Рецензия на картину Ван Гога Винсента 'Ваза с двенадцатью подсолнухами'

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,22 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рецензия на картину Ван Гога Винсента 'Ваза с двенадцатью подсолнухами'

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Северо - Кавказский Государственный Технический Университет






Контрольная работа

По дисциплине "Искусство и литература"

Рецензия на картину Ван Гога Винсента "Ваза с двенадцатью подсолнухами"



Выполнила:

студентка 1 курса

ГФ группа РБ - 111

Попова Катя

Проверила:

Бондаренко О.В.



Ставрополь 2012

Содержание

Введение

Биография

История создания

Описание картины

Гипотезы о подлинности

Заключение

Введение

"Картины Ван Гога несут на себе печать осознанного стремления постигнуть и раскрыть характер, печать неутолимой жажды выразить сущность изображаемого, печать глубокой, почти детски-наивной любви к природе и истине. Этот сильный, правдивый художник с горячей душой - вкусит ли он когда-нибудь радость признания среди широкой публики? Едва ли. С точки зрения нынешнего буржуа Ван Гог слишком прост и в то же время слишком тонок. Он никогда не будет понят до конца никем, кроме его же собратьев-художников." (Ж. Альбер Орье)

Серия картин с изображением подсолнухов стала одним из самых знаменитых произведений художника. Наряду с фантастической "Звездной ночью" подсолнухи стали, своего рода, символом живописи Ван Гога. Первоначально Ван Гог писал подсолнухи с целью украсить свой дом в Арле к приезду своего друга Поля Гогена. "Небесный свод - восхитительного голубого цвета. Солнечные лучи - бледно-желтые. Это мягкое, волшебное сочетание небесной лазури и желтых тонов с картин Вермеера Делфтского. Мне не удается написать нечто столь же прекрасное. "

Ван Гог часто писал цветы: ветви цветущих яблонь, каштанов, акаций, миндальных деревьев, розы, олеандры, ирисы, циннии, анемоны, мальвы, гвоздики, маргаритки, маки, васильки, чертополох… Цветок представлялся художнику "идеей, символизирующей признательность и благодарность". Подсолнух был любимым цветком Ван Гога.

В одном из его писем к брату Тео мы читаем: "Подсолнух, в некотором смысле, - мой". Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. Первые четыре картины были созданы в Париже в августе - сентябре 1887 г. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам.

Примятые, теряющие упругость лепестки похожи на взъерошенную шерсть или на языки гаснущего пламени, черные сердцевины - на огромные скорбные глаза, стебли - на судорожно изогнувшиеся руки. От этих цветов веет печалью, но в них еще дремлет жизненная сила, сопротивляющаяся увяданию.

Биография

ВАН ГОГ Винсент (1853-1890) - голландский живописец, рисовальщик, офортист и литограф, один из крупнейших представителей постимпрессионизма.

Родился в небольшой северобрабантской деревне в семье священника. В 16 лет становится продавцом картин в салонах фирмы Гупиль, но в 23 года, охваченный мечтой помочь самым обездоленным, он, подобно своему отцу, решает стать проповедником Библии и уезжает на юг Бельгии в шахтерский поселок Боринаж. Но, столкнувшись с беспросветной нищетой и полным безраличием церковных властей, навсегда порывает с официальной религией.

Именно в Боринаже он впервые осознает себя сложившимся художником и принимает на себя новую миссию служения обществу посредством своего искусства. Судьбе было угодно, чтобы последнее десятилетие своей жизни В. Ван Гог провел с ощущением радости от своего творчества, ведя полуголодное существование на деньги своего брата Тео, единственного человека, который поддерживал его до самого конца.

Некоторое время В. Ван Гог брал уроки у голландского художника Мауве, но дальнейшее совершенствование его творчества проходило, по его же собственным словам, с помощью "непрестанного изучения натуры и сражения с ней". Главные герои картин голландского периода - крестьяне, изображенные за своими повседневными занятиями ("Крестьянка", 1885, Государственный музей Креллер-Мюллер, Оттерло). Показательным является полотно "Едоки картофеля" <#"center">История создания

"Ваза с двенадцатью подсолнухами". Холст, масло, 91 х 72 см, август 1888 г. Новая Пинакотека, Мюнхен

В счастливую и самую плодотворную пору своей жизни, художник возвращается к подсолнухам. Ван Гог живет на юге Франции, в Арле, где все приводит его в восторг: неистовое солнце, яркие краски, новое жилище, которое художник называет "желтым домиком" и о котором пишет Тео: "Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца".

Винсент настойчиво зовет к себе собратьев-художников, мечтает создать под крышей "желтого домика" своего рода коммуну, которую он называет "южной мастерской".

На его зов откликается Поль Гоген, и Винсент радостно готовит свой дом к приему гостя. В середине августа он сообщает брату: "Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп bouillabaisse - М. А), что, разумеется, тебя не удивит, - я пишу большие подсолнухи. Последняя картина - светлое на светлом - будет, надеюсь, самой удачной. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить. Одни большие подсолнухи - ничего больше.

Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно - целая симфония желтого и синего". Ван Гог торопится: "Я работаю по утрам с самого рассвета, потому что цветы быстро вянут, и приходится заканчивать вещь в один прием". Но несмотря на все старания, художнику не удается в полной мере реализовать задуманное: к концу лета готовы всего четыре картины, и Винсент решает повесить их не в мастерской, а в гостевой комнате, которая предназначалась Гогену.

Из четырех холстов, написанных в августе 1888-го г., уцелело три: картина с пятью подсолнухами на синем фоне погибла в Японии в годы Второй мировой войны. "Ваза с тремя подсолнухами" находится в частной коллекции в США, и наконец, самые знаменитые полотна хранятся в Лондоне (пятнадцать цветов на бледном желто-зеленом фоне) и Мюнхене (двенадцать цветов на светло-голубом фоне). Через полгода, в январе 1889-го, Ван Гог опять пишет подсолнухи: более светлую вариацию "мюнхенской" картины* и две вариации "лондонской". ** (Подлинность одной из этих картин, купленной японской страховой компанией "Ясуда" в 1987 г. на аукционе "Кристис" за 39,5 млн. долларов, оспаривается до сих пор.)

Между августовскими и январскими картинами - пропасть: тяжелые ссоры с Гогеном, приступ безумия, больница, одиночество, безденежье. Винсент, переживший крушение всех надежд, словно оглядывается на недолгую пору счастья, но уже без былого воодушевления.

Художнику нечем платить за аренду, и ему придется выехать из "желтого домика", который он так мечтал украсить своими "Подсолнухами". Великолепный замысел - серия панно с подсолнухами - не осуществился до конца, но его лучшие фрагменты, "лондонский" и "мюнхенский" натюрморты, принадлежат к наиболее известным и любимым публикой творениям Ван Гога.

Описание картины

Для Ван Гога действительно не существовало различий между одушевленной и неодушевленной материей. Я вижу во всей природе, например, в деревьях, выражение и, так сказать, душу, - писал художник. "Душа" подсолнуха была ему особенно созвучна. Цветок, который живет в согласии с космическими ритмами, поворачивая свой венчик вслед за солнцем, был для него воплощением взаимосвязи всего сущего - малого и великого, земли и космоса.

Да и сам подсолнух подобен небесному светилу в ореоле золотых лучей-лепестков. Всеми оттенками желтого - цвета солнца - сияют натюрморты с подсолнухами. Вспомним, что художник видел эту серию как "симфонию цвета", именно о цвете он чаще всего упоминал, делясь деталями замысла с братом и друзьями. В одном из писем он говорит, что в "Подсолнухах" желтый цвет должен пламенеть на меняющемся фоне - голубом, бледном малахитово-зеленом, ярко-синем; в другом письме упоминает, что хотел бы достичь "чего-то вроде эффекта витражей в готической церкви".

Идея ясна: добиться сияния, солнечного свечения желтого цвета. Ван Гог с необычайной остротой чувствовал цвет. Каждый оттенок краски был для него сопряжен с целым комплексом понятий и образов, чувств и мыслей, а мазок на холсте был равнозначен произнесенному слову. Любимый художником желтый цвет воплощал радость, доброту, благожелательность, энергию, плодородие земли и животворное солнечное тепло. Потому так и радовал Ван Гога переезд на юг, в царство щедрого солнца, в светлый "желтый домик".

Сам художник писал, что "высокая желтая нота" проняла его в то лето. Картины, написанные в Арле, затопляют все оттенки желтого цвета: себя Ван Гог изображает в ярко-желтой соломенной шляпе, он часто выбирает желтый фон для портретов, пишет позолоченные солнцем луга, поля зрелых хлебов, стога, снопы соломы, охристо-желтые стволы, огни вечернего города, окрашенное закатом небо, солнечный диск, огромные, окутанные светящейся дымкой звезды… Да что звезды - даже простой деревянный стул в мастерской художника так и блещет праздничной желтизной!

И ярче солнца сверкают подсолнухи, словно впитавшие свет горячих лучей и испускающие его в пространство. Создавать "нечто миротворное и утешительное" стремился художник в последние годы своей короткой многострадальной жизни. Но только ли радость и утешение несут его поздние полотна? Чем неистовей сияют краски, тем более наэлектризованными, напряженными становятся картины. Как в сложном аккорде, ликующий возглас и крик отчаяния слиты в них воедино.

Та же творческая сила, что несет миру обновление, заставляя светила вращаться, а растения - созревать, становится источником разрушения и распада. Под солнцем растет и зреет все живое, но за созреванием естественно и неминуемо следует увядание. Эти простые первозданные истины художник воспринимал всем своим существом. Так о картине "Жнец" он писал: "человечество - колос, который должен быть сжат. Но в этой смерти нет ничего печального, она происходит при полном свете, с солнцем, которое освещает все золотым светом".

Ван Гог глубоко чувствовал вечную изменчивость мироздания. Ощущение единства взаимосвязанных противоположностей - света и тьмы, расцвета и увядания, жизни и смерти - было для него не отвлеченной философской категорией, а сильным, мучительным, почти невыносимым переживанием. Поэтому, как отмечает автор замечательной книги "Ван Гог. Человек и художник" Н.А. Дмитриева, зрелое творчество художника отмечено "редкостным слиянием драматизма и праздничности, проникнуто страдальческим восторгом перед красотой мира".

"Подсолнухи" Ван Гога - символ нашего прекрасного и трагического бытия, его формула, его квинтэссенция. Это распускающиеся и увядающие цветы; это юные, зрелые и стареющие живые существа; это зарождающиеся, жарко пылающие и холодеющие звезды; это, в конечном счете, образ Вселенной в ее неустанном круговороте.

Гипотезы о подлинности

Одна из самых дорогих картин Ван Гога, Подсолнухи, проданная в 1987 году японской страховой компании Ясуда за сорок миллионов долларов, объявлена подлинной. Сотрудники музея Ван Гога полагают, что положили конец долгому напряженному спору, посвященному атрибуции этой картины.

Существует несколько версий авторства этого натюрморта. Одна из них, принадлежащая сотрудникам итальянского журнала Quadri e Sculture, утверждает, что картина - копия кисти Гогена. Вот те шаткие факты, на которых держится эта версия. В 1888-м и 1889 годах Ван Гог написал четыре картины с подсолнухами, из которых две были оригиналами, а две - авторскими копиями. Из переписки художников (Ван Гога и Гогена) явствует, что Гогену очень нравились оригиналы и он попросил одолжить один, но получил отказ. По незамысловатой версии редакции и известного арт-эксперта Антонио Де Робертиса, Гоген якобы в тайне от друга сделал копию натюрморта. Причем сделал он эту копию поверх какого-то своего натюрморта. Чтобы в этом удостовериться, можно отправить картину на просвечивание. В чем, впрочем, не будут заинтересованы ее владельцы из Ясуды, которые не захотят подвергать картину, купленную за $49 млн. (очевидно, опечатка - Christie's указывает 39.9 миллионов US$ - примечание автора сайта), радиоактивному облучению.

По другой версии история развивается следующим образом. Через год после смерти Ван Гога спорное полотно оказывается в руках друга художника Эмиля Шуффенеккера, человека с довольно сомнительно репутацией - позже его обличили в подделке картин Ван Гога. И третье подозрение в подлинности натюрморта возникли из-за материала холста, которым Ван Гог обычно не пользовался: натюрморт написан на джутовой мешковине.

Ван Тильборг и Элла Хендрикс специалисты Музея Ван Гога Луи убеждены, что это не может служить поводом для подозрений. Они также добавили, что картина фигурирует в списке полотен Ван Гога, составленном в 1901 году. Даже известно, что она дописана Шуффенеккером. Однако искусствоведы обращают внимание на то, что было бы нелогично сначала подделать основную часть картины, а потом добавить остальное в другом (своем собственном) стиле. Эксперты уверяют, что в картине присутствуют общие черты с другими Подсолнухами" Ван Гога, причем и с теми, которых Шуффенеккер не мог видеть. Ван Гог на самом деле боролся со своим созданием, и, как ни странно, результаты этой борьбы дали критикам повод считать ее подделкой, - так указывают эксперты.

Тем не менее, историк Бенуа Ландэ, один из главных противников гипотезы подлинности, полагает, что нельзя считать неопровержимыми гипотезы экспертов. И сомнения, несмотря на заверения музейщиков остаются. А факт остается фактом - натюрморт, купленный Ясудой, не относится к четырем известным Подсолнухам Ван Гога. Именно эта версия впервые упоминается в 1891 году, через год после смерти великого художника.

Заключение

Гениальный художник, он как человек тоже очень симпатичен и вызывает у меня сострадание. Мне очень нравятся его "Ваза с двенадцатью подсолнухами", эта картина затрагивает тем, что выполнена в насыщенных желтых тонах. Видимо, Ван Гог в момент написания этой картины переживал какую-то болезненную эйфорию. Его душевное состояние запечатлено в его полотнах и завладевает теми, кто долго рассматривает их.

В картинах Ван Гога есть что-то необычайно завораживающее. Его работы заставляют сердце бешено биться, в них есть все краски эмоций. Даже самые мельчайшие подробности настроения видны, как если бы это тончайшие нити были написаны отдельными полотнами.

Я очень люблю творческих деятелей, которые не были признанными в свое время и Ван Гог - явный тому пример: созерцая его полотна, начинаешь чувствовать, что именно Ван Гог олицетворяет вечно одинокого художника, который всю свою жизнь боролся за существование. И в самом деле, в былые времена он ни у кого не мог найти понимания, признания своего таланта, картины его совершенно не ценились. Но он все равно упорно продолжал делать то, что считал самым главным в своей жизни - писать картины. Но после смерти, когда картины этого гениального ваятеля продают на аукционах за десятки миллионов долларов ("Портрет доктора Гаше" 85 млн$), жизнь Винсента уже известна всему миру и он заслуживает уважения на веки.

подсолнух художник ван гог

Литература

. Ревалд Дж. Постимпрессионизм. Пер. с англ. Т.1. Л. - М., 1962.

. Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. Пер. с франц. М., 1973.

. Мурина Е. Ван Гог. М., 1978.

. Дмитриева Н.А. Винсент Ван Гог. Человек и художник. М., 1980.

. Стоун И. Жажда жизни. Повесть о В. Ван Гоге. Пер. с англ. М., 1992.

Похожие работы на - Рецензия на картину Ван Гога Винсента 'Ваза с двенадцатью подсолнухами'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!