Понятие о финансах, их роль и значение в общественном воспроизводстве

  • Вид работы:
    Методичка
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,48 Мб
  • Опубликовано:
    2012-04-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие о финансах, их роль и значение в общественном воспроизводстве

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Факультет «Менеджмент организации»




Контрольная работа

по дисциплине «Финансы и кредит»

Понятие о финансах, их роль и значение в общественном воспроизводстве

Индивидуальные задания к разделам курса




Выполнила: студентка II курса

заочной формы обучения

Козлова Мария Игоревна

Преподаватель: Богданова Л.В.





Санкт-Петербург (Пушкин) 2012

Индивидуальная работа к разделу 1: «Понятие о финансах, их роль и значение в общественном воспроизводстве»

1. Найдите не менее 3 определений «Финансы» разных авторов

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. (Г.Б. Поляк)

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач. (А.Ю. Казанская)

Финансы (франц. finances - денежные средства, от старофранц. finer - платить, оплачивать), совокупность экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; возникли в условиях регулярного товарно-денежного обмена в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Сущность Ф., сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений, роль в процессе общественного воспроизводства, закономерности развития определяются экономическим строем общества и классовой природой государства.(Райзберг Б.А.)

2. Проанализируйте, сравните, найдите сходство и отличие экономических категорий: «Финансы», «Кредит», «Цена»

Финансы имеют тесную взаимосвязь с другими экономическими категориями (цена, заработная плата, деньги, кредит). Наиболее тесна связь финансов с ценами. Тесная связь между финансами и кредитом заключается в том, что:

они обеспечивают рынок денежными средствами;

кредит в определенных случаях использует финансовые ресурсы предприятия (нераспределенная прибыль, невыплаченные налоги и т. п.).

С другой стороны, предприятие, получая кредит, может выплатить за его счет заработную плату, произвести отчисления. Финансы возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме. Реальное движение денег (независимо от движения стоимости в товарной форме) - это движение самостоятельное, неэквивалентное, когда не возникает товарного возмещения. При финансах происходит одностороннее движение денег. Двустороннее движение денег присуще категории кредита.

Финансы

Кредит

Цена

Финансы-неотъемлемая часть денежных отношений 1. Финансы используют те пропорции распределения стоимости, которые заложены в цену. 2. Получение финансовых ресурсов осуществляется безвозвратно

Кредит-экономическая сделка, при которой один партнер предоставляет другому денежные средства на условиях срочности, возвратности и платности 1. В стоимостном распределении участвует и кредит. 2. Кредитные отношения также являются денежными. Кредит построен на возвратной основе

Цена-количественная оценка товара в деньгах 1. Цена является финансовым методом распределения стоимости.


3. Проанализируйте и сравните количественный состав и содержание функций финансов различных авторов (не менее 3)

І. 1. Распределительная - посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

. Контрольная - заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

. Регулирующая - вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

. Стабилизирующая - обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями. (Райзберг Б.А.)

II. 1. Распределительная функция финансов включает в себя как собственно распределение, так и перераспределение. Распределению и перераспределению подлежит общественный продукт, созданный в стране, а также его составляющие, и прежде всего национальный доход.

. Сущность стимулирующей функции финансов сводится к тому, что государство с помощью системы финансовых рычагов оказывает воздействие на развитие хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов в нужном обществу направлении. Посредством распределения денежных средств государство стимулирует или сдерживает развитие определенных социально-экономических процессов.

. Контрольная функция финансов осуществляется при проведении любой финансовой операции - будь то операция по формированию денежных фондов или по использованию средств. Нельзя сказать, что контроль проводится только после того, как произошел процесс распределения или осуществилось стимулирование какого-либо социально-экономического процесса. Все функции действуют одновременно и скоординированно. Финансовые процессы начинаются, длятся и завершаются, и на каждом из этих этапов необходим контроль. Соответственно финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий - до, во время и после осуществления операции. (Миляков Н.В.)

III 1. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: 1)зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 2)доходы предприятий сферы материального производства.

. Контрольная функция. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

. Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

. В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту. ( Гарбузов В. Ф.)

4. Представьте схематично классификацию форм проведения финансового контроля

Финансовый контроль

По времени проведения

·  Предварительный

·        Текущий (оперативный)

·        Последующий

По субъектам контроля

·  Президентский

·        Контроль представительных органов власти и местного самоуправления

·        Контроль исполнительных органов власти

·        Контроль финансово-кредитных органов

·        Ведомственный

·        Внутрихозяйственный

·        Аудиторский

По сфере финансовой деятельности

·  Бюджетный

·        Налоговый

·        Валютный

·        Кредитный

·        Страховой

·        Инвестиционный

·        Контроль за денежной массой

По форме проведения

·  Обязательный (внешний)

·        Инициативный (внутренний)

По методам проведения

·  Проверка

·        Обследование

·        Надзор

·        Ревизия

·        Наблюдение (мониторинг)

5. Подберите и проанализируйте динамику макроэкономических показателей развития Российской Федерации за последние 2 года, результаты исследования представьте в виде графика

Прирост промышленного производства в 2011-2013 гг. составит 13,1% (за 2006-2008 гг. - 14,2%), продукции сельского хозяйства - 17% (18,6%). Экспорт товаров (физический объем) в 2011-2013 гг. увеличится на 6,5% (за 2006-2008 гг. - на 7,7%), физический объем импорта товаров вырастет на 30,7% (в 1,7 раза). В этих условиях предполагается, что инвестиции в основной капитал увеличатся на 22,3% (на 57,4%), оборот розничной торговли - на 17,5% (на 50,4%).

Динамика отдельных показателей прогноза социально-экономического развития РФ в 2010-2013 гг. представлена на следующей диаграмме.



6. Подберите и проанализируйте аргументацию сторонников распределительной и воспроизводственной концепции сущности финансов. Результаты должны быть оформлены в таблице


Распределительная концепция

Воспроизводственная концепция

Сторонники концепции Основные положения дискуссии Аргументы

Д.А. Анахвердян, В.М. Родионова, Н.Г. Сычев, Л.А. Дробозина, Н.В. Гаретовский и др. Сторонники первой концепции считают, что финансы возникают на второй стадии общественного воспроизводства - в процессе распределения стоимости общественного продукта в ее денежной форме, что распределительный характер финансов отражает специфику их функционирования. Согласно данной концепции финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную. Последователи распределительной концепции финансов полагают, что через распределение финансы активно воздействуют на другие стадии воспроизводства - производство, обмен, потребление.

Э.А. Вознесенский, В.Н. Гаретовский, Н.Е. Заяц М.В. Федосов и С.Я. Огородник Представителями воспроизводственной концепции финансы рассматриваются как категория воспроизводства в целом, а не одной из его стадий, то есть они считают неправомерным ограничивать финансы производственными отношениями, связанными только с распределением стоимости общественного продукта. Финансы - категория производства, поскольку они обслуживают кругооборот производственных фондов (капитала) в процессе производства и активно воздействуют на этот процесс. Финансы - категория обмена, так как в обмене продолжается процесс распределения общественного продукта, и финансы выступают инструментом этого распределения: финансы выражают движение стоимости, которое происходит не только на второй, но и на третьей стадии воспроизводственного процесса, то есть обмена; в обмене также происходят процессы переложения налогов; кроме того, финансы связаны не только с формированием, но и использованием денежных фондов, а оно происходит в обмене, когда на денежные фонды приобретаются товарно-материальные ценности; финансы относятся к категории потребления, поскольку участвуют в формировании фондов общественного потребления и личного потребления и с их помощью обеспечиваются конечные пропорции распределения национального дохода на фонд потребления и фонд накопления.


.   Представьте схематично классификацию финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы

Собственные средства

·  На уровне предприятий и домохозяйств - прибыль, зарплата, доходы домохозяйств

·        На уровне государства - доходы от госпредприятий, приватизации, а так же от внешнеэкономической деятельности

Мобилизированные на рынке

·  На уровне предприятий и домохозяйств - продажа, покупка ценных бумаг, банковский кредит

·        На уровне государства - эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит

Средства, поступившие в порядке перераспределения

·  На уровне предприятий и домохозяйств - проценты и дивиденты по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами

·        На уровне государства - обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).

8. Представьте схематично процессы первичного и вторичного распределения стоимости совокупного общественного продукта.

Первичное распределение стоимости совокупного общественного продукта заключается в

·  возмещении стоимости израсходованных средств производства (с),

·        выплате работникам заработной платы (v)

·        получении прибавочного продукта (m) - чистого дохода предприятия, общества.

Это часто служит источником образования доходов, накоплений денежных фондов. Через с+v обеспечивается процесс простого воспроизводства средств производства и рабочей силы. Через m посредством создания денежных фондов обеспечивается процесс расширенного воспроизводства этих же элементов воспроизводственного процесса и формирование централизованных ресурсов государства. В стоимости созданного общественного продукта c+v хотя имеют денежную оценку, но не являются финансовыми. К финансам относится (m) чистый доход общества.

Распределения созданного общественного продукта (с + v + m), где

·  с - фонд возмещения израсходованных средств производства;

·        v - затраты на рабочую силу

·        m - прибавочный продукт.

Общественный продукт делится на две части (с + m) - необходимый продукт и m - прибавочный продукт, чистый доход общества.

9. Подберите 3 определения государственного финансового контроля

1. Государственный финансовый контроль - это система действий государственных контрольных органов, функциональными обязанностями которых является выявление нарушений в процессе управления государственными финансовыми ресурсами на стадии рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов <#"553896.files/image002.gif">

В среде ученых нет единого мнения о составе сфер и звеньев финансовой системы.

)   Однако в большинстве своем экономисты и правоведы едины в том, что в состав финансовой системы входят как общегосударственные финансы, так и финансы предприятий различных форм собственности, исключение составляет уральская научная школа под руководством А. Ю. Казака, которая строит финансовую систему, основываясь на понимании сущности финансов исключительно как публичных (государственных и общественных) и тем самым отвергает существование финансов негосударственных предприятий, представляя, что они являются денежными отношениями, не являющимися финансовой категорией.

) Г.Б. Поляк делит финансовую систему Российской Федерации на две сферы: централизованные финансы и децентрализованные финансы. В свою очередь централизованные финансы образуют три звена - федеральный бюджет, территориальные финансы и специальные внебюджетные фонды. Затем территориальные финансы подразделяются на региональные финансы (региональный бюджет и региональные внебюджетные фонды) и местные финансы (местный бюджет и местные внебюджетные фонды). Децентрализованные финансы делятся на два звена финансы предприятий, организаций (финансы коммерческих организаций и финансы некоммерческих организаций) и финансы домашнего хозяйства. Аналогичная трактовка у В.В. Ковалева.

) Схоже представление о финансовой системе России у С.И. Лушина и В.А. Слепова, они выделяют так же две сферы финансовой системы: финансы самодеятельных субъектов экономической сферы и финансы властных структур, но по сути трактовка одна и та же.

) Различаются подходы к составу звеньев финансовой системы. Наиболее традиционно включение в состав финансовой системы бюджетов, внебюджетных фондов, государственного кредита, страхования. Причем, как правило, данные элементы объединяются в укрупненную группу, называемую общегосударственными или централизованными финансами. Данной группе традиционно противостоят финансы хозяйствующих субъектов (предприятий различных форм собственности).

. Представьте схематично классификацию финансовых отношений

Классификация отношений, составляющих предмет финансового права, в зависимости от функций финансовой деятельности


Классификация отношений, составляющих предмет финансового права, в зависимости от субъектного состава


Классификация отношений, составляющих предмет финансового права, в зависимости отделения на финансово-правовые институты


Классификация финансово-правовых отношений поразличным основаниям


.Найдите не менее 3 определений финансовой политики различных авторов.

По мнению Фишера:

1. Финансовая политика - представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов.

Дорнбуша:

2. Финансовая политика - рассматривается как определенная деятельность государственных органов, связанная с использованием финансовых отношений для выполнения своих функций государством.

С.Ю. Витте:

3. Финансовая политика - это составляющая часть экономической политики государства, в которой конкретизируются главные направления развития хозяйства страны, т.е. финансовая политика определяет источники и направления использования финансовых ресурсов и разрабатывает финансовые методы, стимулирования и регулирования социальных, экономических, политических процессов.

Шмалензи:

4. Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов с последующим распределением и использованием их для выполнения функции государства. Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями:

повышение эффективности использования финансовых ресурсов;

оздоровление структурной перестройки экономики: повышение в общем объеме доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочение денежного обращения и в перспективе восстановление конвертируемого рубля;

достижение более высокого уровня населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства;

наибольшая мобильность финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей общества.

Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса.

. Представьте схематично составляющие финансовой политики государства


7. Представьте схематично составные части финансового механизма.


.   Заполните таблицу, отразив функции, цели и задачи Министерства Финансов РФ

Цели

Задачи

- Формирование региональной налоговой и бюджетной политики. - Обеспечение эффективности бюджетного процесса. - Повышение эффективности бюджетных расходов. - обеспечение эффективности использования, управления и приватизации государственного имущества. - обеспечение повышения эффективности проведения процедур процесса банкротства; - развитие института оценочной деятельности.

- участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами; - организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров и дотаций из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ. - обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов; - разрабатывает с участием Государственной налоговой службы, Федеральной службы налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы; - принимает участие в определении ценовой политики; - принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране; - разрабатывает предложения по выпуску и размещению - разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка; - осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями; - разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ. -разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;

- совершенствование бюджетной системы РФ -разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой ,валютной политики в РФ; -концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ; - разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета. - разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета. - разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке. -разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов; - осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля


.   Заполните таблицу, отразив определение, задачи и функции федеральных органов исполнительной власти

Федеральное министерство

Федеральная служба

Федеральное агентство

- это федеральный орган исполнительной власти <#"553896.files/image009.gif">

. Представьте схематично консолидированный бюджет РФ


. Рассмотрите изменение наиболее крупных статей расходов федерального бюджета на текущий год, рассчитайте их удельный вес. Результаты представьте в таблице 2011 год. Фактическое исполнение по состоянию на 01.01.2012


Наименование статьи расходов

млрд. руб

% к ВВП


По всем разделам и подразделам

10 935,2

20,1


Социальная политика

3 128,5

5,8


Национальная экономика

1 790,2

3,3


Национальная оборона

1 516,0

2,8


Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 259,8

2,3


Общегосударственные вопросы

787,4

1,4


Прочие расходы

2 453,4

4,5


. Проанализируйте основные источники доходов федерального бюджета, за последние годы, рассчитайте их удельный вес, результаты представьте в таблице


Виды доходов

млрд. руб

% к ВВП


Всего доходов

8 305,4

18,4


Доходы от внешнеэкономической деятельности

3 227,7

7,1


Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской федерации

1 442,6

3,2


Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1 408,3

3,1


Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской федерации

1 199,6

2,7


Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

427,8

0,9


Прочее

599,3

1,3


. Структура доходов федерального бюджета в 2011 году


Виды доходов

млрд. руб

% к ВВП


Всего доходов

11 366,0

20,9


Доходы от внешнеэкономической деятельности

4 664,7


Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

2 046,9

3,8


Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской федерации

1 985,0

3,7


Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской федерации

1 543,8

2,8


Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

380,1

0,7


Прочее

745,5

1,4


.   Дайте определение каждому термину:

Трансферт - Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов

Дотация - Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов

Субсидия - Бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления

Субвенция - Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов

Бюджетная ссуда - Бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

8. Верны ли следующие утверждения


Да

Нет

Комментарии

1. Бюджет - это финансовый план территориального образования. 2. Звеном бюджетной системы являются местные бюджеты. 3. Обосновано ли применение термина "бюджетно-финансовая политика государства". 4. Бюджет выполняет две функции распределительную и контрольную. 5. Бюджетная политика - составная часть финансовой политики государства. 6. Бюджетная система состоит из 2-х уровней: федерального бюджета и местных бюджетов.

Да    Да  Да  Да

нет    нет



. Представьте схематично алгоритм бюджетного процесса

Составление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение

. Верны или неверны следующие выражения?

Вопросы

Верно

Неверно

Комментарии

1. Налоговое планирование - это уклонение от уплаты налогов. 2. К федеральным налогам относится налог на доходы физических лиц. 3. Работающие граждане не являются плательщиками взносов во внебюджетные фонды. 4. Косвенные налоги занимают наибольший удельный вес в доходах федерального бюджета РФ. 5. Налоги - это обязательные, возмездные платежи в пользу бюджета. 6. Текущие бюджетные расходы - это расходы на инвестиционные нужды и приращение запасов. 7. Современная финансовая политика российского государства направлена на рост непроцентных расходов федерального бюджета. 8. Обслуживание государственного долга является самой крупной статьей расходов Федерального бюджета. 9. Преимущественно финансирование социально-культурной сферы .

    X  X   X   X X

X  X  X         X




11. Заполните таблицу, отразив источники формирования и направления использования стабилизационного фонда:


Источники формирования Стабилизационного фонда

Направления использования Стабилизационного фонда

1. В соответствии с Бюджетным Кодексом

Фонд аккумулирует поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену. Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.1, статья 96.1

Средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.[3] <#"553896.files/image011.gif">


. Представьте схематично классификацию юридических лиц в соответствии с ГК РФ


. Верны или неверны следующие выражения?

Вопросы

Верно

Неверно

Комментарий

1. Для финансов хозяйствующих субъектов характерны финансовые отношения, складывающиеся только между хозяйствующими субъектами и финансово-кредитной системой. 2. Организация финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, строится только на принципах хозяйственной самостоятельности и материальной заинтересованности. 3. Основу финансов хозяйствующих субъектов составляют финансы коммерческих организаций и предприятий. 4. Полный хозяйственный расчет - рыночный способ практической реализации объективного содержания финансов предприятия. 5. На организацию финансов хозяйствующих субъектов оказывают влияние организационно-правовые формы хозяйствования и отраслевые особенности предприятия. 6.Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов - составная часть финансовых ресурсов государства. 7. Финансы хозяйствующих субъектов являются исходным звеном финансовой системы

+      +    -      +

    -          -

Организация финансов коммерческих организаций (предприятий) основывается на следующих принципах: хозяйственной самостоятельности; самофинансирования; материальной ответственности; Хозяйственный расчёт, система экономических отношений, возникающая в процессе Это относительная самостоятельная сфера финансовой системы охватывающая широкий круг денежных отношений связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятия


Криптограмма 1

а

м

о

ф

и

н

а

н

с

и

р

о

а

н

и

е

р

е

д

и

т

о

в

а

н

и

е









а

н

к

р

о

т

с

т

в

о










м

о

р

т

и

з

а

ц

и

я







н

в

е

с

т

о

р












т

р

а

х

о

в

щ

и

к





7п

р

и

б

ы

л

ь













1. Элемент финансового самообеспечения хозяйствующего субъекта, основной прием в рыночной экономике

2.       Одна из форм финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при которой расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет банковских ссуд, предоставляемых на началах платности, срочности и возвратности

.        Признание предприятия (субъекта хозяйствования) неплатежеспособным с последующей его ликвидацией

4. Денежное выражение износа основных фондов

. Физическое или юридическое лицо, вкладывающее свой капитал при определенном риске

. Юридическое лицо, уплачивающее страховые взносы за работающее население в фонды социального страхования

. Финансовый результат деятельности предприятия


Страхование

Финансы

Кредит

- особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту <#"553896.files/image014.gif">

4. Найдите не менее 3 определений «Страхование» разных авторов

Страхование - система мероприятий по созданию денежного (страхового) фонда, из средств которого производится возмещение ущерба и выплата иных денежных сумм в результате стихийных бедствий, несчастных случаев, наступления других событий.

Страхование - особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту <#"553896.files/image015.gif">

Тесты по разделу 5 «Страхование»

Задание 1: Какое звено финансовой системы является основным звеном? (1 п.)

1. Бюджетная система государства;

2. Финансы хозяйствующих субъектов;

3. Государственный кредит и государственный долг;

4. Финансовый рынок;

5. Страхование.

Задание 2: Признаками, характеризующими страхование как экономическую категорию являются: (1 п.) разрушительных событий;

. Рисковый характер общественного производства;

. Перераспределение ущерба как между территориальными единицами, так и во времени.

. Случайный характер наступления разрушительных событий;

. Объективная необходимость в предупреждении и преодолении последствий

. Замкнутые распределительные отношения, связанные с солидарной раскладкой ущерба;

Задание 36 К собственным финансовым ресурсам страховой компании относятся: (3 п.)

. Кредиты коммерческого банка;

. Поступления страховых платежей от страхователей;

. Доходы от размещения страховых резервов;

. Доходы от произведенных товарно-материальных ценностей;

. Поступления платежей по перестрахованию.

Задание 4: Сущность экономической категории «страхование» проявляется в следующих специфических функциях: (2 п.)

. Стимулирующей;

. Рисковой

. Контрольной;

. Предупредительной;

. Учетной.

Задание 5: Категория страховой защиты находит свое материальное выражение: (1 п.)

. В страховом возмещении;

. В страховом фонде;

. В страховой премии;

. В страховом договоре.

. В лицензии страховой организации.

Индивидуальная работа к разделу 6: «Международная финансовая система».

. Пользуясь справочниками и периодическими изданиями, соберите сведения о международных финансовых институтах, в которых участвует Россия, и проведите сравнительный анализ

Под финансовым институтом понимается учреждение, занимающееся операциями по передаче денег, кредитованию, инвестированию и заимствованию денежных средств с помощью различных финансовых инструментов. Основное назначение финансового института - организация посредничества, т.е. эффективного перемещения денежных средств (в прямой или опосредованной форме) от сберегателей к заемщикам. Первые представляют собой, образно говоря, обладателя «мешка денег», т.е. они готовы передать их за вознаграждение лицу, испытывающему финансовый голод; вторые имеют в портфеле выгодный инвестиционный проект, но не располагают достаточными для его реализации источниками финансирования.

К финансовым институтам относятся банки, сберегательные институты (кассы), страховые и инвестиционные компании, брокерские и биржевые фирмы, инвестиционные фонды и т.п. Финансовый институт призван обеспечить согласование различных потребностей сберегателей и заемщиков. Первые заинтересованы прежде всего в надежном и относительно безрисковом размещении собственных средств подразумевающем

(а) ликвидность, т.е. легкость доступа к своим де нежным средствам в случае необходимости

(б) получение долгосрочного дохода по приемлемой ставке; вторые - в возможности мобилизации денежных средств в требуемом объеме для осуществления различных инвестиционных программ и текущих расходов.

Финансовые институты выполняют следующие функции:

. Сбережение (saving) финансовых ресурсов. Эта функции появилась из-за необходимости накопления денежных средств для их последующего использования (целевого инвестирования или потребления). Средства накапливать при помощи финансовых институтов выгодно и безопасно.

. Посредничество (intermediation) является основной функцией финансовых институтов и логично дополняет функцию сбережения, поскольку, аккумулируя сберегаемые денежные средства и будучи вынужденным платить за них, финансовый институт должен озаботиться их использованием, приносящим доход, которого будет достаточно не только для выплат сберегателям, но и для получения собственного дохода. Средства идут от сберегателя к заемщику , а собственно процесс передачи средств сопровождается возникновением обязательств по их возврату и вознаграждению.

Россия, как и другие бывшие советские республики, страны Центральной и Восточной Европы избрала для своего развития путь демократии и формирования рыночной экономики. Здесь начат переход от централизованной, административно-командной системы к экономике, основанной на рыночных принципах. Одновременно приходится решать возникшие политические, экономические, социальные и национальные проблемы. Россия также оказалась перед лицом массы сложных вопросов в социально-экономической области, без решения которых невозможен переход к хозяйству, основанному на рыночных принципах регулирования: формирование условий для появления полностью самостоятельных экономических субъектов, расширение законодательной базы хозяйственной деятельности, создание эффективно функционирующей банковской структуры, налоговой системы и системы ценообразования, достижение макроэкономической стабилизации, проведение структурных преобразований в экономике. Экономическое и политическое реформирование России требует как мобилизации национальных ресурсов, так и привлечения иностранного капитала. В связи с этим возрастает значение сотрудничества с международными финансовыми институтами .

Существующая система международных финансовых организаций начала складываться во второй четверти прошлого столетия. СССР не стоял у ее истоков: в 1930 году он не участвовал в учреждении первой крупной и сохранившей свое влияние до наших дней международной финансовой организации - Банка международных расчетов (БМР). Однако в 1944 году СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, результатом которой явилось учреждение МВФ и МБРР. Уставные документы последних резервировали место для их подписания от имени СССР, но сделано это по ряду причин не было.

Таким образом, СССР оказался вне многостороннего процесса строительства системы МФО. Отчасти СССР удовлетворил свои потребности в многостороннем решении финансовых проблем путем учреждения значительно позднее (в 1963 г. и 1970 г. соответственно) Международного банка экономического сотрудничества в 1963 году (МБЭС) и Международного инвестиционного банка в 1970 году (МИБ).

Значительное развитие системы международных финансовых институтов получила во второй половине XX века. Например, со временем одним из крупнейших в мире кредиторов многих стран стали МВФ и МБРР, образовавший группу Всемирного банка.

Кроме того, система пополнилась региональными банками развития, в частности, в 1959 году в США Межамериканским банком развития (МАБР) и в 1965 году в Филиппинах Азиатским банком развития (АБР). Но все это происходило без участия СССР.

В середине 80-х годов, под воздействием своих главных акционеров, увидевших готовность СССР пересмотреть прежнюю политику, МВФ и МБРР начат контакты с СССР. В 1985 - 1990 годах важные совместные встречи, приблизившие момент вступления СССР. В то время СССР в поисках заимствований, естественно, обратил свой взор на МВФ и МБРР. Осенью 1990 года советская делегация участвовала в качестве наблюдателя в их ежегодном собрании. А уже на саммите «Группы 7» в 1991 году в Лондоне было поддержано вступление СССР в МВФ и группу Всемирного банка. В это же время СССР подал официальные заявки о приеме в эти организации, однако вступление не состоялось - СССР распался. Лишь в учреждении одной из международных финансовых организаций совместно с десятками других стран СССР успел принять участие: Европейского банка реконструкции и развития (1990 г., Лондон, Великобритания) [7, с. 13].

Таким образом, Россия унаследовала от СССР богатый опыт наблюдения за работой международных финансовых институтов, скромный - их учреждения и участия в них: в МБЭС, МИБ и ЕБРР (из которых первые две оказались обременены большой и частично безнадежной дебиторской и значительной кредиторской задолженностью).

В середине 1992 года Россия оставила поставила свою подпись под учредительными документами МВФ и МБРР, став в 1992 - 1993 годах членом организации, входящих в группу Всемирного банка.

Россия стала членом системы международных финансовых институтов, когда те уже сложились. В 1993 году Россия инициировала создание еще одной международной финансовой организации - Межгосударственного банка (Москва, Россия), активно поддержала учреждение в 1994 году другого - Черноморского банка торговли и развития (Салоники, Греция). В 1996 году присоединилась к БМР. Официально было заявлено и о намерениях присоединиться к МАБР и АБР, что не было подкреплено конкретными действиями. Основные усилия были направлены на развитие отношений с бреттон-вудскими институтами.

На современном этапе своего функционирования международные финансовые институты столкнулись с развалом СССР и социалистического блока в целом, с беспрецедентным феноменом переходной экономики - проблемами, имеющими глобальный не только экономический, но и политический характер.

Сложные экономические и политические процессы, идущие в настоящее время в России требуют как мобилизации национальных ресурсов, так и привлечения иностранного капитала. В связи с этим возникла потребность во взаимодействии с международными финансовыми институтами, с которыми Россия стала активно сотрудничать с начала 90-х годов.

. Дайте определение следующим ключевым понятиям: мировые (международные) финансы, мировой финансовый рынок, валютный рынок, особенности российского валютного рынка, золотовалютные резервы, международные финансовые институты, финансовая глобализация, финансовая безопасность.

Междунаро́дные фина́нсы - понятие, характеризующее совокупность международных финансовых ресурсов в их движении.

Глобализация - рост мировой торговли, масштабов и специализации производства, развитие международных потоков капитала, межграничное движение товаров, услуг и людей - привела к развитию международных финансов, возникновению мировых финансовых рынков, международных финансовых корпораций, усложнению межгосударственных финансовых отношений и других аспектов международной финансовой деятельности.

Международные финансы отражают состояние и развитие постоянно меняющейся международной денежной системы, состояние и изменение платежных балансов отдельных стран, международных финансовых рынков, международных финансовых корпораций, международной банковской и инвестиционной деятельности. Основными участниками мировой системы финансов являются: банки, транснациональные корпорации, портфельные инвесторы и международные официальные заёмщики. Мировые финансовые операции стали динамичной силой, оказывающей существенное воздействие на финансовые системы отдельных стран, и во взаимодействии с мировой экономической средой - мощным инструментом интеграции экономических и финансовых рынков стран и регионов. Они также способствуют международному распространению кризисных явлений.

Мировой финансовый рынок - часть мирового рынка ссудного капитала, совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заёмщиков разных стран. Одним из сегментов мирового финансового рынка является фондовый рынок или рынок ценных бумаг.

Валютный рынок (англ. Foreign exchange market, currency market) - это система устойчивых экономических и организационных отношений, возникающих при осуществлении операций по покупке и/или продаже иностранной валюты, платежных документов в иностранных валютах, а также операций по движению капитала иностранных инвесторов .

На валютном рынке происходит согласование интересов инвесторов, продавцов и покупателей валютных ценностей. Западные экономисты характеризуют валютный рынок с организационно-технической точки зрения как совокупную сеть современных средств связи, соединяющих национальные и иностранные банки и брокерские фирмы.

Особенности валютного рынка России

Особенности валютного рынка России ярко выражены и имеют свое значение. Страна с большим прошлым прочно укрепилась в системе внешней экономики и быстрыми темпами развивает внутреннюю.

Валютный рынок России начал свое развитие в 90-х годах 20 столетия. Тогда страна отделила свою валюту от валют других стран СССР. И вместо рубля начал свой курс российский рубль.

Особенности валютного рынка России касаются в первую очередь рубля. Он, как единая денежная единица страны, является только внутренней валютой. Его курс устанавливает Центральный Банк России, который в 1998 году перешел к режиму плавающего валютного курса. Зависит он от соотношения спроса и предложения на валютных биржах страны.

Особенного российского валютного рынка касаются и американского доллара. Он вошел в обиход страны и завоевал прочное положение. Часто его считают параллельной валютой к рублю. Можно заметить, что рубль в некоторой степени зависит от падения или роста доллара.

Еще одной особенностью валютного рынка России является то, что в стране практически нет рынка золота. Здесь все драгоценные изделия покупают по ценам, которые установило государство.

Особенности валютного рынка России отображают динамику развития экономики страны и ее денежной единицы в целом. Сейчас рубль полностью зависит от доллара, его падения или роста. Именно по нему совершаются все валютные операции.

Центральный банк РФ ежедневно устанавливает официальный курс рубля к иностранным валютам. Данные соотношения учитывают имеющиеся спрос на иностранную валюту на внутреннем рынке и ее предложение, а также в определенной степени корректируются наличием у Банка России валютных резервов.

Основным документом действующего в РФ валютного законодательства является Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Он устанавливает принципы проведения операций с российской и иностранной валютой на территории РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц при владении, пользовании и распоряжении валютными ценностями, ответственность за нарушение действующего законодательства.

Золотовалютные резервы (международные резервы или официальные резервы) - внешние высоколиквидные активы, представленные в виде иностранной валюты и золота, которые находятся под контролем государственных органов денежно-кредитного регулирования и в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платёжного баланса, для интервенций на валютных рынках, оказывающих влияние на курс национальной валюты, или для аналогичных целей.

Что такое международные финансовые институты (МФИ)?

К МФИ можно отнести следующие организации:

Группа организаций Всемирного банка (WBG)

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

Международная ассоциация развития (МАР)

Международная финансовая корпорация (МФК)

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА)

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС)

Международный валютный фонд (МВФ)

Региональные банки развития, такие как:

Африканский банк развития (АфБР)

Азиатский банк развития (АБР)

Межамериканский банк развития (МАБР)

Банк Юга

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)

Другие региональные финансовые институты, например Европейский инвестиционный банк (ЕИБ)

Экспортные кредитные агентства правительств отдельных государств, как, например

Экспортно-импортный банк США (Эксимбанк)

Японская внешнеторговая организация

компания «Hermes Kreditversicherungs» (Германия)

МФИ предоставляют займы, гранты и оказывают техническое содействие по финансово-инвестиционным проектам и реформам политики, в основном, в странах с низким и средним уровнем доходов. Цели программ МФИ различаются, но, как правило, охватывают круг вопросов от снижения бедности до развития экономики и международной торговли.

Глобализация экономики - усиление взаимосвязей, взаимодействий и взаимозависимости экономик, экономических систем разных стран мира; интернационализация производства и капитала, ведущая к установлению идентичных норм и условий ведения хозяйственной деятельности в странах, различающихся уровнем развития, видом общественно-политической и социально-экономической системы.

Безопасность финансовая - создание условий устойчивого, надежного функционирования финансовой системы страны, государства, региона, предотвращающих возникновение финансового кризиса, деструкцию финансовых потоков, сбои в обеспечении основных участник экономической деятельности финансовыми ресурсами, нарушение стабильности денежного обращение

Задание 1: Чем определяются некоторые особенности в финансовых системах различных стран? (1п.)

ü 1. Масштабами экономики;

. Особенностями не обладают;

. Государственным устройством страны;

ü 4. Рыночными отношениями.

Задание 2: Что относится к финансовым рычагам государственного воздействия на экономику России можно отнести: (2п.)

. Валютный контроль;

. Фонды экономического стимулирования предприятий;

. Налоговые льготы и санкции;

. Бюджетное финансирование инвестиционных процессов в государственном секторе экономики;

ü 5. Кредит.

Задание 3: Виды денежных отношений, включаемые в международные финансы: (2п.)

ü 1.Валютные отношения;

. Денежные отношения по формированию и использованию международных финансовых фондов;

ü 3.денежные отношения по перераспределению стоимости валового общественного продукта между странами;

ü  4.Денежные отношения по поводу торговых операций;

5.Кредитные отношения.

Задание 4: Какие Вы знаете международные финансовые институты? (2п.)

. Организация Объединенных Наций;

. Международный валютный фонд;

. Международный Банк Реконструкции и Развития;

. Европейский Союз;

. Международный Красный Крест.

Задание 5-го режима с национальными компаниями;

. Антидемпинговое законодательство.

Похожие работы на - Понятие о финансах, их роль и значение в общественном воспроизводстве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!