Творчество Поля Гогена
ПОЛЬ ГОГЕН
Тех, кто считается “отцами
новейшего искусства”, так же трудно, как и импрессионистов, относить к единой
школе, равно как говорить об общности истоков их творчества. Разница между Ван
Гогом, Гогеном и Сезанном еще очевиднее в их акварелях, чем в картинах маслом.
Первые значительные гуаши Гогена
возникли во время третьего пребывания художника в Бретани, в окрестностях
Понт-Авена. Гогену хотелось пожить подальше от туристов: он обосновался в
уединенной деревушке Пульдю на берегу моря и со 2 октября 1889 года по 7 ноября
1890 года жил на полном пансионе в гостинице Мари Анри (по прозвищу Мари Пупе,
то есть Мари Кукла) вместе со своими друзьями Филижером, Серюзье, Шарлем
Лавалем и –главное - Мейером де Хааном.
Якоб Мейер де Хаан родился в 1852
году в Амстердаме в богатой еврейской семье. За ежемесячную пенсию в 300
франков, дававшую ему возможность целиком посвятить себя живописи, Мейер де
Хаан уступил братьям бисквитную фабрику, которой ранее управлял. Находясь в
Лондоне, он познакомился с Камилем Писсарро; последний посоветовал ему
отправиться в Бретань и поработать там с Гогеном. Вот почему голландский
художник оказался в Пульдю и постепенно превратился в ученика, наперсника, а
также мецената основоположника “синтетизма”.
Живя в Пульдю, Гоген и Мейер де
Хаан расписали дом Мари Анри. В ноябре 1889 года Гоген сделал, в частности, два
портрета, предназначавшиеся для верхних створок буфета в столовой. В одном
(сейчас в Национальной галерее Вашингтона - фонд Честера Дейля) он написал
карикатурный автопортрет, в другом (принадлежащем Дэвиду Рокфеллеру в
Нью-Йорке) представил Мейера де Хаана.
Прежде чем сделать это последнее
полотно, Гоген определил его композицию в акварели, подцвеченной гуашью,
красные, синие, оранжевые и желтые тона которой положены широкими четкими
пятнами и сильно оконтурены. Завороженный странным лицом, рыжей бородой и
деформированным туловищем друга, Гоген, не колеблясь, подчеркнул все это
точными и выразительными линиями. Опершийся о деревенский стол, Мейер де Хаан с
широко раскрытыми, остановившимися глазами производит впечатление человека,
целиком предавшегося тоске метафизических размышлений. Лежащие перед ним подле
лампы книги с четко различимыми названиями—“Потерянный рай” Мильтона и “Sartor Resartus” (“Заштопанный портной”— латин.) Карлейля —
придают сцене волнующий смысл, так как символизируют вечное противоборство
добра и зла.
Портрет Мейера де Хаана около 1889
Акварель и гуашь, 16,5 Х 11,5 см
Работа не подписана
Происхождение: Париж, коллекция
Амбруаза Воллара;
Нью-Йорк, коллекция Д. Гарди.
За зиму,
проведенную в Пульдю вместе с Серюзье и Мейером де Хааном, Гоген не только
расписал портретами огромный буфет, прославивший столовую Мари Анри, но также
закончил большую, наклеенную на дерево композицию, предназначенную для
украшения панно над входной дверью в гостиницу. По странной ассоциации Гоген
вдохновлялся здесь шедевром из собрания Брюйа: “Здравствуйте, господин Курбе!”,
которым восхищался в музее Фабр в Монпелье во время поездки туда в декабре 1888
года вместе с Ван Гогом. Но если Курбе не без самодовольства представил себя
главою реалистической школы, принимающим изъявления знаков почтения от своего
мецената, как если бы тот вручал ему ключи от какого-то города, то Гоген
написал себя в простой одежде бретонского пастуха. “В мешковатом пальто с
пелериной, в моряцком берете,—как пишет Шарль Морис,—появляется [он] на краю
равнины, около ограды, вдоль которой идет женщина, крестьянка... Она кажется
обеспокоенной плохой погодой и немного—видом прохожего, нимало ею не
интересующегося. И, полу обернувшись к нему, как бы колеблясь - приблизиться
или бежать прочь, она приветствует его милым жестом, который находится в полном
несоответствии с тяжелым и суровым взглядом мужчины”. Известны два почти
идентичных варианта картины “Здравствуйте, господин Гоген!”: первый принадлежит
графу Н. Подгурски в Сан-Антонио (Техас), второй хранится в Музее современного
искусства в Праге.
По своему обыкновению Гоген
предварил обе эти композиции большим количеством набросков отдельных деталей.
Акварель, которую мы воспроизводим, написана на шелке, как японский веер, и
соответствует правой части картины из Праги. Четкие контуры, широкие цветовые
плоскости, выдержанные в приглушенных, лишенных теней и почти не моделированных
оттенках, отчетливо передают как иератичную позу молодой крестьянки в сабо, так
и строгую красоту окружающего ее пейзажа. “Я люблю Бретань,—сказал как-то Гоген
своему другу Шуффенекеру.—Я нахожу там дикость и первобытность. Когда мои сабо
стучат по ее граниту, я слышу тот глухой, плотный, мощный звук, который сам ищу
в живописи”.
Стоящая женщина —этюд к картине
“Здравствуйте, господин Гоген!” 1889 г.
Акварель на шелку, 17,5 Х 10,4 см
Подписана; внизу справа: Р. Gauguin
Происхождение: Париж, коллекция
Амбруаза Воллара;
Париж, коллекция Жана Матей.
Однако наиболее значительные
акварели Гоген написал не в Бретани (Понт-Авене или Пульдю), но в период двух
путешествий на Таити, а затем на острове Доминик (один из Маркизских островов).
Многие из них являются подготовительными этюдами к большим картинам. В самом
деле, прежде чем приступить к композиции маслом, художник обычно искал ее общее
решение в быстрых эскизах, которые сразу определяли лицо модели или
медлительный ритм женщин, идущих гуськом под пальмами. Описанию первобытной
бесстрастности этих туземок Гоген посвятил несколько незабываемых страниц,
обращенных к критику Андре Фонтена: “Это животные фигуры, обладающие какой-то
скульптурной оцепенелостью,—мне трудно определить то древнее, величественное,
ритуальное, что есть в ритме их жестов, в их странной неподвижности. В глазах,
полных грез,—волнующий отзвук непостижимой загадки”.
В этом вычурном произведении Гоген
подкрасил линейный рисунок маленькими одинаковыми мазками, положенными один
рядом с другим, которые напоминают пуантилизм Синьяка и придают фигуре и
окружающему ее пейзажу известную рельефность. Навеянная яванским барельефом из
храма Боробудур (у Гогена была его фотография), поза юной таитянки вновь
появляется и в рисунке углем 1892 года (Rewald. Gauguin
Drawings, 1958, N 56) и в картине “Ноа-Ноа Фенуа” (“Земля благоуханная”)
из музея Охара в Японии. Это все та же женщина с широкими бедрами, с лицом,
повернутым в профиль, и фронтально расположенным телом, с левой рукой на груди
и правой, красивым изгибом отведенной в сторону. “Не обладая истинной красотой,
эта таитянская Ева производит на нас какое-то невыразимо волнующее и
таинственное впечатление”,—писал Гоген.
Таитянская Ева—этюд к картине
“Ноа-Ноа Фенуа” 1892
Лавис китайской тушью, акварель и
гуашь, 40 Х 32 см Работа не
подписана
Происхождение: Париж, коллекция
Даниэля де Мон-фрейда; Париж, коллекция Марселя Семба; в 1923
году завещана Агютт-Семба музею в Гренобле. Выставки: Les
Chefs-d' CEuvre du Musee de Grenoble. Petit-Palais. Paris, 1935, N 314.