Сравнительная оценка налогообложения малого бизнеса в России и за рубежом

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    165,15 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнительная оценка налогообложения малого бизнеса в России и за рубежом

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МАХАЧКАЛИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра “Экономики и управления”




Курсовая работа

по дисциплине:

"Налоговая система"

на тему:

"Сравнительная оценка налогообложения малого бизнеса в России и за рубежом"


Проверила: Омарова З.К.




Махачкала 2011

Содержание

Введение

1.1 Сущность категории малый бизнес

1.2 Государственная политика поддержки малого бизнеса в России

2. Налогообложение предприятий малого бизнеса в России

2.1 Уплата единого налога на вмененный доход

2.2 Упрощенная система налогообложения

3. Налогообложение малых предприятий

3.1 Особенности налогообложения малых предприятий в России

3.2 Специфика налогообложения малых предприятий в Великобритании

4. Недостатки и достоинства налогообложения малых предприятий в России

5. Расчетная часть курсовой работы

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Мировая практика свидетельствует о том, что малый бизнес является важнейшим структурообразующим сектором развитой экономики, деятельность которого напрямую влияет на успешное развитие не только крупного бизнеса, но и экономики страны в целом, обеспечивая наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, рост экспортного потенциала, решение проблем занятости и повышения уровня реальных доходов населения.

Кроме того в условиях глобализации экономики, которая сопровождается ужесточением соперничества и конкуренции на мировом рынке, именно малый бизнес в силу своей относительно меньшей капиталоемкости, гибкости и маневренности легче, чем крупный производитель, обеспечивает модернизацию производства и обновление номенклатуры выпускаемой продукции, тем самым приспосабливается к меняющимся условиям конъюнктуры рынка и периодически повторяющихся экономических кризисов.

Малый бизнес в России уже сегодня является наиболее массовым сегментом частного сектора экономики, оставаясь подчас единственной возможностью для большей части населения реализовать свой предпринимательский потенциал.

С развитием малого предпринимательства в Российской Федерации связывается, налоговая политика государства, которая должна быть стимулирующим фактором в развитии этого вида бизнеса. Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий.

малый бизнес налогообложение россия

Актуальность данной работы обусловлена тем, что формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований.

Целью курсовой работы является изучение особенностей налогообложения малого бизнеса.

Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:

)        определить сущность понятия малый бизнес;

2)      исследовать системы налогообложения предприятий малого бизнеса в России;

)        изучить особенности налогообложения предприятий малого бизнеса в России и Великобритании;

)        выявить недостатки и достоинства налогообложения малых предприятий в России;

)        проанализировать политику государства в сфере поддержки малого бизнеса в России.

1.1 Сущность категории малый бизнес


В существующих условиях рыночных отношений в России малый бизнес является одним из наиболее перспективных форм хозяйствования.

Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), констатирующие сущность этого понятия.

В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется и следующим образом: "Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю, в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия".

К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ) также относятся к малому бизнесу.

Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). Основными потребителями продукции и услуг малого бизнеса является местное население, а также жители ближайших городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и торгово-посреднические организации.

Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги.

Основной федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического лица к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала, размер уставного капитала, годовой доход. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микро-предприятием, от 16 до 100 человек - малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микро-предприятиям, от 60 до 400 млн. рублей - к малым.

Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с вступлением в силу с 1 января 2008 года) определены категории, по которым организации можно относить к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП):

. К субъектам МСП относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МСП, не должна превышать 25%.

) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов МСП:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов МСП.

. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам МСП, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости ОС и НМА) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи.

. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Но наиболее часто в отдельных странах применяются следующие:

средняя численность занятых на предприятии работников;

ежегодный оборот предприятия, полученный за год;

величина активов.

Из всех критериев, которые используются в мировой практике, наиболее простым, объективным считается среднесписочная численность работающих.

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:

·        доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

·        доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

·        доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;

·        доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

·        доли малого бизнеса в экспорте продукции;

·        доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;

·        доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

·        доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом.

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.

Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1988 г., но особенно интенсивно - начиная с 1990 г. На начало 2003 г. уже насчитывалось 882,3 тыс. малых предприятий. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10-11% ВВП, в них занято свыше 7,2 млн. человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей - более 11 млн. чел., что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5-6 раз, а, следовательно, в РФ далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса.

Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода. В странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС - 67%, Японии - 55%.

 

Таблица 1. Количество малых предприятий на конец периода, единица

Январь-декабрь

Российская Федерация

Республика Дагестан


2009

2010

2009

2010

Всего

227529

219688

813

722

Обрабатывающие производства

36557

35320

141

137

Строительство

32548

30947

119

103

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

 69887

 65492

 92

 92

Транспорт и связь

12800

12597

29

25

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

 38589

 38361

 45

 49

 

Таблица 2. Деятельность малых предприятий (без микропредприятий) в 2010 году


Число предприятий на 1 января 2011 г., тысяч

Численность работников списочного состава (без внешних совместителей), тыс. чел.

Оборот, млн. рублей

Инвестиции в основной капитал, млн. рублей

Российская Федерация

219,7

5562,9

10247043,7

258431,2

Республика Дагестан

0,7

21,8

31711,4

2564,3

 


1.2 Государственная политика поддержки малого бизнеса в России


С учетом важности роли, которую малый бизнес играет в решении социально-экономических задач, стоящих перед страной, в настоящее время поддержка развития данного сектора экономики рассматривается в качестве одного из основных направлений государственной политики.

В целях содействия развитию малых и средних форм хозяйствования в России в 2007 году был принят Федеральный закон № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". В настоящее время - это основополагающий документ, регулирующий отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяющий понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки (рис.1).

Рис.1. Формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России.

В России государство предприняло определенные шаги по развитию малого предпринимательства, формируется законодательная база, предпринят ряд мер по устранению административных барьеров. Из совокупности финансовых мер поддержки государства, пожалуй, определяющим фактором развития малых форм хозяйствования является система налогообложения.

Особое значение для предпринимательства, безусловно, имеет налоговая политика государства. Государственная поддержка малому бизнесу в налоговой политике проявляется через льготную систему налогообложения.

Все больше внимания малым предприятиям уделяется на уровне региональных и местных властей. В республике Дагестан для развития малого предпринимательства принят Закон от 29 января 2009 года "О применении упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента в Республике Дагестан".

Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для малого бизнеса является финансовая поддержка. Она осуществляется в предоставлении субъектам малого предпринимательства:

         субвенций и субсидий;

-        бюджетных кредитов, займов, ссуд;

         государственных и муниципальных гарантий.

Ежегодно в федеральном бюджете предусматривается выделение ассигнований на поддержку и развитие малого бизнеса. Так, в 2009 г. на поддержку малого бизнеса было выделено 100 млрд. руб.

На поддержку предпринимательства в республике Дагестан в 2008 году было выделено 19 млн. рублей, а в 2009 г. - 116 млн. руб., в 2010г. - 58 млн. руб.

Важный государственный проект, направленный на развитие малого предпринимательства, - создание "бизнес - инкубаторов". Проект направлен на решение проблемы - обеспечения малого бизнеса производственными площадями на льготных условиях.

Основными целями государственной политики по развитию малого бизнеса в России являются:

) создание благоприятных условий для осуществления эффективного бизнеса;

) ускоренное развитие данного предпринимательства как основы и фактора формирования конкурентной среды;

) увеличение доли участия в формировании валового регионального и

валового внутреннего продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджетов.

2. Налогообложение предприятий малого бизнеса в России


2.1 Уплата единого налога на вмененный доход


Согласно гл.26.3 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход устанавливается НК РФ и вводится в действие законами субъектов РФ.

В статье 346.26 закреплен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых по решению субъекта РФ данная система налогообложения может применяться:

v  Оказание бытовых и ветеринарных услуг

v  Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств

v  Розничная торговля через магазины с площадью торгового зала до 150 кв. метров

v  Оказание услуг общественного питания с использованием площади до 150 кв. метров

v  Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими не более 20 автомобилей.

Таким образом, предприятия малого бизнеса, осуществляющие предпринимательскую деятельность в вышеперечисленных видах деятельности, могут использовать льготную систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Льготность данной системы налогообложения заключается в том что, уплата единого налога заменяет уплату таких налогов и страховых взносов:

·        для организации - налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество предприятий (согласно ст.346.26 ч.2 НК РФ), страховых взносов в ФСС, страховых взносов в ТФОМС, страховых взносов в ФФОМС (согласно п.2 ч.2 ст.57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

·        для индивидуальных предпринимателей - налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога на имущество физических лиц (согласно ст.346.26 ч.2 НК РФ) страховых взносов в ФСС, страховых взносов в ТФОМС, страховых взносов в ФФОМС (согласно п.2 ч.2 ст.57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

В то время, как плательщики единого налога обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по ставке 14 % в 2010 г., и уже с 01.01.2011г. по ставке 20 % (14% на страховую часть трудовой пенсии, и 6% на накопительную часть трудовой пенсии) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Уплата налога на вмененный доход является разновидностью основных специальных налоговых режимов.

Объектом налогообложения признается вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитанный с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на его получение.

Ставка ЕНВД устанавливается в размере 15% (ст.346.31, Ч.2 НК РФ). Так, чтобы рассчитать сумму единого налога, подлежащего уплате в бюджет, необходимо вмененный доход умножить на 15 %.

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Единый налог уплачивается налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

На уплату единого налога не переводятся:

)        организации и ИП, среднесписочная численность работников, которых за предшествующий календарный год, превышает 100 человек;

) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

В обоих случаях применяются в отношении аптечных учреждений, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 22 июня

года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", начиная с 1 января 2011 года;

) индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.2 Налогового Кодекса на упрощенную систему налогообложения на основе патента по видам предпринимательской деятельности, которые по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

) учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, если оказание услуг общественного питания является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений и эти услуги оказываются непосредственно этими учреждениями;

) организации и ИП, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, в части оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.

Единый налог на вмененный доход вводят на своей территории региональные власти. Перечень видов предпринимательской деятельности, для которых вводится единый налог, устанавливают региональные власти.

Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 %.

Суммы единого налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

 

2.2 Упрощенная система налогообложения


Упрощенная система налогообложения (УСН) - мера государственной поддержки, которая призвана облегчить положение представителей малого бизнеса.

С 2003г. переходить на упрощенную систему налогообложения могут организации и индивидуальные предприниматели, подав заявление в налоговый орган с 01 октября по 30 ноября текущего года для перехода на упрощенную систему налогообложения со следующего года. В заявлении указывается размер доходов за 9 месяцев. Организации и индивидуальные предприниматели могут перейти на УСН только с 1 января, т.е. с начала налогового периода. Этот режим налогообложения устанавливается только НК РФ (гл.26.2).

Налоговым Кодексом РФ предусмотрен добровольный порядок перехода индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН и обратно на общий режим налогообложения.

Сегодня, для перехода на упрощенную систему налогообложения действуют следующие условия:

         доход от реализации по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе, не должен превышать 15 миллионов рублей (без НДС и налога с продаж);

-        средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек;

         остаточная стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности организации не должна превышать 100 миллионов рублей;

         организация не должна иметь филиалов и представительств;

         доля непосредственного участия в организации других предприятий не должна превышать 25 %.

Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

v  банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды;

v  организации и индивидуальные предприниматели (ИП), занимающиеся производством и реализацией подакцизной продукции, добычей и реализацией полезных ископаемых, игорным бизнесом;

v  нотариусы, занимающиеся частной практикой; адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

v  организации и предприниматели, переведенные на другие виды специальных режимов налогообложения;

v  организации и ИП, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);

v  бюджетные учреждения, иностранные организации;

v  организации и ИП, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

v  организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

v  организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.

Наиболее существенным из числа экономических критериев, ограничивающих применение упрощенной системы налогообложения налогоплательщиками-организациями, является предельный размер их доходов, установленный Налоговым кодексом РФ и подлежащий индексации на коэффициент-дефлятор, утверждаемый Правительством РФ ежегодно.

Таким образом, максимальная величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение УСН, составляет:

         В 2009 г. - 30760 тыс. руб.;

-        В 2010, 2011, 2012 гг. - 60 млн. руб.;

Применение упрощенной системы налогообложения, как специального налогового режима предусматривает уплату единого налога, который заменяет уплату следующих налогов и сборов:

·        Для организации: налога на прибыль организации, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций (ст.346.11 НК РФ), страховых взносов в ФСС, страховых взносов в ТФОМС, страховых взносов в ФФОМС (согласно п.2 ч.2 ст.57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

·        Для индивидуальных предпринимателей: налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество физических лиц (ст.346.11 НК РФ), страховых взносов в ФСС, страховых взносов в ТФОМС, страховых взносов в ФФОМС (согласно п.2 ч.2 ст.57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Иные налоги организациями и ИП, применяющими УСН, уплачиваются в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Но, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость в случае ввоза товаров на таможенную территорию РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в размере 14 % в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения признаются:

·        Доходы, определяемые в соответствии со ст.249 и 250 НК РФ - 6%;

·        Доходы, уменьшенные на величину расходов. Расходы учитываются в соответствии со ст.346.16 НК РФ - налоговая ставка 15%.

В то же время, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах 5-15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. (Ст.346.2 НК РФ). Например, в республике Дагестан при налоговой базе "доходы, уменьшенные на величину расходов" налоговая ставка устанавливается в размере 10% от налоговой базы.

Налоговым периодом является календарный год.

Отчетным периодом является 1 квартал, полугодие, 9 месяцев.

Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В соответствии со статьей 346.23. НК РФ, налоговая декларация налогоплательщиками - организациями представляется по истечении налогового периода в налоговые органы по месту своего нахождения.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности на основе книги учета доходов и расходов, форма которой утверждается МНС России.

Элементы налогообложения при упрощенной системе представлены в таблице 3:

Таблица 3

Элементы налогообложения

 Характеристика элементов

1. Налогоплательщик

согласно ст.346.28 НК РФ

 2. Объект налогообложения

 1) доходы; 2) доходы, уменьшенные на величину расходов

3. Налоговая база

согласно ст.346.28 НК РФ

4. Налоговая ставка

 1) 6%; 2) 15%

5. Минимальный налог при убытках за год (1% от годового дохода)

при ставке 15% -доходы, уменьшенные на величину расходов

6. Налоговый период

Календарный вычет

7. Отчетный период

Календарный квартал, полугодие, 9 месяцев

8. Налоговые вычеты

при ставке 15% -доходы, уменьшенные на величину расходов

9. Налоговый учет

Книга учета доходов и расходов


Суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для последующего распределения в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.

3. Налогообложение малых предприятий


3.1 Особенности налогообложения малых предприятий в России


Основной целью современной налоговой системы Российской Федерации, по мнению Торгово-Промышленной Палаты России, должны быть формирование налоговых стимулов для дальнейшего развития механизмов хозяйствования и рыночных институтов, создание условий для роста эффективности производства, а также обновления основных фондов предприятий, снижение доли налоговой нагрузки в целом на Российскую экономику и малый бизнес.

При этом снижение налогового бремени должно сопровождаться снижением затрат на функционирование административной налоговой системы, а также развитием "социальной" и "регулирующей" функций налогов.

В целях преодоления последствий мирового финансового кризиса все чаще на государственном уровне, в предпринимательской и профессиональной среде говорится о необходимости выбора эффективных инструментов налогового регулирования, снижении налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. Однако на поверку оказывается, что принимаемые законодательные решения ведут скорее к противоположному результату, определенным образом ухудшая налоговое положение малого и среднего бизнеса.

Справедливости ради стоит отметить, что за последнее время был сделан ряд важных положительных шагов в части смягчения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. В частности, Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъектам Российской Федерации было предоставлено право устанавливать дифференцированные ставки единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения по объекту налогообложения "доходы, уменьшенные на расходы" в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Таким образом, региональные власти могли стимулировать малый бизнес. Однако из-за сложной экономической ситуации в регионах не все субъекты Российской Федерации пошли на такой шаг.

Отметим, что действующими редакциями ст. ст.56, 61.1, 61.2 и 146 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что 10% поступлений от УСН и ЕНВД подлежат зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а 90% - в региональные и местные бюджеты. Иными словами, в размер ставки единого налога по УСН и ЕНВД заложена доля, подлежащая перечислению в указанные фонды. Законопроектом предлагается, что с 1 января 2011 г. данные поступления будут полностью зачисляться в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований (т.е. доля фондов подлежит зачислению в региональные и муниципальные бюджеты). Одновременно в отношении плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, устанавливается обязанность по уплате страховых взносов, тарифы которых определены в ст.12 законопроекта N 195768-5 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования" (в 2010г. - 26% и 34% от фонда оплаты труда с 2011г.). Если на предпринимателей, использующих УСН и ЕНВД, не будет распространено право, применять пониженные тарифы страховых взносов в переходный период, то уже с 2011 г. нагрузка на них возрастет на 20% от фонда оплаты труда.

Данные изменения существенно увеличивают совокупную налоговую нагрузку на малый бизнес, представители которого, как правило, и используют указанные налоговые режимы. Действительно, для плательщиков, которые находятся на общем режиме налогообложения, полностью отменяется ЕСН. А для плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, доля отчислений во внебюджетные фонды не исключается из общей массы налоговых обязательств, а перераспределяется между региональными и муниципальными бюджетами.

Таким образом, для налогоплательщиков, использующих общий режим налогообложения, с 2011 г. налоговая нагрузка увеличивается на 8% от фонда оплаты труда, а для плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, на 20%, что ставит их в неравное положение по сравнению с иными налогоплательщиками.

В июле 2009 г. приняты три Федеральных закона, вносящих изменения в упрощенную систему налогообложения. Изменения направлены на стимулирование развития малого бизнеса в условиях экономического кризиса. Государство предпринимает шаги в области снижения налогового бремени для субъектов малого предпринимательства, в том числе путем внесения изменений в положения гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.

Поводом к реформированию налоговой нагрузки, очевидно, стали обращение Президента России к Федеральному Собранию РФ, а также выступление главы Правительства РФ, в которых было обращено внимание законодателей на то, что финансово-экономический кризис должен сыграть для России положительную роль, поскольку Россия обладает значительными средствами для антикризисных мер.

Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, одобренными Правительством РФ 25.05.2009, было намечено продолжить совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.

Многие из предусмотренных основными направлениями налоговой политики, в этой части предложений уже приняты Федеральным Собранием РФ и подписаны Президентом РФ.

Имеются в виду Федеральные законы от 17.07.2009 N 165-ФЗ и от 19.07.2009 N 201-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и от 19.07.2009 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации".

3.2 Специфика налогообложения малых предприятий в Великобритании


Налогообложение в бизнесе любой страны - это показатель ее развития, отношения к бизнесу и зрелость самого государства.

Малые предприятия играют важную роль в экономике Великобритании. На них приходится 99% количества предприятий страны, 49% занятых.

В настоящее время в соответствии с действующим британским законодательством к малому бизнесу относятся предприятия, отвечающие нижеуказанным критериям:

·        численность занятых - не более 50 человек.

·        оборот предприятия - не более 2,8 млн. ф. ст. и/или баланс предприятия - не более 1,4 млн. ф. ст.

В Великобритании малым предприятиям предоставляется ряд специфических преимуществ, без применения специальных налоговых режимов.

Малые предприятия Великобритании имеют существенные налоговые льготы. В частности, они освобождены от уплаты налога на прибыль со средств, направленных на информационные и телекоммуникационные технологии, а также части средств, выделяемых на НИОКР, имеют льготы по уплате НДС, местного налога на имущество.

Прогрессивная шкала налогообложения прибыли предприятий создает относительно благоприятные условия для деятельности малых предприятий с небольшими размерами прибыли. В частности:

·        при прибыли менее 10 тыс. ф. ст. - ставка налогообложения 0 %;

·        менее 50 тыс. ф. ст. - 10% с первых 10 тыс. ф. ст. и 23,75% с суммы, превышающей 10 тыс. ф. ст. (таким образом, на всю сумму прибыли ставка варьируется от 10 до 19%);

·        от 50 до 300 тыс. ф. ст. - 19%;

·        от 300 тыс. ф. ст. до 1500 тыс. ф. ст. - 19% с первых 300 тыс. ф. ст. и 32,75% с суммы, превышающей 300 тыс. ф. ст. (таким образом, на всю сумму прибыли ставка варьируется от 19 до 30%);

·        более 1500 тыс. ф. ст. - 30%.

Малый бизнес имеет отдельные льготы по ведению налоговой отчетности.

Более того, в настоящее время для малого предпринимательства действует

льгота на уплату 825 фунтов стерлингов из годовой прибыли в качестве поощрения за сдачу своих финансовых отчетов в электронном виде.

К другим льготам в сфере налогообложения можно отнести упрощенную систему налоговой регистрации. Малые предприятия, чей оборот не превышает 56 тыс. ф. ст., не подлежат регистрации в местном отделении Королевской службы таможен и акцизов в целях обложения НДС. Для отдельных видов деятельности установлен более низкий порог для регистрации (например, компании, занимающиеся предоставлением услуг в общественной сфере, должны регистрироваться лишь при обороте 26 тыс. ф. ст.).

Страна

Налоговый режим для малого бизнеса

Великобритания

Налог на малый бизнес. Обычно в качестве малого бизнеса рассматривается предприятие с оборотом менее 1,5 млн. фунтов. Малый бизнес с оборотом менее чем "нижняя целевая максимальная величина" 300 тыс. фунтов, облагается по ставке 20% (на апрель 2007). Бизнес с оборотом между 300 тыс. фунтов и 1,5 млн. фунтов облагается в соответствии с предельной льготой для малого бизнеса, рассчитываемой исходя из доли 11/400. Для годового периода: малые предприятия получают выгоду от 50% вычета капитала в первый год (увеличено с 40%) для большинства расходов, относящихся к машинам и оборудованию. Это применимо к большинству расходов, кроме автомобилей, долгоживущих активов и активов для лизинга. Обычный вычет капитала - 25%. Схема для малых пивоварен: малые пивоварни имеют право на льготу в 50% пошлины на алкоголь. Режим НДС для малого бизнеса: малый бизнес с ожидаемым оборотом менее 660 тыс. фунтов имеет право на использование по желанию кассового метода учета, при котором НДС на продажи рассчитывается исходя из получения платежей, а не из предъявления счетов-фактур. Это также означает, что предприятия не могут принимать к зачету НДС, уплачиваемый за приобретенные товары и услуги, пока платежи за эти факторы не осуществлены фактически. Определенные сделки, однако, исключаются из кассового учета: товары, которые куплены/проданы в виде лизинга или в рассрочку по соглашению условной продажи или продажи в кредит; товары, импортированные из другого государства - члена ЕС; продажи, при которых оплата не должна поступить до истечения 6 месяцев с момента предъявления счета-фактуры; продажи, при которых счет-фактура предъявляется до фактического осуществления отгрузки товара. Не требуется специальных заявлений о намерении использовать схему. Единственное условие состоит в том, что бизнес, имеющий на нее право, начинает ее использовать в начале налогового периода. Предприятие должно отказаться от схемы, если его оборот превышает 825 тыс. фунтов; оно может вновь использовать схему (с начала налогового периода), если опять получит на это право. Схема с плоской ставкой НДС для малого бизнеса, применяемая по выбору: малый бизнес с годовым оборотом менее 150 тыс. фунтов (без НДС), имеет право на эту схему. Если годовой оборот становится более 250 тыс. фунтов, предприятие должно отказаться от схемы. Схема с плоской ставкой предполагает кассовый метод учета. Плоская ставка применяется к продажам предприятия, включающим НДС. Платежи регистрируются для налоговых целей, когда получены деньги. Чеки регистрируются на дату, когда чек получен или датирован (более поздняя дата). Платежное поручение или прямой дебет регистрируется, когда кредитуется банковский счет. Платежи по кредитным или дебетовым картам регистрируются, когда выдается поручение на оплату (а не на фактическую дату, когда платеж получен от компании, работающей с кредитными картами).


4. Недостатки и достоинства налогообложения малых предприятий в России


В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислении налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога.

Кроме того, многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы, из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все необходимые элементы налогов. Поэтому, спустя несколько месяцев после опубликования Закона начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать.

Еще один недостаток нашей налоговой системы - это ее нестабильность. Налоги вводятся и очень скоро отменяются.

Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению нашей экономики и еще больше усугубляет экономический кризис.

Но в любой ситуации необходимо рассматривать пути оптимизации налогообложения.

Говоря о предприятиях малого бизнеса, то тут возможно получение максимальной выгоды из использования специальных режимов в таком вопросе, как оптимизация налогов - например, упрощенная система налогообложения.

К недостатку упрощенной системы налогообложения можно отнести легкость утраты права по её применению. Для этого достаточно выйти за лимит годового дохода в 20 млн. руб. или иметь остаточную стоимость ОС и НМА более, чем в 100 млн. руб. (п.4 ст.346.13 НК РФ).

Вполне оправдано было бы увеличение суммы этого лимита, для того чтобы более широкий круг предпринимателей смог воспользоваться данной системой, а налогоплательщики уже использующие ее, не испытывали неудобств, связанных с переходом на общий режим налогообложения при незначительном превышении лимита.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход является не всегда экономически выгодной предпринимателю по причине частого несовпадения фактически полученного дохода с фактической суммы уплаченного ЕНВД. Стоит отметить, что наряду с недостатками, налог обладает и неоспоримым преимуществом - снижением себестоимости продукции (работ, услуг).

Также хотелось бы обратить внимание на то, что п.4 ст.346.12 НК РФ дает право организациям применять УСН и систему налогообложения в виде ЕНВД одновременно.

Налогообложение малого бизнеса в нашем государстве несовершенно, но это не повод, чтобы не платить налоги совсем. Гораздо более разумным и законным выходом из положения является подбор оптимальной системы налогообложения малого бизнеса. Многие индивидуальные предприниматели выбирают упрощенную систему налогообложения, но она порождает много вопросов и сложностей. Отчетность меняется слишком часто даже в сфере малого бизнеса, а общение с налоговой инспекцией большинство предпринимателей желает свести к минимуму.

Серьезная проблема для малого бизнеса - ограниченная возможность получения кредитов в случае отсутствия залогового имущества.

Основные проблемы налоговой системы по отношению к малому бизнесу:

.        неразвитые механизмы налогообложения и перераспределения налогов;

2.       постоянно изменяющееся налоговое законодательство;

.        сложность и нечеткость принимаемых законов в области налогообложения;

.        большие размеры взимаемых налогов;

.        неразвитый сервис организации работы налоговых ведомств.

Что касается положительных качеств налогообложения малых предприятий, то малый бизнес в отдельных видах деятельности (инновационные технологии, наукоемкие и высокотехнологичные отрасли) имеет некоторые льготы по налогам.

В настоящее время, по оценкам самих предпринимателей, в своей деятельности они сталкиваются с проблемами, такими как высокие налоги, дороговизна материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий.

Малый бизнес испытывает большее давление "налогового пресса", нежели крупный и средний - помимо высоких налогов это и повышенные удельные издержки на ведение налогового учета. Сюда же следует прибавить и издержки на различного рода государственных контроллеров, неформальные "крыши" и др. Вполне естественно, что малый бизнес пытается скрыть от государства часть своих доходов.

В последнее время предпринимаются попытки со стороны государства облегчить ведение малого бизнеса. В частности, подача деклараций по УСН переведена на срок одного раза в год.

Анализ существующих систем налогообложения малого бизнеса показал, что специальные налоговые режимы, несомненно, должны способствовать развитию малого предпринимательства в нашей стране. Однако в них все еще встречаются спорные моменты, которые не устраивают налогоплательщиков.

Не подлежит сомнению, что действующее налоговое законодательство нуждается в скорейшей гармонизации с законами, касающимися малого бизнеса.

5. Расчетная часть курсовой работы


1. Определение доходов предприятия

Согласно Налоговому кодексу РФ, доходы предприятия представляют собой совокупность доходов от реализации товаров (работ, услуг) имущественных прав, т.е. доходы от реализации (ДР.) и внереализационных доходов (ВРД).

Дсум=ДР+ВРД (1)

ДР=12000+4600=16600 тыс. руб.

ВРД=2,4+8000+2000=10002,4 тыс. руб.

Дсум=16600+10002,4=26602,4 тыс. руб.

К доходам от реализации относятся:

1)   выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных;

2)   выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.

В данной работе к доходам от реализации относятся выручка от реализации продукции, выручка от продажи оборудования.

К внереализационным доходам относятся:

1)   суммы полученных штрафов

2)   доходы от сдачи гаражей в аренду

3)   сумма дивидендов по ценным бумагам (акциям) других предприятий.

2. Определение расходов предприятия

В соответствии со статьей 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными документами, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все расходы (Рсум), учитываемые при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль делятся на:

1) расходы, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг) (РР)

2) внереализационные расходы (ВРР)

Рсум = РР+ВРР (2)

РР=1410+4200+1900+3610+2400=11120 тыс. руб.

ВРР=2400 тыс. руб.

Рсум=1410+4200+1900+3610+2400=13520 тыс. руб.

К расходам, связанным с производством и реализацией относятся:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

Внереализационные расходы - это обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.

К внереализационным расходам относятся:

1) расходы на содержание по договору аренды имущества;

2) расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида;

3) судебные расходы и арбитражные сборы;

4) затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов;

5) расходы в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм на возмещение причиненного ущерба;

6) потери от брака;

7) потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций;

8) иные обоснованные расходы.

3. Составление сметы расходов

Смету расходов, связанных с производством и реализацией основной продукции (услуг), составляют по форме, приведенной в таб.1

Таблица 1 Смета расходов, связанных с производством и реализацией основной продукции (услуг)

п/п

Элементы расходов

Расходы

1

2

3

1

Материальные расходы

1410

2

Расходы на оплату труда

4200

3

Амортизация

4

Прочие расходы

3610

5

Всего расходов

11120


В курсовой работе используем линейный метод начисления амортизации. Расчет ведут по следующим элементам:

1. Здания и сооружения.

Для упрощения расчетов принимаем среднее значение срока полезного использования зданий и сооружений равным 20 годам.

Тогда норма амортизации (Нам =1/Т) будет равна 5,0% в год

А=3120 * 5% = 156 тыс. руб.

2. Оборудование

Принимаем, что срок полезного использования оборудования в среднем составляет 10 лет.

Тогда норма амортизации будет равна 10% в год

А=1280 * 10% = 128 тыс. руб.

 

. Амортизация грузовых автомобилей ГАЗ - 33021 "Газель"

Пусть срок службы автомобилей составляет 5 лет.

Тогда норма амортизации будет равна 20% в год

А=3480 * 20% = 696 тыс. руб.

Определяем сумму амортизационных отчислений по всем элементам:

Асум=156+128+696=980 тыс. руб.

. Суммы налогов и сборов.

3.1 Социальные взносы

Социальные взносы представляют платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Принимаем что в курсовой работе налоговая база для определения социальных взносов (сумма доходов, приходящаяся на одного отдельного работника не превышает 100,0 тыс. руб.).

Следовательно, налоговая ставка составляет 24% от суммы средств на оплату труда.

СВ = 4200 * 24% = 1008 тыс. руб.

3.2 Налог на имущество

Объектом налогообложения является среднегодовая стоимость имущества в денежном выражении, находящегося на балансе предприятия. Налогом облагается не только стоимость основных фондов предприятия, но и стоимостная оценка нематериальных активов, а также производственных запасов и затрат

СИ = Сздоборавтмз (3)

СИ=3120+1280+3480+14,1=7894,1 тыс. руб.

где: СИ - стоимость имущества;

Сзд - стоимость зданий и сооружений;

Собор - стоимость оборудования;

Савт - стоимость автомобилей;

Смз - величина материальных запасов.

Среднегодовое значение стоимости имущества определяется по формуле:

СИ год= (1/2СИ1.01+СИ1.04+СИ1.07+СИ1.10+1/2СИ1.01) /4 (4)

СИгод= (1/2*7894,1+7649,1+7404,1+7159,1+1/2*6914,1) /4=7404,1 тыс. руб.

где: СИ1.01, СИ1.04, СИ1.07, СИ1.10, СИ1.01 - стоимость имущества на 1.01, 1.04, 1.07, 1.10 и на 1.01 следующего года соответственно.

Значение СИ1.01 определяют из исходных данных.

Значение СИ1.04 (т.е. стоимость имущества на конец первого квартала) определяют исходя из стоимости на 1.01 за вычетом суммы амортизационных отчислений за 1 квартал.

СИ1.04 = СИ1.01 - А1кв (5)

СИ1.04=7894,1-245=7649,1 тыс. руб.

СИ1.07=7649,1-245=7404,1 тыс. руб.

СИ1.10=7404,1-245=7159,1 тыс. руб.

СИ1.01=7159,1-245=6914,1 тыс. руб.

Определим среднегодовое значение имущества за 1квартл:

СИ = (1/2СИ1.01+1/2СИ1.04) /4 (6)

СИ= (1/2*7894,1+1/2*7649,1) /4=1942,9 тыс. руб.

Ставка налога на имущество 2%

,1 * 2%=148,08 тыс. руб.

 

.3 Налог с владельцев транспортных средств

Данный налог уплачивают все предприятия и граждане, имеющие в собственности автотранспортные средства. Ставка налога зависит от мощности двигателя. В нашей работе возьмем за основу ставку налога в размере 9 рублей за 1 л. с. (мощность двигателя ГАЗ-33021 - 150 л. с.)

Нтр=150*9=1350 руб.

Расчет НДС.

НДС, подлежащий уплате в бюджет, равен разности между суммой НДС в доходах и суммой НДС в расходах, т.е.:

НДС в бюджет = НДС в доходах - НДС в расходах

*18%=2160 тыс. руб.

НДС в бюджет = 2160-5=2155 тыс. руб.

Расчет прибыли

Прибыль представляет собой разность между доходами (нетто) и расходами (нетто). Налоговая база по налогу на прибыль определяется путем корректировки прибыли. Корректировку прибыли производят следующим образом:

. Вычесть сумму доходов по ценным бумагам - дивидендов, так как эти доходы облагаются налогом отдельно по ставке 6% у плательщика дивидендов (согласно ст.275 и 284 НК РФ).

*6%=600 тыс. руб.

2. Согласно статье 268 НК, при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость амортизируемого имущества. Так как сумма доходов о продажи была учтена при расчете совокупного дохода, то при расчете из прибыли следует вычесть остаточную стоимость проданного имущества.

Следует сопоставить фактические представительские расходы с нормативными и определить наличие или отсутствие превышения. После чего, превышение фактических расходов над нормативными должно увеличить налогооблагаемую прибыль.

П = 26602,4-10000-13520=3082,4 тыс. руб.

Расчет налога на прибыль

Ставка налога на прибыль - 20%, из них 7% зачисляется в Федеральный бюджет, 13% - в региональные бюджеты.

Нп =3082,4*20% = 616,48 тыс. руб. - налог на прибыль.

Нп =3082,4*7% = 215,76 тыс. руб. - в Федеральный бюджет.

Нп =3082,4*13% = 400,71 тыс. руб. - в региональный бюджет.

Расчет НДФЛ

Налоговая база по НДФЛ определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Основной налоговой ставкой, которая применяется к большинству видов доходов, признается ставка в размере 13%. Вместе с тем действуют и две другие ставки налога 30% (налоговая ставка по дивидендам) и 35% (налог на доходы от выигрышей в лотерею).

Стандартные налоговые вычеты" уменьшают налоговую базу ежемесячно на:

руб. (например, у лиц, получивших лучевую болезнь вследствие

чернобыльской катастрофы; инвалидов Великой Отечественной войны);

руб. (Герои СССР и РФ, лица, награжденные орденами Славы 3 степеней; ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды с детства и др.);

руб. - у работающих граждан, доход которых в течение года не превысил 40 000 руб. (предоставляется по одному месту работы);

Примечание: если налогоплательщик имеет право на несколько из вышеуказанных трех вычетов, ему предоставляется один максимальный вычет.

руб. - у физического лица на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося, студента или аспиранта дневной формы обучения в возрасте до 24 лет до того месяца, в котором доход налогоплательщика не превысил 280 тыс. руб. Вдовам, одиноким родителям вычет предоставляется в двойном размере.

В группу "Социальные налоговые вычеты" входят три вида произведенных налогоплательщиком расходов социального характера:

суммы, перечисленные физическими лицами на благотворительные цели в виде денежной помощи бюджетным организациям науки, культуры, здравоохранения;

суммы, уплаченные за обучение в образовательных учреждениях за свое обучение и обучение детей до 24 лет на дневном отделении, но не более 38 тыс. руб., а с 1 января 2007 г. - 50 тыс. руб.;

суммы, уплаченные за лечение (свое, супруга, родителей или детей), а также на приобретение медикаментов, назначенных лечащим врачом, но не более 38 тыс. руб., а с 1 января 2007 г. - 50 тыс. руб.

Группа "Имущественные налоговые вычеты" предусматривает следующие вычеты:

при продаже жилых домов, дач, квартир, комнат, садовых домиков или земельных участков, находившихся в собственности менее 5 лет, - в сумме, полученной налогоплательщиком, но не более2 млн руб., и при продаже имущества, находившегося в собственности менее трех лет, в сумме полученного дохода, но не более 125 тыс. руб. Если имущество находилось в собственности более указанных сроков, вычет предоставляется в полной сумме полученного дохода;

при покупке (строительстве) жилого дома или квартиры, комнаты - в размере фактически произведенных расходов, но не более 2 млн руб., не включая проценты по ипотечным кредитам, полученным на приобретение (строительство). Повторное предоставление налогоплательщику указанного имущественного налогового вычета не допускается.

"Профессиональные налоговые вычеты" предоставляются:

индивидуальным предпринимателям и лицам, занимающимся частной практикой, - в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (при отсутствии документов - в размере 20% общей суммы доходов);

лицам, получающим доход от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера, - в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов;

лицам, получающим авторские вознаграждения, - в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, а при отсутствии документов в размерах от 20 до 30% суммы начисленного дохода.

Налоговая база включает в себя все полученные налогоплательщиком доходы за минусом предусмотренных законом вычетов. При этом для правильного формирования облагаемой базы важно знать и учитывать четыре принципиально важных момента.

Под налогообложение подпадают виды доходов в зависимости от их формы, а именно:

все доходы, как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло;

доходы в виде материальной выгоды (экономия на процентах за пользование заемными средствами, выгода от приобретения товаров или услуг у лиц, являющихся взаимозависимыми в соответствии с гражданско-правовым договором, выгода, полученная от приобретения ценных бумаг).

Налоговая база определяется по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки: 9,13, 30 и 35%.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена ставка 13%, налоговая база определяется как сумма таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

Для других видов доходов, имеющих ставки налога 30 и 35%, налоговые вычеты не применяются.

Стандартные налоговые вычеты - 36000 руб.

-36000 = 244000 руб.

НДФЛ = 244000*0,13 = 31720 руб.

Имущественные налоговые вычеты - 200 тыс. руб.

-2000=3200 тыс. руб.

НДФЛ = 32000000*13%=416000 руб.

 = 31720+416000= 447720 руб.

Расчет чистой прибыли

Для определения чистой прибыли следует из значения прибыли вычесть налог на прибыль. За счет чистой прибыли приобретается грузовой автомобиль, поэтому ее необходимо уменьшить на сумму стоимости автомобиля с НДС.

Следует учесть, что НДС в бюджет уменьшается на сумму НДС в стоимости автомобиля.

Пч = 3082,4-616,48=2645,92 тыс. руб.

,92-3480=-1014,08 тыс. руб.

Далее необходимо составить ведомость налогов, вносимых в бюджет за год.

Определение налоговой нагрузки предприятия.

Международная практика предусматривает определение налоговой нагрузки на предприятие, которая рассчитывается как отношение суммы всех налоговых платежей к суммарному доходу (брутто).

НН=Нсумбр*100% (7)

где: Нсум - это сумма всех налоговых платежей;

Дбр - суммарный доход (брутто) предприятия.

НН = (7437,56/26602,4) *100 = 27,95%

Таблица 2. Ведомость налогов, вносимых в бюджет

Перечень налогов

 Сумма в тыс. руб.

1

Налог на добавленную стоимость

2155

2

Налог на прибыль

616,48

3

Налог с продаж

2160

4

Налог с владельцев транспортных средств

1350

5

Налог на имущество

148,08

6

Социальные взносы

1008

 ВСЕГО

7437,56

 НДФЛ

447720



Заключение


В настоящее время правительство РФ уделяет много внимания на развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего решение экономических и социальных задач, таких как формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Как отмечается в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ за 2007 год, "там, где развивается малый бизнес, меньше бедных, ниже показатели смертности и формируется средний класс", являющийся залогом социально стабильного и экономически развитого общества. Несмотря на все трудности, присущие настоящему периоду развития, малый бизнес, остается ключевой потенциальной "точкой роста" российской экономики, чему способствуют его возможности по адаптации к изменению конъюнктуры рынка и сокращению уровня затрат, а также высокая инновационная активность.

Обобщая все вышесказанное малый бизнес, воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменений количества субъектов рынка, повышение квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

В целом надо сказать, что введение специальных налоговых режимов является стимулирующим фактором для изменения количества субъектов рынка занятых малым бизнесом в сторону увеличения их количества. Тем самым, увеличивается количество населения страны привлеченного к системе предпринимательства. Таким образом, малый бизнес, будучи более мобильным, улучшает и ускоряет динамику развития государства.

Малые предприятия в России не занимают того места, которое им отводится в экономически развитых странах, где число таких предприятий составляет свыше 80% от общего числа предприятий.

Важность малых предприятий состоит в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.

Основным принципом государственной политики в области налогообложения является создание в России стабильной налоговой системы. Основополагающее значение для достижения экономического роста Российской Федерации представляет создание условий и обеспечение развития и поддержки малого бизнеса. Упрощенная система налогообложения - это реальная поддержка субъектов малого предпринимательства.

Анализ существующих систем налогообложения малого бизнеса показал, что специальные налоговые режимы, несомненно, должны способствовать развитию малого предпринимательства в нашей стране.

Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Список использованной литературы


1.       Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М.: Проспект, 2010

2.       Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ; Электронно-правовая система "Консультант Плюс"

.        Предпринимательство: Учебник под ред. Горфинкеля В.Я., Поляка Г.Б., 5-е издание. - М.: ЮНИТИ, 2010.

.        Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.

.        Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. "Малое предпринимательство", 2009.

.        Ю.М. Лермонтов: "Малому бизнесу - благоприятные налоговые условия" // Журнал "Бухгалтерский вестник", №9 (171), 2009.

.        Виталисова Н.: "Поддержка малого бизнеса в Великобритании: стремление к совершенству" // "Бизнес журнал онлайн", 2005.

.        Предеха В.Н.: "О налоговом стимулировании малого бизнеса в городском округе" // "Финансы", №2, 2009.

.        Пономарев О.С. // Комментарий к федеральным законам от 17.07.2009 N 165-ФЗ, от 19.07.2009 N 201-ФЗ и от 19.07.2009 N 204-ФЗ // Все о налогах. - 2009. - N 9. - С.15 - 17.

.        Ингман Н.И., Конищев Е. В.: "Анализ существующих систем налогообложения" // "Современная конкуренция", №4, 2008.

11.     Материалы с интернет сайтов www.nalog.ru <http://www.nalog.ru>, www.minfin.ru, www.gks.ru, www.audit-it.ru <http://www.audit-it.ru>

Похожие работы на - Сравнительная оценка налогообложения малого бизнеса в России и за рубежом

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!