Структура и динамика морального сознания

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    280,48 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Структура и динамика морального сознания

Содержание

Введение

. Моральное сознание как феномен человеческой культуры, его формы и уровни

. Структура морального сознания

. Динамика морального сознания, ее связь со структурой морали

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современном обществе на фоне нестабильных ценностных ориентаций формирование зрелой и высоконравственной личности, обладающей моральным сознанием, становится весьма актуальным. Способность к адекватному решению нравственных задач, совершению нравственного выбора в современных российских условиях требует от современного человека значительных личностных ресурсов.

Моральное сознание человека формируется вместе с общим и другими узкими видами сознания в процессе воспитания, социализации. На него влияют как семья, институты образования и социального развития, так и современные общественные изобретения, средства массовой информации, Интернет. В связи с этим наблюдается постоянная трансформация морали и морального сознания. Этот процесс требует контроля, отслеживания основных тенденций и координации. Среди научных проблем, которые не теряют своей актуальности в течение тысячелетий, одно из видных мест принадлежит именно вопросам морального становления личности, способности человека понимать, интериоризировать общественные требования, усваивать морально-этические предписания и выстраивать свое поведение согласно им. Развитие моральной сферы - основа личностного расцвета. Именно оно детерминирует реализацию личностных программ как интерпсихического (внутреннего), так и интрапсихического (внешнего) направлений.

В то же время от аморальности в обществе могут пострадать все. Формирование морального лица нации - это неотложная национально-гуманитарная проблема, которая нуждается в объединении усилий научных работников, педагогов-практиков, родителей, государственных, общественных и религиозных структур. Поэтому исследование морального сознания и его структуры становится особенно актуальным и выступает как тема нашей реферативной работы.

1. Моральное сознание как феномен человеческой культуры, его формы и уровни

Моральное сознание с точки зрения гуманитарных дисциплин выступает как разноплановое сложное явление, культурный, психологический и социальный феномен, присущий лишь человеку и обладающий своими уровнями, формой и структурой.

Сами определения морали, морального сознания расплывчаты и недостаточно конкретизированы в научной литературе. Мы будем отталкиваться от наиболее известных и распространенных дефиниций нравственности или морали:

) нравственность есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». Здесь мы можем заметить, что морали отводится место человеческих качеств, а также принципов поведения, что образуют форму сознания. Недостатком этого подхода является игнорирование реальной нравственной деятельности, практики социума;

) мораль - это специфический метод осязания реальности, основанный на оценках, предписаниях, дихотомии (противопоставления) категорий добра и зла. В данном случае под мораль подразумевается субъективное отражение бытия человека. Такой подход рассматривает мораль только по отношению к индивиду, но не затрагивает всей системы межличностных отношений;

3) моралью является сочетание всех ценностей добра и зла, и отвечающих им форм выражения, деятельности, сознания. Такое определение морали, на наш взгляд, является наиболее полным и будет использовано нами в работе.

Основываясь на последнем определении морали, мы считаем, что моральное сознание выступает как отдельная форма человеческого общественного сознания, как, например, политическое или правовое сознание, и отражает социальное бытие людей во взаимодействии друг с другом. Оно имеет место, как в семейной, так и в общественной трудовой жизни, но особенно важным становится в социуме, в образовательной и производственной практике, как инструмент эффективной общественной работы и благосостояния.

Моральное сознание выступает идеальной стороной морали, отражающей действительность в форме ее оценивания с точки зрения идеального долженствования. Поэтому способ отражения действительности в моральном сознании называют ценностно-повелительным отражением.

Простейшими и исторически первыми формами нравственного отражения были нормы и их совокупность, образующая нравственный кодекс. Неинституциональные нормы (примером которых могут быть обычно-традиционные и нравственные) формируются в самом процессе совместной жизнедеятельности людей и массового общения. Генетически первичные нормы - обычаи, традиции и нравы в их взаимосвязи.

Мораль и обычаи выполняют в обществе одни и те же функции, имеют одно и то же назначение - упорядочивать и координировать отношения и поведение людей, объединять и сплачивать их как в социальном пространстве, так и в историческом времени. Главное отличие морали от обычаев - в характере мотивации, при этом линия поведения, предписываемая моралью и обычаями, может быть совершенно одна и та же.

Обычаи, тесно сплачивая людей в пределах более или менее широкой группы, одновременно выделяют ее, противопоставляют остальным. Обычаи - это средство групповой идентификации, через мораль же люди осознают свое родовое единство; для морального сознания «другой» - это не соплеменник, не соотечественник, а человек вообще, человек как таковой. Моральное сознание помогает осознать человеку неодинаковость отдельных людей и человеческих сообществ по самым различным критериям, что в самом широком понимании составляет предмет толерантности.

По мере развития моральное сознание созидает в социуме набор моральных принципов, основными среди которых всегда признавались трудолюбие, патриотизм, гуманизм, коллективизм, ответственное исполнение общественного или профессионального долга.

В свою очередь моральные принципы становятся почвой для зарождения и развития моральных качеств, как отдельных индивидов, так и общества в целом. Нравственные качества - это своеобразная основа разнопланового развития современного гуманного человека. В терминологии классической этики они именовались «добродетелями», то есть способностями к положительной деятельности. В полноценную нравственную личностью индивидов могут превратить: доброта, великодушие, трудолюбие, отзывчивость, правдивость, чувство долга, скромность, щедрость, жертвенность, смелость и др. И наоборот, лень, эгоизм, трусость, жадность, гневливость нарушают межличностные отношения и разрушают само общество, потому осуждаются моралью.

То есть в классе добродетелей, нравственных положительных качеств человека в полной мере проявляются оценочные суждения человечества о том, что хорошо и плохо, праведно или грешно, полезно или вредно. И моральное сознание из много числа разнородных качеств личности стремится выделить именно их, формируя идеальный образ человека нравственного.

Поэтому в число нравственных чувств, как правило, включены совесть, сострадание, любовь, уважение, благоговение, милосердие и пр. А степень развитости каждого из них определяют общую моральную культуру того или иного человека.

Важно подчеркнуть, что и добро и зло в моральном сознании осмысливаются лишь как полезные либо опасные социальные факторы. Добром с этой точки зрения может быть только то, что способствует процветанию общества, сплочению людей, росту гуманности и искренности. Это доброжелательство и милосердие, взаимопомощь и сотрудничество, следование долгу и совести, честность, великодушие, тактичность.

Зло означает нарушение требования следовать добру, пренебрежение моральными ценностями и требованиями. Соответственно злом моральное сознание считает все, что препятствует единению и согласию людей и гармонии общественных отношений, направлено против требований долга и совести ради удовлетворения эгоистических побуждений. Это корыстолюбие и алчность, жадность и тщеславие, грубость и насилие, равнодушие и безразличие к интересам человека и общества.

Моральное сознание функционирует на двух уровнях - эмоционально-чувственном и рационально-теоретическом, которые существуют во взаимодействии единства, дополняя друг друга.

По происхождению и содержанию моральные чувства являются социальными, они формируются и развиваются только в обществе в процессе взаимодействия социальных индивидов с помощью воспитания и самовоспитание. Культура моральных чувств становится выражением меры моральной развитости личности, ее способности к моральному резонансу (милосердие, сочувствие, сопереживание) и сказывается в поступках, культуре поведения. Чувство, переживание выступает основным мотивом, идеалов, оценочных представлений, ценностных ориентаций. Этот уровень связан с реакциями личности на отношения между людьми. Реакции выражаются в чувствах симпатии, антипатии; любви, ненависти; доверия, недоверия; обязанности, ответственности; национальной гордости, космополитизма; достоинства, требовательности; эгоизма, альтруизма и т.п..

Рационально-теоретический уровень морального сознания выражается в системе моральных знаний, прежде всего, этических, о нормах, принципах, идеалах, оценочных суждениях, понятиях, в которых теоретически обосновывается нравственность и ее элементы. Своим содержанием этот уровень морального сознания дает представление о том, какой должна быть действительность согласно потребностям субъекта. Это идеальная проекция того, что хочется, требуется, должно быть, т.е. общие исторические абсолютные нужды общественного развития, которые составляют одновременно и цель, и средство ее достижения.

Также, исходя из написанного выше, мы можем сказать, что в зависимости от носителя моральное сознание делится на индивидуальное и общественное. Главными компонентами индивидуального морального сознания являются моральные чувства обязанности, совести, достоинства, справедливости и т.п. - что в совокупности составляют эмоционально-чувственный уровень. Рационально-теоретический связан с системными знаниями, представлениями о понятиях морали, их содержании, взаимосвязи, например, о добре, зле, счастье, смысле жизни, справедливости, об ответственности, что дают представление о моральных ценностях вообще и в частности. Чувственный и рациональный уровни индивидуального морального сознания является основой моральных убеждений. Важной ее составляющей есть воля, которая концентрирует усилие личности, превращает индивида в активного субъекта, и превращает убеждения, банальные желания, цели в конкретные действия, поступки. Индивидуальное моральное сознание в единстве чувственного, рационального и волевого составных частей формируется во взаимодействии с общественным моральным сознанием в повседневном моральном творчестве.

Общественное моральное сознание, носителем которой становится общество, аккумулирует не только и не столько моральную практику граждан - современников, а в значительной мере использует опыт прошлых поколений и исторических эпох, их поиски и достижения. Общественное моральное сознание также структурируется по двум уровням. Основой эмоционально-чувственного его уровня выступают моральные чувства, неотрефлектированные моральные суждения и соответствующие оценочные представления, суждения. Такой уровень сознания и его компоненты отличаются нечеткостью, противоречивостью и связанные с непосредственными потребностями человека, носят более конкретный, объединенный с интересами социальных групп, сообществ, прагматичный, утилитарный характер. Рационально-теоретический уровень общественного морального сознания направлен на решение главных вопросов смысла жизни, имеет четкий, последовательный, рациональный и системный характер. Это по своей сущности - моральная философия, или этика. В моральной деятельности (аспектах) и моральных отношениях реализуются моральные чувства, знание, убеждение, представление людей о моральных ценностях.

Моральное сознание характеризуется универсальностью, способностью все сделать объектом своего суждения и оценки с позиций абстрактных принципов действительной человечности.

Общественное моральное сознание - целостный феномен, где теоретический уровень отражается в системе понятий. Понятие морального сознания играют важную роль в духовно-практическом освоении мира. Они, с одной стороны, - инструмент познания моральной сферы жизни, с другого - степени познания, которые дополняют и закрепляют получены знания. Содержание понятий морального сознания наполняется и изменяется с историческим развитием человечества (этносов, наций), мировой (национальной) духовной культуры. Специфика понятий морального сознания заключается в том, что они своеобразно отражают моральную жизнь общества, сообществ и человека, используются для оценки разных действий, поступков как человека, так и других социальных субъектов.

2. Структура морального сознания

В структуре морального сознания на любом уровне и в любой форме принято выделять такие составляющие элементы как моральные ценности, моральные принципы, оценки и моральные нормы. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Простыми и исторически первыми факторами морального знания были нормы. Во всех случаях норма выступает способом выражения надлежащего и несет в себе повеление, требования, которые нужно выполнить для достижения определенной цели. Это могут быть установки, правила, предписания, запрета («не убей», «не укради», «уважай отца и мать» и т.п.).

Моральная норма - простейшая форма противоречивого единства сущего (реального) и надлежащего (идеального) в морали, определяет поведение в типичных ситуациях, а сложность жизненных ситуаций, доказывает, что нормы как единичное предписание могут противоречить друг другу, тогда появляется необходимость морального принципа. Это обобщенное выражение моральных требований к человеку, что направляет его деятельность в определенной сфере жизни, определяют главную линию его поведения, жизненного ориентации. Это несущие конструкции морального сознания, обобщенные мировоззренческие ориентации, которые направляют линию поведения, определяют характер отношений людей, смысл их жизни (гуманизм, патриотизм и космополитизм, коллективизм и индивидуализм, эгоизм и альтруизм и т.п.). Принципы объединяют и пронизывают моральные нормы.

Интересно то, что, языковой источник данного понятия, латинское слово «norma» происходит от глагола «nosco» - «познаю, узнаю, распознаю», и первоначально означает ни что иное, как угольник, мерило, которое прикладывают к линиям и плоскостям именно с целью их выпрямления и исправления. От этого элементарного представления современное понятие нормы наследует указание на некоторую повторяемость важного, социально значимого. Норма морали под этим углом зрения тоже выступает своеобразным «угольником», который человек прикладываем к динамичной реальности отношений, где так же существуют свои важные повторяемости, которые нуждаются в соблюдении.

Огромное разнообразие норм современного морального сознания простирается от общих фундаментальных норм к нормам чисто ситуационных по своему смыслу, которые не выходят за пределы какого-то частичного аспекта человеческого поведения или повторяемого случая, сугубо поверхностного типа ситуаций общения. Первые, фундаментальные нормы нередко входят в человеческое сознание в виде религиозных заповедей, заповедь - это и есть такая норма морального сознания, относительно которой существует убеждение, что она происходит от определенного авторитета, прежде всего - авторитета потустороннего, божественного (классический пример - десять заповедей, или Декалог Моисея). Последние же, сугубо поверхностные или ситуационные моральные нормативы, граничат с правилами этикета и внешней культуры поведения, а часто и сами непосредственно возникают в этом качестве.

Тем не менее, любые моральные нормы, хоть какими бы общими или частичными, фундаментальными или поверхностными они были, имеют и определенные общие сущностные черты, которые собственно и определяют их принадлежность к сфере морали:

императивность, т.е. обязательность воплощенного в них указания. При этом обязательность собственно моральных норм, в отличие от многих других, имеет не гипотетический, условный, а категоричный характер - человек в принципе должны выполнять их независимо от любых посторонних соображений;

способность к универсализации («unіversalіzabіlіty» - термин современного английского этика P. M. Гейера). Современный опыт убеждает людей, что в разных регионах мира, у разных народов или в разных слоях культуры можно встретить разнообразнейшие по смыслу моральные императивы, и если бы человечество захотело изъять из них универсальные положения, его достижения были бы очень малы. При этом, однако, каждая, даже самая поверхностная и локальная норма морали, если только она достойная этого названия, способная к универсализации - содержит в себе соответствующий универсальный (общечеловеческий) потенциал.

Своеобразной «нормой норм», выступает «золотое правило» морали - правило, которое главным образом предусматривает взаимность: я должен требовать от себя того, чего требую от других, и соответственно от каждого требуется то, что и от каждого другого.

Существенной конструктивной особенностью совокупности моральных норм в их отражении в сознании человека является иерархический характер. По всей обязательности и безусловности каждой из норм они могут рассматриваться как более или менее важные.

Мораль регулирует поведение человека, оценивает его поступки, действия социальных субъектов, поэтому важное переходное (между принципами и ценностями, идеалами) место в структуре теоретического уровня морального сознания занимает моральная оценка. Она является представлением о моральных ценностях поступков, действий, их соответствию надлежащему. В моральной оценке используются представление о добре и зле, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном. Она выражается в одобрении или осуждении соответствующего поведения, поступков личности, действий социальных институтов, субъектов.

Постепенно в процессе развития нравственности в моральном сознании формируются представления о моральных качествах личности, ее добродетели, которые делают ее способной жить согласно требованиям морали. В моральных качествах личности конкретизируются ценностные представления морального сознания о том, что хорошо и плохо, праведно и грешно в характеристике человека, их содержание отражает требования к человеку как субъекту моральных отношений.

Так постепенно составляется понятие моральных ценностей, морального идеала. Идеал выступает как гипотетический образ морально совершенных общества и человека, как конечная цель, к которой направлено моральное развитие. Моральный идеал личности возникает в моральном сознании как критическое выражение несовершенной действительности и духовное преобразование ее для собственного развития и усовершенствование. Представление об общественном моральном идеале отражали и отражают несовершенство реальной жизни и надежду на лучше будущее (литературно-художественные поиски моделей будущего, социально-философские утопии).

Важным элементом и понятием морального сознания является также ценностная ориентация как способность морального сознания постоянно при разных обстоятельствах направлять мысли и действия человека на достижение определенной моральной цели и результата. Моральные ценности ориентируют и формируют своего рода продолжительный план поведения и деятельности человека. Одно из наиболее распространенных определений моральной ценности, которое длительное время было общепринятым, обозначало ценность как субъективную значимость определенных явлений реальности, т.е. их значимость с точки зрения человека, социума и их нужд.

Таким образом, ценности могут быть личностными и коллективными, или корпоративными. Под коллективными, или корпоративными, ценностями понимаем общественное значение и достоинство человеческой личности; моральные характеристики действий должностных лиц - руководителей и рядовых работников; моральные нормы, принципы, идеалы, которыми руководствуются в организации. Личностные ценности разделяют на несколько групп:

- к первой группе личностных ценностей относят материальные (т.е. все то, что поддерживает физическую и умственную активность людей) - здоровье, безопасность труда, материальное благосостояние, профессиональное мастерство и др.);

ко второй группе относят социальные ценности (социальное уважение, социальные достижения, социальную активность и т.п.). Воспринятые лицом социальные ценности, выступают целью жизни и основными средствами ее достижение и потому приобретают функцию важных регуляторов его социального поведения, выступают как ценностные ориентации. Некоторые психологи определяют ценностные ориентации как осознанное представление личности о собственных ценностях. Они влияют на мотивацию личности, формируют ее концепцию истины и справедливости, свободы и ответственности, смысла жизни, добра и зла и др.;

к третьей группе относят наиболее абстрактные ценности - духовные, или моральные (они, в свою очередь, дифференцируются на познавательные, эстетические, гуманистические и др.). Именно моральными ценностями определяются установки на взаимодействие и общение между людьми.

Все они формируют общую моральную культуру человека и культуру общения. Большое значение играют моральные ценности и в профессиональной деятельности. Этическая ориентация предпринимателей влияет на их деловые и личностные качества предпринимателей и тем самым на содержание всех отношений, в которые они вступают. Основными этическими типами современных предпринимателей сегодня выступают «акулы» и «дельфины». «Акулы» - этот тип стал первым в историческом времени и более распространенным; «дельфины» - это более поздний тип в историческом времени, но начинает ныне широко утверждаться. Среди них можно выделить определенные отличия в отношении (табл. 1).

Таблица 1

Этические типы предпринимателей и их моральные ценности

Отношение

«Акулы»

«Дельфины»

К людям

Люди, кроме меня, в основном, плохие; они не ценят добро и понимают только силу. Конкурент - мой враг.

Большинство людей достойны уважения и доверия. Добром можно достичь больше, чем силой.

К обществу

Это - собрание людей, одни из которых могут быть мне полезными, другие - нет

Общество следует уважать, а законов придерживаться

К себе

Я лучше всех

Я в целом неплохой человек достойный уважения

К духовным ценностям

Есть законы, которые мы ощущаем в себе: совесть, сочувствие к горю других людей. Я нахожу в вере опору и поддержку, а помогаю другим потому, что этим помогаю себе

К делу

Мое дело - основа моей власти, средство защиты от людей и общества

Мое дело - мое назначение, средство самореализации. Это возможность жить лучше самому и помогать в этом другим

К риску

Определяется только соотношением между ожидаемой прибылью и потенциальной опасностью

Определяется расчетом долгосрочных результатов, соотношением между ожидаемой прибылью и опасностью уничтожить дело, навредить другим людям

К цели жизни

Я живую для себя, чтобы иметь больше денег, власти, жить лучше всех и дольше

Я живую, чтобы сделать жизнь - свою и других - лучше, чтобы быть полезным для общества

К средствам достижения цели

Любой моральный выбор определяется только материальными результатами

Средства выбираю те, что соответствуют закону и не противоречат моим моральным принципам.

По данным психологических исследований в России, как и многих странах СНГ, в последнее время происходит изменение ценностей (исчезли такие ценности, как межнациональное уважение, патриотизм, коллективизм и др.). Приоритетными становятся другие ценности - более частные, индивидуалистические.

Люди, преимущественно молодежь, ориентируются на те ценности, которые являются важными для обустройства собственной жизни. Те же ценности, которые являются важными для общества и государства, их интересуют меньше. Чаще всего можно услышать такое: «А что я от этого буду иметь?».

Происходит отчуждение человека от общества, от других людей, в некоторых доминирует желание получать прибыль любой ценой, за счет других. Примером может служить выпуск и продажа контрафактной продукции, т.е. продукции, которая выпускается с нарушением исключительных прав патентообладателей, авторских прав (пиратское тиражирование аудио-, видеопродукции, программного обеспечения, использование чужих товарных знаков и т.п.).

По мнению некоторых специалистов источник этических нарушений определенной мерой заключается в том, что мы называем успехом деятельности. Они отмечают, что отрицательной стороной успеха являются снижения моральной мотивации человека, в частности руководителей, из-за привилегированного доступа к источникам информации и ресурсов, слабый контроль за их действиями. Есть даже рекомендации, чтобы руководители держали возле себя этических менеджеров.

Конечно, люди должны хорошо зарабатывать, для того, чтобы жить в приличных условиях. Но когда все время человек посвящает только работе и получению денег, игнорируя собственные нужды и интересы семьи, то он, в конце концов, теряет здоровье, не рождает новых идей.

3. Динамика морального сознания, ее связь со структурой морали

В связи с изменениями морального сознания и его составляющих, о которых шла речь в предыдущей главе целесообразным становится более подробное изучение динамики морального сознания и типов морального сознания среди современных людей.

Социально-этический тип личности формируется под влиянием исторического типа личности (Homo naturans или «дитя природы», Homo faber или «человек производящий», Homo civilis или «человек индустриальный», Homo Ludens или «человек играющий», Homo integralis или человек социально-философского развития, Homo moralis или «человек духовный»), этно-культурного типа личности (пассионарии - энергичные люди и сообщества и субпассионарии - асоциальные люди) и типа морального сознания.

Современные исследователи различают четыре типа морального сознания: конформист, гедонист, прагматик и переходный. Каждый из типов характеризуется своим набором моральных норм, оценок, качеств и ценностей (рис. 1).

Конфоризм как тип морального сознания отражается в том, что человек легко принимает и перенимает чужие моральные нормы и ценности. Он может менять свои убеждения, как на психологическом уровне, так и только внешне соответствовать моральным требованиям коллектива, общества. Моральный конформизм способен приобретать как позитивные, так и негативные черты, но в целом он оценивается скорее негативно, так как мораль предполагает устойчивость главных структурных элементов морального сознания.

Первоначально под гедонизмом понималось этические учение о главенстве удовольствия в жизни человека. Как моральное сознание гедонизм заключается в отрицании общепринятых моральных норм, оценок, идеалов. Для гедониста наиболее важными являются материальные ценности, личные интересы. В предыдущей главе мы описывали тип предпринимателей «акулы» и говорили о тенденциях индивидуализма. Все эти явления связанны с ростом гедонистических моральных сознаний. В конечном счете, моральный гедонизм может иметь очень негативные последствия, так как направлен на антисоциальное развитие, разрушение традиционной морали.

Рисунок 1

Концептуальная схема динамики морального сознания


Прагматик как моральный тип принимает моральные нормы и ценности выборочно, с точки зрения их социальной или личной полезности. В отличии от конформиста, он не меняет своих убеждений и воззрений, но и не отрицает мораль, подобно гедонисту. Здоровый моральный прагматизм позволяет обществу постоянно развиваться, совершенствовать социально-экономические и политические формы устройства общества, производственную деятельность. Моральный прагматизм базируется на идеалах добра и зла, общественного социально полезного блага, саморазвитии, самосохранении.

Тип морального сознания формирует поведенческую модель человека, сценарии и прогнозы поведения. Конформист в своем поведении осторожен, ориентируется на общественное мнение, гедонист отдает предпочтение агрессивному или игнорирующему поведению, отрицает авторитеты, прагматик действует уверенно, но без давления, учитывая мнение партнеров и других членов общества, опирается на те или иные моральные авторитеты, но не подвержен страху общественного осуждения.

У представителей различных типов морального сознания по-разному осуществляется и социальная адаптация, волевые акты, взаимодействие с социумом и отдельными общественными группами. Адаптивное поведение индивидов в обществе представляет собой «закрытую» систему отношения к действительности, границы которой отделены данной социальной или естественной средой и заданным набором возможных действий в этой среде, определенными жизненными стереотипами и программами. Люди выступают при этом не просто исполнителями заданной программы поведения - хоть бы и активными,- а творцами принципиально новых программ действий. В случае адаптивного поведения при всей его возможной активности и оригинальности цели действий, в конечном счете, заданы, определены; активность же связана с поиском возможных средств достижения этих целей. Другими словами, приспособительное поведение целенаправленное, целесообразно. Оно наиболее легко удается конформистам и прагматикам, хуже гедонистам и переходному типу, из которых в отдельных случаях выходят субпассионарии.

Воля означает преодоление давления заданных человеку условий - будь то внешняя природа, социальные нормы, окружающие люди или внутренняя ограниченность, как факторов, которые детерминируют его поведение, допускают способность строить собственную программу действий, которая разрешала бы выйти за рамки имеющейся ситуации, расширить горизонт своего отношения к миру, «вписаться» в более широкий контекст бытия. Взаимодействие индивида и общества с точки зрения социального контроля обнаруживает его внутреннюю противоречивость. Так, с одной стороны, человек не может найти свою индивидуальность, приобрести социальные качества и свойства вне или кроме общества. С другой стороны, личность не может найти, развить свою индивидуальность, если будет слепо, автоматически приспосабливаться к образцам культуры. Если человека считать простым слепком социокультурной среды, то его нельзя признать личностью. Индивидуальное и социальное действия соотносятся как контролируемое и контролирующее. Акт социального (группового) действия, выступая в системе социального контроля в виде реакции на индивидуальное обращение, сам выполняет функцию социального стимула (положительного или отрицательного), что определяет характер следующих индивидуальных актов. Эти акты закрепляются в общении и устраняются из него в зависимости от реакции социальной среды (группы, класса, общества в целом). В свою очередь реакция социальной среды на индивидуальное действие зависит от объективно существующей социальной шкалы оценок, производных от системы ценностей, идеалов общества в целом. Конформисты легче воспринимаются обществом, но им сложнее решится на ответственный шаг, гедонисты порицаются, но, действуют раскованно, сами строят шкалу ценностей, а прагматики следят за поддержанием традиционный системы ценностей.

Заключение

моральное сознание культурный социальный

Под моральным сознанием понимают форму общественного сознания, которая представляет собой систему взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам.

Формирование морального сознания нельзя рассматривать в отрыве от социального поведения, реальной деятельности, в ходе которой складываются не только моральные понятия, но и чувства, привычки и другие неосознаваемые компоненты нравственного облика личности. Характерный для личности способ решения моральных проблем, как и та система ценностей, с которой они соотносятся, формируются, прежде всего, в ходе практической деятельности человека и его общения с окружающими людьми.

Так человеком воспринимается мораль на эмоционально-чувственном и рационально-теоретическом уровне, а само моральное сознание воплощается в индивидуальной и коллективной форме. Структурными элементами морального сознания выступают моральные нормы, оценки, принципы, качества, ценности и идеалы. Все они обладают особыми свойствами, иерархией, которые образовывают моральный тип личности (прагматик, конформист, гедонист, переходный тип) и социально-этический тип личности вообще (альтруист, эгоист, мизантроп или филантроп).

При этом в последние годы в обществе наметилась тенденция к развитию гедонистического и переходного типа морального сознания, что отражается в ряде негативных черт современности: отрицании традиционной морали, развитию общественного эгоизма, агрессивного стиля профессионального общения, предпринимательства («акулы» бизнеса), нивелирование категорий «добра» и «зла», патриотизма, самопожертвования, благотворительности. Выходом из сложившейся ситуации может стать трансформация системы воспитания и образования с обращением к традиционным историческим идеалам.

Список использованной литературы

1.      Бормотова И.М. Моральное сознание личности // : автореф. дис. ... канд. филос. наук. - СПб.: Российская государственная библиотека, 1984. - 16 с.

2.      Вундт В. Этика. Факты нравственной жизни. Философские системы морали. - М.: Либроком, 2011. - 456 с.

.        Горелов А.А., Горелова Т.А. Этика. - М.: Флинта, 2007. - 416 с.

.        Горелова Т.А. Доминанты морального сознания и поведения: эволюционный аспект // Человек. 2005. № 6. С. 78-86.

.        Денисов А.А. Принципы моральной регуляции общества в либеральной и традиционной этике // Омский научный вестник. 2006. № 2. С. 35-40.

.        Журавлев А.Л., Юревич А.В. Психология нравственности. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 512 с.

.        Зарецкая И.И. Основы этики и психологии делового общения. - М.: Оникс, 2010. - 224 с.

.        Кудряшова М.С. Политика и мораль в современной России: гуманистическая альтернатива // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2010. № 2. С. 14-21.

.        Максимов Л.В. Квазиобъективность моральных ценностей // Этическая мысль. 2005. № 6. С. 27-50.

.        Матвеев П.Е. Моральные ценности. - Владимир: Владим. гос. ун-т. Монография, 2004. - 190 с.

.        Мильдон В.И. Индивидуализм и эгоизм (введение в современную этику) // Вопросы философии. 2008. № 6. С. 43-55.

.        Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Оникс, 2011. - 736 с.

.        Парамонова С.П. Динамика морального сознания. - Пермь: ПГТУ, 1997. - 223 с.

.        Седова Н.Н. Все законы когда-то были нормами морали, но не все моральные нормы становятся законами // Биоэтика. 2009. № 1. С. 37-42.

.        Сидоренко Ю.И. Философия морали :новый подход. - Кострома: Изд-во Костромской ГСХА, 2005. - 464 с.

.        Скворцов А.А. Этика. - М.: Юрайт, 2011. - 320 с.

.        Философия и моральное воззрение на мир // Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избранные труды. - М.: Гардарики, 2002. - 524 с.

Похожие работы на - Структура и динамика морального сознания

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!