Государственное регулирование и поддержка сельского хозяйства в РФ

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Сельское хозяйство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,71 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование и поддержка сельского хозяйства в РФ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

.1 Сущность, назначение и структура АПК

.2 Государственное регулирование в аграрной сфере

.3 Государственное регулирование аграрной сферы: исторические аспекты

. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

.1 Оценка состояния аграрной сферы в России

.2 Методы государственного регулирования аграрной сферы РФ

.3 Партнерство России с другими странами в области аграрной сферы

Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК РФ

.1 Международные методы государственного регулирования аграрной сферы

.2 Перспективы развития аграрной сферы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях развития экономики страны усиливается роль государства как принципиально важного фактора в достижении экономического роста и повышения социальной стабильности в стране. Сельское хозяйство ввиду специфики его функционирования и развития еще больше нуждается в регулировании и поддержке со стороны государства.

Существующий уровень развития аграрной сферы, низкая инвестиционная привлекательность отрасли, рискованный характер ведения предпринимательской деятельности объективно обуславливают необходимость более взвешенного и системного подхода со стороны федеральных и региональных властей к проведению аграрной политики, позволяющего смягчить отрицательное воздействие рыночного механизма, сформировать конкурентную среду, создать условия для долгосрочного экономического роста и обеспечить продовольственную безопасность страны.

В этой связи особую актуальность приобретают вопросы совершенствования системы государственного регулирования сельского хозяйства, включающей различные формы и методы госрегулирования, учитывающие современное состояние и специфику аграрной сферы и способствующие повышению конкурентоспособности и устойчивости функционирования современных аграрных формирований и достижению социальной стабильности в отрасли.

Цель курсовой работы состоит в изучении основных методических подходов к государственному регулирования экономики аграрной сферы. В соответствии с данной целью были поставлены и решены следующие задачи:

проанализировать исторические аспекты государственного регулирования аграрной сферы России;

изучить структуру АПК России;

исследовать формы и методы государственного регулирования аграрной экономики;

провести анализ развития аграрной сферы в современной мировой экономике;

изучить международный и российский опыт регулирования аграрной сферы.

Теоретической и методологической основой послужили работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные проблемам государственного регулирования сельского хозяйства, законодательные акты, программные документы и постановления правительства, затрагивающие вопросы совершенствования госрегулирования аграрной сферы на федеральном и региональном уровнях.

Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения и выводы имеют научную направленность и могут быть использованы в качестве теоретического материала.

Курсовая работа содержит введение, три главы, список литературы, заключение.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства: сущность, назначение и структура АПК; государственное регулирование в аграрной сфере. Во второй главе дан анализ государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства РФ: государственное регулирование аграрной сферы: исторические аспекты; методы государственного регулирования аграрной сферы РФ; партнерство России с другими странами в области аграрной сферы.

В третьей главе рассмотрены направления государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства РФ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

1.1 Сущность, назначение и структура АПК

Современное сельскохозяйственное производство в значительной степени зависит от успешного функционирования целого ряда других отраслей народного хозяйства.

Агропромышленный комплекс, представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных с развитием сельского хозяйства, обслуживанием его производства и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя. Агропромышленный комплекс России является крупнейшим народнохозяйственным комплексом.

Термин «агропромышленный комплекс» вошел в оборот в середине семидесятых годов, к этому времени он сформировался как единое целое. Формирование агропромышленного комплекса исторически вызвано научно-технической революцией, проникновением ее достижений в сельское хозяйство, усилением связей сельского хозяйства с промышленностью.

По западной традиции отрасли, связанные с сельским хозяйством, называют агробизнесом.

В создание конечной продукции агропромышленного комплекса на различных стадиях производства и обращения прямо или косвенно участвует более 70 отраслей народного хозяйства. В состав АПК входят только отрасли, технологически и экономически взаимосвязанные и непосредственно участвующие как в процессе производства, так и в доведении конечной продукции до потребителя. Соотношение отраслей, участвующих в производстве продуктов питания и непродовольственных предметов потребления, составляет отраслевую структуру агропромышленного комплекса.

Основными социально-экономическими целями развития АПК являются:

достижение устойчивого роста сельскохозяйственного производства;

решение продовольственной проблемы страны и приближение уровня потребления продуктов питания к научно обоснованным нормам;

удовлетворение спроса населения на непродовольственные товары из сельскохозяйственного сырья;

перестройка агропромышленного производства на преимущественно интенсивную форму развития, обеспечение опережающего роста производства конечной продукции;

улучшение использования ресурсного потенциала и повышение на этой основе эффективности производства;

изменение структуры внешнеторгового оборота в целях постепенного превращения страны в экспортера продовольственной продукции.

Конечная цель АПК коротко может быть сформулирована так: наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и других товарах, вырабатываемых из сельскохозяйственного сырья, при минимальных затратах труда и средств производства.

Агропромышленный комплекс включает в себя три основные сферы. Первая сфера состоит из отраслей, обеспечивающих агропромышленный комплекс средствами производства, а также занятых производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства.

Во вторую сферу АПК входят предприятия и организации, непосредственно занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции.

В третью сферу АПК включаются отрасли и предприятия, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителя.

В первую сферу АПК включаются: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, продовольственное машиностроение, производство специализированного автотранспорта, мелиоративной техники, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, микробиологическая промышленность, капитальное строительство в агропромышленном комплексе, ремонт сельскохозяйственной техники. Отрасли, входящие в первую сферу агропромышленного комплекса, призваны обеспечивать ресурсами процесс производства, создавать базу для индустриализации сельского хозяйства и способствовать нормальному функционированию всех звеньев комплекса. От их деятельности во многом зависит ритмичность, поточность и массовость производства сельскохозяйственной продукции и конечного продукта в целом.

На долю первой сферы агропромышленного комплекса приходится почти 15% общего объема произведенной продукции, 13% производственных фондов и 22% численности работников.

Главной составной частью второй сферы АПК является непосредственно сельскохозяйственное производство, в котором выделяют две основные отрасли - растениеводство и животноводство.

Сельское хозяйство дает 95-96% производимого в стране продовольствия, остальные 4-5% - продукция морей, рек, озер, лесов. Кроме того, сельское хозяйство поставляет натуральное сырье - шерсть, льноволокно, масло-семена различных культур, сахарную свеклу и др. Продукция сельского хозяйства не может быть воспроизведена в других сферах или заменена другими видами продукции.

Вторая сфера агропромышленного комплекса производит почти 48% конечной продукции. В ней задействовано свыше 68% производственных фондов и 60% численности работников.

В третьей сфере АПК сосредоточены пищевкусовая, мясная и молочная, рыбная, мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленности. В данную сферу частично включена легкая промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья. Отрасли третьей сферы агропромышленного комплекса обеспечивают первичную промышленную доработку сельскохозяйственного сырья, ее заготовку и хранение, а также вторичную переработку сырья и доведение его до готовности для реализации населению. Они осуществляют и доставку готовой продукции к местам хранения и реализации. Уровень жизни населения страны зависит от состояния и темпов развития агропромышленного комплекса и особенно третьей сферы - пищевой и перерабатывающей промышленности. На долю отраслей и предприятий третьей сферы агропромышленного комплекса приходится 38% от общего объема производства продукции, 19% всех производственных фондов и 18% численности работников.

Таким образом, помимо сельского хозяйства в АПК входят отрасли, которые либо поставляют ему средства производства и оказывают услуги, либо заготавливают, перерабатывают его продукцию, производят готовые к потреблению продукты питания и непродовольственные товары из сельскохозяйственного сырья и доводят их до потребителя.[18]

Современный уровень научно-технического прогресса позволяет одному человеку, непосредственно занимающемуся сельскохозяйственным производством, производить продукцию для 60-70 человек. В России на одного среднегодового работника сельского хозяйства приходится 15 жителей страны, это следствие довольно низкой производительности труда в сельском хозяйстве, а также недостаточного развития третьей сферы и инфраструктуры АПК.

.2 Государственное регулирование в аграрной сфере

В любой современной стране государство играет весьма важную роль в функционировании и развитии национальной экономики. На сегодня практически невозможно представить себе не зависимую от государства рыночную экономику.

Ученые, занимающиеся проблемами государственного регулирования экономики, подходят к данному явлению, как правило, c двух позиций. Одна группа исследователей рассматривает государственное регулирование как систему мер, то есть как явление и определяют государственное регулирование экономики следующим образом: «Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему законодательных, исполнительных и контролирующих мер, осуществляемых государством в целях обеспечения социально-экономического роста страны».

Другая группа ученых рассматривает государственное регулирование экономики как процесс и отмечает, что процесс государственного регулирования состоит из комплекса мер по обеспечению законов, вводимых государственными органами для поощрения или ограничения экономической деятельности путем установления цен, назначения стандартов и условий входа в отрасль.

Но наиболее полное определение государственному регулированию дается в книге «Государственное регулирование рыночной экономики» (Кушлин В.И): государственное регулирование - «воздействие (прямое или косвенное) государственных органов управления на экономические процессы в обществе с целью достижения макроэкономической сбалансированности и обеспечения в целом нормального функционирования экономики» [9].

В истории развития мировой цивилизации были разные подходы к оценке роли государства в экономике. В их числе можно назвать меркантилизм, классический подход, марксизм, кейнсианство, монетаризм, неокейнсианство.

Основной экономической школой в период позднего средневековья была школа меркантилизма. Меркантилизм - воззрение, имевшее место среди французских экономистов XVIII века, суть которого состояла в том, что государство должно играть активную роль в экономической жизни страны в целях содействия богатству страны и короля.

Сторонники меркантилизма провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны. Учитывая специфику экономического развития в тот период, а именно то, что главный показатель богатства страны - количество золота, меркантилисты призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

Кейнсианская концепция получила распространение в 30-е годы XX века после экономического кризиса в США. При этом Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая денежно-кредитная политика, активная бюджетно-финансовая политика и прямое создание государством рабочих мест.

Однако в 70-е годы условия воспроизводства резко ухудшились. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос и использовании вместо этого косвенных мер воздействия на предложение. В соответствии с этой теорией государство должно «обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства».

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Пoэтому сторонники невмешательства в экономику предложили осуществление антиинфляционных мероприятий (на базе рекомендаций монетаристов) и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Неокейнсианцы - сторонники экономической теории, утверждающей, что циклические колебания и инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег. Неокейнсианцы выступают за активную стабилизационную политику с предпочтительным использованием инструментов бюджетно-налогового регулирования.

Нельзя сомневаться в том, что такая множественность теоретических воззрений на роль государства в экономике обусловлена, прежде всего, отсутствием целостного концептуального представления о происходящих в экономической жизни явлениях, преобладанием эмпирического подхода к выработке научных обобщений экономических процессов.

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость реализации государственного регулирования экономики заключается в нарастании проблем, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.[20]

Следует подчеркнуть, что государственное регулирование распространяется в той или иной степени на все отрасли народного хозяйства. Весьма значимую роль оно играет в развитии именно аграрного сектора по ряду объективных и субъективных причин.

1.3 Государственного регулирования аграрной сферы в России: исторические аспекты

Государственное регулирование аграрной сферы имеет глубокие исторические корни. В России государственная поддержка сельского хозяйства появилась еще при проведении реформ 1861г. Финансирование аграрных преобразований проходило по нескольким направлениям: на содержание землеустроительных организаций, на помощь крестьянам при землеустройстве, льготное кредитование. Так, для крестьян при переходе на новые формы землепользования выдавались долгосрочные беспроцентные ссуды на приобретение сельскохозяйственного инвентаря и семян, строительство, развитие кустарной промышленности, отдавался «безусловный приоритет сельскому хозяйству за счет всего общества».

На протяжении более чем столетней истории регулирование аграрной экономики осуществлялось как административными, так и экономическими мерами. При этом, как правило, в историческом аспекте эти методы сменяли поочередно друг друга, но преимущество отдавалось административным методам.

Ярким примером административных методов регулирования, на наш взгляд, можно считать политику «военного коммунизма» в период гражданской войны и военной интервенции 1918- 1920 гг. Характерной особенностью «военного коммунизма» было внеэкономическое принуждение. Важнейшей особенностью «военного коммунизма» была ставка на прямой продуктообмен.

Одна из наиболее характерных черт «Военного коммунизма» - продразверстка - обязательная сдача государству крестьянами по развёрстке всех излишков продовольствия по твёрдой цене. Данная политика характеризовалась натурализацией хозяйства, свёртыванием товарооборота, уменьшением роли и значения денег, кредита, финансов.

Катастрофическое положение сельского хозяйства, ставшее результатом политики «военного коммунизма» заставило правительство ненадолго ослабить административный нажим и задействовать ряд экономических рычагов регулирования экономики.

Самый ранний пример попытки экономического регулирования аграрной сферы в ХХ веке является провозглашение НЭПа в 1921 году. Система продразверстки была заменена натуральным налогом, а затем (с 1923 г.) - денежным налогом. Отказ от системы продразверстки и установление посильного для хозяйств натурального налога, возможность использования излишков произведенной продукции, введение договорно-арендной формы приписки советских хозяйств, децентрализация управления и расширение прав заведующих хозяйствами - все это создавало реальную основу для быстрого подъема совхозной экономики.

В целом же следует отметить, что НЭП характеризовался острыми противоречиями, отсутствием целостности подходов к управлению и решительной схваткой между экономическими и административными методами. К 30-м годам ХХ века новая экономическая политика была свернута и усилены меры административного регулирования экономики.

На следующем историческом этапе предпочтение было отдано административным методам. Спустя десять лет после введения НЭПа начался процесс «коллективизации». Объединение крестьянства в систему коллективных хозяйств под контролем государства имело своей целью обеспечение ресурсов для быстрого экономического роста. В процессе коллективизации образовывались два типа хозяйств: колхозы и совхозы. В кооперативах (колхозах) крестьяне должны были поставлять государству фиксированный объем продуктов; оплата же производилась в зависимости от трудового вклада каждого (количества «трудодней»). Закупочные цены, установленные государством, были крайне низкими, тогда как требуемые поставки - высокими, иногда превышающими весь урожай.

Резко отрицательные итоги коллективизации объясняются, в первую очередь ее насильственным характером. Крестьяне перестали чувствовать себя хозяевами на земле, существенный ущерб культуре хозяйствования нанесло уничтожение зажиточного, т.е. наиболее умелого и трудолюбивого крестьянства. Несмотря на механизацию и расширение посевных площадей за счет освоения новых земель на целине и в других районах, повышение закупочных цен и введение пенсий и других социальных пособий колхозникам, производительность труда в колхозах и совхозах отставала от того уровня, который существовал на приусадебных участках и тем более на Западе; и валовой объем сельскохозяйственного производства все более отставал от роста населения. Из-за отсутствия стимулов в работе сельскохозяйственные машины и оборудование колхозов и совхозов нередко содержалось в плохом состоянии, семена и удобрения использовались расточительно, большими были потери при уборке урожая.

Следующим историческим этапом развития сельского хозяйства в нашей стране принято считать «хрущевскую оттепель». В этот период административный нажим на сельскохозяйственные предприятия был несколько ослаблен путем изменений критериев планирования в сельском хозяйстве. Теперь колхозы получали только обязательные задания по заготовкам вместо жёсткой регламентации деятельности. Они впервые могли решать сами, как использовать собственные ресурсы и организовать производство.

Государство с помощью бюджетных средств, особенно в 80-е гг. стремилось поднять финансовое, экономическое и социальное положение сельского хозяйства, обеспечить его стабильное развитие и отчасти решить продовольственную проблему страны.

Однако применение только методов административного регулирования не дало ожидаемых результатов и, начиная с середины 80-х годов, прошлого столетия, государство стало принимать решения в области поддержки сельского хозяйства, опираясь преимущественно на экономические методы. В частности, был принят Закон «Об общих началах предпринимательства в СССР». Проведена реорганизация банковской системы, созданы коммерческие и кооперативные банки, расширилось привлечение в экономику иностранных инвестиций. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства.

Аграрная реформа, проводимая с начала 90-х гг., должна была решить несколько задач, в том числе:

·в экономической области - формирование эффективного устойчивого агропромышленного производства, обеспечивающего в рыночных условиях более высокие показатели уровня и эффективности производства, удовлетворяющие потребности страны в продуктах питания и сельскохозяйственном сырье при безусловном обеспечении продовольственной безопасности государства;

·в социальной сфере - создать условия для комплексного обустройства деревни и сельского развития, преодолеть разрыв в уровне жизни сельского и городского населения;

·в области экологии - обеспечить производство экологически чистого продовольствия.

Вместе с тем, приняв курс на рыночные преобразования, государство полностью самоустранилось от регулирования экономических процессов в сельском хозяйстве, и, как следствие, начатые в начале 90-х годов прошлого столетия реформы привели к довольно плачевным результатам: это и катастрофическое снижение объемов производства практически во всех отраслях народного хозяйства, и гиперинфляция, и резкое увеличение внешнего и внутреннего долга страны, и падение уровня жизни населения и т.д.

Разразившийся мировой экономический кризис <#"justify">ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

.1 Оценка состояния аграрной сферы в России

От состояния агропромышленного комплекса во многом зависит развитие экономики страны, ее национальная безопасность, жизненный уровень населения. В России в сельском хозяйстве и пищевой промышленности работает каждый пятый, занятый в сфере материального производства, удельный вес этих отраслей в ВВП составляет около 9%, на долю продовольственных товаров приходится 46% общего объема розничного товарооборота. В сельской местности проживает 27% населения страны. Сельское хозяйство является потребителем продукции многих отраслей промышленности и сферы услуг, обеспечивая занятость миллионов трудоспособного населения.[6]

АПК в современной России имеет множество важных и острых проблем, например, из года в год уменьшается поголовье крупного рогатого скота, в том числе и коров. В результате снижаются возможности наращивания производства мяса и молока. Финансово-экономическое положение сельскохозяйственных предприятий животноводства остается сложным. Неконтролируемый, экономически необоснованный рост цен на энергетические ресурсы, машины и оборудование, используемые в животноводстве, негативно влияет на себестоимость продукции. Некоторый рост цен на реализуемую продукцию не компенсирует сделанных затрат. В результате в целом по стране производство продукции животноводства продолжало оставаться убыточным. И такое положение остается, к сожалению, стабильным на протяжении многих лет. Нерентабельное производство мяса всех видов, предельно малая выручка от реализации молока вынуждают сельскохозяйственные предприятия, которые производят 50% объема скота и птицы, около 60% молока, сокращать поголовье скота. Эти данные представлены в таблице 1:

Таблица 1 Поголовье скота в хозяйствах всех категорий (на конец года) (млн. голов)

Поголовье2008 г.2009 г.2010 г.Крупный рогатый скот Из них коровы Свиньи Овцы и козы21,0 9,1 16,2 21,622,2 9,2 18,3 24,720,7 8,9 18.6 21,8

Важное значение для развития сельскохозяйственного производства отводится мелиорации земель. В стране мелиорированных земель осталось немногим более 9 млн. га. Количество орошаемых и осушенных земель делится примерно поровну. По ряду объективных причин (недостаток финансовых средств, слабое техническое переоснащение систем, потеря кадров) в последние годы резко ухудшилось состояние мелиорированной системы, гидротехнических сооружений, насосно-силового оборудования, поливной техники. Все это способствует дальнейшему выбытию мелиорированных земель, ведет к потерям их продуктивности. И в связи с этим выделенных в 2008 г. федеральным бюджетом средств на финансирование мелиоративных мероприятий было недостаточно.

Невозможно улучшать положение дел в отраслях агропромышленного комплекса без использования современных технологий и необходимого количества новой техники. Однако еще при плановой экономической системе в 1980-е и 1990-е гг. сельское хозяйство было хуже оснащено тракторами, комбайнами и другой сельскохозяйственной техникой, чем страны Европы и США.

В 2008 г. машинотракторный парк продолжал сокращаться, его физический и моральный износ стремительно усиливался. С каждым годом обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей основными видами сельскохозяйственной техники падает на 1-3%. Около 70% имеющихся машин и тракторов выработали свой срок амортизации. При этом лишь 4-10% объемов работ по ремонту сложной техники выполняется на ремонтных заводах и в специализированных мастерских.

По данным Минсельхоза России, поступление новой техники в сельское хозяйство по стране составляет 2-4% в год, списание - 6-10%. На эти цели необходимо ежегодно выделять до 70 млрд. руб. Пока же хозяйства всех форм собственности в истекшем году приобрели сельскохозяйственной техники на сумму около 800 млн. руб.

2.2 Методы государственного регулирования аграрной сферы РФ

агропромышленный государственный регулирование

Проблемы государственного регулирования аграрного сектора в России приобрели немаловажное значение в связи с переходом к рынку. Как известно, сельское хозяйство - особая отрасль, доходы которой, исходя из ее немонопольной природы, всегда отстают от других отраслей.

Практически во всех странах сельское хозяйство является одной из наиболее поддерживаемых государством отраслей.

Государственное регулирование представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.

Весомый аргумент в пользу государственной поддержки сельского хозяйства - падение доходов сельхозпроизводителей по сравнению с другими отраслями. Вмешательство государства - попытка восстановления справедливости.

По мнению специалистов в настоящее время стабилизация в сельском хозяйстве сама по себе не может произойти. Сельское хозяйство способно возродиться только при активной государственной поддержке.

Наиболее полно практикуемые в мире меры государственной поддержки агропромышленного комплекса, сгруппированные по целевому признаку.

Выделяет меры прямого и косвенного государственного регулирования. К мерам прямого государственного регулирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей: прямые государственные компенсационные платежи; платежи при ущербе от стихийных бедствий; платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства выплаты за сокращение посевных площадей. Вынужденный забой скота и т.д.

К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся:

.Ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установления квот и тарифов, установления налогов на экспорт и импорт продовольствия;

.Компенсация издержек сельхозпроизводителей по приобретению средств производства путем предоставления;

.Содействие развитию рынка, предусматривающее выделение государственных средств на разработку и осуществление рыночных программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции;

.Содействие развитию производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства - субсидии на строительство производственных помещений, рекультивацию земель.

Государственную поддержку классифицирует по формам бюджетной и не бюджетной поддержки субъектов агропродовольственной политики.

К бюджетным формам поддержки относятся предоставление бюджетных услуг за счет средств бюджетов всех уровней, а также разработка и реализация программ регулирования сельского хозяйства.

К не бюджетным формам поддержки относятся меры агропродовольственной политики, не требующие расходования средств государственных или муниципальных бюджетов, в том числе регулирование цен и тарифов, установление льгот, запретов и ограничений.

Бюджетные услуги - это те функции, осуществление которых государство берет на себя в обязательном порядке. Эти обязательства государства вытекают из целей, функций и задач, стоящих перед соответствующими органами управления в сельском хозяйстве.

Существует ошибочное представление о том, что уровень государственной поддержки сельского хозяйства определяется размером суммы средств, выделяемой государством на сельское хозяйство, и что увеличение этой суммы приведет к улучшению положения в аграрном секторе.

Программы государства по поддержке цен не всегда эффективны, так как эта проблема решается за счет саморегулирования экономической системы, например сокращения числа занятых в сельскохозяйственном производстве.

Согласно Бюджетному посланию Президента РФ в 2007 году, в агропромышленной сфере необходимо обеспечить доступность и адресный характер мер государственной поддержки, расширение ее форм. Особое внимание следует уделять внедрению современных технологий, дальнейшему развитию кредитования на селе. (См. Приложение 2).

Со вступлением России в ВТО возможно резкое изменение цен на сельскохозяйственную продукцию. В связи с этим проводимые меры по государственной поддержке направлены на улучшение качества продукции и поддержание конкурентоспособности российского производителя. В этих условиях роль государственной поддержки сельского хозяйства значительно возрастает.

2.3 Партнерство России с другими странами в области аграрной сферы

Создание в последнее пятилетие нового формата агропродовольственной и сельской политики России привлекло в сектор АПК новых предпринимателей, новые инвестиции и технологии, обеспечило модернизацию производственной базы отрасли и, в конечном счете, экономический рост. В сельском хозяйстве, в основном, завершились институциональные преобразования, сложился новый предпринимательский корпус, возникли современные механизмы бюджетирования, кредитования, информационного обеспечения отрасли, регулирования основных продуктовых и ресурсных рынков.

Вместе с тем, выявились и проблемы, от решения которых в немалой степени зависит дальнейший прогресс. Это, во-первых, развитие материально-технической базы агропродовольственного рынка (мощностей по переработке и хранению продукции, логистических центров, торговых площадок, специализированного транспорта и других элементов рыночной инфраструктуры); во-вторых, технологическое переоснащение отрасли, что, с одной стороны, требует инвестиций, а, с другой, - формирования в секторе современной инновационной системы; в-третьих, это социальное обустройство деревни и диверсификация сельской экономики, расширение сферы несельскохозяйственной занятости.

Для решения этих задач и совершенствования аграрной политики в целом важно развивать международное сотрудничество по всем направлениям.

Вместе с тем в сельском хозяйстве России, по последним данным, работает 515 предприятий с иностранным участием, что составляет 3,1% от всех подобных предприятий. Среди них такие крупные и эффективно работающие компании, как «Данон», «Каргил», «Нестле», «Юнилевер» и другие.

В условиях расширения связей между Россией и ЕС взаимовыгодное сотрудничество в области сельского хозяйства и развития сельских территорий имеет большое значение. Важно развивать все направления совместной работы, но особенно актуально в данный момент сотрудничество в инвестиционно-инновационной сфере. Необходимо создать все условия для практической реализации в сельскохозяйственной области принятой на 25 саммите Россия-ЕС инициативы «Партнерство для модернизации».

Лидирующая роль здесь принадлежит отечественным деловым структурам, которые, используя тенденции коммерциализации западной науки, могли бы более активно содействовать привлечению инновационных технологий для совместных предприятий на территории России, чего зачастую не удается достичь за счет государственных программ научно-технических обменов.

Для России доступность импортного продовольствия из ЕС в принципе является хорошей страховкой при проведении реконструкции и модернизации собственного сельскохозяйственного и пищевого производства, при понимании, что доля импортного продовольствия должна снижаться. Российский рынок является крайне привлекательным для ЕС в условиях стагнации мировых продовольственных рынков.

Однако серьезную озабоченность России вызывает диспаритет в торговле сельскохозяйственной продукцией с ЕС. Внешняя торговля Российской Федерации со странами ЕС характеризуется отрицательным сальдо российского торгового баланса по сельскохозяйственной продукции и продовольствию (- 8 522 млн. долл. США). Экспорт в Россию (по данным торговой статистики за 2009 г.) составил около 8,0 млрд. евро, что в 9 раз превышает объем импорта из России в ЕС.

Импорту российского зерна в ЕС, несмотря на наличие спроса, препятствуют маленькие квоты на поставки низкобелкового зерна (2,3 млн. тонн для всех третьих стран, кроме США и Канады).

Фактором, сдерживающим допуск отечественных товаров на европейские рынки, остается также высокий уровень субсидирования сельского хозяйства ЕС. По официальным оценкам ОЭСР, доля совокупной поддержки в доходах европейских фермеров от реализации сельскохозяйственной продукции составляет в последние годы 22-24%. В России аналогичный показатель находится на уровне 13-15%.

Тем не менее, для России европейский рынок является привлекательным благодаря его близости и высоким ценам на сельскохозяйственное сырье и продукты питания.

Основной дефицит, который в ЕС традиционно покрывается за счет торговых связей с Россией - это морская рыба и морепродукты. В перспективе Россия могла бы найти свою нишу на рынке востребованных в ЕС масличных культур и растительных масел, биодизеля, этилового спирта в качестве альтернативного топлива, живого крупного рогатого скота и говядины, мяса дичи, продукции аквакультуры.

Говоря о сотрудничестве, нельзя не сказать и о заинтересованности в анализе Единой сельскохозяйственной политики Евросоюза, т.к.:

во-первых, опираясь на опыт ЕС по поддержке своего АПК, Россия имеет возможность анализировать достоинства и недостатки отдельных мер регулирования, заложенных в аграрную политику Евросоюза;

во-вторых, текущий процесс реформирования Единой сельскохозяйственной политики подсказывает России методы и программы поддержки сельского хозяйства, разрешенные ВТО;


ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК РФ

.1 Международные методы государственного регулирования аграрной сферы

Эффективное государственное регулирование аграрной сферы России в условиях переходной экономики требует изучения опыта стран с развитыми рыночными отношениями, имеющих конкурентоспособное сельское хозяйство.

Наибольший интерес в этом плане представляет опыт стран северной Америки и ЕС.

В развитых странах мира, особенно в Европейском Сообществе, сложились четыре направления бюджетной поддержки сельского хозяйства: прямые бюджетные выплаты сельхозтоваропроизводителям; поддержка развития сельских территорий; структурная поддержка сельского хозяйства (инвестиционные проекты); финансирование общих услуг, оказываемых селу (государственные мероприятия).

В странах ЕС особое место занимает ценовая поддержка сельхозтоваропроизводителей. Поддержание цен в сельском хозяйстве на определенном уровне ложится нелегким бременем как на государство, так и налогоплательщиков, но именно стабильность цен и является средством обеспечения продовольственной безопасности и сохранения производственного потенциала сельского хозяйства. В качестве примера можно назвать Швейцарию, где цены на продовольствие выше мировых, однако население этих стран мирится с таким положением, осознавая все негативные последствия снижения этих цен для сельского хозяйства и в конечном итоге для национальной экономики. В современных условиях, как показывает практика, в странах с развитым научно-производственным потенциалом осуществляется поддержка сельского хозяйства, если даже она сопряжена с финансовыми издержками со стороны государства.

Один из важнейших показателей государственного регулирования сельского хозяйства в странах ЕС - уровень бюджетной поддержки фермерских цен на произведенную продукцию. Этот показатель отражает отношение всех ценовых и внеценовых бюджетных дотаций на производство и реализацию (в том числе на экспорт) определенной сельскохозяйственной продукции к ее фермерской цене.

Бюджетными дотациями государство регулирует объемы производства и реализации продукции, воздействуя, с одной стороны, на фермерские доходы через цены, а с другой - на их расходы через льготные кредиты и налоги.

В целом в странах ЕС, где наблюдение за ценами на рынке на подавляющую часть (86 - 96%) сельскохозяйственной продукции (пшеница, ячмень, рожь, кукуруза, молоко, мясо крупного рогатого скота, сахар, оливковое масло) осуществляется национальными органами ЕС постоянно, «оздоровление» рынка достигается на основе как создания баланса между спросом и предложением, так и регулирования рыночных цен путем поддержания их в определенных пределах.

В современных условиях практически во всех странах ЕС наблюдается рост цен на продовольственные товары, но в большинстве из них он компенсируется опережающими темпами увеличения доходов населения. Потребительский спрос на продукты питания диктуется не только доходами населения, но и ценами на продовольственные товары и услуги. При этом возрастает значение бюджетной поддержки фермерских цен. Создана и правовая основа государственного регулирования цен в виде законов, указов, постановлений. Налажена систематическая публикация статистической информации о ценах, их уровне и динамике. Эти же данные, как правило, используются при регулировании уровня доходов, их индексации. Субсидии в странах ЕС достигли 45-50% стоимости произведенной фермерами товарной продукции, в Японии и Финляндии - 70%.

Одна из важнейших концепций ценообразования на продукты питания в развитых странах заключается в отходе от традиционного принципа производить и реализовать продукцию с целью получения прибыли и переходе на маркетинговый, выявляя и удовлетворяя желания потребителей. На практике маркетинговый принцип ценообразования предусматривает сокращение доли в розничной цене товара промежуточных звеньев.

В этом контексте особый интерес представляет опыт канадцев, где обеспечивается разумное сочетание систем государственного и кооперативного управления агропромышленным производством. Такая деятельность направлена на то, чтобы обеспечить реализацию произведенной продукции и получить для фермеров как можно больше дохода. Во всех провинциях существуют так называемые маркетинговые советы (союзы), которые создаются непосредственно товаропроизводителями отдельного продукта и работают на бесприбыльной основе. Эти советы активно изучают потребительский спрос с целью расширения сбыта продукции. Они имеют широкие полномочия, закрепленные законодательно. Например, маркетинговый совет по картофелю провинции Манитоба устанавливает единую цену. Продавцы, не выполняющие его требования, облагаются штрафом в двойном - тройном размере от цены [5].

С точки зрения изучения опыта зарубежных стран в области государственного регулирования аграрной сферы, большой интерес представляет также изучение и обобщение государственных программ, используемых в США. Так, по данным Министерства сельского хозяйства США, в 2009 году 1/3 всех сельскохозяйственных предприятий страны получили государственные выплаты в той или иной форме.

Закон о сельском хозяйстве США от 1949 года с корректировками, внесенными законом о Защите сельского хозяйства и инвестициях в развитие сельских территорий, принятым в 2002 году включает программы страхования, поддержки цен, льготные займы и выплаты в рамках многочисленных защитных программ и мероприятий по охране окружающей среды и поддержанию плодородия почв.

В 30-х годах XX века конгресс США принял решение о финансировании федеральной программы страхования урожая, которая наряду с другими мероприятиями должна была помочь сельскому хозяйству оправиться после великой депрессии. В 1938 году была создана Федеральная корпорация страхования урожая Департамента сельского хозяйства США (FCIC), которая успешно функционирует и поныне, и в настоящее время управляется Агентством по управлению рисками.

Таким образом, как показывает опыт США, на протяжении последних нескольких десятилетий, страхование получило бурное развитие и превратилось в мощную индустрию. Научно обоснованная и эффективная организация страхового бизнеса в США в определенной мере способствовала устойчивому развитию предпринимательских структур, функционирующих в аграрной сфере. Поэтому развитие страхования с учетом накопленного в мире опыта и адаптации его к российским условиям, в комплексе с государственной поддержкой и регулированием, должно стать одним из действующих рычагов выхода отечественного сельского хозяйства из кризиса.

Таким образом, в странах с развитой экономикой сложились многоканальные системы поддержки сельского хозяйства. Аграрная политика большинства стран направлена на гарантированную максимальную обеспеченность государства продовольствием и продуктами питания; на поддержку стабильной экономической ситуации в сельском хозяйстве; достижение определенного минимального уровня доходности отрасли, создающего его привлекательность для инвестиций; ограничение избыточного производства; защиту внутреннего рынка; гарантии конкурентоспособного участия отечественных производителей в международном разделении труда и т.д.

Таблица 2 Классификация государственной поддержки сельского хозяйства

ПризнакВид господдержкиОпределениеПо признаку бюджетного финансированияБюджетнаяпредоставление государственной поддержки за счет федерального и регионального бюджетов на принципах софинансирования, разработка и реализация целевых программ развития отраслиВнебюджетнаяИнструменты и формы, не требующие расходования средств бюджетов, в частности банковское, коммерческое кредитование, лизинг, венчурное финансирование и т.д.По способу воздействия на сельскохозяйственное производствоПрямаяЦелевое финансирование, прямо или косвенно сказывающееся на рентабельности предприятий аграрной сферы (субсидии, компенсации, дотации, налоговые льготы на поддержку отдельных групп предприятий)КосвеннаяВлияет на сельское хозяйство посредством мероприятий регулирования агропродовольственного рынка средствами комплекса государственного регулирования аграрного сектора экономики, включающего ряд соответствующих институтовПо временному факторуКраткосрочнаядо одного годаСреднесрочнаяот одного года до трех летДолгосрочнаяболее трех летПо требованиям, установленным международными организациями (ВТО)«Желтая корзина»Мероприятия, влияющие на структуру международной торговли и вызывающие дополнительный переток активов от потребителей к производителям и по нормативам попадающие под сокращение после присоединения к ВТО (реализационные кредиты; сезонное финансирование; динамичное финансирование пропорционально численности поголовья; динамичное финансирование пропорционально площади угодий; отдельные программы субсидирования коммерческих кредитов и т.п.)«Зеленая корзина»Мероприятия, не оказывающие влияния на условия мировой торговли и осуществляемые в рамках государственных проектов и программ, осуществляемых на средства, полученные от налоговых поступлений. Такие мероприятия не вызывают дополнительного перетока активов от потребителей к производителям и не попадающие под ограничивающие правила ВТО«Голубая корзина»Мероприятия по возмещению недополученных производителями доходов, не вызывающее увеличения объема предложения аграрной продукции и сырья на международном рынке и не попадающие под ограничивающие правила ВТО (прямое финансирование, на условиях фиксации обрабатываемых площадей и объемов продукции; прямые вливания, производимые в размере не более 85 процентов от базового объема производства; непосредственные выплаты животноводам, производимые на условиях стабилизации поголовья и т.п.)

3.2 Перспективы развития аграрной сферы в РФ

Как уже отмечалось ранее, в настоящее время сельское хозяйство России находится в весьма тяжелом положении. Для вывода отрасли из кризиса А. Зельднер предлагает следующие направления усиления госрегулирования [11]:

. Аграрный сектор экономики России в начале третьего тысячелетия может обеспечить продовольственную безопасность страны в значительной мере при компетентно организующем государственном начале.

. Отраслевые приоритеты тесно связаны с необходимостью решения общефедеральных проблем. К наиболее актуальным из них, ускоряющим достижение конечной цели, следует отнести: усиление госрегулирования естественных монополий; государству на период выхода из кризиса следует установить жесткое регулирование внутренних цен и тарифов естественных монополий; необходимо также обеспечение роста платежеспособного совокупного спроса населения, что включает индексирование в соответствии с инфляцией заработной платы и пенсии населению и льготное кредитование оборотных средств предприятий для систематической выплаты зарплаты.

. Дальнейшее развитие должен получить процесс интеграции и кооперации.

. Важнейшим приоритетом становится формирование современной инфраструктуры продовольственного рынка - создание единой государственной информационно-консультативной системы, формирование сети оптовых продовольственных рынков, повышение роли бирж и т.п.

.Одной из приоритетных проблем остается переработка сельскохозяйственного сырья, позволяющая сократить потери и обеспечить выход конечной продукции.

. Следует усилить на федеральном и региональном уровнях борьбу с посредническим криминалом, рэкетом, теневой экономикой в потребительской сфере и монополизацией продовольственных рынков.

. Необходим жесткий государственный контроль торговых наценок.

Особое внимание должно уделяться государством развитию и регулированию внешнеэкономической деятельности, созданию более совершенного механизма защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем продовольственном рынке от импорта продукции и одновременно создание благоприятных условий для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

В этом контексте многие экономисты поднимают вопрос о перспективах вступления нашей страны в ВТО, его положительных и отрицательных последствиях.

В процессе обсуждения данного вопроса отечественные ученые разделились на два лагеря: противников и сторонников вступления России в ВТО. При этом каждая из сторон выдвигает свои аргументы.

Исследователи, считающие, что вступление РФ в ВТО отрицательно скажется на отечественном сельском хозяйстве, обосновывают свою позицию следующим образом: вступление в ВТО откроет рынки дешевым импортным сельскохозяйственным товарам, с которыми наши продукты конкурировать не смогут. Наше сельское хозяйство перестанет существовать, что приведет к снижению уровня жизни в сельской местности и зависимости страны от импортного продовольствия. В периоды низких цен на нефть возможен продовольственный кризис. Такого мнения придерживаются С. Киселев, Р. Ромашкин, А. Щеглов и др. [13].

Сторонники же вступления в ВТО приводят контраргументы в защиту данного мероприятия. Они считают, что:

.Сельское хозяйство сегодня не защищено от внешней конкуренции ничем, кроме обменного курса рубля и транспортных издержек.

.Необходима продуманная политика тарифной защиты и субсидий и улучшение работы таможни.

.Вопрос состоит не в том, вступать или не вступать в ВТО, а в том, что делать для развития сектора. Существующая система является неэффективным средством социальной поддержки крестьян и не дает никаких стимулов к развитию.

.Российское сельское хозяйство может встроиться в глобальную экономику, специализируясь в производстве тех культур, по которым у него есть сравнительные преимущества.

Основные цели России, которые она преследует, присоединяясь к ВТО, заключаются в том, что вступление в эту международную организацию позволит закрепить достигнутые успехи начатых реформ, ускорить экономическое развитие и в результате этого повысить уровень жизни населения страны.

Государственное вмешательство может иметь как позитивное, так и негативное воздействие. Если из-за этого вмешательства региональные сельскохозяйственные цены превышают мировые, то существует субсидирование аграрного сектора, так называемое позитивное отклонение от равновесных цен. Если региональные цены оказываются ниже мировых, то можно говорить о чрезмерном налогообложении сельского хозяйства, то есть о негативном отклонении.

Изучив теоретические и методические основы государственного регулирования аграрной сферы, можно сделать следующие выводы:

-абсолютное большинство как российских, так и зарубежных ученых, занимающихся вопросами государственного вмешательства в экономику, сходятся во мнении о необходимости такого вмешательства для аграрного сектора в силу специфических особенностей последнего;

-сложившаяся за годы рыночных реформ ситуация в аграрном секторе России наглядно показала несостоятельность политики невмешательства и необходимость выработки эффективного механизма государственного регулирования аграрного сектора;

-перспективы вступления нашей страны в ВТО накладывают определенные ограничения на перечень форм и методов регулирования, и поэтому необходима выработка комплексной программы развития сельского хозяйства России с учетом требований ВТО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, следует подчеркнуть, что госрегулирование - это система рычагов и стимулов, с помощью которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства. Это особенно важно иметь в виду, поскольку кризис в сельском хозяйстве вызван не только объективными природными условиями (например, для восстановления потерянного плодородия почв может потребоваться жизнь целого поколения), но и рядом экономических просчетов в проведении аграрной политики.

Существуют как внешние, так и внутренние причины тяжелого состояния сельскохозяйственного производства. Внешние - инфляция, дефицит бюджета, резкое удорожание кредитных ресурсов, неплатежи; политическая нестабильность, обусловившая нарушение или полный распад межотраслевых и территориальных связей; ослабление государственного управления аграрной экономикой, изменение правил экономического поведения и противоречивость земельного и аграрного законодательства; снижение уровня доходов большинства населения, что обусловило его низкую покупательную способность и сокращение платежеспособного спроса на продукты питания. Внутренние - несовпадение между преобразованиями отношений собственности (приватизация земли и имущества предприятий) и изменениями общеэкономических условий хозяйствования в АПК, включая развитие рыночной инфраструктуры.

В современных условиях требуется принципиально новая адекватная текущим и стратегическим задачам АПК концепция ее развития и управления. Разрушение административной системы хозяйствования в регионах произошло быстро, однако эффективного рыночного механизма управления сложнейшим хозяйством региональных АПК с помощью современных методов и экономических рычагов до сих пор не создано.

Развитие рыночных отношений в регионах России, имеющих своеобразные природно-экономические, исторические, национальные особенности, требует взвешенного и продуманного подхода, глубокого теоретического осмысления механизма взаимодействия предприятий различных форм собственности, их ответственности перед трудовым коллективом, бюджетом и обществом в целом. При проведении экономической реформы, утверждении структурной политики особенно важно проанализировать уровень развития и сложившуюся структуру отраслевых комплексов в отдельных регионах России в условиях рыночных отношений и определить основные направления их социально-экономического развития.

Особое внимание при этом должно уделяться исследованию проблем рыночных отношений, формированию стратегии развития и совершенствования организации управления в региональных агропромышленных комплексах, так как именно они в первую очередь призваны решать проблемы стабилизации экономики и повышения жизненного уровня населения.

В настоящее время проводятся определенные мероприятия по восстановлению и развитию сельского хозяйства в стране, однако даже плановые результаты проводимых мероприятий не обеспечивают продовольственной безопасности России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.;

2.Агропромышленный комплекс России в 2005 году. - М., Министерство сельского хозяйства РФ, 2006. - 486 с.

.Баклаженко Г. Реформирование административной системы в АПК - №6. - 2005. - С. 24-32.

.Голубев А. Задачи государственного управления российским агрокомплексом №1. - 2005.- С. 33-40.

.Гордеев А. В. О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» - №1. - С. 4-6.

.Гордеев А. В. Сельское хозяйство: итоги, проблемы, перспективы - 2006. - №3. - С. 4-6.

.Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства. Круглый стол - №6. - 2004. - С. 52-60.

.Государственное регулирование рыночной экономики. 590 с.

.Государственное регулирование рыночной экономики: 2002. - 832 с.

.Захаров Ю. М. Система государственной поддержки сельскохозяйственного производства: проблемы и пути решения - 2006. - №2. - С. 9-14.

.Зельднер А. Приоритеты, институты и механизмы выхода аграрной сферы из кризиса в ХХI веке 2000. - 208 с.

.Кайшев В. Г. Состояние и развитие продовольственного комплекса России- 2006. - №2. - С. 15-17.

.Киселев В. Б. Основные направления политики развития - 2003. - №7. - С. 7-9.

.Киселев С. В. Развитие агропродовольственных рынков и проблемы вступления России в ВТО-№7. - С.18-20

.Кондратьева И. Количественная оценка уровня государственного регулирования сельского хозяйства - №2. - С. 71-77.

.Кошолкина Л. Государственное регулирование АПК №7. - С. 81-85

.Крылов В. С. Государственное регулирование агропромышленного производства - объективное требование рыночной экономики - 2009. - №6. - С. 2-7.

.Масленникова Е. Государственное регулирование агропромышленного производства в странах ЕС - 1998. - №8. - С. 89-93.

.Огнивцев С. Б. Проблемы АПК России и возможные пути их решения - №7. - 2004. - С. 10-13.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Основные этапы государственного регулирования сельского хозяйства в России

ЭтапыОсновные характеристики этапов12Первый этап (1861-1917гг.)отмена крепостного права; стимулирование экспорта, особенно зерна, по принципу «не доедим, но вывезем» - до 15% от объема производства; Столыпинская реформа, с 1906 г. распад общины, освоение новых сельскохозяйственных земель; с 1916 г. продразверстка в условиях войны. Среднегодовой рост сельскохозяйственного производства за период около 2%Второй этап (1917-1921 гг.)на основе Декрета о земле расширение крестьянского землепользования за счет земель помещиков и монастырей более чем в 1,5 раза; создание первых совхозов; создание комбедов, усиление продразверстки; программа помощи голодающим Среднегодовой спад сельскохозяйственного производства 9%Третий этап (1922-1928 гг.)замена продразверстки существенно дифференцированным продналогом, с 1923 г. - денежным налогом; кредитная и налоговая поддержка кооперации; стимулирование поставок сельскохозяйственной техники. За 4 года восстановлен довоенный (1913 г.) объем сельскохозяйственного производства. Среднегодовой темп роста сельскохозяйственного производства составил около 10%Четвертый этап. (1929-1940 гг.)неэффективно проведенная массовая коллективизация; создание МТС, развитие механизации сельскохозяйственного производства; ограничение свободного рыночного оборота; регламентация структуры посевов с приоритетом производства технических культур, необходимого сырья для развития легкой промышленности. Среднегодовой рост сельскохозяйственного производства составил 0,9%Пятый этап (1941-1945)более 40% тракторов, около 80% автомашин и лошадей мобилизованы в армию; введение жестко нормированной карточной системы снабжения продовольствием; поставки продовольствия из-за рубежа по ленд-лизу (за период - 18% национального дохода СССР 1944 г. в сопоставимых ценах) значительный рост потребности в сельскохозяйственной продукции на фоне резкого сокращения базы сельского хозяйства и его производственных возможностей. Среднегодовой спад сельскохозяйственного производства составил около 11%Шестой этап (1946-1954гг.)проведено укрупнение мелких колхозов; усиление контроля над хозяйствами со стороны МТС (право распределять плановые задания между колхозами) Постановление правительства «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары» индустриализация аграрной сферы и увеличение выпуска сельскохозяйственной техники. Среднегодовой рост сельскохозяйственного производства около 6,5%, довоенный уровень восстановлен за 7 лет Седьмой этап (1955-1964гг.)новая аграрная политика; ликвидация МТС, как следствие - резкое сокращение внутреннего спроса на продукцию сельскохозяйственного машиностроения повышение государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию; массовые закупки хлеба за границей за счет наличного золотого запаса (в 1963 г - более 13 млн. т.); увеличение финансирования отраслей сельского хозяйства; массовое преобразование колхозов в совхозы; совершенствование налоговой политики. Среднегодовой рост сельскохозяйственного производства около 5,5%Восьмой этап (1965-1984 гг.)увеличение размеров капиталовложений и поставок сельскохозяйственной техники; создание Государственного агропромышленного комитета; создание агропромышленных объединений, агрофирм, межхозяйственных объединений; введение хозрасчета; «Продовольственная программа» М. С. Горбачева Среднегодовой рост сельскохозяйственного производства 2,2% Девятый этап (1985-1990 гг.)принятие «Закона о государственном предприятии»; принятие Закона «Об общих началах предпринимательства в СССР»; Закон об аренде, развитие арендных отношений; реорганизация банковской системы и создание коммерческих и кооперативных банков; появление фермерских хозяйств. Среднегодовой рост сельскохозяйственного производства 0,8%Десятый этап (1991-1999 гг.)приватизация и разгосударствление собственности; реорганизация колхозов и совхозов, появление различных организационно-правовых форм хозяйствования; резкое снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции и всех экономических показателей деятельности отрасли; увеличение импорта продовольствия и снижение продовольственной безопасности страны; принятие ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства»; Среднегодовой спад сельскохозяйственного производства 6%Одиннадцатый этап (2000-2006гг.)принятие Федеральных целевых программ «Повышение плодородия почв» и «Социальное развитие села до 2010 года»; увеличение финансирования лизинговых операций и создание государственной лизинговой компании ОАО «Росагролизинг»; сокращение количества убыточных сельскохозяйственных предприятий и некоторое их финансовое оздоровление; сокращение продовольственного импорта (из-за девальвации рубля), что позволило российским производителям поднять цены, увеличить производство отечественной продукции и снизить размеры финансовых потерь от диспаритета цен. принятие национальных проектов, направленных на «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» и «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе»; принятие Федерального закона №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Приложение 2

Формы и методы государственного регулирования

ФормыМетодыПравовое обеспечение1. Принятие недостающих законодательных актов 2. Улучшение качества действующих законодательных актов 3. Создание целостной системы не противоречащих друг другу взаимосвязанных нормативно-правовых актовФинансовая поддержка устойчивости доходов товаропро-изводителей1. Квотирование производителей продукции и сбыта 2.Дотации и компенсации 3. Гарантированная минимальная цена. Введение залоговых цен 4. Льготные, научно обоснованные кредитование и налогообложение 5. Страхование 6.Закупка продовольствия в федеральные и региональные фонды 7. Поддержание устойчивого платежеспособного спроса населения 8. Защита от тотальной интервенции иностранных конкурентов 9. Государственная гарантия кредитовИнфраструктурное обеспечение1. Принятие обоснованных нормативных актов по созданию инфраструктуры, работающей в интересах повышения устойчивости функционирования АПК 2. Создание маркетинговой системы обслуживания 3. Создание системы оптовых и розничных рынков 4.Создание системы товарных бирж, ярмарок, опционов и т.д. 5. Создание системы земельных, инвестиционных, кооперативных банковМатериально-техническая поддержка1. Отработка механизма лизинга 2.Долевое финансирование при производстве качественно новой техники и внедрении ключевых технологий 3. Льготное кредитование, налогообложение, ускоренная амортизация при производстве и использовании новой техники 4. Поддержка кооперативов МТС в приобретении новой техникиПоддержка во внешнеэкономической деятельности1. Маркетинговое обслуживание для выхода на внешний рынок в качестве экспортеров, нахождение стратегических зарубежных инвесторов, импорта нового оборудования и т.д. 2. Обеспечение продовольственной безопасности с помощью системы таможенных тарифов, компенсационных сборов, налогов и т.д. на импортируемые продовольственные товары 3. Создание благоприятного климата для иностранного инвестора в сфере производства, создания совместных предприятий 4. Государственные гарантии для иностранных кредиторов при импорте передовой техники и технологии 5.Демпинговая политика при экспорте конкурентоспособных сельскохозяйственных товаров на международном рынкеНаучное обеспечение1. Финансирование ключевых направлений науки по проблемам устойчивости АПК 2. Финансирование затрат на воспроизводство научных кадров 3. Финансирование затрат на разработку ключевых технологий и техники на инвестиционной основе, отвечающей мировым стандартам 4.Оказание поддержки в формировании рынка нововведений путем стимулирования заказов на наукоемкую продукцию, организации технопарков, техно-инкубаторов и т.д. 5. Частичное финансирование научно-методического консультированияКадровое обеспечение АПК1. Организация системы государственной подготовки и повышения квалификации предпринимателей, менеджеров, сотрудников, структурных подразделений АПК путем финансирования уровня подготовки до необходимых стандартов 2. Создание нормативно-правовой базы для функционирования частных учебных заведений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров АПК на уровне соответствующих мировых стандартов


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!