Табидзе Галактион
Табидзе Галактион
Г. Абзианидзе
Табидзе
Галактион (1892—) — выдающийся грузинский советский поэт. Р. в семье учителя.
Учился в тбилисской духовной семинарии.
Т.
один из организаторов журнала «Мнатоби», в разное время редактировал журнал
«Ломиси». В июне 1935 Т. принимал участие в Парижском международном конгрессе
революционных писателей. В 1933 ему присвоено звание народного писателя Грузии;
в 1936, в связи с 15-летием установления советской власти в Грузии, поэт
получил высшую награду — орден Ленина.
Табидзе
начал печататься с 1908 в журнале «Чвени Квали». В 1907—1908 Т. примкнул к
революционным кружкам. Из ранних стихов Табидзе необходимо отметить «Первый
май» — стихотворение, полное революционного энтузиазма. Однако во времена
реакции, наступившей после революции 1905, поэт уходит в мистику и крайний
индивидуализм.
В
1914 Т. издал свой первый сборник стихов, насквозь пронизанный упадочническими
настроениями, воплощенными в мистически-туманных образах. В этом смысле
наиболее характерно стихотворение «Синие лошади». Романтико-меланхолическая
настроенность поэта в данный период особо сказалась в цикле стихов о любви —
«Мери». В этом цикле несомненно ощущаются влияния «Стихов о Прекрасной даме» и
«Незнакомки» Блока, хотя образ Мери у Т., несмотря на мистический колорит, дан
сравнительно в более реальном плане. Крайний индивидуализм делал поэта глухим к
окружающей действительности. Для Т. как бы не существовало социальной среды.
Поэт отрицал город и, воспевая деревенский примитив, искал общения с
мистифицированной им природой. В этом смысле особенно примечательно
стихотворение «Я и ночь». В понимании и восприятии природы Т. сказывалось
некоторое влияние величайшего грузинского романтика первой половины XIX в. — поэта
Николая Бараташвили. Поэзия Т. вообще явно обнаруживала зависимость от
романтизма («Голубой цвет» и др.). Частое применение символа и метафоры,
лишенных конкретно-предметного содержания и выражавших
субъективно-иррациональные чувства
поэта, было основным свойством поэтики Табидзе. Как мастер художественного
слова Табидзе — один из талантливейших новаторов в грузинской поэзии XIX века:
он обогатил грузинскую лирику новыми художественными средствами, новым метром и
ритмом, своеобразными формами композиции. Для стихов Табидзе характерны
звуковые повторы и богатая внутренняя рифма. Однако очень часто Табидзе делал
упор на музыкальность в ущерб смыслу. По сложной композиции образов, ритмике и
лирической насыщенности стихи Т. являлись образцами художественного мастерства
в грузинской лирической поэзии. Февральская и Великая Октябрьская
социалистическая революции произвели огромное впечатление на Т. и получили в
его творчестве своеобразное отражение.
В
1919 Т. издал вторую книгу стихов «Артистические цветы». Эта книга ярко
показывала, что меньшевистский режим способствовал угасанию того творческого
подъема, который был вызван революцией. Мистико-символистское
мироощущение поэта здесь еще более усугубилось религиозным экстазом. Поэт
«искал гибели» и пел оды «фантастическим убийствам».
В
1921 с установлением советской власти в Грузии начался новый период в
творчестве Т. Великие процессы социалистического переустройства жизни вызвали
коренной перелом в художественном развитии Т. Из передовых представителей
старой культуры в Грузии Т. один из первых смело шагнул в сторону
революционного пролетариата. Восторженно воспевая пролетарскую революцию, Т. в
первое время, однако, воспринимал ее лишь как стихийный бунт против
ненавистного буржуазного общества. Будущее революции рисовалось поэту в
смутных, неясных тонах. Революционная атмосфера и органическое включение в
социалистическое строительство вскоре привело Т. к правильному осознанию
сущности пролетарской революции. Т. делается подлинным певцом революции.
Т.
создал целый ряд поэтических произведений высокого идейно-художественного
значения: «Эпоха» (1927), «Пацифизм» (1930), «Революционная Грузия» (1931),
«Пресса» (1932) и др. В «Эпохе» он касается актуальных политических проблем
международного положения, классовой борьбы, интернациональной идеи, конкретных
вопросов социалистического строительства. Революционная идейная направленность,
широта охвата социальной действительности и художественная простота — вот
характерные черты этих стихов. В творческом росте Т. высшей ступенью является
«Революционная Грузия», где поэт рисует широкую картину социалистического
строительства. Гиганты социалистической индустрии, колхозные поля,
переустройство транспорта, Красная армия, пионерская жизнь, роль поэта в новой
жизни, процесс социалистической переделки человека — вот факты и явления, для
выражения которых Т. умеет находить слова большой поэтической силы. Разложение
капиталистического мира — его хищнические империалистические стремления Т.
мастерски изображает в поэме «Пацифизм». В поэме «Пресса» Т. разоблачает
лакейство и торгашеский характер капиталистической печати, находящейся на
службе у буржуазии, противопоставляя ей социалистическую советскую прессу.
Особо
следует остановиться на великолепных стихах Т. о назначении поэта. Т. часто
возвращается к этой теме. Резко отмежевываясь от своих старых
индивидуалистически-эстетических позиций, Т. осуждает всякий отход от
действительности, от народа. Он требует от поэта органической связи с народным
творчеством. У Т. наблюдается коренное изменение языка: последний становится у
него все более понятным, близким к разговорной речи, привлекательным своей
простотой и народностью. Язык у Т. постепенно освобождается от
мистико-декадентских оборотов. Изменяется и ритмическая структура стиха Т. Вместо
монотонно-напевного ритма символистского периода его творчества у Т. появляется
новая — динамическая ритмика стиха, созвучная радостной жизни Советской страны.
Если в поэзии Т. моментами еще ощущаются
отдельные идейно-творческие срывы, то все же в общем по мере глубокого освоения
социалистической практики поэт смело подымается к вершинам социалистического
творчества, становясь одним из крупнейших художников советской эпохи и
неутомимым борцом за социалистическую культуру.
Список литературы
I.
На грузинском яз.: Собр. сочин., т. I, 1927
т. II, Тифлис, 1935
Стихи, 1914
Артистические цветы, Тифлис, 1919
Эпоха, 1930
Пацифизм, 1930
Революционная Грузия, 1931
Пресса, 1932. На русском яз.: Избранные стихи,
Тифлис, 1933
Стихи и поэмы, Закгиз, 1935
Избранные стихи, «Советский писатель», М.,
1937.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/