Учет поступления сырья и материалов и расчетов с поставщиками

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,55 Кб
  • Опубликовано:
    2012-03-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет поступления сырья и материалов и расчетов с поставщиками

ВВЕДЕНИЕ

Для осуществления производственного процесса каждая организация должна располагать как средствами, так и предметами труда. К предметам труда относят все то, на что направлен труд человека с целью получения готовой продукции. Предметами труда являются производственные запасы, которые включают сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, детали, топливо и др. [12, с. 102].

Потребление товарно-материальных ценностей организациями постоянно увеличивается, что обусловлено как расширением производства, так и ростом цен на производственные запасы.

В современных условиях важное значение приобретает улучшение качественных показателей использования производственных запасов (снижение удельных затрат материалов в себестоимости продукции и т.д.). Поскольку производственные запасы, являясь предметами труда, в процессе производства потребляются целиком и полностью переносят свою стоимость на изготовляемый продукт, важное значение имеет правильная организация учета поступления материалов, их оценки и списания на производство. Большинство производственных предприятий являются материалоемкими, поэтому себестоимость изготавливаемой продукции в значительной степени зависит от стоимости включенных в нее производственных запасов. Снижение себестоимости позволяет предприятиям получать больше прибыли, а также дает преимущества перед конкурентами.

Таким образом, важное значение имеет правильная организация учета поступления производственных запасов в организацию, их оценка и включение в себестоимость использованных на производстве материальных ценностей.

Целью данной курсовой работы является изучение учета операций с материалами.

Задачи исследования:

.Изучить сущность материалов, их классификацию и значение в хозяйственной деятельности организаций.

.Изучить нормативно-правовую базу, регулирующую учет операций с материалами.

.Раскрыть задачи учета операций с материалами.

.Изучить порядок документального оформления, оценки и учета материалов при их использовании в хозяйственной деятельности.

.Изучить документальное оформление и учет движения отдельных предметов в составе оборотных средств организации.

.При выполнении курсовой работы предполагается изучить законодательную базу Республики Беларусь, а также специальную литературу и локальные нормативные акты.

Базой исследования данной курсовой работы являются практические данные Государственного лесохозяйственного учреждения «Новогрудский лесхоз». Основным видом деятельности ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» является лесоводство. Основные показатели за 1-3 кварталы 2010г.:

·Среднесписочная численность работников - 455 человек;

·Выручка от реализации - 6973 млн. руб.;

·Налоги, уплачиваемые из выручки - 679 млн. руб.;

·Себестоимость реализованной продукции - 5669 млн. руб.;

·Прибыль - 625 млн. руб.;

·Чистая прибыль - 278 млн. руб.

ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» подчиняется Гродненскому государственному производственному лесохозяйственному объединению, которое, в свою очередь, подчиняется Министерству лесного хозяйства Республики Беларусь.

1. МАТЕРИАЛЫ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

1.1 Сущность материалов, их классификация и значение в хозяйственной деятельности организаций

Производственные запасы (сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкции, детали, топливо и др.), т.е. товарно-материальные ценности, являются предметами, на которые направлен труд человека.

Предметы труда полностью используются в процессе производства в одном производственном цикле, после каждого производственного цикла заменяются и полностью переносят свою стоимость на изготовляемый продукт.

Большое значение имеет улучшение качественных показателей использования производственных запасов (снижение удельных затрат материалов в себестоимости продукции и т.д.).

В организациях применяется большое количество разнообразных товарно-материальных ценностей, используемых в процессе производства по-разному. Одни из них полностью потребляются в производственном процессе (сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и т.п.), другие - изменяют только свою форму (смазочные материалы, лаки, краски), третьи - входят в изделия без каких-либо внешних изменений (запасные части), четвертые - только способствуют изготовлению изделий, не включаясь в их массу или химический состав (специальная оснастка).

По функциональной роли и назначению в процессе производства материальные ресурсы подразделяются на:

  • сырье и материалы;
  • покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали;
  • топливо;
  • тара и тарные материалы;
  • запасные части;
  • прочие материалы;
  • строительные материалы;
  • инвентарь и хозяйственные принадлежности;
  • специальная оснастка и специальная одежда (на складе и в эксплуатации).

В соответствии с Типовым планом счётов бухгалтерского учета для каждой из указанных групп на счете 10 "Материалы" предназначен отдельный субсчет.

Материалы, не принадлежащие данной организации, выделяются в отдельные группы и учитываются на забалансовых счетах 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение", 003 "Материалы, принятые в переработку".

В целях рациональной организации учета и контроля за использованием материалов в производстве и в связи с их широким ассортиментом организации помимо приведенной выше укрупненной экономической классификации материальных ценностей используют более детальную их группировку по техническим признакам и свойствам. С этой целью в организациях разрабатываются номенклатуры (перечни) потребляемых в производстве материалов по их однородным признакам. При этом каждому наименованию, типоразмеру и сорту материалов присваивается условное цифровое обозначение - номенклатурный номер (код), который затем проставляется во всех документах по наличию и движению товарно-материальных ценностей.

Для сокращения номенклатуры материалов и упрощения учета в необходимых случаях однородные, близкие по своим свойствам и незначительно отличающиеся по цене материалы могут объединяться в единый номенклатурный номер. Номенклатурные номера строятся по-разному. Они могут состоять из шести знаков, имеющих следующую структуру; первые два знака образуют номер балансового счета, третий - номер группы, четвертый - номер подгруппы, два последних - порядковый номер материала в подгруппе. Структура номенклатурных номеров, имеющих девять знаков, следующая: первые два знака образуют номер балансового счета, третий - номер субсчета, четвертый - номер группы производственных запасов, пятый и шестой номер подгруппы в каждой группе, три последних - порядковый номер материала в подгруппе.

Номенклатура материалов, в которой указаны цены за единицу учитываемых материалов, называется номенклатурой-ценником. Он представляет собой систематизированный перечень материалов, применяемых в организации, и используется в качестве справочника почти всеми отделами организации (отдел материально-технического снабжения, бухгалтерия, плановый, финансовый и т.д.). Отсюда наименования материалов (сорт, размер) в номенклатуре-ценнике должны быть технически грамотными и тождественны указываемым в ГОСТе или ТУ, [7, с.248]

В ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» учет материалов автоматизирован и ведется с помощью программы «1-С бухгалтерия», адаптированной с учетом особенностей отрасли. В программе все виды материалов занесены в справочник, включающий более тысячи наименований (см. приложение 1)

1.2 Нормативно-правовое обеспечение учета операций с материалами

Порядок учета операций с материалами регламентируют следующие нормативные акты:

.Закон Республики Беларусь № 3321-XII от 18.10.1994 г. «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции от 29.12.2007г. № 302-З. - Является главным законодательным актом, регулирующим порядок организации бухгалтерского учета в организациях республики Беларусь, права и обязанности главного бухгалтера, основные требования к ведению бухгалтерского учета, статус и требования к оформлению первичных документов и регистров бухгалтерского учета. Кроме того, Закон предусматривает порядок оценки и переоценки активов и обязательств организации а также проведения их инвентаризации; состав бухгалтерской отчетности организации, порядок ее представления и публикации; порядок хранения документов и бухгалтерской отчетности а также ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете и отчетности.

.Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 г. № 89 (в редакции от 13.03.2009 г. № 33) «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета». - Типовой план счетов и Инструкция по применению Типового плана счетов предназначены для ведения бухгалтерского учета в организациях всех форм собственности и видов деятельности независимо от организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи. Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета устанавливает для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских финансово-кредитных организаций; организаций, финансируемых из республиканского и/или местных бюджетов на основе бюджетной сметы, имеющих текущий счет в учреждениях банка и ведущих бухгалтерский учет в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета) и индивидуальных предпринимателей единые подходы к применению Типового плана счетов бухгалтерского учета и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В Инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных из них.

.Инструкция о порядке бухгалтерского учета материалов, незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции организациями промышленности в ред. постановления Министерства финансов, Министерства экономики от 21.12.2007 №194/228. Инструкция устанавливает особенности бухгалтерского учета сырья и материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, тары и тарных материалов, запасных частей, специальной оснастки (далее - материалы), незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции в отдельных организациях промышленности.

.Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17.07.2007г. № 114 «Об утверждении инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов». Инструкция о порядке бухгалтерского учета материалов устанавливает порядок бухгалтерского учета сырья и материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, тары и тарных материалов, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, специальной оснастки и специальной одежды (далее - материалы) организаций.

.Об установлении лимита отнесения имущества к отдельным предметам в составе оборотных средств: постановление Министерства финансов Республики Беларусь 23 марта 2004 г. N 41: в ред. постановления Минфина от 22.04.2010 N 50. Разрешает организациям устанавливать лимит стоимости актива в пределах 30 базовых величин за единицу, при соблюдении которого данный актив может учитываться в бухгалтерском учете в составе средств в обороте. При этом для сравнения с лимитом стоимости актива используется стоимость актива на момент принятия к учету без налога на добавленную стоимость (кроме предметов, приобретаемых бюджетными организациями за счет средств соответствующих бюджетов, по которым стоимость предметов определяется с учетом налога на добавленную стоимость).

.Об утверждении положения о порядке учета поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов: постановление Министерства финансов Республики Беларусь 15 мая 2002г. N 74: в ред. постановления Минфина от 10.12.2008 N 186 - устанавливает порядок оперативно-складского и бухгалтерского учета горюче-смазочных материалов, используемых для собственного потребления организациями всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями, ведущими бухгалтерский учет.

Кроме того, конкретный метод учета поступления материалов, их оценки предусматривается в учетной политике организации, что закрепляется соответствующим Положением об учетной политике (см. приложение 2).

1.3 Задачи учета операций с материалами

Данные бухгалтерского учета должны содержать информацию для изыскания резервов снижения себестоимости продукции в части рационального использования материалов, снижения норм их расхода, обеспечения надлежащего хранения и сохранности.

В связи с этим перед учетом производственных запасов стоят следующие задачи:

Основными задачами учета материалов являются:

.формирование фактической себестоимости материалов;

.правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по приобретению и использованию материалов;

.контроль за сохранностью материалов в местах хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;

.контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;

.своевременное выявление излишних материалов с целью их возможной реализации или определения иных возможностей вовлечения в хозяйственный оборот;

.проведение анализа эффективности использования материалов.

Для выполнения этих задач необходимо обеспечить: надлежащую организацию материально-технического снабжения в организации; соответствующее состояние складского и весоизмерительного хозяйства; наличие прогрессивных норм расходов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, деталей, топлива и других ценностей на единицу продукции. В целях повышения роли учета и контроля в этом деле надо в каждой организации иметь научно разработанную номенклатуру-ценник, установить четкий документооборот, своевременно проводить контрольные проверки и инвентаризации ценностей, не допускать значительных отклонений от норм запасов материальных ценностей, механизировать и автоматизировать учетно-вычислительные работы, своевременно заключать договоры о материальной ответственности с работниками складов и кладовых.

Основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету материалов:

сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия материалов;

учет количества и оценка материалов;

оперативность (своевременность) учета материалов;

соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);

соответствие данных складского учета и оперативного учета движения материалов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.

Применение организациями программных продуктов по учету материалов должно обеспечить получение необходимой информации на бумажных носителях, включая показатели, содержащиеся в регистрах бухгалтерского учета, внутренней отчетности организации и других документах.

Необходимыми условиями осуществления контроля за сохранностью материалов являются:

наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для материалов открытого хранения);

размещение материалов по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типосорторазмерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида материалов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся материале;

оснащение мест хранения материалов весовыми, измерительными приборами и мерной тарой;

применение централизованной доставки материалов со складов организации в цеха (подразделения) по согласованным графикам, а на строительных площадках - от поставщиков, базисных складов и комплектовочных участков непосредственно на объекты строительства по комплектовочным ведомостям; сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;

организация участков централизованного раскроя материалов;

определение перечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;

установление порядка нормирования расхода материалов (разработка и утверждение норм, соблюдение норм при отпуске материалов в подразделения организации);

установление порядка формирования учетных цен на материалы и порядка их пересмотра;

определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов материалов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз материалов со складов и иных мест хранения организации.

Все службы организации следует обеспечить списком должностных лиц, имеющих право подписывать документы на получение и отпуск со складов товарно-материальных ценностей, а также выдавать разрешения (пропуска) на их вывоз с территории организации.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ НА ОБЪЕКТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Документальное оформление, оценка и учет поступления материалов

Материалы поступают в организацию от разных поставщиков, своих подсобных и вспомогательных производств, от списания основных средств (металлолом, запасные части и др.), из основного производства в виде возвратных отходов (обрубки, обрезки, стружка и др.), а также приобретаются наличный расчет через подотчетных лиц.

Отгрузив материальные ценности покупателям, организации-поставщики одновременно высылают им расчетно-платежные документы вместе с погрузочными и другими сопроводительными документами (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, железнодорожные квитанции и др.). Полученные от поставщиков документы направляются в отдел материально-технического снабжения, где проверяется соответствие отгрузки договорным условиям поставки и ассортименту, количеству, цене, срокам поставки и т.п. Затем делаются отметки о выполнении договоров в специальных карточках или копиях договоров. После этого производятся записи в журнале учета поступающих грузов (ф. М-1) который ведется отделом материально-технического снабжения. Одновременно здесь же решается вопрос об оплате платежных документов за приобретаемые ценности.

При предварительной оплате за приобретаемые материалы покупатель сначала производит их оплату путем перечисления денежных средств платежными поручениями либо платежными требованиями-поручениями, а тем поставщик отгружает ценности в адрес получателя.

В дальнейшем документы передаются в финансовый отдел или бухгалтерию для оплаты. Для приемки и приходования грузов приложения к расчетно-платежным документам передаются на склад.

Со станции железной дороги, пристани или аэропорта, а также от местных поставщиков ценности получает экспедитор организации. Для этого ему бухгалтерия организации оформляет и выдает под расписку доверенность (см. приложение 3), транспортные или иные документы.

Если при приемке грузов от транспортной организации будут обнаружены признаки нарушения или отсутствия пломб грузоотправителя, недостачи, порчи или повреждения ценностей (тары, упаковки), то экспедитор вправе потребовать проверки груза. Результаты проверки оформляются коммерческим актом, который может служить основанием для материальной ответственности транспортных организаций или грузоотправителей. Претензии о возмещении недостачи (порчи) или утраты грузов, подтвержденные коммерческим актом, предъявляются виновнику- железной дороге или поставщику.

При получении материалов со складов местных поставщиков экспедитор также должен иметь доверенность (ф. М-2 или М-2а) (см. приложение 3). Материальные ценности экспедитор доставляет на склад организации и сдает заведующему (кладовщику). Здесь их тщательно проверяют на соответствие количества, ассортимента и качества данным, указанным в сопроводительных документах. В необходимых случаях проводятся лабораторные анализы, испытания и другие проверки. В ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» необходимости в проведении анализов и испытаний обычно не возникает.

При отсутствии расхождений поступившие материальные ценности приходуются на склад путем составления приходного ордера формы М-4.

При отсутствии каких-либо расхождений между документами и доставленными ценностями приходный ордер можно не выписывать, а оформлять приход проставлением штампа на сопроводительных документах поставщика (грузоотправителя), в оттиске которого содержатся основные данные приводного ордера. Здесь же материально ответственное лицо учиняет подпись об оприходовании груза (см. приложение 4).

Когда поступают однородные грузы от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня, их можно приходовать общей массой в целом за день. Причем каждая отдельная приемка оформляется соответствующей квитанцией. В ГЛХУ «Новогрудский лесхоз», в силу специфики деятельности, таких поступлений не бывает.

Иногда материальные ценности от поставщиков поступают прямо в цех. Они отражаются в учете как принятые на склад и переданные в цех.

Если количество или качество прибывших материалов не совпадает с данными сопроводительных документов, то принимает их комиссия по Акту о приемке материалов формы М-7. Он также составляется при приемке материалов, поступивших без документов (неотфактурованные поставки). Акт составляется в двух экземплярах с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации, например представителя торговой палаты, (по согласованию с поставщиком). Он утверждается руководителем организации или лицом, на то уполномоченным. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, а второй - отделу материально-технического снабжения (бухгалтерии) для предъявления претензии поставщику (виновнику). Такие ситуации в ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» возникают крайне редко. За последние три года не было ни одного подобного случая.

Акт о приемке материалов (форма М-7) является первичным документом при приходовании ценностей, и приходный ордер не оформляется.

При централизованной доставке материалов автомобильным транспортом, поставщик выписывает товарно-транспортную накладную формы ТТН-1 (см. приложение 5) в четырех экземплярах, один из которых служит основанием для оприходования материальных ценностей у грузополучателя.

На склады могут поступать также материалы из цехов своей организации (неиспользованные материалы; отходы, полученные при ликвидации основных средств, от брака и т.п.). Они приходуются на склады по накладным-требованиям на отпуск (внутреннее перемещение) материалов формы М-1. Накладные-требования составляются в двух экземплярах материально ответственными лицами складов (цехов), которые сдают ценности. Один экземпляр остается у сдатчика (склада, цеха) и служит основанием для списания ценностей, а второй (по которому они приходуются) - у получателя (цеха, складов). Накладные-требования (форма М-11) на возврат неиспользованных материалов выписываются в том случае, если ценности по ним отпускались, а не по лимитно-заборным картам, ибо в последних предусматривается учет возврата материалов, ранее отпущенных в производство.

Прибывшие ценности приходуются в соответствующих единицах измерения - весовых, объемных, линейных и др. Если они поступают в одной единице измерения, например в квадратных метрах (рубероид), а отпускаются в другой (в рулонах); то их целесообразно учитывать одновременно в двух единицах измерения.

Важнейшей предпосылкой организации учета материалов является их оценка. Она имеет немаловажное значение и в деле машинной обработки данных этого учета. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», и Инструкцией о порядке бухгалтерского учета материалов, материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактической себестоимостью приобретенных материалов признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость.

Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении силами организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных материалов. Учет и формирование затрат на производство материалов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

Фактическая себестоимость материалов, внесенных в качестве вклада в уставный фонд организации, определяется исходя из денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством.

В случае если расходы по доставке ТЗР оплачивает принимающая сторона, то фактическая себестоимость материалов увеличивается на сумму произведенных расходов.

Фактическая себестоимость материалов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Фактическая себестоимость приобретенных материалов включает: стоимость материалов по ценам приобретения; ТЗР; расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях.

Стоимость материалов по покупным ценам представляет собой сумму оплаты, установленную соглашением сторон в возмездном договоре непосредственно за материалы.

К ТЗР относятся затраты организации, непосредственно связанные с процессом приобретения и доставки материалов в организацию. В их состав включаются:

расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию;

расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);

наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим и иным посредническим организациям;

плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов;

расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;

стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;

другие расходы.

Расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях, включают в себя затраты организации по переработке, обработке, доработке и улучшению технических характеристик приобретаемых материалов, не связанные с производственным процессом. При этом работы могут выполняться как собственными силами организации-покупателя, так и сторонними организациями. При выполнении таких работ сторонними организациями в расходы по доведению включаются стоимость выполненных работ и расходы по перевозке к месту выполнения работ и обратно, по погрузке и выгрузке, выполненные сторонними организациями, [4].

Для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих организации сырья, материалов, топлива, запасных частей и других ценностей предназначен активный синтетический счет 10 "Материалы", который имеет 11 субсчетов.

Причем указанные ценности на этом счете могут учитываться либо по фактической себестоимости их приобретения (заготовления), которая складывается из стоимости по покупным ценам и расходов по их заготовке и доставке в организацию, либо по учетным ценам. Кроме того, организации, которые учитывают ценности на счете 10 "Материалы" по учетным ценам, могут использовать активный синтетический счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" совместно с активным синтетическим счетом 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" либо без него.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на активно-пассивном счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

При ведении учета по полной журнально-ордерной форме расчеты с поставщиками и подрядчиками отражаются в журнале-ордере № 6, который ведется по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в корреспонденции с дебетом счетов: 07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 20 "Основное производство'', 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы», 76 (субсчет 3 «Расчеты по претензиям») и др. В журнале-ордере № 6 одновременно ведется синтетический и аналитический учет.

Журнал-ордер №6 ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками по каждому документу. Он открывается ежемесячно. При открытии в него переносятся остатки на начало месяца по неоплаченным и неотфактурованным поставкам, а также по оплаченным счетам, но не поступившим в организацию материалам. К неотфактурованным относятся поставки, по которым счета-фактуры поставщиков не предъявлены к оплате.

После этого на основании предъявленных поставщиками и подрядчиками и принятых к оплате счетов-фактур, а по неотфактурованным поставкам согласно актам приемки или сопроводительным документам в течение месяца последовательно производятся записи в журнал-ордер №6 в части покупной стоимости материальных ценностей и сумм, причитающихся поставщикам.

Стоимость поступивших материалов, по которым расчетные документы поставщиком не предъявлены к оплате, записывают в журнал-ордер №6 основании акта приемки в общем порядке по каждой поставке отдельно. Ценности приходуются по учетной стоимости, временно принимаемой за фактическую. При этом вместо номера счета поставщика проставляется буква Н, что означает неотфактурованную поставку. Записи о неотфактурованных поставках в журнал-ордер №6 следует делать в конце месяца, так как в течение месяца поставщик может предъявить платежные документы.

По мере поступления расчетно-платежных документов ранее записанную сумму по условным ценам сторнируют по той же группе ценностей и в графе 15 в соответствии с поступившими документами вновь производят записи.

Если платежные документы поставщиков оплачены, а материалы еще не поступили, записи в журнале-ордере №6 делают отдельно по каждому расчетному документу только в графе 15 (оплаты и акцепта счета). При поступлении материалов в течение текущего месяца их приходуют по тем же строкам, по которым сделана отметка об оплате. Если материалы не поступят до конца месяца, то их стоимость следует отразить в графе 14 «За неприбывший груз».

После всех записей в журнале-ордере №6 подсчитывают итоги по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции с дебетуемыми счетами. При этом выводят остаток по незаконченным расчетам на конец месяца. Выведенное сальдо по счету 60 должно равняться остатку по этому счету в Главной книге, а в аналитическом учете - суммам по платежным документам, против которых отсутствуют отметки об оплате или списании, записанным в журнал-ордер №6 [7, с. 253].

В ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» записи в журнал-ордер №6 (см. приложение 6) делаются автоматически. Вся информация о поступлении и оплате материалов по каждой поставке заносится в компьютер на основании первичных документов, а в конце месяца формируется журнал-ордер №6, который при необходимости может быть распечатан. Информация из него по сети передается на компьютер главного бухгалтера для отражения данных в Главной книге.

Покупатели товаров, работ услуг должны вести журнал учета поступающих от поставщиков первичных учетных, платежных и расчетных документов, в котором указаны первичные реквизиты по НДС, и книгу покупок (см. приложение 7).

Поступление материалов от поставщиков отражается бухгалтерскими записями (таблица 2.1):

Таблица 2.1 - Отражение поступления материалов

ДебетКредитСодержание операции∑, руб.Поступление материалов при использовании счетов 15 и 16601560На стоимость материальных ценностей без учета НДС-18/360На сумму НДС, указанную в расчетно-платежных документах поставщика-1520Поступление материальных ценностей из основного производства-1523Поступление материальных ценностей из цехов вспомогательных производств-1571При приобретении материальных ценностей через подотчетных лиц-1015При оприходовании материалов, практически поступивших в организацию по учетным ценам-1615На списание положительной разницы между фактической себестоимостью приобретения (заготовления) материалов и их стоимостью по учетным ценам по оприходованным ценностям-1516На списание отрицательной разницы между фактической себестоимостью приобретения (заготовления) материалов и их стоимостью по учетным ценам по оприходованным ценностям-По мере оплаты расчетно-платежных документов поставщиков6051-6818/3На сумму зачета оплаченного НДС- После проведения указанной проводки указанный первичный документ регистрируется в Книге покупок. В случае частичной оплаты задолженности поставщику уплаченный залог определяется пропорционально оплаченной сумме задолженности. Остаток по счету 15 на конец месяца показывает наличие материальных ценностей в пути. В ГЛХУ «Новогрудский лесхоз», согласно Положения об учетной политике, используется второй метод отражения в учете поступления материальных ценностей (без использования счета 15). Используются счета 10 и 16. Приобретение материальных ценностей на условиях предоплаты осуществляется редко. По итогам работы за месяц составляется Оборотно-сальдовая ведомость по материалам и МБП (см. приложение 12). Таблица 2.2 - Отражение поступления материалов без использования счетов 15 и 16ДебетКредитСодержание операции∑, руб.Поступление материалов на склад без использования счетов 15 и 16 отражается по фактической стоимости следующими проводками:1060На стоимость материальных ценностей без учета НДС (ТТН)2 750 52718/360На сумму НДС, указанную в расчетно-платежных документах поставщика (ТТН)550 1051071При приобретении материальных ценностей через подотчетных лиц61 3751020Возвращение неиспользованных материальных ценностей цехами основного производства1 204 1311023Поступление материальных ценностей из цехов вспомогательных производств10 5811028На стоимость сдаваемых материалов от неисправимого брака-1070При начислении заработной платы за погрузку, разгрузку, доставку материальных ценностей-1069На сумму отчислений в фонд социальной защиты-1075На стоимость внесенных учредителями в счет вкладов в уставный фонд материальных ценностей-1092/1Оприходование излишков материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации-1010На внутренне перемещение материалов834 763Выявленные во время приемки недостачи товарно-материальных ценностей по вине поставщика либо транспортной организации по ранее принятому к оплате счету отражают:9460На сумму недостачи в пределах ном естественной убыли-76/360На стоимость недостающих ценностей сверх норм естественной убыли без учета НДС-76/318/3На сумму НДС, относящуюся к недостающим ценностям сверх норм естественной убыли-Выявленные при приемке грузов излишки приходуются как обычное поступление материалов.При предварительной оплате счетов за материальные ценности оплата и их поступление отражаются следующими записями:6051На сумму предварительной оплаты с учетом НДС (ТТН)3 300 6321060На стоимость ценностей без учета НДС (ТТН)2 750 52718/360На сумму НДС (ТТН)550 1056818/3На сумму зачета уплаченного НДС (ТТН)550 105

Таким образом, согласно Положению об учетной политике производственные запасы в ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» оцениваются по фактической себестоимости их приобретения с отражением по счету 10 «Материалы». Обоснованием выступает инструкция о порядке бухгалтерского материалов, утвержденная Постановлением Минфина РБ от 17.07.2007 №114 и инструкцией № 89.

2.2 Документальное оформление, оценка и учет материалов при их использовании в хозяйственной деятельности

материал учет операция хозяйственный

Под отпуском материалов на производство понимается их выдача со склада (кладовой) непосредственно для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также отпуск материалов для управленческих нужд организации.

Отпуск материалов на склады (в кладовые) подразделений организации и на площадки строительства рассматривается как внутреннее перемещение.

Стоимость материалов, отпускаемых со складов (кладовых) организации в подразделения и из подразделений на участки, в бригады, на рабочие места, в аналитическом учете определяется по учетным ценам (без учета ТЗР).

Материалы отпускаются с центральных (головных) складов организации в зависимости от структуры организации на склады подразделений или непосредственно в подразделения организации (при отсутствии у них складов) и из цеховых складов (кладовых) в производство (участкам, бригадам, непосредственно на рабочие места) в соответствии с установленными нормами и объемами производственной программы (заданиями). Отпуск сверх норм производится в порядке, установленном организацией.

При отпуске материалы должны измеряться в соответствующих единицах измерений (весовых, объемных, линейных, поштучно).

По мере отпуска материалов со складов (кладовых) подразделения на участки, в бригады, на рабочие места они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство.

Стоимость материалов, отпущенных для управленческих нужд, относится на соответствующие счета учета этих расходов.

Стоимость материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам, зачисляется на счет учета расходов будущих периодов. На этот счет стоимость отпущенных материалов может относиться также при необходимости распределения затрат на ряд отчетных периодов.

Стоимость материалов, израсходованных в связи со сбытом и продажей продукции (работ, услуг), зачисляется на счета учета расходов на продажу. К израсходованным в связи со сбытом и продажей продукции (работ, услуг) материалам относятся тара и упаковка, использованная на затаривание готовой продукции, не оплаченная покупателем отдельно (сверх отпускной цены на продукцию); материалы, использованные на крепление изделий на железнодорожные платформы, вагоны и на другие транспортные средства; стоимость материалов, израсходованных при организации рекламных мероприятий, участии в ярмарках и выставках и т.д.

Согласованные с главным бухгалтером списки лиц, которым предоставлено право получать со складов материалы, а также образцы их подписей должны быть доведены лицам, осуществляющим отпуск материалов со складов (кладовых).

Отпуск материалов со складов организации осуществляется только выделенным для их получения работникам подразделения организации.

В необходимых случаях составляется также список лиц, которым предоставлено право выдавать разрешения (пропуска) на вывоз из организации материалов.

Порядок отпуска материалов со склада (кладовой) цеха, подразделения организации участкам, бригадам, на рабочие места устанавливается руководителем подразделения организации по согласованию с главным бухгалтером организации.

Организация может осуществлять отпуск материалов или их отдельных групп, видов, наименований своим подразделениям без указания назначения. В этом случае отпуск материалов учитывается как внутреннее перемещение, а сами материалы считаются в подотчете у получившего их подразделения.

На фактически израсходованные материалы подразделение - получатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого они израсходованы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат, количество и сумма по нормам расхода, количество и сумма расхода сверх норм и их причины; в необходимых случаях указываются количество изготовленной продукции либо объемы выполненных работ.

На основании акта расхода производится списание материалов с подотчета соответствующего подразделения организации и отнесение их стоимости на затраты производства (в зависимости от того, на какие цели израсходованы материалы).

Порядок составления акта расхода материалов, а также перечень подразделений, для которых он предусмотрен, устанавливается организацией.

Отпуск материалов со складов (кладовых) организации на производство (участкам, бригадам, на рабочие места) осуществляется на основе установленных лимитов.

Лимиты отпуска материалов на производство устанавливаются отделом снабжения или другими подразделениями (должностными лицами) по решению руководителя организации.

Лимиты на отпуск материалов устанавливаются на основе разработанных соответствующими службами организации норм расхода материалов, производственных программ подразделений организации с учетом остатков (переходящих запасов) материалов на начало и конец планируемого периода.

Внесение изменений в лимиты (в связи с уточнением объемов незавершенного производства и остатков неиспользованных материалов в подразделениях организации, изменением и (или) перевыполнением производственной программы, изменением норм расхода, заменой материалов, исправлением ошибок, допущенных при расчете лимита, и т.д.) производится с разрешения лиц, уполномоченных на их утверждение.

Первичными учетными документами по отпуску материалов со складов организации в подразделения организации являются лимитно-заборная карта (типовая форма М-8), требование-накладная (типовая форма М-11), накладная (типовая форма М-15).

Исходя из конкретных условий деятельности, организация может применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по движению материалов.

Лимитно-заборные карты предназначены для отпуска материалов, систематически потребляемых для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также для контроля за соблюдением лимитов.

Лимитно-заборные карты выписываются подразделениями организации, выполняющими снабженческие или плановые функции, в двух или трех экземплярах сроком на один месяц. При небольших объемах отпуска материалов они могут выписываться на квартал. На каждый склад выписывается отдельная лимитно-заборная карта.

Один экземпляр лимитно-заборной карты до начала месяца (квартала) ее действия передается подразделению организации - получателю материалов, второй экземпляр - соответствующему складу. Третий экземпляр (если он оформляется) остается в подразделениях, выполняющих снабженческие или плановые функции для контроля.

Лицо, осуществляющее отпуск материалов, отмечает в обоих экземплярах лимитно-заборной карты дату и количество отпущенных материалов, которые подтверждаются подписями получателя и заведующего складом (кладовщика).

В конце месяца (квартала) лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерскую службу организации.

В случае отпуска материалов сверх лимита в первичных учетных документах (лимитно-заборных картах, требованиях-накладных) проставляется штамп (надпись): «Сверх лимита». Отпуск материалов сверх лимита производится при наличии разрешения руководителя или уполномоченных лиц. На первичных учетных документах указываются причины сверхлимитного отпуска материалов.

При получении материалов для производства изделий (продукции) взамен бракованной и для исправления брака к лимитно-заборной карте или требованию-накладной прилагаются акты (извещения) о браке с указанием шифра изделия, детали или номера заказа, по которому изготовлена бракованная продукция.

При замене материала, предусмотренного установленной для данного изделия (продукции) технологией, другим материалом оформляется требование на замену.

Организация может устанавливать особый порядок учета отдельных видов материалов.

Если в организации организована централизованная доставка материалов со складов организации на склады (кладовые) подразделений организации, на участки и на рабочие места, то подразделением, выполняющим снабженческие или плановые функции, составляется документ на отпуск (план-карта), в котором отражаются утвержденные лимиты и календарные сроки подачи (доставки) материалов. На основании плана-карты работником склада выписывается накладная на отпуск материалов в пределах месячного лимита и производится доставка материалов по назначению.

Порядок отпуска, график доставки, формы оперативных документов определяются организацией.

В ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» утвержден график документооборота, в котором указано, в какие сроки все структурные подразделения должны сдавать документы в бухгалтерию, сроки, отведенные для обработки этих документов в бухгалтерии и формирования соответствующих учетных регистров и отчетности.

Отпуск материалов со складов (кладовых) ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» на производство может оформляться путем записи в карточках складского учета (см. приложение 4). В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются. Лимит отпуска указывается в самой карточке. Получатель расписывается в получении материалов в карточке складского учета. В карточке складского учета указывается шифр или наименование заказа (затрат).

При этой системе отпуска материалов со склада карточка складского учета является регистром аналитического учета и первичным учетным документом.

Отходы, образующиеся в подразделении организации, собираются и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией исходя из цен возможного приобретения или продажи.

Стоимость учтенных отходов относится на уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство.

В случае последующего использования отходов на изготовление изделий (деталей и т.д.) их отпуск в производство оформляется выпиской требований (требований-накладных).

Возврат подразделениями организации на склад неиспользованных материалов оформляется накладными или лимитно-заборными картами. Сданные на склад материалы приходуются по складу с одновременным списанием с подотчета подразделения организации. В случае списания таких материалов в производство их стоимость относится на уменьшение соответствующих затрат.

Передача материалов с одного склада организации на другой склад организации, а также со склада (кладовой) одного подразделения организации на склад (кладовую) другого подразделения организации оформляется накладными на внутреннее перемещение.

Лесничества, входящие в состав ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» ежемесячно составляют отчеты о наличии и движении материалов (см. приложение 8), которые с документами по учету затрат на производство передаются в бухгалтерскую службу организации согласно утвержденному в организации порядку документооборота.

Для распределения стоимости отпущенных в производство и на другие цели материалов по видам продукции (работ, услуг) и статьям расходов организация может ежемесячно составлять сводную ведомость расхода материалов. В указанной ведомости материальные затраты (включая ТЗР) приводятся в разрезе цехов и других подразделений с распределением по счетам учета затрат, а внутри их - по заказам (изделиям, видам продукции, работам, услугам) и статьям расходов.

В ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» отпуск материалов осуществляется по товарным накладным (формы ТН-2) (см. приложение 9). Лимитно-заборные карты и накладные на внутреннее перемещение не применяются.

При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией одним из следующих способов:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости;

по способу ЛИФО (по себестоимости последних по времени приобретения материалов).

Применение одного из перечисленных способов по группе (виду) материалов производится в течение отчетного года и отражается в учетной политике организации исходя из допущения последовательности применения учетной политики.

При списании (отпуске) материалов по себестоимости каждой единицы запасов могут применяться два способа исчисления себестоимости единицы материалов:

включая все расходы, связанные с приобретением материалов;

включая только стоимость материала (упрощенный вариант).

Применение упрощенного варианта допускается при отсутствии возможности непосредственного отнесения ТЗР и других расходов, связанных с приобретением материалов, на их себестоимость (например, при централизованной поставке материалов).

В этом случае величина отклонения (разница между фактическими расходами по приобретению материала и его ценой) распределяется пропорционально стоимости списанных (отпущенных) материалов, исчисленной в покупных ценах. Данный метод и применяется в ГЛХУ «Новогрудский лесхоз».

Оценка отпущенных материалов по себестоимости каждой единицы запаса должна применяться организацией в случае, если используемые материалы не смогут обычным образом заменять друг друга или подлежат особому учету.

При списании (отпуске) материалов, оцениваемых организацией по средней себестоимости, последняя определяется по каждой группе (виду) материалов как частное от деления общей себестоимости группы (вида) материалов на их количество, складывающихся, соответственно, из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим материалам в этом месяце.

Списание (отпуск) материалов по способу ЛИФО производится в оценке, рассчитанной исходя из допущения, что материалы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения. При применении этого способа оценка материалов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения материалов, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость поздних по времени приобретения.

Применение способов средних оценок фактической себестоимости материалов, отпущенных в производство или списанных на иные цели, может осуществляться следующими вариантами:

исходя из среднемесячной фактической себестоимости (взвешенная оценка), в расчет которой включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления за месяц (отчетный период);

путем определения фактической себестоимости материала в момент его отпуска (скользящая оценка), при этом в расчет средней оценки включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска.

Применение скользящей оценки должно быть экономически обосновано и обеспечено соответствующими средствами вычислительной техники.

Вариант исчисления средних оценок фактической себестоимости материалов должен раскрываться в учетной политике организации.

В случае значительной трудоемкости учетных работ при оценке материалов по способу средней себестоимости и способу ЛИФО допускается принимать для расчета только покупную цену материалов.

По итогам работы за месяц составляется Оборотно-сальдовая ведомость по материалам и МБП (см. приложение 12).

В зависимости от направления расхода материальных ценностей в учете составляются проводки (таблица 2.3):

Таблица 2.3 - Учет отпуска материалов

ДебетКредитСодержание операции∑, руб.0810На стоимость материалов, отпущенных для выполнения строительных работ1 821 2002010При отпуске материалов в основное производство2 017 9892310При отпуске материалов во вспомогательные производства1 792 0552510При расходе материалов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования производственных цехов и хозяйств, их хозяйственные нужды4 250 5172610При расходе на общехозяйственные нужды1 160 5892810При расходе на исправление брака-4410На расход, связанный с упаковкой готовой продукции, рекламой и другими коммерческими расходами-9110При расходе на нужды, связанные с ликвидацией основных средств, при реализации товарно-материальных ценностей на сторону-9210При списании материалов вследствие гибели во время стихийных бедствий, а также ликвидации их последствий-9410При списании недостач, выявленных в процессе инвентаризации-

Таким образом, при отпуске производственных запасов в производство и ином выбытии в ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» их оценка производится по себестоимости каждой единицы. При передаче бюджетной лесопродукции, промышленной деятельности для дальнейшей переработки в цеху для получения продукции лесопиления, лесопродукция отражается на счете 10.1 статья «Сырье» с применением счета 16 «отклонение в стоимости материальных ценностей». Возможные к применению способы и методы оценки производственных запасов при их отпуске в производство и ином выбытии определены инструкцией №114, основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции, утвержденными Постановлением Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 №210/161/151 и прочими нормативно-правовыми документами.

2.3 Документальное оформление и учет движения отдельных предметов в составе оборотных средств организации

Организации устанавливают лимит стоимости актива в пределах 30 базовых величин за единицу, при соблюдении которого данный актив может учитываться в бухгалтерском учете в составе средств в обороте. При этом для сравнения с лимитом стоимости актива используется стоимость актива на момент принятия к учету без налога на добавленную стоимость.

Стоимость активов, учтенных в составе средств в обороте, отражается на соответствующих субсчетах счета 10 «Материалы» и переносится на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров в следующем порядке:

по специальным инструментам и специальным приспособлениям (инструменты и приспособления целевого назначения, штампы, пресс-формы и подобные им предметы) - в соответствии с нормативными ставками, рассчитанными исходя из сметы расходов на их изготовление (приобретение) и срока их полезного использования до двух лет; стоимость специальных инструментов и специальных приспособлений, предназначенных для индивидуальных заказов, погашается в момент передачи их в производство данного заказа;

по приспособлениям целевого назначения (сосуды для выплавки стекла, катализаторные сетки твердого агрегатного состояния и др.), изготовленным из сплавов драгоценных металлов, - в соответствии с нормативными ставками, рассчитанными исходя из части стоимости приспособлений, приходящихся на экономически обоснованные технологические потери драгоценных металлов, в течение нормативного срока их службы. При выбытии данных приспособлений в результате непригодности оставшаяся часть их стоимости переносится в состав операционных расходов. Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, принимаются к учету в порядке, установленном законодательством;

по предметам, по которым установлены сроки службы (спецодежда, спецобувь, санитарная одежда и др.), - погашается ежемесячно исходя из сроков их службы;

по временным (нетитульным) сооружениям и приспособлениям - ежемесячно исходя из срока их эксплуатации (в зависимости от продолжительности строительства) с учетом стоимости возвратных материалов от разборки;

по остальным предметам - в соответствии с учетной политикой организации:

в размере 50 процентов стоимости предметов - при передаче их со складов в эксплуатацию и 50 процентов стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) - при выбытии их из эксплуатации в связи с непригодностью; или в размере 100 процентов - при передаче их со склада в эксплуатацию; или в размере 100 процентов (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) - при выбытии их из эксплуатации в связи с непригодностью;

по предметам до двух базовых величин списывается единовременно на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров по мере передачи их в эксплуатацию. Материально ответственными лицами учет указанных предметов осуществляется в количественном выражении.

Конкретный порядок перенесения на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходов на реализацию товаров определяется учетной политикой организации. В ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» 50 процентов стоимости списывается при передаче их в эксплуатацию и 50 процентов (за минусом стоимости по цене возможного использования) - при выбытии из эксплуатации.

В соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета. предметы учитываются на счете 10 "Материалы" в разрезе следующих субсчетов: 9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности"; 10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе"; 11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации".

Документальное оформление поступления и учет указанных предметов на складе ведутся аналогично учету материалов.

Одинаково также организован учет их приобретения и расчетов с поставщиками (составляются аналогичные бухгалтерские записи).

Специальные одежду, обувь и средства индивидуальной защиты работники организации получают в соответствии с утвержденными нормами как бесплатно, так и за плату. Учет специальных одежды, обуви и средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам организации в индивидуальное пользование, ведется в личной карточке учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений формы МБ-6. Карточка открывается в одном экземпляре на каждого работника и хранится у кладовщика, выдавшего эти ценности. В случае утери взятых предметов в личной карточке в графах "Возвращено" делается запись: "Акт выбытия № и дата". В ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» на работников открываются Личные карточки учета средств индивидуальной защиты (см. приложения 10, 11), где и ведется учет выданных работникам спецодежды, спецобуви средств индивидуальной защиты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях для организаций огромное значение имеет такая организация хозяйствования, которая позволяет обеспечить хозрасчет. Кроме того, чтобы выдержать конкуренцию и остаться на плаву, необходимо стремиться к получению как можно большей прибыли. Поскольку удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции достаточно высок, а отдельные отрасли и вовсе относятся к материалоемким, необходимо организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы можно было четко проконтролировать весь путь движения материалов от поступления их в организацию до отпуска их на производственные и общехозяйственные нужды и обеспечить их сохранность и рациональное использование.

Улучшению ресурсосбережения способствует упорядочение первичной документации, широкое внедрение типовых унифицированных форм учета, повышение уровня механизации и автоматизации учетно-вычислитёльных работ, обеспечение строгого порядка приемки, хранения и расходования сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива и др., ограничение числа должностных лиц, имеющих право подписи документов на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материалов. Для обеспечения сохранности производственных запасов, правильной приемки, хранения и отпуска ценностей важное значение имеет наличие в организации достаточного количества складских помещений, оснащенных весовыми и измерительными приборами, мерной тарой и другими приспособлениями. Необходимо также внедрять эффективные формы предварительного и текущего контроля за соблюдением норм запасов и их расходованием, уделять больше внимания повышению достоверности оперативного учета движения полуфабрикатов, комплектующих изделий, деталей и узлов в производстве.

При изучении бухгалтерского учета операций с материальными ценностями был рассмотрен ряд вопросов:

.Сущность материалов, их классификации и значение в хозяйственной деятельности организаций;

.Нормативно-правовая база, регулирующая учет операций с материалами;

.Задачи учета операций с материалами;

.Порядок документального оформления, оценки и учета материалов при их использовании в хозяйственной деятельности.

.Документальное оформление и учет движения отдельных предметов в составе оборотных средств организации.

При выполнении курсовой работы была изучена законодательная база Республики Беларусь, а также специальная литература и локальные нормативные акты. В результате можно сделать вывод, что в ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» бухгалтерский учет поступления материалов, их расхода организован в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами. Ведение первичной документации соответствует установленным требованиям, применяются типовые унифицированные формы учета. Согласно учетной политике, учет поступления материалов осуществляется с использованием счетов 10 «Материалы» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Учет материалов в организации автоматизирован и ведется с помощью программы «1-С Бухгалтерия». Данные из первичных документов на поступление и расход материалов, а также из материальных отчетов лесничеств заносятся в программу, которая и формирует учетные регистры. В необходимых случаях распечатываются соответствующие машинограммы.

Таким образом, в ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» учет материалов осуществляется так, что выполняются все требования, предъявляемые к организации учета материалов и стоящие перед ним задачи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Закон Республики Беларусь № 3321-XII от 18.10.1994 г. «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции от 29.12.2007г. № 302-З)// КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс]/ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Мн., 2010.

.Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 г. № 89 (в редакции от 13.03.2009 г. № 33) «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс]/ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Мн., 2010.

.Инструкция о порядке бухгалтерского учета материалов, незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции организациями промышленности в ред. постановления Министерства финансов, Министерства экономики от 21.12.2007 №194/228. // КонсультатнПлюс

.Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17.07.2007г. № 114 «Об утверждении инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов»//КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс]/ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Мн., 2008.

.Об установлении лимита отнесения имущества к отдельным предметам в составе оборотных средств: постановление Министерства финансов Республики Беларусь 23 марта 2004 г. N 41: в ред. постановления Минфина от 16.03.2007 N 45//КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] /ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2010г.

.Об утверждении положения о порядке учета поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов: постановление Министерства финансов Республики Беларусь 15 мая 2002г. N 74: в ред. постановления Минфина от 30.11.2007 N 182//КонсультантПлюс: Беларусь[Электрон. ресурс] /ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2010.

7.Ладутько Н.И., Ладутько Е.Н. Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций. Учебно-практическое пособие. - Мн. ФУАинформ, 2008.

8.Стражева Н.С., Стражев А.В. Бухгалтерский учет. Учебно-методическое пособие. - Мн. Книжный дом, 2008.

.Балдинова А.И.Калькуляция себестоимости продукции (работ, услуг)

.Учеб.-методич. комплекс. - Мн.: Изд-во МИУ, 2008. − 246 с. ч. Авт. коллектив. Под общ.ред. А.И. Балдиновой. - Мн.: Изд-во МИУ, 2006.

.Бухгалтерский учет / под общей ред. кандидата экономических наук, профессора, БГЭУ О.А. Левковича / Учебное пособие. Второе издание, переработанное. - Мн. Амалфея, 2008

.Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: Учебник/ А.П. Михалкевич, П.Я. Папковская, С.К. Маталыцкая и др.; Под общ.ред. А.П. Михалкевича. 3-е изд.перераб. и доп. - Мн.: БГЭУ, 2007. - 687 с.

.Дробышевский Н. П. Бухгалтерский учет в строительстве. - Мн.: ООО ФУ Аинформ, 2008.

.Кожарский В. В. Бухгалтерский учет в торговле.- Мн.: Экоперспектива, 2006

.Кравченко Л. И. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. - Мн.: ФУ Аинформ, 2008.

.Папковская П. Я. "Учет внешнеэкономической деятельности. - Мн.: ООО Мисанта, 2007.

.Михалкевич А.П. Бухгалтерский учет в зарубежных странах: учеб. пособие/ А.П.Михалкевич; - Минск: «ФУ Аинформ», 2003. - 202 с.

.Пономаренко П.Г. Бухгалтерский учет, анализ и аудит: учеб. пособие/ П.Г.Пономаренко. - Минск: Высшая школа, 2007. - 527 с.

.Сушкевич А.Н., Сушкевич В.Н. Бухгалтерский учет/ А.Н.Сушкевич, В.Н. Сушкевич. - Мн.: Ред. журн. Пром.-торговое право, 2006. - 308 с.

.Бухгалтерский учет для неучетных специальностей: учебник / И.К.Татур. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: БГЭУ, 2007. - 413с.

Похожие работы на - Учет поступления сырья и материалов и расчетов с поставщиками

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!