Понятие как форма мышления

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,78 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие как форма мышления

План

Введение

. Содержание понятия

. Объем понятия

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Формальная логика - одна из древнейших наук. Отдельные фрагменты логической науки начинают разрабатываться с VI в. до н. э. в Древней Греции и Индии. Индийская логическая традиция распространилась позднее в Китае, Японии, Тибете, Монголии, на Цейлоне и в Индонезии, а греческая - в Европе и на Ближнем Востоке.

Первоначально логика разрабатывалась в связи с запросами развития ораторского искусства как часть риторики. Эта связь прослеживается в Древней Индии, Древней Греции и Риме. Так, в общественной жизни Древней Индии в период, когда проявился интерес к логике, дискуссии были постоянным явлением.

Логика, основанная на учении Аристотеля, существовала до начала XX в. Она носит название традиционной формальной логики. Начало XX в. знаменует своеобразная научная революция в логике, связанная с широким применением методов так называемой символической, или математической, логики.

Изучение логики способствует повышению логической культуры. Уровень логической культуры характеризуется совокупностью логических средств (приемов, способов рассуждения и т.д.), которыми человек владеет.

Целью настоящей работы является исследование понятия как формы мышления.

1. Содержание понятия

Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос», которое переводится как «понятие», «разум», «рассуждение».

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление - осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракции (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и т. п.).

Мышление человека - не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта, общества в процессе предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы и их последовательность внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием труда, практики. Именно уровень и структура последней обусловливают в конечном итоге способ мышления той или иной эпохи, своеобразие логических «фигур» и связей на каждом из ее этапов. Вместе с развитием практики, ее усложнением и внутренней дифференциацией изменяется и мышление, проходя определенные уровни (этапы, состояния и т. п.).

Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, следует выделить два основных уровня мышления - рассудок и разум. Рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. «Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное». Главная функция рассудка - расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка, он необходим всегда, но его абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рассудок - это обыденное повседневное житейское мышление или то, что часто называют здравым смыслом. Логика рассудка - формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму «готового» знания, а не на его содержание.

Разум (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом своем уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Последние как и сами вещи берутся в их взаимосвязи, развитии, всесторонне и конкретно. Главная задача разума - объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума - диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.

Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума. Наиболее характерной формой перехода первого во второй является выход за пределы сложившейся готовой системы знания, на основе выдвижения новых - диалектических по своей сути - фундаментальных идей. Переход разума в рассудок связан, прежде всего, с процедурой формализации и перевода в относительно устойчивое состояние тех систем знания, которые были получены на основе разума (диалектического мышления).

Формы мышления (логические формы) - способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие, как гипотеза, теория и др.

Понятие - это мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей только для этих выделенных предметов.

Пример понятия: действие или бездействие, квалифицированное законом в качестве уголовно наказуемого (понятие преступления).

Содержание понятия - это система признаков, на основе которой осуществлено обобщение и выделение предметов в понятии.

Пример. Содержанием понятия «число, которое делится на 2 или на 3» является «делиться на 2 или на 3».

Содержание понятия выражается предикатом. Если понятие, приведенное в примере, представить с использованием языка логики предикатов выражением x(R(x, 2)ÙR(х, 3)), то содержанию этого понятия соответствует формула (R(x, 2)ÙR(х, 3). В общем виде: если х1, ..., хnА (х1, ..., хn) - понятие, то А (х1, ..., хn) - его содержание.

Различают логическое и фактическое содержание понятия.

Логическое содержание - это та информация, которую несет логическая форма понятия. Чтобы выявить логическое содержание понятия хА(х), надо отвлечься от смыслов и значений дескриптивных терминов, входящих в выражение А(х).

Что дает знание логического содержания понятия?

Во-первых, по логическому содержанию можно установить, является ли понятие универсальным, т.е. выделен ли в нем весь универсум рассуждения (род). Понятие, содержание которого выражено общезначимой формулой, например формулой Р(х) ÚØР(х), является универсальным.

Во-вторых, по логическому содержанию можно установить, является ли понятие пустым в том смысле, что в нем не выделяется ни один предмет из универсума. Если содержание понятия выражается противоречивой формулой, например формулой Р(х) ÙØР(х), то понятие является пустым.

В-третьих, логические содержания могут использоваться при установлении отношений между понятиями. Например, если содержания одного и второго понятий выражены соответственно формулами $yR(x, у) и "yR(x, у), то второе понятие богаче первого по содержанию, поскольку "yR(x, у) ½- $yR(x, у).

Фактическое содержание понятия делится на основное и полное.

Основное фактическое содержание - это система признаков, на основе которой осуществлено обобщение и выделение предметов в понятии, рассматриваемая сама по себе, т.е. без учета всего имеющегося знания об обобщаемых предметах, о связях признаков, входящих в эту систему, с другими признаками и т.д.

Полное фактическое содержание - это содержание понятия с учетом всего имеющегося знания о предметах, обобщаемых в понятии, о признаках, по которым происходит обобщение, и т.д.

Очевидно, что основное и полное содержания одного и того же понятия могут не совпадать.

Пример. Основное содержание понятия «химические вещества, имеющие одинаковый состав атомов в молекулах, но различающиеся структурой» (понятие изомеров), выражается предикатом «иметь одинаковый состав атомов в молекулах, но различаться структурой». Из химии известно, что вещества, имеющие различную структуру молекул, обладают различными (по крайней мере некоторыми) химическими свойствами. Учитывая это знание, следует включить в полное содержание понятия признак «обладать различными химическими свойствами». В основное содержание рассматриваемого понятия этот признак не включается.

2. Объем понятия

Объем понятия - это множество предметов, обобщаемых и выделяемых в понятии, т.е. множество предметов, которые характеризуются системой признаков, составляющей содержание понятия.

Объем понятия хА(х) может быть обозначен так: WxA(x) - класс х, таких, что х есть А. В общем случае Wx1, ..., хnА (x1, ..., хn) - множество n-ок предметов, находящихся в отношении А.

Естественно различать логический и фактический объемы понятия.

Фактический объем - это класс предметов, обладающих системой признаков, составляющей фактическое содержание понятия.

Отдельные предметы, относящиеся к классу предметов, представляющему собой объем понятия, называются элементами объема понятия. Так, элементами объема понятия о человеке являются отдельные люди. Подклассы объема понятия, не совпадающие с ним и не являющиеся пустым множеством, называются частями объема.

Объем понятия можно представить графически в виде круга, заполненного точками. Каждая точка этого круга представляет какой-то один элемент объема понятия. Например, объем понятия о человеке графически можно представить в виде круга А.

Связь между содержанием и объемом понятия выражается в логическом законе обратного отношения между ними, который можно сформулировать так: пусть имеются два понятия, содержание одного из которых меньше содержания второго, тогда объем первого больше объема второго.

Пример. Сравнивал содержания понятий «преступление» и «хозяйственное преступление», мы можем утверждать, что содержание первого меньше, чем содержание второго. Объемы же этих понятий находятся в обратном отношении, поскольку хозяйственных преступлений меньше, чем всех преступлений.

В традиционной логике отсутствовали точные критерии сравнения понятий по содержаниям. Считалось, что содержание одного понятия больше содержания другого, если содержание первого включает в себя больше признаков, чем содержание второго. В тех случаях, когда признаки объединены союзом «и», такое понимание может быть приемлемо, но не всегда.

Пример. Содержание понятия «число, которое делится на 2 и на 3» больше содержания понятия «число, которое делится на 2». Если же сравнить понятия «число, которое делится на 2 или на 3» и «число, которое делится на 2», то окажется, что сравнение содержаний по числу признаков не позволяет установить, какое понятие больше по содержанию.

Кроме того, в традиционной логике не различались логические и фактические содержания, а также логический и фактический объемы. Все это ставило под сомнение правильность закона обратного отношения. В качестве примеров приводились случаи отношений между объемами и содержаниями понятий, противоречащих закону.

Пример, известный как пример Больцано: содержание понятия (1) «человек, знающий все живые европейские языки», по его мнению, больше содержания понятия (2) «человек, знающий все европейские языки», но и объем первого понятия больше объема второго.

Чтобы сравнить содержания понятий, выразим их на языке логики предикатов. Обозначая символами Р, Q, R соответственно выражения «европейский язык», «живой», «знающий», получаем

(1) х"у(Р(у) ÙQ(у) É R(x, у));

(2) х"у(Р(у) É R(x, у)).

Введем точное определение выражения «содержание понятия хА(х) больше содержания понятия хВ(х)» (содержание понятия хВ(х) есть часть содержания понятия хА(х)): содержание понятия хА(х) больше содержания понятия хВ(х), если и только если А(х) |- В(х), и неверно, что В(х) |- А(х).

Можно показать, что содержание второго понятия из примера Больцано больше содержания первого, т.е. "y(P(y) É R(x, у)) |- "у(Р(у) Ù Q(y) É R(x, у), а обратное неверно.

Доказательство:

+(1) "y(P(y) É R(x, у));

+(2) Ø"y(P(y) Ù Q(y) É R(x, у));

(3) $yØ (Р(у) Ù Q(y) É R(x, у)) из (2) по O";

(4) Ø (P(y) Ù Q(y) É R(x, у)) из (3) по У$; у, х отмечены;

(5) (Р{у) Ù Q(y)) ÙØ R(x, у) из (4) по ОИ;

(7) ØR(x, у) из (5) по УК2;

(8) Р(у) из (6) по УК1;

(9) Р(у) É R(x, у) из (1) по У";

(10) R(x, у) из (8), (9) по УИ1;

(11) R(x, у) ÙØ R(x, у) из (10), (7) по ВК.

Таким образом: 1°. "y(P(y) É R(x, у)), Ø "y(P(y) Ù Q(y) É R(x, у)) |- R(x, у) по определению вывода на основе (1)-(11); у, х отмечены.

°. "y(P(y) É R(x, у)) |- "y(P(y) Ù Q(y) É R(x, у)) из 1° по ДОП; выводимость является полностью обоснованной. Обосновать выводимость "y(P(y) Ù Q(y) É R(x, у)) |- "y(P(y) É R(x, у)) не удается.

Как видим, современная логика позволяет разрешить эту «проблемную» ситуацию.

Покажем необходимость различать фактическое и логическое содержания, а также фактический и логический объемы на примере.

Пример. Пусть даны понятия: 1) «живое существо, обладающее членораздельной речью»; 2) «живое существо, обладающее абстрактным мышлением и членораздельной речью». На языке логики предикатов эти понятия можно выразить так:

) xR(x);

) xQ(x) Ù R(x)).

Очевидно, что логическое содержание второго из них больше логического содержания первого, так как Q(x) Ù R(x)|- R(x) и неверно, что R(x) |- Q(x) Ù R(x). Очевидно и то, что объемы этих понятий одинаковы. Как быть? Нужно различать указанные содержания и объемы. Здесь сопоставлялись логические содержания первого и второго понятий и их фактические объемы.

Очевидно, что, используя наши знания о соотношении признаков человека, т.е. сопоставляя фактические (полные) содержания, мы обнаружим, что эти содержания равны.

Заключение

Понятие - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Например, в определении «человек есть животное, делающее орудия труда» выражен такой существенный признак человека, который отличает его от всех других представителен животного мира, выступает фундаментальным законом существования и развития человека как родового существа.

Понятия должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отразить реальную диалектику (развитие) объективного мира. Наиболее общие понятия - это философские категории (качество, количество, материя, противоречие и др.).

Понятия выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов («атом», «водород», и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов - («экономические отношения», «элементарные частицы» и др.).

Список использованной литературы

мышление понятие содержание объем

2.Гетманова А.Д. Логика: Учебник для пединститутов. - М., 1986.

.Горский Д.П. Логика. - М., 1983.

.Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. - М., 1989.

.Ивлев Ю.В. Логика. Уч. пос. - М., 2001.

.Ильин В.В. Теория познания. - М., 1994.

.Кнапп В., Герлах А. Логика в правовом сознании. - М., 1987.

.Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.

.Рузавин Г.И. Методы научного исследования. - М., 1974.

.Смирнов В. А. Уровни знания и этапы процесса познания. - В кн.: Проблемы логики научного познания. Под ред. А.И. Ракитова. - М., 1964.

.Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. - М., 1967.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!