Категории и законы диалектики

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,57 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Категории и законы диалектики














Диалектика

План

1. История развития диалектической мысли

. Категории диалектики, принципы их связи

. Законы диалектики

1. История развития диалектической мысли

категория диалектика закон противоположность

Слово «диалектика» (гр. - веду беседу, спорю) впервые ввел в философию Сократ из Афин (470-399 гг. до н.э.), как искусство вести диалог по обсуждению проблемы, с целью достижения истины.

Пройдя длительный путь становления, к ХIХ в. искусство вести беседу оформилось в самостоятельное учение, в метод творчески познающего мышления о наиболее общих законах движения (развития, изменения), принципах и связях объективного мира (бытия).

Для Платона из Афин (427-347 гг. до н.э.) диалектика - это уже высшая наука и метод познания идей. Он использовал метод диалога, как операцию расчленения и связывания понятий, осуществляемую посредством вопросов и ответов, и ведущую к истинному определению понятий.

Наиболее яркое проявление античная диалектика получила у Гераклита из Эфеса (520-460 гг. до н.э)., согласно которому мир, находящийся в постоянном потоке, внутренне противоречив и мыслится в вечном движении, в единстве противоположностей. Например, его известные «речные фрагменты». При этом, всеобщая изменчивость представлялась как превращение одного первоначала в другое: земли в воду, воды в воздух, воздуха в огонь, огня в эфир и обратно, и т.д.

Если у Гераклита речь идет о диалектике Мироздания в целом - Космоса, то Зенон из Элеи (490-430 гг. до н.э.), по словам Аристотеля, впервые выдвинул противоречивость движения и развития отдельных форм бытия. Осмысливая множественность вещей в мире, тот смог выявить непрерывный процесс движения и возникающих при этом противоречий. Запомните: «противоречие» составляет «сердцевину» процесса движения в любой ее форме - развитии или изменении.

Стихийнодиалектические идеи сильно выражены у атомистов - Левкипа из Абдер (\/в.до н.э.), Демокрита из Абдер (460-371 гг. до н.э.), Эпикура из Самоса (342-271 гг. до н.э.), Лукреция Кара из Рима (96-55 гг. н.э.)

Как мы видим, для античной философии проблема «противоречия» сделалась одной из главных, а обсуждение и решение этой проблемы стало задачей диалектики. Уже древние мыслители исходили из представления о космосе как мировом завершенном целом, которое, хотя и пребывает в покое, но внутри него вечно совершаются непрерывные процессы изменения, движения, становления.

На основе философии Гераклита и элеатов возникла диалектика софистов (гр. - умение хитроумно вести прения). Отойдя от диалектики мира материальных вещей (натурфилософии), софисты привели в «бурное движение» человеческую мысль с ее противоречиями, неустанным поиском истины в постоянном споре.

В средние века господство христианства перенесло диалектику в сферу теологии (гр. - бог и учение: богословие, религиозное учение). Элементы диалектики содержались и в пантеистических (гр. - всё - бог; Пан - мифологический бог природы) воззрениях этого периода. У Николая Кузанского (1401-1464 гг.) идеи диалектики развиваются в учении о вечном движении, о совпадении противоположностей. Идея единства противоположностей получила развитие и в учении Джордано Бруно (1548-1600 гг.).

В философии Нового времени, несмотря на господство метафизических воззрений во всех сферах мышления, также выдвигались диалектические идеи. Так, Рене Декарт (1596-1650 гг.) развивал идею о развитии применительно к космологии, а Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677 гг.) впервые вводит диалектическое понимание природы.

Но все же вершиной рассмотрения диалектики явилась классическая немецкая философия в лице Георга Гегеля (1770-1831 гг.). На идеалистической основе им была создана целостная концепция диалектики, как универсальная теория и метод познания мира.

Однако, по меткому выражению Карла Маркса (1818-1883 гг.), «диалектика Гегеля стояла на голове, а дело заключалось в том, чтобы поставить ее на ноги». То есть, речь шла о противоречии метода и системы великого философа, на которое указывали как его противники, так и последователи

Обобщив все ценное в истории развития диалектической мысли, и, в первую очередь, Г.Гегеля, К.Марксу удалось поднять это учение на качественно новый уровень, преодолеть его противоречивость. Была создана материалистическая диалектика, состоящая из двух частей: исторического и диалектического материализма. Отныне диалектика начинает выступать как стройное и последовательное учение.

То есть, находящемуся в постоянном движении и развитии миру, соответствует столь же динамичное мышление о нем. В.И.Ленин по этому поводу говорил: «если все развивается, то относится к самым общим понятиям и категориям мышления. Если нет, значит, мышление не связано с бытием».

. Категории диалектики, принципы их связи

Воспринимая объекты, мы обязательно подводим их под какие-либо понятия - категории, которые выступают в качестве обязательного условия познавательного процесса.

Так что же мы называем категориями? Категории (гр. - высказывание, признак, в философии - общие, фундаментальные понятия) выражают наиболее общие представления человека о сущности вещей и явлений, а также универсальных связях между ними.

Категории диалектики имеют характерные черты:

во-первых, по мере развития материальной и духовной культуры, мышление человека обогащается все новыми и новыми категориями;

во-вторых, они связаны так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент системы категорий;

в-третьих, в категориях диалектики тесно связаны объективное знание о мире, и форма мысли о нем (познавательный прием, посредством которого осмысливается эта связь).

Среди бесконечного многообразия связей реального мира философское познание выделило следующие пары категорий и типы их связей: «единичное - общее», «сходство - различие», «качество - количество», «простое - сложное», «часть - целое», «форма - содержание», «явление - сущность», «причина - следствие», «случайность - необходимость», «возможность - действительность».

Начнем с категорий «единичное - общее».

В мире существует бесконечное многообразие вещей. Все вещи и события различны между собой, то есть, единичны в своем существовании. Хотя в народе и бытует выражение «похожи как две капли воды», но даже они различны (эта идея получила развитие и в творчестве Г.Лейбница). Тем более, нет похожих двух людей (даже в истории человечества нельзя отыскать двух совершенно одинаковых человека), поскольку гены содержат в себе неповторимую, всегда индивидуальную информацию. То есть, единичное - это объект, взятый в своем отличии от других объектов в их неповторимой специфике.

Но бесконечное многообразие - это лишь одна сторона бытия. Другая его сторона заключается в общности вещей. Так, например, хотя люди индивидуальны, мы, тем не менее, без труда фиксируем присущую им всем общность, выражаемую общим понятием «человек». То есть, общее - это объективно существующее сходство единичных предметов, их однотипность.

А принцип связи проявляется в их неразрывности: как единичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного.

«Сущность и явление» - категории, отражающие противоположность явлений и процессов. Сущность - это нечто сокровенное, глубинное, находящееся в вещах. Явление - это внешние, наблюдаемые, изменчивые характеристики того или иного предмета. Одно из них предполагает другое. Но они могут и не совпадать друг с другом - иногда явление маскирует сущность предмета. В таких случаях мы говорим о «кажимости», «видимости». Например, мираж, как зрительное видение, возникающее из-за искривления лучей света атмосферой.

«Необходимость и случайность». Очень часто люди задаются вопросом: каким образом - случайно или по необходимости, происходит то или иное событие? Одни уверены, что в мире все происходит случайно, и нет места необходимости. Другие - что все определено необходимостью.

Случайное - это возможное при соответствующих условиях, которое может произойти, а может и не произойти. Этим оно противостоит необходимому (и закономерному).

Необходимость - это тип связи явлений, обусловленный устойчивой внутренней основой и внешними условиями их реализации. Если случайное имеет причину в чем-то другом, то необходимое имеет причину в самом себе.

«Возможность и действительность» - эти категории выражают последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию. Возможность - это предпосылка возникновения того или иного явления, которая в определенных конкретных условиях превращается в действительность.

«Часть и целое» - категории, которые отражают связь предметов, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные объекты. Целое рассматривается как результат сочетания частей того или иного предмета.

Но в чем же заключается секрет целостности? Ведь его нельзя сводить к простой сумме частей. (Куча вещей не составляет целое). Вся суть заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы взаимодействующих частей. Поэтому применительно к этой связи мы употребляем такие категории, как «элемент», «система».

«Содержание и форма». Не все, что содержится в объекте, составляет его содержание. Например, мы никогда не узнаем, как выглядит голубь, если будем тщательно изучать каждую клетку его организма под микроскопом. Поэтому нельзя к содержанию отнести холст, например, хотя без него невозможно представить себе картину в целом. Или содержанием организма человека является не просто совокупность его органов, а нечто большее - весь реальный процесс его жизнедеятельности, протекающий в определенной форме.

Что такое форма? Это внешний облик предмета (объекта), она выражается в категории «граница», и является способом существования того или иного содержания.

А какая из этих категорий является ведущей? Запомните: ведущей является категория «содержание», поскольку каждое изменение формы отражает изменение содержания. (Например, смена общественно-экономических формаций).

«Качество, количество и мера», как философские категории, употребляются в различных разделах науки и практики. Категория «качество» отражает совокупность свойств предмета. При утрате этих свойств, объект перестает быть самим собой, приобретает новые черты, указывающие на принадлежность его уже к другому виду объектов.

«Количество» выражает величину или число объектов. «Качество» и «количество» неразрывно связанны между собой, характеризуя предмет. Эту связь поддерживает «мера». Мера определяет (сохраняет) качественную определенность предмета, пока не изменятся количественные показатели объекта. То есть мера - это своеобразная зона, за пределами которой количество порождает новое качество (но при сохранении основных существенных характеристик).

Итак, мы рассмотрели некоторые категориальные пары. И в заключении можно сказать, что взаимозависимость, переходы одних явлений в другие отражают всеобщее свойство движущейся материи, выступают как проявление всемирной универсальности связи объектов.

3. Законы диалектики

Как говорил Ф.Энгельс, «познанных законов целое множество, но есть и не познанные». Законы, которые мы будем рассматривать далее, относятся к законам познанным.

Это три основополагающих закона диалектики:

1. закон единства и борьбы противоположностей,

. закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,

. закон отрицания отрицания.

Но не спешите делать вывод, что законы бытия этим ограничиваются. Перечисленные законы являются универсальными, общими, и этим отличаются от всех остальных, частных.

Закон единства и борьбы противоположностей. Испокон веков внимание человека привлекали противоречия мира. (Вспомните учение даосизма Лао-Цзы, гармонию инь и янь, их противоположность и единство в Дао). Противоречие проявляется во всем: в обществе, в материальном мире, в познании и т.д.

Но для того, чтобы изучить противоречивость бытия, мы должны понять, что же такое противоречие само по себе.

Противоречие - это такой тип взаимодействия различных, и, даже противоположных сторон, свойств, которые обусловливают процесс столкновения противоположных стремлений и сил.

Абсолютно тождественных (одинаковых) вещей не бывает: предметы, объекты, явления различны - как между собой, так и внутри себя. Но мы говорим о другом противоречии: «единстве и борьбе». Этот тип противоречия основан на противоположности диалектической, то есть исходящей не только из различия, но, главное, единства взаимодополняющих (взаимно предполагающих) сторон предмета, явления или процесса. То есть, «единство и борьба» противоположностей выражают напряженное взаимодействие «полярных» свойств. Так, например, используя закон единства и борьбы противоположностей любой живой объект можно представить как соединение двух начал: женского и мужского. То есть каждый человек, есть результат единства двух начал.

Противоречие выражает внутренний источник всякого движения, развития. Противоречия бывают внутренние и внешние. Внутренние противоречия - это противоречия между элементами структуры. А внешние - это противоречия различных явлений.

Противоречия бывают основными и не основными, главными и не главными. Например, взаимные превращения нейтрона, протона, электрона в ядре атома представляет собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий, но это не приведет к изменению атома - полярность ядра и электронные оболочки остаются.

Есть противоречия антагонистические и неантагонистические.

Неантагонистическое противоречие проявляется между однотипными социально-классовыми общностями. Например, свободная конкуренция между капиталистами.

Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс:

. разрушение, изживание прежнего (деструкция),

. частичное накопление, суммирование, сохранение (кумуляция),

3. формирование, создание нового (конструкция).

Этот закон формулируется как закон отрицания отрицания, что предполагает цикличность, повторяемость. Классический пример проявления этого закона мы находим у самого Г.Гегеля: зерно посажено в землю, прорастая стеблем, оно отрицает само зерно, далее новые зерна отрицают стебель.

Проявление этого закона обычно изображают в виде спирали, где каждый новый виток повторяет предыдущий, но уже на качественно новом уровне. То есть, происходит не полное отрицание (уничтожение) предыдущего состояния, а переход к новому циклу развития с воспроизведением некоторых (но существенных) свойств предыдущей стадии.

Закон количественных и качественных изменений выражается категориями:

. качество: совокупность свойств, указывающих на то, что представляет собой вещь, чем она является. Это определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет;

. количество: совокупность свойств, характеризующих величину (или количество) объекта (предмета, вещи), его размеры.

Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых означает ее качество. Например, вода, нагретая до определенной температуры, превращается в пар, или охлажденная, превращается в лед.

Похожие работы на - Категории и законы диалектики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!