Анализ налогообложения предприятия в современных условиях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    97 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ налогообложения предприятия в современных условиях

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА КАК ВНЕШНИЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Налоговая система Российской Федерации: сущность, принципы, современное состояние

1.2 Анализ особенностей налоговой системы развитых государств

.2.1 Налоговая система США

1.2.2 Налоговая система Канады

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

.1 Общая финансово-экономическая характеристика предприятия

2.2 Анализ динамики и структуры налоговых платежей объекта исследования

2.3 Влияние налоговых платежей на результаты деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. В переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

В налогах заложены большие возможности по регулированию социально - экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т. п.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены возможности и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Объект исследования - ОАО "ВЭЛАН", основные виды деятельности которого заключаются в производстве и реализации низковольтной электроаппаратуры во взрывозащищённом и общепромышленном исполнениях, осуществлении капитального строительства и реконструкции действующих производственных и социальных объектов, производстве и реализации товаров народного потребления, оказании платных услуг населению, обслуживании организаций и частных лиц и другое. Целью данной работы заключается в рассмотрение налоговой системы РФ и развитых государств и в анализе системы налогообложения ОАО "ВЭЛАН".

Задачами данной работы являются:

рассмотрение налоговой системы Российской Федерации;

изучение особенностей налоговой системы развитых государств;

изложение финансово-экономической характеристики ОАО "ВЭЛАН";

анализ динамики и структуры налоговых платежей ОАО "ВЭЛАН";

изучение влияния налоговых платежей на результаты деятельности ОАО "ВЭЛАН".

Курсовая работа состоит из двух частей. В первой части рассматривается налоговая система государства, влияющая на функционирование предприятия. Во - второй части анализируется система налогообложения ОАО "ВЭЛАН".

1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА КАК ВНЕШНИЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1     Налоговая система Российской Федерации: сущность, принципы, современное состояние

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.

Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются в порядке и размере, установленном законом. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;

ставка налога - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога;

срок уплаты налога - срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока;

правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

НК РФ предусмотрено деление налогов и сборов по видам на три группы:

федеральные;

региональные;

местные.

Федеральные налоги установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. К федеральным налогам относятся, например, НДС, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, акцизы[2] .

Региональными являются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. В эту группу налогов входят: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес и другие.

К местным относятся налоги, установленные НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами представительских органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Земельный налог, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц - это местные налоги.

Деление налогов на федеральные, региональные и местные не зависит от бюджета или внебюджетного фонда, в который они направляются. Например, налог на доходы физических лиц, платится в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и относится к группе федеральных налогов.

До вступления в силу второй части НК РФ состав федеральных, региональных и местных налогов, взимаемых на территории страны, установлен статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 21181 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

По форме взимания различают налоги:

прямые;

косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как земельный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Косвенными налогами облагается оборот или операции по реализации, в результате чего фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа

Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя не только стоимость товара, работы, услуги, но и налоговые суммы, которые затем нужно перечислить государству. Косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Эти налоги переносят реальное налоговое бремя на конечного потребителя. При косвенном налогообложении налогоплательщиком является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим носителем налога - потребителем этого товара (работы или услуги). Примером косвенного налогообложения могут служить налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, и др. Поступления косвенных налогов в казну прямо не привязано к результатам финансово хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже в случае убыточной работы организации.

В основу классификации можно положить и такой признак, как плательщик налога. В этом случае следует выделить три группы:

налоги, плательщиками которых являются физические лица (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, переходящее в порядке наследования или дарения и др.);

налоги, плательщиками которых являются организации (налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций);

налоги, плательщиками которых являются организации и физические лица (земельный налог, транспортный налог, государственная пошлина).

По источнику, за счет которого организации уплачивают налоги, различают следующие налоги:

налоги, включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);

налоги, относимые на затраты (таможенная пошлина, налог на имущество организаций, налог на рекламу, земельный налог и др.);

налоги, уплачиваемые из прибыли - налог на прибыль и организаций;

налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающийся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль.

По степени обложения выделяют три группы налогов:

прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относятся, например, транспортный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения;

пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на рекламу, налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций и др.);

регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, единый социальный налог, налог на игорный бизнес).

В зависимости от направления использования собранных платежей налоги делятся на:

общие;

специальные.

Первые могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какие - либо иные нужды, кроме указанных в законе. Налог на прибыль, НДС - это общие налоги, а единый социальный налог - специальный[1].

В основу классификации налогов может быть положен и принцип распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней. Например: в Федеральный бюджет платятся такие налоги, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др., в бюджеты субъектов Российской Федерации - налог на прибыль, налог на имущество организаций, налог на доходы физических лиц; в местный бюджет - налог на рекламу, земельный налог и др. Распределение налоговых платежей между бюджетами определяется ежегодно в Федеральном законе Российской Федерации "О Федеральном бюджете".

По времени уплаты налоги бывают:

текущие;

единовременные;

чрезвычайные.

Текущие налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом, получения дохода в результате осуществления какой-либо деятельности. Например, НДС платится ежемесячно или ежеквартально, а транспортный налог - ежегодно.

Уплата единовременных налогов связана с совершением каких-либо нерегулярных событий. Это относится, например, к налогу на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, обязанность уплаты которого возникает у физического лица при наследовании или получении в дар жилого дома, дачи, садового домика, автомобиля, ценных бумаг и другого имущества.

Чрезвычайные налоги могут вводиться государством в особых случаях, например, начало военных действий

Совокупность предусмотренных законодательством налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а так же принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля образует налоговую систему.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны. При формировании налоговой системы исходят из следующего ряда принципов:

. Виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов имеют силу закона.

. Сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечить соблюдение экономических интересов участников общественного производства. Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, т.к это позволяет планировать деятельность.

. Обязателен механизм защиты от двойного налогообложения.

. Налоги должны быть разделены по уровням изъятия.

. Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий. Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги.

. Единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящей целевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием НТП, защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержка предпринимательства.

. Система налогообложения должна быть комплексной при умелом сочетании разных способов налогообложения. Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить много маленьких налогов, чем один большой.

. Обязательны простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора, избежание чрезмерной тяжести. Налоги по способу взимания бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

Построение налоговой системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между ее элементами. Каковы эти взаимосвязи? Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере.

Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога - его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа - фискальной.

Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.

Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутри-, так и внешне системных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований).

По своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.

В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.

Особое место в российской налоговой системе занимает единый социальный налог, поступления по которому зачисляются как в бюджетную систему страны, так и в соответствующие государственные внебюджетные социальные фонды[5].

При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.

Однако необходимо особо отметить, что уровень собираемости прямых налогов превышает аналогичный показатель для косвенных налогов. В частности, с 1997 по 2000 г. собираемость по налогу на прибыль обеспечивалась не менее 74-96,5 %, тогда как в этот же период собираемость НДС составляла 63-82,9 %. Поэтому фактические поступления косвенных налогов были ниже объемов бюджетных доходов от прямого налогообложения.

На сегодняшний день поступления от налогов, сборов специальных налоговых режимов распределились следующим образом: НДС - 29,7 %, НДПИ - 14,9 %, налог на прибыль организации - 8,3 %, акцизы - 1,8 % и т.д.

Основу функционирования налоговой системы РФ на современном этапе составляет НК РФ, в соответствии с которым законодательство РФ о налогах и сборах включает в себя:

НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;

законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ;

нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей. Часть первая (Общая) действует с 1 января 1999 г. и устанавливает налоговую систему РФ, основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов, виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, методы взимания налогов и т.д. В части первой НК РФ определен порядок изменение перечня налогов, ставок, методов исчисления налогооблагаемой базы, объектов налогообложения и методов взимания налогов, а также установлен порядок внесения изменений в налоговое законодательство.

Действующим налоговым законодательством не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 НКРФ).

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и применяться в зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Допускается установление особых видов пошлины либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Не правомерно вводить налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать не запрещенную законом экономическую деятельность физических и юридических лиц или создавать препятствия для такой деятельности.

Налоги, сборы, пошлины и другие платежи формируют бюджетную систему РФ, которая представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В процессе формирования налоговой составляющей доходов государственного бюджета разные налоги составляют определенный удельный вес от всех налоговых поступлений (налог на добавленную стоимость - около 36 %, таможенные платежи - около 23 %, акцизы - 22 %, налог на прибыль - 9 %, налог на доходы физических лиц - 6,3 % и т.д.).

Часть первая НК РФ регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.

При уплате налога возникают имущественные отношения между плательщиком и получателем, основанные на властном подчинении первого последнему. Именно поэтому к налоговым отношениям неприменимы нормы гражданского законодательства, основанного на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, т.е. нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим при контроле уплаты таможенных платежей, обжаловании актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечении к ответственности виновных лиц законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное непосредственно не предусмотрено НК РФ.

В соответствии с НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Важной характеристикой законодательства о налогах и сборах является действие его актов во времени, которое определено ст. 5 НКРФ (таблица 1).

налоговый финансовый экономический платеж

Таблица 1 ¾ Действие во времени законодательства о налогах и сборах

Направленность актов

Не ранее

Акты законодательства о налогах

Одного месяца со дня официального опубликования и 1-го числа очередного налогового периода

Акты законодательства о сборах

Одного месяца со дня их официального опубликования

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и сборов

1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня официального опубликования

Акты субъектов РФ и местные акты, вводящие новые налоги и сборы

1 января года, следующего за годом принятия, но не ранее одного месяца со дня официального опубликования

Акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщика

С момента официального опубликования


Официальным опубликованием федеральных законов считается первая публикация их полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации", а не дата их подписания.

Часть вторая НК РФ устанавливает порядок исчисления и уплаты отдельных налогов: федерального, регионального и местного уровней, а также порядок применения специальных налоговых режимов.

Дополняют нормативную базу налогового законодательства РФ федеральные и региональные законы по отдельным налогам (например, налоге на землю), инструкции Министерства по налогам и сборам РФ (МНС России) - теперь Федеральной налоговой службы (ФНС России), циркулярные письма, указания, телеграммы ФНС России. Кроме того, сложилась обширная арбитражная практика по вопросам налогообложения. Таким образом, нормативно-правовая база, регламентирующая налоговые правоотношения, достаточно велика, что, кстати, является существенным недостатком действующей системы налогообложения.

Все, что предусмотрено НК РФ, обязательно к исполнению. Все, что противоречит НК РФ, трактуется в пользу налогоплательщика. Можно признать любой нормативный правовой акт не соответствующим НК РФ, если он изменяет или ограничивает права налогоплательщиков, запрещает им какие-либо действия (бездействие), разрешает или запрещает положения, установленные НК РФ[4].

В НК РФ изложены следующие общие условия установления налогов и сборов: при введении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; в необходимых случаях могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить; все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика[8].

.2 Анализ особенностей налоговой системы развитых государств

1.2.1 Налоговая система США

Налоговая система США исходит в основе своего построения из общего экономического принципа либерализации, сущность которого заключается в максимально возможном использовании объективно действующих рыночных регуляторов экономического развития. С организационной точки зрения данная система налогообложения является трехуровневой и включает федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги (графств, муниципалитетов, округов и других государственных территориальных образований).

С точки зрения использования экономического (стимулирующего) потенциала системы инвестиционный потенциал налоговой системы США реализуется через следующие главные элементы:

применение норм ускоренной амортизации основных фондов предприятий, позволяющих увеличивать долю издержек и соответственно снижать долю прибыли в цене продукции и услуг, что представляет собой форму льготы в части налога на прибыль, а также способ стимулирования инвестиций в развитие хозяйствующих субъектов;

масштабные льготы, касающиеся инвестиций в научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы вплоть до полного освобождения соответствующих затрат и результатов от большинства видов налогообложения;

специальные налоговые скидки за использование альтернативных видов энергии в производственно-хозяйственной деятельности субъектов экономики, которые могут составлять до 50% стоимости соответствующих видов оборудования, исключаемых из налогооблагаемой базы.

Несмотря на законодательно установленные широкие права территорий, региональный потенциал в налогообложении США не используется в значимой степени, поскольку около 70% налоговых поступлений проходит через федеральный бюджет и их часть перераспределяется между регионами (штатами) централизованно с объективными негативными последствиями.

Однако в последнее время сформировалась ощутимая тенденция увеличения собственных налоговых доходов штатов, например, в таких сферах, как социальное обеспечение, здравоохранение, охрана общественного порядка (содержание полиции), обеспечивающих около 90 % расходов. Тем не менее главным источником формирования доходов региональных бюджетов (более 70 %) остаются субсидии федерального бюджета.

Реализацию отраслевого потенциала рассматриваемой налоговой системы (в силу отмеченной принципиальной особенности экономики США) также нельзя признать существенной. Она ограничена различными нормами ускоренной амортизации для конкретных отраслей, а также достаточно редкими (и представляющими собой фактически исключение из общего правила) налоговыми скидками, например, предоставляемыми добывающим отраслям в порядке компенсации за истощение недр.

Конкурентный потенциал системы налогообложения США задействован в весьма значительной степени через два основных инструмента:

прогрессивное налогообложение доходов корпораций, которое предполагает увеличение ставок налога на прибыль при росте налогооблагаемой базы;

использование налогов на сверхприбыль, то есть специальных ставок налога (которые могут достигать 90%) в случае, если прибыль хозяйствующего субъекта значительно выше среднеотраслевой.

Практическая реализация фискальной функции в налоговой системе США характеризуется в первую очередь тем, что в ее основе лежит налогообложение физических лиц (населения).

При этом основными видами налогов являются:

подоходный налог, за счет которого формируется более 40 % доходов федерального бюджета и примерно такая же для налоговых доходов штатов;

отчисления в фонды социального страхования, которые в равных долях делают наниматель (юридическое лицо-субъект хозяйствования) и рабочие (этот платеж населения составляет более 15 % доходов федерального бюджета).

Необходимо отметить и то, что в условиях переноса основного налогового бремени на население представляется объективно оправданной сложная система исчисления соответствующего налогооблагаемого дохода, включающая возможность исключения (полного или частичного) определенных видов доходов, скользящий необходимый минимум дохода, ряд индивидуальных (для отдельных категорий населения) налоговых льгот, а также специфическая шкала ставок налога, три ступени которой предполагают их повышение, а четвертая (для самых высоких доходов) - понижение с целью предотвращения уклонения от уплаты налогов.

При этом налогообложение юридических лиц (хозяйствующих субъектов) в рассматриваемой системе ограничено применением таких налогов, как:

налог на прибыль корпораций (около 9 % доходов федерального бюджета и в среднем не более 5 % доходов бюджетов штатов);

налог на доходы от продаж и капитальных активов;

налог штатов на деловую активность, определяемую размерами капитала и оборотом.

Последние два налога не имеют существенного финансового значения, а несут регулирующую нагрузку.

Налогообложение собственности (имущества) в рассматриваемой системе носит в основном региональный характер, причем объектом налогообложения является имущество юридических лиц: личное имущество населения для целей собственного потребления налогом не облагается. Федеральный налог (по ставке до 50 % стоимости) применяется только в отношении имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Важной характерной чертой системы налогообложения США является незначительная роль, которую играют в ней акцизы: федеральными акцизными сборами облагается ограниченное количество видов товаров и услуг, а ставка налога с продаж по отдельным штатам колеблется от 0 до 8 %.

1.2.2 Налоговая система Канады

Система налогообложения Канады в целом похожа на систему США в силу сходного государственного устройства, включающего федеральный уровень, провинции и местный уровень, и схожих экономических принципов.

Так же как и в США, инвестиционный потенциал данной налоговой системы ориентирован на использование норм ускоренной амортизации основных средств, на льготное налогообложение научных и конструкторских разработок, что фактически означает комплексное стимулирование развития высокотехнологичных производств.

Степень использования регионального потенциала налоговой системы Канады более высока, чем в США, поскольку территории обладают большими не только политическими, но и экономическими правами. При этом главным экономическим звеном являются провинции. В силу такого положения налоговые доходы федерального уровня составляют около 50 % общего объема, провинций более 40 %, местного уровня - примерно 10 %. Кроме того, широко используется передача провинциям значительной части федеральных доходов, причем она не носит дотационного характера, а осуществляется в рамках специально разрабатываемых совместных программ решения конкретных региональных проблем[5].

Реализация отраслевого потенциала ограничена общей ориентацией на формирование эффективной отраслевой структуры за счет действия общих рыночных механизмов, однако, главным образом по социальным мотивам, применяются традиционная для большинства развитых стран система дотаций сельскохозяйственных производителей и избирательные и ограниченные по масштабам налоговые льготы по прибыли в обрабатывающих отраслях (до 5 % общей налоговой ставки).

Конкурентный потенциал налоговой системы Канады задействован значительно слабее, чем в США, и ограничен в основном сферой малого бизнеса, где предприятиям для обеспечения нормальных условий развития в жесткой конкурентной среде предоставляются существенные льготы по налогу на прибыль, который может исчисляться по налоговым ставкам в 2,5 раза меньшим, чем для аналогичных крупных предприятий

Фискальная функция системы налогообложения Канады, имеющая в основном ту же ориентацию, что и в США, предполагает использование в качестве основного источника налоговых доходов государства подоходный налог с физических лиц. Специфика этого налога состоит в том, что он является способом самостоятельной мобилизации финансовых ресурсов в провинциях. Здесь применяются различные на федеральном уровне и уровне провинции методы определения налогооблагаемой базы и соответственно различные автономные налоговые ставки.

Налогообложение хозяйствующих субъектов в данном случае еще более либерально, чем в США, и налог на прибыль корпораций формирует около 7 % доходов федерального бюджета и менее 4 % - провинциальных; другие же налоги этого рода не имеют сколько-нибудь заметного влияния на государственные доходы. Примерно аналогичная ситуация встречается и в области налогообложения собственности (имущества), где юридические лица уплачивают незначительный налог, базой для исчисления которого являются земля и здания (стоимость оборудования налогами на имущество не облагается), а ставки налога дифференцированы в зависимости от видов деятельности хозяйствующих субъектов и колеблются в пределах от 0,5 % стоимости имущества для ведущих отраслей промышленности до 140 % в производстве алкоголя. Акцизное налогообложение играет в налоговой системе Канады более заметную по сравнению с США роль, поскольку акцизы применяются к большинству товаров и услуг (за исключение социально значимых) и включают:

федеральный налог с продаж в размере до 12 % цены, взимаемый по конечным и промежуточным товарам и услугам;

провинциальный налог с розничных продаж, составляющий в среднем по стране около 7 % цены.

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОАО "ВЭЛАН"

2.1 Общая финансово-экономическая характеристика ОАО "ВЭЛАН"

Открытое акционерное общество "Взрывозащищенные электрические аппараты низковольтные" ОАО "ВЭЛАН" является средним предприятием. Форма собственности - частная (ОКФС - 16). Организационно-правовая форма - открытое акционерное общество.

Наименование предприятия: ОАО "ВЭЛАН".

Юридический адрес: 357910 Ставропольский край, г. Зеленокумск, ул.Семенова, 1

телефон/ телекс/факс: (86552) 3-52-95, 3-47-31 (факс), 3-46-59

ИНН 2619000120 КПП 261901001

Банковские реквизиты (наименование банка, NN счетов): Северо-Кавказский банк СБ РФ г. Ставрополь Советское отделение № 1872; р/с 40702810160230100173; к/с 30101810100000000644; БИК 040707644.

Общество учреждено на неограниченный срок.

Открытое акционерное общество "ВЭЛАН" - это одно из немногих предприятий электротехнической промышленности на территории бывших стран СНГ, специализирующееся на производстве низковольтной электроаппаратуры во взрывозащитном исполнении, было создано в 1991 году.

ОАО "ВЭЛАН" является преемником завода "Электроаппарат", основанного в 1958 году. Первоначальный проект предусматривал полную кооперацию, то есть по замыслу организаторов завод должен был быть сборочным предприятием. Но в результате многолетней деятельности завод стал многофункциональным предприятием, производящим в своих цехах всю номенклатуру деталей, необходимых для сборки взрывозащищенных изделий.

В 1970-1975 годах силами заводских конструкторов и технологов была проведена модернизация всех выпускаемых изделий, вследствие чего повысилась их надежность, снизилась трудоемкость, материалоемкость и энергоемкость. В результате большинству изделий был присвоен Государственный знак качества. В пределах СНГ нет ни одного региона, где не применялась бы продукция ОАО "ВЭЛАН", а экспортные поставки производятся почти в 40 стран мира.

Внедрение в последующие годы комплекса мероприятий по стандартизации, унификации, созданию параметрических рядов электродеталей позволило подтвердить высокий уровень производимой продукции на международных выставках. Так, в 1996 году Клуб предпринимателей Европы присудил обществу приз "За качество-96", в 1999 году ассоциация "Monde Sans Frontiere" (Франция), координатор программы "Партнерство ради прогресса", наградила его призом "Золотой меркурий", а в 2000г. АО получило Сертификат Российской Федерации "Лидер Российской экономики".

Руководство предприятия одно из первых еще в Союзе приступило к акционированию. Учредителями акционерного общества стали Министерство электротехнической промышленности и коллектив завода. В 1991 году Министерство финансов СССР зарегистрировало первый Устав. Полное фирменное наименование общества - Открытое акционерное общество "Взрывозащищённые электрические аппараты низковольтные", то есть это акционерное общество открытого типа с неограниченным сроком деятельности. Форма собственности - частная

Правовое положение предприятия, порядок его реорганизации и ликвидации, а также права и обязанности акционеров определяются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "Об акционерных обществах", прочими Федеральными законами, иными правовыми актами РФ, а также Уставом ОАО "ВЭЛАН".

Устав ОАО "ВЭЛАН", образованного в результате реорганизации путём преобразования на базе имущественного комплекса "Арендного предприятия Зеленокумский завод "Электроаппарат" и зарегистрированного Постановлениями главы администрации Советского района № 308 от 17.04.92 г. и №184 от 11.05.94 г., принят акционерами общества на общем собрании акционеров 18 мая 2002 года во исполнение требований Федерального закона № 120 - ФЗ от 7 августа 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" о приведении учредительных документов общества в соответствии с Федеральным Законом "Об акционерных обществах".

Общество является собственником имущества, учитываемого на его самостоятельном балансе, включая имущество, переданное ему учредителем при создании ОАО "ВЭЛАН", а также имущество, переданное в оплату акций. Предприятие несёт ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Целью деятельности ОАО "ВЭЛАН" является получение прибыли. Основными видами деятельности являются:

производство и реализация низковольтной электроаппаратуры во взрывозащищенном и общепромышленном исполнениях;

осуществление капитального строительства и реконструкции действующих производственных и социальных объектов;

производство и реализация товаров народного потребления;

осуществление торгово-закупочных и посреднических операций;

оказание платных услуг населению, обслуживание организаций и частных лиц;

осуществление внешнеэкономической деятельности, в том числе экспортно-импортных операций, включая предоставление и использование услуг;

иные виды деятельности, не запрещенные законодательством.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, ОАО "ВЭЛАН" может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Уставный капитал акционерного общества на 01.01.10 составляет 4320 тыс.руб.. Общее количество, выпущенных акций составляет 8640 ед. Реестродержателем ОАО "ВЭЛАН" является ОАО "Независимый регистратор Южного Федерального Округа" г. Ставрополь. Количество акционеров зарегистрированных в реестре на 01.01.10г. - 155. Из них физических лиц 144, юридических лиц 4, счетов совместного владения 7.

ОАО "ВЭЛАН" производит выпуск электроаппаратов по следующим основным группам: кнопки управления; посты управления; коробки соединительные; коробки разветвительные; выключатели путевые; выключатели концевые; соединители электрические силовые; посты сигнализации; пускатели магнитные; микропереключатели; щитки взрывозащищенные; устройства управления; блок контактный взрывозащищенный; зажимы наборные проходные; вводы кабельные; пускатели взрывозащищенные; модули коммутации; пускатели электромагнитные шахтные; переключатели ExGn; шкафы управления; соединители взрывозащищенные.

Основными потребителями ОАО "ВЭЛАН" являются предприятия горнодобывающей, нефтегазоперерабатывающей, машиностроительной промышленности, где в соответствии с технологическим процессом могут выделяться взрывоопасные газы, сельского хозяйства, атомные и тепловые электростанции и прочие.

На предприятии линейно-функциональная система управления. При такой форме комбинируется линейное и функциональное управление, что позволяет сочетать централизацию и децентрализацию в руководстве.

При такой управленческой схеме выделяют штаб, объединяющий специалистов-управляющих по направлениям деятельности фирмы. На ОАО "ВЭЛАН" это Совет директоров. Этот орган задает стратегию развития организации, участвует в решении вопросов на стыке проблем, а также принимает отчеты от элементов структуры линейного управления. В состав Совета входит девять человек, которые были избранны на годовом Общем собрании акционеров посредством голосования.

Во главе акционерного общества стоит Генеральный директор. Он назначается Советом директоров сроком на 5 лет и заключает с предприятием договор. Коллегиальным исполнительным органом ОАО является Правление. Оно включает пять человек, назначаемых Советом директоров сроком на 5 лет, и создано для эффективного и оперативного руководства производственной и финансовой деятельностью. Генеральный директор ОАО "ВЭЛАН" осуществляет функции Председателя Правления общества и обладает правом решающего голоса.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия осуществляет Ревизионная комиссия. Ревизионная комиссия избирается на годовом Общем собрании акционеров сроком до следующего собрания и в количестве пяти человек.

К руководителям второго уровня относятся главный бухгалтер, главный инженер, начальник производства, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам. На втором уровне управления находятся отдел кадров, юридический отдел, отдел организации и оплаты труда, планово-экономический отдел и отдел управления качеством, которые подчиняются непосредственно Генеральному директору.

В подчинении заместителя генерального директора по коммерческим вопросам находятся: отдел маркетинга, финансово-сбытовой отдел, склад готовых изделий, транспортный участок, депо электрокаров, канцелярия, здравпункт, отдел материально-технического снабжения и внешней кооперации.

Главный инженер контролирует деятельность отделов главного конструктора, главного энергетика, главного механика, главного технолога; автоматизированные системы управления производством (АСУП), центральную заводскую лабораторию, отдел охраны труда и техники безопасности, а также работу инструментального цеха.

Начальник производства отвечает за работу: производственно-диспетчерского отдела, цеха пластмасс, сборочного, заготовительного цехов.

Таким образом, при описанной выше управленческой и производственной структурах, ОАО "ВЭЛАН" располагает общей площадью 22,2 тыс. кв. м, в том числе производственной 12,6 тыс. кв. м.

Существуют основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО "ВЭЛАН" (таблица 2).

По данной таблице можно сделать вывод о том, что выручка от реализации продукции в 2010 году снизилась на 75,62 % по сравнению с 2009 годом. Прибыль от реализации продукции сократилась на 83666 тыс. руб. ( с 1533 тыс. руб. в 2009 году до минус 82133 тыс. руб. в 2010 году). По статье балансовая прибыль за 2010 году убыток составил 97249 тыс. руб. В 2009 году аналогичный показатель (убыток) составлял значительно меньшую величину в 13791 тыс. руб.

Чистая прибыль так же характеризуется отрицательной величиной и составляет минус 79445 тыс. руб. (в сравнении с 14197 тыс. руб. в 2009году). Абсолютное изменение по данному показателю составило минус 65218 тыс. руб.

Показателем эффективности работы предприятия и использования ОПФ является фондоотдача. Она показывает, сколько продукции выработано в определенный период на один рубль ОПФ. Уменьшение этого показателя к 2010 году свидетельствует о снижении эффективности использования фондов. На этот показатель повлияло снижение выпуска товарной продукции в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 139300 тыс. руб. и увеличение среднегодовой стоимости основных фондов по первоначальной стоимости на 15950,5 тыс. руб.

Таблица 2 ¾ Показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО "ВЭЛАН"

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

Измен. 2010 к  2009гг.

Темп роста, % 2010к 2009 гг.

Темп роста, % 2010к 2008 гг.

Выручка от реализации продукции

381789

429244

288730

-140514

67,26

75,62

Выпуск товарной продукции, тыс.руб.

38100

429300

290000

-139300

67,55

76,12

Среднесписочная численность, чел.

550

600

600

0

100

109,09

Среднегодовая стоимость основных фондов по первоначальной стоимости, тыс.руб.

131010

131637

147587,5

15950,5

112,12

112,65

Основные средства, тыс.руб.

58085

90083

99657

9574

123,78

171,57

Оборотные средства,тыс. руб.

156342

150196

164941

14745

121,77

105,500

Материальные затраты, тыс.руб.

203000

203118

162088

-4130

79,79

79,84

Среднегодовая выработка Одного работника, тыс.руб.

692,72

715,5

483,3

-232,2

67,5

69,76

Фондоотдача, руб.

2,9

3,2

1,9

-1,3

59,37

65,52

Материалоемкость, руб.

0,53

0,37

0,55

0,08

117,02

103,77

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

2,44

2,85

1,7

-1,15

53,79

69,67

Себестоимость товарной продукции, тыс. руб.

320838

422847

367569

-55278

86,92

114,56

Затраты на 1 руб. товарной продукции, руб.

0,84

0,98

1,2

0,22

-

-

Прибыль от реализации продукции, тыс.руб.

55766

1533

- 82133

-80600

-

-

Чистая прибыль, тыс. руб.

25979

-14197

- 79445

-65248

-

-

Стоимость имущества, тыс.руб.

218013

251261,5

281244

29982,5

127,09

129,003

Рентабельность продаж, %

6

- 3

-27

-24

-

-

Рентабельность имущества, %

11,9

- 5,65

-28,2

-22,55

-

-

6,8

- 3,3

-27,4

-24,1

-

-


Материалоемкость снизилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 0,06 руб. Но в дальнейшем ситуация изменилась, т.к. материалоемкость в 2010 году увеличилась на 0,08 руб. по сравнению с 2009 годом.

Коэффициент оборачиваемости постоянно изменяется, т.к. в 2009 году наблюдался рост на 0,41 руб., а в 2010 он снизился на 1,7 руб. Данное снижение произошло за счет уменьшения выручки от реализации продукции и за счет увеличения оборотных средств на 14745 тыс.руб.

Затраты на 1 рубль товарной продукции с каждым годом увеличивались (2008 - 0,84; 2009 - 0,8; 2010 - 1,2).

Показатели рентабельность продаж, имущества, продукции в 2009 и 2010 годах имеют отрицательные значения. Это свидетельствует о не рентабельности предприятия.

В целом по предприятию можно сделать вывод, что в течение последних трёх лет снизило свои позиции. Об этом свидетельствует уменьшение выпуска товарной продукции, выручки от продаж, получение предприятием место прибыли убыток, отрицательные значения рентабельности.

.2 Анализ динамики и структуры налоговых платежей объекта исследования

Исследуем налоговое поле объекта: виды налогов и сборов, уплачиваемых в бюджеты разных уровней предприятием (для региональных и местных с указанием правового акта, в соответствии с которым он был введен на соответствующей территории), выявим особенности исчисления уплачиваемых налогов и сборов (формирование налоговой базы, налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления, сроки уплаты, пропорции распределения между федеральным, региональными и местными бюджетами) (таблица 3).

Таблица 3 ¾ Налоговое поле ОАО "ВЭЛАН"

Налог

Объект налогообложения

Налоговые ставки

Налоговый период

Источник уплаты

Федеральные налоговые платежи

Налог на добавленную стоимость

Выручка от реализации

18 %, 10 %, 0 %

квартал

выручка

Налог на прибыль

Налогооблагаемая прибыль

20 %, 9 %, 15 %

год

Финансовый результат

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

Вознаграждения работникам

26 % и регрессивная шкала

год

расходы

Налог на доходы физических лиц

От источников в РФ

13%

месяц

доходы

Региональные налоговые платежи

Налог на имущество организаций

Среднегодовая стоимость имущества

2,2 % (может понижаться региональными органами власти)

год

расходы


Рассчитаем удельный вес налогов и сборов в общей сумме расходов, результаты занесем в таблицу 4.

Таблица 4 ¾ Динамика и структура расходов ОАО "ВЭЛАН"

Показатели

Годы


2008

2009

2010


руб.

%

руб.

%

руб.

%

Расходы от сдачи имущества в аренду

57652

2,06

81521

2,937

170946

7,044

Расходы на оплату услуг на реестродержателя, депозитария и т.д.

28099

1,004

31817

1,146

53285

2,195

Расходы на оплату услуг банка

1488273

53,21

1835227

66,137

1621581

66,822

Суммы списанной дебиторской задолженности

5381

0,18

148679

5,358

13673

0,563

Амортизационные отчисления

8296

0,29

10800

0,389

13760

0,567

Расходы на покупку материалов

1072167

38,33

485000

17,478

399842

16,476

Расходы на оплату труда

104837

3,74

142138

5,122

133164

5,487

Налоги и сборы

4651

0,16

4651

0,16

8453

0,348

Прочие расходы

27473

1,026

35018

1,273

11998

0,498

Итого расходов

2796830

100

2774851

100

2426702

100


Из таблицы 4 можно сделать вывод о том, что в объеме расходов наибольший удельный вес составляет статья "расходы на оплату услуг банка" (2008 г. - 53,21 %; 2009г. - 66,137 %; 2010г. - 66,822 %). Данные расходы имеют тенденцию роста, который спровоцирован увеличением обязательств предприятия перед банком. Удельный вес по статье "расходы на покупку материалов" уменьшается в течение исследуемого периода (2008г. - 38,33 %; 2009г. - 17,478 %; 2010г. - 16,476 %). Данное снижение происходит за счет уменьшения себестоимости товаров. В 2010 году сумма списанной дебиторской задолженности уменьшилась на 4,795 % по сравнению с 2009 годом, это связано со снижением задолженности ОАО "ВЭЛАН".

Рассчитаем структуру и динамику налоговых платежей объекта исследования в абсолютном и относительном выражении, результаты занесем в таблицу 5.

Таблица 5 ¾ Структура и динамика налоговых платежей ОАО "ВЭЛАН"

Удельные веса налогов и сборов по видам источников уплаты налоговых средств

Годы


2008

2009

2010


Тыс.руб.

%

Тыс.руб.

%

Тыс.руб.

%

1.Косвенные налоги всего







В т.ч.: НДС

68722.02

4,36

77263.92

51,424

519714

45,97

Налог с продаж

22524,051

14,86

25325.396

16.65

17035,07

15,06

2.Налоги и сборы, включаемые в издержки производства и обращения, всего







В т.ч.: страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

36176,4

23,88

36955,88

24,305

34622,64

30,62

Сбор за пользование автодорогами

9543.975

6,30

10731,1

7,142

7218,25

6,38

3. Налоги и сборы, уплачиваемые с финансового результата, всего:







В т.ч.:налог на имущество

1819.62

1.20

1771.198

1.164

2192.454

1.97

4.Налог на прибыль предприятия

12695

8,104

-

-

-

-

Общая сумма налогов и сборов, уплаченная предприятием

1541481,066

100

152047,494

100

113039,81

100


Из рассчитанных данных можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес составляют косвенные расходы, а именно, налог на добавленную стоимость. Данный налог в 2009 году увеличился на 6,064 % по сравнению 2008 годом. Увеличение величины НДС вызвано ростом объема производства. Но в дальнейшем ситуация изменилась, т.к. налог на добавленную стоимость в 2010 году уменьшился на 5.454 % по сравнению с 2009 годом, это так же связано со снижением объема производства. Налоги и сборы, включаемые в издержки производства и обращения включают в себя такие налоги как единый социальный налог и сбор за пользование автодорогами. В течение трех лет наблюдалось увеличения страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (в 2008 г. - 23.88 %; в 2009 г. - 24.305 %; в 2010 г. - 30.62 %). Рост величины страховых взносов в государственные внебюджетные фонды обусловлен ростом заработной платы. Наибольший удельный вес сбор за пользование автодорогами составлял в 2009 году(7.142 %). Уменьшение в 2010 году данного налога является следствием изменения (снижения с 2,5 % до 1 %) ставки данного налога. Налога на имущество в 2009 году уменьшился на 48,422 тыс.руб. по сравнению с 2008 годом. Данное снижение этого налога обусловлено амортизацией имеющегося имущества и не приобретением нового амортизируемого имущества. В 2008 году налог на прибыль составил 12695 тыс. руб. Вследствие убытка до налогообложения в 2009 и 2010 гг. налог на прибыль не был начислен.

Рассчитаем показатели динамики налоговых баз ОАО "ВЭЛАН" (таблица 6).

Таблица 6 ¾ Динамика налогооблагаемых баз и сумм уплачиваемых налогов ОАО "ВЭЛАН" за последних 3 года

Показатели

Годы

Темп роста


2008

2009

2010

2009 к 2008

2010 к 2009

2010 к 2008


тыс. руб

тыс. руб

тыс. руб

%

%

%

Выручка от продажи продукции без НДС и других косвенных налогов

381789

429244

288730

67,264

112,429

75,625

Прочие операции и внереализованные доходы без НДС

2656

4803

4763

99,167

180,835

179,329

Налоги, исчисляемые с выручки от продаж и прочих доходов, всего







В том числе:НДС

68722,02

77263,92

51971,4

67,264

112,429

75,625

-Налог на пользователей автодорог

9543,975

10731,1

7218,25

67,264

112,438

75,631

Фонд заработной платы

139140

142138

133164

93,686

102,154

95,705

Налоги исчисляемые от фонда заработной платы В том числе:







-единый социальный налог

36176,4

36955,88

34622,64

93,68

102,154

95,705

Себестоимость проданной продукции

320838

422847

367569

86,927

131,794

114,565

Прочие операционные и внереализованные расходы

18972

20127

19879

98,767

106,087

104,781

Налогооблагаемая прибыль

39044

-13791

-97249

-

-

-

Налог на прибыль

12695

-451

-14862

-

-

-

Всего налогов

114442,395

124499,9

108674,2

87,288

108,788

94,959


Из таблицы следует, что выручка от продажи продукции в 2009 году увеличилась на 12,429 % по сравнению с 2008 годом. Данное увеличение способствовало росту в 2009 году налога на добавленную стоимость на 12,429 % и налога на пользователей автодорог на 12,438 %. В дальнейшим наблюдалось снижение выручки от продаж в 2010 году на 24,375 % по сравнению с 2009 годом и соответственно произошло уменьшение как налога на добавленную стоимость (24,375 %), так и налога на пользователей автодорог (12,631 %). В 2009 году произошел рост фонда заработной платы на 2.154% по сравнению с 2008 годом. Рост данного налога в 2009 году способствовал увеличению страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на 2,154 %. По следующее снижение фонда заработной платы в 2010 году соответственно уменьшил данный налог на 4,925 %. Уменьшение величины налога на прибыль произошло вследствие снижения объема производства и роста себестоимости продукции(31,794 %).

2.3 Влияние налоговых платежей на результаты деятельности предприятия

Налоговые платежи самым существенным образом влияют на работу предприятия и прежде всего на конечные финансовые результаты. Механизм влияния налоговых платежей на работу предприятия показан на рисунке 1.

Из рисунка 1 следует, что налоговые платежи влияют на конкурентоспособность продукции, отпускные цены и тарифы, себестоимость продукции, объем реализации, а в конечном итоге на величину чистой прибыли и, следовательно, на финансово-экономическое положение предприятия.

Коммерческие организации являются основой для развития экономики страны. От уровня и динамики их развития зависит величина доходной части бюджетов разных уровней, величина национального дохода и ВВП. Поэтому основная задача государства должна заключаться в создании благоприятных условий для их развития. В этом случае достигается обоюдная выгода - максимум поступления налоговых платежей в бюджеты различных уровней и создания предпосылок для снижения налогового бремени на коммерческие организации.

Рисунок 1 ¾ Механизм влияния налоговой системы на результаты деятельности коммерческой организации

Налоги, уплачиваемые предприятием, влияют на финансово-экономическое положение по-разному и далеко не в одинаковой степени. Считается, что наибольшее влияние на финансовые результаты оказывают прямые налоги по сравнению с косвенными. Косвенные налоги включаются в цену продукции, их конечным плательщиком оказывается население. Но это не значит, что косвенные налоги не влияют на конечные результаты работы предприятия. Механизм их влияния показан на рисунке 2.

Из рисунка 2 следует, что косвенные налоги включаются в цену продукции, вследствие чего она увеличивается, а, следовательно, снижается конкурентоспособность продукции, так как цена является одной из важнейших ее составляющих. В свою очередь снижение конкурентоспособности продукции отрицательно влияет на объем реализации, а, следовательно, и на величину себестоимости и прибыли предприятия. Косвенные налоги не только посредственно (через конкурентоспособность продукции и объем реализации) влияют на финансовые результаты работы предприятия, но частично и прямо.

Рисунок 2 ¾ Механизм влияния косвенных налогов на финансовые результаты работы предприятия

Изучим влияние налогообложения на формирование финансовых результатов ОАО "ВЭЛАН" (таблица 7).

Таблица 7 - Показатели формирования финансовых результатов ОАО "ВЭЛАН", с учетом степени влияния налогообложения

Показатели

Годы

Изменение (+;-)


2008

2009

2010

2010 к 2009

2009 к 2008

2010 к 2008


тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.




Выручка от продажи продукции и прочие доходы с НДС и другие косвенные налоги

473005,71

531833,316

357736,47

-174096,85

58828,245

-115268,6

НДC и прочие косвенные налоги, полученные в составе выручки и доходов

91246,071

102589,316

69006,47

-33582,846

11343,245

-22239,601

Выручка от продажи продукции и прочие доходы без НДС и других косвенных налогов

381759

429244

288730

-140514

47485

-93029

Себестоимость продукции

320838

422847

367569

-55278

102009

46731

Коммерческие расходы

5185

4864

3294

-1570

-1891

Прочие расходы, относимые на финансовые результаты деятельности

18972

20127

19879

-248

1155

907

Налоги, уплачиваемые за счет финансовых результатов деятельности

1819,62

1771,198

2192,404

421,256

-42,422

372,834

Налоги на прибыль

12695

-451

-14862

-

-

-

Чистая прибыль, после уплаты всех налогов

25979

-14197

-79445

-

-

-

Сумма уплаченных налогов

80370,691

103909,514

86060,924

-17848,59

5690,233

23538,823

Сумма уплаченных налогов, без/косвенных

-10875,38

1320,198

17054,454

-

-

-

Прибыль до уплаты налогов, без косвенных

39044

-13791

-97249

-

-

-

Степень влияния налогов на финансовые результаты деятельности,%

32

-

-

-

-

-


Из таблицы следует, что наибольшую величину в общей совокупности, взимаемых, с предприятия налогов занимают: НДС - в течение всего исследуемого периода, налог на прибыль в 2008 году, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды - в течение всего исследуемого периода. В 2009 году произошел рост прочих расходов, относимых на финансовые результаты деятельности на 1155 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом, но в 2010 году данные налоги снизились на 248 тыс. руб. Налоги, уплачиваемые за счет финансовых результатов деятельности в 2010 году составили 2192.454 тыс. руб., т.е. на 421.256 тыс. руб. и на 372.834 тыс. руб. больше, чем в 2009 и 2008 гг. В 2009 году общая сумма уплаченных налогов увеличилась на 5690.233 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом. В дальнейшем наблюдалось снижение в 2010 году налогов на 17848.59 тыс. руб. по сравнению с 2009 годом.

Следующим шагом является определение аналитических коэффициентов (таблица 8), характеризующих уровень налоговой нагрузки на финансовый результат, чистую прибыль, издержки производства и обращения и пр.

Рассчитаем коэффициент влияния косвенных налогов на финансовые результаты деятельности по формуле:


Рассчитаем коэффициент влияния прямых налогов на финансовые результаты деятельности по формуле:


Рассчитаем коэффициент влияния налога на прибыль (на балансовую прибыль) по формуле:


Все полученные аналитические коэффициенты сведем в таблицу 8.

Таблица 8 ¾ динамика аналитических коэффициентов налоговой нагрузки объекта исследования

Коэффициенты

Годы

Изменение (+;-)


2008

2009

2010

2009 к 2008 гг.

2010 к 2009

2010 к 2008

коэффициент влияния косвенных налогов на финансовые результаты деятельности

0,239

0,239

0,239

-

-

-

коэффициент влияния прямых налогов на финансовые результаты деятельности

-

0,003

0,59

-

0,056

-

коэффициент влияния налога на прибыль

0,325

-

-

-

-

-


Коэффициент влияния косвенных налогов на финансовые результаты деятельности характеризует степень воздействия на выручку косвенного налогообложения. Значение данного коэффициента в течение тех лет не был изменен и равен 0,239.

Коэффициент влияния прямых налогов на финансовые результаты деятельности характеризует степень воздействия на выручку прямого налогообложения. Данный коэффициент в 2010 году увеличился на 0,056 по сравнению с 2009 годом.

Коэффициент влияния налога на прибыль характеризует уровень воздействия обложения налогом на прибыль предприятия. Данный коэффициент в 2008 году составил 0,325. За последующие годы коэффициент влияния налога на прибыль не был рассчитан, так как ОАО "ВЭЛАН" место прибыли получило убыток до налогообложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система ¾ один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство - не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

На ОАО "ВЭЛАН" были рассмотрены такие налоги, как федеральные налоги - налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, налог на доходы физических лиц и региональные - налог на имущество организации.

Таким образом, наибольший удельный вес составляют косвенные расходы, а именно, налог на добавленную стоимость. Данный налог в 2009 году увеличился на 6,064 % по сравнению 2008 годом. Увеличение величины НДС вызвано ростом объема производства. Но в дальнейшем ситуация изменилась, т.к. налог на добавленную стоимость в 2010 году уменьшился на 5.454 % по сравнению с 2009 годом, это так же связано со снижением объема производства. Налоги и сборы, включаемые в издержки производства и обращения, включают в себя такие налоги как единый социальный налог и сбор за пользование автодорогами. В течение трех лет наблюдалось увеличения страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (в 2008 г. - 23.88 %; в 2009 г. - 24.305 %; в 2010 г. - 30.62 %). Рост величины страховых взносов в государственные внебюджетные фонды обусловлен ростом заработной платы. Наибольший удельный вес сбор за пользование автодорогами составлял в 2009 году(7.142%). Уменьшение в 2010 году данного налога является следствием изменения (снижения с 2,5 % до 1 %) ставки данного налога. Налога на имущество в 2009 году уменьшился на 48,422 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом. Данное снижение этого налога обусловлено амортизацией имеющегося имущества и не приобретением нового амортизируемого имущества. В 2008 году налог на прибыль составил 12695 тыс. руб. Вследствие убытка до налогообложения в 2009 и 2010 гг. налог на прибыль не был начислен.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Черник, Д.Г. Налоги: учебное пособие/ под редакцией Д. Г. Черника. ¾ 4-е издание, переработанное и дополненное ¾ М.: "Финансы и статистика", 2009. ¾ 460 с.

2.       Бойков, О. В. О некоторых вопросах Части второй Налогового кодекса Российской Федерации: учебное пособие / О.В. Бойков. ¾ М.: ОАО "Производственное объединение "Пресса ¾ 1", 2010. ¾ 600 с.

3.       Киперман, Г. Я. Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации: учебное пособие / Г.Я. Киперман, А. З. Белялов ¾ М.: "Статут", 2008. ¾ 500 с.

.        Жидкова, Е. Ю. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е. Ю. Жидкова. ¾ 2-е изд.,перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2009. ¾ 509 с.

.        Скрипниченко, В.Г. Налоги и налогообложении: ученое пособие / В.Г. Скрипниченко. ¾ СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2008. ¾ 470 с.

.        Филина, Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие / Ф. Н. Филина. ¾ М.: ГроссМедиа: РОСБУХ,2009. ¾ 601 с.

.        Скворцов, О. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие для сред. проф. учеб. заведений /О.В.Скворцов, Н.О.Скворцова. ¾ М.: Издательский центр "Академия", 2008. ¾ 507 с.

8.       Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов / В.Г. Пасков. ¾ 7-е изд., доп. и перераб. ¾ М.: МЦФЭР, 2009. ¾ 450 с.

Похожие работы на - Анализ налогообложения предприятия в современных условиях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!