Налогооблажение Коммерческого банка (теоретическая часть)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,83 kb
  • Опубликовано:
    2012-05-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налогооблажение Коммерческого банка (теоретическая часть)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…2

Раздел 1.Теоретическая часть………………………………………………...4

Федеральные налоги, уплачиваемые банками………………………………7

Региональные налоги, уплачиваемые банками……………………………...17

Местные налоги, уплачиваемые банками……………………………………20




















Введение.

Банковская система является одним из важнейших звеньев структуры рыночной экономики, способствующим активному становлению и развитию государства. Коммерческие банки – неотъемлемая часть финансового сектора, основная функция которых заключается в перераспределении капиталов, повышающем общую эффективность производства в стране. Осуществляя свою специфическую деятельность (привлечение вкладов, размещение средств в кредиты, обслуживание счетов, операции с ценными бумагами), кредитные организации, в частности, банки, обязаны уплачивать соответствующие налоги (на прибыль, имущество, добавленную стоимость и т.д.).

Однако налогообложение банков имеет свои отличительные черты, которые связаны со спецификой банковской работы. Эти особенности отражаются на таких элементах процесса налогообложения, как исчисление налогооблагаемой базы по ряду налогов, освобождение от косвенного налогообложения значительного перечня операций и услуг, предоставление льгот, формирование доходов и расходов.

Недостаточная теоретическая и практическая разработка данного вопроса, а также непрерывные изменения в области законодательства подчеркивают актуальность выбранной темы квалификационной работы.

Основной целью работы является исследование механизма и особенностей налогообложения коммерческих банков, выявление проблем налогообложения и путей их разрешения.

Эта цель определяет логическое построение курсовой работы.

Задачи, которые предстоит решить:

- рассмотреть основы, механизм и особенности налогообложения кредитных организаций в РФ;

- охарактеризовать специфику исчисления налогооблагаемой базы для некоторых налогов, необходимых к уплате коммерческим банкам;

- изложить порядок формирования доходов, расходов и затрат банков;

- рассчитать основные налоги, перечисляемые банком в федеральный, региональный и местный бюджеты;

- исследовать и проанализировать различные способы оптимизации налогов, уплачиваемых банками, в современных условиях функционирования, а также рассмотреть возможные методы легальной экономии уплачиваемых сумм налогов

 Предметом исследования определен механизм взаимодействия банка и налоговых органов по вопросу налогообложения.
















Раздел 1. Теоретическая часть

1 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РФ

1.1 Элементы, принципы и процесс налогообложения банков

Коммерческие банки как субъекты налогового права являются плательщиками налогов и несут ответственность за выполнение налоговых обязательств в соответствии с единым для всех сфер деятельности налоговым законодательством.

В отличие от других действующих организаций, во взаимоотношениях с налоговыми органами банк выступает в трех лицах:

- непосредственно как самостоятельный налогоплательщик;

- как посредник между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации, граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;

- как налоговый агент (в части исчисления, удержания налогов из средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет).

Рассматривая банки как самостоятельных налогоплательщиков, необходимо обозначить некоторые основные элементы налогообложения, т.е. отдельные нормы законодательства, правила, процедуры, понятия, которые в совокупности определяют условия обложения налогом.

1. Объект налогообложения - это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.

2. Налоговая база – это доход налогоплательщика в российской валюте по видам, подлежащим налогообложению.

3. Налоговый период - срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства.

4. Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

5. Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные законодательством преимущества, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

6. Порядок исчисления налога - НК устанавливает общее правило, в соответствие с которым плательщик сам должен исчислять сумму налога, подлежащей к уплате, исходя из налоговой базы и ставки налога.

7. Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно произойти (уплата налога).

8. Уплата налога производится разовой выплатой всей суммы долга, либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ, в наличной или безналичной форме в установленные применительно к каждому налогу сроки.

Налоговая система России формируется на следующих основных экономических началах:

1) Принцип всеобщности налогообложения;

2) Принцип равенства налогообложения (принцип недискриминации);

3) Принцип платежеспособности;

4) Принцип защиты экономических интересов РФ во внешней торговле;

5) Принцип наличия экономического основания для взимания налогов;

6) Принцип единства экономического пространства России;

7) Принцип федерализма и законности в установлении и изменении налогов;

8) Принцип презумпции правоты налогоплательщика.

Налоговый учет в банке основывается на данных первичных учетных документов, аналитических регистров налогового учета, бухгалтерского учета и расчетов налоговой базы. Банки ведут налоговый учет доходов и расходов, полученных от (понесенных при) осуществления банковской деятельности на основании отражения операций и сделок в аналитическом учете.






















1.2 Федеральные налоги, уплачиваемые банками

Коммерческие банки обязаны уплачивать в бюджет некоторые виды федеральных, региональных и местных налогов (если законодательством округа предусмотрены такие отчисления), указанные в ст. 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса РФ. К ним относятся:

1.2.1 Налог на добавленную стоимость (НДС в размере 18%)

В бухгалтерском учете кредитных организаций и предприятий имеются существенные различия, вследствие применения в банках собственного плана счетов. Одно из них – особенность исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Как известно, в стране с рыночной экономикой большая часть услуг банков освобождена от уплаты данного налога, что подтверждается главой 21 НК РФ. Это объясняется тем, что большая часть тарифов за услуги банков не основывается на конкретно исчисляемой себестоимости. На их размер влияют конкуренция, а также различные риски (кредитные, валютные, процентные).

Таким образом, от обложения НДС освобождаются следующие операции банков (за исключением инкассации):

·   привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;

·   размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет;

·   открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц;

·   осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

·   кассовое обслуживание организаций и физических лиц;

·   купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

·   осуществление операций с драгоценными металлами и камнями;

·   исполнение банковских гарантий;

·   выдача поручительств за третьих лиц;

·   оказание услуг по установке и эксплуатации системы «клиент-банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение персонала;

·   услуги, связанные с обслуживанием банковских карт.

При исчислении НДС объектом налогообложения также могут стать иные операции - инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, осуществление переводов денежных средств (кроме почтовых), доверительное управление средствами, предоставление в аренду сейфов для хранения документов и ценностей, лизинговые операции, а также оказание консультационных и информационных услуг.

Налоговый период устанавливается как квартал.

Налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов при оказании услуг (реализации имущества).

1.2.2Налог на прибыль.

С 1 января 2002 года банки исчисляют и уплачивают налог на прибыль согласно главы 25 НК РФ. В соответствии с нормами главы 25 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признается реально полученная прибыль, которая определяется как полученный банком доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что налогоплательщик может доказать их обоснованность и необходимость для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Потому законом предусмотрены открытые перечни доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы. Банки, так же как и другие организации, при формировании налоговой базы применяют общие принципы признания доходов и расходов, но только в отношении специфики банковской деятельности (по банковским операциям и сделкам).

Банки, как и другие плательщики налога на прибыль, должны определять доходы и расходы для целей налогообложения одним из двух методов - методом начисления или кассовым методом.

При кассовом методе за основу признания доходов и расходов принимается день поступления средств на корреспондентский счет банка и, соответственно, фактическая оплата расходов. Однако в случае превышения предельного размера суммы выручки от реализации услуг без учета НДС одного миллиона рублей за квартал, банк обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начислений.

Согласно ст. 249 и 250 НК РФ, доходами при исчислении налога на прибыль предприятий (организаций, в том числе и банков) признаются:

1. Доходы от реализации работ услуг.

2. Прочие доходы – не связанные с основной деятельностью (от долевого участия в других организациях, от сдачи имущества в аренду, в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде, в виде безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами основных средств и нематериальных активов, в виде стоимости излишков материально – производственных запасов, которые выявлены в результате инвентаризации, и прочие).

Помимо рассмотренных доходов, к доходам банков относятся также доходы, от банковской деятельности, предусмотренные статьей 290 НК РФ «Особенности определения доходов банков»:

1) в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов;

2) в виде платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов, включая комиссионное вознаграждение за переводные, инкассовые, аккредитивные операции, обслуживание платежных карт;

3) от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов;

4) от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, от операций с валютными ценностями.

5) по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;

6) от операций по предоставлению банковских гарантий, авалей и поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;

7) в виде положительной разницы между полученной при прекращении права требования суммой средств и учетной стоимостью данного права;

8) от депозитарного обслуживания клиентов;

9) от предоставления в аренду специально оборудованных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей;

10) в виде платы за доставку, перевозку денежных средств, ценных бумаг, иных ценностей и банковских документов (кроме инкассации);

11) в виде платы за перевозку и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;

12) в виде платы, получаемой банком от экспортеров и импортеров, за выполнение функций агентов валютного контроля;

13) по операциям купли-продажи коллекционных монет в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения;

14) в виде сумм, полученных банком по возвращенным кредитам;

15) от осуществления форфейтинговых (по приобретению финансовым агентом коммерческого обязательства заемщика перед кредитором) и факторинговых (переуступка дебиторской задолженности факторинговой компании) операций;

16) от оказания услуг, связанных с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем «клиент-банк»;

17) в виде комиссии при проведении операций с валютными ценностями.

В состав расходов организаций, уплачивающих налог на прибыль, включаются

1. Материальные расходы, расходы на оплату труда, обязательное и добровольное страхование, суммы начисленной амортизации.

2. Прочие расходы (судебные издержки, потери от стихийных бедствий, аварий, на содержание переданного в аренду имущества, на эмиссию собственных ценных бумаг и т.д.).

К расходам банков относятся расходы, понесенные при осуществлении банковской деятельности, в частности, следующие виды расходов:

1) проценты по:

договорам банковского вклада (депозита) и прочим привлеченным денежным средствам физических и юридических лиц (включая банки-корреспонденты), в том числе иностранные, в том числе за использование денежных средств, находящихся на банковских счетах;

собственным долговым обязательствам (облигациям, депозитным или сберегательным сертификатам, векселям, займам или другим обязательствам);

межбанковским кредитам, включая овердрафт;

приобретенным кредитам рефинансирования, включая приобретенные на аукционной основе в порядке, установленном ЦБ РФ;

займам и вкладам (депозитам) в драгоценных металлах;

иным обязательствам банков перед клиентами, в том числе по средствам, депонированным клиентами для расчетов по аккредитивам.

2) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, подлежащим резервированию;

3) комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям;

4) расходы (убытки) от проведения операций с иностранной валютой;

5) убытки по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;

6) расходы банка по хранению, транспортировке, контролю за соответствием стандартам качества драгоценных металлов в слитках и монете;

7) расходы по переводу пенсий и пособий, а также расходы по переводу денежных средств без открытия счетов физическим лицам;

8) расходы по изготовлению и внедрению платежно-расчетных средств (пластиковых карточек, дорожных чеков и иных платежно-расчетных средств);

9) суммы, уплачиваемые за инкассацию банкнот, монет, чеков и других расчетно-платежных документов, а также расходы по упаковке (включая комплектование наличных денег), перевозке, пересылке и (или) доставке принадлежащих кредитной организации или ее клиентам ценностей;

10) расходы по ремонту и замене устаревших инкассаторских сумок, мешков и иного инвентаря, связанных с инкассацией денег;

11) расходы, связанные с уплатой сбора за государственную регистрацию ипотеки и с нотариальным удостоверением договора об ипотеке;

12) расходы по аренде автомобильного транспорта для инкассации выручки и перевозке банковских документов и ценностей;

13) расходы по аренде брокерских мест;

14) расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров;

15) расходы, связанные с осуществлением форфейтинговых и факторинговых операций;

16) расходы по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими организациями;

17) комиссионные сборы (вознаграждения) за проведение операций с валютными ценностями, в том числе за счет и по поручению клиентов;

18) положительная разница от превышения отрицательной переоценки драгоценных металлов над положительной переоценкой;

19) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, расходы на формирование которого учитываются в составе расходов;

20) суммы отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг;

Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, при этом 2,5 процента зачисляется в федеральный бюджет, остальные 17,5 процентов – в бюджеты субъектов РФ.

Сумма налога на прибыль определяется банками самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

1.2.3 Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Плательщиками данного налога являются все сотрудники кредитной организации, включая руководство. Обязанность по его исчислению лежит на бухгалтерии банка. При определении налоговой базы учитываются все доходы плательщика, полученные в натуральной и денежной форме. При исчислении НДФЛ организацией - работодателем учитываются только доходы в виде оплаты труда за выполнение трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Освобождаются от налогообложения такие виды доходов, как:

- государственные пособия и компенсации;

- компенсации за неиспользованный отпуск;

- возмещение расходов на повышение профессионального уровня работников;

- возмещение командировочных расходов;

- алименты;

- суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам;

- доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, если:

1) проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 5 %;

2) установленная ставка не превышает 9 % годовых по вкладам в иностранной валюте;

- доходы, не превышающие 4000 рублей, полученные по следующим основаниям:

1) стоимость подарков от организаций или индивидуальных предпринимателей;

2) стоимость призов полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями органов государственной власти;

- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

- средства материнского (семейного) капитала.

С целью облегчения налогового бремени физических лиц государство установило некоторые суммы различных вычетов (стандартный, социальный, имущественный и профессиональный налоговый вычеты), действующие для отдельных лиц по некоторым критериям (инвалидность, наличие родственной связи с военнослужащими, погибшими при исполнении воинских обязанностей, опекунство, благотворительная деятельность, обучение на коммерческой основе, дорогостоящее длительное лечение, приобретение либо строительство жилья, литературная, художественная и композиторская деятельность).

При наличии всех документов, подтверждающих возможность получения налогового вычета, налоговая база по НДФЛ уменьшается соответственно на сумму данного вычета. Если плательщик имеет право на несколько вычетов, предоставляется максимальный из них.

Ставка НДФЛ устанавливается в размере 13 % для основной массы плательщиков; 35 % - в отношении стоимости любых выигрышей и призов, процентных доходов по депозитам в части превышения размеров, указанных выше; 30 % - для нерезидентов РФ; 9 % - для доходов физических лиц от долевого участия в деятельности российских организаций.

1.2.4 Государственная пошлина

Государственная пошлина уплачивается банками при обращении в суды, арбитражные суды, нотариальные конторы и иные государственные органы, уполномоченные совершать действия и выдавать документы, имеющие юридическое значение.

В частности, в суде и арбитражном суде государственная пошлина взимается:

1. С подаваемых в суд исковых заявлений, заявлений по преддоговорным спорам, заявлений (жалоб) по делам особого производства, кассационных жалоб.

2. За выдачу копий (дубликатов) документов.

3. С подаваемых в арбитражный суд исковых заявлений имущественного характера, а также исковых заявлений по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, контрактов.

При обращении в нотариальные органы госпошлина взимается за совершение любых нотариальных действий в уполномоченных на то государственных учреждениях: за выдачу копий (дубликатов) нотариально удостоверенных документов и т.д.

Банки также уплачивают лицензионные и регистрационные сборы. Сбор за регистрацию банка и его филиалов относится к числу федеральных налогов. К примеру, за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка – взимается пошлина в размере 0,1 % заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 40 000 рублей.

Размер платы за регистрацию банков и их филиалов определяется Центральным банком РФ.





























1.3.1 Региональные налоги уплачиваемые банками

Помимо федеральных налогов, кредитные организации уплачивают также и некоторые региональные налоги.

1. Транспортный налог.

Плательщиками данного налога признаются банки, на которые зарегистрировано хотя бы одно транспортное средство (например, инкассаторский автомобиль или служебная машина руководства, оформленная на данную организацию).

Налоговая база определяется, исходя из мощности двигателя данного транспорта (по количеству лошадиных сил), отдельно по каждому транспортному средству. Налоговые ставки различаются в зависимости от мощности мотора:


Таблица 2 – Ставки транспортного налога

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка (в рублях)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой

 лошадиной силы):

·   до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

·   свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до

110,33 кВт) включительно

·   свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до

147,1 кВт) включительно

·   свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до

183,9 кВт) включительно

·   свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)




5

7


10


15


30

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной

 силы):

·   до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

·   свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)




10

20

Грузовые автомобили с мощностью двигателя

 (с каждой лошадиной силы):

·   до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

·   свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до

110,33 кВт) включительно

·   свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до

147,1 кВт) включительно

·   свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до

183,9 кВт) включительно

·   свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)



5

8


10


13


17


Налогоплательщики - организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно.

Сумма налога, подлежащая уплате, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Бухгалтерия банков исчисляет суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Кредитные организации, имеющие в активе транспортные средства, по истечении налогового периода представляют в налоговую инспекцию по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу, а по истечении отчетного периода - налоговый расчет по авансовым платежам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.4.1 Местные и прочие налоги, подлежащие уплате коммерческими банками РФ

1. Земельный налог.

Взимание платы за землю является обязательным на всей территории РФ. Поскольку в облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, банки становятся плательщиками платы за землю в двух случаях: когда они являются собственниками зданий, и, соответственно, земельных участков под этими зданиями или когда осуществляют свою деятельность в арендованном здании с участком, на котором оно расположено.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, рассчитанная в соответствии с земельным законодательством РФ.

Сумма уплаченного земельного налога перечисляется в местный бюджет, т.к. в соответствии с НК РФ данный налог является местным. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 1,5 % для коммерческих банков.

















Похожие работы на - Налогооблажение Коммерческого банка (теоретическая часть)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!