Информационные технологии в домашней среде

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    656,78 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационные технологии в домашней среде













КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: "Информационные технологии в домашней среде"













Тольятти 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

информационный технология домашний среда

Введение

1. Понятие информационной технологии

.1 Основные этапы развития информационных технологий

.2 Сущность и понятие информационного общества

.3 Виды информационных технологий

. Анализ информационных технологий в домашней среде

.1 Основные виды информационных технологий, используемых в домашней среде

.2 Современные информационные технологии дома

.3 Недостатки и достоинства внедрения информационных технологий

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.

Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:

·        активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов;

·        интеграцию информационных технологий в научные и производственные виды деятельности, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

·        высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

Одно из направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Процесс информатизации так же затронул и экономические отрасли. Их радикальное усовершенствование и приспособление к современным условиям стало возможным благодаря массовому использованию новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации.

Новые информационные технологии значительно расширяют возможности использования информационных ресурсов в различных отраслях промышленности, а так же в образовании.

Актуальность данной темы заключается в том, что давно уже существует практика в использовании информационных технологий в домашней среде, что в свою очередь является неотъемлемой частью в функционировании дома - как системы.

Объектом исследования являются информационные технологии, которые используются в домашней среде.

Цель работы: узнать особенности информационных технологий и их значение в функционировании дома.

В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи теоретического и прикладного характера:

1.       Дать определение понятию информационная технология, изучить историю становления информационных технологий;

2.       Выявить и изучить основные виды информационных технологий, как вообще, так и в домашней среде;

.  Узнать о новых современных информационных технологиях, которые появились в области домашней среды;

4.       Провести анализ достоинство и недостатков информационных технологий.

В данной работе использовано множество литературных источников, посвященных изучению информационных технологий в различных областях.

Трофимов В.В. в своем учебнике "Информационные технологии в экономике и управлении" освещает такие положения как: все аспекты базовых и сетевых технологий, разноуровневые информационные системы, специфика применения современных информационных технологий, в том числе в банковской сфере, где основная роль отводится современным методам обеспечения информационной безопасности, а также принципы, примеры и особенности применения информационных технологий в маркетинге, менеджменте, бухгалтерском учете и т.д. Кроме того, в нем содержится дополнительный материал, поясняющий современное состояние дел в области информационных технологий, а также перспективы их развития.

Макаровой Н.В. в учебнике "Информатика" рассмотрены разделы информатики, определяющие базовый уровень подготовки специалистов: основы информационной культуры, современные технологические средства и программный инструментарий новых информационных технологий (системное и практическое обеспечение, инструментарий создания программных продуктов).

Рагулин П. Г. в своём учебнике "Информационные технологии" рассматривает теоретические проблемы организации и построения информационных технологий, практические аспекты информационных технологий.

Леонтьев В.П. в книге "Новейшая энциклопедия Интернет 2005"включает самую актуальную информацию, необходимую каждому пользователю ПК, энциклопедия описывает все необходимые программы и правила их пользования, как справиться с ошибками и сбоями другие вопросы, которые часто возникают при работе в Интернете.

Данная курсовая работа состоит из Введения, основной части, которая состоит из двух глав. В первой главе рассматривается как таковое "понятие информационная технология", особенности развития информационных технологий, сущность понятия "информационное общество". Во второй главе идет анализ информационных технологий в домашней среде, а именно рассматриваются основные и современные технологии и недостатки и достоинства этих технологий. Далее идет заключение и список используемой литературы. И в конце прилагается к тексту несколько приложений в виде диаграмм и таблицы.

1. Понятие информационной технологии

 

Технология - это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Поэтому технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего, управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники.

Согласно определению, информационная технология - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов. [7;268]

1.1 Основные этапы развития информационных технологий

Трудно назвать другую сферу человеческой деятельности, которая развивалась бы столь стремительно и порождала бы такое разнообразие проблем, как информатизация и компьютеризация общества. История развития информационных технологий характеризуется быстрым изменением концептуальных представлений, технических средств, методов и сфер применения.

Еще десять лет назад бесспорным казался лозунг "Программирование - вторая грамотность", под которым подразумевалось умение каждого образованного человека создавать алгоритмы и программировать в своей предметной области на языках FORTRAN, BASIC и т.д. В современных реалиях весьма актуальным для большинства людей стало не столько программирование (в старом смысле слова), сколько умение пользоваться информационными технологиями. Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью общей культуры человека - термины "Word", "Excel", "Internet" стали такими же обыденными, как "телефон" или "шахматы" [14;4].

Информационные технологии имеют свои фундаментальные разделы: архитектура персонального компьютера, операционные системы, теоретическое программирование и др.

Мир меняется так быстро, что многие не успевают приспосабливаться к переменам. Люди, жившие в начале ХХ века, вряд ли могли себе представить нынешние технологические достижения, воспринимаемые нами как должное: самолеты, роботы, спутниковые телефоны, телевизоры и т.д. Технологии действительно могут изменять общество глубже и быстрее, чем можно себе вообразить. Всякая деятельность осуществляется по технологии, определяемой целью, предметом, средствами, характером операций и результатами.

Существует множество определений информации и информационных технологий.

Информация - совокупность знаний о различных объектах и взаимосвязях между ними. У большинства людей слово "информация" ассоциируется, прежде всего, с компьютером [14;24].

Информация социологическая - интерпретация данных, полученных в ходе социологического исследования. Выделяют социологическую информацию первичную и вторичную. Первичная социологическая информация - это сведения, полученные социологическими методами, а также из личных документов обследуемых и первичной документации предприятий и учреждений в форме, не приспособленной для непосредственного её использования для воздействия на социальные процессы. Вторичная социологическая информация - информация, представленная в виде таблиц, графиков, уравнений и других форм, пригодных для использования в научной и управленческой работе [2;124].

Информационные технологии - система методов и способов сбора, регистрации, хранения, накопления, поиска, обработки и выдачи документальной информации по запросам пользователей [4;8].

Информационные технологии - использование компьютеров для хранения, обработки и передачи знаний, а также способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. В постмодернистских обществах использование информационных технологий является центральным фактором экономики, основой информационной революции, в рамках которой возможность переработки информации сама по себе является богатством [6; 230].

Слово "компьютер" произошло от английского "computer", переводимого как вычислитель, тот, кто вычисляет. В русском языке известен синоним слова "компьютер" - Электронная Вычислительная Машина или ЭВМ, сейчас применяется термин "персональный компьютер".

Информационные технологии в своем развитии прошли несколько этапов:

.        ручной - основу информационных технологий на этом этапе составляло перо, чернильница и бухгалтерская книга. Связь осуществлялась путем направления пакетов получателю;

.        механический - для обработки информации использовались пишущие машинки со съемными элементами. Связь осуществлялась по общественной почте;

.        электрическая обработка информации. Для ее обработки использовались электрические пишущие машинки со съемными элементами;

.        компьютерные технологии - для обработки информации используют автоматизированные системы управления (АСУ), затем происходит переход от вычислительных центров к распределенному вычислительному потенциалу и новым информационным технологиям, основу которых составляют: распределенная компьютерная техника, программное обеспечение и развитые коммуникации

.        5. сетевые технологии - обработка, хранение и обмен информации осуществляется в сети [8;8].

Как и всякая технология, информационные технологии, предполагающие технологическое применение вычислительной техники, других технических средств, включает определенный набор материальных средств (носители информации, технические средства измерения ее состояний, обработки, передачи и т.д.) и способы их взаимодействия, специалистов и совокупность определенных методов организации работы. Целью создания и широкого распространения информационных технологий является решение проблемы информатизации общества (внедрения комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверной информации, обобщенных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности).

Информатизация является реакцией общества на существенный рост информационных ресурсов и потребность в значительном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства. Как показывает практика промышленно развитых стран (США, Англии, Японии), решение проблемы информатизации общества является глобальной целью развития и связывается с выходом страны в третьем тысячелетии на новый уровень цивилизации.

Компьютерные информационные технологии предполагают:

)        коллективную подготовку документов;

)        возможность оперативной работы с графической информацией;

)        представление числовых данных с помощью графических пакетов в виде различных видов графиков и диаграмм;

)        оформление и тиражирование, рассылку и передачу информации с помощью электронной почты;

)        использование различных устройств ввода/вывода информации;

Таким образом, информационные технологии прошли длительный эволюционный путь, начиная от пера и заканчивая новейшими компьютерными технологиями.

В процессе развития информационные технологии избавляют людей от тяжелого физического труда и выводят их на более качественный уровень. Считается, что широкомасштабное внедрение новых информационных технологий повысит результативность решений, принимаемых на всех уровнях управления. Это обеспечит, в свою очередь, не только рост экономических показателей развития народного хозяйства, но и достижение качественно нового уровня открытий в фундаментальных и прикладных науках, направленных на развитие производства, создание новых рабочих мест, повышение жизненного уровня населения, защиту окружающей среды.

.2 Сущность и понятие информационного общества

Для начала необходимо точно уяснить, что же такое "постиндустриальное общество".

Общество, в котором мы с вами живем в начале XXI века, называют информационным обществом.

Термин "информационное общество" появился в США в одноименной теории в 70-е годы XX столетия. Так стали называть общество, которое переросло индустриальное.

В современной литературе дается много определений постиндустриальному обществу, но я в своей курсовой работе выбрала, на мой взгляд, наиболее полное и точное определение.

Итак, между постиндустриальным обществом и информационным можно поставить знак равенства, т.к. современное постиндустриальное общество в своей повседневной деятельности не обходится без информационных технологий.

Информационное общество (Information society) - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания [13;15].

Постиндустриальное общество (Postindustrial society) в свою очередь являет собой общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции.

В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг и формируются новые элиты: технократы, сциентисты.

Отличительными чертами информационного общества являются:

1.) увеличение роли информации и знаний в жизни общества;  2.) возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;  3.) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

а) эффективное информационное взаимодействие людей;

б) их доступ к мировым информационным ресурсам;

в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Сфера услуг подразумевает массовое обслуживание населения. Именно благодаря зарождению такой сферы как сферы услуг произошло зарождение глобальной информационной инфраструктуры, пользователями которой является все информационное общество.

Новые информационные технологии используются практически во всех областях деятельности и оказывают огромное влияние на социальную реальность, сильно ее изменяют.

Главное изменение философы связывают с появлением новой общественной структуры - информационной инфраструктуры.

Прежде всего, дадим определение понятию "информационная инфраструктура".

Информационная инфраструктура - это совокупность средств по обработке и использованию информации, объединенных в компьютерные и информационные сети. Тоффлер считает, что информационная инфраструктура станет основой социальной и экономической деятельности будущего, а также позволит любому человеку в любое время и в любом месте получить всю интересующую его информацию.

Глобальная информационная инфраструктура (Global information infrastructure - GII) - информационное образование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран.

Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.

Итак, информационная революция запустила процесс построения информационного общества. Некоторые теоретики (например, Й. Масуда) прогнозируют его установление в развитых странах в середине XXI века.

 

1.3 Виды информационных технологий

Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии. Новая информационная технология - это информационная технология с "дружественным" интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Новая информационная технология базируется на следующих основных принципах.

š Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером.

š Интегрированность с другими программными продуктами.

š Гибкость процесса изменения данных и постановок задач.

В качестве инструментария информационной технологии используются распространенные виды программных продуктов: текстовые процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари, информационные системы функционального назначения.

К основным видам информационных технологий относятся следующие.

.        Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, алгоритмы решения которых хорошо известны и для решения которых имеются все необходимые входные данные. Эта технология применяется на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческого труда.

.        Информационная технология управления предназначена для информационного обслуживания всех работников предприятий, связанных с принятием управленческих решений. Здесь информация обычно представляется в виде регулярных или специальных управленческих отчетов и содержит сведения о прошлом, настоящем и возможном будущем предприятия.

.        Информационная технология автоматизированного офиса призвана дополнить существующую систему связи персонала предприятия. Автоматизация офиса предполагает организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри фирмы, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.

.        Информационная технология поддержки принятия решений предназначена для выработки управленческого решения, происходящей в результате итерационного процесса, в котором участвуют система поддержки принятия решений (вычислительное звено и объект управления) и человек (управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат).

.        Информационная технология экспертных систем основана на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджерам получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых в этих системах накоплены знания. [10;112].

2. Анализ информационных технологий в домашней среде

В наши дни, когда наблюдается быстрое развитие высоких технологий, такие технологии используются не только для работы, они прочно внедрились и в наш с вами быт. Согласитесь, что немыслимо представить себе современную квартиру без телевизора, холодильника, стиральной машины, компьютера, а так же разнообразных технологичных мелочей, вроде электрического чайника или микроволновой печи.

Данные бытовые приспособления призваны делать нашу повседневную жизнь проще и удобнее, тем самым уменьшая затраты времени и сил, затрачиваемых на ежедневные дела. Учитывая нынешний ритм жизни, когда не только у мужчин, но и у женщин очень загруженные трудовые будни, когда надо обязательно успеть переделать великое множество необходимых дел, которые никак нельзя отложить или перенести, такая помощь может показаться неоценимой.

Да и как в радость отдохнуть после тяжелого трудового дня перед телевизором, просматривая любимый фильм. И мы уже не видим себе жизни без таких помощников. А ведь сравнительно недавно совсем не многие имели возможность позволить приобретение той или иной технологичной вещицы.

Новые технологии в быту все более меняют наш уклад и улучшают качество нашей жизни. То, что раньше казалось несбыточным или, по крайней мере, делом отдаленного будущего, становится в наши дни обыденным явлением.

К примеру, еще несколько лет назад наличие компьютера в квартире говорило о материальной независимости семьи. А сейчас компьютером, пусть даже самой новой модели, оснащенным различными наворотами, уже никого не впечатлишь. Тем более что с развитием сети Интернет, ее пользователи получают множество дополнительных возможностей, таких как, например, совершение покупок в интернет-витринах, а также интерактивное общение.

В современной российской семье можно увидеть и стиральную машину, которая в течение нескольких часов и постирает, выполощет, и высушит белье. При этом вам остается только поместить белье в в барабан машины и вытащить его оттуда после окончания стирки. А вспомните советские времена, когда в каждой семье в один из выходных дней устраивался, так называемый "день большой стирки", когда в течение целого дня домохозяйка вручную стирала, полоскала и отжимала огромное количество белья. А сейчас достаточно зайти на какой-нибудь сайт-каталог и выбрать стиральную машинку.

Очень изменились и современные телевизоры. Из крупногабаритных конструкций с кнопками переключения программ, они превратились в изящные плазменные и ЖК-панели с дистанционным пультом. Вообще, в последнее время появляется очень много технических новинок, которые привносят в нашу современную жизнь чувство стабильности, уверенности в том, что у вас есть лучшие помощники в ваших делах. Узнать о них можно через страницы разнообразных интернет-ресурсов.

.1 Основные виды информационных технологий, используемых в домашней среде

Развитие современных информационных технологий за два десятилетия до неузнаваемости изменило мир. Информационные технологии захватили все сферы жизни общества, оказав необратимое влияние и на бизнес, и на профессиональную сферу, и на частную жизнь. Они изменили способы общения, принципы обмена информацией, формы взаимоотношений. Несмотря на внутреннюю сложность, современные информационные технологии просты в применении и потому доступны огромному количеству людей, вынужденных прибегать к ним в силу профессиональных, образовательных, культурных, социальных, политических и иных потребностей.

Современные информационные технологии используются в равной мере в производстве, бизнесе, торговле, общении, в быту. Сокращая расстояния и время, они меняют не только форму, но и содержание человеческой жизни.

Рассмотрим основные информационные технологии в быту:

Ë Internet - гигантская компьютерная сеть, состоящая из множества соединенных друг с другом меньших по размеру сетей и покрывающая весь земной шар. Выделяют такие информационные службы Интернет, как E-mail, Ftp, Telnet, WWW, Gopher и др [5;431].- корпоративная сеть, использующая продукты и технологии Интернета для хранения, связи и доступа к информации. Intranet создают ведомственные (корпоративные) системы на базе Internet-технологий.

Системы управления базами данных (СУБД) - предназначены для хранения и обеспечения эффективного доступа к массивам информации.

И все же следует не забывать, что информационные технологии (в том числе, Интернет) - это всего лишь способы сбора, хранения, переработки и передачи информации, создаваемой человеком. Волшебными возможностями, которые могли бы радикально изменить жизнь человечества к лучшему, эти технологии пока не обладают. Как и многие другие достижения науки и техники (например, электричество, автомобиль и т.д.), Интернет решает многие задачи общества, но одновременно порождает и новые проблемы. Опубликованная в 2009году половозрастная структура Интернета в России, которая предлагает сравнение различных данных о половозрастной структуре пользователей Интернета в России. В исследовании использовались данные TNS Web Index , "Мир Интернета" -, ROMIR/Gemius и The Online Monitor совместно с MASMI Russia, проводившиеся в течение 2008 года. Подсчеты показывают, что более 60% пользователей Сети моложе 35 лет. Эти данные представлены в диаграммах 1,2,3,4 и сравнительные данные полученные в результате обработки данных этих исследовательских компаний в таблице 1. Здесь выборка данных ограничивается совершеннолетними гражданами и для удобства и наглядности используются три возрастные рамки - с 18 до 34 лет, с 35 до 54 и старше 55 лет. Что касается возрастных характеристик, то здесь у компании Online Monitor особый взгляд на структуру интернет-аудитории. По данным TNS Web Index, ROMIR/Gemius и "Мир Интернета", аудитория совершеннолетних пользователей Сети моложе 35 лет составляет в среднем 61-62%, посетителей Интернета с 35 до 54 лет - 34%, а тех, кто пользуется Сетью, будучи старше 55 лет, - порядка 4-5%. The Online Monitor, в свою очередь, предлагает следующее соотношение - три четверти аудитории составляют пользователи с 18 до 34 лет, 21% - старше 34, но моложе 55, старше 55 лет - 4%.

Подобная разница в подсчетах, как показывает описание методик проводимых опросов, объясняется большей выборкой, задействованной The Online Monitor совместно с MASMI Russia, - опросы проводились не только в крупных городах, но и небольших населенных пунктах, где проникновение сети Интернет заметно ниже. В провинции больше перекос в пользу молодой аудитории Сети, представители старшего поколения пользуются Сетью заметно реже, чем их ровесники в столицах. Прочие исследовательские компании все же больше ориентировались на опросы жителей крупных городов, где аудитория больше и разнообразней.

Вообще с каждым годом значительно увеличивается число пользователей услугами Интернет. Он имеет как положительную, так и отрицательную сторону своего содержания. Многие психологи считают, что Интернет дезорганизует личность, препятствует социализации личности, непосредственное общение заменяется виртуальным.

Для информационного общества такое явление, как информационная перегруженность, при которой на индивидов обрушивается поток зачастую противоречивых мнений и фактов о мире, возникает как следствие глобализации средств массовой информации, в результате которой люди подвергаются массированному воздействию со стороны наступающих с огромной скоростью новостей и их интеграции. Темпы наступления информационной революции не оставляют надежды на то, что человек сможет сколь-нибудь рационально использовать всю получаемую информацию. Происходит все большее нарушение (или даже разрушение) частной жизни людей или организаций посредством информационных технологий [6;242].

Таким образом, информационные технологии в своем развитии вышли на более качественный уровень. Информационные технологии на основе новейшей компьютерной техники способствуют высокоэффективной организации управления на предприятии, в учебном заведении; помогают снизить временные затраты на различные операции.

Развитие информационных технологий происходит во всем мире. И, несмотря на то, что информационные технологии помогают решить многие проблемы, в частности, Интернет, оказывают деморализующее влияние на индивида, на его поведение и интеллект.

Через интернет можно оплачивать коммунальные платежи, например, через WebMoney . Пользование подобными услугами сокращает трату времени, нет необходимости стоять в очереди.

Также существует Skype - бесплатное проприетарное программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее шифрованную голосовую связь через Интернет между компьютерами (VoIP), а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны. Скайп возможно в скором времени заменит стационарные телефоны в доме, поскольку может обеспечивать не только голосовую связь, но видео связь с собеседником.

Ë Телевидение - вид информационной технологии, который создан для передачи на расстояние изображений объектов и звукового сопровождения (речи, музыки) при помощи радиосигналов (эфирное телевидение) или электрических сигналов, передаваемых по проводам (кабельное телевидение).

Существуют несколько видов телевидения:

а.       Эфирное телевидение.

На сегодняшний день эфирное или наземное (terrestrial) телевидение остается самым распространенным средством доставки зрителям вещательных программ. Для передачи программ в эфир используют электрические колебания высокой частоты, которые в отличие от низкочастотных аудио и видеосигналов могут свободно распространяться в окружающем пространстве на значительные расстояния в виде радиоволн. Сигналы изображения и звука излучаются передающими антеннами телецентров каждый на своей радиочастоте, называемой сигналом несущей изображения и звука соответственно. Эти сигналы мы и принимаем на свои телевизоры с помощью телеантенны. Такой вид передачи телевизионных сигналов называется наземным или эфирным телевидением.

б.      Кабельное телевидение

Наряду с эфирным телевидением широко используется передача телевизионных сигналов по кабельным сетям. Использование кабеля позволяет уменьшить влияние внешних помех на полезный сигнал и, следовательно, передать его более качественно, чем через эфир. На первом этапе развития кабельного телевидения передача сигналов осуществлялась в основном между телестанциями. В настоящее время также широкое распространение получили локальные сети кабельного телевидения, предназначенные для доставки программ непосредственно телезрителям.

в.       Спутниковое телевидение

Спутниковое телевидение, или сокращенно СТВ, является на сегодняшний день самым динамично развивающимся способом передачи телевизионных сигналов на большие расстояния. Идея, положенная в основу СТВ проста: чем выше мы расположим передающую антенну, тем с большего расстояния и на большей площади можно принять излучаемый сигнал.

г.       "Сотовое" телевидение

На стыке современных технологий цифрового и спутникового телевидения, беспроводной телефонной связи, динамично развивается новый способ эфирной доставки телевизионных программ - сотовое телевидение. Свое название он получил из-за принципа покрытия сигналом территории обслуживания, аналогичного принципу положенному в основу сотовой телефонной связи.

д.      Интерактивное телевидение

До сих пор не сформулировано четкое определение интерактивного телевидения и, как следствие, не имеется подробного единого описания услуг, которые может предоставлять своим пользователям эта система и их единой общепринятой классификации. И вполне понятно почему: существующие исследователи рынка финансируются корпорациями - поставщиками конкретных технических решений. Поэтому они и составляют не объективные, а заведомо адаптированные классификации интерактивных услуг к конкретным корпоративным решениям.

Само слово "интерактивное" произошло от слияния двух английских слов: inter - "между" и active - "деятельность, активность", т.е. активное взаимодействие между пользователем и источником информации. В чистом виде, система интерактивного телевидения - это система телевидения, обеспечивающая пользователю возможность выбора вида телепередачи и времени начала ее воспроизведения. Однако в настоящее время понятие интерактивного телевидения значительно расширилось и обычно классифицируется в зависимости от наличия дополнительных услуг, по архитектуре построения сети, по организации обратного канала, по скорости передачи данных в обратном канале, по степени интерактивности.

Ë Радиосвязь - электросвязь посредством радиоволн.

Ë Телефонная связь - как вид информационных технологий, тоже обеспечивает передачу на расстояние речевой информации, осуществляемая электрическими сигналами, распространяющимися по проводам, или радиосигналами; вид электросвязи.

Ë Домофонная связь - это связь, обеспечивающая безопасность жилых и рабочих помещений, с помощью домофона - электронного переговорного устройства.

.2 Современные информационные технологии дома

Компьютерные технологии медленно, но верно проникают в наши квартиры, и программное обеспечение поселяется в различных бытовых приборах. Хорошо это или плохо? С одной стороны, многие рутинные действия автоматизируются, что не может не влиять на качество жизни. Но с другой... Впрочем, не будем спешить. Для начала - краткий обзор умных приспособлений.

Уже давно ни для кого не секрет, что спутниковое телевидение мы смотрим с помощью не простого ресивера, а целого компьютера с операционной системой Linux внутри. К нему можно подключать обычную флэшку через USB-порт и воспроизводить фильмы, записанные на неё прямо с эфира или на другом компьютере.

В 2010году компания Electrolux сообщила о разработке нового холодильника I-Kitchen с мини-компьютером внутри, который работает тоже под управлением Linux. Причём, есть даже пользовательские программы, такие как веб-браузер, менеджер фотографий, текстовый редактор, средства для взаимодействия с внешними устройствами. И дисплей присутствует, всё как полагается.

Сделан ещё один шаг к осуществлению проекта "умная кухня", в которой всё будет осуществляться под чутким присмотром электроники. Впрочем, шаг далеко не единственный. Уже существуют кофеварки с дистанционным управлением, несколькими процессорами и операционной системой Windows CE (аббревиатура "CE" расшифровывается как "Consumer Electronics" - "бытовая техника").

Чтобы офисные работники не отвлекались от своих трудовых подвигов, менеджер молча передаёт кофеварке команду по каналу Bluetooth - и умное устройство варит для всех кофе. Кто хочет, может и дома такую штуку установить. Правда, они пока что большие и довольно тяжёлые, килограмм десять весом.

Операционная система Linux также обосновалась в стиральных машинах. К ним есть доступ по Wi-Fi, а по окончании процесса стирки они могут отправлять сообщения на электронный почтовый ящик или мобильный телефон. Мол, всё готово, хозяин, бельё чистое, отжатое и высушенное, тебе осталось лишь прийти и вынуть его, чтобы переложить в шкаф.

Телевизоры Phillips, Sharp и Panasonic (серии Viera) имеют встроенные чипы, тоже управляемые ОС Linux. Возможно, у вас дома есть такой, но вы раньше не знали, что у него за электроника внутри.

Однако, открыв дверь квартиры, вы с изумлением обнаруживаете, что холодильник разморожен, кофеварка показывает на дисплее мультфильмы, плита вслух читает из интернета анекдоты, а обезумевший пылесос гоняется за котом. Бунт машин!

Вам не останется ничего другого, как достать старинный примус и приготовить себе ужин дедовским способом. Не голодать же до прихода ремонтников, в самом деле. Заодно и появится время подумать, почему так получилось.

Хотя, по правде говоря, долго думать не доведётся. Потому что и так ясно: где есть компьютеры, там будут и компьютерные вирусы. Особенно при наличии присутствия выхода в интернет.

Мы живём в неидеальном мире, и, если имеется хоть какая-нибудь возможность украсть, например, конфиденциальные платёжные данные, с помощью которых умный холодильник заказывает по интернету продукты, то рано или поздно нехорошие люди этим воспользуются.

Ведь у продвинутых устройств должна быть и оперативная память (где поселится резидентный вирус), и какие-нибудь накопители, чтобы запоминать данные, полученные от хозяина. И мало ли что на такие накопители запишется. Впрочем, учитывая, что холодильник не выключается практически никогда, хватит и резидентной пакости.

Коротко говоря, мороки может быть больше, чем с обычной кухней, где всё делается вручную. Да и вообще, "антивирус для холодильника" - звучит жутко.

Так что сцены из фантастических фильмов, показывающие полностью компьютеризированные жилища, пока что остаются фантастикой. Ведь главная задача любой техники - облегчать жизнь, а не усложнять.

.3 Недостатки и достоинства внедрения информационных технологий

Тотальное внедрение новых информационно-телекоммуникационных технологий влечет за собой изменения не столько в техническом и технологическом аспектах, сколько в социальном, причем не только позитивные, но и негативные, без учета которых невозможно обеспечение прогрессивного развития российского общества в условиях глобализации и тотальной компьютеризации мировой системы.

Современный мир оказывается сложно организованной системой, пространством глобальных информационных технологий и коммуникаций, в котором его основные составляющие - национальное и международное, объективное и субъективное, материальное и идеальное создают новый синтез - планетарно выраженную целостность. Вместе с этим формируется и новый способ организации общественной жизни.

В футурологии 60-70 годов ХХ века то общество, к которому, по мнению авторов, двигалось человечество, называлось по-разному: "посткапиталистическое" или "общество сервисного класса" (Р.Дарендорф), "супериндустриальное", или "общество третьей волны" (Э.Тоффлер), "цивилизация услуг" (Ж.Фурастье), "информационно-компьютерное" (Й.Масуда), "постэкономическое" (В.Дракер) и другие. Но особенно устойчивыми и общепринятыми стали понятия "постиндустриальное" и, позднее, - "информационное" общество. Концепция постиндустриализма наиболее ярко была представлена в работах Д.Белла. Отличительной чертой постиндустриальной стадии, по мнению Д.Белла, является переход от производства вещей к развитию производства услуг, связанных с образованием, здравоохранением, исследованиями и управлением. Знание и информацию американский ученый объявил не только эффективным катализатором трансформации общества, но и его стратегическим ресурсом.

Понятие "постиндустриальное общество" быстро вошло в употребление и широко используется в современной научной литературе, но сегодня все более очевидным становится тот факт, что наиболее характерной чертой современного общества является все-таки его тотальная информатизация. Развитие общества по подобному сценарию прогнозировали, в первую очередь, японские исследователи. Одну из наиболее интересных и разработанных философских концепций информационного общества изложил Й.Масуда. Фундаментом нового общества, по его мнению, должна была стать компьютерная технология, главная функция которой виделась им в замещении либо значительном усилении умственного труда человека. Как и предполагал Масуда, информационно-технологическая революция быстро превратилась в новую производственную силу и сделала возможным массовое производство когнитивной и систематизированной информации, новых технологий и нового знания. Потенциальным рынком стала "граница познанного". Ведущей отраслью экономики стало интеллектуальное производство, продукция которого аккумулируется и распространяется с помощью новых телекоммуникационных технологий.

За последнее десятилетие к теме глобального информационного общества неоднократно обращались многие отечественные ученые, которые разработали собственные концепции нового общества и его безопасности: В.Л.Иноземцев, А.В.Бузгалин Г.Л.Смолян, Д.С.Черешкин и многие другие.

Общим итогом всех перечисленных выше подходов выступает мысль о том, что информация сегодня является основной детерминантой общества, к существенным особенностям которого следует отнести, во-первых, возможность быстрого обмена информацией и её преобразования в новое знание, во-вторых, экспоненциальное увеличение объемов производимой и поставляемой потребителю информации. Подавляющее большинство исследователей считают, что бурное развитие информационно-телекоммуникационных технологий, которые проникают во все сферы жизни, открывает совершенно новые возможности для общественного прогресса. Однако эйфория по этому поводу постепенно проходит и наступает период трезвой оценки реального вклада новых информационных технологий и в производство, и в социальные трансформации. Например, степень компьютеризации США на порядки выше, чем в нашей стране, но исследование, которое должно было выявить долю национального продукта, произведенного благодаря применению информационных технологий, оценило их вклад примерно в 1% . В нашей стране эта величина будет (если ее вообще возможно посчитать) еще меньше. Более того, она будет отрицательной. Т.е. затраты на внедрение новейших информационно-телекоммуникационных технологий не окупаются ни в материальном плане: повышение производительности труда, снижение числа занятых в производстве единицы товара и.т.д., - ни в моральном: удобство, возможность контроля, снижение затрат времени и т.п. Что касается последнего, то меня поймет каждый, кто хоть раз производил оплату коммунальных расходов в сберегательной кассе или отправлял почтовые переводы. Не наблюдается и повышение качества обучения вследствие внедрения новых форм обучения и самообучения, основанных на информационных технологиях и телекоммуникациях, как того ожидали многие специалисты.

В то же время, тотальное внедрение информационных технологий привело к революционным изменениям во многих социальных компонентах современного общества и в значительной мере снизило устойчивость существующих в нем норм и отношений, которые выполняют теперь не столько регулятивную, сколько адаптивную функцию.

Информационное общество, являясь открытым, самоизменяется, находясь в постоянном поиске внутреннего соответствия между своим расширением и усложнением, с одной стороны, и стремлением к устойчивости, порядку, безопасности, с другой. И именно в единстве этих тенденций и выстраивается новая структура и упорядоченность общества. Важной закономерностью развития в этой связи становится возрастающее значение механизма синхронизации, достижения соответствия между темпо-ритмическими колебаниями различных подсистем социально-культурной системы общества. Другими словами, тотальная информатизация несет не только огромный потенциал повышения производительности труда, производства усовершенствованных товаров и услуг, реальное повышение качества жизни, но и создает новые опасности и угрозы для социальных субъектов.

Попытки решить глобальные проблемы на чисто системной основе (при отсутствии адекватного таким задачам общечеловеческого субъекта), оказались бесплодными. Например, модели устойчивого развития, оказались практически недостижимыми из-за предлагаемых средств и механизмов их реализации. Их построение невозможно без качественных изменений человеческого фактора - достижения высокой духовности общества; широкого распространения моральных и этических принципов; стиля жизни, соответствующего как потребностям настоящего периода, так и будущего; ответственности каждого человека за сохранение жизни на планете. В этих моделях предполагалась также абсолютная управляемость общества за счет согласования интересов жителей планеты. Но сегодня мы далеки от такого идеала: устойчивости и внутреннего единства людей современной цивилизации нельзя достичь при сохранении социальной и политической напряженности в отдельных странах, регионах и в мире в целом. Отсутствие реального успеха в реализации теории устойчивого развития является следствием неспособности человечества поставить под контроль действия конкретных индивидов. Это обстоятельство обусловлено, прежде всего, господством активно внедряемой и поддерживаемой Западом либерально-монетаристской идеологии.

В результате же глобальной информатизации (в нашей стране - практически неуправляемой, стихийной) современное общество постепенно приобретает практически полную зависимость от состояния информационной инфраструктуры. "… Инфраструктура нашей повседневной жизни - от энергии до транспорта и водопровода - стала настолько сложной и запутанной, что ее уязвимость возросла экспоненциально, - пишет по этому поводу Э.Кастельс, - В то время как новые технологии помогают системам безопасности, они также делают нашу повседневную жизнь все более подверженной внешним воздействиям. Цена возрастающей защиты - это жизнь в системе электронных замков, сигнализаций и on-line полицейских патрулей. Это также будет означать рост страха. … Это также является мерой относительности человеческого прогресса" [3;510].

Кстати, Кастельс ввел новое, как представляется, более адекватное понятие для обозначения современного этапа развития общества - "информациональное" (по аналогии с "индустрия"-"индустриальное") [3;42]. При этом он совершенно справедливо констатирует тот факт, что информация в самом широком смысле, т.е. как передача знаний, имела критическую важность во всех обществах. В то же время термин "информациональное" указывает на атрибут специфической формы социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти.

Главная парадигма информационального общества - противоречие между колоссальными возможностями по воздействию на социальную организацию и сознание человека, предоставляемыми новыми информационными технологиями, с одной стороны, и угрозами их использования в деструктивных по отношению к индивидууму, социальной группе, нации, всему человечеству целях, с другой. Т.е. появляется необходимость изучения нового вида опасности - информационной. Без учета этого феномена невозможно прояснение пути обеспечения прогрессивного развития современного общества.

Информационная опасность имеет множество форм своего проявления: создание виртуальных миров, которые подменяют реальность; манипулирование сознанием и поведением людей; подмена целей, ценностей, своего образа жизни внешне навязанными стандартами; искажение информации и т.д. Эти процессы обусловлены социальными аспектами процесса информационного взаимодействия: отношением людей к информации, потребностью в ней и, в то же время, неспособностью четко различать истинное и ложное, полезное и бесполезное. В социальном аспекте такая угроза чревата, в первую очередь, возможностью утраты личностью, группой, обществом своих субъектных качеств и сознания позитивной (по отношению к данной стране, обществу, политической системе) идентичности, в том числе и в результате их вытеснения внешними информационными потоками, подмены реальной картины мира ее виртуальными "проекциями", выстроенными при помощи новейших информационных технологий и внедряемыми в общественное сознание посредством изощренных методов информационного воздействия. Сознание массового человека оказывается насквозь структурировано немногими, но настойчиво внедряемыми в него утверждениями, которые, бесконечно транслируясь средствами информации, образуют невидимый каркас из управляющих мнений, установлений, ограничений, который определяет реакции, оценки, поведение как отдельного индивида, так и общества в целом.

Одной из самых существенных предпосылок возникновения информационной опасности является тотализация информационной сферы. Информация уравняла в собственном существовании (как виды знаний) предметы, средства и способы их обработки, средства общения между людьми. Символы и тексты становятся такой же предметностью, выраженной в знании, как материальные объекты, организации, институты, поскольку все это выражено в терминах программ, нормативов, функций, понятий, - в языке информации. Здесь все измеряется "количеством сообщений". Информационная сфера, постоянно расширяясь, развивается по своим, еще не осознанным и не изученным субъектом, законам, постепенно выходит из под его управления, начинает довлеть над ним, диктуя свои правила и нормы поведения, т.е. приобретает черты субъекта (становится "квазисубъектом"). Информационная система, "захватывая" в пространство своего воздействия человека, начинает манипулировать его сознанием и поведением. Появляется опасность подчинения человека внешним, овеществленным процессам, что, в свою очередь, может привести к утрате им самого себя, а вместе с этим - и опустошению общества, разрушению существующих в нем социальных, культурных, психологических и других связей.

Другой не менее важной особенностью современности является, предоставляемая новейшими информационно-телекоммуникационными технологиями, возможность практически неконтролируемого национальными правительствами трансграничного перемещения информации. Трансграничное информационное воздействие разрушает традиционно складывающиеся общественные связи и делает саму общественную систему неустойчивой и внутренне разбалансированной. Это усиление воздействия информации связано с тем, что "знания и информация становятся стратегическими ресурсами и агентом трансформации постиндустриального общества" [1;335]. В результате набирают обороты процессы информационной интервенции - захвата культурного, экономического, образовательного и других пространств одного общества другими, внешними потоками информации, что трактуется как информационная война. "Вместе со становлением информационных сообществ, - пишет по этому поводу А.И.Субетто, - появился феномен информационных войн, направленных на разрушение социогенетических механизмов развития отдельных обществ и цивилизаций, в том числе национально-этических архетипов, сложившихся систем ценностей и нравственности …" [11;14]. Вместе с этим появилось информационное оружие, используемое не только против структур управления государством, экономикой и вооруженными силами, но и против общества, группы, отдельной личности. Информационное оружие изменило не только методы ведения военных действий, но и само понятие войны. Стираются грани между военным и мирным временем, еще более сращиваются военные и мирные технологии. Появилась возможность выиграть войну без проникновения на территорию противника.

Очевидно, что инструментом информационной, политической и культурной экспансии технологически развитых стран по отношению к странам неразвитым или развивающимся становятся глобальные информационные сети. Такое положение явилось следствием того факта, что информация превратилась в массовый продукт, стала экономической категорией. Она продается и покупается. И в силу различия экономических и финансовых потенций социальных субъектов информационное общество породило новый вид неравенства - информационное. Информационное неравенство - это характеристика состояния и уровня развития различных стран, регионов, сообществ и социальных слоев (групп) по критерию вовлеченности их в движение к глобальному информационному обществу. Оно оценивается, во-первых, степенью доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям, информационным системам и сетям и, во-вторых, степенью готовности населения к жизни и работе в информационном обществе. Речь идет о своеобразной грани культуры - информационной (правильнее было бы - информатизационной). Информационное неравенство достаточно легко конвертируется в неравенство экономическое и наоборот. В результате богатые - богатеют, бедные - становятся еще беднее, пополняя ряды "новых маргиналов", "стран изгоев". Именно искусственная поддержка отставания в информационной сфере ряда стран Африки, Азии (частично - и стран СНГ) сегодня является одним из важных направлений информационной стратегии развитых стран Запада.

Еще одна опасность, порожденная информационализмом, - рост статуса и власти владельцев информации. Опасность здесь кроется в том, что возникают новые возможности для шантажа и угроз, в том числе путем фальсификации данных, особенно в периоды острого политического противоборства. Вот что по этому поводу пишет С.А,Дятлов: "В современном обществе общественная значимость все больше и больше отождествляется с информационной значимостью. Общественная власть и мощь перемещаются не к владельцам денег, а к владельцам информации, которые знают, как наиболее рационально использовать деньги и богатство во все более и более усложняющейся современной экономике". Это обстоятельство побуждает отдельных личностей, группы, организации к получению как можно большего объема информации, в том числе и не всегда законными методами и средствами. Как заметил Э.Тоффлер, "методы производства Третьей волны усиливают стремление корпораций получать больше информации как исходного материала. Поэтому фирмы сосут данные, подобно гигантскому вакуумному насосу, обрабатывают их и распространяют все более и более сложными путями" [12; 385]. Данный вывод справедлив не только в отношении корпораций, но и государств и государственных институтов. Такая значимость информации вызывает борьбу за контроль над данными. И потому Тоффлер совершенно прав, утверждая, что для этой новой эры информационные потрясения столь же серьезны, как и экология и социальные потрясения.

Действительность оказалась не столь радужной, как это представлялось на заре информационализма. Компьютеризация породила и качественно новые явления, например, интеллектуальную эрозию; дебилизацию, вызываемую компьютерными играми; потерю грамотности; сужение кругозора; псевдообразование, не требующее работы мысли учащегося; переход от языка текстов к языку рисунков (обратное тому, что было в классической школе), т. е. уход от мышления к рефлекторным реакциям.

Поистине впечатляющее достижение современных информационных технологий - Интернет. Однако впечатляют, в первую очередь, чисто технические аспекты: емкость запоминающих устройств, скорость передачи данных, объемы разнообразнейших сведений, хранящихся во Всемирной сети. Все больше текстов переводится в электронный вид. Электронные библиотеки хранят огромное количество информации, бесценной не только для отдаленных, но и для наших ближайших потомков. В то же время информационные технологии оказались несостоятельными при решении несложной, на первый взгляд, задачи: найти сведения по запросу, составленному даже не в произвольной, а в строго формализованной форме. Подтверждается предположение, что достигаемый благодаря технологии порядок порождает больше хаоса, чем она сама в состоянии переварить. Кроме того, выяснилось, что колоссальный объем данных (сведений, а не знаний) начисто лишает пользователей воображения, т. е. умения распорядиться этими данными. Легкость, с которой трансформируются тексты при помощи компьютера, вскружила многим голову. В результате в колоссальных объемах увеличиваются не знания, а горы мусора из мозаики уже давно известных истин, гипотез, мифов, фантазий и т.п. и т.д. Вместо реализации потенциального преимущества информационных технологий - безбумажного делопроизводства - мы получили обратный эффект: в 2000-м году в мире работало более 100 млн. принтеров, на которых было отпечатано 3 триллиона листов. В 2008-м году ожидалась выдача на печать 8 триллионов листов. Должен был увеличиться не только объем, но и скорость производства социальной информации при сохранении информационной емкости ключевого носителя информации, по Дриккеру, - "транспортной РНК, которая ответственна за воспроизводство сложной "белковой" структуры культуры", - человека.

Здесь нас поджидает еще одна угроза - возможность потери значительной части культурного наследия в результате отчуждения индивида от культуры, опосредованного новыми информационными технологиями. Если традиционную схему трансляции (репликации) культуры можно выразить формулой: Человек - Текст - Человек, - то в современных условиях появляется значительное количество "посредников" между социальными коммуникаторами: клавиатура - процессор - монитор - "винчестер" - модем ->> - модем - процессор - "винчестер" - монитор. У каждого элемента этой цепи свой семантический код, недоступный другим. Каждый "разговаривает" на своем "языке". При нарушении функциональности любого из них доступ к Тексту становится невозможным.

Ускорение темпов изменения (производства новой) информации, кроме того, ведет к накоплению избыточной информации и "закупориванию" информационных каналов, вследствие их недостаточной пропускной способности, что, в свою очередь, приводит к запаздыванию в принятии решений подсистемами управления вследствие получения ими устаревшей или ложной информации. Информационная перегрузка является следствием недостаточного развития средств обработки информации, нехватки специалистов, компьютерной техники, неразвитости рынка информационных услуг, средств информационного поиска и др. Реальностью стала информационная и, ее более известная форма, - компьютерная преступность. Информационные технологии используются повсеместно во внутриполитической борьбе. Угрозы в информационной сфере вырвались вперед, обогнав экологию, энергетику и другие острые проблемы.

Во многом в связи с данным обстоятельством в современном обществе пересматривается и роль государства, которое не только должно определять общие стратегии, но также формулировать определенные "правила игры", обеспечивая координацию подсистем, согласование интересов, препятствуя тем самым порождению глубоких социально-экономических, культурных и других деформаций, снижая планку внутренней напряженности в обществе и выводя его из тотальной зависимости от внешних субъектов информационного воздействия. Таким образом актуализируется проблема безопасности в информационном (информациональном) обществе.

В полной мере это относится и к России, которая "находится в движении" к информационному обществу и ей свойственны все недостатки, присущие другим странам. В то же время Россию отличает значительно более высокий уровень информационного неравенства при движении от центра к периферии, широкое применение политических PR-технологий, "черных" информационных технологий и т.п. Несмотря на это в стране до сих пор отсутствует официальная программа построения информационного общества. Нет и взаимоувязанной и жизнеспособной системы нормативных документов, регламентирующих вопросы национальной (в т.ч. информационной) безопасности, начиная от концептуального уровня и заканчивая их юридическим обеспечением.

В результате информационные процессы в современном российском социуме развиваются в направлении, опасном для сохранения его целостности. Не только подорвано внутреннее единство общества, но и размыто его самосознание, понимание как прошлого, так и будущего, миссии России в современном мире. Следовательно, восстановление эффективного регулирования и саморегулирования нашего общества должно стать важнейшей стратегической целью и задачей, что требует преодоления информационной "нестабильности" и создания условий укрепления в стране и сознании населения позитивной государственной идентичности. Но решение такой задачи тесно связано с поисками соответствующих программ и технологий, способных блокировать негативное воздействие информации, приостановить "привыкание" населения к внешним информационным стереотипам и идеологическим символам, раскрывающим компоненты и принципы чуждого образа жизни и мысли.

Информационная безопасность здесь выступает как результат преодоления условий, порождающих соответствующую опасность, и закрепляется в формах, которые позволяют социальным субъектам сохранить способности выработки релевантных объективным потребностям целей и возможности их достижения. Технология же обеспечения информационной безопасности России в современных условиях, по мнению автора, может быть построена исключительно на основании самореференции и аутопойесиса1 с использованием механизмов гражданского общества. А это требует восстановления социально ответственной позиции наиболее разумной и образованной части населения - интеллигенции. Ученые-обществоведы, писатели, журналисты, деятели культуры, политики, вообще патриотически-настроенные личности, сохранившие чувство позитивной национальной идентичности и устойчивость к деструктивному информационному воздействию, и потому способные быть "центром кристаллизации", на базе которого можно было бы создать своеобразный "проект" новой социальной целостности, должны консолидироваться и значительно повысить свою общественную активность. Получается, что только если активная, социально ориентированная и ответственная интеллигенция сможет в ближайшем будущем занять достойное место в пространстве социального бытия российского общества, то только тогда можно будет обеспечить выживание и развитие России в нужном направлении в условиях современного - информационального - глобального сообщества.

Заключение

Усложнение социальной, экономической и политической жизни, индустриального производства, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели к росту потребностей в знаниях и стимулировали создание новых средств и способов удовлетворения этих потребностей. В свою очередь ускоренное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

В информационном обществе изменятся весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической основой информационного общества станут различного рода системы на базе средств компьютерной техники и телекоммуникационных сетей. В связи с этим определяющее значение в жизни общества приобретают автоматизированные (компьютерные) информационные и коммуникационные технологии.

Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Обыденным делом стало применение ЭВМ, хотя совсем ещё недавно рабочее место, оборудованное компьютером, было большой редкостью. Они открыли новые возможности для работы и отдыха, позволили во многом облегчить труд человека.

Информационные технологии, которые используются в домашней среде или в быту- эта отрасль, которая является одной из самых быстроразвивающихся. Современное общество вряд ли можно представить без информационных технологий. Перспективы развития вычислительной техники сегодня сложно представить даже специалистам. Однако, ясно, что в будущем нас ждет нечто грандиозное. И если темпы развития информационных технологий не сократятся (а в этом нет никаких сомнений), то это произойдет очень скоро.

С развитием информационных технологий растет прозрачность мира, скорость и объемы передачи информации между элементами мировой системы, появляется еще один интегрирующий мировой фактор. Это означает, что роль местных традиций, способствующих самодостаточному инерционному развитию отдельных элементов, слабеет. Одновременно усиливается реакция элементов на сигналы с положительной обратной связью. Интеграцию можно было бы только приветствовать, если бы ее следствием не становилось размывание региональных и культурно-исторических особенностей развития.

Информационные технологии вобрали в себя лавинообразные достижения электроники, а также математики, философии, психологии и экономики. Образовавшийся в результате жизнеспособный гибрид ознаменовал революционный скачок в истории информационных технологий, которая насчитывает сотни тысяч лет.

Современное общество наполнено и пронизано потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без информационных технологий, равно как без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать не может.

Социально-экономическое планирование и управление, производство и транспорт, банки и биржи, средства массовой информации и издательства, оборонные системы, социальные и правоохранительные базы данных, сервис и здравоохранение, учебные процессы, офисы для переработки научной и деловой информации, наконец, Интернет - всюду информационные технологии.

Информационная насыщенность не только изменила мир, но и создала новые проблемы, которые не были предусмотрены.

Так что каждый для себя решает, в пользу каких информационных технологий делать выбор, где, когда, как и сколько их использовать. И соответственно, какие проблемы решать или не решать, связанные с ними.

Список используемой литературы

1.       Белл, Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе - М. : Прогресс, 1986 - С.335

.        Данилов А.Н. Информация социологическая // Социологическая энциклопедия - Мн.: БелЭн, 2003 - С.124

.        Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура - М. : ГУ ВЩЭ, 2000 - С.42

.        Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика. - Мн.: Армита Маркетинг, Менеджмент, 2002 - С.8

.        Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия Интернет 2005: научно-популярное издание - М.: Издательство "ОЛМА-ПРЕСС", 2005 - С. 431

.        Лоусон Т., Гэррод Дж. Социология А-Я. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000 - С.24

.        Макарова Н.В Информатика - М.: Финансы и статистика, 2004 - С.268

.        Морозевич А.Н. Компьютерные информационные технологии - Мн.: БГЭУ, 2003 - С.8

.        Рагулин П. Г. Информационные технологии - Владивосток: ТИДОТ Дальневост. ун-та, 2004 - С.49

.        Трофимов В.В. Информационные технологии в экономике и управлении - М.: Издательство Юрйт; ИД Юрайт, 2011 - С.112

.        Субетто А. И. Основные тенденции развития образования в ХХ веке // Образование и социальное развитие региона. - Барнаул, 2003 - С.14

.        Тоффлер Э. Третья волна - М. : ООО "Издательство АСТ", 2002 - С.385.

.        Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации - СПб.: Питер, 2003 - С.15

Приложение 1

Диаграмма 1. Половозрастная структура аудитории Интернета 12+ по данным TNS Web Index


Диаграмма 2. Половозрастная структура аудитории Интернета 18+ по версии "Мир Интернета"


Приложение 2

Диаграмма 3. Половозрастная структура аудитории Интернета 18+ по версии ROMIR/Gemius


Диаграмма 4. Половозрастная структура аудитории Интернета по версии Online Monitor (MASMI Russia)


Приложение 3


Похожие работы на - Информационные технологии в домашней среде

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!