Проектирование автоматизированной информационной системы магазина компьютеров и ноутбуков 'Джей'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,41 Мб
  • Опубликовано:
    2012-08-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проектирование автоматизированной информационной системы магазина компьютеров и ноутбуков 'Джей'

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Методика разработки автоматизированной информационной системы

1.1 Информационное обеспечение автоматизированной информационной системы

1.2 Формирование требований к АИС

1.3 Методы проектирования и разработки АИС

1.3.1 Инструментальные системы разработки программного обеспечения

1.3.2 Спецификации проектов программных систем

1.3.3 Инструментальные среды разработки ПО

1.3.4 Технологии реинжиниринга и параллельного проектирования

1.4 Ввод в эксплуатацию

Глава 2. Разработка автоматизированной системы управления компьютерного магазина "Джей"

2.1 Постановка задачи

2.1.1 Обзор состояния предметной области

2.1.2 Разработка общей структуры АИС

2.1.3 Выявление сущностей и связей

2.1.4 Выявление атрибутов сущностей. Назначение первичных ключей

2.1.5 Разработка хранимых процедур и функций

2.1.6 Организация взаимодействия клиентской программы с базой данных

2.1.7 Разработка интерфейса пользователя. Разработка форм

2.1.8 Разработка отчетов

2.1.9 Разработка сценария инсталляции клиентской программы

2.2 Руководство пользователя

2.2.1Общие сведения о программе

2.2.2 Условия применения программы

2.3 Сведения о входных и выходных данных

2.3.1 Проверка программы

2.4 Расчет экономической эффективности

2.4.1 Расчет времени на создание программного продукта

2.4.2 Расчет заработной платы исполнителя работ

2.4.3 Расчет начислений на заработную плату (единого социального налога)

2.4.4 Расчет себестоимости 1-го машино-часа работы ПЭВМ

2.4.5 Расчет расходов на содержание и эксплуатацию ПЭВМ

2.4.6 Расчет себестоимости программного продукта

2.4.7 Расчет цены программного продукта

2.4.8 Расчет экономической эффективности внедрения АИС "Джей"

Заключение

Список источников

Введение

Курсовая работа посвящена анализу проектирования автоматизированной информационной системы. В качестве инструмента использован Borland Delphi7, взаимодействующее с базой данных "Kursovaya" с помощью технологии ADO. База данных разработана на языке Transact-SQL в системе управления базами данных Microsoft SQL Server 2000.

Актуальность проектирования автоматизированной системы "Джей".

Создание АИС поспособствует повышению эффективности работы магазина. Сокращение избыточности хранимых данных, а следовательно, экономия объема используемой памяти, уменьшение затрат на многократные операции обновления избыточных копий и устранение возможности возникновения противоречий из-за хранения в разных местах сведений об одном и том же объекте, увеличение степени достоверности информации и увеличение скорости обработки информации; излишнее количество внутренних промежуточных документов, различных журналов, папок, заявок и т.д., повторное внесение одной и той же информации в различные промежуточные документы. Ускорение просмотра продукции имеющегося в наличии, учёт продукции.

Цель исследования.

Разработка автоматизированной информационной системы "Джей" для магазина компьютеров и ноутбуков "Джей". Для более эффективного учета продукции товаров на складе.

Объект исследования.

Изучение информационных потоков магазина компьютеров и ноутбуков "Джей".

Предмет исследования.

автоматизированная информационная система база

Информационная система по учету продукции в магазине "Джей". Требования данного производства по учету продукции, разработка классификации параметров для создания базы данных.

Задачи исследования:

Проанализировать текущее состояние процесса обработки информации в магазине "Джей";

Обосновать методы моделирования и проектирования информационной системы;

Описать организационную схему магазина "Джей";

Разработать автоматизированную систему для более удобного поиска, товара в магазине;

Внедрить автоматизированную информационную систему в работу магазина;

Рассчитать экономическую эффективность.

Глава 1. Методика разработки автоматизированной информационной системы


1.1 Информационное обеспечение автоматизированной информационной системы


Информационная система (ИС) - есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией.

По степени автоматизации ИС делятся на:

автоматизированные: информационные системы, в которых автоматизация может быть неполной (то есть требуется постоянное вмешательство персонала);

автоматические: информационные системы, в которых автоматизация является полной, то есть вмешательство персонала не требуется или требуется только эпизодически.

Автоматизированная информационная система (Automated information system, AIS) - это совокупность программных и аппаратных средств, предназначенных для хранения и (или) управления данными и информацией, а также для производства вычислений.

Основная цель АИС - хранение, обеспечение эффективного поиска и передачи информации по соответствующим запросам для наиболее полного удовлетворения информационных запросов большого числа пользователей. К основным принципам автоматизации информационных процессов относят: окупаемость, надежность, гибкость, безопасность, дружественность, соответствие стандартам.

Выделяют четыре типа АИС:

Охватывающий один процесс (операцию) в одной организации;

Объединяющий несколько процессов в одной организации;

Обеспечивающий функционирование одного процесса в масштабе нескольких взаимодействующих организаций;

Реализующий работу нескольких процессов или систем в масштабе нескольких организаций.

При этом наиболее распространенными и перспективными считаются: фактографические, документальные, интеллектуальные (экспертные) и гипертекстовые АИС.

Информационное обеспечение (ИО) - это хранимые на предприятии потоки информации. Информация формируется в результате обработки данных. Любая система имеет дело с двумя видами информации: внешняя (информация о внешней среде) и внутренняя.

Для внешней информации характерны: неточность, обрывистость, противоречивость. Она в основном касается состояния рынка продукции и конкурентно способных предприятий, прогнозов, цен, политической ситуации. Так как такая информация носит вероятностный характер, то для ее обработки создаются экспертные системы.

Внутренняя информация возникает в самой системе и отражает ее финансово-хозяйственное состояние, и директивные цели на случай уклонения от заданных параметров.

Информационная база состоит из 2-х взаимосвязанных частей: внемашинной и внутримашинной.

Внемашинная - это часть системы, воспринимаемая человеком без ЭВМ (документы, акты, счета, устная информация).

Внутримашинная содержится на машинных носителях и состоит из файлов.

Техническое обеспечение - компьютеры, средства коммуникации и оргтехника. Весь компьютерный парк предприятия делится на 2 части - персональные и высокопроизводительные компьютеры. Компьютеры могут быть объединены в вычислительные сети.

Программное обеспечение служит для выполнения операций по обработке информации.

Программное обеспечение (ПО) - это совокупность программ систем обработки данных и программных документации, необходимой для эксплуатации этих программ.

Различают общее ПО (операционная система, системы программирования, сервисные программы) и прикладное ПО.

Организационное обеспечение АИС включает в себя собственный аппарат управления, обеспечивающий функционирование всех ее подсистем, как единое целое.

Такое структурное подразделение должно выполнять:

Сбор первичной информации;

Передачу или рассылку информации;

Хранение и поддержку коллективного использования информации.

Правовое обеспечение - это совокупность норм, выраженных в нормативных актах, устанавливающих и закрепляющих организацию этих систем, их цели, задачи, функции и правовой статус АИС. Правовое обеспечение АИС осуществляет правовое регулирование АИС и взаимодействие разработчика и заказчика.

 

1.2 Формирование требований к АИС


К автоматизированной информационной системе сформированы определенные требования, которые представляют собой совокупность, упорядоченных во времени, объединенных в стадии и взаимосвязанных этапов работы.

Каждый этап состоит из стадий, соответствующих ГОСТ 34601-90:

Формирование требований пользователей АИС.

Обоснование необходимости создания АИС.

Обследование объектов.

Ответственным этапом в разработке и внедрении АИС является обследование функциональной деятельности АИС, где выявляется логика автоматизированных процессов, информационное окружение, формируются требования к АИС и другая информация, необходимая для выполнения проекта.

Созданная автоматизированная информационная система повышает эффективность производства экономического объекта и обеспечивает качество экономического управления, а её технология определяет качество проектирования.

Проектирование АИС способствует эффективной работе, использующейся в сфере деятельности экономического субъекта. Именно качественное проектирование обеспечит создание системы, способной функционировать при постоянном совершенствовании технических, информационных и программных составляющих.

Разработка концепции АИС

Разработка концепции АИС - это документ, основанный на результате проведенных исследований объекта автоматизации, который определяет цель, задачи и принципы создания системы, требования к нормативному и организационному обеспечению системы и состав информационных систем, и порядок их взаимодействия.

Основная задача - обеспечение представления о АИС "Поиск нужной продукции" при её проектировании и поддержание целостности при реализации проекта (взаимосвязанность и координация АИС и её интеграционных решений). А также описание полной совокупности решений по системе в целом и её частям в объёме, достаточном для дальнейшего выполнения работы.

На данном этапе рассматриваются:

изучение объекта автоматизации;

проведение необходимых научно - исследовательских работ;

разработка вариантов концепции АИС;

оформление отчетов и утверждение концепций.

 

1.3 Методы проектирования и разработки АИС


Современные автоматизированные информационные системы относятся к числу наиболее сложных систем, создаваемых человеком. Методы и средства их создания развиваются быстрыми темпами, как в качественном, так и в количественном отношениях.

Этапы проектирования автоматизированных информационных систем. К проектированию АИС непосредственное отношение имеют два направления деятельности:

) собственно проектирование АИС конкретных предприятий (отраслей) на базе готовых программных и аппаратных компонентов с помощью специальных инструментальных средств разработки.

) проектирование упомянутых компонентов АИС и инструментальных средств, ориентированных на многократное применение при разработке многих конкретных информационных систем.

Как, собственно, АИС, так и компоненты АИС являются сложными системами, и при их проектировании целесообразно использовать нисходящий стиль блочно-иерархического проектирования, включающего ряд уровней и этапов.

Верхний уровень проектирования АИС часто называют концептуальным проектированием. Концептуальное проектирование выполняется в процессе предпроектных исследований, формулировки технического предложения, разработки эскизного проекта.

Предпроектные исследования проводятся путем анализа (обследования) деятельности предприятия (компании, учреждения, офиса), на котором создается или модернизируется АИС. Содержание обследования - выявление структуры предприятия, выполняемых функций, информационных потоков, опыта и имеющихся средств автоматизации. Обследование проводится системными аналитиками (системными интеграторами) совместно с представителями организации-заказчика.

На основе анализа результатов обследования разрабатывается исходная концепция АИС. Эта концепция включает предложения по изменению структуры предприятия и взаимодействия подразделений, по выбору базовых программно-аппаратных средств, причем предложения должны учитывать прогноз развития предприятия. В отношении аппаратных средств и особенно ПО такой выбор чаще всего есть выбор фирмы - поставщика необходимых средств (или, по крайней мере, базового ПО), так как правильная совместная работа программ разных фирм достигается с большим трудом.

В концепции может быть предложено несколько вариантов выбора. При анализе выясняются возможности покрытия автоматизируемых функций имеющимися программными продуктами и, следовательно, объемы работ по разработке оригинального ПО. Подобный анализ необходим для предварительной оценки временных и материальных затрат на автоматизацию. Учет ресурсных ограничений позволяет уточнить достижимые масштабы автоматизации, выполнить разделение создания АИС на работы первой, второй и т.д. очереди.

Результаты анализа - техническое предложение и бизнес-план создания АИС - представляются заказчику для окончательного согласования.

Как на этапе обследования, так и на последующих этапах целесообразно придерживаться определенной дисциплины фиксации и представления получаемых результатов, основанной на той или иной методике формализации спецификаций. Формализация нужна для однозначного понимания исполнителями и заказчиками требований, ограничений и принимаемых решений.

При концептуальном проектировании применяют ряд спецификаций, среди которых центральное место занимают модели преобразования, хранения и передачи информации. Модели, полученные в процессе обследования предприятия, являются моделями его функционирования. В процессе разработки АИС модели, как правило, претерпевают существенные изменения и в окончательном виде они рассматриваются уже как модели проектируемой АИС.

Содержанием последующих этапов нисходящего проектирования является определение перечней приобретаемого оборудования и готовых программных продуктов, построение системной среды, детальное инфологическое проектирование баз данных и их первоначального наполнения, разработка собственного оригинального ПО, которая, в свою очередь, делится на ряд этапов нисходящего проектирования.

 

1.3.1 Инструментальные системы разработки программного обеспечения

Среди систем RAD различают интегрированные комплексы инструментальных средств для автоматизации всех этапов жизненного цикла ПО (такие системы называют Workbench) и специализированные инструментальные средства для выполнения отдельных функций (Tools). Средства CASE по своему функциональному назначению принадлежат к одной из следующих групп:

) средства программирования;

) средства управления программным проектом;

) средства верификации (анализа) программ;

) средства документирования.

 

1.3.2 Спецификации проектов программных систем

Важное значение в процессе разработки ПО имеют средства спецификации проектов ПО. Средства спецификации в значительной мере определяют суть методов CASE.

Существует ряд способов представления моделей. Практически все способы функциональных спецификаций имеют следующие общие черты:

модель имеет иерархическую структуру, представляемую в виде диаграмм нескольких уровней;

элементарной частью диаграммы каждого уровня является конструкция "вход-функция-выход";

необходимая дополнительная информация содержится в файлах поясняющего текста.

В большинстве случаев функциональные диаграммы являются диаграммами потоков данных (DFD - Data Flow Diagram). В DFD блоки (прямоугольники) соответствуют функциям, дуги - входным и выходным потокам данных. Поясняющий текст дается в виде "словарей данных", в которых указываются компонентный состав потоков данных, число повторений циклов и т.п. Для описания структуры информационных потоков можно использовать нотацию Бэкуса-Наура.

Для описания информационных моделей наибольшее распространение получили диаграммы "сущность-связь" (ERD - Entity-Relations Diagrams), фигурирующие, например, в методике IDEF1X.

 

1.3.3 Инструментальные среды разработки ПО

Примерами широко известных инструментальных сред RAD являются VB (Visual Basic), Delphi, PowerBuilder соответственно фирм Microsoft, Borland, PowerSoft. Применение инструментальных сред существенно сокращает объем ручной работы программистов, особенно при разработке интерфейсных частей программы.

В средах быстрой разработки приложений обычно реализуется способ программирования, называемый управлением событиями. При этом достигается автоматическое создание каркасов программ, существенно сокращается объем ручного кодирования, особенно при разработке интерфейсных частей программ. В этих средах пользователь может работать одновременно с несколькими экранами (окнами). Типичными являются окна из следующего списка:

Для написания событийных процедур в Visual Basic используется язык и текстовый редактор языка Basic, в Delphi - язык и редактор языка Object Pascal. В CASE-системе фирмы IBM, включающей части VisualAge (для клиентских приложений) и VisualGen (для серверных приложений), базовым языком выбран SmallTalk. В среде разработки приложений "клиент-сервер" SQLWindows оригинальные фрагменты программ пишутся на специальном языке SAL. Нужно заметить, что для реализации вычислительных процедур и, в частности, для написания мини-спецификаций используется обычная для 3GL технология программирования.

Обычно после написания ПП на базовом языке компилятор системы переводит программу на промежуточный р - код. Вместе с интерпретатором р - кода эта программа рассматривается как ЕХЕ-файл. В некоторых развитых средах компилируется обычный ЕХЕ-файл, не требующий интерпретации для своего исполнения.

Помимо упрощения написания пользовательского интерфейса, в средах RAD предусматриваются средства для реализации и ряда других функций. Так, в наиболее развитой версии Visual Basic к ним относятся средства выполнения следующих функций:

поддержка ODBC, что дает возможность работы с различными СУБД;

разработка баз данных;

разработка трехзвенных систем распределенных вычислений;

интерактивная отладка процедур на SQL Server;

управление версиями при групповой разработке ПО;

моделирование и анализ сценариев распределенных вычислений.

 

1.3.4 Технологии реинжиниринга и параллельного проектирования

Взаимосвязанная совокупность методик концептуального проектирования IDEF (Integrated Definition) разработана по программе Integrated Computer-Aided Manufacturing в США. В этой совокупности имеются методики функционального, информационного и поведенческого моделирования и проектирования, в ее состав в настоящее время входят IDEF-методики, отмеченные в таблице.

Наиболее известной методикой функционального моделирования сложных систем является методика SADT (Structured Analysis and Design Technique), предложенная в 1973г.Д. Россом и впоследствии ставшая основой стандарта IDEF0.

Таблица

Название

Назначение

IDEF0

Функциональное моделирование (Function Modeling Method)

IDEF1 и IDEF1X

Информационное моделирование (Information and Data Modeling Methods)

IDEF2

Поведенческое моделирование (Simulation Modeling Method)

IDEF3

Моделирование процессов (Process Flow and Object State Description Capture Method)

IDEF4

Объектно-ориентированное проектирование (Object-Oriented Design Method)

IDEF5

Систематизации объектов приложения (Ontology Description Capture method)

IDEF6

Использование рационального опыта проектирования (Design Rationale Capture Method)

IDEF8

Взаимодействие человека и системы (Human-System Interaction Design)

IDEF9

Учет условий и ограничений (Business Constraint Discovery)

IDEF14

Моделирование вычислительных сетей (Network Design)


Эта методика рекомендуется для начальных стадий проектирования сложных искусственных систем управления, производства, бизнеса, включающих людей, оборудование, программное обеспечение.

 

1.4 Ввод в эксплуатацию


Ввод в действие АИС производится в шесть этапов:

Подготовка объекта автоматизации.

Подготовка персонала.

Пусконаладочные работы.

Проведение предварительных испытаний.

Проведение опытной эксплуатации.

Проведение приёмочных испытаний.

На первом этапе проводится работа по организации подготовки объекта автоматизации к вводу АИС в действие, в том числе - реализации проектных решений по организационной структуре АИС.

На втором этапе проводится обучение персонала и проверка его способности обеспечить функционирование АИС.

На третьем этапе проводят:

Автономную наладку технических и программных средств.

Комплексную наладку всех средств системы.

Загрузку информации в базы данных и проверку системы её ведения

На четвертом этапе осуществляют:

Испытание АИС на работоспособность и соответствие её техническому заданию в соответствии с программой и методикой предварительных испытаний.

Внесение изменений и устранение ошибок в документацию на АИС, в том числе в эксплуатационную документацию в соответствии с протоколом испытаний.

На пятом этапе проводят:

Опытную эксплуатацию АИС;

Анализ результатов опытной эксплуатации АИС;

Дополнительную наладку, при необходимости, технических средств АИС;

Доработку, при необходимости, программного обеспечения АИС.

На шестом, заключительном, этапе проводят:

Испытания на соответствие техническому заданию в соответствии с программой и методикой приёмочных испытаний.

Анализ результатов и устранение выявленных при испытании АИС недостатков.

Глава 2. Разработка автоматизированной системы управления компьютерного магазина "Джей"


2.1 Постановка задачи

 

2.1.1 Обзор состояния предметной области

В магазине компьютеров и ноутбуков "Джей" линейная организационная структура. (рисунок 1)

Линейная организационная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

Рисунок 1. Организационная структура магазина компьютеров и ноутбуков "Джей"

Магазин работает ежедневно с 10: 00 до 21: 00 без обеда. В магазине работают четыре продавца, два менеджера по закупкам и продажам, четыре техника из тестового и сборочного отдела, два менеджера по выдаче товара, один заведующий складом, два бухгалтера и одни генеральный директор, один начальник коммерческого отдела, один технический директор.

В обязанности генерального директора входит:

организация работы магазина;

несет ответственность за его состояние и состояние трудового коллектива

распоряжается имуществом предприятия;

издает приказы по предприятию в соответствии с трудовым законодательством;

принимает и увольняет работников.

Начальник коммерческого отдела:

организует работу отдела продаж - продавцов, менеджеров по выдаче продукции;

распоряжается графиком работы продавцов;

руководит сбытом продукции компании, разрабатывает ценовую и скидочную политику;

координирует разработку перспективных и текущих планов сбыта продукции;

организует работу по ведении, анализу и систематизации клиентской базы.

решает рекламационные вопросы по товару с клиентами, составлять необходимую документацию.

Начальник технического отдела:

руководит работниками отдела, координирует и направляет деятельность подразделения;

обеспечение здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, контроль за соблюдением ими требований законодательных и нормативных актов по охране труда

Бухгалтерия:

выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности; расчеты с поставщиками и заказчиками, за предоставленные услуги и т.п.).

производит начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, других выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия.

подготавливает данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.

Продавцы:

расстановка и пополнение товара на стеллажах.

обеспечение сохранности товара в торговом зале.

помощь покупателям при выборе товара.

стимулирование продаж заданных администрацией видов товара.

приемка и расстановка принятого товара.

наклейка ценников на товар.

участие в инвентаризации.

контроль сроков реализации товара.

обслуживание клиентов на кассе и ведение кассовых документов.

Менеджеры по продажам:

организация и ведение продаж продукции:

составление ежемесячного плана продаж;

анализ статистических данных продаж и отгрузок клиентов;

контроль отгрузок продукции клиентам;

Менеджер по закупкам:

Обеспечивает наличие товара по своим товарным группам в оптимальном количестве и ассортименте.

Обеспечивает плановые показатели по оборачиваемости своих товарных групп.

Ведет поиск поставщиков, изучает новые предложения от поставщиков, готовит для руководства обоснованные предложения о привлечении новых поставщиков.

Проводит переговоры с поставщиками и согласовывает условия поставки с непосредственным руководителем.

Составляет заказы поставщикам.

Отслеживает выполнение заказа.

Сборщики, тестировщики, менеджеры по выдаче товара:

сборка компьютеров.

установка ПО.

тестирование.

выдача товара.

Заведующий складом:

руководит работой склада по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складских площадей, облегчения и ускорения поиска необходимых материалов, инвентаря и т.п.

обеспечивает сохранность складируемых товарно-материальных ценностей, соблюдение режимов хранения, правил оформления и сдачи приходно-расходных документов.

составляет установленную отчетность.

следит за наличием и исправностью противопожарных средств, состоянием помещений, оборудования и инвентаря на складе и обеспечивает их своевременный ремонт.

организует проведение погрузочно-разгрузочных работ на складе с соблюдением правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты, сбор, хранение и своевременный возврат поставщикам погрузочного реквизита.

Во время исследования магазина составлено описание работы магазина. (Рисунок 2)

Рисунок 2. IDEF0 диаграмма деятельности магазина

Для магазина требуется создание такой информационной системы, которая включала бы в себя следующие возможности:

. Добавление, удаление и редактирование информации о магазинах, продавцах, поставщиках, продажах, покупателях, заказах, комплектующих, каталоге. Необходимо предусмотреть для обеспечения наиболее эффективной работы пользователя удаление и редактирование путем непосредственного выбора записи из таблицы.

. Просмотр информации о магазинах, продавцах, поставщиках, продажах, покупателях, заказах, комплектующих, каталоге.

. Просмотр и печать информации о проданных товарах, содержащей сведения о покупателе, магазине, количестве и цене конкретного товара.

. Просмотр и печать информации о комплектующих требуемого компьютера.

. Осуществление поиска необходимой информации о товарах, магазинах, продавцах, поставщиках, продажах, покупателях, заказах, комплектующих и каталоге.

. Осуществление операций продажи, заказов, а также, просмотр полного перечня сотрудников, клиентов и поставщиков конкретного магазина, выбор которого осуществляется при запуске клиентского приложения.

. Возможность перехода из системы текущего магазина в систему необходимого.

. Возможность входа в систему с разными уровнями доступа к данным: пользовательский (осуществляет только просмотр информации) и администраторский (осуществляет все возможные операции, представленные в системе).

. Возможность смены пользователя в ходе работы программы.

. Осуществление контроля введенных данных: проверка на соответствие типов, на ввод обязательных полей данных, а также, на ввод только возможных значений, считываемых из необходимых таблиц.

2.1.2 Разработка общей структуры АИС

При разработке информационной системы была использована архитектура "Клиент-сервер".

Рисунок 3. Архитектура "Клиент-сервер"

В архитектуре "клиент-сервер" БД размещается на компьютере-сервере сети. Приложение, осуществляющее работу с этой БД, находится на компьютере пользователя. Приложение пользователя является клиентом. Клиент и сервер взаимодействуют следующим образом: клиент формирует и отсылает запрос (SQL-запрос) серверу, на котором размещена БД. Сервер выполняет запрос и выдает клиенту в качестве результатов требуемые данные. К достоинствам такой архитектуры относятся:

для работы с данными используется реляционный способ доступа, что снижает нагрузку на сеть;

приложение напрямую не управляет базой, управлением занимается только сервер; в связи с этим можно обеспечить высокую степень защиты данных;

в приложении отсутствует код, связанный с управлением БД, поэтому приложения упрощаются.

Структура информационной системы представляет собой клиентское приложение, написанное на языке программирования высокого уровня Borland Delphi7, взаимодействующее с базой данных "Kursovaya" с помощью технологии ADO. База данных разработана на языке Transact-SQL в системе управления базами данных Microsoft SQL Server 2000.

2.1.3 Выявление сущностей и связей

Инфологическая модель позволяет представить структуру данных в наиболее общем виде. Инфологическая модель строится по результатам анализа предметной области. Она позволяет отобразить все выявленные объекты и связи между ними

Анализируя предметную область, можно выделить следующие сущности:

Магазин - сущность, содержащая информацию о магазинах;

Продажа - сущность, позволяющая вести отчет о проданных товарах;

Покупатели - сущность для описания покупателей магазина;

Продавцы - сущность для описания продавцов магазина;

Каталог - сущность, содержащая информацию о предоставляемом товаре;

Поставщики - сущность для описания поставщиков;

Комплектующие - сущность, содержащая информацию о комплектующих компьютера;

Заказы - сущность, позволяющая вести учет о заказах;

Рассмотрим связи между сущностями.

Сущность Покупатели связана с сущностью Заказы. Одна фирма может сделать несколько заказов. Степень связи - "один-ко-многим".

Сущность Покупатели связана с сущностью Продажа. Одна фирма может участвовать в нескольких продажах. Степень связи - "один-ко-многим".

Сущность Продавцы связана с сущностью Продажа. Один продавец может оформить несколько продаж. Степень связи - "один-ко-многим".

Сущность Продавцы связана с сущностью Заказы. Один продавец может оформить несколько заказов. Степень связи - "один-ко-многим".

Сущность Каталог связана с сущностью Продажа. Из каталога выбираются товары для продажи. Степень связи - "один-ко-многим".

Сущность Каталог связана с сущностью Заказы. Из каталога выбираются товары для оформления заказов. Степень связи - "один-ко-многим".

Сущность Магазин связана с сущностью Продавцы. В магазине может работать несколько продавцов. Степень связи - "один-ко-многим".

Сущность Магазин связана с сущностью Продажа. В одном магазине может осуществляться несколько операций продажи. Степень связи - "один-ко-многим".

Сущность Магазин связана с сущностью Заказы. В одном магазине может оформляться несколько заказов. Степень связи - "один-ко-многим".

Сущность Каталог связана с сущностью Комплектующие. Каждому товару из каталога соответствует совокупность комплектующих. Степень связи - "один-к-одному".

Сущность Поставщики связана с сущностью Каталог. Поставщики поставляют товары, которые вносятся в каталог. Степень связи - "один-ко-многим".

2.1.4 Выявление атрибутов сущностей. Назначение первичных ключей

Рассмотрим атрибуты каждой сущности:

Покупатели (Номер покупателя, Название фирмы, ФИО, Адрес, Телефон);

Продавцы (Номер магазина, Личный номер, ФИО);

Поставщики (Номер поставщика, Название фирмы, Адрес, Телефон);

Магазин (Номер магазина, Название, ФИО директора, Адрес);

Каталог (Артикул, Наименование товара, Количество товара в наличии, Описание, Наличие, Цена, Номер поставщика);

Комплектующие (Артикул, Наименование товара, Материнская плата, Процессор, Кулер, Видеокарта, Оперативная память, Винчестер, Клавиатура, Монипулятор, DVD_CD, Корпус, Floopy);

Заказы (Личный номер, Номер покупателя, Номер магазина, Дата, Количество, Артикул);

Продажа (Артикул, Номер покупателя, Номер магазина, Дата, Количество, Личный номер).

В результате получаем ER-диаграмму (Рисунок3):

Рисунок 4. ER-диаграмма, полученная с помощью программы ER-Win

Нормализация базы данных

Покажем последовательный переход от одной нормальной формы к другой:

. Данное отношение находится в 1НФ, так как в нем каждое значение, содержащееся на пересечении строки и колонки, не расчленяемо на несколько значений.

. Данное отношение находится в 2НФ, так как каждый не ключевой атрибут функционально полно зависит от первичного ключа - номер покупателя.

. Данное отношение находится в 3НФ, так как каждый не ключевой атрибут зависит только от первичного ключа номер покупателя и не возникает информационной избыточности и аномалий.

Рисунок 5. Схема данных

2.1.5 Разработка хранимых процедур и функций

Основные процедуры, используемые в приложении, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Процедуры

Функция

Имя процедуры

Название таблицы

Добавление

Proc2

Pokupateli


Proc3

Postavschiki


Proc4

Prodavci


Proc5

Katalog


Proc6

Prodazha


Proc7

Zakazi


Proc81

Komplektuyuschie

Редактирование

Procupdate1

Magazin


Procupdate2

Pokupateli


Procupdate3

Postavschiki


Procupdate4

Prodavci


Procupdate5

Katalog


Procupdate7

Zakazi


Procupdate8

Komplektuyuschie

Удаление

Procdel221

Pokupateli


Procdel3

Postavschiki


Procdel4

Prodavci

Katalog


Procdel7

Zakazi


Procdel8

Komplektuyuschie

Отчет

Procreportkomplekt2

Komplektuyuschie


Reportprodazha

Prodazha


2.1.6 Организация взаимодействия клиентской программы с базой данных

Приложение разрабатывалось в среде Borland Delphi 7.0. Взаимодействие с БД осуществляется с помощью следующих компонентов, входящих в стандартный набор этой системы:

1) ADOConnection;

) DataSource;

) ADOTable;

) DBGrid;

) ADOStoredProc;

6) DBlookupcombobox:

) DBNavigator.

Компонент ADOConnection (соединение с базой данных) имеет ряд свойств для настройки подключения к БД.

Доступ к ресурсам осуществляется с помощью хранимых процедур - компонентов ADOStoredProc. Данный компонент применяется для выполнения процедур, хранимых на сервере. Основными свойствами StoredProc являются StoredProcName, в котором задается имя хранимой процедуры, хранящейся непосредственно на сервере БД, и свойство Params, в которое мы передаем необходимые для запуска хранимой процедуры параметры.

Компонент ADOTable обеспечивает взаимодействие с таблицей БД. Для связи с требуемой таблицей нужно установить соответствующее значение свойствам DatabaseName, указывающему имя БД, и TableName, указывающему имя таблицы.

Компонент DataSource является промежуточным звеном между компонентами ADOTable или StoredProc и визуальными компонентами (например, DBGrid). Чтобы связать компонент ADOTable и компонент DataSource, указывают название первого в свойстве DataSet последнего.

Для представления пользователю полученных в результате работы данных в более удобной форме используют компоненты DBGrid (таблица).

Компонент DBGrid используется только для представления данных, а добавление, редактирование и удаление данных осуществляется с помощью системы хранимых процедур.

2.1.7 Разработка интерфейса пользователя. Разработка форм

После запуска исполняемого файла приложения на экране появляется форма, в которой требуется выбрать учетную запись: администратор или пользователь. После выбора пользователя и ввода пароля появляется главное окно программы. Form1 (модуль Unit1) - форма главного окна программы (Рисунок 6).

Рисунок 6. Форма главного окна программы

Список компонентов, расположенных на форме Form1:

) MainMenu1 - основное меню;

) PageControl1 - набор вкладок;

) DBGrid1 - таблица для вывода информации о магазинах;

) DBGrid2 - таблица для вывода информации о покупателях;

) DBGrid3 - таблица для вывода информации о поставщиках;

) DBGrid4 - таблица для вывода информации о продавцах;

) DBGrid5 - таблица для вывода информации о каталоге;

) DBGrid6 - таблица для вывода информации о продажах;

) DBGrid7 - таблица для вывода информации о заказах;

) DBGrid8 - таблицы для вывода информации о комплектующих;

) Label - набор надписей;

) Edit - набор полей данных;

) Button - набор кнопок.

Form2 (модуль Unit2) - форма для выбора пользователя приложения и ввода пароля (Рисунок 7).

Рисунок 7. Форма для выбора пользователя приложения

. Form4 (модуль Unit4) - форма для изменения пользователя приложения (Рисунок 8).

Рисунок 8. Форма для изменения пользователя приложения

. Form5 (модуль Unit5) - форма для изменения пароля пользователя (Рисунок 9)

Рисунок 10. Форма для изменения пароля пользователя

2.1.8 Разработка отчетов

Для создания отчетов в данном проекте использовалась технология Rave Reports. Использовались следующие компоненты:

TRvProject - компонент отчета. Обеспечивает загрузку ранее созданного в визуальной среде Rave Reports отчета из файла с расширением rav.

TRvSystem - компонент управления отчетом. Обеспечивает работу приложения с отчетом. Взаимодействуя с компонентом отчета, с одной стороны, и сервером отчета Rave Reports, с другой, этот компонент обеспечивает просмотр и печать отчетов.

TRvDataSetConnection - компонент соединения с источниками данных, предназначенные для подключения отчетов к различным источникам данных.

Основой отчета является файл отчета с расширением rav, который создается в визуальной среде разработки Rave Reports и называется проектом отчета. Созданный проект отчета необходимо связать с приложением Delphi. Для этого используется компонент TRvProject, который обеспечивает представление отчета в приложении. Для просмотра и печати отчета используется компонент TRvSystem, который взаимодействует непосредственно с ядром Rave Reports. При компоновке приложения ядро Rave Reports автоматически включается в его состав.

В проекте были созданы следующие отчеты:

. Отчет "Гарантийный талон"

. Отчет "Комплектующие"

 

2.1.9 Разработка сценария инсталляции клиентской программы

Процесс установки приложения описывается с помощью, так называемого сценария установки, представляющего собой текстовый файл с расширением *. iss. Рассмотрим процесс создания простого сценария для установки приложения project1. exe.

Сценарий состоит из нескольких секций, начинающихся с названия, заключенного в квадратные скобки.

Секция [Setup] содержит основные настройки процесса установки. К наиболее часто используемым настройкам относится следующее:

. Полное название приложения. Позволяет задать полное название приложения, которое будет выводится на экран в процессе установки. Например:

AppName= Центр продажи компьютерной техники

. Краткое название приложения и версия. Позволяет задать сокращенное название приложения, которое будет использоваться при создании ярлыков и пунктов главного меню. Также позволяет указать версию приложения. Например:

AppVerName= 21 век 1.0

. Автор приложения. Позволяет задать имя автора, создавшего приложение. Например:

AppPublisher= Хрусталев

. Каталог установки. Позволяет задать каталог, куда по умолчанию будет устанавливаться приложение. Например:

DefaultDirName={pf}\ BD

Ключевое слово {pf} означает ссылку на стандартный каталог Program Files.

. Имя группы. Позволяет задать имя папки в главном меню, где будут созданы ярлыки для приложения. Например:

DefaultGroupName= 21 век

. Запрет приглашения. Позволяет запретить показ приглашения перед началом установки. Например:

DisableStartupPrompt=yes

Секция [Languages] позволяет задать язык, на котором будут выводиться сообщения. Чтобы использовать русский язык следует указать:

[Languages]

Name: "ru"; MessagesFile: "compiler: russian. isl"

Секция [Types] позволяет указать различные типы установки приложения: полную, стандартную, выборочную, минимальную и т.п. Например:

[Types]: "custom"; Description: "Выборочная установка";: iscustom: "full"; Description: "Полная установка"

В данном примере используются два типа установки: выборочная и полная. Каждому типу установки ставится в соответствие имя, задаваемое с помощью параметра Name. С помощью параметра Description задается название типа установки, которое будет выводиться в процессе установки. Параметр Flags со значением iscustom позволяет указать, что данный тип установки является выборочным, т.е. пользователь может выбирать компоненты приложения, который требуется установить.

Секция [Components] позволяет перечислить те компоненты, из которых состоит приложение. Под компонентом понимают группу логически взаимосвязанных файлов, которые должны устанавливаться совместно. Каждому компоненту задается имя с помощью параметра Name. С помощью параметра Description задается название компонента, которое будет выводиться в процессе установки. Параметр Types позволяет перечислить имена типов установки, для которых разрешено использование данного компонента.

Секция [Files] позволяет указать файлы, из которых состоят компоненты. Для каждого файла задаются следующие параметры:- полный или относительный путь к файлу на компьютере, где создается дистрибутив;- полный или относительный путь, куда будет устанавливаться файл,. Путь относительно к каталогу установки, выбранного пользователем может быть задан с помощью ключевого слова {app}. Ссылка на каталог временных файлов осуществляется с помощью ключевого слова {tmp}.- режим копирования, alwaysoverwrite означает, что файл в любом случае будет переписан, даже поверх уже существующего;- имя компонента, к которому относится файл.

Например:

[Files]

; Приложение: "project1. exe"; DestDir: "{app}";

CopyMode: alwaysoverwrite; Components: program

Секция [Run] позволяет перечислить исполняемые файлы, которые будут автоматически запущены после окончания процесса установки.

Секция [Icons] позволяет создать ярлыки для приложения, расположенные в главном меню или на рабочем столе. Для определения каждого ярлыка требуется задать следующие параметры:

Name - имя ярлыка и его местоположение ({group} - папка в главном меню; {userdesktop} - на рабочем столе)

; Filename - путь и имя файла, для которого создается ярлык

; WorkingDir - рабочий каталог программы

; Components - компонент, к которому относится данный ярлык

Для создания дистрибутива приложения необходимо запустить сценарий на выполнение. Созданный дистрибутив будет размещен в папке Output, расположенной в папке, где сохранен сценарий.

По окончании создания дистрибутив будет автоматически запущен для пробной установки, что позволяет проверить правильность разработанного сценария.

2.2 Руководство пользователя


2.2.1Общие сведения о программе

Программа предназначена для получения информации о структуре и деятельности магазина по продаже компьютерной техники.

2.2.2 Условия применения программы

Технические требования:

ПК типа IBM PC на базе процессора i486 или выше;

МБ свободного пространства на жестком диске;

VGA-совместимый адаптер;

Клавиатура;

Манипулятор.

Программные требования:

Windows 95/98/ME/2000/XP/7;

MS SQL Server 2000.

2.3 Сведения о входных и выходных данных


Входными данными является информация, занесенная пользователем в качестве значений полей новой или изменяемой записи любой из таблиц.

Выходными данными является информация, которую может использовать пользователь посредством просмотра записей таблиц, выполнения различных запросов, просмотра и печати отчетов.

2.3.1 Проверка программы

Администратор может вносить изменения в БД, а пользователь может только просматривать информацию. Затем требуется ввести пароль и нажать кнопку "Вход", Если введен пароль правильно, то появится окно основной программы (Рисунок 11).

Рисунок 11. Основное окно программы

Для обновления информации о магазине на вкладке Магазины требуется нажать кнопку "Обновить информацию о магазине". После чего появятся поля данных для обновления (Рисунок 12). Для подтверждения обновления требуется нажать кнопку "Выполнить обновление". Для завершения обновления записей требуется нажать кнопку "Завершить обновление".

Рисунок 12. Вкладка Магазины

На вкладке Покупатели для добавления, обновления или удаления покупателя требуется нажать на соответствующую кнопку: "Добавить нового покупателя","Обновить информацию о покупателе", "Удалить покупателя" (Рисунок 13).

Рисунок 13. Вкладка Покупатели

Например, для добавления нового покупателя требуется нажать кнопку "Добавить нового покупателя". После чего появятся поля данных для обновления. Для подтверждения добавления требуется нажать на кнопку "Выполнить добавление". Для завершения добавления записей требуется нажать кнопку "Завершить добавление".

На вкладке Поставщики для добавления, обновления или удаления поставщика требуется нажать на соответствующую кнопку: "Добавить нового поставщика","Обновить информацию о поставщике", "Удалить поставщика" (Рисунок 14).

Рисунок 14. Вкладка Поставщики

Например, для удаления поставщика требуется нажать кнопку "Удалить поставщика". После чего появится список существующих в данный момент поставщиков, с помощью которого выбирается поставщик для удаления. Для подтверждения удаления требуется нажать на кнопку "Выполнить удаление". Для завершения удаления записей требуется нажать кнопку "Завершить удаление".

На вкладке Продавцы для добавления, обновления или удаления записи о продавце требуется нажать на соответствующую кнопку: "Принять на работу нового продавца","Обновить информацию о продавце", "Уволить продавца" (Рисунок 15).

Рисунок 15. Вкладка Продавцы

Например, для обновления информации о продавце требуется нажать кнопку "Обновить информацию о продавце". После чего появится список работающих в данный момент продавцов, с помощью которого выбирается продавец, информацию о котором требуется изменить. После выбора продавца появятся поля данных для обновления. Для подтверждения обновления требуется нажать на кнопку "Выполнить обновление". Для завершения обновления записей требуется нажать кнопку "Завершить обновление".

На вкладке Каталог для добавления, обновления или удаления записи о товаре требуется нажать на соответствующую кнопку: "Добавить новый товар","Обновить информацию о товаре", "Удалить товар" (Рисунок 16).

Рисунок 16. Вкладка Каталог

Например, для обновления информации о товаре требуется нажать кнопку "Обновить информацию о товаре". После чего появится список товаров, с помощью которого выбирается товар, информацию о котором требуется изменить. После выбора товара появятся поля данных для обновления. Для подтверждения обновления требуется нажать на кнопку "Выполнить обновление". Для завершения обновления записей требуется нажать кнопку "Завершить обновление".

На вкладке Комплектующие для добавления, обновления или удаления записи о товаре, а также для вывода отчета требуется нажать на соответствующую кнопку: "Добавить новый товар","Обновить информацию о товаре", "Удалить товар", "Комплектующие" (Рисунок 17).

Рисунок 17. Вкладка комплектующие

Например, для вывода отчета о товаре требуется нажать кнопку "Комплектующие". После чего появится список товаров, с помощью которого выбирается товар, информацию о котором требуется вывести. Для подтверждения вывода отчета требуется нажать на кнопку "Распечатать комплектующие". На вкладке Заказы для добавления, обновления или удаления записи о заказанном товаре требуется нажать на соответствующую кнопку: "Оформить заказ","Изменить условия заказа", "Отменить заказ" (Рисунок 18).

Рисунок 18. Вкладка Заказы

Например, для обновления информации о заказе требуется нажать кнопку "Изменить условия заказа". После чего появится список покупателей, с помощью которого выбирается покупатель, информацию о заказе которого требуется изменить. После выбора покупателя появятся поля данных для обновления. Для подтверждения обновления требуется нажать на кнопку "Выполнить обновление". Для завершения обновления записей требуется нажать кнопку "Завершить обновление".

На вкладке Продажи для добавления записи о проданном товаре требуется нажать на соответствующую кнопку: "Оформить продажу"

Например, для вывода отчета требуется нажать кнопку "Гарантийный талон". После чего появится список покупателей, с помощью которого выбирается покупатель

Для подтверждения вывода отчета требуется нажать на кнопку "Распечатать гарантийный талон".

Для изменения пользователя приложения требуется нажать соответствующий пункт меню "Сменить пользователя". После чего появится окно, в котором требуется ввести пароль и нажать кнопку "Смена пользователя"

Для изменения пароля пользователя требуется нажать соответствующий пункт меню "Сменить пароль". После чего появится окно, в котором требуется ввести старый и новый пароли и нажать кнопку "Ввод нового пароля"

 

2.4 Расчет экономической эффективности


2.4.1 Расчет времени на создание программного продукта

Общее время на создание программы складывается из различных компонентов. Структура общего времени на создание программного продукта представлена в таблице 2.

Таблица 2. структура времени на создание программного продукта

№ этапа

Обозначение времени данного этапа

Содержание этапа

1

Tпо

Подготовка описания задачи.

2

Tо

Описание задачи.

3

Tа

Разработка алгоритма.

4

Tбс

Разработка блок-схемы алгоритма.

5

Tн

Написание программы

6

Tнп

Набивка программы.

7

Tот

Отладка и тестирование программы.

8

Tд

Оформление документации.


Время рассчитывается в человеко-часах, причем Тпо берется по фактически отработанному времени, а время остальных этапов определяется расчетно по условному числу команд .

Условное число команд  определяется по формуле:

, (4.1)

где  - коэффициент, учитывающий условное число команд в зависимости от типа задачи, для данной задачи коэффициент  принимается = 1450;

 - коэффициент, учитывающий новизну и сложность программы.

Выбрать значение коэффициента  можно из таблицы 3.

Таблица.3 Определение коэффициента, учитывающего условное число команд

Тип задачи

Пределы изменений коэффициента

Задачи учета

от 1400 до 1500

Задачи оперативного управления

от 1500 до 1700

Задачи планирования

от 3000 до 3500

Многовариантные задачи

от 4500 до 5000

Комплексные задачи

от 5000 до 5500


Программные продукты по степени новизны могут быть отнесены к одной из 4-х групп:

Группа А - разработка принципиально новых задач;

Группа Б - разработка оригинальных программ;

группа В - разработка программ с использованием типовых решений;

группа Г - разовая типовая задача.

Для данной задачи степень новизны - В

По степени сложности программные продукты могут быть отнесены к одной из 3-х групп:

- алгоритмы оптимизации и моделирования систем;

- задачи учета, отчетности и статистики;

- стандартные алгоритмы.

Данная задача может быть отнесена к 2 группе сложности.

Коэффициент определяется из таблицы 4 на пересечении групп сложности и степени новизны.

Таблица 4. Определение коэффициента, учитывающего группу сложности и степень новизны

Язык Программирования

Группа сложности

Степень новизны



А

Б

В

Г

высокого

1

 1,38

 1,26

1,15

0,69


2

1,30

1, 19

1,08

0,65

уровня

3

1, 20

1,10

1,00

0,60

низкого

1

1,58

1,45

1,32

0,79


2

1,49

1,37

1,24

0,74

уровня

3

1,38

1,26

1,15

0,69


Для данной задачи коэффициент  = 1,08. Теперь, исходя из формулы (4.1) можно определить условное число команд

 (4.2)

Определяем время, затраченное на каждый этап создания программного продукта:

) Tпо (время на подготовку описания задачи), берется по факту и составляет:

Tпо =  (4.3)

) Tо (время на описание задачи) определяется по формуле:

Tо = , (4.4)

где  - коэффициент учета изменений задачи, коэффициент  в зависимости от сложности задачи и числа изменений выбирается в интервале от 1,2 до 1,5. Для данной задачи  = 1,3;

 - коэффициент, учитывающий квалификацию программиста. Для стажа программирования от двух до трех лет значение коэффициента  =1.

Таблица 5. Определение коэффициента, учитывающего квалификацию программиста

Стаж программиста

Значение коэффициента К

до 2-х лет

0,8

 от 2 до 3 лет

1,0

 от 3 до 5 лет

1,1 - 1,2

 от 5 до 10 лет

1,2 - 1,3

 свыше 10 лет

1,3 - 1,5


Применяя формулу (4.4) подсчитаем время на описание задачи:

Tо =  (4.5)

) Tа (время на разработку алгоритма) рассчитываем по формуле:

Tа =  (4.6)

Применяя формулу (4.6) подсчитываем время на разработку алгоритма.

Tа =  (4.7)

Tбc (время на разработку блок-схемы) определяется аналогично Tа по формуле (5.6) и составляет

Tб =  (4.8)

Tн (время написания программы на языке программирования) определяется по формуле:

Tн =  (4.9)

Применяя формулу (4.9), подсчитываем время написания программы на языке программирования:

Tн =  (4.10)

Tнп (время набивки программы) определяется по формуле:

Tнп =  (4.11)

Применяя формулу (4.11) подсчитываем время набивки программы:

Tнп=  (4.12) (5.12)

Tот (время отладки и тестирования программы) определяется по формуле:

Tот =  (4.13)

Подставляем значения в формулу и получаем:

Tот =  (4.14)

Теперь, зная время, затраченное на каждом этапе, можно подсчитать общее время на создание программного продукта:

T=Tпо+Tо+Tа+Tбс+Tн+Tнп+Tот+Tд=30+42,41+39,15+39,15+38,72+31,32+164,43 = 358,18 чел/ час

 

2.4.2 Расчет заработной платы исполнителя работ

Основная заработная плата определяется по формуле:

 (4.15)

где  - месячная зарплата 1-го разряда (руб.);

 - тарифный коэффициент, соответствующий разряду тарифной сетки по которому работает исполнитель;

 - общее время на создание программного продукта (чел / час);

 - число рабочих дней в месяц;

 - продолжительность рабочего дня в часах;

 - процент премии.

 - 8 часов.

 21 день.

 = 6092 руб.

Разряд исполнителя 6, его тарифный коэффициент равен 1,407 (по единой тарифной сетке). Таким образом, определяем основную заработную плату исполнителя работ по созданию программного продукта.

 (4.16)

Дополнительная заработная берется в размере 15 % от основной.

 (4.17)

Общая заработная плата будет равна сумме основной и дополнительной:

 (4.18)

 


2.4.3 Расчет начислений на заработную плату (единого социального налога)

Отчисления в фонд социальной защиты населения составляют 35 %. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве составляет 0.3%.

 (4.19)

 

2.4.4 Расчет себестоимости 1-го машино-часа работы ПЭВМ

Основой для расчета расходов на содержание и эксплуатацию ПЭВМ, относящихся к данному программному продукту, является себестоимость 1-го машино-часа работы ПЭВМ.

Сначала определим годовые затраты каждого компонента себестоимости, в число которых входят:

) Основная заработная плата работников, обеспечивающих функционирование ПЭВМ.

К числу этих работников относятся:

программист;

оператор-менеджер.

Заработная плата основная () каждого из этих категорий работников определяется по формуле:

 (4.20)

где - месячная зарплата (тарифная ставка) 1 разряда в руб.;

 - тарифный коэффициент, соответствующий разряду работника;

 - кол-во, ПЭВМ, обслуживаемых одним работником;

 - процент премии.

Для программистов  = 10 ед.

Для менеджера  = 7 ед.

Для программистов  =1,9

Для менеджера  =1,57

Подставляем значения в формулу (4.20), получаем:

 (4.21)


Теперь можно определить суммарную годовую заработную плату работников, обеспечивающих функционирование ПЭВМ:


2) Дополнительная заработная плата обслуживающего персонала берется в размере 15 % от основной.

 (4.22)

Общая заработная плата будет равна сумме основной и дополнительной:

 (4.23)

) Начисления на ЗП обслуживающего персонала берем 35,3% от общей зарплаты обслуживающего персонала:

 (4.24)

) Основная ЗП административного и вспомогательного персонала:

К административному персоналу, часть заработной платы которого также должна входить в себестоимость машино-часа, отнесем технического директора. Его основная заработная плата определяется по формуле, только будет обозначать количество ПЭВМ в отделе.

 (4.25)

Из вспомогательного персонала мы учтем уборщицу, которая будет убирать административные помещения.

Заработная плата уборщицы, приходящаяся на 1 компьютер, определяется по формуле:

 (4.26)

Подставляя значения в формулу, получим:


Теперь определим общую основную ЗП административного и вспомогательного персонала.

 (4.27)

) Дополнительная заработная плата административного и вспомогательного персонала берется в размере 15% от основной:

 (4.28)

Общая заработная плата будет равна сумме основной и дополнительной:

 (4.29)

) Начисления на ЗП административного и вспомогательного персонала в общем берем 35.3% от общей заработной платы.

 (4.30)


 (4.31)

где  - балансовая стоимость одной ПЭВМ с периферией.

) Затраты на эл. энергию складываются из:

затрат на силовую эл. энергию;

затрат на эл. энергию, которая идет на освящение.

Затраты на силовую эл. энергию определяются по формуле:

 (4.32)

где  - эффективный годовой фонд времени работы ПЭВМ в часах;

 - стоимость 1 кВт / часа в руб;

 - суммарная мощность ПЭВМ с периферией в кВт / часах.

При работе магазина в день, берем  = 1716 ч

 = 2,49р. за 1 кВт / час,  = 0,7 - 1,2 кВт / часа в зависимости от периферии.

Подставляя значения в формулу получаем:

 (4.33)

Затраты на эл. энергию, которая идет на освещение определяются по формуле:

 (4.34)

где  - эффективный годовой фонд времени работы ПЭВМ в часах;

 - стоимость 1 кВт / часа в руб;

 - суммарная мощность, которая идет на освещение в кВт/часах.

 = 200 Вт/час.

Подставляя значения в формулу получаем:

 (4.35)

Теперь определяем общие затраты на эл. энергию:

 (4.36)

Затраты на расходные материалы берутся по факту и составляют:

SQL Server Standard 2012 Rus / SNGL - 27 700 руб. Delphi7 - 32 014.17 руб.

 (4.37)

Расходы на профилактику составляют 2 % от балансовой стоимости ПЭВМ с периферией.

 (4.38)

) Затраты на отопление определяются по формуле:

 (4.39)

где  кв. м. - расходы на отопление на 1 кв. метр - 19 руб. в месяц;

 - площадь магазина (кв. м.).

Подставляя значения в формулу получаем:

 (4.40)

Прочие производственные расходы берутся в размере 30% от основной зар. платы работников, обеспечивающих функционирование ПЭВМ.

 (4.41)

Теперь, сложив все компоненты, определяем годовые расходы на содержание и эксплуатацию 1-ой ПЭВМ.

 (4.42)

Далее определяем себестоимость 1-го машино-часа работы ПЭВМ, которая определяется по формуле:

 (4.43)

Подставляя значения в формулу получаем:

 (4.44)

2.4.5 Расчет расходов на содержание и эксплуатацию ПЭВМ

Теперь, зная себестоимость 1-го машино-часа работы ПЭВМ и время на создание программного продукта, которое требовало использования ПЭВМ, можно определить расходы на содержание и эксплуатацию ПЭВМ, относящихся к данному программному продукту:

 (4.47)

где  - себестоимость 1-го машино-часа работы ПЭВМ;

 - суммарное время этапов, требующих использования ПЭВМ.

Время на создание программного продукта, которое требовало использования ПЭВМ, можно определить по формуле (см. выше):

Таким образом, подставляя значения в формулу получим:

 (4.48)

2.4.6 Расчет себестоимости программного продукта

В себестоимость программного продукта входят следующие элементы:

) Основная заработная плата исполнителя работ по созданию программного продукта;

) Дополнительная заработная плата исполнителя работ по созданию программного продукта;

) Начисления на заработную плату (единый социальный налог);

) Расходы на содержание и эксплуатацию ПЭВМ, относящихся к данному программному продукту;

) Прочие расходы.

Первые 4 элемента нам уже известны, а прочие расходы составляют 10% от суммы первых 4-х элементов.


Теперь, сложив все элементы, можно определить себестоимость программного продукта.

 (4.49)

2.4.7 Расчет цены программного продукта

Теперь, зная себестоимость программного продукта, можно определить его цену.

Цена складывается из нескольких компонентов:

 (4.50)

где  - себестоимость программного продукта,

 - прибыль, которую берем в размере 30% от себестоимости.

 (4.51)

 - налог на добавленную стоимость, который берется в размере 18%.


Подставляя последовательно значения в формулу, определяем цену программного продукта:

 (4.52)

Результаты расчетов экономического раздела сведем в итоговую таблица 6.

Таблица 6. Результаты расчетов экономического раздела

Наименование показателя

Сумма (руб.)

Основная заработная плата разработчиков

21015

Дополнительная заработная плата разработчиков

3152

Отчисления в фонд социальной защиты

8527

Начисления на ЗП обслуживающего персонала

23928

Начисления на ЗП административного и вспомогательного персонала

18842

Амортизационные отчисления

4800

Затраты на электроэнергию

8981

Затраты на расходные материалы

59714

Расходы на профилактику ПЭВМ

480

Затраты на отопление производственных площадей

5700

Прочие производственные расходы

7577

Годовые расходы на содержание и эксплуатацию 1-ой ПЭВМ

688117

Себестоимость 1-го машино-часа работы ПЭВМ

401

Расходы на содержание и эксплуатацию ПЭВМ, относящихся к данному программному продукту

143630

Себестоимость программного продукта

194315

Прибыль

58294,5

НДС

204808

Цена программного продукта

457417,5

 

2.4.8 Расчет экономической эффективности внедрения АИС "Джей"

После анализа работы магазина, был выявлен следующий уровень посещаемости:

в будние дни проходимость в среднем составляет 200 человек, средний чек 10 000 руб.

в выходные дни проходимость в среднем 300 человек, средний чек 13 000 руб.

в праздничные дни проходимость в среднем 400 и более человек, средний чек 15 000 руб.

 (4.53)

Теперь сложив се элементы можно определить среднюю выручку за неделю.


Соответственно выручка за месяц 87200000 руб.

Таблица 7. Расчет прибыли предприятия до внедрения АИС

Наименование

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Выручка тыс. Руб

261600

523200

784800

1046400

Себестоимость тыс. руб

231204

462408

693612

924816

Прибыль тыс. Руб

74396

148792

223188

297584

Амортизация тыс. руб

30390

59516

59275

59033

Чистая прибыль тыс. руб

44006

89276

163913

238551


Рисунок 19. Уровень чистой прибыли магазина за год

Выделим основные выгоды, которые получает организация от внедрения АИС. Если система выбрана правильно и процесс внедрения прошел успешно, то за счет сокращения времени на выполнения операций по работе с документами и каталогом сотрудники магазина могут более эффективно использовать рабочее время и выполнять больший объем работ. В среднем количество обслуживаемых посетителей вырастет на 20 %:

в будние дни проходимость составит 240 человек, средний чек 10 000 руб.

в выходные дни проходимость в среднем 360 человек, средний чек 13 000 руб.

в праздничные дни проходимость в среднем 480 и более человек, средний чек 15 000 руб.


Следовательно, ежемесячная выручка составит - 90960000 руб.

Таблица 8. Доходность магазина после внедрения АИС

Наименование

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Выручка

2728800

5457600

8186400

10915200

Себестоимость

606816

1213632

1820448

2427264

Прибыль

2121984

4243968

6365952

8487936

Амортизация

30390

59516

59275

59033

Чистая прибыль

44006

4184452

6306677

8428903

Коэффициент эффективности

0,096205432

9,148002807

13,78758769

18,42717477

Срок окупаемости

10,39442349

0,109313478

0,072529004

0,054267679


Рисунок 10. Уровень чистой прибыли после внедрения

Заключение


Использование данной автоматизированной информационной системы в реальных условиях приведет к улучшению ряда экономических показателей:

улучшение значений показателей качества обработки информации (повышение степени достоверности обработки информации, повышение степени автоматизации получения первичной информации);

увеличение числа обслуживаемых клиентов.

При завершении курсового проекта решены следующие задачи:

проанализировано текущее состояние процесса обработки информации в магазине "Джей";

обоснованы методы моделирования и проектирования информационной системы;

описана организационная структура магазина "Джей";

разработаны методы внедрения АИС;

рассчитана экономическая эффективность.

Список источников


1.      "Базы данных. Разработка приложений". Л.В. Рудикова - Москва, БХВ-Петербург, 2006 г. - 496 с.

2.      "Изучаем MySQL".М. Дэвис, Д. Филлипс. И: Символ-Плюс 2008 г - 448 с.

.        "Информационные системы" Голицына О.Л., Максимов Н.В., Попов И. И.: учебное пособие. Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007г. - 496 с.

.        "Проектирование информационных систем".В. В. Коваленко. И: Форум. 2012 г. - 320 с.

.        "Проектирование, разработка и анализ программного обеспечения систем реального времени", Сергей Зыль, И: Москва, БХВ-Петербург, 2010 г. - 336 с.

.        "Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем" Гагарина Л.Г., Киселев Д.В., Федотова Е. Л.: учеб. Пособие / Под ред. Проф.Л.Г. Гагариной. Москва: ИД "Форум": ИНФРА-М. 2009г. - 384 с.

.        "Эффективное курсовое и дипломное проектирование. Алгоритмы и технологии", Е.Н. Леонович, Н.В. Микляева. И: Форум. 2012 г. - 184 с.

.        "Эффективное моделирование с CA ERwin Process Modeler (BPwin; AllFusion Process Modeler)", В.И. Дубейковский. И: Диалог-МИФИ. 2009 г. - 384 с.

.        Архангельский А.Я. Приемы программирования в Delphi на основе VCL. - М.: ООО "Бином-Пресс", 2006 г. - 944 с.: ил.

.        Благодаров А.В., Гринченко Н.Н., Овечкин Г.В. Клиент-серверные технологии баз данных. Методические указания к лабораторным работам. РГРТУ, Рязань, 2007

.        Ю. Шафрин Информационные технологии. Часть 2 Издательство: Бином. Лаборатория знаний; 320 стр., 2002 г.

.        М.Р. Когаловский Перспективные технологии информационных систем Издательства: ДМК Пресс, Компания АйТи; 288 стр., 2003 г.

.        И.А. Стрелец Новая экономика и информационные технологии Издательство: Экзамен, 256 стр., 2003 г.

.        Томас Хюлланд Эриксен Тирания момента. Время в эпоху информации Издательство: Весь Мир, 208 стр., 2003 г.

.        В.В. Липаев Системное проектирование сложных программных средств для информационных систем Издательство: Синтег; 268 стр., 2002 г.

.        Скрипкин К.Г. Экономическая эффективность информационных систем Издательство: ДМК Пресс; 256 стр., 2002 г.

.        Веревченко А.П., и др. Информационные ресурсы для принятия решений Издательства: Деловая Книга, Академический проект; 560 стр., 2002 г.

.        Майкл Дж.Д. Саттон Корпоративный документооборот. Принципы, технологии, методология внедрения Издательства: БМикро, Азбука, 446 стр., 2002 г.

.        В.В. Годин, И.К. Корнеев Информационное обеспечение управленческой деятельности Издательства: Высшая школа, Мастерство; 240 стр., 2001 г.

.        А.П. Прокушева, Т.Ф. Липатникова, Н.А. Колесникова Информационные технологии в коммерческой деятельности Издательство: Маркетинг, 192 стр., 2001 г.

.        В.П. Божко Информационные технологии в статистике Издательства: Финстатинформ, КноРус, 144 стр., 2002 г.

.        Л.Н. Герасимова Информационное обеспечение маркетинга Издательство: Маркетинг, 120 стр., 2004 г.

.        В.Б. Уткин, К.В. Балдин Информационные системы в экономике Издательство: Финансы и статистика, 288 стр., 2004 г.

Похожие работы на - Проектирование автоматизированной информационной системы магазина компьютеров и ноутбуков 'Джей'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!