Электроэнергетика Европейского Союза

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Физика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    262,76 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Электроэнергетика Европейского Союза














Курсовая работа

Электроэнергетика Европейского Союза


Оглавление

 

Введение

Глава № 1: Энергетическая безопасность Европы

Потребности и ресурсы ЕС

Политические риски основных поставщиков энергоносителей

Россия

Иран

Саудовская Аравия

Ливия

Глава № 2: Производство электроэнергии

Технологии производства электроэнергии

Невозобновляемые источники энергии

Ядерная энергетика

Возобновляемые источники энергии

Глава № 3: Экологическая политика Евросоюза

Заключение

Список литературы

Приложение

Приложение № 1:

Приложение № 2:

Приложение № 3:


Введение


На сегодняшний день, одной из самых остро стоящих проблем перед человечеством является нехватка ресурсов, в первую очередь энергоресурсов. Экономический прогресс опережает рост добычи углеводородов - основного источника генерации энергии. Это неминуемо приведет к повышению уровня цен на энергоносители, увеличению нагрузки на окружающую среду. «Стареющее население в развивающемся мире; нехватка энергетических ресурсов, воды, продовольствия и озабоченность изменения климата, вероятно, наложат отпечаток на исторически беспрецедентную продолжающуюся эру процветания», - отмечает Национальный Разведывательный Совет США.

Неблагоприятная энергетическая конъюнктура в первую очередь может негативно ударить по Евросоюзу. Концентрирую 7 % мирового населения, более четверти ВВП и 20 % объема мировой торговли, Евросоюз обладает всего 2 % мировых запасов нефти и 4% газа (которые могут быть в основном выработаны в течение ближайших 20-25 лет).

Самообеспеченность региона сокращается значительно быстрее, чем в целом по ОЭСР и в США. Даже с учетом преобладания в ЕС интенсивной, ресурсосберегающей модели экономического роста и того, что темпы такого роста в прогнозной перспективе составят всего около 2 % в год, Комиссия ЕС и Международное энергетическое агентство предполагают, что к 2030 г. спрос на энергию повысится еще на 15 %. Ожидаемое за этот период сокращение местного производства нефти на 73 %, газа - на 59 и угля - на 41% доведет зависимость ЕС от импорта энергии до 70 % против нынешних 50 %.

Поэтому первоочередными задачами для ЕС в энергетической политики являются:

.        Обеспечение энергетической безопасности региона)         Диверсификация импортеров энергоносителей;)      Обеспечение бесперебойного снабжения;)       Снижение энергетической зависимости;

.        Разработка и внедрение технологий, связанных с возобновляемыми источниками энергии;

.        Защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия со стороны электроэнергетики.

Глава № 1: Энергетическая безопасность Европы


Ранее призрачная угроза нехватки энергоносителей ныне становится всё более реальной для многих стран мира. Мировое потребление энергии за период с 1970 г. удвоилось и к 2030 г. может возрасти еще более чем на 60%, причем 85 % прироста призваны покрыть ископаемые углеводороды.

Между тем природа начинает ставить уже чисто ресурсные ограничения, которые в отличие от прошлого не могут быть преодолены простой заменой одного опорного энергоносителя другим. Всевозрастающий спрос на энергоресурсы предъявляют новые индустриальные страны (КНР, Индия, Бразилия, Южная Корея), где из-за их еще догоняющего и экстенсивного развития экономический рост весьма энергоёмок. Нарастает размежевание географии производства и потребления углеводородов, что усиливает зависимость основных потребителей от импорта. Однако расширение импорта пока не опирается на адекватно развитую инфраструктуру. При этом существенная часть поставок идет из регионов с повышенными политическими рисками (или транзитом через такие регионы), что уже привело к 15 серьезным нарушениям в нефтеснабжении за последние 20 лет. Наконец, отрасль существенно недоинвестируется, что дополнительно снижает её ресурсное и научно-техническое обеспечение и сковывает возможности внутренней реструктуризации.

Накапливаясь, все эти факторы создают качественно новую обстановку в мировой энергетике, придают надвигающемуся кризису уже не преходящий, конъюнктурный, а структурный характер, устойчиво превращающий мировой энергорынок в рынок продавцов с выходом на иной, повышенный уровень цен, в которые закладываются не только растущую себестоимость, но и редкость ресурса. По крайней мере, в 2006 г. мировые цены нефти и газа были вдвое выше, чем предсказывали наиболее радикальные прогнозисты еще три года назад. При этом на перспективу примерно до 2050 г. пока не просматривается комплекс прорывных технических решений, которые позволили бы заменить существующую углеводородную базу энергетики какой-либо иной.

Тревожные кризисные симптомы особенно рельефно проявляются в экономике Евросоюза, где крупнейшая в современном мире концентрация производственного потенциала функционирует на наименее объемной собственной энергетической базе. Тем самым миру демонстрируется его возможное инерционное углеводородное будущее. «Доступ к энергии,- призвано в последней «Зеленой книге» Комиссии ЕС по энергетике,- является основополагающим для повседневной жизни европейца». ЕС уже стал вторым по объему потребления и первым импортером в энергии в мире, порождая к тому же вдвое больший выброс в атмосферу парниковых газов, чем любой другой регион.

 

Потребности и ресурсы ЕС


Концентрирую 7 % мирового населения, более четверти ВВП и 20 % объема мировой торговли, Евросоюз обладает всего 2 % мировых запасов нефти и 4% газа (которые могут быть в основном выработаны в течение ближайших 20-25 лет).

Самообеспеченность региона сокращается значительно быстрее, чем в целом по ОЭСР и в США. Даже с учетом преобладания в ЕС интенсивной, ресурсосберегающей модели экономического роста и того, что темпы такого роста в прогнозной перспективе составят всего около 2 % в год, Комиссия ЕС и Международное энергетическое агентство предполагают, что к 2030 г. спрос на энергию повысится еще на 15 %. Ожидаемое за этот период сокращение местного производства нефти на 73 %, газа - на 59 и угля - на 41% доведет зависимость ЕС от импорта энергии до 70 % против нынешних 50 %.


Возможные альтернативные источники расширения импорта включают страны Персидского залива, Центральной Азии и в особенности Россию.


Однако было бы неправильно считать, что вопрос надежного энергообеспечения европейских потребителей сводится лишь к решению проблемы сокращения импортной зависимости и роста объемов добычи энергоресурсов в пределах ЕС. Повышение надежности энергоснабжения требует разработки и реализации широкого спектра политических инициатив, направленных на диверсификацию источников поставок энергии и технологий ее производства, не игнорируя при этом геополитический контекст и связанные с ним проблемы.

«Зеленая книга - Европейская стратегия безопасности обеспечения энергией», на сегодняшний день является наиболее комплексным документом, показывающим современное положение в европейской энергетике и ставящим цели дипломатии ЕС вплоть до 2020-2030 гг.

Среди многочисленных аспектов формирования и реализации энергетической политики наибольшее внимание экспертов привлекает целый ряд проблем.

1.      Во-первых, фискальные вопросы, в особенности проблемы трансформации дополнительных издержек, вызванных внешними причинами, во внутренние издержки производства с целью создания равных условий для развития и применения различных источников энергии.

.        рыночные проблемы, характеризующиеся призывами к тщательному и подробному мониторингу рыночных процессов, к расширению практики долгосрочного планирования в частном секторе и к созданию механизмов, корректирующих рыночную стихию.

.        технологические вопросы, в том числе вопросы коммерциализации экологически привлекательных, однако первоначально нерентабельных технологий.

«Мы уже не можем считать надежное обеспечение энергоресурсами по доступным ценам как нечто само собой разумеющееся, - констатировал член Комиссии ЕС Б. Ферреро-Вальдер. - Наоборот, сейчас мы обречены на все более энергичную конкуренцию за глобальные энергетические ресурсы, находящиеся в других частях мира, причем становимся все более зависимыми от импорта нефти и газа из регионов, отличающихся геополитической нестабильностью».

Между тем руководство ЕС регулярно обещает своему бизнесу и населению «надежное обеспечение энергией по разумным ценам». Есть плана перевода электроэнергетики Евросоюза в основном на газ, стимулирования трансграничных перетоков энергии внутри единого рынка, коренной модернизации инфраструктуры распределения энергии и т. д. Помимо электроэнергетики и теплоснабжения, нефть и газ в качестве сырья требуются нефтегазохимии, производству минеральных удобрений, оставшимся энергоемким отраслям. Обеспечить выполнение этих целей ЕС планирует путем максимального использования собственных резервов, что предполагает полное освоение местных месторождений, крупномасштабные меры по энергосбережению и задействование нетрадиционные источников энергии.

Геологи не исключают открытия на территории ЕС, в том числе на шельфе, новых «карманов» нефти и газа. Однако в целом территория Европы в геологическом отношении уже хорошо изучена и вряд ли таит крупные приятные сюрпризы. Сейчас добыча нефти осуществляется в размере до 10 % имеющихся запасов ежегодно и скорее всего в следующие 10-20 лет будет сокращаться. По добыче газа (в Великобритании, Нидерландах, Германии, Италии Дании) пик также уже пройден и в следующие 20 лет собственного голубого топлива у ЕС будет вдвое меньше, чем раньше. Регион имеет достаточно крупные невостребованные запасы угля, однако его возможный ренессанс зависит от создания технологии чистого сжигания (с улавливанием СО2 вместо выброса его в атмосферу). При стоимости такого улавливания до 30 евро за тонну СО2 уголь был бы конкурентоспособен по отношению к газу в электроэнергетике. Но таких чистых технологий пока нет, и эксперты ожидают их появления только где-то около 2030 г. Запасы сланцев и битуминозных пород в ЕС незначительны и не принимаются в расчет.

Определенные надежды на продление частичного самообесечения связываются с изменениями внутри энергобаланса и техническим прогрессом. Рассматривается, в частности массовый перевод ТЭЦ с угля на газ (газовые электростанции в 1.5 раза дешевле угольных и меньше загрязняют атмосферу) при широкой использовании технологии когенерации, то есть при одновременном получении электроэнергии и тепла, что повышает кпд сжигания до 60 %. Соответственно прогнозируется вторая электрификация ЕС при росте производства электричества к 2030 г. на 51 %, причем четверть прироста должна дать когенерация.

Однако на практике это потребовало бы переоснащение к 2030 г. до 2/3 электростанций ЕС, что обошлось бы в 625 млрд. евро, а с учетом расширения мощностей ТЭЦ еще 215 млрд. евро. В свою очередь, поддержание в порядке газового хозяйства на следующие 20 лет оценивается в 100 млрд. евро, и все эти наметки не обеспечены требуемым финансированием. Даже основной источник долгосрочного инвестиционного кредитования в ЕС - Европейский инвестиционный банк - до сих пор покрывал лишь 5 % инвестиций в энергосектор, причем в русле общего недоинвестирования отрасли сократил её долю в объеме всего своего кредитования с 23 % в 80-х годах до 9 % в 2000-2005 гг. Намеченная на будущее приоритизация его операций на нужды энергетики ориентируется пока в основном на основание её возобновляемых источников.

Что качается гидроэнергетики, то в Европе уже использовали почти весь природный потенциал и её доля в энергообеспечении ЕС к 2030 г. останется в лучшем случае стабильной.

Надежность природной энергетической базы усиливает интерес к всемерной экономии энергии, которая имеет немалые перспективы. Собственно говоря, промышленность ЕС бережно относилась к энергии и раньше. Показатель эффективности её использования (удельное потребление на единицу ВВП) в 2000 г. составлял 0.8; сейчас упор в такой экономии переносится в сферу строительства, на транспорт быт.

В ноябре 2006 г. Совет ЕС принял План действий по энергоэффективности, предусматривающий сбережение к 2020 г. до 20 % энергии. Это равносильно экономии 390 млн. тонн топлива в нефтяном эквиваленте, 100 млрд. евро импорта, сокращение выбросов СО2 в атмосферу на 780 млн. тонн в год и выгод для каждого домовладение в ЕС в размере от 200 до 1000 евро ежегодно. Конкретно намечено 75 направлений экономии, которые будут реализовываться как через директивные показатели (например, стандарты теплоизоляции), так и через добровольные акции и договоренности (маркировка товаров по энергоемкости, сертификация и т. д.). Для строительного сектора норма экономии определена в 27-30%, транспорта - 26%, в быту выделено 14 категорий товаров (отопители, компьютеры, ксероксы, телевизоры, электромоторы, кондиционеры, холодильники, стиральные машины и т. д.), для которых с 2008 г. устанавливаются стандарты энергоемкости. Ощутимый вклад в достижение этой цели позволят внести рекомендации Белой книги ЕС в области транспортной политики (Transport Policy White Paper).

Среди них возрождение былого "величия" железнодорожного транспорта, инвестирование в развитие трансевропейских транспортных сетей и коридоров, гармонизация налогов на топливо для участников рынка промышленной продукции. Эти предложения гармонично дополняют проект Директивы ЕС о введении платы за пользование транспортной инфраструктурой, который предусматривает, что цены на услуги различных видов транспорта должны адекватно отражать их "полную" стоимость с точки зрения общества в целом (то есть с учетом расходов на защиту окружающей среды, восстановление и развитие транспортной инфраструктуры и пр.).

Особое внимание уделено процессам преобразования энергии, при которых теряется до трети её первоначального объема. Соответствующие задачи по НИОКР в этой области включены в VII Структурную программу поощрения НИОКР в ЕС на 2006-2013 гг. Экономия будет поощряться льготами по налогам и амортизации, субсидированием части затрат, скользящими тарифами на продажу сэкономленной энергии и т. д.


Все эти меры реальны и заслуживают внимательного изучения и разумного взаимствования же в таких энергоизобильных странах как Россия. Однако верно и то, что основные поверхностные (организационно-технические) пласты экономии энергии в ЕС уже сняты и дальнейшее продвижение по этому пути потребует крупных целевых инвестиций, когда затраты начнут догонять ожидаемый эффект. Нередко экономия приобретает сугубо внутрифирменный характер и для всеобщего потребления работают, например, лишь 40 % мощностей по когенерации. Кроме того, вновь присоединившиеся к Евросоюзу страны существенно отстают по возможностям экономии от его ядра и имеют крайне инерционную структуру энергетики, сложившуюся в годы прикармливания их российскими углеводородами в рамках СЭВ. Поэтому Совет ЕС, принимая указанный план, проявил реализм, отклонив предложение Дании экономить в год энергии не по 1 %, а по 1.15 %.

Насколько энергетика ЕС станет более экономной, покажет время. Пока же прогнозисты считают, что даже при реализации всех намеченных мер итоговые показатели электропотребления в ЕС могут измениться разве что в пределах 10 процентных пунктов. Тем большую эйфорию (причем подогреваемую не только «зелеными») вызывают в Евросоюзе работы по освоению новых, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

 

Политические риски основных поставщиков энергоносителей


В мире осталось не много стабильных регионов добычи нефти и газа. К ним относится Россия и, наверное, страны Каспийского региона. Но и в них из-за мирового финансово-экономического кризиса усугубляются социальные противоречия. Все остальные добывающие страны находятся в дуге политической, этнической и гражданской нестабильности. Растет опасность и угроза международного терроризма, который мог бы поставить мир на грань тотального энергетического голода, что, в свою очередь, может привести к непредсказуемым последствиям и разрушению мировой экономики, в частности, в западном полушарии.

Рост цен на углеводороды, скорее всего, приведет к консервации авторитарных режимов. Видимо, в ближайшие несколько лет нужно ожидать возврата к старой концепции поддержки стабильных и дружественных режимов в ущерб демократии, правам человека и свободам. В условиях финансово-экономической самодостаточности стран-производителей нефти и газа, роста влияния России, Китая, Индии и других новых центров мировой политики у США практически не осталось возможностей для экономического и политического давления. История с Ираном в этом смысле показательна. США вряд ли решатся на военную акцию против этой страны, поскольку средств для крупномасштабного удара у них нет.

Специалист по странам Ближнего Востока Георгий Мирский практически исключил возможность катастрофического развития событий в ближневосточном регионе. По его словам, все страны региона прочно заняли свою нишу в мировом производстве и экспорте нефти. В отличие от многих наблюдателей, эксперт не прогнозирует серьезных арабо-израильских столкновений.

Эксперты выделяют две основные проблемы в регионе - это терроризм и ситуация в Иране. По мнению ученого, в ближайшее десятилетие нам предстоит еще не раз столкнуться с проявлениями транснационального терроризма. Что касается Ирана, он действительно идет по пути создания бомбы. Однако для США это не является реальной опасностью. Единственная страна, которая реально опасается иранского ядерного оружия, не может и не будет его терпеть, - это Израиль. Поэтому потенциально не исключен превентивный удар со стороны Израиля по Ирану.

 

Россия


В своем ежегодном исследовании политических рисков Eurasia group (ведущая в мире исследовательская и консалтинговая фирма, которая занимается исследованием глобальных политических процессов) отмечает, что в 2010 году Россия, все еще борясь с экономическим кризисом, будет искать стабильности в политике. «В связи с усугубляющейся безработицей и исчезновением источников дохода в стране растет общественное недовольство. В политике совершается поворот к авторитаризму, 'ястребы' вытесняют либералов, что приводит к авторитарному уклону в экономике и к более конфронтационной и непредсказуемой внешней политике», - такой прогноз дают эксперты. Премьер-министр России В. В. Путин будет чувствовать себя более уверенно.

По мнению Eurasia group, РФ не достойна входить в БРИК, потому что в долгосрочной перспективе позиции по многим направлениям будут только ухудшаться. Из негативных тенденций будут усиливаться: низкий уровень управления страной, стремительное сокращение населения, возрастающая напряженность отношений с соседними державами. Еще свежи воспоминания по поводу газовых кризисов в отношениях России и Украины 2005-2006 и 2008-2009 г.г.

Российские риски имеют как внешний, так и внутриполитический характер. Что касается внешних факторов, то на Западе в определенных кругах все активнее обсуждается тема «российской угрозы энергетической безопасности Запада». Вывод делается такой - надо ослаблять зависимость Запада от России, искать альтернативные источники энергии, создавать «энергетическое НАТО», чтобы противостоять России единым фронтом.

Призывая не политизировать энергетический вопрос, Запад как раз этим и занимается, что создает не лучшую почву для энергодиалога. Остается непонятным, как при этом Запад собирается обеспечивать собственную энергетическую безопасность. Реакция со стороны России на подобный подход может быть только отрицательной, что точно не облегчит доступ западных компаний к российским ресурсам. Напротив, это заставляет Россию диверсифицировать рынки энергоносителей, разворачиваться к потребителям на Восток.

Что касается внутриполитической ситуации, то избирательный цикл 2007-2008 годов достаточно предсказуем и особых рисков не несет. Если, конечно, отметил политолог, некоторые западные силы не будут осознанно «играть на дестабилизацию».

Анализ западных исследований показывает, что источником рисков в России воспринимается непрозрачность и часто непоследовательность политических решений принимаемых на всех уровнях, что, может привести к обострению ситуации в частности для внешних по отношению к России политических игроков. Это будет происходить из-за того, что в российских условиях политическая стабильность обеспечивается не взаимодействием независимых политических институтов, а решениями, принимаемыми конкретными представителями государственной власти.

Иначе говоря, «правила игры» в политике и экономике России определяет действующая власть и «саморегулируемая стабильность» действующей власти пока не выгодна. А при пониженной восприимчивости населения России к политическим решениям внутренние политические риски для самой власти минимальны, поэтому государственная власть и ее политические решения в свою очередь способны стать источником серьезных рисков для тех, кто захочет иметь с дело Россией. И во всем мире это очень хорошо понимают и реагируют на происходящее в России в иногда острее, чем сама российская общественность. И это уже чревато имиджевыми потерями для России.

 

Иран


Безусловно, самые значительные политические риски можно ожидать от Ирана. Его правительство сталкивается всё с большими проблемами сразу по трем направлениям. Внутри страны нарастает число недовольных проводимой президентом политикой, это обусловлено в первую очередь всё возрастающим давлением со стороны государства. На региональном уровне, Тегеран потерял значительное влияние. В Ливане электорат поменял свою направленность против "Хезболлы", возрастает поддержка националистов в Ираке, а иранские финансисты испытывают давление со стороны Абу-Даби.

Иран грозит значительное ужесточение санкций из-за своей ядерной программы со стороны США, ЕС и Японии, даже Россия и Китай не одобряют инициативы Ирана в создании собственного ядерного оружия. Западные страны намерены продолжать переговоры, но скорее всего они ни к чему не приведут, а только позволять выиграть время для достижения Ираном своих ядерных амбиций.

Еще остается значительный риск иранских провокаций в регионе в виде преследования судоходства в Ормузском проливе, поддержки радикальных организаций, разжигание исламского сопротивления в Ираке.

Хотя американские власти и не признают этого официально, они согласились с тем, что Иран может получить возможность для производства атомного оружия к концу этого года. Вероятность вторжения США в Иран значительно снизилась. Однако, 2009 год это критический год, так как Израиль еще не готов признать реальность «ядерного Ирана». Власти Израиля находятся под внутренним давлением со стороны населения своей страны, которое требует принять меры. В этом году риски, связанные с Ираном и риски связанные с Израилем/Палестиной/Ливаном становятся запутанными и связанными. Если год завершится без прямого военного конфликта, то это приведет к тому, что США будут играть меньшую роль в регионе, тогда как Совет сотрудничества стран Персидского завила будет вынужден интегрировать «ядерный Иран» и учиться жить с ним.

Саудовская Аравия

В долгосрочной перспективе наблюдается наибольший политический риск в Саудовской Аравии, являющейся крупнейшим производителем нефти в мире. В настоящее время там политическая оппозиция практически отсутствует. Королевская семья представляет одну из наиболее последовательных политических систем в мире. Однако в долгосрочной перспективе в связи с неконтролируемым ростом населения эта страна неизбежно столкнется с таким фактором, как непрерывно растущий уровень безработицы. Экономика страны практически не диверсифицирована. Рост доходов от продажи нефти в среднесрочной перспективе не предвидится. За последние двадцать лет доход на душу населения снизился в стране на 75%. Следует также принимать во внимание такой фактор как громадная разница в ощущении перспектив развития, существующая между нынешними шестидесяти- и семидесятилетними правителями страны, выросшими в условиях бедности и нищеты, и современной молодежью, которая видит, как буквально на глазах тают доходы.

Существует также и культурный аспект проблемы. Дело в том, что Саудовская Аравия парадоксальным образом является одной из наиболее открытых стран на Ближнем Востоке. Здесь отмечается самый высокий уровень подключения к спутниковым телеканалам на всем Ближнем Востоке, один из наиболее высоких показателей использования мобильной телефонии и доступа к сети Интернет. И одновременно с этим это одно из наиболее закрытых обществ в мире. Все это вместе взятое создает условия для огромной социально-культурной нестабильности. Эти же два фактора в долгосрочной перспективе могут привести к тому, что Саудовская Аравия станет огромной проблемой для своих деловых партнеров.

Ливия

Исследования показали, что Ливия является довольно привлекательным регионом: себестоимость добычи нефти низкая, рынки сбыта находятся рядом, через Средиземное море. Дебиты новых скважин от 100 до 2000 тонн в сутки, добыча продолжительное время осуществляется фонтанным методом, что уже редкость для России. Существовало одно серьезное «но»: Ливию длительное время причисляли к странам-изгоям, спонсорам терроризма. Но страна резко сменила курс конфронтации с Западом на движение в сторону демократизации, рынка и сближения с США. В 2005 году американские нефтяные компании получили концессии в Ливии, и США, похоже, сразу забыли о былых проблемах во взаимоотношениях. На сегодняшний момент в Ливии действует свыше 50 нефтедобывающих компаний, в том числе и одна российская - «Татнефть».

Глава № 2: Производство электроэнергии


Дополнительная мощность производства электроэнергии будет необходима для удовлетворения все увеличивающегося потребления. Увеличение производственной мощности, естественно, требует, от стран осуществления необходимых инвестиций в производство электроэнергии, эксплуатации производственных предприятий должным образом. Мерой развития рынка является либерализация, необходимые дополнительные поставки могут быть импортированы из других стран. На основе различных сценариев спроса, общая мощность производства электроэнергии в странах Европы

должна быть увеличена в среднем на 50 млрд. кВтч в год в течение следующих 20 лет. Это означает, что в среднем ежегодный рост производства электроэнергии составит 1,6 процента до 2010 года, после чего темпы роста незначительно сократятся до 1,3 процента в год до 2020 года.

Одна из общих тенденций в производстве электроэнергии является быстрое расширение масштабов использования природного газа в качестве топлива. Использование газа увеличится более чем вдвое по сравнению с нынешним уровнем, а к 2010 году газ станет самой важным источником в производстве электроэнергии. К 2020 году газ достигнет доли 37 процентов в производстве электроэнергии. В некоторых районах (Великобритания, страны Бенилюкса и Италия), доля газа может достигнуть от 60 до 80 процентов в течение ближайших 20 лет.

Валовое производство электричества Евросоюза (EU-27) с 1990 по 2008 г.:


Структура производства электроэнергии от источников энергии значительно варьируется от одной страны к другой (см. Приложение № 1 и № 2). Северные страны составляют самую большую группу стран, в гидроэнергетике производства и наиболее интенсивным гидроэнергетики области. Объем ядерной энергетики во Франции, и его доля всего производства ядерной энергии в рассматриваемых странах является самой крупной. В Германии и Польше, электричество в основном производится из каменного и бурого угля, в то время как Россия и Великобритания являются крупнейшими потребителей природного газа в производстве электроэнергии.

Технологии производства электроэнергии


Существует широкий спектр технологий, которые сильно отличаются друг от друга, которые используются для генерации электроэнергии. На электростанциях происходит преобразование первичных источников энергии в электричество, можно выделить три следующих способа преобразования энергии в электричество:

A.      Преобразование кинетической энергии в электрическую: все тепловые, ветровые и гидроэлектростанции используют тот же принцип, который вращает турбину генератора

B.      Прямое преобразование энергии солнечного излучения в электроэнергию фотоэлементов.   Электрохимическая конверсия в топливных элементах

Однако во всех типах производства тепловой энергии, окончательного превращения кинетической энергии в электрическую (процесс, выше) предшествует один из двух процессов:

1.      Преобразование химической энергии в тепловую, и в свою очередь, кинетической энергии. В обычных тепловых электростанциях уволили обоих ископаемого топлива и биомассы, химической энергии топлива преобразуется в тепловую путем сжигания; это тепло выпускается в виде пара, который в свою очередь, находится под давлением и используется для включения турбины, тем самым преобразуется в кинетическую энергию

2.      Преобразование ядерной энергии в тепловую, а затем в кинетическую энергию. В атомной электростанции, тепло производится путем деления атома используется для производства тепла, как и в тепловых электростанциях, включите турбины.

Основными видами поколение технологии являются:

 

Невозобновляемые источники энергии

 

Ископаемое топливо в производстве электроэнергии

Крупномасштабные электростанции формируют основу производства электроэнергии Европы, главная часть которого тепловые заводы, использующие ископаемым топливом.

ТЭС (теплоэлектростанции), работающие на угле и лигните (буром угле) используются повсеместно в Европы. На этих заводах уголь и лигнит преобразуются в электричество при сгорании, и с помощью паровой турбины эта энергия генерируется в электричество. Ключевой фактор повышающий эффективность ТЭЦ - потенциал, возникающий при увеличении температуры пара в турбинах, которая зависит от развития новых сплавов металла, способных выдержать более высокие температуры. Увеличение температуры сгорания с 560° до температуры около 700°C ожидается к 2020, увеличивая КПД завода примерно с 43 % (сегодня) приблизительно до 52 %, и следовательно, к 2030 году уменьшатся выбросы CO2 на 35 %. Одно из главных усовершенствований - комбинированный цикл комплексной газификации (ВЦГ).

В настоящее время только горстка заводов ВЦГ находится в производстве в промышленном масштабе в мире, но технология представляет существенный потенциал, для улучшения тепловой эффективности конверсионного процесса. Другое преимущество ВЦГ - возможность улавливания и хранения CO2 (см. ниже) до сгорания. Предполагается, что к 2030 тепловая эффективность заводов ВЦГ сможет достигнуть 52 %. Это, вместе с углеводородным улавливанием перед сгоранием, позволило бы крупномасштабному производству электроэнергии, основанному на твердом ископаемом топливе выбрасывать незначительный объем CO2.

Основным преимуществом парогазовые турбины (ПГУ) является их низкая себестоимость, которая делает ПГУ технологии, особенно привлекательными на либерализованном рынке электроэнергии. ПГУ настоящее время является наиболее эффективной технологией преобразования тепловой энергии, эффективность паровых турбин в настоящее время составляет 57%, к 2030 году она может составить более 60%. Комбинированное производство тепла и электроэнергии, при наличии стабильной тепловой нагрузки и при правильном масштабе, приводит к дополнительной экономии энергии.Существенное сокращение выбросов СО 2 может быть достигнуто путем повышения кпд обычных электростанций и, используя значительную экономию от масштаба. Используя улавливания и хранения углерода (CCS), кроме того, это можно сделать использование ископаемого топлива электростанциями практически не загрязняя атмосферу.

 
Когенерация (Комбинированные Heat & Power)

Обычный (традиционный) способ получения электричества и тепла заключается в их раздельной генерации (электростанция и котельная). При этом значительная часть энергии первичного топлива не используется. Можно значительно уменьшить общее потребление топлива путем применения когенерации (совместного производства электроэнергии и тепла).

Когенерация есть термодинамическое производство двух или более форм полезной энергии из единственного первичного источника энергии.

Две наиболее используемые формы энергии - механическая и тепловая. Механическая энергия обычно используется для вращения электрогенератора. Вот почему именно следующее определение часто используется в литературе (несмотря на свою ограниченность).

Когенерация есть комбинированное производство электрической (или механической) и тепловой энергии из одного и того же первичного источника энергии.

Произведенная механическая энергия также может использоваться для поддержания работы вспомогательного оборудования, такого как компрессоры и насосы. Тепловая энергия может использоваться как для отопления, так и для охлаждения. Холод производится абсорбционным модулем, который может функционировать благодаря горячей воде, пару или горячим газам.

При эксплуатации традиционных (паровых) электростанций, в связи с технологическими особенностями процесса генерации энергии, большое количество выработанного тепла сбрасывается в атмосферу через конденсаторы пара, градирни и т.п. Большая часть этого тепла может быть утилизирована и использована для удовлетворения тепловых потребностей, это повышает эффективность с 30-50% для электростанции до 80-90% в системах когенерации.

Исследования, разработки и проекты, реализованные в течение последних 25 лет, привели к существенному усовершенствованию технологии, которая теперь действительно является зрелой и надежной. Уровень распространения когенерации в мире позволяет утверждать, что это наиболее эффективная (из существующих) технология энергообеспечения для огромной части потенциальных потребителей.

Когенерационные установки широко используются в малой энергетике, мини-ТЭЦ <#"551708.files/image006.gif">

 

Энергия ветра


Ветроэнергетика - отрасль энергетики <#"551708.files/image007.gif">

Энергия ветра, где ЕС является безусловным лидером в мире с установленной мощностью ветров в 34 тыс. МВт. Разработана типовая модель ВЭС, их кумулятивная мощность возросла за последние пять лет вчетверо. Наметки «Белой книги» здесь явно будут перевыполнены и вместо планируемых 40 тыс. МВт их установленная мощность на 2010 г. прогнозируется в 72 тыс. МВт при первенстве Германии.

Сегодня в Европе функционируют около 30 оффшорных ветроэлектростанций, однако сложностей с быстрой передачей электричества туда, где возникает такая потребность, избежать, пока не удается. Причиной тому - почти полное отсутствие между станциями электрораспределительных сетей. Новые кросс-европейские линии электропередачи помогут обезопасить электроснабжение стран ЕС и предотвратить аварии в электросетях.

К 2020 году Евросоюз хотел бы получать из возобновляемых источников пятую часть всей вырабатываемой электроэнергии, что сократит зависимость от импортируемых нефти и газа и на 20% (по меньшей мере) снизит объемы выбросов парниковых газов. Если правительства стран ЕС обеспечат достаточное финансирование, уже через десять лет ветроэлектростанции будут давать 16% всей вырабатываемой в Европе электроэнергии, сообщает "Компьюлента".

 

Биомасса


Биомасса (биоматерия, биота)- совокупная масса растительных и животных организмов, присутствующих в биогеоценозе <#"551708.files/image008.gif">

Изменение климата является важнейшей причиной, которая вынуждает ЕС выбирать стратегию сокращения потребления энергии, искать разумный баланс между экономическим развитием и охраной окружающей среды. Энергетическая политика играет ключевую роль в выполнении Киотского протокола, в соответствии с обязательствами по которому Европа должна снизить выбросы парниковых газов на 8% в период с 1990 по 2010 гг. Европа вносит только 14 % в полную ежегодную эмиссию CO2, что гораздо меньше, чем эмиссия Азии (25 %) и Северной Америки (29 %). Киотский протокол, возможно, станет лишь первым шагом к сокращению эмиссии парниковых газов. В будущей структуре энергетической политики необходимо учесть соответствующие долгосрочные цели, которые будут способствовать устойчивому развитию стран Европейского Союза.

Европейский Союз не сможет выполнить принятые обязательства по Киотскому протоколу, если не будут предприняты шаги по снижению спроса на энергию. В то же время эти меры должны приниматься в сочетании с мерами по снижению зависимости от энергетического импорта. Налогообложение, государственная поддержка и регулирование спроса - основные меры для решения этих вопросов.

Очевидно, что рост энергопотребления приведет к росту эмиссии СО2. Если сегодняшние тенденции сохранятся и не будет предпринято решительных мер, к 2010 г. эмиссии ЕС возрастут на 5% по сравнению с 1990 г., базовым годом по Киотскому протоколу. В транспортном секторе к 2010 г. эмиссии СО2 возрастут на 40 % по сравнению с уровнем 1990 г. Поэтому наибольшие усилия для снижения эмиссий должны быть сделаны именно в этом секторе.

Проблема изменения климата и растущая интеграция Европейского энергетического рынка побуждают Европейский Союз принять меры по улучшению управления спросом. Одним из весьма эффективных способов решения этой проблемы являются серьезные усилия по продвижению возобновляемых источников энергии.

Европейский электроэнергетический сектор осуществляет значительные инвестиции, чтобы сократить выбросы в атмосферу в последние годы и в дальнейшем будет оказывать содействие улучшению качества воздуха в Европе. В период между 1980 и 2005 годами, Европейский электроэнергетики (ЕС-15) сократила свои выбросы SO2 и NOx значительно (на 80% и 53% для SO 2 и NO x, соответственно), а производство электроэнергии увеличилось на 82% за этот же период.

Энергетическая система в Европе с нулевыми выбросами углерода может быть достигнута к 2050 году даже в системе рыночных отношений. Чтобы это стало реальностью, необходимо чтобы правительства поддерживали рынок квот на эмиссию углерода в стабильном состоянии и предпринимали попытки снизить предел выбросов углерода в атмосферу до минимального. Также необходимы усилия европейского правительства для реализации проектов, направленных на предотвращение изменения климата на планете, и повсеместного распространения энергосберегающих технологий. «В любом случае, ключом к достижению поставленной цели станет изменение спроса на европейском рынке энергетики, а точнее его переориентацию с углерод содержащих видов топлива на энергосберегающие и более экологически чистые путем снижения рыночной цены последних», - заявил президент ассоциации энергетической промышленности Европы Ларс Джозефсон в Брюсселе на презентации нового исследования «Энергетические вызовы: пути перехода к энергетике с нулевыми выбросами углерода до 2050».

Следуя декларации подписанной в Марте главами энергетических компаний, которые вырабатывают более 70% всей энергии ЕС, а также внося вклад в развитие сектора альтернативных источников энергии, новое исследование рассматривает пути реализации этих перспектив. В программе берется энергетическая модель PRIMES, разработанная командой специалистов Афинского технологического университета под руководством Пантелиса Капроса. Она уже используется в программах Европейской комиссии совместно с VGB PowerTech.

Данный план разрабатывает сценарии для 27 крупнейших экономик Европы на период 1990-2050. Основной тренд развития данной программы учитывает настоящую политику европейских стран, в особенности действующие планы по сокращению выбросов СО2. Сценарий «Энергетические вызовы» устанавливает предел сокращения выбросов СО2 до 75% во всех экономиках ЕС и нацеливается на формирование энергетики базирующейся на комплексном энергетическом рынке. В этом плане основная роль отводится попыткам по предотвращению изменения климата, а мировой рынок квот на эмиссию СО2 определяет цену СО2, которая едина для всех секторов экономики. Специфическая политика и стандарты будут стимулировать спрос на внедрение энергосберегающих технологий, что выльется в снижении спроса на саму энергию. Электричество в свое время станет основным видом топлива для транспорта, а гибридные и электрические автомобили будут выпускаться в большом количестве.

Сценарий прогнозирует значительное сокращение доли углеводородного сырья в энергетике ЕС на период 2025-2040, и как следствие значительное снижение зависимости ЕС от импорта ресурсов. Одним из основных выводов данной разработки является необходимость стимулирования правительством серьезных капиталовложений в освоение возобновляемых источников энергии, в развертывание программ по применению технологий по улавливанию и хранению СО2, в новые ядерные электростанции, в так называемые «умные» энергетические сети. А также надо принимать все меры, способствующие признанию обществом новой энергетической инфраструктуры и политики.

Заключение


Вопросы энергетики <#"551708.files/image009.gif">

Приложение № 2

 

Приложение № 3:

 

Ядерные реакторы ЕС-27

Страна

Название агрегата

Тип реактора

Статус

Год ввода в эксплуатацию

Валовая мощность, МВт

Бельгия

BR-3 PWR (test)

PWR

Демонтирован

10.10.1962

12

Бельгия

Doel-1

PWR

Действующая

15.11.1975

413

Бельгия

Doel-2

PWR

Действующая

01.12.1975

413

Бельгия

Doel-3

PWR

Действующая

11.10.1982

1056

Бельгия

Doel-4

PWR

Действующая

01.07.1985

1059

Бельгия

Tihange-1

PWR

Действующая

01.10.1975

1009

Бельгия

Tihange-2

PWR

Действующая

06.06.1983

1055

Бельгия

Tihange-3

PWR

Действующая

01.09.1985

1070

Болгария

Belene-1

PWR/VVER

Планируемая

01.07.2011

1000

Болгария

Belene-2

PWR/VVER

Приостановлена разработка

01.07.2013

1000

Болгария

Belene-3

PWR/VVER



1000

Болгария

Belene-4

PWR/VVER



1000

Болгария

Kozloduy-1

PWR/VVER

Закрыта

28.10.1974

440

Болгария

Kozloduy-2

PWR/VVER

Закрыта

25.11.1975

440

Болгария

Kozloduy-3

PWR/VVER

Закрыта

27.07.1981

440

Болгария

Kozloduy-4

PWR/VVER

Закрыта

30.07.1982

440

Болгария

Kozloduy-5

PWR/VVER

Действующая

23.12.1988

1000

Болгария

Kozloduy-6

PWR/VVER

Действующая

30.12.1993

1000

Чешская Республика

Dukovany-1

PWR/VVER

Действующая

03.05.1985

442

Чешская Республика

Dukovany-2

PWR/VVER

Действующая

21.09.1986

446

Чешская Республика

Dukovany-3

PWR/VVER

Действующая

20.12.1986

460

Чешская Республика

Dukovany-4

PWR/VVER

Действующая

20.12.1986

456

Чешская Республика

Temelin-1

PWR/VVER

Действующая

31.03.2002

981

Чешская Республика

Temelin-2

PWR/VVER

Действующая

02.09.2002

981

Чешская Республика

Temelin-3

PWR/VVER

Приостановлена


981

Чешская Республика

Temelin-4

PWR/VVER

Приостановлена разработка


981

Финляндия

Loviisa-1

PWR/VVER

Действующая

09.05.1977

510

Финляндия

Loviisa-2

PWR/VVER

Действующая

05.07.1981

510

Финляндия

Olkiluoto-1

BWR

Действующая

10.10.1979

870

Финляндия

Olkiluoto-2

BWR

Действующая

10.07.1982

870

Финляндия

Olkiluoto-3

LWR

Строится

01.01.2011

1600

Франция

Belleville-1

PWR

Действующая

01.07.1988

1363

Франция

Belleville-2

PWR

Действующая

01.01.1989

1363

Франция

Blayais-1

PWR

Действующая

01.12.1981

951

Франция

Blayais-2

PWR

Действующая

01.02.1983

951

Франция

Blayais-3

PWR

Действующая

14.11.1983

951

Франция

Blayais-4

PWR

Действующая

01.10.1983

951

Франция

Bugey-1

GCR

Закрыта

01.07.1972

555

Франция

Bugey-2

PWR

Действующая

01.03.1979

964

Франция

Bugey-3

PWR

Действующая

01.03.1979

964

Франция

Bugey-4

PWR

Действующая

01.07.1979

964

Франция

Bugey-5

PWR

03.01.1980

964

Франция

Cattenom-1

PWR

Действующая

01.04.1987

1362

Франция

Cattenom-2

PWR

Действующая

01.02.1988

1362

Франция

Cattenom-3

PWR

Действующая

01.02.1991

1362

Франция

Cattenom-4

PWR

Действующая

01.07.1992

1362

Франция

Chinon-1

GCR

Приостановлена разработка

01.02.1964

83

Франция

Chinon-2

GCR

Демонтируется

24.02.1984

210

Франция

Chinon-3

GCR

Демонтируется

04.08.1966

375

Франция

Chinon-B1

PWR

Действующая

01.02.1984

954

Франция

Chinon-B2

PWR

Действующая

01.08.1984

954

Франция

Chinon-B3

PWR

Действующая

04.03.1987

954

Франция

Chinon-B4

PWR

Действующая

01.08.1988

954

Франция

Chooz-A

PWR

Стадия очистки

15.04.1967

320

Франция

Chooz-B1

PWR

Действующая

15.05.2000

954

Франция

Chooz-B2

PWR

Действующая

29.01.2002

1516

Франция

Civaux-1

PWR

Действующая

02.04.1984

1561

Франция

Civaux-2

PWR

Действующая

01.04.1985

1561

Франция

Cruas-1

PWR

Действующая

02.04.1984

956

Франция

Cruas-2

PWR

Действующая

01.04.1985

956

Франция

Cruas-3

PWR

Действующая

10.09.1984

956

Франция

Cruas-4

PWR

Действующая

11.02.1985

956

Франция

Dampierre-1

PWR

Действующая

10.09.1980

957

Франция

Dampierre-2

PWR

Действующая

16.02.1981

957

Франция

Dampierre-3

PWR

Действующая

27.05.1981

957

Франция

Dampierre-4

PWR

Действующая

20.11.1981

957

Франция

EL-4 (Prototype)

HWGCR

Демонтирована

01.06.1968

75

Франция

Fessenheim-1

PWR

Действующая

30.12.1977

930

Франция

Fessenheim-2

PWR

Действующая

18.03.1978

930

Франция

Flamanville-1

PWR

Действующая

01.12.1986

930

Франция

Flamanville-2

PWR

Действующая

09.03.1987

1382

Франция

Flamanville-3

PWR

Строится


1600

Франция

G-2 (Marcoule)

GCR

Закрыта

22.04.1959

42

Франция

G-3 (Marcoule)

GCR

Закрыта

04.04.1960

42

Франция

Golfech-1

PWR

Действующая

01.02.1991

1362

Франция

Golfech-2

PWR

Действующая

01.01.1994

1362

Франция

Gravelines-1

PWR

Действующая

01.12.1980

957

Франция

Gravelines-2

PWR

Действующая

01.12.1980

957

Франция

Gravelines-3

PWR

Действующая

01.06.1981

957

Франция

Gravelines-4

PWR

Действующая

01.10.1981

957

Франция

Gravelines-5

PWR

Действующая

15.07.1985

957

Франция

Gravelines-6

PWR

Действующая

25.10.1985

957

Франция

Nogent-1

PWR

Действующая

25.10.1981

1363

Франция

Nogent-2

PWR

Действующая

01.05.1989

1363

Франция

Paluel-1

PWR

Действующая

01.12.1985

1382

Франция

Paluel-2

PWR

Действующая

01.12.1985

1382

Франция

Paluel-3

PWR

Действующая

01.02.1986

1382

Франция

Paluel-4

PWR

Действующая

01.06.1986

1382

Франция

Penly-1

PWR

Действующая

01.12.1990

1382

Франция

Penly-2

PWR

Действующая

01.11.1992

1382

Франция

Phenix

FBR

Действующая

14.07.1974

250

Франция

St. Alban-1

PWR

Действующая

01.05.1986

1381

Франция

St. Alban-2

PWR

Действующая

01.03.1987

1381

Франция

St. Laurent-A1

GCR

Стадия очистки

01.06.1969

450

Франция

St. Laurent-A2

GCR

Стадия очистки

01.11.1971

465

Франция

St. Laurent-В1

PWR

Действующая

01.08.1983

957

Франция

St. Laurent-В2

PWR

Действующая

01.08.1983

957

Франция

Tricastin-1

PWR

Действующая

01.12.1980

957

Франция

Tricastin-2

PWR

Действующая

10.12.1980

957

Франция

Tricastin-3

PWR

Действующая

11.05.1981

957

Франция

PWR

Действующая

01.11.1981

957

Германия

Biblis-A

PWR

Действующая

26.02.1975

1225

Германия

Biblis-B

PWR

Действующая

31.01.1977

1300

Германия

Biblis-C

PWR

Приостановлена разработка


1250

Германия

Borken

PWR

Приостановлена разработка


1240

Германия

Brokdorf

PWR

Действующая

22.12.1986

1440

Германия

Brunsbuttel

PWR

Действующая

09.02.1977

806

Германия

Emsland

PWR

Действующая

20.06.1988

1363

Германия

Grafenrheinfeld-1

PWR/VVER

Действующая

07.07.1974

440

Германия

Grafenrheinfeld-2

PWR/VVER

Демонтирована

04.04.1975

440

Германия

Grafenrheinfeld-3

PWR/VVER

Демонтирована

05.05.1978

440

Германия

Grafenrheinfeld-4

PWR/VVER

Демонтирована

11.11.1979

440

Германия

Grafenrheinfeld-5

PWR/VVER

Демонтирована

01.11.1989

440

Германия

Grafenrheinfeld-6

PWR/VVER

Приостановлена разработка


440

Германия

Grafenrheinfeld-7

PWR/VVER



440

Германия

Grafenrheinfeld-8

PWR/VVER



440

Германия

Grohnde

PWR

Действующая

01.02.1985

1430

Германия

Grosswelzheim

BWR

Демонтирована

02.08.1970

27

Германия

Gundremmingen KRB-A

BWR

Демонтирована

12.04.1967

250

Германия

Gundremmingen-B

BWR

Действующая

19.07.1984

1344

Германия

Gundremmingen-C

BWR

Действующая

18.07.1985

1344

Германия

Isar-1

BWR

Действующая

21.03.1979

912

Германия

Isar-2

PWR

Действующая

09.04.1988

1475

Германия

Juelich AVR

HTGR

Стадия очистки

19.05.1969

15

Германия

Kahl VAK

BWR

Демонтирована

01.02.1962

16

Германия

Kalkar (SN300)

FBR

Приостановлена разработка


327

Германия

Karlsruhe MZFR

PHWR

Демонтирована


55

Германия

KNK-II

FBR

Закрыта

19.12.1966

20

Германия

Krummel

BWR

Действующая


1316

Германия

Lingen KWL

BWR

Стадия обслуживания и ухода

28.03.1984

268

Германия

Muelheim-Karlich

PWR

Демонтирована

01.10.1968

1302

Германия

Neckarwestheim-1

PWR

Действующая

01.10.1987

1302

Германия

Neckarwestheim-2

PWR

Действующая

01.12.1976

1400

Германия

Neupotz-1

PWR

Приостановлена

15.04.1989

1283

Германия

Niederaichbach (KKN)

HWGCR

Демонтирована


106

Германия

Obrigheim

PWR

Закрыта

01.01.1973

357

Германия

Philippsburg-1

BWR

Действующая

31.03.1969

926

Германия

Philippsburg-2

PWR

Действующая

26.03.1980

1458

Германия

Rheinsberg KKR

VVER

Демонтирована

18.04.1985

70

Германия

Schmehausen

PWR

Приостановлена

11.10.1966

1231

Германия

Stade

PWR

Закрыта

19.05.1972

672

Германия

Stendal-1

PWR/VVER

Приостановлена разработка


1000

Германия

Stendal-2

PWR/VVER

Приостановлена


1000

Германия

THTR-300

HTGR

Стадия очистки

01.06.1987

308

Германия

Unterweser

PWR

Действующая

06.09.1979

1350

Германия

Wurgassen

BWR

Закрыта

11.11.1975

670

Германия

Wyhl-1

PWR

Приостановлена разработка


1284

Венгрия

Paks-1

PWR

Действующая

10.08.1983

460

Венгрия

Paks-2

PWR

Действующая

14.11.1984

460

Венгрия

Paks-3

PWR

Действующая

01.12.1986

460

Венгрия

Paks-4

PWR

Действующая

01.11.1987

460

Литва

Ignalina-1

LWGR/RBMK

Закрыта

05.05.1985

1500

Литва

Ignalina-2

LWGR/RBMK

Закрыта

20.08.1987

1500

Литва

Ignalina-3

LWGR/RBMK

Планировалась


1500

Румыния

Cernavoda-1

PHWR/CANDU

Действующая

02.12.1996

707

Румыния

Cernavoda-2

PHWR

Действующая

05.10.2007

706

Румыния

Cernavoda-3

PHWR

Планируемая


706

Румыния

Cernavoda-4

PHWR

Строительство приостановлено


706

Румыния

Cernavoda-5

PHWR



706

Румыния

Olt

PWR/VVER

Приостановлена разработка


420

Словакия

Bohunice A-1

HWGCR

Демонтирована

01.12.1972

143

Словакия

Bohunice-1

PWR/VVER

Закрыта

04.04.1980

440

Bohunice-2

PWR/VVER

Действующая

01.06.1981

440

Словакия

Bohunice-3

PWR/VVER

Действующая

14.02.1985

440

Словакия

Bohunice-4

PWR/VVER

Действующая

18.12.1985

440

Словакия

Mochovce-1

PWR/VVER

Действующая

13.10.1998

440

Словакия

Mochovce-2

PWR/VVER

Действующая

11.04.2000

440

Словакия

Mochovce-3

PWR/VVER

Стадия строительства


440

Словакия

Mochovce-4

PWR/VVER

Стадия строительства


440

Словения

Krsko

PWR

Действующая

01.01.1983

707

Испания

Almaraz-1

PWR

Действующая

01.09.1983

980

Испания

Almaraz-2

PWR

Действующая

01.07.1984

980

Испания

Asco-1

PWR

Действующая

10.12.1984

1033

Испания

Asco-2

PWR

Действующая

31.03.1986

1033

Испания

Cofrentes

PWR

Действующая

11.03.1985

1095

Испания

Santa Maria de Garona

PWR

Действующая

11.05.1971

466

Испания

Trillo-1

PWR

Действующая

06.08.1988

1066

Испания

Vandellos-2

PWR

Действующая

08.03.1988

1087

Швеция

Forsmark-1

BWR

Действующая

10.12.1980

1008

Швеция

Forsmark-2

BWR

Действующая

07.07.1981

1010

Швеция

Forsmark-3

BWR

Действующая

18.08.1985

1200

Швеция

Oskarshamn-1

BWR

Действующая

06.02.1972

462

Швеция

Oskarshamn-2

BWR

Действующая

01.01.1975

630

Швеция

Oskarshamn-3

BWR

Действующая

15.08.1985

1205

Швеция

Ringhals-1

BWR

Действующая

01.01.1976.

865

Швеция

Ringhals-2

PWR

Действующая

01.05.1975

915

Швеция

Ringhals-3

PWR

Действующая

09.09.1981

980

Швеция

Ringhals-4

PWR

Действующая

21.11.1983

980

Швейцария

Beznau-1

PWR

Действующая

01.09.1969

380

Швейцария

Beznau-2

PWR

Действующая

01.12.1971

380

Швейцария

Goesgen

PWR

Действующая

01.11.1979

1020

Швейцария

Leibstadt

BWR

Действующая

15.12.1984

1170

Швейцария

Muehleberg

PWR

Действующая

06.11.1972

378

Великобритания

Dungeness-B1

AGR

Действующая

01.04.1989

660

Великобритания

Dungeness-B2

AGR

Действующая

01.04.1985

660

Великобритания

Hartlepool-1

AGR

Действующая

01.04.1989

660

Великобритания

Hartlepool-2

AGR

Действующая

01.04.1989

660

Великобритания

Heysham-A1

AGR

Действующая

01.04.1989

660

Великобритания

Heysham-A2

AGR

Действующая

01.04.1989

660

Великобритания

Heysham-B1

AGR

Действующая

01.04.1989

660

Великобритания

Heysham-B2

AGR

Действующая

01.04.1989

660

Великобритания

Hinkley Point-B1

AGR

Действующая

02.10.1978

660

Великобритания

Hinkley Point-B1

AGR

Действующая

27.09.1976

660

Великобритания

Hunterston-B1

AGR

Действующая

06.02.1976

660

Великобритания

Hunterston-B1

AGR

Действующая

31.03.1977

660

Великобритания

Oldbury-2

GCR

Действующая

31.03.1977

313

Великобритания

Oldbury-1

GCR

Действующая

31.12.1967

313

Великобритания

Sizewell-B

PWR

Действующая

30.09.1968

158

Великобритания

Torness unit A

AGR

Действующая

22.09.1995

682

Великобритания

Torness unit B

AGR

Действующая

25.05.1988

682

Великобритания

Wylfa-1

GCR

Действующая

01.11.1971

655

Великобритания

Wylfa-2

GCR

Действующая

03.01.1972

655



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!