Член правительства (А) - министр (В) - президент (С) - министр культуры (D)
А - В - отношение подчинения
B - D - отношение подчинения
A - D - отношение подчинения
A (B, D) - С - отношение неперекрещивания
Упражнение № 3.8
Обобщите понятия.
1. Ислам - одна из основных религий - религия
Ислам - религия.
2. Наиболее холодный месяц года - холодный месяц - месяц
Наиболее холодный месяц года - месяц
Упражнение № 3.9
Ограничьте понятия.
. Преступление - кража
. Звезда - звезда Сириус
Звезда - Сириус.
Упражнение № 3.10
Дайте характеристику делению.
1. Право собственности включает в себя владение, пользование и распоряжение вещью. - Деление по дихоматическому признаку. Делимое понятие: «право собственности». Члены деления: «владение вещью», «пользование вещью», «распоряжение вещью». Основание деления: отношение к вещи. Деление правильное.
. Науки делятся на естественные, точные, гуманитарные и непонятные. - Деление по видообразующему признаку. Делимое понятие: «науки». Члены деления: «естественные», «точные», «гуманитарные» и «непонятные». Основание деления: 1) обобщающие признаки; 2) признаки восприимчивости. Деление неправильное, так как деление произведено не по одному общему признаку. Ошибка деления: деление по одному признаку.
Упражнение № 4.1
Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное, определение через род и видовое отличие, генетическое. Выделите приемы, заменяющее определение.
1. Умозаключение, представляющее собой переход от посылок А1, …, Аn к заключению В, является правильным, если между посылками и заключением имеется отношение логического следования, то есть В является логическим следствием А1, …, Аn (n 1) - реальное определение.
. Авгуры - в Древнем Риме жрецы, предсказывающие будущее по полету птиц и по их поведению - реальное определение.
Упражнение № 4.2
Произведите анализ определения через род и видовое отличие.
Разбойным нападением признается насилие, опасное для жизни и здоровья, с целью завладения личным имуществом граждан.
Решение:
подведение под родовое понятие: «Разбойным нападением признается насилие, опасное для жизни и здоровья».
указание видового отличия: «с целью завладения имуществом граждан» (в отличие от, например, убийства, изнасилования и т.п.).
Упражнение № 4.3
Установите правильность определений.
Дневальный должен стоять и подавать сигналы точного времени. - Определение неправильное.
Упражнение № 5.1.1
Определите вид суждения.
Работа невелика по объему и проста по мысли. - Суждение единичное, утвердительное.
Упражнение №5.1.2
Самостоятельно подберите примеры атрибутивных суждений, суждений об отношениях и суждений существования.
Атрибутивное суждение: «Пограничный отряд - основное звено войск Пограничной службы РФ»
пограничный отряд - предмет суждения
основное звено войск Пограничной службы РФ - признак суждения.
Релятивное суждение: «Все военнослужащие должны четко и безоговорочно подчиняться требованиям Уставов ВС РФ»
отношение между «военнослужащими» и «Уставами ВС РФ».
Экзистенциальное суждение: «Не существует ни одного гражданина РФ, который не обязан подчиняться законам РФ»
Не существует ни одного гражданина РФ - отрицание существования.
Упражнение № 5.1.3
В атрибутивных суждениях выделите субъект, предикат, связку и кванторное слово.
1. Все курсанты изучают материальную часть стрелкового оружия.
Решение:
Субъект - «курсанты»;
Предикат - «материальную часть стрелкового оружия»;
Кванторное слово - «все»
Связка - «изучают»
2. Ни один слушатель, не усвоивший учебную программу по логике, не будет переведен на следующий курс.
Решение:
Субъект - «слушатель, не усвоивший учебную программу по логике»;
Предикат - «на следующий курс»;
Кванторное слово - «ни один»
Связка - «не будет переведен»
Определите количество и качество суждений предыдущего упражнения.
. качество суждения утвердительное - «изучают»
количество суждения общее - «все».
. качество суждения отрицательное - «не будет»
количество суждения общее - «ни один».
Упражнение №5.1.5
Дайте объединенную по качеству и количеству характеристику суждений упражнения №5.1.3 и запишите их форму.
Решение:
. Общеутвердительное суждение
Все S суть Р.
. Общеотрицательное суждение
Ни один S не есть P.
Упражнение №5.1.6
Запишите по 2-3 примера каждого из видов атрибутивных суждений (общеутвердительных, частноутвердитель-ных, общеотрицательных, частноотрицательных).
. Общеутвердительные:
«Все курсанты военных институтов являются военнослужащими»
«Все птицы - пернатые»
. Частноутвердительные:
«Некоторые военнослужащие являются офицерами»
«Некоторые млекопитающие живут в воде»
. Общеотрицательные:
«Ни один судья не должен быть без высшего юридического образования»
«Ни одна война не обходится без убитых и раненых»
. Частноотрицательные:
«Некоторые вооруженные столкновения не являются войной»
«Некоторые птицы не летают»
Упражнение № 5.1.7. Установите форму атрибутивных суждений, выделите субъект и предикат суждения, запишите его форму, с помощью круговых диаграмм установите и укажите распределенность терминов.
1.Некоторые учащиеся высших учебных заведений (S-) - офицеры (P-).
2.«На станции дежурил крупный храп (S-), как пласт лежавший на листе железа (P-)» (Б. Пастернак. Белые стихи).
Упражнение № 5.2
Осуществите непосредственное умозаключение (превращение, обращение и противопостав-ление предикату).
1.Некоторые цветы не гвоздики.
.Луна - естественный спутник Земли.
.Некоторые офицеры являются юристами.
Решение:
1.Обращение: Некоторые не гвоздики являются цветами.
Превращение: Некоторые цветы не являются гвоздиками.
Противопоставление предикату: для частноутвердительных суждений не производится.
2.Обращение: Естественным спутником Земли является Луна.
Превращение: Луна не является не естественным спутником Земли.
Противопоставление предикату: Не естественный спутник Земли не есть Луна.
3.Обращение: Некоторые не юристы не есть офицеры.
Превращение: Некоторые офицеры не есть не юристы.
Противопоставление предикату: Некоторые офицеры не есть юристы.
Упражнение № 5.3.1
Сделайте полный разбор силлогизма: укажите большую и меньшую посылки, заключение, средний, меньший и больший термины, фигуру силлогизма, изобразите на диаграммах Эйлера отношения между терминами в посылках и заключении, укажите, является ли силлогизм правильным.
1.Все параллелограммы (M) имеют равные противолежащие стороны и углы (P). Некоторые параллелограммы (M) имеют равные диагонали (S). Следовательно, некоторые фигуры, имеющие равные диагонали (S), являются фигурами с равными противолежащими сторонами и углами (P).
Решение:
Большая посылка: - Все параллелограммы имеют равные противолежащие стороны и углы
Меньшая посылка: - Некоторые параллелограммы имеют равные диагонали
Заключение: - Некоторые фигуры, имеющие равные диагонали, являются фигурами с равными противолежащими сторонами и углами
Больший термин (P) - имеют равные противолежащие стороны и углы
Средний термин (М) - параллелограмм
Меньший термин (S) - фигуры, имеющие равные диагонали
M P
S M
S P
1 . 2. 3.
4.
Силлогизм правильный
. Ни один преступник (M) не должен избежать наказания (P). Все преступники (M) должны предстать перед судом (S). Значит, некоторые лица, которые должны предстать перед судом (S), не должны избежать наказания (P).
M P
S M
S P
Силлогизм правильный
Упражнение № 5.3.2
Выделите термины силлогизма, выведите из посылок, если это возможно, заключение. Проверьте правильность силлогизма с помощью круговых диаграмм.
Все четные числа (M) делятся пополам без остатка (P). Число два (S) - четное (M).
Следовательно, число два делится пополам без остатка
Больший термин (P): - делятся пополам без остатка
Меньший термин (M): - четные числа
M P Силлогизм правильный, так как
заключений с логической
S M необходимостью следует из посылок.
S P
Упражнение № 5.3.3
Определите фигуру и модус силлогизма, с помощью общих правил простого категорического силлогизма и частных правил фигур установите его правильность. В правильном силлогизме выведите заключение, если оно отсутствует в задании.
Некоторые запрещающие дорожные знаки (P+) вводят определенные ограничения движения (M-). Знак «движение запрещено» (S+) вводит определенные ограничения движения (M-). Знак «движение запрещено» (S+) является запрещающим знаком (P-).
Решение:
Некоторые запрещающие дорожные знаки (P+) вводят определенные ограничения движения (M-). - Большая посылка.
Знак «движение запрещено» (S+) вводит определенные ограничения движения (M-). - Меньшая посылка.
Знак «движение запрещено» (S+) является запрещающим знаком (P-).
Модус: ААА
Силлогизм неправильный, так как:
) средний термин не распределен ни в одной из посылок - нарушено 2-е правило терминов;
) ни одна из посылок не является отрицательным суждением - нарушено 1-е правило посылок
Упражнение № 6.1
Укажите тезис и аргументы (если тезис явно не выражен, сформулируйте его). Определите форму обоснования или опровержения тезиса (по какому виду умозаключения) Если обоснование косвенное, укажите апагогическое оно или разделительное. Запишите связь аргументов и тезиса символически.
1.«Как Вы делаете ваши чудеса?» - спросил щуку Привалов. «Какие чудеса?» - «Ну… исполнение желаний…» - «Ах, это? Как делаю… Обучена сызмальства, вот и делаю. Откуда я знаю, как я это делаю… Золотая рыбка вот еще лучше делала, а все одно померла. От судьбы не уйдешь». Мне показалось, щука вздохнула. «От старости?» - спросил я. «Какое там от старости! Молодая была, крепкая… Бросили в нее, служивый, глубинную бомбу. И ее вверх брюхом пустили, и корабль какой-то рядом случился, тоже потонул. Она бы и откупилась, да ведь, да ведь не спросили ее, увидели и сразу бомбой… вот ведь как бывает.» (Стругатский А, Стругатский Б. Понедельник начинается в субботу. - М., 1979. - С.30.).
Решение:
Тезис (Т) - «Щука способна на чудеса» (следует из вопроса Привалова)
Опровержение тезиса ( Т) - «Щука не способна на чудеса» (основная «мысль», которая прослеживается в рассказе щуки)
Аргумент: - «Золотая рыбка не смогла сотворить чуда и погибла, хотя творила чудеса лучше щуки («…вот еще лучше делала, а все одно померла»), что же тогда говорить о щуке?
Прямое опровержение тезиса
. Допущение: Т С
«Если бы щука была способна на чудеса (Т), то она могла бы «избежать судьбы» и была бы бессмертной (С)»
2. Следствие из допущения (F): «Золотая рыбка, еще больше щуки способная на чудеса, тоже избежала бы смерти, но этого не произошло ( F)».
. Допущение ложно ( С) на основании ложности следствия из него ( F), следовательно тезис ложный и опровержение тезиса логически корректно (логическое значение антитезиса истинно)
Упражнение № 6.2
Определите логические ошибки в аргументации; укажите, какие правила нарушены.
«Если хорошо изучение того, что хорошо, то знание плохого так же хорошо. Стало быть, плохое есть хороший предмет изучения». (Аристотель. О софистских опровержениях // Аристотель. Соч. в 4-х таблица. - Т. 2. - М., 1978. - с. 573.).
Решение:
Из того, что «хорошо изучение того, что хорошо» с логической необходимостью никак не следует, что «знание плохого так же хорошо», и, следовательно, до доказательства тезиса («плохое есть хороший предмет изучения») недостаточно и слишком поспешно.
Ошибка: «Слишком поспешное доказательство», а именно: аргументов для доказательства тезиса недостаточно.