка является концентратором напряжений.
Коэффициент запаса прочности по изгибу
- эффективных коэффициентов концентрации (шпоночный паз)
- масштабный фактор
- коэффициент шероховатости
Находим момент сопротивления изгибу и кручению.
мм3
МПа
=0
Запас прочности при кручении
- эффективных коэффициентов концентрации (шпоночный паз)
мм3
МПа
- вал спроектирован правильно
Проверяем сечение вала под шпонкой зубчатого колеса: мм, мм, мм, мм, так как шпонка является концентратором напряжений.
Коэффициент запаса прочности по изгибу
- эффективных коэффициентов концентрации (шпоночный паз)
- масштабный фактор
- коэффициент шероховатости
Находим момент сопротивления изгибу и кручению.
мм3
МПа
=0
Запас прочности при кручении
- эффективных коэффициентов концентрации (шпоночный паз)
мм3
МПа
- вал спроектирован правильно
.5 Расчёт шпонок выходного вала
При передаче крутящего момента шпонка испытывает напряжения
кручения и смятия.
Шпонка на концевом участке (12872 ГОСТ 23360-78)
МПа - сталь
МПа
мм
- условие выполняется
- условие выполняется
Шпонка на участке под ступицу (14956 ГОСТ 23360-78)
МПа - сталь
МПа
мм
- условие выполняется
- условие выполняется
5. Расчет муфты
Мощность, передаваемая муфтой: 4,4 кВт
Частота вращения 1500 об/мин
Диаметр вала редуктора d=20 мм
Диаметр шкива ременной передачи: D=280 мм
Наружный диаметр поверхности трения диска:=(3…5)d=5*20=100 мм
Внутренний диаметр поверхности трения диска:
=(0,5…0,8)D=0,5*100=50 мм
Средний диаметр поверхности трения:
мм
Расчет фрикционной дисковой муфты:
Поскольку муфта работает в условиях сухого трения (без подачи
масла) выбираем материал пары дисков: сталь - прессованный асбест=0,3
[P]=0,2 Мпа
Потребное число пар поверхностей трения определяется по выражению:
Принимаем Z = 2, тогда число ведущих дисков Zı = Z/2 = 1;
число ведомых дисков
Z2= Zı + 1=2.
Проверяем действительную удельную нагрузку
Мпа Условие выполняется
Проведем расчет пружин:
Сила сжатия одной пружины при числе пружин n=6
H
Выбираем для пружин стальную углеродистую проволоку 2 класса по
ГОСТ 9389-75. Класс прочности 2.
Мпа
Из условия прочности:
Находим потребный диаметр проволоки:
мм
Средний диаметр пружины:
мм
Из расчета пружин на жесткость определяем осадку одного витка
пружины под действием силы F
мм
=8*104 модуль сдвига для стали
Определяем шаг витков пружины
мм
p зазор
между витками при осадке пружины расчетной силой F
мм
=5 - рабочее число витков
+(1,5…2)=5+2=7 - полное число витков
Высота пружины при полном сжатии витков
мм
Высота пружины в свободном состоянии:
мм.
Для выявления необходимости расчета пружины на устойчивость,
вычислим отношения:
Так как отношение не превышает допустимых норм, проверка на
устойчивость не требуется.
6. Выбор смазывающих материалов и системы
смазывания
Смазывание зубчатых зацеплений и подшипников применяют в
целях защиты от коррозии, снижения коэффициента трения, уменьшения износа,
отвода тепла и продуктов износа от трущихся поверхностей, снижения шума и
вибрации. Способ смазки - картерная система (окунанием зубьев зубчатых колес в
масло, залитое в корпус).
Выбор масла:
Контактные напряжения зацепления: Н/мм2 < 600
Н/мм2 .
м/с для зубчатых передач при 40° С
Рекомендуемая кинематическая вязкость
Для данной вязкости выбираем минеральное индустриальное масло без
присадок И-Г-А-32
Выбираем смазку для подшипниковых узлов:
Для смазывания подшипниковых узлов принимаем смазку ЛИТОЛ-24
ГОСТ 21150-75.
Контроль масла:
Для наблюдения за уровнем масла в корпусе устанавливают различные
маслоуказатели. Выберем пробку с конической резьбой.
При работе передач масло постепенно загрязняется продуктами износа
деталей передач. С течением времени оно стареет, свойства его ухудшаются,
потому оно периодически должно меняться. Для этой цели в корпусе
предусматривают сливное отверстие, закрываемое пробкой с конической резьбой.
Список использованной литературы
1. Дунаев
П.Ф., Лёликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. - М.: Высшая школа.
1985 г.-416 с.
2. Чернавский
С.А., Снесарев Г.А., Казинцев Б.С. и др. Проектирование механических передач. -
М.: Машиностроение. 1984 г.-560 с.
. Решетов
Д.Н. Детали машин. - М.: Машиностроение. 1974 г.-496 с.
. Иванов
М.Н., Иванов В.Н. Детали машин. Курсовое проектирование. - М.: Высшая школа.
1975 г.-551 с.
. Кудрявцев
В.Н., Державец Ю.А., Арефьев И.Н., Кузьмин Н.С. и др. Курсовое проектирования
по деталям машин. - М.: Машиностроение. 1984 г.-400 с.
. Методические
указания по выбору подшипников качения. Н.С. Голубков. ИМИ. 1988 г.
. Методические
указания по расчёту валов. Ю.С. Верпаховский. ИМИ. 1988 г.
. Методические
указания по эскизной компоновке редуктора. А.А. Сычев. ИМИ. 1987 г.