Франсуа Куперен (Couperin)
Франсуа Куперен (Couperin)
(1668-1733)
Французский композитор. Родился 10 ноября
1668 в Париже, происходил из семьи известных французских музыкантов, которая
процветала на протяжении 17–18 вв.
Франсуа Куперен, которого потом прозвали
«le grand» - «великий», стал в 1685 органистом церкви св. Гервасия в Париже
(этот пост он занимал до самой смерти), а через 8 лет поступил на службу в
Королевскую капеллу. Его известность как органиста не уступала его славе
клавесиниста; игре на клавесине Куперен обучал дофина и других членов
королевской семьи.
Куперен написал немало песен и духовных
сочинений (как вокальных, так и для органа), но славу ему принесли светские
инструментальные произведения, особенно пьесы для клавесина и трио-сонаты
(жанр, ставший популярным во Франции именно благодаря Куперену).
Среди сочинений камерно-инструментальных
жанров выделяются "Королевские концерты" (Concerts royaux),
написанные в 1714–1715 для Людовика XIV (напечатаны в 1722) и трио-сонаты
"Нации" (Les Nations), появившиеся в 1726.
Знаменитый "Инструментальный концерт-апофеоз,
посвященный бессмертной памяти несравненного Господина де Люлли" (Concert instrumental sous le titre d'apotheose composea la memoire immortelle de l'incomporable Monsieur de Lully, 1725) показателен в двух аспектах. Здесь
Куперен воплощает свою идею соединения стиля А. Корелли, сочинениями которого
он восхищался и которому посвятил большую трио-сонату "Парнас, или Апофеоз
Корелли" (Le Parnasse ou l'apotheose de Corelli, 1724), со стилем Ж. Б.
Люлли.
Иначе говоря, Куперен стремился, с одной
стороны, соединить мелодику, присущую итальянскому стилю, с французской манерой
(эти два стиля в ту эпоху соперничали между собой), а с другой, придать своим
композициям повествовательный, программный характер. Обе эти тенденции присутствуют
в лучших произведениях Куперена – клавесинных сюитах, которые композитор назвал
"Les Ordres" («ряды», «последовательности») и опубликовал в четырех
тетрадях (1713, 1717, 1722 и 1730).
В стилистическом плане эти пьесы, как и
все камерное творчество Куперена, демонстрируют сочетание контрапунктического и
гомофонного (гармонического) письма; они отличаются богатством орнаментики,
изобилием мелизмов.
Умер Куперен в Париже 12 сентября 1733.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.belcanto.ru/