Синтез искусств является одним из важных средств создания среды, отвечающей идейно-эстетическим запросам социалистического общества. Во второй половине XX века синтез искусств стал важной частью градостроительных работ в Европе, Америке, Азии.
Ни один вид искусства не уничтожает надобности в другом - только в системе они способны в полной мере отразить многоплановость и сложность окружающего нас мира. Синтез искусств рано получил развитие, практически с возникновением искусства, как такового. Наивысшего развития синтез достиг в эпоху классицизма, когда все элементы в любом произведении были подчинены единому творческому замыслу.
1.2Проблемы синтеза искусств
К проблемам синтеза искусств обращались такие отечественные искусствоведы, как Мурина, Ванслов и Степанов, к рассмотрению взглядов Степанова мы обратимся позднее.
Проблема взаимодействия между искусствами - их соотношения, взаимосвязи, взаимовлияния - принадлежит к числу важнейших проблем эстетики, неоднократно разрабатывавшаяся также в искусствоведении. В ней скрещиваются вопросы сугубо теоретические, связанные с трактовкой системы искусств и их специфики, с реальными творческими вопросами художественной практики. Характер взаимодействия между искусствами в ряде случаев существенно влияет на художественную полноценность тех или иных конкретных результатов творчества. Каждое из искусств тысячами нитей связано не только с множеством явлений общественной жизни и с другими формами общественного сознания, но и в принципе со всеми иными видами художественного творчества. Эти связи могут быть более или менее прямыми или косвенными, они могут иметь более ил менее важное значение, но они всегда существуют и во многом определяют характер и состояние какого - либо искусства в ту или иную эпоху [4, с. 3].
Каждое из искусств, хотя оно прямо, непосредственно связано лишь с определенными сторонами жизни и обладает ограниченными специфическими выразительными свойствами, тем не менее способно художественно познавать сущность жизни, человеческих отношений, общественного развития и в этом смысле отражать мир в целом [4, с. 4]. Поэтому каждое искусство в принципе самостоятельно и не нуждается для выполнения своих функций в неких костылях или подпорках, заимствованных у других искусств. Вместе с тем каждое искусство одновременно также и нуждается в помощи других искусств, ибо возможности непосредственного отображения действительности у него ограничены, а его особые преимущества перед другими искусствами куплены ценой известной неполноты в прямом изображении жизни.
Теория синтеза искусств складывалась вокруг поисков критериев и закономерностей, определяющих взаимодействие архитектуры, скульптуры и живописи [12, с. 3]. Характерно, что синтетические по своей природе искусства, например драматический и оперный театр, балет, кинематограф, цирк, эстрада, неспособные, в отличие от живописи или скульптуры, существовать вне образующего их сплава различных художественных средств и языков, не нуждаются в теории. Теория синтеза изобразительных искусств и архитектуры строится как обоснование принципов связей между разными видами искусств, позволяющих достигать целостного объединения разнородных пространственно - образных систем.
В качестве образца синтеза выдвигаются монументальные творения различных классических эпох. За последние годы, начиная с конца 60-х гг., по мере внедрения живописи и скульптуры в современное строительство, интерес к проблемам синтеза не только возрос, но и принял несколько иное направление в связи с необходимостью учета различных факторов, выдвинутых эпохой НТР [12, с. 4].
Согласно теории Гегеля, предмет различных искусств один и тот же и вместе с тем не один и тот же: единство общего и индивидуального, универсального и специфического заключено в самом этом предмете.
Наиболее полно раскрытая Гегелем диалектика общего и специфического в художественной сфере существенна для понимания взаимодействия между искусствами.
С одной стороны, каждое искусство стремится максимально выявить, усилить и развить то, что составляет его неповторимую особенность, отличает его от всех других и является его преимуществом перед ними. Но, с другой стороны, каждое искусство стремится также учесть и использовать опыт других, обменяться с ними достижениями, расширить свои возможности и границы, усвоив особенности поведения своих собратьев. Тенденция к индивидуализации дополняется тенденцией к взаимовлиянию и синтезу. Всегда отличаясь «лица необщим выраженьем», они вместе с тем сообща решают одни и те же задачи. Отталкиваясь друг от друга, они стремятся вместе с тем породниться друг с другом.
Наиболее глубокой внутренней основой синтеза искусств является человеческое действие, позволяющее совершенно несхожим видам творчества объединиться в органическое художественное единство и делающее это объединение правдивым и убедительным [5, с. 253]. Наиболее очевидно это в зрелищных искусствах, где именно действие, реализуемое прежде всего в игре актера, в его сценическом поведении, составляет основу и суть художественного образа. Вокруг актерского действия объединяются и служат ему все другие искусства: изображение, музыка и т. д. (сценическое зрелище может включить в себя все существующие искусства).
Но действенной основой, более или менее прямо выраженной, обладают также все другие виды синтеза. В пластических искусствах этой основой являются те реальные процессы человеческой жизнедеятельности, для протекания и пространственного оформления которых создается архитектура. Она включает в себя живопись, скульптуру, декоративно - прикладные произведения с учетом характера и развертывания происходящих в ней жизненных процессов. Более опосредованный характер имеет связь с действием в книжной иллюстрации и в вокальной музыке, но и здесь она присутствует в подтексте. Разные стороны, грани и ипостаси целостного человеческого действия дают основания всем многообразным видам творчества, и синтез искусств направлен на более полное, комплексное, художественное выражение характера и сути жизнедеятельности людей.
При художественном объединении искусств каждое из них вносит в синтетическое целое свой вклад, обогащает это целое присущими данному искусству специфическими возможностями и чертами (Ил. 2).
Из всего выше сказанного В. В. Ванслов дает следующее определение синтезу искусств - это органическое художественное целое, обладающее новым качеством по отношению к каждому входящему в него искусству.
В синтез пластических искусств входит также искусство декоративно - прикладное (народное творчество и дизайн). Функциально значимые утилитарные вещи, как и предметы чисто декоративного назначения, образуют единый ансамбль с архитектурой и включенным в нее изобразительным искусством. Через это единство всех компонентов раскрываются образ жизни и эстетический идеал общества [5, с. 256].
Оно труднодостижимо и является реальной творческой, а также теоретической проблемой. Эта проблема чаще всего решается по отношению к целостной жизненной среде.
Синтез пластических искусств был свойствен всем великим эпохам развития художественной культуры человека. Высокого развития достиг синтез искусств в русской художественной культуре второй половины XIII - начала XIX века.
Искусства, входящие в синтез, объединяются на основе общности жизненного, идейно - художественного содержания. При этом они не повторяют, а дополняют друг друга, звучат не только в унисон, но и образуют своеобразный контрапункт, сходятся в единстве, но сохраняют свои различия. К синтезу приводит лишь совместное решение общих содержательных задач специфическими средствами всех искусств, то есть такой архитектурно - изобразительный комплекс, в котором каждое из искусств, сохраняя свою специфику, дополняет целое особыми возможностями и неповторимыми художественными красками [5, с. 259].
Иногда за синтез выдается случайное приспособление к архитектуре украшений и изображений, не вытекающих из ее сущности. Порою синтез понимают как попытку оживить при помощи изобразительного искусства бездушную архитектуру. Монументальность нередко подменяется внешним оформительством, напоминающим то рекламные афиши, то ребусы, то чистые абстракции. В изображения проникают схематизм, надуманность, плохой вкус.
Порою на торцы стандартных, невыразительных домов художники механически переносят орнаменты, заимствованные из народного творчества, но не столько украшающие архитектуру, сколько подчеркивающие ее безликость. Противоречивые произведения возникают и тогда, когда достигнутый изобразительно - архитектурный ансамбль разрушается неудачным включением в него элементов декоративно - прикладного искусства.
Первое важнейшее условие для возникновения подлинного синтеза состоит в том, что архитектура прежде всего сама должна быть искусством. В формировании ее художественного облика может, а нередко и должно принимать участие изобразительное творчество.
Иногда можно встретиться со своеобразной недооценкой художественного значения архитектуры как таковой.
Стремясь к художественности архитектуры, однако, прежде всего, уповают на синтез, на изобразительное искусство, забывая, что без художественности самой архитектуры синтеза не получится [5, с. 266].
Когда сама архитектура художественна, то есть правдива и выразительна, изобразительное искусство ей необходимо как развитие и конкретизация собственно архитектурного образа. Оно необходимо не как подмена, а как дополнение и «продолжение» ее художественности.
Когда речь идет о синтезе, то предполагается союз двух равноправных искусств, направленный к единой цели и дающий новое художественное качество. В это новое качество каждое из синтезируемых искусств вносит свой вклад.
Подлинный синтез достигается лишь на основе гуманизма и реализма как архитектуры, так и изобразительного искусства. Ведь каждое из этих искусств по природе своей правдиво и человечно, и именно в этом они идут навстречу друг другу и способны объединиться для достижения единой цели.
Гуманизм архитектуры в том, что она предназначена для прогресса человека и человечества, то есть отвечает характеру жизнедеятельности, материальным и духовным потребностям людей определенного общества, помогая их формированию и развитию. Реализм архитектуры заключен в правде ее конструкции, функции и внешнего облика по отношению к образу жизни людей и их общественно - эстетическому идеалу.
Вопрос о взаимодействии между искусствами нельзя ставить абстрактно. В развитии художественной культуры это взаимодействие может иметь двоякое значение. В одних случаях взаимодействие может быть плодотворным, имеющим положительные последствия, в других - неплодотворным, дающим отрицательные результаты. Плодотворно или неплодотворно взаимодействие искусств - в общей форме ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от конкретного характера взаимодействия, а также от той идейно - социальной основы, на которой оно происходит.
В пространственной художественной системе синтеза искусств ее художественно-образная целостность определяется характером проявления общих закономерностей самой цельности и их взаимодействием с закономерностями отдельных видов искусств. Общее, развиваясь и проявляясь в особенном и едином, обогащается и приобретает индивидуальную неповторимость.
Глава 2. Георгий Петрович Степанов о синтезе искусств
синтез искусство степанов архитектура живопись
2.1Представления и взгляды Г.П. Степанова о синтезе искусств
Системный подход к теории композиции синтеза искусств складывается в 80-е годы XX века и сейчас преждевременно говорить о наличии всеобъемлющей теории. Подлинная теория стремится к обобщению и объяснению реальной практики, к предвидению дальнейших путей ее развития. Поэтому Георгий Петрович Степанов далек от мысли установления однозначных схем, жестких правил и практических советов.
Синтез искусств - это по существу часть очень актуальной общей проблемы «человек и среда». Автор книги «Композиционные проблемы синтеза искусств» доктор искусствоведения Г. П. Степанов в синтезе архитектуры и монументального искусства выдвигает постоянно действующие факторы - принципы композиционно-образной целостности, организации пространства, тектоники сооружений и масштабности художественной формы. Обращение к пространственному синтезу искусств и подробное рассмотрение выше перечисленных принципов организации пространства красной нитью проходит по работам Степанова.
Георгий Петрович Степанов говорит о том, что проблема взаимосвязи архитектуры и монументального искусства - одна из самых острых проблем теории и практики современного зодчества. Он выявляет развитие синтеза искусств и формулирует его основные категории.
Воплощение единого идейно-художественного замысла средствами архитектуры, живописи и скульптуры свойственно природе синтеза искусства, но возможно только в единой композиционной структуре. Художественный образ, возникший на основе синтеза искусств, обладает сложной многоплановой структурой, особой силой воздействия, недоступной отдельным видам искусств. Георгий Петрович Степанов считает исходной позицией в оценке синтеза искусств качественную целостность. Целостный подход к проблеме синтеза искусств может стать логическим ключом плодотворности совместного творчества коллективов архитекторов и художников (Ил. 3). По мнению Степанова, одним из наиболее существенных факторов в определении специфики синтеза искусств является то, что его произведения активно формируют создаваемую человеком пространственную среду. В развитии синтеза искусств первостепенное значение имеет соотнесенность композиции произведений изобразительных искусств и тектонических закономерностей архитектуры.
С точки зрения Степанова, к пониманию логической системы развития синтеза искусств нам дают ключ: пространство, тектоника, масштабность, тесно связаны с количественной характеристикой архитектуры, с возникновением новых функций, новых конструктивных систем, с ростом масштабов человеческой деятельности [3, 76 год, 32 с.]. Элементами единой системы синтеза искусств являются составляющие трех искусств: для архитектуры и скульптуры - объем и плоскость, для живописи - плоскость.
Георгия Петровича Степанова интересует, каким образом объемы и плоскости архитектуры взаимодействуют с объемами и плоскостями скульптуры и живописи. Эти элементы вступают в структурные связи и отношения, определяя собой пространственный характер системы в целом. Задача состоит в том, чтобы выявить те признаки элементов синтеза искусств, на которых основывается пространственное взаимодействие. Представление о пространственной целостности возникает как производная множества соотношений элементов (форм и величин) или их групп. Для характеристики принципов пространственной организации необходимо выявить доминирующие отношения.
Степанов говорит об архитектонике синтеза искусств, но обязательным ее условием является совершенствование самой архитектурной формы (Ил. 4). Конструктивные открытия должны превращаться в выразительные тектонические формы, предопределив этим пути взаимодействия с пластикой и живописью. С развитием синтеза архитектуры и искусства, по мнению Степанова, огромное значение имеет сочетание массового и уникального. По мысли Георгия Петровича, гармоничное сочетание массовых и уникальных зданий, индустриальной архитектурной формы и произведений монументально-декоративного искусства - вот закономерный путь формирования полноценных произведений синтеза искусств современности.
Георгий Петрович Степанов говорит о том, что синтез искусств имеет две линии постоянного развития: пластическое, колористическое освоение собственно архитектурной формы и взаимосвязь монументально-декоративных форм изобразительного искусства с архитектурой [2, с. 309]. В синтезе искусств приобретает особое значение развитие цветовой гармонии архитектурной формы, цветности скульптуры и монументально-декоративной живописи.
Самая общая характеристика пространственных структур определяется двумя полярными моментами - замкнутостью и открытостью. К первому виду пространственно взаимодействия относится иерархическая подчиненность отношений (Площадь Капитолия в Риме). Второй вид взаимодействия элементов синтеза искусств обладает неким множеством сходных, но не одинаковых, отношений (Гранд плас в Брюсселе - Ратуша и королевский дом). Третий вид - взаимодействие относительно самостоятельных рядов отношений, обычно реализуется в их соподчиненности (площадь Синьории во Флоренции - палаццо Веккьо).
Тектоника архитектурной формы является логическим мостом между архитектурой и монументально-декоративным искусством. Масштабность художественной формы связана не только с ее развитостью, но и с уровнем художественной культуры общества. В синтезе архитектуры и монументального искусства проблема масштабной взаимосвязи занимает одно из центральных мест, она по природе своей динамична и является очевидным качеством художественной формы воспринимаемой зрителем.
Понимание синтеза искусств как пространственной системы в поисках композиционного единства открывает наиболее эффективные пути взаимосвязи архитектуры и монументального искусства. Тектоника сооружений - не только художественное качество, но и постоянно действующий фактор структурной связи архитектуры и монументального искусства. Возрастающее количество новых архитектурных форм создает динамичное многообразие тектонических средств современной архитектуры и ее взаимосвязей с монументальным искусством.
В синтезе искусств масштабность имеет огромное значение, так как выступает в виде универсальной взаимосвязи между архитектурой, монументальным искусством и человеком. Современный размах строительства во многом изменяет сложившиеся масштабы и масштабные представления, и становление форм синтеза искусств (Ил. 5).
Георгий Петрович Степанов попытался показать взаимозависимость и взаимообусловленность архитектуры и изобразительных искусств в системе синтеза искусств, выявить исходные, устойчивые пространственные структуры, определяющие композиционные связи. Синтез искусств - нерасторжимое единство живописи, скульптуры и архитектуры, при значительном удельном весе архитектуры - активное средство формирования реальной пространственной среды. Именно пространствообразующая функция синтеза искусств составляет его исходную качественную определенность, что позволяет рассматривать синтез искусств как целостную пространственную систему [2, с. 236].
Произведение синтеза искусств или ансамбль в зависимости от своей сложности и развитости представляет многообразное структурное образование. Активизация доминирующих отношений, их смещение в ту или иную сторону, их степень свободы и взаимосвязанности во многом зависят как от общих композиционных задач, так и от творческого кредо мастера, вследствие чего взаимодействие уровней системы может составлять бесчисленное множество вариаций, в котором и реализуется принцип единства в многообразии.
2.2Проблема критериев синтеза искусств в работе Георгия Петровича Степанова «Взаимодействие искусств»
Работа Георгия Петровича Степанова «Взаимодействие искусств» состоит из трех глав: 1) взаимообусловленность искусств, монументальность и декоративность; 2) искусство, пространство, время; 3) масштаб, пропорции, ритм.
В первой главе Степанов пишет о форме и содержании в искусстве, о монументальности и декоративности. Развитие синтеза искусств характеризуется широким арсеналом видов и форм монументального искусства. Происходит обогащение выразительных возможностей стенописи, мозаики, пластики за счет введения новых материалов, современной технологии. В современной архитектуре внешнее выражение структурной формы (решетки каркасов, расположение проемов, балконов…) часто принимает орнаментальный характер. Единство конструктивной и декоративной сущности в художественной форме архитектуры.
Форма и содержание в искусстве пронизаны взаимосвязями. Изменение содержания отражается во всей структуре художественной формы. Отрыв формы от содержания, стремление к самодовлеющей декоративности - изощренность цвета или его локальность, текучесть линий или их огрубление, исчерпанная мера условности или стилизаторство, - приводит к выхолащиванию искусства, к декоративизму [1, 184 с.].
Проявление монументальных и декоративных качеств, их взаимосвязь зависит от многих причин. Произведению или целому ансамблю свойственно то или иное качество формы - от эпической монументальности до эмоциональной декоративности (Ил. 6). Декоративность, присущая всем видам искусств, выступает как закономерное явление, без которого нельзя представить себе монументального искусства. Ее можно рассматривать как непосредственно-чувственную, художественно-опосредованную форму внутренней структуры произведения, которая наиболее последовательно и ярко выражается в синтезе искусств.
Термины «монументальное» и «декоративное», как и явления, обозначаемые ими, многозначны и взаимосвязаны. Термин «монументально-декоративное искусство» определяет качественную специфику существования изобразительных искусств в ансамбле с архитектурой и различные аспекты идейно-образного содержания произведений.
Во второй главе Георгий Петрович Степанов рассуждает о трех разных понятиях: об искусстве, пространстве и времени. Произведения искусства - живописи, скульптуры, архитектуры - существуют в пространстве. Они формируют пространство.
Пространство постигается человеком через смену впечатлений, в течение какого-то отрезка времени. Общей характеристикой пространства является степень замкнутости и раскрытости. Эстетические качества искусственной среды, ее богатство и выразительность многогранно раскрываются в системах взаимосвязанных, «перетекающих» пространств. Здесь ведущий принцип композиции - обособленность и взаимодействие частей процесса в городском ансамбле, внутри сооружения, в контактах зданий и их комплексов с окружающей природой.
Строгость и простота архитектурных форм создали большой простор для развития полифонических средств изобразительного искусства. Декоративное искусство то служит скромным аккомпанементом, то выступает на первый план и играет ведущую роль. В архитектурной среде произведения монументально-декоративного искусства либо подчиняются структуре и размерностям архитектурной формы, либо, главным образом, в зависимости от их художественных качеств могут концентрировать свое эмоциональное выражение пространства. Широта выразительных возможностей организованного пространства поистине безгранична. Формируемое средствами архитектуры и монументально-декоративного искусства, пространство вбирает в себя композиционные и содержательные качества материальной формы. Характер взаимоотношений пространственных и материальных тел определяет собой основные типы пространственных систем, они оказывают существенное влияние на роль произведений монументально-декоративного искусства в этих системах.
В замкнутых пространствах произведения монументально-декоративной живописи и пластики сообразуются, прежде всего, с закономерностями построения структур, ограничивающих эти пространства. В системах связанных пространств, где необходимая обособленность сочетается с многообразием взаимосвязей, произведения монументального искусства становятся связующими элементами композиции (Ил. 7). В открытых системах, там, где пространство преобладает над материальной формой, произведения монументального искусства могут стать основными элементами композиции (Ил. 8) [1, 184 с.].
Взаимодействие архитектуры и монументально-декоративного искусства обладает широкими возможностями воплощения человеческих чувств. В структуру объемно-пространственной композиции должна быть включена и запрограммированная система восприятия, действенной составляющей которой оказывается фактор времени. Отношения последовательности, длительности или, наоборот, неожиданности и краткости зрительных впечатлений отражают временную структуру системы восприятия и определяют собой художественной время зрителя. Любая композиция выступает, по сути, конденсатором человеческих эмоций, отражающим их структуру в процессе переживания реального жизненного явления. Временная протяженность эмоционального познания явления даст точки отсчета для программирования времени восприятия. Функцией организованного пространства, понимаемого как художественная реальность, является управление поведением людей (от направленности движения до формирования качеств личности).
В последней, третьей главе Степанов говорит о масштабе как композиционном качестве, пропорциональности и ритме. Масштаб в архитектуре определяется назначением сооружения и проявляется через членения формы, свойства поверхности - цвет и фактуру материала. В монументальном искусстве пропорции и ритм линий, цветовых пятен, объемов и масс, сочетания различных фактур материалов связаны с сюжетным содержанием и должны согласовываться с местом и ролью произведения в объемно-пространственном ансамбле. Масштаб - одно из наиболее сложных качеств пространственной композиции.
Пропорциональность - соразмерность частей и целого - одна их важнейших композиционных категорий архитектуры и искусства. Повторяемость, чередование форм в пространстве - основа композиционной упорядоченности - особенно открыто проявляется в архитектуре. При повторяемости одинаковых элементов возникает метрический порядок - простейший вид ритма. Закономерное возрастание или убывание форм в пространстве характеризует ритмический порядок композиционной организации.
Масштаб тесно связан с тектоникой архитектурной формы. Тектоника имеет решающее значение в определении членений и деталировки сооружений, лежит в основе ритмических, пропорциональных и масштабных соотношений. В свободной композиции монументально-декоративного искусства и архитектуры пропорциональные и масштабные закономерности выступают на первый план. Масштабность произведений по отношению к окружающей среде становится решающим элементом взаимосвязи (Ил. 9).
В общем, в книге Георгия Петровича Степанова «Взаимодействие искусств» говорится о том, что содержательная функция произведения, стилевое направление, социальные задачи общества получают концентрированное отражение в категориях монументальности и декоративности. Выразительность и единство художественных форм в системе изобразительных искусств и архитектуры строятся на общих композиционных категориях, проявляющихся в виде первичных закономерностей гармонии: симметрии, асимметрии, контраста, нюанса, ритма, пропорций. Организованное пространство является сплавом всех этих свойств, сформулированных художественным языком искусства.
Синтез искусств не механическое сложение выразительных средств его компонентов. Взаимное влияние искусств в конечном итоге есть отражение цельности и богатства явлений жизненного синтеза, поэтому реалистическое развитие взаимодействия искусства и архитектуры основывается на общности идейно-композиционных структур. Структурные взаимосвязи архитектуры и искусства во многом должны определяться тектоникой сооружений.
Для развития взаимосвязи искусств громадное значение приобретает категория масштабности. Масштабность это такое качество художественной формы, которое присуще не только архитектуре, но и является неотъемлемым свойством монументального искусства, поэтому масштабность выступает универсальным и многогранным средством взаимосвязи архитектуры и искусства. В многообразии своих проявлений масштабность тесно связана с прогрессом деятельности человеческого общества и главным образом с грандиозной градостроительной практикой, сооружениями промышленности и транспорта. Размах создания во многом изменяет масштабы и масштабные представления, и становление форм синтеза искусства.
Заключение
Ни один вид искусства не уничтожает надобности в другом - только в системе они способны в полной мере отразить многоплановость и сложность окружающего нас мира. Синтез искусств - органичное сочетание художественных средств различных видов искусства при создании цельного произведения (или ансамбля) - с единой системой художественной образности, объединенного общностью замысла, стиля, исполнения. Синтез искусств рано получил развитие, практически с возникновением искусства, как такового. Наивысшего развития синтез достиг в эпоху классицизма, когда все элементы в любом произведении были подчинены единому творческому замыслу.
Когда речь идет о синтезе, то предполагается союз двух равноправных искусств, направленный к единой цели и дающий новое художественное качество. В это новое качество каждое из синтезируемых искусств вносит свой вклад.
Вопрос о взаимодействии между искусствами нельзя ставить абстрактно. В развитии художественной культуры это взаимодействие может иметь двоякое значение. В одних случаях взаимодействие может быть плодотворным, имеющим положительные последствия, в других - неплодотворным, дающим отрицательные результаты. Плодотворно или неплодотворно взаимодействие искусств - в общей форме ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от конкретного характера взаимодействия, а также от той идейно - социальной основы, на которой оно происходит.
В пространственной художественной системе синтеза искусств ее художественно-образная целостность определяется характером проявления общих закономерностей самой цельности и их взаимодействием с закономерностями отдельных видов искусств. Общее, развиваясь и проявляясь в особенном и едином, обогащается и приобретает индивидуальную неповторимость.
Системный подход к теории композиции синтеза искусств складывается в 80-е годы XX века и сейчас преждевременно говорить о наличии всеобъемлющей теории. Подлинная теория стремится к обобщению и объяснению реальной практики, к предвидению дальнейших путей ее развития. Поэтому доктор искусствоведения, Георгий Петрович Степанов далек от мысли установления однозначных схем, жестких правил и практических советов. Синтез искусств - это по существу часть очень актуальной общей проблемы «человек и среда».
Георгий Петрович Степанов попытался показать взаимозависимость и взаимообусловленность архитектуры и изобразительных искусств в системе синтеза искусств, выявить исходные, устойчивые пространственные структуры, определяющие композиционные связи. Синтез искусств - нерасторжимое единство живописи, скульптуры и архитектуры, при значительном удельном весе архитектуры - активное средство формирования реальной пространственной среды. Именно пространствообразующая функция синтеза искусств составляет его исходную качественную определенность, что позволяет рассматривать синтез искусств как целостную пространственную систему. [2, с. 236]
Произведение синтеза искусств или ансамбль в зависимости от своей сложности и развитости представляет многообразное структурное образование. Активизация доминирующих отношений, их смещение в ту или иную сторону, их степень свободы и взаимосвязанности во многом зависят как от общих композиционных задач, так и от творческого кредо мастера, вследствие чего взаимодействие уровней системы может составлять бесчисленное множество вариаций, в котором и реализуется принцип единства в многообразии.
В общем, в книге Георгия Петровича Степанова «Взаимодействие искусств» говорится о том, что содержательная функция произведения, стилевое направление, социальные задачи общества получают концентрированное отражение в категориях монументальности и декоративности. Выразительность и единство художественных форм в системе изобразительных искусств и архитектуры строятся на общих композиционных категориях, проявляющихся в виде первичных закономерностей гармонии: симметрии, асимметрии, контраста, нюанса, ритма, пропорций. Организованное пространство является сплавом всех этих свойств, сформулированных художественным языком искусства.
Синтез искусств не механическое сложение выразительных средств его компонентов. Взаимное влияние искусств в конечном итоге есть отражение цельности и богатства явлений жизненного синтеза, поэтому реалистическое развитие взаимодействия искусства и архитектуры основывается на общности идейно-композиционных структур. Структурные взаимосвязи архитектуры и искусства во многом должны определяться тектоникой сооружений.
Для развития взаимосвязи искусств громадное значение приобретает категория масштабности. Масштабность это такое качество художественной формы, которое присуще не только архитектуре, но и является неотъемлемым свойством монументального искусства, поэтому масштабность выступает универсальным и многогранным средством взаимосвязи архитектуры и искусства. В многообразии своих проявлений масштабность тесно связана с прогрессом деятельности человеческого общества и главным образом с грандиозной градостроительной практикой, сооружениями промышленности и транспорта. Размах создания во многом изменяет масштабы и масштабные представления, и становление форм синтеза искусства.
Список источников и литературы
1.Степанов Г.П. «Взаимодействие искусств». - Л., 1973. - 184 с.
2.Степанов Г.П. «Композиционные проблемы синтеза искусств». - Л., 1984. - 320 с.
.Степанов Г.П. «Синтез искусств». - Л., 1976. - 32 с.
.Ванслов В.В. «Изобразительное искусство и музыка». - Л., 1977. - 305 с.
.Ванслов В.В. «Эстетика, искусство, искусствознание: вопросы теории и истории». - М., 1983. - 440 с.
.Власов В.Г. «Стили в искусстве», словарь, Т. 1. - СПб., 1998. - 672 с.
.Каган М.С. «Морфология искусств». - Л., 1972. - 440 с.
.Кантор А.М. Терминологический словарь «Аполлон». - М., 1997. - с. 554-557.
10.Лисаковский И. «Художественная культура», терминологический словарь. - М., 2002. - с. 161.
11.Мелик-Пашаев А.А. «Современный словарь-справочник по искусству». - М., 1999. - с. 612-613.
.Мурина Е.Б. «Проблемы синтеза пространственных искусств». - М., 1982. - 192 с.
.Полевой В.М. «Популярная художественная энциклопедия», Т. 2. - М., 1986. - с. 231-233.
.«Проблемы синтеза в художественной культуре». - М., 1985. - 288 с.
.Швидковский О.А. «Гармония взаимодействия». - М., 1984. - 280 с.