Развитие философской мысли на Беларуси

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,51 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие философской мысли на Беларуси

План

1. Основные этапы развития философской мысли на Беларуси.

. Гуманистические идеи Ф. Скорины

. Антитринитаристская идеология С. Будного

. Философские взгляды С. Полоцкого

5. Национально-освободительное движение и философская мысль

6. Список литературы

1. Основные этапы развития философской мысли на Беларуси

Одной из исторических предпосылок возникновения философии является отделение умственного труда от физического. Поэтому как особый вид умственной деятельности философия появляется только в развитых классовых обществах. Произошло это в VII-VI вв. до н.э. почти одновременно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае на довольно высокой ступени их цивилизационного развития. В этих регионах к тому времени уже сложились государственные образования, а в Древней Греции сформировались и зачатки науки как системы рационалистического знания.

С начала зарождения философия стремилась к объяснению мира естественными причинами. Это постепенно сужало сферу господствовавшей в тот период мифологии (от греч. mythos - миф: пересказ, предание, слово) - мировоззрения, основывавшегося на образно-чувственных, синкретических представлениях о явлениях природы и общественной жизни, а также на их всеобщем обожествлении, одушевлении и религии (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрения, основывавшегося на вере в существование одного или нескольких богов, т.е. в ту или иную разновидность сверхъестественного.

Что касается белорусов, то мы - народ молодой не только по сравнению с греками, индусами и китайцами, но и с другими народами. Наши предки - кривичи, дреговичи, радимичи - вступили в эпоху государственности только в IX-X вв.

Мировоззрение древних славян в догосударственную эпоху составляло цельную систему, основанную на языческих верованиях - мифах, культе и нравственном кодексе поведения. Византийский писатель Прокопий Кесарийский, живший в VI в., так описывает их мировоззрение: «Они считают, что только один бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, схваченным или болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания».

К последней четверти X в. в Киевской Руси складывается целая система богов и мифологических образов, которым поклонялись наши предки. Например, мужским божествам: Велесу (Волосу) - покровителю скотоводства и богатства, Сварогу, Сварожичу, Дажбогу и Хорсу - божествам огня и солнца, Стрибогу - богу ветров, Роду - покровителю семьи и дома; женским: Ладе и Леле - покровительницам брака и веселья, Мокоши - богине женского рукоделия. Главным же божеством, как указывают и археологические, и письменные источники, считался Перун - громовержец, бог воинской славы. Недаром киевский князь Владимир своей религиозной реформой сделал его главным богом. [1. Стр. 4-5]

Кроме этих «главных богов» для славянской мифологии характерен целый ряд других божеств. Купала, главный персонаж праздника летнего солнцестояния, и Купальница - древние Перун и богиня Зоря. По сохранившемуся до наших дней у болгар поверию, солнце (Перун) сбивается в эти летние дни со своего пути, а богиня Зоря приходит ему на помощь, она не только ведет Перуна по небесной дороге, но и каждое утро умывает его росою. День Зори-Купальницы и сегодня посвящается собиранию трав, имеющих, по народной молве, особую целебную силу. Из собираемых в канун Купалы трав особенным уважением пользуется в народе купаленка (желтоголов) и иван-да-марья. С последней связано стародавнее белорусское предание о купавшихся под дождем Перуне-громовнике и Зоре:

Иван-да-Марья

На горе купалыся;

Дзе Иван купався -

Берег колыхався,

Дзе Марья купалась -

Трава расцилалась...

Кроме целебных трав в ночь на Ивана Купалу белорусское народное поверие советует искать цветок, который принесет счастье - «папараць-кветку». Лето охраняла богиня «Цёця» - дородная красавица, убранная в яркие наряды, с венком из колосьев на голове и с яблоками-грушами в руках. За ней на землю приходил трехглазый «Жицень» (осень) - мужчина с всклокоченной бородою и косматой головой. Функция Жиценя состояла в том, чтобы проверить, убран ли урожай. Если же он замечал неубранное поле, то жди на следующий год на этом поле неурожай. Ходит он по полям до тех пор, пока не встретит «Зюзю» (бога зимы).

Таким образом, мировоззрение славян в дохристианскую эпоху представляло собой сочетание обыденных знаний, получаемых в результате повседневной практической деятельности, с религиозно-мифологическими, фантастическими понятиями о причинах и силах, определяющих жизнь природы и общества. Древний язычник видел мир как единый живой космос, выделял в нем добрые и злые силы, верил в различные магические действия, гадания и жертвоприношения.

Мы знаем, что в Древней Греции философии предшествовали мифология и религия. Можно допустить, что если бы древнерусскому языческому мировоззрению история предоставила длительный период развития в изоляции от других культур и религий, то его эволюция, может быть, и привела бы, как в Греции, к философии. Однако в силу известных культурно-исторических причин Киевская Русь со своеобразным мифологическим сознанием и религией вступила в контакт с более развитыми религиями и, что называется, «готовой философией». Поэтому процесс возникновения философской мысли в Киевской Руси начался не с мифологическо-языческого мировоззрения, а с появления на Руси христианства. И хотя языческая мифология не исчезла, на формирование философии она влияния не оказала. Можно согласиться с мнением ряда авторов, которые квалифицируют языческую мифологию наших предков как «народную философию». Перевод с древнерусского Д.С. Лихачева.

С крещением Киевской Руси в 988 г. (Полоцка - в 992) в мировоззрении восточных славян происходят изменения. После установившихся контактов с Византией из нее привозят много литературы, преимущественно богословско-философского характера. Появляется (пусть и небольшой) слой образованных людей, которые знакомятся с византийской ученостью, философией.

Огромную роль в культурно-политическом и духовном развитии в Беларуси в то время играют Полоцкое, Смоленское, Туровское и Пинское княжества, которые в конце IX - начале X века становятся центрами распространения христианства. Таким образом, начальный период становления философской мысли на древ-небелорусских землях корнями уходит в глубокую старину и тесно взаимосвязан с принятием христианства. [1. Стр. 6]

Естественно, что становление философской мысли на древнебелорусских землях тесно соприкасается с византийским хри-стианским богословием и философией, которое усвоили образованные и просвещенные люди того времени или, как их тогда называли, «книжники» и «философы». Известно, что ученики, окончившие Высшую Магнаврскую школу в Византии, получали право преподавания и звание «философ», которые было равнозначным званию учителя.

В сочинениях видных представителей византийской патристики Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста возникло, а затем и оформилось выделение христианской философии (q которой они пишут как о нашей философии), и светской, языческой (читай - античной) философии (внешней, не нашей философии). Из этого обстоятельства следовало, что звания философа, премудрого книжника, великого учителя удостаивались не просто грамотные люди, а только те, которые умели вести разговор и писать «по тонку» (изящным языком), могли истолковать «темные слова» (трудные для понимания места из Библии). [1. Стр. 6-7]

Эта древнерусская богословско-философская экзегетика, а именно так можно обозначить данный тип отечественной средневековой философской рефлексии, совпадала содержательно с европейской философской культурой Раннего Средневековья, являлась изначальной формой ее философствования. Отсюда вытекает главный для той эпохи - аскетическо-духовный смысл философии, в соответствии с которым формируется образ философа-монаха, а само слово «философия» всегда пишется с эпитетом «духовная», т.е. монашеская духовная жизнь. Поэтому Нил Синайский, живший на рубеже IV-V вв., называл монашеский образ жизни духовной философией и считал обязанностью каждого христианина философствовать во Христе.

Таким образом, сам факт принятия христианства означал выбор не только основных моделей отношения к философии, но и выбор моделей философствования, получивших распространение в христианстве вообще, и в византийском христианстве в особенности.

В богословско-философских рассуждениях отечественных просветителей преобладает нравственная проблематика. В форме притч-аллегорий, повествований и молитв они излагают сложные богословско-философские понятия добра и зла, свободы и смирения, духовного и материального смысла жизни человека и смысла вселенской истории, раскрывают причины и цели существования мира. Поэтому не только приобщение народа к книжному слову, а наставление его на христианский путь преодоления личностного зла и духовно-нравственного совершенствования - таков главный лейтмотив их трудов. [1. Стр. 7-9]

Онтология. В своем учении о бытии Климент Смолятич в целом не отходит от средневекового мировоззрения, т.е. понимает мир как результат творения Всевышнего; упорядоченную иерархию живого и неживого, природы и человека - как совершенство.

Креационизм (от лат. creatio - сотворение, религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего) Климента Смолятича тесно взаимосвязан с провиденциализмом (от лат. providentia - провидение, религиозное учение, объясняющее ход исторических событий волей провидения (Бога). В мире не только «все устраивается, поддерживается и преуспевает силой Божьей..,» но и «...ничто не презренно у Господа: все видит его бессонное око, все наблюдает, при всем стоит..., он премудро управляет нами и устраивает наше спасение и каждому повелевает так, как хочет».

Таким образом, онтология Климента Смолятича основывается на креационизме и провиденциализме. Бог не только создал этот совершенный мир, утверждает автор, но и управляет им. С учением о бытии тесно взаимосвязаны его гносеологические воззрения. [1.Стр. 10]

Гносеология. Вера и разум. Можно ли познать этот божественный мир? На поставленный вопрос старался ответить каждый средневековый философ. Смолятич считал, что имеет право на тщательное вникание в Священное Писание: «...Изложил я шестнадцать рассказов удивительных и похвалы достойных, которые не даются в церковном чтении из-за величия мысли и глубины, за сокровенный смысл и глубокий». Отводя большую роль разуму в обосновании веры, Смолятич значительно рационализирует теологию, а иногда и выходит за ее рамки.

Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси Рационализация теологии ярко проявляется уже в методе аллегорического (от греч. allegoria - иносказание) толкования Библии, которым пользовался Смолятич. Метод аллегорий заключался в том, что библейские сюжеты, по мнению Смолятича, надо понимать не дословно. Истина Библии не находится на поверхности. Читая ее, надо исходить не из буквального понимания, а суметь постичь скрытый тайный смысл. Раскрыть его можно только с помощью аллегорий-сравнений, иносказательно, т.е. с помощью разума. Поэтому постижение истины зависит от человека, его ума, способностей к рассуждению. [1. Стр. 10-12]

Однако это не западноевропейская рационализация христианской веры. Свою задачу Смолятич видит в другом - оправдании самого разума. Христос открыл тайны только апостолам, простым же людям рассказал о них в притчах. Познать Бога они могут только через тварный мир. Познавая же тварный мир, природу, человек познает Бога.

Посмотри, пишет Смолятич Фоме, на гребцов корабельных: они, прежде чем узнать о погоде, испытывают силу ветра. Также и астрологи предсказывают события. Не приличествует ли и нам, признавая величие Бога, обращать ум свой на рассмотрение дел его. Признавая роль чувств в познании, Смолятич решающую роль отводит разуму. Чувства являются опорой души, а ум - руководителем. В разуме человеческая душа обретает своё земное бытие и устремляется к познанию мудрости Бога, сокрытой в твари.

Климент Смолятич приводит пример, как морской ехион (фантастическое морское животное, описанное в «Шестодневе» Иоанна Экзарха) предсказывает бурю: «Не ехион морской останавливает шествие корабля, в котором спит «тревечерний странник». Но ехион, малое и невзрачное морское животное, часто наставляет плавающих в том, когда бывает буря, а когда - спокойная погода. И когда он наперед узнает о предстоящем волнении ветра, то, взлезши на твердый камень, сильно качается так, что и волны морские его не могут сбросить. А когда увидят это предзнаменование корабельщики, то и догадываются, что будет буря.

Никакой не астролог и не халдей, наблюдающий для предсказания погоды за восходом небесных звезд, научил этого ехиона. Но тот, кто Господь морей и ветров, он дал этому невзрачному животному истинное понимание своей великой премудрости»

Таким образом, познание, начинаясь с известной ступени, получает свое завершение в разуме. Подобная диалектическая трактовка процесса познания, синтезировавшая языческий сенсуализм (от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение) и созерцательное богословие, являлось серьезным философским достижением и открывала путь будущей науке. [1. Стр. 7]

Человек и его история. В «Послании Фоме» Климент Смолятич отстаивает право человека на активную мирскую жизнь, которой не чужды ни вечный поиск истины, ни простые человеческие слабости. На одно из главных обвинений, выдвинутых против него Фомой, - ^стремление к славе, он смело отвечает: «Богатство презрели многие, славу - никто». Это открытый протест против византийско-христианской установки смиренномудрия и заявка на свободомыслие.

Смолятич выступает как представитель христианской идеологии нестяжательства, противник незаконного богатства. Он против тех, кто присоединяет дом к дому, села к селам, закабаляет крестьян, приобретает борти и пожни. У самого Смолятича, как пишет он, только четыре локтя земли на могилу. Идеал Климента Смолятича - не аскетический монах (аскеза - образ жизни, основанный на всевозможных суровых ограничениях в еде и питье, строгом распорядке дня, большая часть которого посвящалась непрестанной молитве), а образованный, деятельный человек, который знает «20 и 4 словес» грамоты (греческий алфавит), Альфу и Биту (высший курс греческой грамматики, который преподавался в византийских учебных заведениях). [1. Стр. 9]

Средневековый богослов-философ неминуемо должен был решать проблему свободы человека. Казалось бы, поскольку человек живет в этом наисовершеннейшем мире, где все так разумно сконструировано и в котором все предопределено, нет места свободе.

С середины XIII в. на древнебелорусских землях начинается формирование нового государства - Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского (далее - ВКЛ). К концу XV в. - это уже одно из могущественных государств Европы во всех отношениях: политико-военном, экономическом, культурном. Рост городов, получение ими магдебургского права способствовали быстрому экономическому и культурному развитию страны.

Вследствие тесной интеграции с Европой Великое княжество Литовское проходит те же, что и европейские страны, культурно-исторические этапы - Возрождение (от франц. Renaissance -Возрождение или Ренессанс; эпоха перехода от феодализма к капитализму и становления раннебуржуазной культуры в Европе. Возрождение ориентировалось на идеалы античной культуры, гуманизм и свободомыслие), Реформацию (от лат. reformatio - преобразование, исправление); в широком смысле - это социально-политическое и религиозное движение XVI-XVII вв. против монополии католической церкви и ее учения (применительно к ВКЛ и против православия), охватившее ряд европейских стран, в узком - это пересмотр основных догматов католической церкви, который привел к образованию нового направления христианства -протестантизма (от лат. protestants - публично доказывающий).

Зарождение новых общественно-политических отношений, распространение книжного дела и рост образованности людей постепенно освобождали общественную мысль от господства средневековой догматической схоластики. В соответствии с духом времени центром исследований становился человек.

В эпоху Возрождения и Реформации в Европе творили Н. Коперник, Дж. Бруно, Н. Кузанский, В. Парацельс, Пико дел-ла Мирандола, М. Фичино, П. Помпонацци, Э. Роттердамский, X. Вивес, Ф. Рабле, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Н. Макиавелли, Т. Мюнцер, М. Лютер, Т. Мор и другие известные писатели, философы, художники и ученые.

Философия возрожденческого антропоцентризма (в отличие от религиозного - с его идеей греховности человека и возможностью ее преодоления только с помощью Бога) рассматривает человеческую жизнь как самоценность, утверждает право человека на достойную земную жизнь и его постоянное нравственно-интеллектуальное совершенствование.

Наряду с этим отечественные мыслители решали также проблемы отношения человека к религии и церкви, веротерпимости, войны и мира, индивидуальной свободы и ответственности, общего и индивидуального блага, собственности и социально-классовой гармонии, этико-правовых форм регуляции общественных отношений.

Несмотря на общее сходство с западным гуманизмом, в отечественном можно выделить следующие специфические черты.

Первой особенностью отечественной философии Возрождения является то, что, в отличие от западноевропейской, здесь не получил решающего развития принцип индивидуальной свободы.

Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского

Человек должен служить общему благу - таков основной лейтмотив отечественных мыслителей.

Вторая заключается в доминировании идеи права как одного из основных институтов государственного управления.

Третьей является тесная связь белорусской гуманистической философии с идеями и практикой Реформации. Идеи Возрождения находили свое утверждение в реформационном движении в Беларуси. Постоянный прилив молодежи из ВКЛ сначала в Краковский , а затем и другие европейские университеты,в которых широко пропагандировались гуманистические идеи, постепенно установил тесную интеллектуальную и духовную связь отечественной общественной мысли с европейским Ренессансом и Реформацией.

Краков в первой половине XVI в. превратился в очаг распространения реформационного движения как в Польше, так и в ВКЛ. Еще более усилилась Реформация в ВКЛ в период правления Сигизмунда, когда престарелый король царствовал, а правила его молодая жена - королева Бона, двор которой стал своеобразным идейным и организационным центром для протестантов всей Европы. [1. Стр. 9]

Белорусский Ренессанс не был чем-то однородным как в отношении к предшествующей философии, так и во взглядах на социально-политическое устройство общества. Здесь были свои левые и правые, радикалы и центристы.

Отечественную гуманистическую мысль в зависимости от ее отношения к культурно-философскому наследию (в основном к античной и средневековой философии), предлагаемых путей общественных преобразований и религиозно-теологической традиции, можно разделить на три направления:

) гуманистическое - наиболее видные представители - Франциск Скорина, Николай Гусовский, Михалон Литвин, Андрей Волан и Лев Сапега;

) умеренное реформационно-гуманистическое, представленное Сымоном Будным, Фаустом Социным, Василием Тяпинским;

) радикальное реформационно-гуманистическое, представленное Петром из Гонендза, Якубом изКалиновкии Мартином Чаховицом. [1. Стр. 8-10]

образование, исправление); в широком смысле - это социально-политическое и религиозное движение XVI-XVII вв. против монополии католической церкви и ее учения (применительно к ВКЛ и против православия), охватившее ряд европейских стран, в узком - это пересмотр основных догматов католической церкви, который привел к образованию нового направления христианства -протестантизма (от лат. protestants - публично доказывающий).

Зарождение новых общественно-политических отношений, распространение книжного дела и рост образованности людей постепенно освобождали общественную мысль от господства средневековой догматической схоластики. В соответствии с духом времени центром исследований становился человек.

В эпоху Возрождения и Реформации в Европе творили Н. Коперник, Дж. Бруно, Н. Кузанский, В. Парацельс, Пико дел-ла Мирандола, М. Фичино, П. Помпонацци, Э. Роттердамский, X; Вивес, Ф. Рабле, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Н. Макиавелли, Т. Мюнцер, М. Лютер, Т. Мор и другие известные писатели, философы, художники и ученые.

Философия возрожденческого антропоцентризма (в отличие от религиозного - с его идеей греховности человека и возможностью ее преодоления только с помощью Бога) рассматривает человеческую жизнь как самоценность, утверждает право человека на достойную земную жизнь и его постоянное нравственно-интеллектуальное совершенствование.

Наряду с этим отечественные мыслители решали также проблемы отношения человека к религии и церкви, веротерпимости, войны и мира, индивидуальной свободы и ответственности, общего и индивидуального блага, собственности и социально-классовой гармонии, этико-правовых форм регуляции общественных отношений.

Несмотря на общее сходство с западным гуманизмом, в отечественном можно выделить следующие специфические черты.

Первой особенностью отечественной философии Возрождения является то, что, в отличие от западноевропейской, здесь не получил решающего развития принцип индивидуальной свободы. [1. Стр. 10-12]

2.Гуманистические идеи Ф. Скорины

философия беларусь полоцкий гуманистический

Первоначальное образование Скорина получил в монастыре бернардинцев. Затем, как и многие молодые люди Великого княжества Литовского, жаждущие знаний, учился в Краковском университете на факультете свободных искусств (так тогда назывались философские факультеты), где профессорами были такие известные в Польше философы как Михаил Вратиславский (1488-1512) и Иоанн Глоговский (1487 - 1506). Университетский курс длился два года, в течение которых изучались труды Аристотеля, учению которого отдавалось предпочтение в средневековых университетах. На первом году студенты, изучив его «Физику», «О душе» и «Первую аналитику», сдавали экзамены и получали ученую степень бакалавра свободных искусств. [1. Стр. 49-50]

Второй год посвящался изучению «Метафизики», «Политики» и «Никомаховой этики». Учитывая глубокие познания Ф. Скорины в области права можно предположить, что в университете он посещал лекции и на юридическом факультете - в то время одном из самых знаменитых в Европе. На юридическом факультете Краковского университета, уже после Ф.Скорины, учился один из известных теоретиков права в Европе XVI в. Андрей Фрич Морджевский.

В 1506 г., после окончил университета, Ф. Скорина путешествует по Европе. Точные сведения о роде его занятий в этот период отсутствуют. Можно предположить, что это были годы напряженной учебы, так как в 1512 г. Ф. Скорина в Падуанском университете держит экзамен на ученую степень доктора медицины. Падуанский университет был в XV-XVI вв. популярным. [1. Стр. 50]

О жизни Ф. Скорины в течение следующих пяти лет нет никаких сведений. Скорее всего, он в эти годы жил в Праге, где изучал типографское дело, перевел на старобелорусский язык Библию, подготовил ее к печатанию. 6 августа 1517 г. выходит первая книга - Псалтырь. В 1517-1519 гг. Ф. Скорина издает 22 книги Ветхого Завета под общим заглавием: «Бивлиа Руска, выложена доктором Франциском Скориною из славного града Полоцка, Богу ко чти и людям посполитым к доброму научению».

Язык Библии Скорины возник в результате установления соответствия между церковнославянским языком и народной речью. Сохранив церковнославянскую базу текста, он ввел в Библию живой, народный язык. Один из первых белорусских ученых-филологов, Е.Карский, данный литературный язык называет старобелорусским. [1. Стр. 50-52]

Так Ф. Скорина положил начало восточнославянскому книгопечатанию. Он же - первый восточнославянский переводчик Библии на родной язык (языками Библии традиционно считались древнееврейский, древнегреческий и латинский). Кроме того, Ф. Скорина дал комментарии к Библии (им написано 25 предисловий и 24 послесловия к книгам Ветхого Завета). Перевод Библии на родной язык сделал ее более доступной «посполитому человеку» (в смысле простому, каждому), что привело к существенному расширению круга ее читателей.

В 1525 г. Франциску Скорине было около 40 лет, т.е. он находился в расцвете своего таланта. Почему же прервалась его издательская деятельность? Исследователи связывают это с перипетиями его личной жизни. В 1529 г. умирает его брат, крупный купец Великого княжества Литовского Иван Скорина и оставляет после себя многочисленные долги. Компаньоном брата была жена Ф. Скорины Маргарита. Началась длительная судебная тяжба, в результате которой все его имущество было описано и продано. Ф.Скорина едет в Кенигсберг, трудится там придворным врачом. Затем возвращается на родину, но в 1530 г. его опять поджидают невзгоды - большой пожар окончательно подрывает его материальное положение и он отбывает в знакомую ему Прагу, основывает там ботанический сад. [1. Стр. 52]

О взглядах Ф. Скорины можно судить по его предисловиям и послесловиям к книгам Библии - он стремился ввести своих соотечественников при помощи понятного им языка в простой и одновременно сложный мир Слова Божьего, приобщить простых людей к грамоте, знаниям. Он показывает, что только став на путь следования христианским нравственным добродетелям, человек может обрести и укрепить свою духовность.

Онтология и гносеология. Во взглядах на происхождение мира Ф. Скорина, как глубоко верующий христианин, придерживался теологической концепции креационизма, т.е. считал, что мир и человек сотворены Богом «из ничего». Детально проблему бытия он не рассматривал. Вопросы богопознания занимали Ф. Скорину в большей степени. Данное обстоятельство связано с его интерпретацией Библии. Проблема бытия для Скорины приобретает не онтологический, а, скорее, гносеологический аспект. В «Сказании к первым книгам Моисеевым, рекомых Бытье» Ф. Скорина утверждает, что из всех книг Ветхого Завета наиболее трудны для понимания книги Бытия. Знание их доступно только немногим избранным, для всех других людей вопросы творения мира являются предметом веры: «Мы как христиане, зу полную веру имамы всемогущего во троици единаго бога, в шести днех сотворившего небо и землю и все, еже суть в них». [1. Стр. 50-51]

Большая же часть Библии может быть познана как логическим путем, так и прикладным методом, знанием «през речи видомые».

Ф. Скорина является последователем Кирилла Туровского и Климента Смолятича, утверждавших право человека на тщательное вникание в смысл библейских текстов.

. Скорина всячески разграничивал веру и знание. В частности, он выделял библейскую мудрость и мудрость философскую, которую понимал как знание сущего. В этом он предстает как продолжатель идей сторонников «двойственной истины» (философского учения, разграничивающего веру и разум, истину божественную и истину научную). [1. Стр. 51]

Учение о человеке. Философские позиции Ф. Скорины носят явно выраженный антропоцентрический характер и в целом совпадают с традицией Ренессанса. Ученый рассматривал человека как существо разумное, нравственное и общественное. Утверждая, что каждый человек от рождения имеет равные права, Ф. Скорина акцентировал внимание на вопросах его нравственного совершенствования, смысла жизни и достоинства, свободы, гражданской активности, общего и индивидуального блага. Он пересмотрел средневековую христианскую доктрину смысла человеческого существования, где земная жизнь не представляет самоценности, а является только этапом к жизни вечной. Рассуждая о смысле жизни, подчеркивал многовариантность жизненных позиций и ценностных ориентации человека. Он писал, что люди «едины в царствах и в пановании, друзии в богатстве и в скарбох, инии в мудрости и науце, а инии в здравии, в красоте и в крепости телесной, неции же во множестве имения и статку, а неции в роскошном ядении и питии и в любодеянии, инии теже в детях, в приятелях, во слугах и во иных различных многых речах». [1. Стр. 52-54]

Политико-правовые взгляды. Ф. Скорина стоял у истоков зарождения так называемого буржуазного юридического мировоззрения. Он понимал, что религия является мощным регулятором общественной жизни. Однако в условиях формирования новых общественных отношений она уже явно не справлялась с ролью безусловного социального регулятора, каким была в средневековье. Новые социально-экономические условия требовали и новых механизмов управления обществом. Таким механизмом должно быть, считал Ф. Скорина, право. [1. Стр. 55]

3.Антитринитаристская идеология С. Будного

Сымон Будный (1530-1593) вошел в историю отечественной философской мысли как один из виднейших идеологов и деятелей периода Реформации. После школы он, как и Ф. Скорина, продолжил свое обучение в Краковском университете на факультете свободных искусств. По неуточненным данным, С. Будный учился и в Базельском университете на факультете теологии, где, вероятно, и перешел в протестанты. [1. Стр. 68]

В 1558 г. он становится проповедником протестантского сбора (общины) в Вильно. В 1560 г. его переводят пастором в Клецк, где он пишет знаменитый «Катехизис». В 1562 г. в Несвижской типографии, созданной при его активном участии, издает свой «Катехизис» (полное название - «Катехизис, то есть наука стародавняя христианская от святого письма, для простых людей языка рус-кого в вопросах и ответах собрана»). Это первая книга на старобелорусском языке, изданная на территории Беларуси. Здесь же, в Несвиже, печатается вторая его работа - «Оправдание грешного человека перед Богом» (также на старобелорусском языке). Это может служить подтверждением того, что по происхождению С. Будный - белорус (русин), а не поляк, как утверждают некоторые исследователи его творчества.

В эти же годы С. Будный вел активную переписку с московским православным богословом Артемием, который критиковал его за вольную трактовку Библии. Артемий в своем послании Будному выговаривал ему за рационализацию Священного Писания: «И паки о науце писал еси, як бы многи языки имети добро. [1. Стр. 69-71]

Онтология С. Будного вытекает из его антитринитаризма. Отвергнув Троицу, С. Будный разрабатывает учение о Боге как Абсолюте. С. Будный не отрицает божественности Христа и Святого Духа, однако, на его взгляд, они не единосущны Богу-Отцу. В своем «Символе веры» автор доказывает, что Бог обладает вечностью, всемогуществом, неизменностью,нераздельностью, бесконечностью, тварным началом. Своей беспредельной мощью он сотворил из ничего и небеса, и землю, и моря, и ангелов, и людей, и животных. Сотворил весь мир Бог без помощи Сына, который Рожден от женщины, принадлежавшей к человеческому роду. [1. Стр. 70]

Гноселогия. Вера и разум. Диалектика. Рационалистический анализ Библии, предпринятый С. Будным, неминуемо выводил его на решение проблемы соотношения веры и разума. Рационализировав и натурализировав Библию, философ решительным образом отдает предпочтение разуму (в связке вера -разум). Только с помощью разума можно познать религиозные и мирские тайны. В этом взгляды С. Будного продолжают традиции Климента Смолятича и Кирилла Туровского по не буквальному прочтению библейских текстов. Существенным же отличием является ярко выраженный рационализм С. Будного. Если Климент Смолятич и Кирилл Туровский заявляли о своем праве на тщательное вникание в Священное Писание, то С. Будный уже приступает к его систематической рационалистической критике, цель которой - установление истины. [1. Стр. 72]

Учение о человеке и обществе. Взгляды С. Будного на человека и общество коррелируют с основными направлениями ренессансно-реформационного антропоцентризма, где человек является не просто объектом философствования, но и оказывается центральным звеном вселенского бытия.

Человек, по С. Будному, разумен, свят, праведен и самовластен. Ему как главной ценности на земле подчиняется живая и непорочная власть бытия и мировосприятия.

Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского живая природа. Однако, будучи по природе самовластным, человек впадает в фех. С. Будный разработал целое учение о путях избавления от греха. Он исходил из дуалистической (материальной и духовной одновременно), на его взгляд, природы человека. Человек состоит из двух частей - тела, впавшего в грех, и души. Если умирает тело, душа теряет свое индивидуально-личностное содержание. Реализовав себя в конкретном человеке при жизни, она навсегда перестает быть его душой после смерти. С. Будный не говорит, что с телом умирает и душа. Душа деиндивидуализируется и уже ничего не знает ни о себе, ни об окружающем мире, не вмешивается больше в земные дела, не может переместиться в другое тело. Поэтому человек может преодолеть фех только праведной жизнью, добрыми делами, исполнением христианских моральных заповедей. Несмотря на свой первородный фех, он не должен терять веры в спасение. Учение о душе и теле, отрицавшее бессмертие индивидуальной души, было серьезным философским достижением мыслителя. Из единства души и тела, в котором она (душа) зависит от тела, является его атрибутом, а не самостоятельной субстанцией, позже вытекал европейский материализм. [1. Стр. 70-73]

Во второй половине XVI в. в Беларуси на смену эпохи Ренессанса и Реформации пришла эпоха Контрреформации. В Европе католическая церковь пыталась в это время восстановить свою монополию как в духовной, так и в общественно-политической сферах. Однако даже самые суровые преследования не уничтожили изменений, вызванных Ренессансом и Реформацией. В Англии - англиканская, в Германии - лютеранская, во Франции и Швейцарии - кальвинистская церкви буквально отвоевывали право на свое видение христианской веры.

В конце 1596 г. когда в Варшаве проходил сейм, православная шляхта давала наказ своим депутатам - подтвердить лишение духовного сана епископов, отступивших от православия, чего король и сейм не поддержали. В ответ на это вспыхнуло восстание во главе с Северном Наливайко. На знамени повстанцев были слова: «Мир христианству, а на зачинщиков - Бог и Крест». Войсками Наливайко были взяты города Слуцк, Добруш, Пинск, Могилев и др.

4.Философские взгляды С. Полоцкого

Семен Полоцкий (1629-1680) родился в Полоцке. Учился в Полоцкой братской школе, окончил знаменитую Киево-Могилянскую академию. Наряду с семью традиционными свободными искусствами в академии изучались славянский, греческий, латинский и польский языки, пиитика (искусство стихосложения), богословие и философия. По некоторым источникам, учился он и в Виленской академии.

В 1656 г., приняв монашество, Семен Полоцкий приступает к преподавательской деятельности в братской школе при полоцком Богоявленском монастыре. Там он значительно расширил круг преподаваемых предметов, особое внимание уделив поэзии и театру, который создал при школе.

Семен Полоцкий являлся сторонником союза белорусского и русского народов. В 1660 г. он с несколькими своими учениками едет в Москву с просьбой о защите православных белорусов от иезуитской экспансии. [1. Стр. 75-78]

В 1664 г. в связи с восстановлением над Полоцком юрисдикции Речи Посполитой и преследованием сторонников воссоединения Беларуси и России он вновь уезжает в Москву, надеясь на скорое возвращение. Однако обстоятельства сложились так, что он до конца жизни оставался в Москве, где продолжил свою просветительско-педагогическую деятельность.

В Москве под его руководством была организована школа для подьячих Приказа тайных дел, где он обучает будущих дипломатов латинскому языку. В 1667 г. ему поручили воспитание и обучение царских детей, в том числе и будущего русского царя-реформатора Петра 1. Такая приближенность к царскому двору повысила общественное положение Семена Полоцкого. Его, как одного из видных ученых богословов-философов, привлекают к теоретической полемике с руководителями церковного раскола - патриархом Никоном, протопопом Аввакумом, священником Лазарем.

Симеон - имя, которое он получил при пострижении в монахи. Мирское имя - Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович.

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

В 1667 г. по решению собора Русской православной церкви он издал трактат «Жезл правления», осуждающий церковных раскольников.

В 1680 г. по царскому поручению Симеон Полоцкий составляет проект устава академии - высшего учебного заведения, с обширным кругом преподаваемых дисциплин, в которой учились бы люди всех сословий, получая образование как для духовной, так и для светской деятельности. В устав закладывалось обязательное изучение славянского, греческого, латинского и польского языков, свободных наук, церковного и гражданского права.

Занимается он и издательской деятельностью. В 1678 г. Симеон Полоцкий в Кремле оборудовал типографию, и напечатал «Букварь» и «Псалтырь рифмованную».

Симеон Полоцкий известен как поэт, драматург, проповедник, богослов и философ. В Москве он написал два сборника своих стихов - «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион», ряд пьес. «На всякий же день име залог писати в поддесть по полу тетради, а писание его безело мелко иуписисто», - вспоминал его ученик Сильвестр Медведев. [2. Стр. 49-55]

Учение о бытии и познании. Согласно философской традиции Симеон Полоцкий считал, что мир состоит из трех частей: первообразного мира (бога), макрокосмоса (природы) и микрокосмоса (человека). Бог является активным и творящим духовным началом, которое «из ничего» творит все. В результате творения Возникают две части мира: вещественная, он ее еще называет стихиями (земля, вода, воздух, огонь) и духовная. Из сти- : хий образуется мир отдельных вещей и тел (макрокосмос - природа), а на основе духовной части - ангелы (бестелесные существа) и душа человека. Сочетание материальной и духовной частей образуют человека (микрокосмос).

Симеон Полоцкий утверждал, что рациональное познание не безошибочно. В соответствии с рассмотрением разума в связке с I нравственностью ошибки разума он называл грехами.

Первый грех человеческого ума состоит в невежестве. Причины его кроются в нежелании учиться, в отсутствии условий для учебы и настойчивости в преодолении трудностей.

Второй - в нерассудии (в необдуманности, в некритическом заимствовани знаний).

Третий - в скоросудии (в поспешных выводах).

Четвертый - в непостоянстве ума.

Пятый- в упрямстве (в нежелании признать свои взгляды ошибочными).

Шестой - в мудрствовании плоти (в направленности разума на удовлетворение телесных наслаждений, когда человек живет не разумом-сердцем, а телом).

Седьмой- в желании узнать то, что меньше всего дает человеку пользу. [1. Стр. 78-80]

Симеон Полоцкий отмечает, что интеллектуальные способности совершенствуются в процессе полезной практической деятельности и учебы. Поэтому для познания огромное значение имеют как добрые дела, так и книжное слово. Как и для любого ученого, целью познания является истина. Саму истину он рассматривает с гносеологической, семантической и нравственно-праксиологической (практической) стороны. С гносеологической - истина понимается как мыслительное отражение, адекватное отражаемому. С семантической - когда значение слова наиболее точно воспроизводит сам предмет или явление. И с нравственно-праксиологической - если дела человеческие совпадают с моральными законами:

Истина есть трегуба: ума, уст и дела, Сия же неврежденна бывает и цела: Аще ум самой вещи уравнится право; Уста же уму точнее словят, не лукаво, Дела паки закону аще отвечают...

Социально-политические взгляды. Политический идеал Симеона Полоцкого - сильная и просвещенная монархия, где «почитается закон». Мысль о необходимости ограничения царской власти законом, функционировании ее на основе права, как можно заметить, характерна для отечественной общественно-политической мысли. Монарх должен быть мудрецом, но этого явно недостаточно для государственного и гражданского благополучия, требуются еще и хорошие, справедливые законы. Если в государстве их нет, это даже непристойно, утверждает автор: «Град без закона, ту бо исчезает истинны благость все ся зло рождает». В системе правового обеспечения мирной государственной жизни у мыслителя видное место занимает судопроизводство, основная задача которого:

Правый суд выну достоит творити, Дабы обидам во мире не быти… [1. Стр. 79-81]

Как гуманист, Симеон Полоцкий чтил человека не за его богатство, а за нравственные добродетели, мудрость и просвещенность. В духе раннехристианской морали он осуждал богатство, видел в нем источник греха: так сын в предвосхищении овладения наследством желает скорой смерти своему отцу; имущие не делятся по-братски с бедными и нищими, а истощают свои сокровища на пьянство и блуд. Особенно обличительно он выступал против незаконно нажитого богатства:

Они (богатии) во мыслех покоя не знают, Ядят со боязнию, с страхом почивают... На постелях мягчайших бдят -не могут спати.

Главную причину общественного неустройства Симеон Полоцкий видел в невежестве и необразованности людей. Единственное средство их преодолеть - распространение в государстве просвещения, открытие школ, в которых учились бы представители всех сословий.

Вхождение Беларуси в состав России, происшедшее в результате разделов Речи Посполитой, способствовало развитию национального самосознания и развертыванию движения за этнокультурное самоопределение белорусов. Идея возрождения и развития белорусского народа имела мощный консолидирующий потенциал.

В середине XIX в, эта идея отстаивается некоторыми представителями либерального дворянства, которые, как показывает известный белорусский ученый А.С. Майхрович, своеобразно сочетают социально-примиренческие установки с новыми, демократическими веяниями, иерархически-сословный дух - с просветительством и заботой о крестьянах. «Итогом такого сочетания стало широкое восприятие принципа общего блага, трактованного в абстрактно-расширительном плане и подчиненного идее социального компромисса, нравственно-духовного согласия». [1. Стр. 81-82]

Наиболее значительным выразителем данной идеи консолидации стал Винцент Якуб Дунин-Марцинкевич (1808-1884). Он исходил, по существу, из патриархальных представлений о социальной общности людей, утверждая мысль о единстве всех сил и всех сторон жизни народа, всех слоев и групп людей, так или иначе связанных общим процессом социального и культурного бытия.

Дунину-Марцинкевичу были чужды революционно-демократические устремления, характерные для многих представителей современной ему белорусской интеллигенции и чреватые, как он полагал, подрывом внутренней целостности формирующейся белорусской нации. Напротив, он стремился показать необходимость социальной гармонии, консолидации общества и решения всех его проблем средствами просвещения, духовного созидания и сглаживания противоречий.

Такая социально-примиренческая позиция была сопряжена с определенной идеализацией прошлого; вместе с тем она подчеркивала самоценность нравственных основ жизни, призванных, по его убеждению, регулировать социальные отношения. Прошлое привлекало господством в нем простых нравственных норм, сближающих крестьянина и помещика, тогда как новый, капиталистический дух чистогана и голой экономической выгоды выглядел разобщающим и духовно опустошающим людей. [1. Стр. 82-84]

Схоластическая философия в Беларуси

В то время как Европа вступила в эпоху Нового времени и заявила об этом такими именами, как Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Вольф, в Речи Посполитой произошел поворот к схоластической философии. Вся наука и образование сосредоточились в руках иезуитов, которые стремились пресечь малейшее свободомыслие, вырвать с корнем идеи Реформации. Иезуиты продолжали наступление и на православие. Виленская академия превратилась в центр схоластики. Полные трехлетние курсы философии (схоластической) читались в Виленском, Пинском, Полоцком и Несвижском коллегиумах, а в Гродно, Минске, Новогрудке, Дрогичине, Витебске, Мстиславле, Орше, Слониме и Слуцкедвухлетние. Каждый претендующий на звание доктора философии давал обязательство придерживаться учения Фомы Аквинского. [2. Стр. 58-60]

.Национально-освободительное движение

Социально-экономическая и национальная политика польских властей на "восточных кресах" вызывала недовольство большинства населения Западной Беларуси, которое непрерывно вело борьбу за свои социальные и национальные интересы. Во главе этой борьбы стояли политические партии и организации, которые делились на два лагеря: национально-демократический и революционно - демократический. [3.]

Партии национально-демократического лагеря часто не оформлялись официально, а существовали в виде мелких политических и культурных организаций и товариществ. В Вильно в 1921-1939 гг. существовал представительный орган белорусских партий и общественных организаций - Белорусский Национальный комитет (БНК). Наиболее влиятельной национально-демократической партией была Белорусская христианская демократия (БХД), которая охватила своим влиянием определенную часть белорусов - католиков. Ее лидерами были ксендзы А. Станкевич, В. Годлевский, И. Позняк и др. Центральным органом партии была газета "Белорусская криница". Программа БХД отстаивала основы буржуазного общества, не признавала классовой борьбы и придерживалась теории "самобытности Беларуси", выдвигала требования земельной реформы в пользу крестьянства и др. В 1936 г. БХД была переименована в Белорусское национальное объединение. [3.]

В 1925 г. послы сейма В. Рагуля и Ф. Яремич организовали национально-крестьянскую партию - Белорусский крестьянский союз, которая просуществовала до 1928 г. В своей программе она выдвигала демократические требования, выступала за создание Белорусской буржуазной республики, издавала газету "Сялянская нива". В 1929-1930 гг. оформилась национальная группа А. Луцкевича и Р. Островского. В своем органе "Наперад" ("Вперед") группа подчеркивала, что "не будет служить ни Москве, ни Варшаве".

Главной задачей она видела работу на культурном поприще, в области национального возрождения. В 1930 г. эта группа создала "Центросоюз" (Центральный союз культурных и хозяйственных организаций). В 1926 г. был создан Белорусский институт хозяйства и культуры как национально-просветительная организация. Она создавала клубы, библиотеки, кооперативы. Была запрещена польскими властями в 1936 г. [3.]

Во главе революционно-демократического лагеря стояла Коммунистическая партия Западной Беларуси (КПЗБ). Она была создана в октябре 1923 г. как составная часть Коммунистической партии Польши (КПП). Боролась за победу пролетарской революции в Польше, за право самоопределения Западной Беларуси вплоть до отделения от Польши и воссоединения с БССР, за ликвидацию помещичьего землевладения и передачу земли крестьянам без выкупа. В конце декабря 1923 г. в КПЗБ влилась Белорусская революционная организация (БРО), которая выделилась весной 1922 г. из левого крыла партии белорусских эсеров. Руководителями БРО были И.К. Логинович (П. Корчик), А.В. Кончевский, А.Г. Капуцкий.

КПЗБ действовала в условиях глубокого подполья. К началу 30-х гг. она насчитывала 4 тыс. человек. Кроме того, около 3-х тыс. членов партии постоянно находились в тюрьмах. На территории Западной Беларуси действовало 7 окружных и 60 районных комитетов КПЗБ. ЦК КПЗБ издавал газеты "Чырвоны сцяг", "Партработник", журнал "Большевик" и др. на белорусском языке. На польском языке издавались газеты "Куймы бронь", "До вальки", на еврейском - "Ройтэ фон".[3.]

Первыми организаторами КПЗБ были С.А. Дубовик, С.А. Ментерс, А.С. Славинский, С.Т. Миллер. Секретарем ЦК КПЗБ с 1926 г. по 1936 г. был И.К. Логинович (П. Корчик). К руководящему активу КПЗБ принадлежали А.А. Ольшевский, Н.С. Орехво, А.Н. Аронштам и др.

Под руководством КПЗБ в январе 1924 г. был создан Коммунистический Союз Молодежи Западной Беларуси (КСМЗБ). Вожаками КСМЗБ были В.З. Хоружая, М.С. Майский, Н.Н. Дворников, С.О. Притыцкий , С.Г. Анисов и др. ЦК КСМЗБ издавал газету "Малады камунiст".

Борьба трудящихся шла в разных формах. В 1921-1925 гг. в Западной Беларуси развернулась партизанская борьба. Партизаны громили полицейские участки, жгли помещичьи имения, осадницкие хутора. В 1923 г. общая численность партизан составляла около 6 тысяч. В числе наиболее известных руководителей партизанских отрядов и групп были К. Орловский, С. Ваупшасов, В. Корж, А. Рабцевич, Ф. Яблонский и др. [3.]

Громада подготовила немало выступлений крестьян против налогового гнета, за освобождение политзаключенных и др. Она вела вместе с Товариществом белорусской школы (ТБШ) культурно -просветительную работу. Напуганное размахом национально-освободительной борьбы правительство разгромило Громаду. В ночь с 14 на 15 января 1927 г. начались массовые обыски и аресты. Без согласия сейма были арестованы руководители Громады - депутаты Б. Тарашкевич, С. Рак-Михайловский, П. Волошин и др. 21 марта Громада была запрещена. [4.]

Трудящиеся Западной Беларуси ответили на разгром Громады многочисленными митингами и демонстрациями. Крупная демонстрация состоялась в Косове Полесского воеводства 3 февраля 1927 г., которая была расстреляна, 6 человек убито, несколько десятков ранено. В 1928-1929 гг. состоялся процесс над 56 руководителями и активистами Громады, которые были осуждены на длительные сроки заключения. Дело Громады в 1928 г. стремился продолжить посольский клуб "Змаганне". [4.]

Во второй половине 30-х годов, в период борьбы за единый фронт против фашизма и войны, КПП и КПЗБ более реально стали смотреть на вопросы целостности Польши и защиты ее независимости. Они заявили, что поддержат любое демократическое правительство, которое обеспечит народу свободу и будет придерживаться политики мира. В этом и была главная трагедия партии. Сталин начал расправу над КПП и КПЗБ. Вся работа этих партий была сведена к "диверсионной деятельности агентов классового врага". Принимая эту фальшивую версию, ЦК КПП исключил из КПП и КПЗБ ряд известных деятелей, обвинив их в агентурных связях с дефензивой и белорусскими националистами. [3.]

марта 1936 г. в Минске состоялся закрытый II пленум ЦК КПЗБ, на котором был необоснованно обвинен первый секретарь ЦК И.К. Логинович (Корчик). Его арестовали еще до пленума и постановлением особого совещания при НКВД от 25 июня 1936 г. за контрреволюционную деятельность сослали в исправительно-трудовой лагерь сроком на 5 лет. Решением "тройки" Архангельской области от 15 марта 1936 г. за контрреволюционную агитацию среды заключенных И.К. Логинович был приговорен к высшей мере наказания. Приговором военного трибунала 26 октября 1939 г. он второй раз был приговорен к расстрелу. И.К. Логинович умер 15 апреля 1940 г. в Минской тюрьме. [3.]

В организациях КПЗБ были созданы специальные "комиссии чистки" для борьбы с провокаторами. Многие руководители КПЗБ были вызваны в Минск и расстреляны. Летом 1937 г. в Москве было арестовано и расстреляно все руководство КПП. Летом 1938 г. решением Коминтерна КПП, КПЗБ и КПЗУ были распущены.

К концу 1939 г. в Западной Беларуси почти целиком были ликвидированы деятели как коммунистического, так и национально-демократического движения. [5.]

Отечественная философия сегодня как никогда ощущает необходимость философской рефлексии процессов глобализации, происходящих в современном мире. В контексте этих процессов необходимо сохранить национальную культурную идентичность отдельных стран и народов, поэтому изучение и бережное сохранение национальных культурных ценностей - важная задача современной эпохи. [5.]

Отличительной чертой белорусской философии является чуткое и незамедлительное реагирование на ключевые события в жизни народа и отражение культурно-политической истории Беларуси в национальном общественно-политическом творчестве. Главным фактором, интегрирующим разнообразные философско-социологические исследования различных этапов отечественной общественной мысли является изучение проблемы человека с позиций гуманизма.

Формирование белорусской философской мысли связано с процессом христианизации на Беларуси и развитием идей христианского Просвещения. Широко известны имена полоцкой княжны Предславы (Ефросинья Полоцкая), а так же религиозно-философских мыслителей Кирилла Туровского, Климента Смолятича и др. С одной стороны, для философского творчества этого периода характерно глубокое усвоение и осмысление идей Священного писания, с другой - своеобразная «сверка» собственного понимания христианского вероучения с идеями таких авторитетных христианских мыслителей как Афанасий Великий, Григорий Богослов и др. В богословско-философских рассуждениях отечественных христианских просветителей преобладает нравственная проблематика. В форме притч и аллегорий излагаются сложные понятия добра и зла, смысла жизни человека, смысла вселенской истории, раскрываются причины и цели существования мира. [7.]

Становление профессиональной философской деятельности на Беларуси связано с периодом Возрождения (16 - 17 века) и Реформации. В целом, философия Великого княжества Литовского ориентирована на проблемы, которые озвучивает западное Возрождение - антропоцентризм, антиклерикализм, право человека на постоянное нравственно-интеллектуальное самосовершенствование. Наряду с этими проблемами отечественные мыслители решают вопросы веротерпимости, соотношения общего и индивидуального блага, собственности и социально-классовой гармонии, этико-правовых норм регуляции общественных отношений. Специфическими чертами белорусской философии эпохи Возрождения можно назвать следующие:

в отличие от Западной Европы здесь не получил решающего развития принцип индивидуальной свободы (главным лейтмотивом белорусской философской мысли является идея о том, что человек должен служить общему благу);

в отечественной философской практике доминирует идея права, как одного из основных институтов государственного управления;

гуманистические идеи Ренессанса на Беларуси тесно связаны с идеями и практикой Реформации. [7.]

В целом ренессансный гуманизм на Беларуси отличает охват широких слоев общества, стремление преодолеть узкие рамки духовных элит (это объясняется, в частности, и тем, что стиль изложения, практикуемый белорусскими мыслителями эпохи Возрождения прост, ясен, доходчив, идеи же общеупотребимы и доступны). [5.]

В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса можно выделить следующие направления:

радикальное реформационно-гуманистическое (Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний и др.). Для этого направления характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, церковному учению и средневековой схоластике). Концентрируется внимание здесь на проблемах сущности личной веры в Божественное Откровение. Представители этого направления стремились осмыслить демократические идеи христианского Евангелия, тяготея к осознанию таких ценностей общечеловеческой культуры как равенство, братство, человеколюбие;

умеренное реформационно-гуманистическое течение (Ф.Скорина, Н.Гусовский, С.Будный, А.Волан, Л.Зизаний, С.Полоцкий) стремилось к выработке компромиссных форм соединения и согласования античной, средневековой и ренессансной философской и христианско-богословской позиций. Мыслители этого направления активно развивают идеи платонизма, аристотелизма, этические и политические взгляды стоицизма. Умеренное реформационно-гуманистическое течение анализирует философскую патристику, но отвергает средневековую схоластику, считая, что последняя выступает идейным оружием контрреформации. Характерна для этого направления актуализация христианско-гуманистических ценностей, творческий синтез идей натурализма и теологии. При всей последовательности в рассмотрении основных вопросов, характерных и для развития Западной философии, своеобразие трактовки этой проблематики создает неповторимый колорит белорусской философской мысли. Так, в понимании индивидуальной свободы, исторического предназначения человека преобладает идея ограниченности абсолютной свободы человека интересами всеобщего блага. Относительной слабостью умеренного направления становится недооценка значимости и самодостаточности самого философского знания, влияния его на развитие личности и общества;

атеистически-гуманистическое направление белорусской философской мысли периода Ренессанса обратилось к материалистическим идеям античности (С.Лован, К.Бекеш, К.Лыщинский). Здесь отвергается идея Божественного откровения, не поддерживается концепция врожденных идей, обосновывается естествено-природное происхождение человека и человеческой морали. Высоко ценит эта философская традиция индивидуальный разум и опыт как основу и средство познания. В период контрреформации умонастроения атеистически-гуманистического направления жестко подавлялись (например, из Речи Посполитой были изгнаны социниане, учинена расправа над К.Лыщинским). [5.]

Реформация в Великом Княжестве Литовском оказала существенное влияние на динамику культурных процессов, активизировала социально-политическую и философскую деятельность практически всех слоев общества. С распространением на Беларуси движения Реформации происходит насаждение свыше схоластического философствования.

Однако схоластика на Беларуси, тем не менее, сохранила связь с идеями ренессансного гуманизма, научной философии и естествознания. В 17 веке в белорусской философии развивается рационалистическое направление (С. Будный), изначально связанное с научным изучением библейских текстов, а затем и объективным познанием природы и общества. В этом ракурсе особое значение имело влияние реформаторских идей на развитие философии как свободного научного творчества.

Протестантская духовность подчеркивала ценность человеческой жизни, способствовала воспитанию предпринимательской активности, утверждению моральной ответственности личности (подобные идеи рассматриваются в трудах Ф. Скорины, М.Лытина) [6.]

Развитие философской мысли Беларуси 17 - нач. 18 вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Развертывались философские дискуссии между представителями разных направлений (православное - М.Ващенко, Л.Карпович, М.Смотрицкий, униатское - Л.Кревза, И.Кунцевич, католическое - Я.Альшевский, А.Баболь и др.). Конец 18 - нач. 19 века связан со становлением практического естествознания и его философским осмыслением (М.Почебут, Ю.Мицкевич, Я.Снядецкий); анализируются проблемы познания (опыт, истина), методы научной деятельности, способы построения науки. Закат тенденций Просвещения в философской мысли Беларуси наблюдается уже в сер. 19 века, когда происходит смена духовно-нравственных ориентиров, связанная с вхождением в состав Российской Империи. [6.]

С середины 19 ст. в связи с увеличением количества этнографических исследований и ростом интереса к ним философская мысль акцентирует проблематику поиска национальной культурной идентификации, идеи национально-культурного возрождения (А.Мицкевич, Я.Чечот, У. Сырокомля, В.Дунин - Марцинкевич, Ф.Богушевич и др.)[57]. Наряду с западноруссизмом, отстаивавшим общерусские корни белорусов, великороссов и малороссов и не видевшим перспектив самостоятельного государственного развития белорусов, формируется идеология революционного демократизма, повышается интерес к истории Беларуси и белорусскому языку, впервые ставится вопрос о национально-государственном устройстве Беларуси. [6.]

Развитие отечественной философии в ХХ столетии во многом определялось социокультурным и идеологическими факторами, доминировавшими в разные периоды. Уже в начале ХХв. можно выделить три направления философской мысли Беларуси - религиозно-идеалистическое (представители этого направления не принимают революционных средств преобразования общества и считают, что обновление общества возможно только на религиозной христианской основе[58]), марксистское (разделяет взгляды легальных марксистов с их идеологией этического социализма), национально-возрожденческое (связано с формированием философских программ национального возрождения Беларуси[59]; опасности для отечества здесь видятся как в полонизации, так и русификации Беларуси - Н.Абдиралович, В.Самойла).

Современный период философского творчества на Беларуси связан с разработкой идей национальной самобытности белорусов, формированием четкой мировоззренческой позиции, включенности белорусов в мировую культуру и т.д. В целом, спектр современных отечественных философских исследований касается изучения методологии научной деятельности и исследований по философии науки и культуры (В.Степин), социологических исследований взаимоотношений общество-природа, техногенная цивилизация - человек (Е Бабосов), эстетической проблематики (Н.Крюковский) и мн. др. [5.]

Список литературы

1.Козел, А.А. Философская мысль Беларуси / А.А. Козел. - Мн.: Амалфея, 2004.

.Майхрович, А.С. Поиск истинного бытия и человека / А.С. Майхрович // Из истории философии и культуры. - Мн.: Вышэйшая школа, 1992.

3.<http://otmart.net/node/181> Философская мысль Беларуси

.<http://prepod.info/ru/article/filosofskaya-mysl-belarusi-russkaya-filosofiya/> Философская мысль Беларуси. Русская философия

.<http://www.bgtu-ief.com/index.php?option=com_content&view=article&id=633:18------------------------&catid=50:filosofiya&Itemid=77> Основные этапы развития философской мысли Беларуси: просветительство (Е. Полоцкая, К. Туровский), Ренессанс и Просвещение (Ф. Скорина, С. Будный, С; Полоцкий, К. Лыщинский и др.)

.<http://soldatam.net/?p=113> Особенности развития философской мысли в Беларуси

.<http://www.med-book.info/discipline/philosophy/index_311.html> Основные направления развития русской философии. Философская мысль Беларуси.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!