Планирование бюджетных расходов Чувашской Республики и его совершенствование

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    43,04 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Планирование бюджетных расходов Чувашской Республики и его совершенствование

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты планирования бюджетных расходов субъекта Федерации

1.1 Сущность и значение планирования бюджетных расходов

1.2 Методика планирования бюджетных расходов

2. Анализ системы планирования бюджетных расходов в Чувашской Республике

2.1 Оценка плановых расходов бюджета Чувашской Республики

2.2 Совершенствование планирования бюджетных расходов Чувашской Республики

Заключение

Список литературы

Введение


Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

В современных условиях ведется интенсивная работа по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу концепции закладывается решение следующих задач:

·        сформировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета;

·        определить наиболее приемлемые для национальных и региональных условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;

·        создать полноценный информационно-аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.

·        обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо предпринять неотложные меры к укреплению денежного обращения как основы проведения экономических реформ;

·        укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

бюджетный расход планирование субъект

·        создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов [9, с.115].

Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.

Следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств [8, c.74].

Актуальность темы обусловлена активными процессами общегосударственного реформирования бюджетной сферы в настоящий момент. Ведь Чувашская Республика одна из немногих является первопроходцем в реформировании системы управления общественными финансами.

Целью данной курсовой работы является изучение процесса планирования бюджетных расходов субъекта Федерации на примере Чувашской Республики.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

-       изучить сущность и значение планирования бюджетных расходов;

-       рассмотреть методы бюджетного планирования расходов субъекта Федерации;

-       провести анализ плановых расходов бюджета Чувашской Республики;

-       рассмотреть направления совершенствования планирования бюджетных расходов субъекта РФ.

1. Теоретические аспекты планирования бюджетных расходов субъекта Федерации


1.1 Сущность и значение планирования бюджетных расходов


Расходы бюджетов субъектов РФ - это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъектов РФ.

Расходы бюджетов субъектов РФ в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы.

Текущие расходы бюджетов субъектов РФ - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущую деятельность органов государственной власти регионов, оказание государственной поддержки местным бюджетам.

Капитальные расходы бюджетов регионов - это часть бюджетов, которая направляется на финансирование инвестиционной деятельности (капитальные вложения на новое строительство, приобретение основных фондов, капитальный ремонт основных фондов) [10, c.118].

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

·        обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

·        обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

·        проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

·        обеспечение реализации региональных целевых программ;

·        формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

·        осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

·        содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

·        обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов;

·        оказание финансовой помощи местным бюджетам;

·        обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

·        компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

·        прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации [8, c.55].

В расходной части бюджетов может быть предусмотрено создание резервных фондов органов исполнительной власти. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной власти субъектов РФ при утверждении бюджетов на очередной финансовый год. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в финансовом году [9, c. 197].

Планирование бюджетных <#"553875.files/image001.gif">

Заметим, что в диаграмме в здравоохранение не включены расходы на физическую культуру и спорт для 2011 г, т.к. они выносятся отдельной строкой в бюджетной классификации. Из диаграммы видно, что 2009 г характеризуется большим объемом ассигнований на здравоохранение. тогда как в 2010 г они значительно снижаются. Только расходы на социальную политику имеют прямо противоположный характер динамики для 2009-2011 гг: наибольший их все приходится на 2010 г.

Можно отметить, что из всех социально значимых направлений расходов по 2009-2011 гг именно 2009 г характеризуется наибольшим финансированием, за исключением социальной политики, как было отмечено выше.

Далее проведем анализ исполнения плановых расходов на 2009-2010 гг.

Как видим из Таблицы 2.2 процент исполнения утвержденных бюджетных значений по показателям не превышает 100 %, а в большинстве своем колеблется для 2009г около 96 %, а для 2010 г - от 60 до 90 %. Уже в самом Законе ЧР о республиканском бюджете заложен профицит бюджета. Видимо это характерно для дотационных регионов, таких как Чувашская Республика, а также обусловлено необходимостью соответствия Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов.

Таблица 2.2

Процент исполнения бюджета по расходам за 2009-2010 гг по разделам [6,7]


2009 г

2010 г

Наименование показателя

Утвержденные бюджетные значения

Исполнено

% исполнения

Утвержденные бюджетные значения

Исполнено

% исполнения

1. Общегосударственные вопросы

2101702556,93

2033859483,48

96,8

908673779,02

848293724,15

93,3

2. Национальная оборона

21988626,61

99,98

-

-

-

3. Национальная безопасность

1088335442,9

1083034513

99,51

1032100080

1031939818,9

99,9

4. Национальная экономика

6558138488,63

6350755367,02

96,8

6124877906,15

5691547544,06

92,9

5. Жилищно-коммунальное хозяйство

4166556996,98

3853324559,17

92,5

1803173977

1044184425,26

57,9

6. Охрана окружающей среды

98379620,46

93057735,33

94,6

17239674

10445521,95

60,6

7. Образование

8549973769,57

8262534776,39

96,6

1655353260,61

1619273240,38

97,8

8. Культура, кинематография, СМИ

1323282868,8

1279808011,34

96,7

466859864,23

466859758,82

99,9

9. Здравоохранение, физ. культура, спорт

9350607249,81

9220770912,31

98,6

2726820253,25

2710328167,57

99,4

10. Социальная политика

5383532068,46

4996317001,12

92,8

7059300683,67

6655052898,37

94,2

12. Межбюджетные трансферты

34986246

32462591,16

92,8

9367557350,04

9267204597,16

98,9

Менее всего в процентном отношении исполнены статьи по жилищно-коммунальному хозяйству и по охране окружающей среды как для 2009, так и для 2010 г. высокие показатели исполнения характерны для национальной безопасности и здравоохранения.

В целом современное состояние расходной части бюджета соответствует проводимой бюджетной политике субъекта РФ и оценивается как стабильное, создающее прочную основу для динамичного социально-экономического роста, характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, оптимизацией бюджетных расходов на социально-культурную сферу при повышении качества оказываемых социальных услуг, концентрацией инвестиционных ресурсов на реализации приоритетных инвестиционных проектов и программ, совершенствованием бюджетного планирования и формированием новых межбюджетных отношений с муниципальными образованиями.

Согласно оценке Министерства финансов Российской Федерации качество управления региональными финансами в Чувашской Республике находится на высоком уровне. По итогам 2009 года Чувашской Республике присвоена I степень качества организации бюджетного процесса.

Антикризисные меры, реализованные Кабинетом Министров Чувашской Республики в 2009 году, позволяют своевременно и в полном объеме исполнять все расходные обязательства Чувашской Республики. Чувашская Республика - в числе немногих регионов, не имеющих долгов по финансовым обязательствам [3].

2.2 Совершенствование планирования бюджетных расходов Чувашской Республики


На уровне Российской Федерации в качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления предлагается принять программно-целевой принцип организации их деятельности.

В рамках перехода на новый принцип планирования распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р утверждена Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в которой, наравне с уже действующими федеральными целевыми программами и ведомственными целевыми программами, вводится более широкое понятие государственной программы Российской Федерации.

Новый принцип планирования также предлагается внедрить на уровне Чувашской Республики.

Внедрение нового программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требуют изменения процесса составления и утверждения республиканского бюджета Чувашской Республики.

Необходимо учитывать, что по мере развития программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики будет возрастать необходимость расширения полномочий и ответственности органов исполнительной власти Чувашской Республики, отвечающих за реализацию соответствующих программ и подпрограмм, уточнения их структуры и полномочий [3].

Укрупнение структуры расходов позволит существенно сократить количество оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись республиканского бюджета Чувашской Республики и одновременно расширить полномочия главных распорядителей средств республиканского бюджета Чувашской Республики в формировании и ведении собственных бюджетных росписей.

Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, адресной инвестиционной программы, обоснований бюджетных ассигнований.

В условиях глобализации экономики, подверженной действию множества непредсказуемых факторов, эффективное и ответственное управление общественными финансами является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности, развития и повышения благосостояния граждан. Высокие риски продолжения глобального экономического кризиса и связанные с этим возрастающие риски для общественных финансов подчеркивают необходимость и важность хорошо продуманных и эффективно организованных действий органов власти Чувашской Республики при проведении бюджетной политики, ориентированной на создание надежного фундамента устойчивого развития Чувашской Республики на будущее.

Объективными факторами для разработки и реализации Программы являются:

необходимость безусловного выполнения действующих расходных обязательств, реализации приоритетных национальных проектов и социально значимых республиканских целевых программ в условиях сложившегося высокого уровня дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики и государственного долга, а также снижения бюджетных возможностей вследствие замедления развития экономики;

ожидаемое сокращение объемов финансовой помощи из федерального бюджета в рамках проводимой на федеральном уровне политики оптимизации межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации;

необходимость выполнения норм и требований законодательства Российской Федерации, принятых в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы;

необходимость реализации мер по повышению доступности и качества оказываемых населению бюджетных услуг, увеличения бюджетной обеспеченности во всех сферах социально-культурной сферы;

высокая степень потребности в инвестициях практически во всех областях государственной деятельности, включая сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обеспечения.

Наряду с вышеперечисленными объективными факторами существуют некоторые системные недостатки и нерешенные проблемы в сфере управления общественными финансами:

недостаточная увязка стратегического планирования с бюджетным планированием, слабость комплексной оценки всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей государственной политики;

сложившаяся организационно-правовая структура бюджетной сети, не способствующей развитию конкуренции и устранению барьеров на пути привлечения частного сектора к оказанию государственных (муниципальных) услуг;

наличие условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов, недостаточность условий для мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;

потребность в совершенствовании методик оценки деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;

недостаточно увязанное с бюджетным процессом применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;

ограниченный опыт внедрения государственных (муниципальных) заданий;

необходимость повышения эффективности деятельности отдельных государственных и муниципальных унитарных предприятий, организаций ряда отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт;

недостаточная заинтересованность органов местного самоуправления в наращивании собственной доходной базы в условиях высокой степени зависимости от финансовой помощи из республиканского бюджета Чувашской Республики;

наличие неучтенных и бесхозяйных объектов недвижимости и инженерной инфраструктуры;

пробелы в системе контроля (аудита) за эффективностью использования бюджетных средств, в том числе при осуществлении бюджетных закупок.

В целом реализация Программы направлена на дальнейшее развитие сформированного в результате антикризисных мер механизма государственных гарантий и социальной поддержки населения республики, обеспечение устойчивого функционирования социально-культурной сферы, наращивание объема и качества бюджетных услуг и услуг общественной инфраструктуры, поиск новых форм социальной защиты населения, включая меры по обеспечению и содействию занятости населения Чувашской Республики.

Экономический эффект от реализации Программы будет выражаться в развитии организационных и правовых предпосылок для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы) государственной политики.

Заключение


В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: разделение бюджетного фонда на составные части, связанные с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, а также используемые на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность) и формирование денежных средств, необходимых для оказания государственных услуг социального характера (текущие функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, государственная поддержка другим бюджетам и т.д.)

Формируя ту или иную форму бюджетных расходов, Правительство РФ ориентируется на выбранные им приоритеты экономического и социального развития. Эти приоритеты формулируются в программах социально-экономического развития страны на перспективу и в ежегодных бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ. Распределение же расходных полномочий по уровням бюджетной системы определяется на законодательном уровне, оно зафиксировано в Бюджетном кодексе РФ. В этом документе определены виды бюджетных расходов, которые финансируются каждым уровнем бюджетов, а также виды расходов, финансирование которых осуществляется ими совместно.

По взаимному согласию органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления отдельные виды расходов могут передаваться из одного уровня бюджетной системы в другой с соответствующей передачей доходных источников или иных финансовых средств.

Средства бюджетов могут направляться на финансирование долгосрочных целевых программ, выходящих за пределы одного финансового года и включаемых в бюджеты последующих лет. Перечень и объем финансирования программ, принимаемых к финансированию из бюджета, утверждаются в качестве приложения к бюджету. В законе (решении) о бюджете могут определяться обязательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования бюджетных расходов, предусмотренных законом (решением) о бюджете.

Для эффективного функционирования бюджетной системы государственной власти особое значение имеет правильное, с наибольшей отдачей расходование, как федерального бюджета, так и бюджетов территорий.

За последние годы существенно возросли финансовые возможности субъектов РФ по решению возложенных на них задач. Вместе с тем граждане, выступая как налогоплательщики конечные потребители государственных услуг, должны быть уверены в эффективном и прозрачном использовании денежных средств, передаваемых государству. Поэтому основным направлением работы стало эффективное и экономичное использование денежных средств для достижения конечного результата. Требование о необходимости повышения эффективности бюджетных расходов содержится в ежегодных посланиях Президента РФ.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов с перемещением бюджетных средств с одного уровня системы на другой их совокупная величина не возрастает. Поэтому необходимо проводить работу по совершенствованию состава и структуры расходов бюджета, привлечению дополнительных источников финансирования расходов, особенно в социальную сферу, так как обеспеченность услугами этой сферы в первую очередь характеризует уровень благосостояния граждан. Все это требует определения приоритетных направлений расходов.

Системность и последовательность реализации бюджетных реформ позволили на каждом из этапов обеспечить качественные сдвиги в системе управления региональными финансами и достичь их сбалансированного и устойчивого прогресса.

Список литературы


1. Бюджетный кодекс РФ

. Закон ЧР о республиканском бюджете ЧР на 2011 г и на плановый период 2012 и 2013 годы.

. Программа повышения эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики на 2011 и 2012 годы.

4. Закон Чувашской Республики от 04.06.2007 г. № 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года" <http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./25/37841/309805/309808>

. Основные направления бюджетной политики Чувашской Республики в 2012-2014 годах <http://gov.cap.ru/home/22/2011/%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%E2%84%9664%20%D0%BE%D1%82%2013.07.2011.doc>

. Годовой отчет об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2010 год <http://gov.cap.ru/home/22/2011/%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D1%84.0503117.xls>.

. Годовой отчет об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2009 год <http://gov.cap.ru/home/22/2011/0503317g%20%D0%B7%D0%B0%202009%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4.xls>.

. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы / И.Н. Мысляева - М.: ИНФРА-М, 2010 г. - 360 с.

. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России. - М: Юнити-Дана. - 2011г. - 591с.

. Романовский, М.В. Бюджетная система: Учебник для вузов / М.В. Романовский, О.В. Врублевская. - М.: Юрайт, 2009. - 615 с.

. Шишкин А.Г. Внедрение бюджетирования в бюджетный процесс. // Финансы. - № 5. - 2006. - с.23.

. Официальный сайт Министерства финансов Чувашской Республики http://gov. cap.ru/main. asp? govid=22

Похожие работы на - Планирование бюджетных расходов Чувашской Республики и его совершенствование

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!