Производство фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Контрольная работа по
дисциплине
«Микроэкономика»
Тема:
Производство фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Вопросы:
1.
Краткосрочный период и фирма. Стадийность производства.
2.
Принятие решений относительно замещаемости факторов производства в
долгосрочном периоде.
3.
Эффект роста масштабов производства.
4. Задача.
Функция
спроса на штучный товар имеет вид: QD = 25 - 2Р, предложение
– QS = -16 + 5Р.
Правительство
ввело потоварный налог в размере 15% от цены за штуку, который уплачивается
продавцом товара, и потоварный налог для потребителя в размере 10 % от цены на
штуку.
Найти
равновесные объем и цену до и после введения налогов, излишки потребителя
производителя до и после введения налога, построить график. Как распределилось
налоговое и дотационное бремя между производителем и потребителем, найти доходы
государства от введения налога и расходы от введения дотации. Оценить
последствия налоговой и дотационной политики государства.
1. Краткосрочный период и фирма. Стадийность
производства.
В
производстве продукта используются различные ресурсы — труд, земля, капитал.
Издержки, которые фирма несёт при производстве заданного объёма продукции,
зависят от возможности изменения всех занятых ресурсов. Большая часть видов живого
труда, сырья, топлива, энергии может быть изменена легко и быстро. Другие
ресурсы требуют больше времени для освоения.
В
некоторых отраслях тяжелой промышленности изменения мощностей может занять
несколько лет. Поскольку на изменение количества используемых в производственном
процессе ресурсов затрачивается разное время, необходимо различать
краткосрочный и долгосрочный периоды.
Предприятие
может изменить объёмы выпуска продукции в короткий период, только если
увеличит использование тех или иных переменных факторов.
Краткосрочный
период
– интервал
времени, в течение которого величина одних факторов производства может
изменяться, а размеры других остаются фиксированными.
При анализе
производства используются такие понятия как общий продукт (ТР) – объём
товаров и услуг, произведенных за определённый период времени. Средний продукт (АР)
характеризует количество продукции, приходящейся на единицу используемого
фактора производства. Он характеризует производительность фактора
производства и рассчитывается по формуле:
Предельный продукт
(МР) -
дополнительная продукция, произведённая дополнительной единицей фактора
производства. Предельный продукт характеризует производительность
дополнительно нанятой единицы фактора производства.
Таблица
1
- Результаты производства в краткосрочном периоде.
Затраты
капитала (К)
|
Затраты
труда
(L)
|
Объём
производства (ТР)
|
Средний
продукт труда (АР)
|
Предельный
продукт труда (МР)
|
10
|
0
|
0
|
-
|
-
|
10
|
1
|
10
|
10
|
10
|
10
|
2
|
30
|
15
|
20
|
10
|
3
|
60
|
20
|
30
|
10
|
4
|
80
|
20
|
20
|
10
|
5
|
95
|
19
|
15
|
10
|
6
|
106
|
18
|
13
|
10
|
7
|
112
|
16
|
10
|
8
|
112
|
14
|
0
|
10
|
9
|
108
|
12
|
-4
|
10
|
10
|
100
|
10
|
-8
|
Анализ
данных таблицы 1 позволяет выявить ряд закономерностей поведения
общего, среднего и предельного продукта. В точке максимума общего
продукта (ТР) предельный продукт (МР) равен 0. Если при росте объёма используемого
в производстве труда предельный продукт труда больше среднего, то значение
среднего продукта растёт и это свидетельствует о том, что отношение труда к
капиталу далеко от оптимального и часть оборудования не используется в силу
нехватки труда. Если при росте объёма труда предельный продукт труда меньше
среднего продукта, то средний продукт труда будет уменьшаться. Поэтому на графике
1 кривая предельного продукта пересекает кривую среднего продукта в точке
её максимума. Общий продукт будет расти до тех пор, пока предельный продукт
труда больше нуля. Соотношение труда и капитала, при котором сохраняется
положительное значение предельного продукта, является благоприятным для фирмы.
Поэтому именно здесь надо искать оптимальный объём производства. Если же при
росте объёма труда предельный продукт станет отрицательным, то это
свидетельствует об избыточном количестве труда относительно капитала.
График 1. Взаимосвязь общего, среднего и
предельного продукта.
Однофакторная
производственная функция используется для анализа краткосрочного периода, для
долгосрочного периода используется многофакторная функция, так как менеджеры
имеют возможность в долгосрочном периоде изменить объёмы всех используемых
факторов производства.
Для упрощения
анализа мы предположим, что используется только 2 фактора: труд и капитал.
Различные сочетания труда и капитала могут приводить к получению одного и того
же объёма производства (См. табл.5.2). Например, 210 единиц продукции можно
произвести используя оборудование в течение 400 часов и рабочее время в объёме
200 часов или за счёт 300 часов работы оборудования и рабочего времени или за
счёт 500 часов рабочего времени и 200 часов работы оборудования.
Таблица 2. Таблица комбинаций
факторов производства (производственная сетка). (единиц продукции)
Рабочее время, час
|
Время работы оборудования, час.
|
100
|
200
|
300
|
400
|
100
|
20
|
30
|
35
|
38
|
200
|
30
|
85
|
150
|
210
|
300
|
55
|
150
|
210
|
270
|
400
|
65
|
180
|
250
|
315
|
500
|
72
|
210
|
270
|
320
|
600
|
78
|
230
|
288
|
324
|
700
|
83
|
245
|
305
|
327
|
800
|
86
|
250
|
315
|
329
|
Соединяя точки,
характеризующие один и тот же максимальный объём производства при разных
комбинациях труда и капитала и данной технологии производства, можно нарисовать
кривую, которая называется изокванта. Выпуклый к началу координат характер
изокванты означает, что сокращение одного фактора производства требует
большего увеличения другого фактора, чтобы не допустить сокращения объёма
производства в силу неоднородности производительности факторов производства.
График 2. Карта изоквант.
Изокванты
характеризуются теми же свойствами, что и кривые безразличия (анализ основан на
тех же аксиомах, что и порядковая теория полезности):
1) имеют отрицательный наклон;
2) не пересекаются;
3) можно провести через любую точку на
плоскости;
4) по мере движения по изокванте сверху
вниз, предельная норма технологического замещения (MRTS) убывает.
2. Принятие решений
относительно замещаемости факторов производства в долгосрочном периоде.
Долгосрочный
период - интервал времени, в течение которого величины всех факторов
производства подвержены изменению.
В долгосрочном
периоде руководство фирмы может заменить один фактор производства другим, более
производительным, и MRTS показывает от какого количества одного фактора мы
должны отказаться, что бы увеличить использование другого фактора на единицу,
производя при этом тот же объём продукции.
График 3.
Изокванта и предельная норма
технологического замещения.
MRTS можно выразить и
через предельную производительность факторов производства.
Из данного свойства
есть исключения:
1) факторы производства обладают
абсолютной взаимодополняемостью. Изокванта имеет форму прямого угла, а MRTS=0;
2) абсолютная взаимозаменяемость.
Изокванта – прямая линия, а MRTS=const.
Каждая фирма
стремится максимизировать объём производства, учитывая при этом свои
финансовые возможности. Считается, что каждая фирма обладает определёнными
финансовыми ресурсами, которые она получила в результате реализации продукции
по сложившимся на рынке ценам, и эти денежные средства направляются на
приобретение факторов производства, чтобы возобновить процесс производства.
Сумма денег, которой располагает фирма для организации производства, называется
бюджетным ограничением фирмы. Графически оно представлено прямой линией,
называемой изокоста. В то же время изокоста показывает, какое максимальное
количество труда и капитала может быть приобретено при сложившихся ценах на
труд и капитал и данном доходе фирмы. Угол наклона изокосты зависит от цен на
факторы производства, т.к. они определяют количество труда и капитала, которое
фирмы могут приобрести.
График 4. Бюджетное ограничение фирмы.
Каждая фирма
стремится таким образом расходовать свои финансовые ресурсы, что бы
производить максимально возможное количество продукции, и если данная задача
решена, то можно говорить о равновесии фирмы.
График 4. Равновесие фирмы
Графически
равновесие фирмы представляется точкой касания изокосты и изокванты.
Математически равновесие описывается системой уравнений.
При анализе
долгосрочного периода следует обратить внимание на взаимосвязь между изменением
объёма факторов производства и изменение объёмов самого производства при
неизменной технологии. Данная зависимость получила название эффект масштаба.
3. Эффект роста масштабов производства.
Положительный
эффект масштаба.
Положительный эффект масштаба (как ещё говорят, эффект массового
производства, или экономия, обусловленная ростом масштабов производства). По
мере роста размеров предприятия целый ряд факторов начинает действовать в
направлении снижения средних издержек производства.
1. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ТРУДА. Повышение уровня
специализации используемого труда становится возможным по мере роста размеров
предприятия. Дополнительный наём рабочих означает, что задания могут быть
поделены между ними всё более и более дробно. Вместо того чтобы выполнять
пять или шесть различных операций в ходе производственного процесса, каждый
рабочий может теперь получить одно-единственное задание. В течение всего
рабочего дня он может быть занят именно той операцией, для выполнения которой
наилучшим образом подходит его квалификация. На маленьких предприятиях
квалифицированные работники нередко затрачивают до половины своего времени на
выполнение заданий, не требующих никакой квалификации. Это приводит к повышению
издержек производства.
Далее,
обеспечиваемая ростом масштабов производства возможность разделения трудовых
операций позволяет рабочим приобрести особенно большой опыт в выполнении конкретных
заданий, закрепленных за ними. "Мастер на все руки", обремененный
пятью или шестью различными заданиями, вряд ли сможет стать столь же опытным в
каждом из них. Получив возможность сосредоточиться на выполнении одного задания,
тот же самый рабочий сможет работать гораздо производительнее. Наконец, более
высокий уровень специализации труда исключает потери времени на переход рабочего
от одного задания к другому.
2. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА.
Большие масштабы производства позволяют также лучше использовать труд специалистов
по управлению благодаря его более глубокой специализации. Руководитель,
способный контролировать труд 20 рабочих, будет недоиспользоваться на мелком
предприятии, располагающем десятком работников. Производственный персонал
предприятия мог бы в этом случае быть удвоен при неизменной величине затрат
на содержание административного аппарата. К тому же мелкие фирмы не способны
использовать труд специалиста-управленца по прямому назначению. На маленьком
предприятии специалист по проблемам сбыта может оказаться вынужденным делить
свое время между различными областями управленческой деятельности — например,
маркетингом, управлением трудовыми ресурсами и финансами. Расширение масштаба
операций будет означать, что специалист по маркетингу сможет полностью
посвятить себя контролю за сбытом и распределением продукции, тогда как для
выполнения других управленческих функций будут дополнительно привлечены
соответствующие специалисты. В конечном счете это приведет к повышению эффективности
и снижению издержек производства единицы продукции.
3. ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАПИТАЛА.
Мелкие фирмы зачастую оказываются неспособными воспользоваться наиболее эффективным
с технологической точки зрения производственным оборудованием. Машины для
производства многих видов продукции можно купить лишь в очень крупных и крайне
дорогих комплектах. Более того, эффективное использование этого машинного
оборудования требует больших объемов производства. Значит, только крупные
производители могут позволить себе приобрести и эффективно эксплуатировать
лучшее оборудование.
Приведем пример. В
автомобилестроении наиболее эффективные методы производства предполагают
использование робототехники и сложнейшего оборудования для сборочных линий.
Эффективная эксплуатация этого оборудования требует, по некоторым оценкам, объёма
производства от 200 тыс. до 400 тыс. автомобилей в год. Только очень крупные
производители могут позволить себе купить и достаточно эффективно использовать
это оборудование. Мелкие же производители мечутся между двух огней.
Производство автомобилей на другом оборудовании неэффективно и связано, следовательно,
с более высокими затратами на единицу продукции. Однако и альтернативный
вариант приобретения наиболее эффективного оборудования и недоиспользования
его при малом объёме производства также неэффективен и дорогостоящ.
4.
ПРОИЗВОДСТВО ПОБОЧНЫХ ПРОДУКТОВ. Организатор крупномасштабного производства
располагает более широкими возможностями для производства побочной продукции,
чем мелкая фирма. Большая фабрика по упаковке мяса изготавливает клей, удобрения,
лекарственные препараты и целый ряд других продуктов из тех отходов, которые
более мелким производителем были бы выброшены за ненадобностью.
Все
эти технологические факторы — повышение уровня специализации труда рабочих и
управленцев, возможность использования наиболее эффективного оборудования и
эффективная утилизация отходов — будут вносить свой вклад в снижение издержек
производства единицы продукции тем производителем, который окажется способен
расширить масштабы своих операций. Иными словами это можно сформулировать так:
увеличение количества всех вовлеченных в производство ресурсов, скажем, на 10%
приведет к более чем пропорциональному росту объема производства — например,
на 20%; необходимым результатом будет снижение АТС.
Отрицательный
эффект масштаба.
Однако со временем расширение фирмы может привести к отрицательным
экономическим последствиям и, следовательно, к росту издержек производства единицы
продукции.
Основная
причина возникновения отрицательного эффекта масштаба связана с определёнными
управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать
и координировать деятельность фирмы, превратившейся в крупномасштабного
производителя. На небольшом предприятии один-единственный старший
администратор может лично принимать все важнейшие решения, касающиеся
функционирования предприятия. Благодаря небольшим размерам фирмы этот администратор
хорошо представляет себе весь производственный процесс и может поэтому быстро
войти в курс любого направления деятельности фирмы, легко
"переварить" информацию, полученную от своих подчиненных, и
выработать четкое и эффективное решение.
Однако
эта благополучная картина меняется по мере роста размеров фирмы. Этажи
управления, разделяющие административный аппарат и собственно процесс
производства, становятся всё более многочисленными; высшее руководство оказывается
существенно отдалено от действительного производственного процесса на предприятии.
Для одного человека оказывается невозможным собрать, понять и переработать всю
информацию, необходимую для принятия рациональных решений в масштабах крупного
предприятия. Ответственность приходится делегировать бесконечному количеству
вице-президентов, вторых вице-президентов и т. д. Это разрастание
иерархического аппарата управления вглубь и вширь создаёт проблемы обмена
информацией, координации решений и бюрократической волокиты, увеличивает вероятность
того, что решения, принимаемые различными звеньями управления, окажутся противоречащими
друг другу. В результате страдает эффективность и растут средние издержки производства.
Иначе говоря, увеличение количества всех ресурсов, скажем, на 10% приведет к
менее чем пропорциональному росту объема производства — скажем, на 5%.
Следовательно, АТС увеличатся.
4. Задача.
Решение:
Без
налога на рынке установилось бы следующее равновесие:
РE : QS = QD= QE
25–2Р= -16 + 5Р
РE=5,857 QE=-16+5x5,857=11,85
При введении налога в размере 15%.
РE1= РE+15%=6,736
QD<QSизбыток
17,68–11,528=6,152
|
|
Q
D1=25–2х6,736=11,528
QS1=-16+5х6,736=17,68
При введении налога 10%
РE2= РE+10%=6,443
QD<QSизбыток 16,215–12,114=4,101
|
|
Q
D2=25–2х6,443=12,114
QS2=-16+5х6,443=16,215
Общая сумма налога,
поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника P1ABP1 и P2A1B1P2. Несмотря на то,
что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени
ложится на покупателей. Но не имеет значения, кто является непосредственным
плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Результат будет один
и тот же.
Введение
потоварного налога вызывает сокращение равновесного объёма рынка, повышение
цены, фактически уплачиваемой покупателями, и понижение цены, фактически получаемой
продавцами.
Введение
потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение
равновесного объёма рынка.
Распределение
налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения в
наклонах линий спроса и предложения. Из графика видно, что большая часть
налогового бремени (P1 - PЕ ; P2 - PЕ) ложится на покупателей,
и меньшая часть(PЕ -
P1 ; PЕ - P2) – на производителя.
Литература:
1. Экономическая
теория: (микро- и макроэкономика): Учебное пособие для подготовки к экзаменам /
Под общ. ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003.
2. Экономическая
теория: учеб пособие / Л.Н. Давыденко [и др.]; под общ. ред. Л. Н. Давыденко. –
Минск: Выш. шк., 2007.
3. Курс экономической
теории: Учеб. / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; под ред.
М.И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003.
4. Экономическая
теория: учебное пособие. – М.: РИОР, 2008.
6. Сборник задач по
микроэкономике. К «Курсу микроэкономики» Р.М. Нуреева / Гл. ред. Д. э. н.,
проф. Р.М. Нуреев. – М.: Норма, 2005.