Оптимизация процесса пивопроизводства с помощью внедрения автоматизированной системы управления данным

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    298,92 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оптимизация процесса пивопроизводства с помощью внедрения автоматизированной системы управления данным

Введение

В мировом сообществе уже признано нормой, что предприятие-поставщик продукции должно приложить максимум усилий для создания доверительных отношений с потребителем. Такие отношения строятся на повышении качества и признании производимой предприятием продукции. Обеспечить качество продукции можно за счет реализации следующих процессов:

·        непрерывного повышения эффективности системы менеджмента качества производителя;

·        проверки продукции в испытательных лабораториях;

·        единой оценки соответствия качества продукции нормативным требованиям (сертификации).

Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни населения, экономической, социальной и экологической безопасности страны [10]. Это общество осознало еще в XX веке. Многие предприятия в настоящее время ведут политику с целью устойчивого развития, ориентации на потребителя, на процессы и на постоянное их улучшение. Именно эти принципы заложены в международных стандартах серии ИСО 9000. Поэтому не случайно в XXI веке наличие у предприятия системы менеджмента качества (СМК) и системы экологического менеджмента (СЭМ) становится необходимым для успешного развития как самого предприятия, так и общества в целом.

Эффективная экономика - это прежде всего эффективное управление. Современное эффективное управление возможно лишь на базе управленческой культуры совершенно нового уровня, - культуры XXI века, которая должна сформировать у российских менеджеров понимание современных концепций управления, умение пользоваться ими на практике[23].

Таким образом, большое значение приобретает комплекс средств, которые позволили бы менеджеру видеть не только функциональную структуру своей компании, но и всю систему ее взаимосвязанных процессов и с этой точки зрения прогнозировать ее развитие на длительный период времени. Ошибка в прогнозе развития компании, равно как и ошибка в оценке состояния дел на текущий момент чреваты непредвиденными, часто тяжелыми для компании, последствиями.

В данной работе показано, что трудоемкий процесс описания системы процессов организации целесообразно проводить с применением программных средств (IDEF - технологии), что позволяет разработать критерии их качества на границах переходов. Кроме того, контроль параметров процессов, обработку его результатов, отчетность по процессам также можно довести до определенной степени автоматизации. Это показано на примере внедрения на предприятии системы управления данными лаборатории (LIMS - Laboratory Imformation Management System). Данная система позволяет реализовать ряд принципов СМК: процессный подход, принцип принятия решений на основе фактов, принцип ориентации на потребителя и взаимовыгодных отношений с поставщиком; принципы менеджмента качества, на которых базируется построение эффективной системы менеджмента качества.

Объектом исследований в настоящем дипломном проекте является Клинский пивокомбинат. Основным продуктом производства является пиво шестнадцати сортов.

В настоящее время в социальной сфере активно обсуждается проблема употребления пива (в том числе, как и других алкогольных напитков). Но не стоит забывать, что данный продукт является полезным и зачастую используется в качестве лечебного препарата.

С тех пор, как люди стали варить пиво, они находили в нем все новые и новые целебные свойства. Например, пиво помогает при лечении таких недугов, как зубная боль, камни в почках, болезни печени, заболевания дыхательных путей, обильное потоотделение, избавление от морщин и их разглаживание. И это далеко не полный список болезней, которые могут быть вылечены с помощью пива.

Поэтому обеспечение и повышение качества такого продукта, как пива, является очень важным. Качеству производимого товара широкого употребления всегда уделяли большое внимание, особенно, если это пищевой продукт. Здесь вступает в силу выполнение дополнительных обязательных стандартов и законов, которые защищают потребителя от покупки пищевых продуктов ненадлежащего качества. В настоящее время, наиболее распространенной является система обеспечения безопасности пищевых продуктов HACCP (Hazard analysis and critical control points) [24].

В дипломном проекте проведен анализ текущей ситуации на предприятии, в результате чего сформулированы цели в области качества (рис. 1.1). Одной из целей является внедрение системы LIMS (Laboratory Information Management System), что является особенно важным с точки зрения увеличения скорости принятия управленческих решений, четкого контроля каждой стадии производства, отслеживаемости продукта, статистического контроля протекающих процессов и устранения конфликтов на границах переходов процессов при взаимоотношениях «внутренних» поставщиков и потребителей.

Таким образом, темой дипломного проекта является оптимизация процесса пивопроизводства с помощью внедрения автоматизированной системы управления данным В контексте данного вопроса рассмотрены, проанализированы и проранжированы проблемы, которые могут препятствовать внедрению такой системы, показаны пути их решения, приведено описание внедряемой системы, разработаны рекомендации по внедрению этой системы на других предприятиях. и лаборатории по контролю качества продукции.

Рисунок 1.1. Цели компании в области качества на текущий год

Поскольку изменение процесса должно сопровождаться и соответствующими изменениями в документации, то для новой системы, внедрение которой осуществляется на предприятии, разработана нормативная документация.

1. Анализ существующих процессов на Клинском Пивокомбинате

1.1     История возникновения и полезные свойства пива

производство пиво система

Пиво - напиток очень древний, и его историю благодаря раскопкам и археологическим находкам можно проследить на протяжении почти 5000 лет. Самое древнее упоминание пива встречается в шумерской (Месопотамия) клинописи, датируемой 2800 г. до н.э., где говорится о ежедневном рационе работников, состоявшем из пива и хлеба. Приготовление и продажа пива в розлив были регламентированы в законодательном акте вавилонского царя Хаммурапи (1728-1686 гг. до н.э.) [13].

Первым законом для приготовления пива считается изданный в Германии в 1906 г. «Указ о чистоте». Сейчас же, когда необходимым является соответствие многим стандартам, в пищевой промышленности нашли широкое применение методы HACCP.

Пиво - напиток очень полезный, который обладает множеством лечебных свойств. Уже во времена древних шумеров врачи прописывали полоскание рта и употребление внутрь теплого пива для лечения зубной боли. В средние века пиво предписывалось для изгнания камней из почек и для лечения истощения как физического, так и духовного. Пивом растирали утомленные ноги после дальней дороги. В XVI веке знаменитый Парацельс лечил болезни печени папоротниковым пивом, а заболевания дыхательных путей пивом из шалфея. В качестве масок и натираний пиво использовалось в средневековой косметологии для омоложения кожи.

Пиво не утратило лечебных свойств и по сей день. Его применяют при разных видах недуга. Абсолютно точно установлено, что пиво выводит из организма соли алюминия, и ни одна другая жидкость этого сделать не может. Пиво хорошо утоляет жажду, что объясняется содержанием минеральных веществ и углекислоты, расширяющей капиллярные сосуды слизистой оболочки органов пищеварения, способствует более быстрому поступлению жидкости в кровь.

Пиво - единственный алкогольный напиток, содержащий хмелевую горечь, которая активизирует выделение желудочного сока, подавляет нежелательное воздействие алкоголя в пиве. Перешедшие из хмеля в пиво активные вещества оказывают успокаивающее, болеутоляющее и гипнотическое действия, тормозят рост и размножение бактерий.

Пивные ванны способны отрегулировать потоотделение: нахождение человека в теплой воде, в которую добавлена бутылка пива, решает эту проблему. В бане льют пиво на раскаленные камни. Это делается потому, что пивной пар очень полезен как для кожи, делая ее более шелковистой, так и для всего организма.

Различные маски и кремы на основе пива способствуют разглаживанию морщин. Например, желтковая маска - яичный желток взбивается в пиве и смесь наносится на лицо. Избавиться от морщин помогает и крутая пена свежего пива.

Пивные маски благотворно влияют на жирную кожу, повышая ее эластичность, улучшая кровообращение, уменьшая жирообразование и закрывая поры.

1.2 Краткие сведения о предприятии

В настоящем дипломном проекте будут представлены данные, полученные в результате анализа проблем предприятия ОАО САН Интербрю (Клинский производственный комплекс). Эта компания является открытым акционерным обществом, ее штаб-квартира находится в Лёвене (Бельгия).

Первоначально Клинский пивокомбинат начал работу с целью обеспечения Московской области пивом. Это произошло 26 декабря 1975 года. С тех пор компания претерпела много организационных изменений. Так, в 1999 году Клинский пивокомбинат стал частью компании SUN Inerbrew (с марта 2004 г. - ее дочерней структуры ОАО «САН Интербрю»). В 2001 году был пущен в строй новый производственный комплекс, оснащенный новейшими технологиями. Интеграция в структуру «САН Интербрю» принесла комбинату не только инвестиции, но и принципиальные изменения в системе производства и сбыта, а так же подключение к хорошо отлаженной дистрибьюторской сети «САН Интербрю». В 2004 году ОАО САН Интербрю стало лидером на рынке по производству пива, компанией номер один в мире на рынке пива.

Для более полного представления ниже представлены краткие сведения о компании:

·        190 млн. гл пива в год = 13% мирового рынка;

·        три ведущие международные марки: Stella Artois и Beck’s - самые быстрорастущие международные бренды; Brahma - входит в десятку самых крупнейших брендов;

·        первые и вторые места на рынках более чем 20 стран;

·        70 тыс. сотрудников во всем мире;

В настоящий момент Клинский Пивокомбинат производит следующие марки пива:

1.                Клинское Золотое;

2.       Клинское Люкс;

.        Клинское Светлое;

.        Клинское Редкое;

.        Клинское Самурай;

.        Клинское Аррива;

.        Клинское Ультра;

.        Сибирская корона классическое;

.        Сибирская корона праздничное;

.        Сибирская корона янтарное;

.        Старопрамен (Staropramen);

.        Толстяк Доброе;

.        Толстяк Забористое;

.        Толстяк Светлое;

.        TORO;

.        Hoegaarden.

1.3 Миссия и дерево целей компании

Каждое предприятие, несомненно, имеет цель своего существования. Двигаться «вперед» нет смысла, если цель не определена. На основе целей предприятия формулируется его миссия.

Дерево целей Клинского Пивокомбината показано на рисунке 1.2.

Миссия компании - создать долгосрочные взаимовыгодные отношения с потребителями с помощью продвижения брендов, созданных с учетом общественного мнения и опыта.

Визио компании - став самыми крупными, стать самыми лучшими.

Рисунок 1. 2. Дерево целей ОАО САН Интербрю Клинский производственный комплекс

1.4 Пути реализации принципов менеджмента качества на предприятии

На предприятии Клинский Пивокомбинат существует Система менеджмента качества (СМК). Однако, внедрение всех восьми принципов менеджмента качества (рис. 1.3) здесь не наблюдается. Тем не менее, компания уделяет большое внимание аспекту качества. Ведь только через качество продукции можно добиться не только конкурентной позиции на рынке, но и повышения прибыли [10].

Рисунок 1.3. Восемь принципов менеджмента качества

Одним из путей повышения качества продукции Клинского пивокомбината является внедрение автоматизированной системы контроля параметров пива - системы LIMS (Laboratory Information Management System). Такая система позволяет реализовать сразу несколько принципов менеджмента качества, что, несомненно, является одним из ее достоинств:

1.       Процессный подход.

Система LIMS предусматривает четкое разграничение различных процессов. В ней определены границы между процессами - «внутренними поставщиками» и процессами «внутренними потребителями». Требования внутренних потребителей являются очень важными и внутренний поставщик должен знать и выполнять их (рис. 1.4). Это играет огромную роль при производстве качественного продукта, поскольку, если нет качества внутри общего процесса, его не будет и на «выходе».

 

Рисунок 1.4. Плакаты, призывающие рабочих уделять внимание своим внутренним потребителям

Организация в системе LIMS представлена как система процессов с целью установления «входов» и «выходов» каждого субпроцесса и определения их взаимоотношений как «внутренних поставщиков» и «внутренних потребителей» путем установления критериев качества на границах субпроцессов.

2.       Принятие решений на основе фактов.

Реализация этого принципа требует сбора данных о процессах в виде измерения данных показателей качества на границах процессов. Система LIMS является инструментом по сбору, хранению и обработке таких данных (определение необходимых показателей, статистическая обработка данных, алгоритмы принятия решений на основе полученных результатов). Система LIMS позволяет принимать управленческие решения довольно быстро, т.к. информация по всем параметрам и процессам поддерживается в ней в режиме реального времени.

3.       Ориентация на потребителя (этот принцип отражен в системе LIMS в отношении внутренних потребителей).

Каждый работник должен понимать потребности внутренних потребителей, стремиться выполнить их требования и превзойти ожидания, поставлять им продукцию своего процесса в установленные сроки и надлежащего качества (рис. 1.4). В системе отражены временные сроки и показатели качества на границах процессов, не выполнив требования которых невозможно передать продукт внутреннему потребителю (либо решение о передаче такого продукта, который не соответствует всем требованиям должно быть принято службой качества).

4.       Взаимовыгодные отношения с поставщиками (этот принцип отражен в системе LIMS в отношении внутренних поставщиков).

Выявление возможностей внутренних поставщиков. Согласование с ними своих потребностей, обмен информацией, совместная работа над процессами. «Вместе сделаем, вместе выиграем».

1.5 Система LIMS (Laboratory Information Management System). Ее описание, назначение, особенности и преимущества

Поскольку Система менеджмента качества является гарантией стабильности качества произведенных продуктов, Клинский Пивокомнат уделяет большое внимание как самой СМК, так и ее постоянному развитию и оптимизации.

Впервые в России здесь вводится программа LIMS (Laboratory Information Management System) - Система Управления Данными Лаборатории. Эта система позволяет обеспечить полную прослеживаемость продукции, идентифицирует статус каждой партии (отпущена, заблокирована, временно заблокирована, в обработке), автоматически создает отчеты по различным параметрам и запросам, рассчитывает коэффициенты качества, строит графики по параметрам.

Система LIMS включает в себя и отражает все процессы производства пива:

·        водоподготовка;

·        поступление сырья и материалов;

·        варка;

·        добавление дрожжей;

·        брожение;

·        дображивание;

·        фильтрация;

·        кондиционирование;

·        упаковка;

·        готовая продукция;

·        разработки нового пива;

В систему при ее разработке заложены спецификации на все сорта пива по всем контролируемым параметрам (рис. 1.3).

Рисунок 3. Контролируемые параметры производства пива

Система функционирует по определенному алгоритму (рис. 1.4), позволяющему четко контролировать статус и отслеживать путь образцов и всей партии в целом в течении всего жизненного цикла продукции.

Рисунок 4. Схема реализации системы LIMS в производстве

Система LIMS позволяет производить отслеживание процессов («взгляд назад» и «взгляд вперед»).

·        «Взгляд назад». Используя полученную информацию можно выйти на предыдущую партию, а оттуда еще на одну партию назад и т.д. Таким образом, шаг за шагом можно восстановить происхождение партии, образцов, которые принадлежат соответствующим партиям и соответствующим аналитическим результатам.

·        «Взгляд вперед». Позволяет выяснить, в каких партиях данная определенная партия была использована, какие образцы относятся к партиям и какие аналитические результаты по индивидуальным образцам.

Кроме того, все партии снабжаются этикетками со штрих - кодами, в которых хранится вся информация по проведенным анализам и информация по отслеживанию вплоть до сырья и материалов. Этот факт позволяет мгновенно проводить тест на отслеживаемость и контролировать статус парии (заблокирована, временно заблокирована, отпущена, статус отбора проб и проведения анализов).

Преимуществами внедрения системы LIMS являются:

·        отслеживаемость образцов и продукции;

·        генерирование отчетов по всем параметрам и по субпроцессам производства;

·        автоматическое вычисление коэффициентов качества (методика расчета коэффициентов качества была разработана на предприятии и применяется для контроля эффективности протекающих процессов);

·        построение контрольных карт параметров процесса;

·        построение диаграмм Парето;

·        идентификация статуса партий;

·        возможность настройки системы на автоматическую распечатку необходимых отчетов к установленному времени в заданные дни;

·        идентификация операторов, проводивших испытания и вносивших данные, что повышает их ответственность за выполнение работы;

·        четкая идентификация каждой партии (каждой партии присваивается свой индивидуальный номер).

2. Улучшение процессов производства пива

.1 Описание процесса производства пива и выделение бизнес-процессов

Фундаментальной основой международных стандартов серии ИСО 9000:2000 являются восемь принципов СМК, реализуя которые организация может получить ряд преимуществ [29].

В СМК, основанную на МС ИСО 9000:2000, заложен процессный подход. Согласно МС ИСО 9000:2000 под процессным подходом понимается «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы, представляющие ценность для клиента» [4].

Для описания деятельности организации в основном используют следующие программные средства: BPWin, ARIS (Architecture of Integrated Information Systems). Они применяются для описания любой деятельности в виде процесса и отражают все этапы жизненного цикла продукции (рис. 2.1)

Рисунок 2.1. Жизненный цикл продукции [18]

Широкое применение на практике нашла методология моделирования бизнес-процессов IDEF0, которая реализуется с помощью программного продукта BPWin. Основными преимуществами и недостатками этой методологии являются [18]:

Преимущества:

·        Полнота описания бизнес-процесса (управление, информационные и материальные потоки, обратные связи)

·        Комплексность при декомпозиции (мигрирование и туннелирование стрелок)

·        Возможность агрегирования и детализации потоков данных и информации (разделение и слияние стрелок)

·        Наличие жестких требований методологии, обеспечивающих получение моделей процессов стандартного вида

·        Простота документирования процессов

·        Соответствие подхода к описанию процессов в IDEF0 МС ИСО 9000:2000

Недостатки:

·        Сложность восприятия (большое количество стрелок)

·        Большое количество уровней декомпозиции

·        Трудность увязки нескольких процессов, представленных в различных моделях одной и той же организации

2.2 Представление процессов пивоварения с помощью IDEF0 - методологии

Методология функционального моделирования IDEF0 - это технология описания системы в целом как множества взаимозависимых действий или функций. Наиболее часто IDEF0 применяется как технология исследования и проектирования систем на логическом уровне. По этой причине IDEF0, как правило, используется на ранних этапах разработки проекта [23].

Для выбранного предприятия процесс пивопроизводства смоделирован на языке IDEF0 (федеральный стандарт США функционального моделирования систем) - программный пакет BPWin.

Первый шаг при построение IDEF0-модели - это определение назначения модели - набора вопросов, на которые должна отвечать модель. В нашем случае назначением модели является выделение и описание основных процессов пивопроизводства.

Далее необходимо определить границы моделирования, которые отражают ширину охвата предметной области и глубину детализации.

Каждый процесс детализируется на субпроцессы, которые, в свою очередь, детализируются на свои субпроцессы и т.д. Очень важным является точно идентифицировать, насколько глубоко нужно проводить декомпозицию процесса. Степень детальности описания процесса представлена на рис. 2.2.

В нашем случае, ограничимся декомпозицией контекстной диаграммы. Этого будет достаточно, чтобы увидеть и понять, как организованы и взаимосвязаны процессы пивоварения. Таким образом, суть описываемого процесса будет раскрыта.

Следующим шагом является определение точки зрения, под которой понимается перспектива, с которой наблюдалась система при построении модели. В данном случае точкой зрения является сотрудник отдела качества.

Представленная с помощью IDEF0-методологии модель деятельности предприятия, отражает механизмы и принципы взаимосвязи различных подсистем в рамках одного бизнеса. Необходимым атрибутом постоянного улучшения и оптимизации деятельности компании является периодическая трансформация исходной модели «as is» в нормативную «to be». Это происходит «в такт» с изменениями окружающей среды в целях оптимизации деятельности системы [19].

Рисунок 2.2. Степень детальности описания процесса [18].

Процесс пивоварения «as is», смоделированный в IDEF0, представлен на рисунке 2.3 (точка зрения - сотрудник отдела качества, детализация - A0).

Рисунок 2. 3. Модель пивоварения «as is».

2.3 Анализ необходимости внедрения системы LIMS

Перед внедрением какой-либо системы или перед реализацией какого-либо проекта, целесообразным является анализ необходимости проведения работ. В связи с этим применение на практике нашел метод «5W», смысл которого заключается в поиске первопричин и сути проблемы. Итак, выясним, к чему приведет внедрение новой системы и на что повлияет в первую очередь. Результаты исследования приведены в Таблице 2.1.

Таблица 2.1. К чему приводит внедрение LIMS на предприятии

Английский вопрос

Русский вопрос

Ответ на вопрос

1. WHY?

Зачем нужен LIMS на предприятии?

Чтобы повысить и улучшить СМК предприятия

2. WHY?

Зачем нужно улучшать СМК предприятия?

Чтобы повысить качество продукции

3. WHY?

Зачем нужно повышать качество продукции?

Чтобы повысить качество жизни

4. WHY?

Зачем нужно повышать качество жизни?

Чтобы повысить свою самооценку и получить уверенность в себе

5. HOW?

Как можно повысить свою самооценку и получить уверенность в себе?

Быть хорошим и энергичным специалистом, пребывать в бодром и хорошем настроении


Одним из 8 принципов менеджмента качества является постоянное улучшение. Постоянное улучшение людей и окружающей среды создает предпосылки для совершенствования бизнес-процессов. Бизнес-процессы и их элементы можно постоянно улучшать разными способами. Самый распространенный из них- использование цикла Шухарта - Деминга [26]. Этот методологический прием Деминг привез в Японию, где он говорил, что его идея принадлежит У. Шухарту. Японцы же восприняли его как цикл Деминга. Он получил в Японии огромное распространение и стал фундаментом принципа постоянного улучшения [27]. Сам цикл обычно представляется графически в виде круга, разделенного на четыре квадранта. Сверху по часовой стрелке каждый квадрант символизирует одно из четырех последовательных действий (рисунок 2.5): планирование (работы, направленные на очередную попытку улучшения процесса или его части), реализация (намеченного плана), проверка или изучение (того, что получилось) и, наконец, изменение сложившейся практики, если фокус удался или переход на следующий аналогичный цикл в противном случае.

Рисунок 2.5. Интерпретация цикла Деминга

Прежде всего, цикл Деминга-Шухарта направлен на борьбу с тремя главными, как считают японцы, «врагами»: потерями, несоответствиями и нерациональными действиями (muda, mura, muri - по-японски). Для успеха в этой борьбе всему бизнес-процессу или его отдельному этапу полезно задавать некий набор систематизированных вопросов. Эти вопросы, вместе с их краткими интерпретациями, сведены в следующую таблицу (Таблица 2.2). Эти вопросы часто обозначают как 5W, 1H - по первым буквам английских вопросительных слов [14].

Таблица 2.2. Вопросы по методу 5W, 1H

Английский вопрос

Русский вопрос

Комментарий

What?

Что?

Что именно делается в этом процессе или на этой операции?

Why?

Зачем?

Зачем это делается? Можно ли этого не делать?

Where?

Где?

Где это делается? Не лучше ли делать это в другом месте?

When?

Когда?

Когда это делается? Может быть лучше делать это раньше или позже?

Who?

Кто?

Кто это делает? Не стоит ли поручить это дело другим людям?

How?

Как?

Как это делается? Все ли рационально? Нет ли лишних движений?


В нашем случае, анализируя процесс обработки статистических данных с помощью системы LIMS, получим следующую таблицу (Таблица 2.3):

Таблица 2.3. Анализ процесса управления данными лаборатории по методу 5W, 1H

Английский вопрос

Русский вопрос

Комментарий

What?

Что?

Статистические данные обрабатываются в полуавтоматическом режиме, контролируются параметры производства, устанавливается полная прослеживаемость процесса

Why?

Зачем?

Это необходимо для того, чтобы подпроцессс и сам процесс не выходили за допустимые рамки, чтобы можно было предсказать дальнейшее поведение процесса, чтобы внутренние поставщики производили то, что необходимо внутренним потребителям

Where?

Где?

Процесс контроля осуществляется на каждом этапе производства, исключение любого из них является недопустимым

When?

Когда?

Данные вносятся в систему непосредственно сразу после измерений. Отчеты анализируются ежедневно и ежемесячно

Who?

Кто?

Данные вносят непосредственно те, кто проводили измерения. Анализируются данные менеджерами и начальниками подразделений

How?

Как?

При внесении данных требуется только впечатывать их в систему - действия рациональны. Обработка данных в системе автоматическая, производится в режиме on-line.

2.4 Построение модели «to be» для предприятия Клинский пивокомбинат

Модель «to be» разрабатывается на основе модели «as is». Она необходима, чтобы удостовериться, действительно ли предлагаемые изменения повлекут повлекут улучшение функциональной системы. Преимущества, получаемые от разработки модели «as is» должны быть сопоставимы с затратами средств и времени, которые для этого необходимы.

Опираясь на модель «to be», которую мы уже построили для нашего предприятии, и на то, что необходимо улучшить систему процессов организации посредством внедрения LIMS (на основе проведенного анализа в главе 2.3), построим модель «to be». Для этого тоже используем IDEF0 - методологию (рис. 2.6).

Рисунок 2.6. Модель пивоварения «to be».

3. Внедрение системы LIMS на предприятии

.1 Основные шаги по внедрению системы LIMS

Внедрение новой системы - это очень ответственный шаг, который требует кропотливой и тщательной подготовки. «Клинский Пивокомбинат» является первым в России предприятием, внедряющим эту систему.

Процесс внедрения системы LIMS включает в себя следующие основные шаги:

·        Назначение эксперт-пользователей на площадке, которые будут ответственны за внедрение системы

·        Разработка принципа кодировки для каждого подразделения

·        Составление таблицы данных, в которых отражены все процессы производства и контролируемые параметры

·        Подготовка раздаточного материала и справочных брошюр по работе в системе

·        Проведение тренинга для эксперт - пользователей по обучению работы с LIMS

·        Проведение тренинга для менеджеров высшего звена и мастеров по обучению работы с LIMS

·        Проведение тренинга для операторов и лаборантов по обучению работы с LIMS

·        Установка системы LIMS всем пользователям

·        Выявление статуса обученности персонала работы в системе

·        Обучение пользователей, которые неуверенно работают в системе

·        Настройка (конфигурация) системы

·        Подведение итогов полученных результатов

·        Признание системы полностью внедренной и эффективно работающей

3.2 Разработка проекта внедрения системы LIMS на предприятии с помощью инструмента MS Project

Представление проекта с помощью Microsoft Project

При разработке какого-либо продукта или внедрении какого-либо процесса, требующего постоянного жесткого контроля со стороны ответственных лиц организации, в последнее время все большее применение находит использование такого программного продукта, как MS Project. Данная программа позволяет управлять различными ресурсами: человеческими, финансовыми, временными, а также позволяет определить ответственных за различные виды работ, распределение времени и трудозатрат на их выполнение. Результатом работы в MS Project является проект.

Таким образом, проекты представляют собой инструмент развития и совершенствования организации.

Проекты - комплексные действия, имеющие начало и конец; каждый проект уникален.

Проекты предназначены для достижения определенного результата в определенный момент времени и в соответствии с установленной плановой стоимостью проекта (бюджетом). Они не опираются на функциональную структуру организации. Каждый проект уникален: ни один не является точной копией предыдущих [21].

Проект представляет собой процесс достижения определенных результатов.

Проект можно рассматривать как целостный единый процесс, необходимый для создания нового продукта, нового завода, новой системы или достижения иных определенных заранее результатов. Часто создаваемому продукту уделяется больше внимания, чем процессу, в результате которого он создается, но и продукт, и процесс его создания, то есть проект, требуют эффективного управления.Project представляет собой специализированную базу данных, в которой хранятся наборы данных, относящиеся к проекту. Примерами таких данных могут служить задачи, длительности задач, ссылки, названия ресурсов, календари, назначения, затраты, критические сроки и вехи [22]. В основе базы данных проекта лежит средство планирования, которое обрабатывает разрозненные данные, вводимые пользователем, и отображает результаты произведенных расчетов. Например, программа может рассчитать сроки начала и завершения выполнения задач, доступность ресурсов, дату завершения проекта в целом и общие затраты на его реализацию.

Управление проектами в Microsoft Project

Успешное управление проектами означает следующее:

·        Границы проекта хорошо определены и очерчены так, чтобы не возникало сюрпризов ходе выполнения проекта;

·        Все действия по достижению поставленных целей правильно структурированы и выстроены в последовательность, обеспечивающую их выполнение в нужное время и с должным уровнем качества;

·        Стоимость требующихся в проекте ресурсов спрогнозирована и отслеживается во избежании перерасхода;

·        Распределение ресурсов по решаемым задачам хорошо сбалансировано и контролируется для предупреждения как перегрузки, так и простоев[22].Project 2002 - инструмент, который помогает решить большинство задач управления проектом, особенно связанных с календарным планированием. Появляется возможность прогнозировать и отслеживать стоимость как всего проекта в целом, так и отдельных этапов посредством того, что в данной программе есть возможность распределения работников, оборудования, материальных ресурсов по различным этапам проекта. Получая информацию о работах, выполненных участниками проекта, появляется возможность сверять реальные затраты с запланированными, контролировать соблюдение календарного плана. На каждом из этапов проекта Microsoft Project обеспечивает взаимодействие всех участников проекта, включая руководителей, исполнителей и заказчиков.

Жизненный цикл проекта. Разработка проекта по фазе внедрения/ установки системы LIMS

Каждый проект имеет свой жизненный цикл. Жизненный цикл проекта имеет определенные начальную и конечную точки, которые могут быть привязаны к временной шкале. Проект в своем естественном развитии проходит ряд отдельных фаз, показанных в табл. 3.1. Жизненный цикл проекта включает все фазы от момента инициации до момента завершения. Переходы от одной фазы к другой редко четко определены, за исключением тех случаев, когда они формально разделяются принятием предложения или получением разрешения на продолжение работы [16].

Таблица 3.1. Жизненный цикл проекта по созданию информационных систем

Тип проекта

1 Концепция

2 Определение

3 Проектирование

4 Разработка/ производство

5 Внедрение/ установка

6 По завершении

Проект по созданию информационных систем

Определение возможностей или бизнес - потребностей; краткое технико-экономическое обоснование

Анализ инвестиций, подготовка бюджета, запрос на ассигнования

Анализ системы и детальное проектирование

Кодирование, компиляция, отладка и документирование системы

Установка и тестирование системы в производственных условиях

Итоговый отчет для сравнения полученных результатов с запросом на ассигнования проекта


В нашем случае рассмотрим подпроект, который составлен по 5 фазе, т.е. по внедрению и установке системы LIMS на предприятии.

Общие данные по проекту» Внедрение системы LIMS на предприятии»:

Начало: 06.09.2004

Окончание: 02.02.2005

Общая длительность: 108 дней

Результаты, полученные с помощью внедрения проекта по LIMS:

·        В действительности внедрение проекта шло согласно плану и было выполнено в запланированных временных и ресурсных рамках;

·        Опираясь на данные о реальном проекте, о перечне и последовательности задач, продолжительности этапов и о многом другом, есть возможность принимать жизненно важные для бизнеса решения более взвешенно;

·        По завершении этого проекта его план со всей информацией, накопленной в ходе выполнения, был заархивирован для того, чтобы использовать его в качестве прототипа при внедрении аналогичной системы на других сайтах компании (это позволит сократить время и ресурсы на планирование и разработку плана внедрения LIMS, а также даст реальную оценку того, сколько, когда и каких именно ресурсов необходимо будет задействовать для решения той или иной задачи).

3.3 Разработка контрольных листов по обучению персонала

В процессе внедрения новой программы очень важным является то, на сколько персонал хорошо обучен. Именно этому вопросу уделяется много внимания и времени. Ведь от квалификации и навыков персонала зависит, будет ли реализация проекта успешной.

С целью мониторинга степени обученности персонала был разработан контрольный лист (рис. 3.4).


Дни Должность сотрудника

Понедельник (чч/мм)

Вторник (чч/мм)

Среда (чч/мм)

Четверг (чч/мм)

Пятница (чч/мм)

Оператор варки






Лаборант






Мастер- фильтрация




























































Рисунок 3.4. Контрольный лист для мониторинга степени обученности персонала

Для идентификации степени обученности персонала, было принято закрашивать ячейки, соответствующие дню мониторинга, в следующие цвета:

Зеленый - LIMS функционирует на 100%, сотрудник обучен и уверен

Синий - LIMS установлен, но сотрудник только начинает работать с программой

Желтый - LIMS установлен, но сотрудник еще не обучен

Оранжевый - Сотрудник уже обучен, но LIMS еще не установлен

Красный - LIMS не установлен, сотрудник не обучен

Такая карта дает наглядное представление о том, какая сложилась ситуация с внедрением системы, какие именно действия необходимо предпринять в первую очередь и где.

3.4 Выявление причин неэффективного внедрения LIMS. Составление диаграммы Исикавы

Для успешного внедрения системы необходимо проанализировать причины, которые могут мешать или мешают ее эффективному внедрению. Для этого целесообразно воспользоваться одним из семи простых инструментов менеджмента качества - причинно-следственной диаграммой Исикавы. Она была предложена Каору Исикавой в 1943 г. Этот инструмент помогает наглядно представить причины конкретной проблемы, идентифицировать их. Идея метода - выявить, а потом последовательно устранить или минимизировать воздействие выявленных причин, что и будет приводить к повышению качества. Значение причинно-следственной диаграммы может быть существенно повышено, если ее дополнить диаграммой Парето, матрицами распределения ответственности и матрицей планируемых действий [30].

3.5 Проведение Парето - анализа

Парето-анализ - это процесс ранжирования причин, альтернатив или результатов, который помогает установить, какие действия необходимо провести в первую очередь, чтобы улучшить исследуемый процесс. По словам Джурана, Парето - анализ позволяет отделить «небольшую составляющую существенных проблем» от «многочисленных тривиальных» [28]. Диаграмма Парето может быть использована на различных этапах процесса улучшения и помогает выяснить, какой шаг необходимо сделать следующим для улучшения рассматриваемого процесса.

Диаграмма Парето используется для определения приоритетных направлений по устранению причин ухудшения качества. Было выявлено, что в большинстве случаев подавляющее число дефектов и связанных с ними потерь возникает из-за относительно небольшого числа причин. Существует правило: 80-20, т.е. за 80% всех неприятностей, связанных с дефектами и браком, отвечают 20% причин.

Выяснив причины, влияющие на эффективность внедрение LIMS, большинство из них можно устранить, при этом существенно повысив эффективность внедрения системы.

Эта задача может решаться с помощью диаграмм Парето.

Различают два вида диаграмм Парето:

. По результатам деятельности. Они служат для выявления главной проблемы и отражают нежелательные результаты деятельности (дефекты, отказы и т.д.);

. По причинам (факторам). Они отражают причины проблем, которые возникают в ходе производства.

Построение диаграмм Парето включает следующие этапы:

. Выбор вида диаграммы (по результатам деятельности или по причинам (факторам).

. Классификация результатов (причин). Разумеется, что любая классификация имеет элемент условности, однако, большинство наблюдаемых единиц какой-либо совокупности не должны попадать в строку «прочие».

. Определение метода и периода сбора данных.

. Разработка контрольного листка для регистрации данных с перечислением видов собираемой информации. В нем необходимо предусмотреть свободное место для графической регистрации данных.

. Ранжирование данных, полученных по каждому проверяемому признаку в порядке значимости. Группу «прочие» следует приводить в последней строке вне зависимости от того, насколько большим получилось число.

На основе данных, полученных в диаграмме Исикавы, строится и ранжируется таблица (Таблица 3.2.) причин, влияющих на эффективность внедрения LIMS.

Таблица 3.2. Список причин, влияющих на эффективность внедрения LIMS

№, п/п

Причина, влияющая на эффективность внедрения LIMS

Ранг влияния

1.

Узкий канал связи

10

2.

Большое количество пользователей

7

3.

Неполнота данных в системе

6

4.

Исчезновение панели меню

3

5.

Система ненастроена

5

6.

Отсутствие навыков работы с компьютером

4

7.

Нежелание тратить на работу в системе время

7

8.

LIMS на английском языке

2

9.

Консервативное отношение к нововведениям

4


Для выявления приоритетных действий по повышению эффективности внедрения системы LIMS была построена диаграмма Парето (рис. 3.6).

После построения диаграммы Парето целесообразным является построение еще двух столбиковых диаграмм, отражающих финансовые и временные затраты, необходимые для устранения каждой из выявленных причин.

Для построения таких диаграмм, также как и для диаграммы Парето, является необходимым построение таблиц, в которых проранжированы уровни материальных и временных затрат соответственно (Таблица 3.3, 3.4).

Таблица 3.3. Ранжирование по материальным затратам, необходимым для устранения выявленных причин, влияющих на эффективность внедрения LIMS

№, п/п

Ранг величины денежных затрат

1.

Узкий канал связи

10

2.

Большое количество пользователей

2

3.

Неполнота данных в системе

3

4.

Исчезновение панели меню

1

5.

Система ненастроена

4

6.

Отсутствие навыков работы с компьютером

3

7.

Нежелание тратить на работу в системе время

1

8.

LIMS на английском языке

2

9.

Консервативное отношение к нововведениям

1


Таблица 3.4. Ранжирование по временным затратам, необходимым для устранения выявленных причин, влияющих на эффективность внедрения LIMS

№, п/п

Причина, влияющая на эффективность внедрения LIMS

Ранг величины временных затрат

1.

Узкий канал связи

10

2.

Большое количество пользователей

1

3.

Неполнота данных в системе

3

4.

Исчезновение панели меню

5

5.

Система неотконфигурирована

7

6.

Отсутствие навыков работы с компьютером

2

7.

Нежелание тратить на работу в системе время

2

8.

LIMS на английском языке

2

9.

Консервативное отношение к нововведениям

3


На основе полученных таблиц можно построить диаграммы, которые помогут проанализировать сложившуюся ситуацию и принять правильное управленческое решение.

3.6 Рекомендации по повышению эффективности внедрения системы LIMS

По результатам проведенных работ можно составить матрицу распределения ответственности и матрицу планируемых действий, в которых отражается вся необходимая информация по дальнейшим действиям.

Матрица распределения ответственности показывает, кто внутри организации имеет отношение к той или иной выявленной причине, а также степень влияния, которое это лицо оказывает на причину для ее устранения или уменьшения влияния.

Матрица планируемых действий отражает действия, которые необходимо предпринять, ожидаемые результаты, устанавливает лица, которые должны принять участие в работах. По ней можно определить продолжительность работ и необходимые ресурсы.

Эти матрицы, дополняя причинно-следственную диаграмму, помогают наглядно изобразить взаимозависимость и степень участия в решении проблем различных лиц, координировать и согласовывать деятельность по улучшению, определять исполнителей, и выявлять действия, для осуществления которых не хватает соответствующих полномочий [30].

Матрица распределения ответственности

Причина

Описание

Владелец процесса

Степень влияния

Необходимые действия

Узкий канал связи

Нехватка выделенной линии для безупречного функционирования системы

Представитель IT - отдела

Прямая

Расширить канал

Большое количество пользователей

Перегрузка и «зависание» системы в связи со слишком большим количеством пользователей

Директор по качеству

Прямая

Выявить тех пользователей, для которых подключение к системе не является необходимым

Неполнота данных в системе

Отсутствие нескольких этапов производства в системе и некоторых измеряемых параметров

Разработчик системы

Некоторая

Сообщить о всех нечеткостях в системе для их скорейшего внесения

Исчезновение панели меню

Внезапное исчезновение панели меню при работе в системе

Разработчик системы

Слабая

Выявить условия, при которых пропадает панель меню, и принять меры по предотвращению ее исчезновения

Система не настроена

Неадаптированность системы для эффективной работы предприятия. Отсутствие спецификаций и информации по всем сортам пива.

Стажеры по качеству

Прямая

Отконфигурировать систему для всех этапов производства

Отсутствие навыков работы с компьютером

Неспособность некоторых сотрудников эффективно и быстро работать с компьютером

Бригадиры подразделений

Некоторая

Обучить персонал, не владеющий компьютерными навыками, компьютерной грамоте

LIMS на английском языке

Интерфейс программы только на английском языке

Разработчик системы

Слабая

Разработать дополнительный материал - подсказки с переводом основных моментов, использующихся в работе

Нежелание тратить на работу в системе время

Отсутствие у некоторых рабочих энтузиазма работы в новой системе в связи с общей пассивностью в работе

Бригадиры подразделений

Некоторая

Провести мотивацию таких рабочих

Консервативное отношение к нововведениям

Негативное или пассивное отношение работников к нововведениям

Директор по качеству

Некоторая

Организовать встречу работников и высшего руководства для объяснения необходимости внедрения новой системы


Матрица планируемых действий

Необходимые действия / ожидаемый результат

Исполнитель

Срок, дни

Необходимые ресурсы

Узкий канал связи. Необходимо рассчитать достаточную ширину канала и провести работы по его расширению / увеличение скорости работы системы

Представитель IT - отдела

60

Кабеля, компьютеры, персонал

Большое количество пользователей. Провести анализ относительно количества работающих людей в системе и организовать их работу более эффективно / увеличение скорости работы системы

Ответственное лицо, назначенное директором по качеству

15

Компьютер, персонал

Неполнота данных в системе. Выявить всю недостающую информацию и сообщить об этом ответственному за систему / внесение в систему всей необходимой информации

Ответственный за систему

5

Компьютер, сетевые ресурсы, данные, недостающие для ввода

Исчезновение панели меню. Персоналу выявить, при каких обстоятельствах пропадает панель меню и сообщить ответственному за систему / предотвращение повторного исчезновения панели меню

Ответственный за систему

10

Компьютер, информация о причинах возникновения

Система не настроена. Произвести настройку (конфигурацию) системы для всего предприятия / система настроена (отконфигурирована)

Стажеры по качеству

15

Компьютер, данные для конфигурации и настройки системы

Отсутствие навыков работы с компьютером. Провести тренинг по обучению основам компьютерной грамотности / умение персонала работать с компьютером

Ответственное лицо, назначенное директором по качеству

5

Компьютеры, обучающий персонал, учебные пособия

LIMS на английском языке. Разработать раздаточный материал, разобрать наиболее часто встречающиеся ситуации / персонал хорошо ориентируется и уверенно себя чувствует в системе, не смотря на то, что интерфейс на английском языке

Руководители подразделений

5

Компьютеры, раздаточный материал

Нежелание тратить на работу в системе время. Руководству осуществить первые шаги по внедрению системы вместе с персоналом, осуществлять поддержку и демонстрировать участие / повышение желания рабочих внедрять новую систему

Руководители подразделений

10

Пособия и справочники по новой системе

Консервативное отношение к нововведениям. Провести встречу персонала с руководством для демонстрации эффективности и удобства новой системы / понимание необходимости внедрения системы

Директор по качеству

3

Учебный класс, проектор, компьютеры, брошюры


3.7 Результаты процесса улучшения внедрения системы LIMS

Одним из преимуществ использования Парето-анализа является возможность сравнения состояния процесса до и после проведения действий по улучшению процесса. Это дает быструю визуальную оценку эффективности предпринятых действий и достигнутого прогресса [28].

Таким образом, после предпринятых действий по улучшению, повторно составляем диаграмму Парето, чтобы проанализировать, были ли наши действия эффективны или нет.

После проведения ряда действий по повышению эффективности внедрения системы LIMS (см. матрицу планируемых действий), были достигнуты следующие результаты:

1.           Канал связи расширен, соответственно, система работает быстро (планируется дальнейшее расширение канала)

2.       Количество пользователей LIMS сокращено после проведения анализа необходимости работы в LIMS

.        Все необходимые данные по процессам и параметрам, которых не было в системе, внесены в нее

.        Настройка (конфигурация) всей системы (в том числе и для разработок пива)

.        Персонал, у которого были трудности в работе с компьютером, освоили его

.        Трудностей при работе с англоязычным интерфейсом у персонала не возникает

.        Персонал в основном осознал необходимость внедрения системы LIMS

.        Система признана полностью внедренной и эффективно работающей

Проблемы, которые остались нерешенными (хотя степень их влияния уменьшилась):

1.  Причины исчезновения панели меню остались невыясненными, поэтому предотвратить ее повторное исчезновение пока не удается

2.       Существуют отдельные работники, которые все еще неохотно работают в системе

3.8 Разработка документации по использованию системы LIMS

Каждый процесс в организации должен быть описан. Так, на Клинском пивокомбинате, разработана и поддерживается в рабочем состоянии документация системы менеджмента качества. С внедрением системы LIMS на предприятии процесс регистрации измерений параметров пива, проведение теста на отслеживание изменились. А изменения в процессе должны неизбежно найти отображение в изменении документации. Внедрение новой системы должно сопровождаться разработкой рабочей инструкции по использованию LIMS. С помощью такой инструкции персонал может без труда освоить работу и особенности данной системы. После утверждения рабочей инструкции по работе с LIMS, с ней должны быть ознакомлены все сотрудники, которые в своей работе сталкиваются с ее использованием.

Таким образом, после внедрения системы LIMS на предприятии Клинский пивокомбинат, была разработана рабочая инструкция по работе с отчетами в системе LIMS.

4. Организационно-экономический раздел

Введение

Методы сетевого планирования и прогнозирования (СПУ) используются при планировании сложных комплексных проектов, например, таких как:

o строительство и реконструкция каких-либо объектов;

o выполнение научно-исследовательских и конструкторских работ;

o подготовка производства к выпуску продукции;

o перевооружение армии;

o развертывание системы медицинских или профилактических мероприятий.

Характерной особенностью таких проектов является то, что они состоят из ряда отдельных, элементарных работ. Они обуславливают друг друга так, что выполнение некоторых работ не может быть начато раньше, чем завершены некоторые другие.

СПУ состоит из трех основных этапов:

1 Структурное планирование.

2 Календарное планирование.

3 Оперативное управление.

Структурное планирование начинается с разбиения проекта на четко определенные операции, для которых определяется продолжительность. Затем строится сетевой график, который представляет взаимосвязи работ проекта. Это позволяет детально анализировать все работы и вносить улучшения в структуру проекта еще до начала его реализации.

Календарное планирование предусматривает построение календарного графика, определяющего моменты начала и окончания каждой работы и другие временные характеристики сетевого графика. Это позволяет, в частности, выявлять критические операции, которым необходимо уделять особое внимание, чтобы закончить проект в директивный срок. Во время календарного планирования определяются временные характеристики всех работ с целью проведения оптимизации сетевой модели, которая улучшает эффективность использования какого-либо ресурса.

В ходе оперативного управления используются сетевой и календарный графики для составления периодических отчетов о ходе выполнения проекта. При этом сетевая модель может подвергаться оперативной корректировке, вследствие чего будет разрабатываться новый календарный план остальной части проекта.

Структурное планирование

Основными понятиями сетевых моделей являются понятия события и работы.

Работа - это некоторый процесс, приводящий к достижению определенного результата и требующий затрат каких-либо ресурсов; имеет протяженность во времени.

По своей физической природе работы можно рассматривать как:

o действие: заливка фундамента бетоном, составление заявки на материалы, изучение конъюнктуры рынка;

o процесс: старение отливок, выдерживание вина, травление плат;

o ожидание: ожидание поставки комплектующих, пролеживание детали в очереди к станку.

По количеству затрачиваемого времени работа может быть:

o действительной, т.е. требующей затрат времени;

o фиктивной, не требующей затрат времени и представляющей связь между какими-либо работами: передача измененных чертежей от конструкторов к технологам, сдача отчета о технико-экономических показателях работы цеха вышестоящему подразделению.

Событие - момент времени, когда завершаются одни работы и начинаются другие. Событие представляет собой результат проведенных работ и, в отличие от работ, не имеет протяженности во времени. Например, фундамент залит бетоном, старение отливок завершено, комплектующие поставлены, отчеты сданы и т.д.

Таким образом, начало и окончание любой работы описываются парой событий, которые называются начальным и конечным событиями. Поэтому для идентификации конкретной работы используют код работы (i, j), состоящий из номеров начального (i-го) и конечного (j-го) событий, например (2, 4).


На этапе структурного планирования взаимосвязь работ и событий изображается с помощью сетевого графика, где работы изображаются стрелками, которые соединяют вершины, изображающие события. Работы, выходящие из некоторого события не могут начаться, пока не будут завершены все операции, входящие в это событие.

Поскольку работы, входящие в проект могут быть логически связаны друг с другом, то необходимо всегда перед построением сетевого графика дать ответы на следующие вопросы:

o Какие работы необходимо завершить непосредственно перед началом рассматриваемой работы?

o Какие работы должны непосредственно следовать после завершения данной работы?

o Какие операции могут выполняться одновременно с рассматриваемой работой [1]?

Календарное планирование

Применение методов СПУ в конечном счете должно обеспечить получение календарного плана, определяющего сроки начала и окончания каждой операции. Построение сети является лишь первым шагом на пути к достижению этой цели. Вторым шагом является расчет сетевой модели, который выполняют прямо на сетевом графике, пользуясь простыми правилами.

К временным параметрам событий относятся:

o   ранний срок наступления события i - ;

o   поздний срок наступления события i - ;

o   резерв времени наступления события i - .

 - это время, необходимое для выполнения всех работ, предшествующих данному событию i.

 - это такое время наступления события i, превышение которого вызовет аналогичную задержку наступления завершающего события сети.

 - это такой промежуток времени, на который может быть отсрочено наступление этого события без нарушения сроков завершения разработки в целом.

Значения временных параметров записываются прямо в вершины на сетевом графике следующим образом.


На основе ранних и поздних сроков событий можно определить временные параметры работ сети.

При составлении таблицы, для записи временных параметров работ, обычно коды работ записывают в определенном порядке. Сначала записываются все работы, выходящие из исходного, первого, события, затем - выходящие из второго события, потом - из третьего и т.д.

К наиболее важным временным параметрам работы относятся:

o   ранний срок начала работы ;

o   поздний срок начала работы ;

o   ранний срок окончания работы ;

o   поздний срок окончания работы ;

o   полный резерв ;

o   свободный резерв .

Методика расчета временных параметров работ

1)         ;

2)         или ;

3)          или ;

4)          ;

5)        ;

6)        .

Путь - это любая последовательность работ в сетевом графике, в которой конечное событие одной работы совпадает с начальным событием следующей за ней работы.

Полный путь - это путь от исходного до завершающего события.

Критический путь - максимальный по продолжительности полный путь.

Подкритический путь - полный путь, ближайший по длительности к критическому пути.

Работы, лежащие на критическом пути, называют критическими (начальные и конечные события критических работ имеют нулевые резервы событий).

Особенность критических работ можно использовать при поиске критического пути. Для этого надо выявить все события, имеющие нулевой резерв. Требование нулевых резервов событий является необходимым, но не достаточным условием критического пути.

Разность между продолжительностью критического пути  и продолжительностью любого другого пути  называется полным резервом времени пути L, т.е. . Этот резерв показывает, на сколько в сумме может быть увеличена продолжительность всех работ данного пути L, чтобы при этом не изменился общий срок окончания всех работ, т.е. .

показывает максимальное время, на которое может быть увеличена продолжительность работы  или отсрочено ее начало, чтобы продолжительность проходящего через нее максимального пути не превысила продолжительности критического пути. Важнейшее свойство полного резерва работы  заключается в том, что если его использовать частично или полностью, то уменьшится полный резерв у работ, лежащих с работой  на одних путях. Т.е. полный резерв времени принадлежит не одной данной работе , а всем работам, лежащим на путях, проходящим через эту работу.

 показывает максимальное время, на которое можно увеличить продолжительность отдельной работы или отсрочить ее начало, не меняя ранних сроков начала последующих работ, при условии, что непосредственно предшествующее событие наступило в свой ранний срок. Использование свободного времени на одной из работ не меняет величины свободных резервов времени остальных работ сети.

Конечным результатом выполняемых на сетевой модели расчетов является календарный график, который иногда называют графиком привязки.

График привязки отображает взаимосвязь выполняемых работ во времени и строится на основе данных о ранних сроках начала и окончания работ. Для удобства дальнейшей работы на этом графике могут быть указаны величины полных и свободных резервов работ. По вертикальной оси графика привязки откладываются коды работ, по горизонтальной оси - длительность работ (раннее начало и раннее окончание работ).

График привязки можно построить без предварительного расчета ранних сроков начала и окончания всех работе, используя только данные о продолжительности работ. При этом необходимо помнить, что работа  может начать выполняться только после того как будут выполнены все предшествующие ей работы .

Пример построения графика привязки

Построим график привязки для следующих исходных данных.

Количество исполнителей



1,2

4

5

2,3

5

6

2,4

6

3

2,7

11

4

3,6

10

2

4,5

9

1

5,7

11

3

6,7

9

5

7,8

12

6


Практическая ценность графика привязки заключается в том, что с его помощью можно улучшать эффективность использования ресурса рабочей силы, т.е. проводить оптимизацию сетевой модели.

Оптимизация сетевых моделей

Оптимизация использования ресурса рабочей силы

При оптимизации использования ресурса рабочей силы сетевые работы чаще всего стремятся организовать таким образом, чтобы:

o количество одновременно занятых исполнителей было минимальным;

o выровнять потребность в людских ресурсах на протяжении срока выполнения проекта.

Для проведения подобных видов оптимизации необходим график загрузки.

На графике загрузки по горизонтальной оси откладывается время, например в днях, по вертикальной - количество человек, занятых работой в каждый конкретный день. Для построения графика загрузки необходимо:

o на графике привязки над каждой работой написать количество ее исполнителей;

o подсчитать количество работающих в каждый день исполнителей и отложить на графике загрузки.

Для удобства построения и анализа, графики загрузки и привязки следует располагать один над другим.

Описанные виды оптимизации могут быть выполнены с помощью сдвига работ, который осуществляется за счет резервов времени: свободного или полного. После сдвига работы, работники выполняют ее уже в другие дни, и поэтому для каждого дня изменяется количество исполнителей занятых одновременно.

Резервы работ можно определить без специальных расчетов, только с помощью графика привязки.

Различие в использовании свободных и полных резервов заключается в том, что при сдвиге работы, с использованием свободного резерва, моменты начала следующих за ней работ остаются неизменными (т.е. последующие работы не сдвигаются). При сдвиге работы, с использованием полного резерва, все последующие работы сдвигаются.

Оптимизация типа «время - затраты»

Целью оптимизации по критерию «время - затраты» является сокращение времени выполнения проекта в целом. Эта оптимизация имеет смысл только в том случае, когда длительность выполнения работ может быть уменьшена за счет задействования дополнительных ресурсов, что влечет повышение затрат на выполнение работ. Для оценки величины дополнительных затрат, связанных с ускорением выполнения той или иной работы, используются либо нормативы, либо данные о выполнении аналогичных работ в прошлом [17].

Исходные данные и задание

В данной дипломной работе рассмотрены данные по внедрению системы LIMS (Laboratory Information Management System). Данная система внедряется на предприятии Клинского производственного комплекса ОАО «САН Интербрю».

В качестве исходных данных по внедрению системы используется таблица 4. 1.

Таблица 4. 1

Код работы (i - j)

Перечень работ

Время исполнения, дни

Количество исполнителей

1

0-1

Разработка единого шаблона данных для ввода в систему

13

7

2

0-2

Подготовка и распространение раздаточного материала среди сотрудников компании с разъяснением сокращений и формы заполнения данных в системе

15

2

3

1-2

Согласование шаблона с подразделениями и его утверждение

2

1

4

2-3

Запуск пилотного проекта

8

3

5

3-4

Выявление недочетов, неполноты или избытка информации в разработанных шаблонах

5

3

6

3-6

Тестирование пилотной базы. Моделирование различных реальных ситуаций

14

5

7

4-5

Корректировка существующего шаблона

4

3

8

5-6

Утверждение формы ввода данных в систему

1

1

9

6-7

Подготовка и распространение раздаточного материала среди сотрудников компании с шаблоном заполнения информации в системе

2

2

10

7-8

2

1

11

7-13

Составление списка сотрудников, которым необходимо пройти обучение по работе в системе

1

1

12

8-9

Генерация кодов доступа в систему сотрудников (согласно разработанному списку)

2

1

13

9-10

Утверждение списка обхода сотрудников с целью установления системы с точным указанием времени проведения работ

1

1

14

10-11

Установление тестовой базы системы для самостоятельных тренингов сотрудников

4

2

15

10-12

Установление системы LIMS на компьютеры сотрудников

7

2

16

11-19

Проведение самообучения сотрудников по работе в системе

7

4

17

12-19

Переход на использование реальной базы системы LIMS

2

2

18

13-14

Проведение тренинга для управляющего звена по работе с системой

3

5

19

14-15

Проведение тренинга для операторов и лаборантов по работе с системой

3

5

20

15-16

Проведение мониторинга степени обученности персонала

9

2

21

15-17

Обучение персонала, у которого возникли проблемы по работе с системой

5

3

22

16-19

Формирование отчета о том, что все сотрудники обучены работе в новой системе

1

1

22

17-18

Проведение дополнительного обучения для повышения уверенности сотрудников по работе в системе

4

3

24

18-19

Подготовка всего персонала к переходу работы в реальной базе системы LIMS

4

3


Необходимо:

построить сетевой граф;

рассчитать временные параметры событий и работ;

провести оптимизацию сетевой модели, если это необходимо.

Построение сетевого графа и расчет временных параметров

Сетевой граф был построен с учетом всех правил, которые были описаны выше. Также на графе можно видеть все временные параметры событий.

В таблице 4. 2 приведены временные параметры работ.

Критический путь (максимальный по продолжительности полный путь; начальные и конечные события критических работ имеют нулевые резервы событий) показан на сетевом графе жирной линией; продолжительность пути равна 74 дня.

Таблица 4.2. Временные параметры работ

№ работы

Код работы

t (i, j)

Tрн(i, j)

Тро(i, j)

Тпо(i, j)

Тпн(i, j)

Rп(i, j)

Тр(j)

Rc(i, j)

1

0-1

13

0

13

13

0

0

0

0

2

0-2

15

0

15

15

0

0

0

0

3

1-2

2

13

15

15

13

0

0

0

4

2-3

8

15

23

23

15

0

0

0

5

3-4

5

23

28

32

27

4

4

0

6

3-6

14

23

37

37

23

0

0

0

7

4-5

4

28

32

36

32

4

4

0

8

5-6

1

32

33

37

36

4

0

4

9

6-7

2

37

39

39

37

0

0

0

10

7-8

2

39

41

45

43

4

4

0

11

7-13

1

39

40

40

39

0

0

0

12

8-9

2

41

43

47

45

4

4

0

13

9-10

1

43

44

48

47

4

4

0

14

10-11

4

44

48

52

48

4

4

0

15

10-12

7

44

51

57

50

6

6

0

16

11-19

7

48

55

59

52

4

0

4

17

12-19

2

51

53

59

57

6

0

6

18

13-14

3

40

43

43

40

0

0

0

19

14-15

3

43

46

46

43

0

0

0

20

15-16

9

46

55

58

49

3

3

0

21

15-17

5

46

51

51

46

0

0

0

22

16-19

1

55

56

59

58

3

0

3

23

17-18

4

51

55

55

51

0

0

0

24

18-19

4

55

59

59

55

0

0

0


Проведение оптимизации сетевой модели

По графику загрузки (рис. 4.2) видно, что мы можем провести оптимизацию сетевой модели, а именно оптимизацию использования ресурса рабочей силы.

Для проведения оптимизации будем использовать сдвиг работ за счет свободных резервов времени.

Из таблицы 4.2 видно, что свободные резервы имеют следующие работы: 5-6 (Rc = 4 дня), 11-19 (Rc = 4 дня), 12-19 (Rc = 6 дня), 16-19 (Rc = 3 дня), (на рис. 3.2 они показаны красным цветом).

В данной работе для оптимизации используется сдвиг всего двух работ: 11-19 на 4 дня, 12-19 на 7 дней.

Заключение

Выполненные исследования на Клинском Пивокомбинате дали следующие результаты:

–       проведен анализ существующих процессов на Клинском Пивокомбинате;

–       разработано представление процесса производства пива с помощью IDEF0 - моделирования (формирование модели «as is» и «to be»);

–       разработан проект внедрения системы LIMS на предприятии в MSProject;

–       разработаны контрольные листки для мониторинга степени обученности персонала;

–       с использованием схемы Исикавы выполнен «мозговой штурм» для выявления возможных причин недостаточной эффективности внедрения системы LIMS;

–       проведен анализ Паретто с целью выбора приоритетных направлений по повышению эффективности внедрения системы LIMS;

–       разработаны матрица распределения ответственности и матрица планируемых действий;

–       разработана рабочая инструкция по использования системы LIMS;

–       разработан сетевой граф и проведена его оптимизация (по использованию рабочей силы);

–       разработаны мероприятия по обеспечению производственной и экологической безопасности оператора-лаборанта, который проводит измерения и заносит результаты в систему LIMS.

В процессе выполнения дипломного проекта использовались следующие методы:

–       методология IDEF0-моделирования;

–       методика построения контрольных листков и гистограмм;

–       методика составления проекта в MSProject

–       методика выявления приоритетных направлений для корректирующих и предупреждающих воздействий с помощью анализа Парето;

–       методика построения сетевой модели;

–       методика оптимизации использования ресурса рабочей силы (в сетевой модели);

–       цикл Деминга;

–       метод «5W»;

–       метод «5W, 1H»;

–       техника мыслесхем.

Список используемой литературы

1. Алесинская Т.В. Учебное пособие по решению задач по курсу «Экономико-математические методы и модели». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002, 153 с. Электронная версия книги размещена в библиотеке AUP. Ru. Постоянный адрес книги в Интернет - http://www.aup.ru/books/m84/

. Белов С.В., Ильицкая А.В., Козьяков А.Ф. и др. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Изд. «Высшая школа», 1999

. Белов С.В. Охрана окружающей среды: Учебник для технических специальных вузов. - М.: Изд.» Высшая школа», 1991

. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.:Изд-во стандартов, 2001

. ГОСТ 12.1.033-81. Пожарная безопасность. Термины и определения.

. ГОСТ 12.1.004-91 Пожарная безопасность. Общие требования.

. Гулай Л.Н., Лазутов Н.М. В ногу со временем. Журнал «Методы менеджмента качества» 2003, №8, учредители Госстандарт России, Всероссийская организация качества, ООО «РИА Стандарты и качество»

. Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник. - М.: Изд. Форум: ИНФРА (Серия «Профессиональное образование»), 2003

. Дулин П.А. Справочник по технике безопасности. - М. Изд.: «Энергоатомиздат», 1984

. Ильенкова С.Д. Управление качеством. - Москва: Изд. «Юнити», 2000

. Зиндер Е.З. Бизнес - реинжениринг и технологии системного проектирования (учебное пособие). - М.: Изд. Центр информационных технологий, 1996

. Каракеян В.И. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. - М.: Изд.МИЭТ, 1999

. Кунце Вольфганг. Технология солода и пива. - Санкт-Петербург: Изд. «Профессия», 2003

. Науман Э. Принять решение - но как? - Пер. с немецкого, под ред. Ю.П. Адлера. - Москва: Изд. Мир, 1987

. Нейман Л.А. Безопасность труда в приборо- и радиоаппаратостроении: Учеб. Пособие. - СПб.: Изд. «ГТУАП», 1998

. Пайрон Тимоти. Использование Microsoft Project 2002: Специальное издание. - СПб.: Изд. «Вильямс», 2003

. Проскуряков А.В. Сетевое планирование и управление. Методические указания для курсового и дипломного проектирования по курсу «Организация и управления производством». МИЭТ. М., 1991. 68 с.: ил.

. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. - Москва: Изд.РИА «Стандарты и качество», 2004

. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинженирингу бизнес - процессов: Пер. с англ./ Под ред. Н.Д. Эриашвили. - М.: Изд. ЮНИТИ, 1997

. Седельников Ф.И. Безопасность жизнедеятельности (охрана труда): Учеб. Пособие. - Вологда: Изд. ВГТУ, 2001

. Стивенсон Нэнси. Microsoft Project 2002. Самоучитель. - СПб.: Изд. «Диалектика», 2004

. Стовер Тереза. Эффективная работа: Microsoft Project 2002. - СПб.: Изд. «Питер», 2004

. Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Структурный анализ систем: IDEF - технологии. - Москва: Изд.» Финансы и статистика», 2001

. Щагин А.В., Система управления безопасностью пищевых продуктов на основе HACCP.-Москва: Изд: РИА «Стандарты и качество», 2004

. Юдин Е.Я., Белов С.В. Охрана труда в машиностроении. - М.: Изд. «Машиностроение», 1983

. Deming, W.E. The new economics. For Industry, Goverment and Education.-2nd ed. - Cambridge, MA: MIT, Center for Advance Engineering Study, 1995

. Imai, M. Kaizen: The key to Japan’s competetive success. - New York: Random House, 1986

. Florac, William A. Measuring the Software Process: statistical process control for software process improvement. - Boston: Addison-Wesley, 2001

. Quality management principles and guidelines on their application. - ISO/TC 176/sc2/n 130-133. -1997. - 05/09

. Timothy J. Clark. Getting the Most From Cause and Effect Diagrams. - Quality progress, 2000.

Похожие работы на - Оптимизация процесса пивопроизводства с помощью внедрения автоматизированной системы управления данным

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!