Фоленго
Фоленго
Д. Михальчи
Фоленго
(Folengo Girolamo) — в монашестве Теофило, писал под псевдонимом Merlin Cocai (1496—1544)
— итальянский писатель. Ф. получил образование в Мантуе и Болонье, после чего
вступил в бенедиктинский орден.
В
1515 Ф. бежал из монастыря со своей возлюбленной и лишь в 1534 окончательно
вернулся к бенедиктинцам. Являясь крупнейшим представителем макаронической
поэзии, Ф. оказал значительное влияние на литературу своего времени, его
воздействие испытали Рабле и Фишарт.
Протестуя
против засилия рыцарской поэмы и ее канонов, Ф. в юмористических поэмах
поднялся до прямого обличения современности, особенно резко нападая на
монашество и духовенство и отмечая пагубность бесконечных междоусобий для
Италии. В трех книгах ранней своей поэмы «Moschaea» (Ужасная война мух и
муравьев), во многом подражающей «Батрахомиомахии», Фоленго говорит о раздорах
итальянских князей, опустошающих государство.
Описания
осады крепости, сражения муравьев и их союзников (блох, клопов, пауков с
мухами, находящими помощь со стороны бабочек, комаров и слепней), полны
забавных деталей. Война заканчивается поражением мух, хотя их герой, навозный
жук, дорого продает жизнь, уничтожив множество врагов. К этому периоду относится пародия Ф. на пасторальную поэзию
«Zanitonella». Основной удар произведения направлен против петраркистов и
модных литературных увлечений. Крупнейшее произведение Ф. пародийная поэма
«Macaronea» или «Baldus» имеет несколько редакций: 1-я (1517) содержит 17 песен
(книг), 2-я (1521) состоит из 25 песен, 3-я (1539—1540) и посмертная (1552).
Сохраняя в своей поэме традиции «Морганте» Л. Пульчи, Фоленго дал образец
пародии на рыцарскую поэму.
Герой
поэмы Бальдус, сын Гвидо, из рода Ринальдо Монтальбанского, и Бальдовины, дочери
Карла Великого, лишившись матери, был воспитан в бедности; рано проявив свои
воинственные наклонности, Бальдус сошелся с великаном Фракассом, родственным
Морганте Пульчи, Чингаром (близким к Маргутте того же Пульчи) и получеловеком,
полусобакой Фалькетто. Освобождение Бальдуса из тюрьмы Чингаром, переодевшимся
монахом, рассказ о гостинице для направляющихся в ад грешников, подвиги
Фракасса, проделки Чингара переданы весело и убедительно. Реализм бытовых сцен
переплетается с суровыми диатрибами по адресу монашества и церкви. С большой
едкостью говорит Ф. о схоластах и их учености.
Тщательная
обработка макаронических гекзаметров «Бальдуса», подкупающий реализм, острая и
веселая сатира определяют успех поэмы, переведенной уже в 1606 (с изд. 1552) на
французский яз., с поучительным указанием, что Ф. — «prototype de Rabelais», а
позже и на др. языки, в том числе на турецкий. В поэме «Orlandino» (1526),
посвященной юности Роланда и написанной октавами, Ф., скрывшийся под
псевдонимом Limerno Pitocco, занял позицию, близкую к Лютеру (нападки на
торговлю индульгенциями, мысли о вере, монашестве, молитвах и пр.).
Составленная
из кусков итальянских, латинских и макаронических стихов, вперемежку с прозой,
поэма «Caos del Triperuno» (1527), полная аллегорий и туманных мыслей,
знаменует отход Ф. от критики церкви и существующих порядков; в последние годы
жизни Ф. написаны: покаянная поэма «Umanità del figliuol di Dio» (изд.
1553), в октавах, посвященная «достойным бойцам во имя Христово», три трагедии
(Cecilia, Cristina, Catarina), мистерия и др.
Список литературы
I. Le Maccheronee a cura di A.
Luzio, 2 ed., Bari, 1928
Opere italiane, 3 vls, Bari, 1911—14.
II. Renda U., Nuove indagini sul
Folengo, «Giornale storico della letteratura italiana, v. XXIV, p. 33 и след.
Его
же, Sul Caos del
Triperuno, Palermo, 1896
De Sanctis F., Storia della letteratura
italiana, cap. XIV
Luzio A., Studi folenghiani, Firenze, 1899
Zumbini B., Vita raesana e cittadina nel poema
del Folengo, «Raccolta d’Ancona», Firenze, 1901
Biondolillo F., La Macaronea di Merlin Cocai,
Pallermo, 1911
Parodi E. G., Poeti antichi e moderni,
Firenze, 1923.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/