Владимир Емельянович Максимов
Владимир Емельянович Максимов
(наст. Лев Алексеевич Самсонов) (1930-1995)
МАКСИМОВ,
ВЛАДИМИР ЕМЕЛЬЯНОВИЧ (наст. фамилия, имя и отчество Самсонов, Лев Алексеевич)
(1930-1995), русский писатель, публицист. Родился в Москве 27 ноября 1930, сын
рабочего, репрессированного в кампанию борьбы с троцкизмом. Сменив фамилию и
имя, сбежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детских домах и колониях
для малолетних преступников, откуда совершал побеги в Сибирь, Среднюю Азию,
Закавказье. Получил профессию каменщика в школе ФЗО. Работал на стройках, искал
алмазы на Таймыре.
В
1951, после освобождения из мест заключения, был определен на жительство в одну
из станиц Кубани. Начал выступать как колхозный поэт в газетах Краснодара; в
1956 в г.Черкесске опубликовал сборник стихов и поэм "Поколение на
часах" – художественно невыразительный в силу поверхностной
публицистичности и штампованности поэтической речи. В 1961 в сб.
"Тарусские страницы" вышла повесть Максимова "Мы обживаем
землю", где на основе впечатляющего личного опыта рассказывалось о поисках
«аутсайдерами», таежными бродягами, мужественными и неспокойными людьми, своего
места в жизни.
В
1962 известный писатель-функционер В.А.Кочетов опубликовал в руководимом им
журнале «Октябрь» повесть Максимова "Жив человек", вызвавшую
доброжелательные отклики (инсценирована в 1965 Московским театром драмы им.
А.С.Пушкина), и ввел молодого литератора, с конца 1950-х годов вернувшегося в
Москву и в 1963 принятого в СП СССР, в редколлегию своего издания (1967-1968).
В 1964 Максимов опубликовал «производственную» пьесу "Позывные твоих
параллелей".
В
то же время усиление трагических нот в творчестве Максимова (рассказы
"Дуся и нас пятеро", "Искушение; Шаги к горизонту", др. назв.
"Баллада о Савве", все 1963; повести "Дорога", 1966;
"Стань за черту", 1967), острота коллизий, обнажавших социальное
неблагополучие советского общества и искажение в нем нравственных ориентиров,
привели писателя к созданию программного романа-эпопеи "Семь дней
творения" (1971), пронизанного тоской по христианскому идеалу. Здесь
прослеживается судьба крестьянского рода Лашковых, оторванная от корней – земли
и православия, их новые социальные роли – железнодорожники, строители,
дворники, актеры, лесничие, их новая житейская география – от Москвы до
казахстанских степей, их печальная подчиненность законам тоталитарного
государства, возбуждавшего то неестественную тягу к перемене мест, то неистовый
энтузиазм, то политическую подозрительность и ввергшего народ в губительный
водоворот войны. Тяжкое прозрение переживает старейшина рода Лашковых,
самоотверженно служивший «делу коммунизма» и на исходе жизни осознающий горькую
неправоту своего пути.
Проповеднически-морализаторский,
откровенно тенденциозный пафос жесткой прозы Максимова вместе с тяготением
писателя к «босяцкой» романтике, людям «дна» с их неизменной ненавистью к любым
благополучным хозяевам жизни, особенно ярко проявившийся в первом романе
Максимова, позволяет критикам видеть в его творчестве сплав художественных
традиций Ф.М.Достоевского и М.Горького. Одновременно эта тенденция
способствовала расцвету публицистики Максимова, затрагивающей вопросы политики,
религии, идеологии, литературной жизни, национального самосознания,
непримиримой к фальши не только советского, но и постперестроечного
общественного устройства (как и западной демократии – памфлет "О
носорогах") и ассоциирующейся порой с современным русским
антизападничеством и «почвенничеством».
Углубляет
разногласия с советскими властями следующий роман Максимова –
"Карантин" (1973), где двое в поезде, остановленном в степи из-за
эпидемии холеры, ищут в друг друге, а затем и в Спасителе опору для духовного
возрождения и выхода из круга бесцельного и греховного существования. Опубликованный
на Западе и в самиздате, роман послужил поводом для помещения его автора в
психиатрическую больницу и исключения из СП (1973). В 1974 писатель-диссидент
эмигрирует, поселяется в Париже и основывает там журнал «Континент» (до 1992),
продолживший герценовские традиции вольного, обличительного русского слова в
изгнании. Вокруг издания собрались наиболее активные силы эмиграции «третьей
волны» (в т.ч. А.И.Солженицын и А.А.Галич; среди членов редколлегии журнала –
В.П. Некрасов, И.А.Бродский, Э.И.Неизвестный, А.Д.Сахаров, называвший Максимова
«человеком бескомпромиссной внутренней честности»). В 1990-е годы, в один из
своих частых приездов в Россию, Максимов передал «Континент» московским
литераторам.
Во
Франции Максимов пишет романы "Ковчег для незваных" (1976), повествующий
об освоении Советами Курильских островов после Второй мировой войны, и
"Заглянуть в Бездну" (1986), историю любви адмирала А.В.Колчака, –
оба на подкрепленном документальными сценами и справочными материалами
историческом фоне, с отчетливым неприятием большевизма, трактуемого как апофеоз
насилия и исторического волюнтаризма, антипод христианской цивилизации; а также
роман "Кочевание до смерти" (1994), насыщенный автобиографическими
реминисценциями, полный обличений не только советской действительности
(особенно через призму рассказа о казачьем мятеже 1920-х годов), но и тяжкой
атмосферы суетной и деморализованной русской эмиграции.
Антикоммунист
– и постоянный (в последние полтора года жизни) автор газеты «Правда»,
беспощадный аналитик и верующий христианин, для одних – беспринципный
капитулянт, для других – пророк, Максимов явил в своем противоречивом облике
некую ипостась неистового протопопа Аввакума, одержимого идеей непременного
«отстаивания» России и всего русского во враждебном, по его мнению, кольце
западной цивилизации.
Умер
Максимов в Париже 25 марта 1995.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/