Плотность заряда, поступающего в двигатель, на номинальном
режиме вычисляется по формуле:

,
где 
- удельная газовая постоянная для воздуха, Дж/кгК;

287 Дж/кгК;

3.
Ход поршня при номинальной частоте вращения, Sp вычисляется по формуле:

где 
= 1900 об/мин;
Отношение площади поршня к площади клапанов вычисляется по
формуле:

,
где 
= 3,14;
R - радиус поршня, мм;
R = 70 мм;

- радиус впускного клапана, мм;

= 12,25 мм;
Максимальная скорость свежего заряда в проходном сечении впускного
клапана, 
вычисляется по формуле:

;
Сопротивление выпускной системы с учётом коэффициента
затухания скорости

;
принимаем 
.
Давление в цилиндре двигателя в конце впуска 
, вычисляется по формуле:

Давление остаточных газов на номинальном режиме работы, 
, двигателя вычисляется по формуле:

Температура остаточных газов 
, принимаем 
Коэффициент остаточных газов 
вычисляется по формуле:

где 
- степень сжатия;

= 17,4

.
Температура рабочего тела 
в конце наполнения вычисляется по формуле:
где 
(
теплоёмкость продуктов сгорания при постоянном давлении, 
теплоёмкость воздуха при постоянном давлении).

.
Коэффициент наполнения вычисляется по формуле:

;
Процесс сжатия
Для определения показателя адиабаты сжатия по учебному пособию
принимаем нижний предел температуры рабочего тела в конце сжатия 
, расчётную температуру 
.
Теплоёмкость свежего заряда в точке С согласно таблице 10 будет
равна:

,
где 
- температура в конце такта сжатия, (
);

;

/кмоль.
Теплоёмкость свежего заряда в точке А вычисляется по формуле:

,
Рисунок 1. Расчётный цикл при V= const
где 
- температура рабочего тела в конце наполнения, в точке А, (
);

;

/кмоль.
Показатель адиабаты сжатия вычисляется по формуле:

;
Принимаем 
.
Температура рабочего тела в конце сжатия вычисляется по формуле:


.
Ошибка в выборе расчётной температуры рабочего тела в конце сжатия
вычисляется по формуле:

Так как ошибка не превышает 2%, значение 
, выбрано верно.
Давление в конце сжатия вычисляется по формуле:

Процесс сгорания
При определении температуры рабочего тела в конце сгорания
предполагаем, что процесс сгорания рабочего тела в начале проходит при
постоянном объёме, а затем при постоянном давлении. Температуру рабочего тела в
точке определяем на основании уравнения внутренних энергий для точки С и Z с учётом количества теплоты, выделенной при сгорании
топлива.
Общее уравнение сгорания для дизельных двигателей имеет следующий
вид

,
Действительный коэффициент молекулярного изменения вычисляется по
формуле:


.
Степень повышения давления на участке С - Z1
принимаем 
.
Коэффициент использования теплоты принимаем 
= 0,865.
Определяем значения внутренних энергий:
воздуха в конце сжатия по формуле:


.
продуктов сгорания в конце сжатия при 
по формуле:


;
продуктов сгорания в конце сжатия с учётом коэффициента избытка
воздуха по формуле:

;

.

;
Правую часть уравнения с учётом данных, приведённых в учебном
пособие, преобразуем следующим образом:
определяем внутреннюю энергию рабочего тела в точке Z при
по формуле:

определяем внутреннюю энергию воздуха по формуле:

внутреннюю энергию рабочего тела в точке Z с учётом коэффицента избытка воздуха по формуле:

После преобразований получаем:
откуда

;
Давление в конце сгорания вычисляется по формуле:

Степень предварительного расширения вычисляется по формуле:

;

.
Степень последующего расширения вычисляется по формуле:


.
Процесс расширения и выпуска
Для определения теплоёмкостей рабочего тела используем данные из
учебного пособия.
Теплоёмкость продуктов сгорания в точке Z при
вычисляется по формуле:

где 
Теплоёмкость воздуха в точке Z вычисляется по формуле:

Теплоёмкость рабочего тела в точке Z с учётом коэффициента избытка воздуха, (
) вычисляется по формуле:

Принимаем температуру рабочего тела в конце расширения 
Теплоёмкость продуктов сгорания в точке B для принятой температуры 
при 
вычисляется по формуле:

;
Теплоёмкость воздуха в точке В для принятой температуры 
вычисляется по формуле:

Теплоёмкость рабочего тела в точке B с учётом коэффициента избытка воздуха, (
) вычисляется по формуле:



Показатель политропы расширения вычисляется по формуле:

;

.
Температура рабочего тела в конце расширения вычисляется по
формуле:

где 
;

;

.
Ошибка составит:

Так как ошибка не превышает 2%, значение 
, выбрано верно.
Давление рабочего тела в конце расширения вычисляется по формуле:

где 
Проверка выбранной температуры остаточных газов.
где 
Ошибка составит:

где 
Так как ошибка не превышает 2%, значение температуры остаточных
газов выбрано верно.
Показатели работы цикла определяем на основании данных, полученных
в результате выполненных расчётов процессов впуска, сжатия, сгорания и
расширения.
Среднее теоретическое индикаторное давление вычисляется по
формуле:

,

= 
.
Для определения действительного среднего индикаторного давления
принимаем коэффициент скругления индикаторной диаграммы 
, коэффициент полноты насосных потерь 
Действительное среднее индикаторное давление вычисляется по
формуле:

где 

Индикаторный коэффициент полезного действия вычисляется по
формуле:


.
Индикаторный удельный расход топлива вычисляется по формуле:


гр/кВт∙ч;
Давление механических потерь вычисляется по формуле:

где 

= 1900 об/мин (
);

.
Эффективное давление вычисляется по формуле:

Механический коэффициент полезного действия вычисляется по
формуле:

Эффективный коэффициент полезного действия вычисляется по формуле:


;
Эффективный удельный расход топлива вычисляется по формуле:

Индикаторная мощность двигателя вычисляется по формуле:

где 
Диаметр цилиндра двигателя вычисляется по формуле:
двигатель сгорание
тепловой баланс

где 
- тактность;

;
Литраж двигателя вычисляется по формуле:

.
Расчётная мощность двигателя вычисляется по формуле:

Крутящий момент двигателя вычисляется по формуле:

Часовой расход топлива вычисляется по формуле:

Тепловой баланс двигателя
Общее количество теплоты, выделенной при полном сгорании топлива
за один час, вычисляется по формуле:

где 
;
Теплота, эквивалентная эффективной работе двигателя вычисляется по
формуле:

,
где 

;
Теплота, эквивалентная механическим потерям вычисляется по
формуле:

,
где 

;
Теплота, потерянная с отработавшими газами, определяется как
разность между теплотой, унесённой с отработавшими газами и теплотой,
поступающей в цилиндры двигателя со свежим зарядом.
Температура отработавших газов в 
где 
Температура воздуха, поступающего в цилиндры двигателя,
вычисляется по формуле:

где
Изобарная теплоёмкость продуктов сгорания при температуре 
вычисляется по формуле:

Изобарная теплоёмкость продуктов сгорания при температуре 
вычисляется по формуле:

Теплоёмкость отработавших газов с учётом значения
коэффициента избытка воздуха вычисляется по формуле:

где α = 1,7;
Изобарная теплоёмкость воздуха, поступающего в цилиндр двигателя,
вычисляется по формуле:

где 
Теплота, потерянная с отработавшими газами, вычисляется по
формуле:

,



;
Теплота, передаваемая охлаждающей жидкости, вычисляется по
формуле:

|
где
|
c - коэффициент
пропорциональности;
|
|
принимаем с = 0,35
|
|
i = 8;
|
|
Dц = 1,48 дм;
|
|
m - показатель степени;
|
|
принимаем m = 0,68;
|
|
n = 1900 об/мин;
|
|
α =
1,7;
|

;
Неучтённые потери вычисляются по формуле:

;

;
Список использованных источников
1. Расчёт
автомобильных и тракторных двигателей: Учебное пособие для вузов./ А.И. Колчин,
В.П. Демидов - 3-е изд. перераб. и доп. - М: Высш. шк., 2002. - 496 с.
2. Ховах
М.С. конструирование узлов и деталей машин. / В.М. Архангельский, М.М. Вихерт,
А.Н. Войнов, Ю.А. Степанов, В.И. Трусов, М.С. Ховах. - М.: Изд-во «Машиностроение»,
1977. - 592 с.
3. Богатырёв
А.В. и др. Автомобили/ А.В. Богатырёв, Ю.К. Есеновский Лашков, М.Л. Насовский,
В.А. Чернышев. - М.: Колос, 2004. - 496 с.
. Тепловые
расчёты автомобильных двигателей: учеб. пособие / Сост. П.Л. Шевченко - Омск:
Изд-во СибАДИ. 2007. - 38 с.
. Шевченко
П.Л. Расчёт автомобильных двигателей «Методические указания к курсовому проекту
по двигателям внутреннего сгорания, для студентов, обучающихся по специальности
«Автомобили и автомобильное хозяйство»»: методические указания / П.Л. Шевченко;
СибАДИ. - Омск: СибАДИ, 2008. - 28 с.
. Сердюк
Ю.И. «Методические указания к курсовому проектированию по двигателям
внутреннего сгорания «Автомобили и автомобильное хозяйство»»: методические
указания / П.Л. Шевченко; СибАДИ. - Омск: СибАДИ, 1989. - 36 с.
8. Каталог
агрегатов ЯМЗ. Режим доступа: http://www.edk.ru/index.htm.
9. Двигатели
внутреннего сгорания: Конструирование и расчёт на прочность поршневых и комбинированных
двигателей: Учебное пособие для вузов./ А.С. Орлин, В.П. Круглова - 4-е изд.
перераб. и доп. - М: Машиностроение, 1984. - 384 с.