Информационная система финансового управления предприятием

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,15 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационная система финансового управления предприятием

Введение

В настоящее время информация рассматривается как один из основных ресурсов развития общества. Слово «информация» образовано от латинского informatio, что означает изложение, разъяснение какого-либо факта, события, явления. В зависимости от видов человеческой деятельности информацию подразделяют на научную, техническую, производственную, управленческую, экономическую, социальную, правовую и т.д. Каждый из видов информации имеет свою технологию обработки, смысловую нагрузку, ценность, формы представления и отражения на физических носителях, требования к точности, достоверности, оперативности.

Управленческая информация обслуживает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и обеспечивает решение задач организационно-экономического управления. В процессе управленческой деятельности информация становится более важным ресурсом, чем материальные, энергетические, трудовые и финансовые ресурсы.

Задача управления современным предприятием - выбор и ведение компании по оптимальному пути развития. Для определения этого пути необходимо детально изучить работу всех функциональных систем предприятия. От того, насколько полной информацией обладает управленческий аппарат, зависит оперативность и эффективность принятия решений.

В условиях рынка каждое предприятие должно искать собственный путь развития, новые формы приложения капитала и методы работы. Успешная реализация названных условий во многом зависит от форм ресурсного обеспечения и характера его использования, в частности от обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами.

Переход к рыночным отношениям требует усиления роли экономических, в том числе и финансовых, рычагов в регулировании общественного производства взамен административно-командных методов управления. Развитие этих отношений обусловлено общественным разделением труда, наличием разных форм собственности и основанных на них организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, экономической обособленностью и равноправием их субъектов, внешнеэкономическими связями. В результате распределение общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме.

Исходным звеном, основой всей финансовой системы, являются финансы предприятий, в связи с чем изучение вопросов управления ими имеет особую актуальность.

Проблемы информационных систем финансового управления предприятиями проанализированы в работах Т.П. Барановской, В.Г. Гетьмана, Г.Н. Козловой, В.Б. Либермана, В.И. Лойко, О.М. Островского, В.С. Рожнова, М.И. Семенова, И.Т. Трубилина и многих других авторов.

Целью настоящей работы является исследование формирования информационной системы финансового управления предприятием.

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи работы:

) определить понятие информационной системы финансового управления предприятием;

2) охарактеризовать место информационной системы в системе финансового управления предприятием;

3) дать общую характеристику финансовой отчетности как основы информационной системы финансового управления предприятием;

4) изучить процесс формирования финансовой отчетности как основы информационной системы финансового управления муниципальным предприятием «Фокстрот».

Объектом исследования является муниципальное предприятие «Фокстрот».

Предметом исследования является информационная система финансового управления названным предприятием.

1. Основные характеристики информационной системы финансового управления предприятием

.1 Понятие информационной системы финансового управления предприятием

В российской экономической литературе под экономическим субъектом понимается самостоятельно функционирующая хозяйственная единица (предприятие, организация, фирма), осуществляющая экономическую деятельность и представляющая собой сложную, динамичную и управляемую систему. Слово «система» происходит от греческого systema, что означает целое, составленное из частей или множества элементов, связанных друг с другом и образующих определенную целостность, единство. Элементом системы является любая ее часть, не подлежащая расчленению при данном рассмотрении. Каждый элемент системы выполняет определенную функцию и также может быть сложным, состоящим из взаимосвязанных частей, т.е. представлять собой отдельную систему. Такой сложный элемент называют подсистемой.

В толковом словаре система определяется как инструмент, способ исследования процессов и явлений, т.е. имея перед собой некоторую цель, можно сконструировать (синтезировать) систему как некоторое абстрактное отображение реальных объектов. При этом система понимается как совокупность взаимосвязанных переменных, представляющих те или иные свойства, характеристики объектов, которые рассматриваются в данной системе. В этой трактовке понятие системы практически сближается с понятием модели, и в некоторых работах эти два термина употребляются как взаимозаменяемые. Говоря о синтезе системы, имеют в виду формирование макромодели, а анализ системы трактуется микромоделированием отдельных элементов и процессов.

Экономические системы относятся к очень сложным системам организационного управления, так как они имеют целостную иерархическую структуру с многосторонними связями и сложными функциями управления. В качестве экономической системы можно рассматривать управление отраслью, регионом, предприятием и т.п.

Классификация систем представлена на рис. 1.

Систему, реализующую функции управления, называют системой управления. В структуре системы управления экономическим объектом любого уровня выделяют производственно-технологическую систему (управляемую) и информационную систему (управляющую), которые находятся в неразрывной связи двух видов: прямой и обратной.

Информационная система - совокупность сведений (данных), отображающих состояние и развитие элементов производства. Она является управляющей системой и относится к органам управления, которые осуществляют функции управления, устанавливают общие цели функционирования экономического объекта в целом и подцели для его подразделений. В качестве управляющей системы на предприятии выступают подразделения и службы аппарата управления: отдел кадров, бухгалтерия, планово-экономический отдел, канцелярия и т.п.

Управляющая система в лице аппарата управления использует сведения о производственно-хозяйственной деятельности экономического объекта и внешнюю информацию для выработки и принятия управленческих решений, которые передаются в управляемую систему посредством прямой связи.

Прямая связь характеризуется четко ориентированной направленностью от органа управления к объектам управления и представляет собой определенные воздействия управляющей системы на управляемую.

Управляющая и управляемая системы, имея обратную связь, могут контролировать и учитывать действительное состояние объекта управления и вносить в него соответствующие коррективы. С помощью кибернетики установлено, что управление по схеме обратных связей представляет собой одно из наиболее общих и важных принципов, объединяющих технические устройства, человеческий капитал и экономические системы.

Прямая и обратная связи в системе управления предприятием реализуются в основном посредством информации, благодаря которой осуществляется воздействие управляющей системы на управляемую, и наоборот. Следовательно, комплекс процедур, связанных с регистрацией, передачей, хранением, накапливанием и обработкой информации, составляет информационный процесс управления предприятием. Но для организации и реализации информационного процесса, кроме информации, необходимы взаимосвязанная совокупность средств и методов ее обработки, а также персонал, реализующий информационный процесс. Все эти составляющие образуют информационную систему (ИС) предприятия, предназначенную для преобразования исходной информации в результатную и пригодную для принятия управленческих решений.

В структуре информационной системы выделяют различные по своему назначению подсистемы, которые можно рассматривать как самостоятельные системы. По целевому назначению в решении задач управления в информационной системе выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы, которые взаимосвязаны между собой (рис. 3, приложение).

Функциональная часть информационной системы фактически является моделью системы управления экономическим субъектом. В ходе декомпозиции функциональная часть разбивается на подсистемы, конкретный состав которых определяется признаком декомпозиции. Применительно к системам управления распространенными признаками структуризации служат вид управляемого ресурса и функции управления экономическим субъектом. Однако в качестве признака декомпозиции могут быть выбраны и другие признаки. Выбор зависит от специфики объекта управления и целей создания информационной системы.

В частности, состав функциональной подсистемы экономической системы определяется ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером и характером деятельности предприятия.

Функциональная подсистема информационной системы содержит три основные компоненты:

информацию как предмет и продукт труда;

средства, методы и способы переработки информации;

персонал, который реализует информационный процесс учета, используя имеющиеся средства обработки информации.

Состав обеспечивающей подсистемы не зависит от выбранной предметной области и может варьироваться в зависимости от сложности информационной системы. Обеспечивающая подсистема информационной системы способствует эффективному функционированию системы в целом и ее отдельных подсистем. Следует отметить, что чем более полно представлен состав обеспечивающей подсистемы, тем более качественной является информационная система.

Обеспечивающую подсистему можно подразделить на подсистемы, обеспечивающие функционирование системы в целом, и подсистемы, обеспечивающие ее информационную часть.

Подсистема организационно-правового обеспечения представляет собой совокупность организационных и правовых актов, регламентирующих разработку, внедрение и функционирование ИС.

Подсистема кадрового обеспечения решает вопросы определения потребности в кадрах, количественного и качественного состава работников в различных звеньях системы. Подсистемы научного и экономического обеспечения призваны выполнять задачи, связанные с разработкой критериев оптимальности и эффективности системы, эффективности от внедрения новейших достижений науки и техники, новой информационной технологии проектирования, а также определения основных направлений дальнейшего развития и совершенствования системы. Эргономическое обеспечение представляет собой совокупность методов и средств, создающих оптимальные условия для использования информационной системы на рабочем месте специалиста, для быстрейшего освоения информационной технологии, качественной и безошибочной работы с ИС.

Подсистема информационного обеспечения является одной из важнейших и включает в себя всю совокупность информации, циркулирующей на объекте. Она отражает процессы ее сбора, преобразования и использования и служит основой связи объекта с внешней средой.

Подсистема технического обеспечения представляет собой комплекс технических средств, техническую документацию, методические и руководящие материалы по их использованию. Основой данной подсистемы служит комплекс технических средств, обеспечивающих сбор, регистрацию, передачу, арифметическую и логическую обработку, накопление, хранение и выдачу информации пользователю ИС. Основным элементом этого комплекса является компьютер.

Подсистема математического обеспечения состоит из совокупности математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при создании системы. Подсистема программного обеспечения включает многообразие типовых и стандартных программ и процедур, а также пакетов прикладных программ, реализующих решение задач на компьютере для всех функциональных подсистем ИС. Технологическое обеспечение - совокупность проектных решений, определяющих технологию обработки информации на всех технологических этапах: сбора и регистрации первичной информации; подготовки и контроля данных; передачи информации; арифметической и логической обработки; накопления и хранения; выпуска выходных документов. Подсистема лингвистического обеспечения представляет собой совокупность научно-технических терминов и языковых средств, используемых при взаимодействии пользователя с компьютером и другими средствами вычислительной техники.

Основой обеспечивающей компоненты для изучения информационных систем и их моделирования являются три подсистемы: информационного, технического и программного обеспечения, - так как они реализуют содержательное, техническое и технологическое наполнение любой информационной системы.

Таким образом, информационная система - это система, элементами которой являются не материальные объекты, а те или иные виды информации, которые взаимодействуют и преобразуются в процессе ее функционирования. Основными функциями информационной системы являются сбор, хранение, накопление и передача данных, применяемых в процессе управления, планирования и организации производства.

1.2 Финансовая отчетность как основа информационной системы финансового управления предприятием

Бухгалтерский учет является основным из всех видов учета. Он создает информационную систему, оперирующую данными об активах предприятия, капитале и пассивах, отражает факты хозяйственной жизни по движению материальных ценностей, выпуску продукции и ее реализации. Только с помощью бухгалтерского учета можно определить доходы и расходы, а также конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.

В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) выделяют следующие группы пользователей:

) пользователи, имеющие прямой финансовый интерес, которые определяют финансовое положение и платежеспособность организации. К этой группе пользователей относят инвесторов, банки, поставщиков, покупателей, наемных работников;

) пользователи, имеющие косвенный финансовый интерес, которые используют информацию о размещении ресурсов, деятельности предприятия, изучают данные о налоговых платежах, полноте и своевременности их уплаты;

) пользователи, не имеющие финансового интереса, - органы статистики, аудиторские организации, интересующиеся вопросами достоверности информации, правильности постановки учета, его методологии, а также арбитражные и другие судебные органы.

В зависимости от интересов различных групп пользователей информации систему бухгалтерского учета подразделяют на подсистемы.

Ряд авторов, занимающихся исследованиями в данной области, например, проф. М.И. Куттер, выделяют только две подсистемы: финансового и управленческого учета. Такое деление характерно для американской и английской практики. Профессоры Л.Т. Гиляровская, Я.В. Соколов и В.Б. Ивашкевич в отдельную подсистему выделяют налоговый учет. Правила налогового учета представляют собой отдельную область деятельности и не совпадают с подходами к формированию информации в рамках подсистем финансового и управленческого учета. Рассмотрим назначение каждой подсистемы учета.

В современном понимании финансовый учет в любой организации представляет систему, ориентированную на составление финансовой отчетности для внутренних и внешних пользователей, а также контроль показателей, на основании которых она сформирована. Финансовый учет отражает состояние и движение имущества, обязательств, доходов и расходов предприятия на основании свершившихся фактов хозяйственной жизни. Это достигается путем применения различных способов и приемов бухгалтерского учета, в частности документации, инвентаризации, стоимостной оценки, калькуляции, классификации в номенклатуре плана счетов, двойной записи, баланса и отчетности.

Ведение финансового учета регламентируется государством, т.е. является обязательным и охватывает все аспекты функционирования предприятия, его активы, пассивы и финансовые результаты деятельности. Финансовый учет ведется в денежном выражении с использованием принципа двойной записи и завершается составлением единой отчетности с месячной, квартальной и годовой периодизацией. Таким образом, это учет свершившихся фактов хозяйственной жизни.

Обобщенная система бухгалтерского учета на предприятии представлена на рис. 4.

В системе бухгалтерского учета процедуры сбора, регистрации, передачи, накопления, хранения и обработки информации составляют информационный процесс бухгалтерского учета. Данный процесс включает документирование фактов хозяйственной жизни, систему группировки первичных данных в регистрах аналитического и синтетического учета, формирование на этой основе документально обоснованной и системно обобщенной информации, обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. То есть в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности на предприятии формируется и обрабатывается учетная информация.

Учетную информацию по отношению к системе бухгалтерского учета подразделяют на входную и выходную, структура и движение которой представлены на рис. 5.

Входная информация по источникам поступления подразделяется на внутреннюю и внешнюю информацию экономического объекта. Внутренняя информация включает первичную информацию, полученную в ходе повседневной регистрации фактов хозяйственной жизни, а также информацию других функциональных систем предприятия, например плановую, нормативную и разного рода справочную информацию. Внешняя информация - информация о внешней среде, например поставщиках и покупателях, ценах и др. Особо следует выделить информацию, содержащуюся в законодательных документах, нормативных актах, инструкциях по бухгалтерскому учету, которая не подлежит обработке, но регулярно используется в профессиональной деятельности бухгалтера и при разработке автоматизированных систем бухгалтерского учета.

По отношению к процессам преобразования входная информация подразделяется на обрабатываемую и необрабатываемую. Необрабатываемая информация не используется и не обрабатывается информационной системой учета, но содержится в поступающих документах. Такая информация, как правило, встречается в документах, которые используются не только учетными, но и другими функциональными службами. Входная обрабатываемая информация участвует в дальнейшей обработке и затем рассматривается как окончательный итог в виде результатной информации в выходных документах, т.е. отчетах.

Результатная информация вместе с необрабатываемой информацией составляет выходную информацию. По назначению она разделяется на внутреннюю информацию, которую используют учетные и другие функциональные службы предприятия для анализа, контроля, а также при выработке и принятии управленческих решений, и внешнюю информацию, предназначенную для внешних пользователей: банков, инвесторов, контрагентов, государственных органов управления и т.п.

Представим положение автоматизированной системы бухгалтерского учета в системе управления предприятием в виде схемы на рис. 6. Согласно рис. 6 автоматизированная система бухгалтерского учета, являясь неотъемлемой частью автоматизированной информационной системы, ограничена предметной областью и занимает одно из важнейших мест в информационных системах хозяйствующего субъекта, оперативно обеспечивая руководство предприятия учетной информацией для принятия управленческих решений.

Итак, в информационной системе предприятия одно из важнейших мест занимает система бухгалтерского учета, предназначенная для осуществления сбора, регистрации, передачи, накопления, хранения и обработки учетных данных, а также для составления отчетности различным пользователям.

Бухгалтерская финансовая отчетность в РФ - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Результативность управления предприятием в значительной степени определяется уровнем его организации и качеством информационного обеспечения. В системе информационного обеспечения особое значение имеют бухгалтерские данные, а отчетность становится основным средством коммуникации, обеспечивающим достоверное представление информации о финансовом состоянии предприятия.

С окончанием календарного года завершается финансовый год. Наступает время подведения итогов работы организации. Для этого и составляется финансовая (бухгалтерская) отчетность, основной формой которой является годовой баланс. Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, необходима как внутренним пользователям (руководству организации, учредителям, собственникам ее имущества), так и внешним (кредиторам предприятия, потенциальным инвесторам, налоговым органам, органам статистики). На основании бухгалтерской отчетности собственники будут распределять прибыль организации, кредиторы - принимать решения о выдаче займов, инвесторы - о целесообразности капиталовложений. Налоговым органам бухгалтерская отчетность необходима для контроля за правильностью исчисления налогов. Росстат на основе бухгалтерской отчетности формирует сводные данные об экономическом положении в стране.

Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности регулируется Федеральным законом от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета) и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности установлены единые правила. Это необходимо для того, чтобы все организации единообразно отражали в учете хозяйственные операции и необходимые показатели отчетности, а все пользователи этой информации могли ее одинаково прочитать. Финансовую отчетность представляют не только в налоговые органы, но также инвесторам и кредитным организациям. Кроме того, отчетность необходима для планирования и оптимизации налоговых платежей компании.

Организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года. Следовательно, последним днем представления отчетности будет 31 марта 2007 г. Но годовая бухгалтерская отчетность не может быть представлена ранее 60 дней по окончании отчетного года. Таким образом, отчетность должна быть представлена в период со 2 по 31 марта 2007 г. включительно.

Статьей 15 Закона «О бухгалтерском учете» определен перечень пользователей бухгалтерской отчетности, которым отчетность представляется в обязательном порядке. Это учредители, участники организации или собственники ее имущества, территориальные органы государственной статистики. Кроме того, организации обязаны представлять бухгалтерскую отчетность (в том числе и годовую) в налоговые органы. Это требование зафиксировано в пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Организации, создавшие обособленные подразделения, должны представлять бухгалтерскую отчетность дополнительно и в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений. Это положение следует из п. 1 ст. 83 НК РФ, которым предусмотрена постановка на налоговый учет организации по месту нахождения ее обособленных подразделений. Таким образом, в налоговом органе по месту нахождения каждого из обособленных подразделений на учете состоит сама организация, а не ее обособленное подразделение.

Поэтому организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны представлять в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений бухгалтерскую отчетность головной организации.

Помимо этого за непредставление бухгалтерской отчетности или отказ от ее представления в государственные контролирующие органы предусмотрена и административная ответственность. Статьей 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях за такие нарушения на должностных лиц организации налагается штраф в сумме от трех до пяти МРОТ (от 300 до 500 руб.).

Финансовая отчетность подразделяется на виды в зависимости:

) от периода составления (месячная, квартальная, годовая отчетность);

) от органа представления (финансовую отчетность представляют не только в налоговые органы, но также инвесторам и кредитным организациям);

) от отрасли организации, отчетность которой составляется;

) от того, получает ли организация, составляющая отчетность, бюджетные средства. Так, организациям, получающим бюджетные средства, в составе бухгалтерской отчетности необходимо представлять отчетную информацию о характере использования бюджетных средств по формам, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

) от того, подлежит ли организация обязательному аудиту. В случае если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности;

) от масштабов предприятия. Так, малые предприятия имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), пояснительную записку;

) является ли организация коммерческой или некоммерческой. Так, некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) при отсутствии соответствующих данных. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).

В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие формы: Бухгалтерский баланс (форма №1); Отчет о прибылях и убытках (форма №2); Отчет об изменениях капитала (форма №3); Отчет о движении денежных средств (форма №4); Приложение к Бухгалтерскому балансу (форма №5).

Бухгалтерский баланс в отличие от других отчетных форм, содержащих определенную информацию об изменениях отдельных объектов учета или хозяйственных процессах, содержит информацию о состоянии хозяйственных средств и источниках их образования на определенную дату как результате хозяйственной деятельности. Поэтому отдельные статьи баланса, характеризующие состояние средств на начало года и конец отчетного периода, служат для контроля и взаимоувязки показателей других форм отчетности, отражающих движение отдельных видов средств или их назначение.

Помимо вышеуказанных форм в состав отчетности включаются Пояснительная записка и аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации.

Аудиторское заключение в обязательном порядке включается в состав отчетности, если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. В случае если организация не подлежит обязательному аудиту, но решила самостоятельно его провести, такое аудиторское заключение может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.

Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6) рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности только некоммерческих организаций.

Субъекты малого предпринимательства имеют право представлять бухгалтерскую отчетность в меньшем объеме и в упрощенном виде. Если субъект малого предпринимательства подлежит обязательному аудиту и у него отсутствуют данные для заполнения форм N №3, 4 и 5, то эти формы в состав отчетности могут не включаться.

Если обязанности по проведению обязательного аудита у субъекта малого предпринимательства нет, то он имеет право кроме вышеперечисленных форм (независимо от факта наличия или отсутствия данных) не представлять и пояснительную записку, а также не делать расшифровок к основным показателям Баланса и Отчета о прибылях и убытках.

Общественные организации (объединения), которые не ведут предпринимательскую деятельность и не имеют оборотов по продаже товаров (работ, услуг) кроме выбывшего имущества, в составе бухгалтерской отчетности не представляют Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) и пояснительную записку.

Помимо положений по бухгалтерскому учету Минфин России разрабатывает и формы отчетности с инструкциями по их заполнению.

Приказом определен перечень показателей бухгалтерской отчетности, которые обобщают органы статистики по всем организациям (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений). Именно таким показателям и присвоены обязательные коды. Остальные показатели, которые не включены в перечень, кодировать не нужно. Этот совместный Приказ распространяется только на формы бухгалтерской отчетности, представляемые в органы статистики. Кодировка показателей отчетности, предназначенной для других пользователей, им не регламентируется. Но организации могут применять эту кодировку и во всех остальных случаях представления отчетности.

В бухгалтерскую отчетность организации должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности, изменениях в финансовом положении и т.д. Учитывая эти требования к отчетности, Минфин России считает, что каждая организация в обязательном порядке должна разработать свои собственные формы отчетности, в которых и будет представлена полная и достоверная информация, отражающая специфику работы данной организации.

Объем информации, содержащейся в представляемой отчетности, должен обеспечить ее достоверность, полноту, существенность, нейтральность, последовательность, сопоставимость и т.д. Исходя из этого принципа каждая организация должна определить состав форм и перечень показателей бухгалтерской отчетности в зависимости от специфики своей деятельности. Например, коммерческие организации, не относящиеся к крупным, могут раскрыть объем отчетной информации, ориентируясь на образцы форм бухгалтерской отчетности, которые рекомендованы Минфином.

Крупные коммерческие организации с несколькими видами деятельности этим объемом информации ограничиваться не должны. Таким организациям целесообразно, например, раскрывать финансовую информацию по видам деятельности. Поэтому при разработке и принятии своих форм бухгалтерской отчетности они могут включить в состав отчетности дополнительные формы и показатели. При этом существенная роль отводится пояснительной записке, в которой раскрывается значительная часть информации.

Данные об отдельных видах активов, обязательствах, доходах, расходах и т.д. должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно, если без знания о них заинтересованные пользователи не смогут правильно оценить финансовое положение организации или финансовые результаты ее деятельности. Это называется принципом существенности. Если какой-либо показатель отчетности несуществен, то он может быть объединен с аналогичным по характеру и назначению показателем в бухгалтерской отчетности. По общему правилу существенным считается показатель, нераскрытие которого может повлиять на экономические решения пользователей бухгалтерской отчетности, принятые на основе этой отчетности. Существенность показателя организация определяет самостоятельно. Критерием существенности признается сумма, отношение которой к итогу соответствующих данных за год составляет не менее 5%.

В типовой форме Бухгалтерского баланса, после названия групп соответствующих статей отсутствуют номера счетов бухгалтерского учета. Это не удобно.

Заполнение форм бухгалтерской отчетности происходит уже после того, как все хозяйственные операции за год отражены в соответствии с правилами учета, инвентаризацией подтверждено наличие активов и обязательств организации, по синтетическим и аналитическим счетам сформированы обороты, а вычисленные сальдо по счетам отражают реальное финансовое состояние организации. На этом этапе необходимо перенести в формы сальдо по соответствующим счетам (суммы оборотов) или необходимые данные из аналитических регистров бухгалтерского учета.

При заполнении Бухгалтерского баланса необходимо помнить, что согласно п. 40 Положения по ведению бухгалтерского учета не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами.

Это означает, что не следует вычислять сальдо между суммами дебиторской и кредиторской задолженности, учтенной, например, на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», и заносить его в актив Баланса либо в пассив. Суммы любой дебиторской задолженности должны отражаться в активе Баланса, а суммы кредиторской - в пассиве.

Итак, бухгалтерская финансовая отчетность отражает изменение финансового состояния организации за отчетный год. Важнейшей составной частью отчетности предприятия является баланс. В балансе получают отражение хозяйственно-расчетные отношения предприятия с другими предприятиями, с бюджетом и кредитными учреждениями, а также финансовые результаты деятельности предприятия.

2. Формирование финансовой отчетности как основы информационной системы финансового управления муниципальным предприятием «Фокстрот»

.1 Заполнение бухгалтерского баланса (форма №1) и отчета о прибылях и убытках (форма №2)

Особенности финансовой отчетности муниципальных предприятий (организаций) обусловлены особенностями их правового положения. Специфика таких предприятий состоит в том, что их имущество находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК РФ). Учреждается муниципальное предприятие органом местного самоуправления. Оно не может осуществлять любые виды деятельности, а должно заниматься лишь той деятельностью, которая определена в уставе. Однако такое предприятие вправе совершать сделки, необходимые ему для достижения целей, предусмотренных в уставе.

Законом о МСУ определяется состав имущества, которое может находиться у муниципальных образований. Оно должно использоваться только для решения вопросов местного значения, осуществления отдельных государственных полномочий и для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, работников муниципальных предприятий и учреждений. Если у муниципального образования возникают права собственности на иное имущество, это имущество должно быть перепрофилировано либо отчуждено. Данное правило является правовой гарантией реализации социального предназначения местного самоуправления, которое, согласно Закону о МСУ, состоит прежде всего в непосредственном обеспечении жизнедеятельности населения. Эти структуры образуются только для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Таким образом, практика создания предприятий, не связанных с задачами местного самоуправления (например, винно-водочных заводов), является незаконной.

Муниципальное предприятие «Фокстрот» (далее - МП) изготавливает электроустановочные изделия. В 2011 г. помимо производства продукции МП занималось реализацией покупных товаров - электропроводов. Часть производственных помещений сдавалась в аренду другой организации.

За 2011 г. в бухгалтерском учете МП были отражены следующие операции (таблица 1). В этой таблице показаны, конечно, не все операции, а только основные, т.е. те, которые необходимы для понимания алгоритма заполнения форм отчетности.

Как видим, информации достаточно много. Поэтому при описании порядка заполнения каждой формы по мере необходимости мы будем обращаться к этой таблице, а в необходимых случаях и привлекать дополнительные данные. Начнем с Бухгалтерского баланса. Для заполнения Баланса нам потребуются сальдо по счетам бухгалтерского учета МП «Фокстрот» на 1 января 2011 г. и на 1 января 2012 г. Эти данные приведены в таблице 2.

На основании этих данных и вышеизложенных правил, составим Баланс по форме №1.

Сразу после заполнения Баланса можно сделать расчет стоимости чистых активов на начало и конец 2011 г. Порядок расчета утвержден Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 №10н/03-6/пз для акционерных обществ, но его могут применять и муниципальные предприятия. В настоящей работе данный расчет не приводится - его итоговые результаты указываются в форме №3 «Отчет об изменениях капитала» в разделе «Справки» по строке 200.

В нашем примере величина чистых активов МП существенно превышает величину уставного капитала.

Если при заполнении Бухгалтерского баланса мы использовали сальдо по счетам бухгалтерского учета, то при заполнении Отчета о прибылях и убытках нам потребуются итоговые обороты за 2011 г. (с 1 января по 31 декабря включительно) по соответствующим счетам.

В Отчете необходимо привести данные за два года. В нашем случае в графе 3 приводятся данные за 2011 г., а в графе 4 - за 2010 г.

Те показатели, которые имеют отрицательное значение или должны вычитаться, записывают в круглых скобках.

Типовая форма Отчета о прибылях и убытках не содержит расшифровок выручки по различным видам деятельности организации и себестоимости проданных товаров, работ, услуг. Но если организация ведет несколько видов деятельности, то пользователи отчетности, возможно, захотят иметь точное представление о доходах и расходах от каждого из них. В этом случае организация вправе дополнить Отчет нужными строками.

Совместным Приказом Госкомстата и Минфина России от 14.11.2003 №475/102н для ряда показателей Отчета о прибылях и убытках, так же как и для Баланса, присвоены обязательные коды. Организации могут применить эту кодировку и во всех остальных случаях представления отчетности. При заполнении Отчета мы будем опираться на утвержденную кодировку показателей.

МП «Фокстрот» получило выручку от реализации в общей сумме 16 727 000 руб. без НДС.

Поскольку МП занимается и производством, и торговой деятельностью, принято решение раскрыть в отчетности суммы выручки по видам деятельности, которые составили:

от реализации готовой продукции - 14 026 000 руб.;

от реализации покупных товаров - 2 701 000 руб.

Себестоимость реализованных товаров (продукции) составила 12 490 000 руб., в том числе:

готовой продукции - 10 591 000 руб.;

покупных товаров - 1 899 000 руб.

Учетной политикой предусмотрено, что управленческие расходы по окончании каждого месяца списываются в дебет счетов учета затрат на изготовление готовой продукции и участвуют в расчете ее полной фактической себестоимости.

Коммерческие расходы списываются в полном объеме на себестоимость продаж (в дебет счета 90). Их сумма за 2011 г. составила 3 719 000 руб.

Помимо доходов по обычным видам деятельности МП получило за 2011 г. доход от сдачи части производственных площадей в аренду другой организации в сумме 336 000 руб. (без НДС). Так как сдача имущества в аренду не является предметом деятельности МП, эти доходы учитываются в составе операционных доходов.

В 2011 г. МП приобрело вексель банка номиналом 500 000 руб. за 420 000 руб. и 29 декабря 2011 г. погасило его. Операции с ценными бумагами также не являются для МП предметом деятельности, поэтому доход в размере 500 000 руб. включается в состав операционных.

В 2011 г. МП пользовалось банковскими кредитами и уплатило проценты в сумме 185 000 руб.

Кроме этого были произведены следующие расходы:

в состав операционных расходов включена оплата банку за расчетно-кассовое обслуживание в сумме 25 000 руб.;

начислены и отнесены на операционные расходы налоги на имущество и рекламу в сумме 41 000 руб.;

списаны на прочие операционные расходы затраты по аннулированным производственным заказам в сумме 172 000 руб.;

начислена амортизация по сданному в аренду помещению в сумме 8000 руб.;

списана на внереализационные расходы недостача на складе при отсутствии виновных лиц в сумме 22 000 руб.

Для заполнения строки 141 «Отложенные налоговые активы» необходимо взять итоговый оборот по дебету счета 09 в корреспонденции со счетом 68 и вычесть из него итоговый оборот по кредиту счета 09 в корреспонденции со счетом 68. Эта сумма составляет 5000 руб.

Данные для заполнения строки 142 «Отложенные налоговые обязательства» вычисляются аналогично. Для этого возьмем итоговый оборот по кредиту счета 77 в корреспонденции со счетом 68 и вычтем из него итоговый оборот по дебету счета 77 в корреспонденции со счетом 68. По условиям нашего примера эта сумма составит 15 080 руб.

Заполним исходя из этих данных графу 3 Отчета о прибылях и убытках (в тыс. руб. без десятичных знаков).

Сначала заполним раздел «Доходы и расходы по обычным видам деятельности».

По строке 010 отразим общую сумму выручки - 16 727 000 руб., а в дополнительных строках - выручку от реализации готовой продукции и выручку от реализации покупных товаров.

По строке 020 покажем общую сумму себестоимости проданных товаров - 12 490 000 руб., а в дополнительных строках - себестоимость реализованной готовой продукции и себестоимость покупных товаров.

Валовая прибыль по строке 029 определяется как разница суммы в строке 010 и суммы в строке 020 и составит 4 237 000 руб. В дополнительных строках валовую прибыль расшифруем: сумма валовой прибыли от реализации готовой продукции - 3 435 000 руб. и сумма валовой прибыли от реализации покупных товаров - 802 000 руб.

Коммерческие расходы в сумме 3 719 000 руб. записываются в строку 030.

Прибыль от продаж, отражаемая в строке 050, вычисляется как разница строк 029 и 030 и составит 518 000 руб.

Проценты в сумме 185 000 руб. за пользование банковскими кредитами отражаются в строке 070.

Доход от сдачи производственных площадей в аренду в сумме 336 000 руб. и сумму 500 000 руб., полученную от погашения векселя, запишем в строку 090. Общая величина операционных доходов составит 836 000 руб.

По строке 100 отразим плату за расчетно-кассовое обслуживание в сумме 25 000 руб., налоги на имущество и рекламу в сумме 41 000 руб., затраты по аннулированным производственным заказам в сумме 172 000 руб., сумму, за которую был приобретен вексель, - 420 000 руб. и сумму начисленной амортизации по сданному в аренду помещению - 8000 руб. Общая величина этих расходов составит 666 000 руб.

По строке 130 запишем сумму недостачи на складе - 22 000 руб.

В строке 140 вычислим сумму прибыли до налогообложения. Она составит 481 000 руб. (518 000 - 185 000 + 836 000 - 666 000 - 22 000).

Сумма текущего налога на прибыль по нашим данным составит 105 360 руб. (481 000 руб. х 24% + 5000 руб. (сумма отложенных налоговых активов) - 15 080 руб. (сумма отложенных налоговых обязательств)).

Сумма чистой прибыли, которую необходимо показать по строке 190, составит 366 000 руб. (481 000 + 5000 - 15 000 - 105 000 руб.).

Такая же сумма должна быть получена по счету 99 (в нашей сводной таблице на счет нераспределенной прибыли отнесена сумма 365 560 руб.).

В Бухгалтерском балансе отдельно эта сумма не показывается. В нем отражается сальдо нераспределенной прибыли на конец отчетного периода по счету 84.

Данные в графу 4 («За аналогичный период предыдущего года») переносятся из графы 3 Отчета о прибылях и убытках за 2010 г.

Подраздел «Справочно». Если организация выявила постоянные налоговые активы или обязательства, то эти данные отражаются по строке 200. В нашем примере в этой строке нужно показать сумму 30 000 руб. (125 600 руб. х 24% = 30 144 руб.). Она образовалась из-за того, что общая сумма уплаченных процентов за пользование кредитами (185 000 руб.) при налогообложении учитывается только в сумме 59 400 руб., остальная часть (125 600 руб.) при налогообложении не будет учтена ни в текущем налоговом периоде, ни в будущем.

В разделе формы №2 «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» раскрываются наиболее значительные внереализационные доходы и расходы:

Øначисленные штрафы, пени и неустойки за нарушение условий хозяйственных договоров;

Øприбыль или убыток прошлых лет, выявленные в отчетном году, суммы полученных или уплаченных в возмещение убытков, суммы курсовых разниц;

Øсуммы, перечисленные в резервы под снижение стоимости материальных ценностей и в резерв под обесценение финансовых вложений;

Øсуммы списанной дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности.

Заполненный Отчет о прибылях и убытках по форме №2 будет выглядеть следующим образом.

Отчет об изменениях капитала (форма №3) заполняют организации, в которых в соответствии с законодательством формируются уставный, добавочный, резервный капиталы. К таким организациям относятся акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Но мы рассматриваем муниципальное унитарное предприятие, поэтому данный отчет не составляем.

отчетность финансовый предприятие информационный

2.2 Заполнение отчета о движении денежных средств (форма №4) и приложения к Бухгалтерскому балансу (форма №5)

Как следует из расшифровки остатков по счетам бухгалтерского учета, остаток денежных средств в кассе на 1 января 2011 г. составляет 7000 руб., а на 1 января 2012 г. - 4000 руб. Остатки денежных средств на расчетном счете - 95 000 руб. и 173 000 руб. соответственно.

На расчетный счет и в кассу МП за 2011 г. от покупателей поступило 21 126 000 руб. (включая НДС).

Для изготовления готовой продукции и приобретения товаров было перечислено на:

оплату сырья, материалов, работ и услуг (включая НДС) - 11 674 000 руб.;

выплату заработной платы - 5 575 000 руб.;

уплату банку процентов по кредитам - 185 000 руб.;

уплату налогов, сборов (включая ЕСН, отчисления в ПФР, взносы на страхование от несчастных случаев и т.п.) - 3 104 000 руб.;

уплату банку за расчетно-кассовое обслуживание - 25 000 руб.

Эти расходы относятся к текущей деятельности.

МП приобретало вексель за 420 000 руб., а 29 декабря 2011 г. получило 500 000 руб. при его погашении.

В течение 2011 г. были оплачены основные средства производственного назначения на сумму 868 480 руб. (включая НДС).

Эти расходы относятся к инвестиционной деятельности.

К финансовой деятельности будут относиться следующие платежи и поступления.

МП увеличило уставный капитал на 150 000 руб. и получило доход от размещения своих активов в сумме 78 000 руб.

Был получен кредит в банке в сумме 800 000 руб. и частично погашены ранее полученные кредиты на сумму 728 000 руб.

На основании этих данных заполним форму №4 (см. приложение 5).

Заполнив раздел по текущей деятельности, нужно подсчитать сумму чистых денежных средств от текущей деятельности. Она составит 563 000 руб. (21 126 000 - 11 674 000 - 5 575 000 - 185 000 - 3 104 000 - 25 000).

Аналогичным образом после заполнения раздела «Движение денежных средств по инвестиционной деятельности» подсчитаем сумму чистых денежных средств. Она составит отрицательную величину 788 000 руб., которая показана в круглых скобках. Вычисляется она так: 500 000 руб. - 868 000 руб. - 420 000 руб.

Теперь подсчитаем чистые денежные средства от финансовой деятельности. Они составят 300 000 руб. (228 000 + 800 000 - 728 000).

В форме имеется и еще один расчетный показатель - это чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов. Он рассчитывается так.

Нужно взять сумму чистых денежных средств от текущей деятельности (563 000 руб. - положительная величина), прибавить к ней отрицательную величину чистых денежных средств от инвестиционной деятельности (-788 000 руб.) и прибавить сумму чистых денежных средств от финансовой деятельности (300 000 руб. - положительная величина).

В результате мы получим положительную величину увеличения денежных средств, равную 75 000 руб.

Для проверки правильности расчета нужно сложить сумму остатка денежных средств на начало года (102 000 руб.) с суммой увеличения денежных средств (75 000 руб.). Мы получим сумму денежных средств на конец года (177 000 руб.). Она должна совпасть с суммой, отраженной в графе 4 строки 260 Бухгалтерского баланса. Данные за прошлый год переносятся в графу 4 формы №4 из Отчета за 2010 г. из графы 3.

В Приложении к Бухгалтерскому балансу (форма №5) расшифровываются состав активов, принадлежащих организации, движение дебиторской и кредиторской задолженности, а также отдельные виды расходов и затрат организации.

Для заполнения Приложения потребуются данные аналитического учета к соответствующим счетам учета активов и обязательств, а также обороты по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Эта форма содержит большой объем информации, поэтому заполнять ее следует по отдельным разделам.

В разделе «Нематериальные активы» отражается информация о наличии и движении нематериальных активов организации, а также о суммах начисленной по ним амортизации. Эта информация отражается в двух таблицах. В таблице о наличии и движении нематериальных активов приводятся данные об их первоначальной стоимости, поступлении и выбытии. Для заполнения этой таблицы потребуются данные аналитического учета по счетам 04 и 05.

Расходы на НИОКР отражаются в специальной таблице «Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» формы №5.

Объекты, относящиеся непосредственно к нематериальным активам, нужно расшифровать по их видам.

Также по видам нематериальных активов приводится и расшифровка сумм начисленной по ним амортизации.

МП «Фокстрот» владеет нематериальными активами общей балансовой стоимостью на 1 января 2011 г. 62 000 руб., в том числе:

патентом на изобретение стоимостью 42 000 руб.;

свидетельством на товарный знак стоимостью 20 000 руб.

В 2011 г. новых нематериальных активов МП не приобретало. Выбытий нематериальных активов также не было.

На 1 января 2011 г. по ним была начислена амортизация в сумме 25 000 руб. На 1 января 2012 г. сумма амортизации достигла 31 000 руб.

За 2011 г. по патенту на изобретение начислена амортизация в сумме 4000 руб., а по товарному знаку - 2000 руб.

В разделе «Основные средства» содержится информация о наличии и движении основных средств организации. Они отражаются по первоначальной стоимости, а в отдельной таблице представлены суммы начисленной по ним амортизации. Для заполнения указанных таблиц помимо сальдо и оборотов по счетам 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств» потребуются данные аналитического учета к этим счетам. В отдельной таблице необходимо расшифровать суммы начисленной амортизации по видам основных средств на 1 января 2011 г. и на 1 января 2012 г. При этом суммы начисленной амортизации отражаются по укрупненным группам:

здания и сооружения;

машины, оборудование, транспортные средства;

другие объекты основных средств.

В этой же таблице показывается общая первоначальная стоимость основных средств, переданных в аренду другим организациям. Из состава этой суммы необходимо выделить стоимость переданных в аренду зданий и сооружений.

Помимо этого требуется указать и стоимость основных средств, которые организация сама получила в аренду. Такие основные средства должны учитываться на забалансовом счете 001. Причем арендованные основные средства также подлежат расшифровке по видам. Для этого нужно использовать аналитические данные по забалансовому счету 001.

Отдельно раскрывается информация о законсервированных объектах основных средств (для этого используются данные аналитического учета к счету 01) и об объектах недвижимости, которые приняты в эксплуатацию, но процесс их государственной регистрации еще не закончен. Сведения об эксплуатируемых, но еще не зарегистрированных объектах указываются либо на основании аналитических данных к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы», либо по данным специально открытого субсчета к счету 01 (в зависимости от того, на каком счете они учитываются).

В подразделе «Справочно» отражаются результаты от проведенной переоценки основных средств. В графе 3 этого подраздела следует указать суммы переоценки первоначальной стоимости основных средств и начисленной амортизации на 1 января 2012 г., а в графе 4 - на 1 января 2011 г. Эти данные сопоставляются с данными разд. 1 «Изменение капитала» Отчета об изменениях капитала (форма №3).

В строке 171 показываются суммы увеличения или уменьшения первоначальной стоимости основных средств, а в сроке 172 - изменение сумм начисленной амортизации по основным средствам, которое произошло из-за переоценки. Если стоимость основных средств уменьшилась, то величина уценки должна быть показана в круглых скобках.

Если проводились работы по достройке, дооборудованию, реконструкции основных средств, то суммы, увеличившие их первоначальную стоимость, отражаются по строке «Изменение стоимости объекта основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации».

На 1 января 2011 г. МП «Фокстрот» владело основными средствами по первоначальной стоимости с учетом проведенной на начало 2011 г. переоценки на общую сумму 1 420 000 руб. Сумма начисленной амортизации на эту же дату составила 521 000 руб. Эти основные средства распределяются по видам следующим образом:

здания - 300 000 руб.;

сооружения и передаточные устройства - 120 000 руб.;

машины и оборудование - 480 000 руб.;

земельные участки - 350 000 руб.

В 2011 г. были оприходованы следующие виды основных средств на общую сумму 736 000 руб.:

здание для расширения сборочного цеха - 260 000 руб.;

производственная линия - 356 000 руб.;

грузовой автомобиль - 120 000 руб.

Суммы начисленной амортизации по видам основных средств составили (руб.)

На 01.01.2011На 31.12.2011Амортизация основных средств - всего521 000647 000В том числе здания и сооружения205 000257 000машины, оборудование, транспортные средства316 000390 000

На основании этих данных заполняем раздел «Основные средства».

Раздел «Доходные вложения в материальные ценности» заполняют организации, которые получают доходы от сдачи имущества в аренду, лизинг или напрокат. Материальные ценности, приобретенные организацией для этих целей, учитываются в бухгалтерском учете на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Амортизация таких ценностей учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств» отдельно от амортизации основных средств, используемых в организации. Этот раздел заполняется аналогично разделу «Основные средства».

МП «Фокстрот» имущества, предназначенного специально для передачи в аренду, не имеет, поэтому данный раздел оно не заполняет.

Раздел «Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» предназначен для отражения информации о расходах организации на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, выполняемые для собственных нужд. В данном разделе указываются сумма затрат на НИОКР, числящаяся на 1 января 2011 г.; суммы затрат, произведенные в 2011 г.; суммы затрат, списанные на затраты по изготовлению продукции в течение года, и суммы затрат на конец года. Общая сумма таких расходов отражается по строке 310 «Всего» с распределением по видам. Для заполнения строки 310 используются данные счета 04, субсчет «Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». В подразделе «Справочно» по строке 320 указываются суммы расходов по незаконченным НИОКР и по работам, которые не дали положительного результата. Такие суммы учитываются по счету 08 на отдельном субсчете «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ». В случае когда выявлен отрицательный результат по проводившимся НИОКР, такие суммы списываются на внереализационные расходы в дебет счета 91. Они показываются по строке «Сумма не давших положительных результатов расходов на НИОКР, отнесенных на внереализационные расходы». Причем здесь необходимо указать и суммы за прошлый год.

МП «Фокстрот» никаких НИОКР ни в 2011, ни в 2010 г. не выполняло, поэтому данный раздел оно не заполняет.

В разделе «Расходы на освоение природных ресурсов» организации отражают данные о расходах на освоение природных ресурсов: на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера. Раздел заполняется так же, как и раздел «Расходы на НИОКР». МП «Фокстрот» таких расходов ни в 2011, ни в 2010 г. не производило, поэтому данный раздел оно не заполняет.

В разделе «Финансовые вложения» отражается информация о долгосрочных и краткосрочных финансовых вложениях по правилам ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений».

Все финансовые вложения, принадлежащие организации, нужно распределить на долгосрочные и краткосрочные и указать суммы остатков на 1 января 2011 г. и на 31 декабря 2011 г. Критерий отнесения финансовых вложений к краткосрочным или долгосрочным зависит от срока их обращения (погашения). Если финансовые вложения обращаются менее 12 месяцев, то они относятся к краткосрочным, если более 12 месяцев - к долгосрочным. Примером долгосрочных финансовых вложений могут служить вклады в уставные капиталы других организаций.

Далее эти остатки распределяются по видам финансовых вложений. Причем из общей суммы финансовых вложений необходимо выделить те виды финансовых вложений, которые имеют текущую рыночную стоимость. Поскольку финансовые вложения учитываются на счете 58 «Финансовые вложения» и на субсчете 3 «Депозитные счета» к счету 55 «Специальные счета в банках», целесообразно сразу организовать их аналитический учет по видам и длительности обращения. В данном разделе отражается информация о финансовых вложениях только по состоянию на начало и конец года. Информация о движении финансовых вложений в течение года не отражается.

В 2011 г. МП «Фокстрот» приобрело вексель банка номиналом 500 000 руб. со сроком обращения 90 дней за 420 000 руб. и 29 декабря 2011 г. погасило его. Согласно ПБУ 19/02 такой вексель банка относится к краткосрочным финансовым вложениям и учитывается на счете 58. Однако учитывая, что вексель был погашен до 1 января 2012 г., сальдо по счету 58 у МП отсутствует и поэтому раздел «Финансовые вложения» оно не заполняет.

В разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность» расшифровываются суммы кредиторской и дебиторской задолженности организации с распределением на долгосрочную и краткосрочную. Распределение задолженности необходимо произвести по состоянию на 1 янв. 2011 г. и на 31 дек. 2011 г.

Дебиторская задолженность.

По строке «краткосрочная - всего» показывается общая сумма задолженности перед организацией, которую она должна получить в течение 12 месяцев.

Далее задолженность расшифровывается по видам: задолженность покупателей и заказчиков за реализованные товары (работы, услуги); суммы выданных авансов; суммы прочей задолженности.

Эти сведения группируются на основании информации о суммах дебиторской задолженности по счетам 62, 76, 60, субсчет «Расчеты по выданным авансам», 71, 73, 75, 76 и др.

По строке «долгосрочная - всего» показывается дебиторская задолженность, срок погашения которой более 12 месяцев. Она также расшифровывается по видам (аналогично краткосрочной задолженности).

Сумма строк «краткосрочная» и «долгосрочная» даст общую сумму дебиторской задолженности.

Кредиторская задолженность.

По строке «краткосрочная - всего» отражается общая сумма задолженности организации, которую она должна погасить в течение 12 месяцев.

Эта задолженность расшифровывается по кредиторам:

qпоставщики и подрядчики;

qпокупатели по полученным авансам;

qбюджет (по налогам и сборам);

qбанки (по кредитам);

qдругие организации (физические лица) по займам;

qпрочая задолженность.

Эти сведения группируются на основании сумм кредиторской задолженности по счетам 60, 62, субсчет «Авансы полученные», 68, 69 в части ЕСН, 66.

Прочую задолженность составляют суммы невыплаченной заработной платы (счет 70), задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование (счет 69), страховым взносам от несчастных случаев на производстве (счет 69), расчеты с подотчетными лицами (счет 71) и т.д.

По строке «долгосрочная - всего» отражается общая сумма долгосрочной кредиторской задолженности, из которой выделяются отдельно суммы полученных кредитов и займов (счет 67).

Общая сумма кредиторской задолженности отражается по строке «Итого».

Краткосрочная дебиторская задолженность МП «Фокстрот» складывается из следующих сумм (руб.)

Наименование и номер счетаПо дебетуНа 01.01.2011На 31.12.201160/ «Расчеты по авансам выданным»25 000-62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»98 000286 00076 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»37 000161 000

Эти суммы мы покажем по соответствующим строкам как краткосрочную дебиторскую задолженность. Долгосрочной дебиторской задолженности у МП нет.

Краткосрочная кредиторская задолженность МП «Фокстрот» складывается из следующих сумм (руб.)

Наименование и номер счетаПо кредитуНа 01.01.2011На 31.12.201160 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»268 000412 00062/ «Расчеты по авансам полученным»-143 000Расчеты по налогам и сборам - всего194 000198 000В том числе: 68 «Расчеты по налогам и сборам»96 000102 00069 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в части ЕСН98 00096 00066 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»380 000452 000Прочая задолженность - всего403 000448 000В том числе: 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в части отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве7 0008 00069 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в части отчислений в ПФР64 00073 00070 «Расчеты с персоналом по оплате труда»276 000315 00071 «Расчеты с подотчетными лицами»3 0007 00076 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»53 00045 000

В состав долгосрочной кредиторской задолженности включаются также остатки на 1 января 2011 г. и на 1 января 2012 г. по счету 77 «Отложенные налоговые обязательства». В нашем примере они составляют 18 000 руб. и 33 000 руб. соответственно.

На основании этих данных заполняем раздел «Дебиторская и кредиторская задолженность».

Раздел «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)». Здесь необходимо расшифровать расходы организации за отчетный и прошлый годы, признанные расходами по обычным видам деятельности согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 №33н. Такими расходами признаются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Расходы по обычным видам деятельности группируются по пяти элементам, предусмотренным п. 8 ПБУ 10/99:

qматериальные затраты;

qзатраты на оплату труда;

qотчисления на социальные нужды;

qамортизация;

qпрочие затраты.

Для заполнения этого раздела можно использовать информацию о признанных расходах, отраженную по дебету счетов учета затрат на производство и реализацию, и данные аналитического учета к этим счетам.

Необходимо помнить, что расходы по обычным видам деятельности, сгруппированные по соответствующим элементам, включают в себя все расходы в целом по организации, но без учета внутрихозяйственного оборота.

К внутрихозяйственному обороту относятся затраты, связанные с передачей изделий, продукции, работ и услуг внутри организации для нужд собственного производства, обслуживающих хозяйств и др.

В этом же разделе указываются данные об изменении (увеличении или уменьшении) остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов.

МП «Фокстрот» осуществляет два вида деятельности - производство и реализацию готовой продукции и реализацию покупных товаров. Расходы, связанные с их осуществлением, признаются организацией расходами по обычным видам деятельности. Организацией принято решение раскрыть в отчетности доходы и расходы по каждому виду деятельности.

На основании данных аналитического учета к счетам учета затрат на производство и реализацию признанные в 2011 и в 2010 гг. расходы группируются следующим образом (тыс. руб.):

Элементы затрат2011 г.2010 г.Изготовление продукцииРеализация товаровИзготовление продукцииРеализация товаровМатериальные затраты5 2502503 570190Затраты на оплату труда3 9382 3622 6381 788Отчисления на социальные нужды1 461877993667Амортизация1222952Прочие затраты252228171173Итого затрат11 0233 7197 4672 820

В 2011 г. у МП произошло уменьшение остатков незавершенного производства на 34 000 руб. На 1 января 2011 г. сальдо по счету 20 составляло 215 000 руб., а на 1 января 2012 г. - 181 000 руб.

Резервов предстоящих расходов МП не образовывало.

Исходя из этих данных заполняем раздел «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)».

В разделе «Обеспечения» организации показывают суммы и виды обеспечений, выданных и полученных по состоянию на 1 января 2011 г. и на конец 2011 г. по данным учета, отраженных на забалансовых счетах.

В состав обеспечений полученных включаются векселя двух видов:

qвекселя покупателей товаров (работ, услуг), выданные ими организации в обеспечение оплаты товаров;

qвекселя организаций, являющихся заемщиками, выданные ими организации в обеспечение гарантии возврата полученного займа.

Кроме этого, к обеспечениям полученным относится имущество, полученное организацией в залог и учитываемое на забалансовых счетах.

К выданным обеспечениям относятся собственные векселя организации, выданные ею поставщикам при приобретении товаров, работ, услуг, а также собственные векселя, выданные организации-заимодавцу при получении займов.

К выданным обеспечениям относится и имущество, переданное организацией в залог.

По условиям нашего примера МП «Фокстрот» обеспечений не получало и само их не выдавало, поэтому этот раздел оно не заполняет.

В разделе «Государственная помощь» отражаются полученные организацией из бюджета средства в виде субсидий, субвенций и бюджетных кредитов.

Заполнив все необходимые формы бухгалтерской отчетности, бухгалтер должен быть уверен, что все сделано правильно. Для этого нужно проверить взаимоувязку показателей отчетных форм. Такая проверка является одной из важнейших процедур, завершающих составление бухгалтерской отчетности. При проверке необходимо сверить основные показатели Бухгалтерского баланса (форма №1) с данными других отчетных форм.

Заполнив и проверив формы бухгалтерской отчетности, можно переходить к заполнению Декларации по налогу на прибыль.

Заключение

Бухгалтерский учет в отличие от оперативного и статистического учета признан всеобъемлющим и наиболее достоверным видом учета, так как организует непрерывное отражение всех фактов хозяйственной жизни на основании первичных учетных документов с момента создания предприятия и на протяжении всей его деятельности в хронологическом порядке. Он представляет количественную информацию и отличается тем, что оперирует данными только в денежных единицах измерения, хотя при необходимости для уточнения денежной информации применяется информация, выраженная в натуральных и трудовых показателях.

Показатели первичного бухгалтерского учета обобщаются, в результате чего формируются данные, необходимые для статистических сводок и группировок, экономического (и в первую очередь финансового) анализа, оперативного управления, устранения недостатков в работе и для выявления неиспользованных внутренних резервов предприятия. Таким образом, дополняя друг друга, данные различных видов учета позволяют получить целостную картину состояния объекта.

В зависимости от цели использования учетной информации в российском учете различают внутренних и внешних пользователей.

Внутренние пользователи используют учетную информацию в целях управления организацией. Принятие управленческих решений внутренними пользователями осуществляется на основе внутрихозяйственной отчетности.

Внешние пользователи, изучив предоставленную публичную информацию бухгалтерского финансового учета (финансовую отчетность), оценивают финансовое состояние и положение организации в зависимости от финансовых интересов.

В процессе преобразования информации в условиях применения автоматизированных систем важнейшей частью технических средств являются компьютеры, осуществляющие автоматический процесс обработки данных посредством соответствующего программного обеспечения. Применение компьютеров в процессе обработки информации позволяет выделить следующие характерные признаки:

) компьютер из вспомогательного средства становится определяющим фактором организации учетного процесса;

) компьютеризация охватывает все без исключения этапы обработки учетной информации: сбор первичной информации, накопление и обработку данных, формирование отчетности;

) обеспечение оперативности при передаче учетной информации, а также при обработке учетных данных;

) возможность моделирования на основе учетных данных в процессе анализа фактов хозяйственной жизни.

Таким образом, в процессе преобразования учетной информации с помощью компьютеров в системе бухгалтерского учета решаются задачи обеспечения оперативной обработки информации, автоматизации синтетического и аналитического учета, а также автоматизированного формирования всех видов отчетности, предоставляемой внешним и внутренним пользователям. Для реализации этого информационного процесса требуются соответствующие формы организации работы, технические средства, методы и способы преобразования данных, а также персонал определенной квалификации. Все эти элементы составляют автоматизированную систему бухгалтерского учета предприятия.

Финансовая (бухгалтерская) отчетность в РФ - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Результативность управления предприятием в значительной степени определяется уровнем его организации и качеством информационного обеспечения. В системе информационного обеспечения особое значение имеют бухгалтерские данные, а отчетность становится основным средством коммуникации, обеспечивающим достоверное представление информации о финансовом состоянии предприятия.

Представление годовой бухгалтерской отчетности производится в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 №43н), а также остальных положений по бухгалтерскому учету;

Приказа Минфина России от 22.07.2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

совместного Приказа Госкомстата России и Минфина России от 14.11.2003 №475/102н «О кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики».

Важнейшей составной частью отчетности предприятия является баланс. В нем на определенную дату отражаются показатели, характеризующие величину и состав средств предприятия (актив), источники формирования и целевое назначение их (пассив). В балансе получают отражение хозяйственно-расчетные отношения предприятия с другими предприятиями, с бюджетом и кредитными учреждениями, а также финансовые результаты деятельности предприятия. Наличие в отчетной форме баланса данных как о фактическом состоянии хозяйственных средств и их источниках, так и некоторых плановых показателей (нормативов оборотных средств, определяющих плановую потребность предприятия в собственных оборотных средствах, суммы устойчивых пассивов в покрытие нормативов) дает возможность анализировать финансовое положение предприятия и определять выполнение плана по прибыли.

Таким образом, бухгалтерский баланс является важнейшим отчетным документом, который используется как на самом предприятии (объединении), так и в государственных органах управления для осуществления контроля за деятельностью предприятия.

Следует отметить, что сегодня существенно изменены состав, содержание, сроки и адреса представления бухгалтерской отчетности, формы отчетности в значительной мере соответствуют международной практике, она стала публичной и доступной для любых сторонних пользователей.

Список литературы

1.Гражданский кодекс РФ. По сост. на 1 авг. 2012 г. // СПС «Консультант-Плюс».

2.Налоговый кодекс РФ. По сост. на 1 авг. 2012 г. // СПС «Консультант-Плюс».

.Федеральный закон от 11 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях». По сост. на 1 авг. 2012 г. // СПС «Консультант-Плюс».

.Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете». По сост. на 1 авг. 2012 г. // СПС «Консультант-Плюс».

.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По сост. на 1 авг. 2012 г. // СПС «Консультант-Плюс».

.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. №31н). По сост. на 1 авг. 2012 г. // СПС «Консультант-Плюс».

3.Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия». ПБУ 1/98. Утверждено Приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. №60н. По сост. на 1 авг. 2012 г. // СПС «Консультант-Плюс».

4.Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/1999 г. Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. №43н. По сост. на 1 авг. 2012 г. // СПС «Консультант-Плюс».

5.«О формах бухгалтерской отчетности организации». Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. №67н. По сост. на 1 авг. 2012 г. // СПС «Консультант-Плюс».

6.Абчук, В.А. Прогнозирование в бизнесе, менеджменте и маркетинге: [Текст] / В.А. Абчук. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 448 с.

7.Автоматизированные информационные технологии в экономике: [Текст] / М.И. Семенов, И.Т. Трубилин, В.И. Лойко, Т.П. Барановская. Под общ. ред. И.Т. Трубилина. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 416 с.

.Бреславцева, Н.А., Медведева, О.В., Нораревян, Г.Г. Бухгалтерское дело: [Текст] / Н.А. Бреславцева. - М: Приор-издат, 2004. - 160 с.

.Бычкова, С.М., Ивахненков, С.В. Информационные технологии в бухгалтерском учете и аудите: [Текст] / Под ред. С.М. Бычковой. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - 216 с.

.Васильева, Л.С., Ряховский, Д.И., Петровская, М.В. Бухгалтерский управленческий учет. Порядок постановки и основные направления развития: [Текст] / Л.С. Васильева. - М.: Эксмо, 2008. - 314 с.

.Васильева, О. Роль информационных управленческих систем в деятельности кампании: [Текст] / О. Васильева // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2008. - №35. - С. 5 - 7.

.Вендров, А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: [Текст] / А.М. Вендров. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 544 с.

.Гусева, Т.М., Шеина, Т.Н. Основы бухгалтерского учета: теория, практика: [Текст] / Под ред. профессора В.Г. Гетьмана. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 352 с.

.Жарылгасова, Б.Т., Суглобов, А.Е. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности: Учебное пособие: [Текст] / Б.Т. Жарылгасов. - М.: Экономистъ, 2004. - 297 с.

.Зырянова, Т.В., Колесников, С.И. Качественные характеристики бухгалтерской (финансовой и управленческой) информации в бюджетных учреждениях: [Текст] / Т.В. Зырянова и др. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2008. - №11. - С. 18 - 22.

.Зырянова, Т.В., Скребкова, Ж.Р. Моделирование учетного процесса в условиях автоматизации: [Текст] / Т.В. Зырянова и др. // Все для бухгалтера. - 2007. - №23. - С. 35 - 42; 2007. - №24. - С. 34 - 41.

.Ивашкевич, В.Б., Куликова, Л.И. Бухгалтерское дело: Учебное пособие: [Текст] / В.Б. Ивашкевич и др. - М.: Экономистъ, 2005. - 523 с.

.Илышева, Н.Н., Михайлов, О.В. Учет, оценка и управление нематериальными активами: [Текст] / Н.Н. Илышева, О.В. Михайлов. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. - 314 с.

.Кондаков, Н.П., Иванова, М.А. Бухгалтерский управленческий учет: [Текст] / Н.П. Кондаков и др. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 368 с.

.Куттер, М.И. Теория бухгалтерского учета: [Текст] М.И. Куттер. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 592 с.

.Липунцов, Ю.П. Управление процессами. Методы управления предприятием с использованием информационных технологий: [Текст] / Ю.П. Липунцов. - М.: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2003. - 224 с.

.Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера: [Текст] / Е.В. Михеева, О.И. Титова. - М.: ИЦ «Академия», 2005. - 208 с.

.Палий, В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебник: [Текст] / В.Ф. Палий. - М.: ИНФРА, 2005. - 472 с.

.Пашин, О.М. Электронный документооборот в страховой компании: [Текст] / О.М. Пашин // Финансовый менеджмент в страховой компании. - 2007. - №4. - С. 22 - 26.

.Райзберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш. Словарь современных экономических терминов: [Текст] / Около 2,5 тыс. терминов современной экономики. Изд. 2-е, перераб. - М.: Айрис-Пресс, 2007. - 480 с.

.Скребкова, Ж.Р. Автоматизированная система бухгалтерского учета в информационной системе предприятия: [Текст] / Ж.Р. Скребкова // Все для бухгалтера. - 2007. - №22. - С. 21 - 25.

.Смирнов, Е.Е. Финансовая отчетность - 2008: в преддверии серьезных законодательных решений: [Текст] / Е.Е. Смирнов // МСФО и МСА в кредитной организации. - 2008. - №2. - С. 11 - 14.

.Федорова, Г.В. Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа и аудита: [Текст] / Г.В. Федорова. - М.: Омега-Л, 2006. - 304 с.

.Хан Дитгер, Хунгенберг Харальд. Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга: Пер. с нем.: [Текст] / Под ред. Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича и др. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 928 с.

.Шеремет, А.Д., Николаева, О.Е., Полякова, С.И. Управленческий учет: [Текст] / Под ред. А.Д. Шеремета. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. - 342 с.

.Шуремов, Е.Л., Умнова, Э.А., Воропаева, Т.В. Автоматизированные информационные системы бухгалтерского учета, анализа, аудита: [Текст] / Е.Л. Шумеров и др. - М.: Перспектива, 2005. - 363 с.

Похожие работы на - Информационная система финансового управления предприятием

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!