Лицевое шитье

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    925,52 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Лицевое шитье

Содержание

1 История развития сюжетного лицевого шитья

Современные направления развития сюжетного лицевого шитья

Технологическая карта выполнения изделий в технике сюжетного лицевого шитья

Индивидуальные особенности выполнения творческой работы в технике сюжетного лицевого шитья

Список использованной литературы

1. История развития сюжетного лицевого шитья

Художественное шитьё - один из древнейших видов искусства, известный у многих народов мира. Оно издавна было распространено и на территории России. С принятием Киевской Русью в конце Х века христианства как государственной религии, наряду с орнаментальным, получает развитие изобразительное (лицевое) шитьё - изображения ликов. Также вышиваются плащаницы, покровы, пелены для икон и многое другое.

Следуя традициям христианского искусства, лицевое шитьё, как и фресковая и иконная живопись, воспроизводило библейские и евангельские сюжеты и персонажи, а также исторических личностей, снискавших почитание в церкви. Уже в XII веке русские вышивки были известны в Византии.

Лицевое шитьё органически вошло в жизнь народа, стало средством выражения его чаяний, приобрело общественно-политическое звучание: шитые знамёна, хоругви и иконы брали в военные походы, выносили во время различных государственных и церковных церемоний; шитыми изображениями украшали царские бармы, одежды духовенства, конские уборы.

Они составляли неотъемлемую часть церковного интерьера: под иконы вешали пелены, повторяющие сюжеты икон, на гроба святых клали покровы с их изображениями, в пасхальную неделю совершалась служба с их плащаницей. Занавесы царских врат, одежды на престолы и жертвенники, покровцы (или судари) на церковные сосуды - всё украшалось сюжетным шитьём.

Изделия с лицевыми сюжетными изображениями, выполненные до XV века, относятся к так называемому «золотному шитью». Параллельно развивалось и шитьё разноцветными шелками. Перед ними стояли как бы разные задачи. Золотое шитьё подчёркивало силуэтность изображения, а шитьё разноцветными шелками было более сюжетным.

Дошедшие до нас произведения в большинстве своём шиты по дорогим тканям - камке, тафте, атласу, привозимым тогда из Италии, Испании, Ирана, Турции и Китая. Шитьё выполнялось привозными шёлковыми и серебряными нитями, украшалось жемчугом и камнями. Образцом для вышивки служили иконные или фресковые изображения, с которых художник профессионал, называвшийся «знаменщиком», делал предварительный рисунок. Шитые надписи, сопровождающие обычно изображения, нередко отличаются чёткостью и красотой начертания, что свидетельствует об участии специалиста - каллиграфа («словописца»). Порой сложный растительный (травяной) орнамент выполнял «травщик».

Рис.1 Лицевое шитьё XV века

Рис. 2 Золотое шитьё в прикреп золотыми и серебряными нитями и металлическими блёстками

Рис.3 Золотое шитьё в прикреп золотыми и серебряными нитками по малиновому бархату

Дорогостоящие материалы и технологию изготовления изделий в состоянии были оплатить только богатые люди, поэтому искусство лицевого шитья развивалось в привилегированной среде феодального общества. Исторические документы свидетельствуют, что вышивальные мастерские или «светлицы» были при царском дворце, во многих зажиточных домах дворянин, бояр, князей, торговых людей («гостей») и в женских монастырях.

Вышивание было преимущественно искусством женским. Им занимались не только простые мастерицы, но и сами хозяйки светлиц. Часто именно от них зависели подбор художников и мастериц, выбор материалов, технических приёмов, а иногда и самого сюжета. От их умения и вкуса в значительной степени зависела и художественная выразительность произведения.

Отличительной особенностью древних памятников русского художественного шитья является наличие на них дарственных надписей. Уникальны надписи, называющие имена художников или мастериц. Текст сообщает дату и место вклада, имя дарителя, а иногда и повод.

Собрание русского средневекового лицевого шить в Музеях Московского Кремля насчитывает около двухсот произведений. Это одно из самых крупных собраний в нашей стране. Основу его составили сокровища Патриаршей ризницы, кремлёвских соборов и монастырей. В 1920-1930-е годы в него вошли также произведения из других церквей и монастырей, из Государственного фонда и частных коллекций.

Хронологическое собрание охватывает период от XIV до начала XVIII века. В нём представлены разные художественные центры: Москва, Новгород, Тверь, Сольвычегорск.

Рис.4 Лицевое шитьё XVII века

Особенно богато оно памятниками XVII века. Собрание ценно также тем, что в нём, наряду с произведениями великокняжеской и царицыной светлиц, имеются работы нескольких боярских, монастырских и купеческих мастерских. Среди них - лучшие мастерские своего времени, принадлежавшие князьям Старицким и «именитым людям» Строгановым. Разнообразны изображения и их назначение.

Широкий хронологический диапазон, многообразие художественных и технических средств, применяемых в отдельных мастерских, разные иконографические варианты дают возможность во всей полноте представить развитие искусства древнерусского лицевого шитья. Около полусотни лучших его образцов находятся в экспозициях в Оружейной палате и Музее прикладного искусства и быта России XVII века.

В истории развития лицевого художественного шитья можно выделить следующие периоды:

произведения XV века, шитых яркими разноцветными шелками с удлинёнными пропорциями, маленькими головами и руками, но с плохо проработанными складками одежд;

произведения XVI века, шитых яркими разноцветными шелками с зеркальной композицией характерно симметричное построение узора относительно вертикальной оси с имитацией драгоценных камней на оторочках и с орнаментом из гирлянды пятилепестковых цветков и розеток по узлам;

произведения с 1561 г. , созданные в светлице Ефросинии Старицкой - тётки царя Ивана Грозного, имеющие «шитьё по форме» с продуманностью пропорций, выразительностью жестов, точностью рисунка, выполненные с обилием золотого шитья с цветными прикрепами, более сложными и разнообразными, нежели в более ранний период;

произведения XVII века, для которых характерны пышные узоры, шитых на фиолетовом атласе с изящным орнаментом, «шитые по форме» с сильными оттенениями шёлком по абрису лика, вокруг глаз и по суставам рук с цветными прикрепами, рельефным узором на нимбе, с чёткой и нарядной надписью, выполненная искусным каллиграфом на каймах подобно рамке обрамляющей произведения. Эти произведения отличают сочетание изысканность золотого и схематичность лицевого шитья, обилие жемчуга, драгоценные камни и золотые с эмалью запоны, фон, зашитый золото-серебренными нитками «под аксамит», высокорельефное шитьё «по карте», объемные детали которого выполнялись отдельно, а затем нашивались на фон и соединялись между собой косами;

произведениям конца XVII века - начала XVIII века свойственны сложные золотые швы, применение сканевого золота, обводка рисунка по контуру мелкими ажурными петлями, плотное шитьё тонким кручёным шёлком, а вместе с этим тяжеловестность фигур и огрубление ликов;

произведениям XVIII века свойственны проникновение стиля барокко, консервативность произведений, применение символов евангелистов, объёмность и отсутствие притенения, шитьё крупными стежками, «курчавые облака», причудливые золотые завитки и скорописная узорная вязь молитв;

произведениям лицевого шитья конца XVIII века - начала XIX века заметно преобладание романтических сюжетов в портретах, пейзажах и бытовых сценах, с богатыми цветочными мотивами, изображающими жизнь стран; изготовление вышитых копий героев;

В дальнейшем лицевое шитьё следует за общими стилевыми направлениями живописи и постепенно утрачивает свои древние традиции в художественной образности и технических приёмах. Во второй половине XIX столетия наблюдается упадок всех видов древнего искусства лицевого и золотого шитья. Существенная роль в это время в производстве вышитых изделий принадлежала кустарным центрам, где мастерицы продолжали трудится над выполнением облачений, пелен, риз и окладов на иконы, расшивая их металлической нитью, жемчугом, бисером и стеклярусом.

2. Современные направления развития сюжетного лицевого шитья

С развитием капиталистических отношений ручное производство было не в силах конкурировать с машинным, готовые изделия не окупали себя. Изменялись взгляды, менялась и одежда. Например, новые веяния европейского искусства нашли своё выражение и в культовых одеждах - фелонях и стихарях, полностью повторяющие светские образцы, как в орнаментальных узорах, так и в приёмах работы.

Среди современных направлений развития сюжетного лицевого шитья можно выделить следующие:

реставрация икон для дальнейшего использования их в церквях России и музеях;

изготовление новых икон в канонических традициях лицевого и золотого шитья;

изготовления риз, облачений и другой одежды в канонических традициях лицевого и золотого шитья для дальнейшего использования их в церквях России и музеях;

изготовление воздухов, покровов и других изделий в канонических традициях лицевого и золотого шитья для дальнейшего использования их в церквях России и музеях;

изготовление новых работ портретов, пейзажей и бытовых сцен, с изображающими жизнь стран; изготовление вышитых копий героев различных книг, фильмов и т.п.;

украшение одежды с использованием техники и приёмов золотого и шитья;

украшение предметов быта и интерьера с использованием техники и приёмов золотого и лицевого шитья;

Особого развития вышивальные промыслы Нижегородской губернии достигли во второй половине XIX века. В Торжке, начиная с 1899 до 1941 года, существовала золотошвейная школа артель. После освобождения города Калинина (Тверь) в феврале 1942 г. артель, а затем и школа возобновили свою работу. В 1960 г. артель была преобразована а «Фабрику имени 8 марта», а в октябре 1971 г. вошла в состав фирмы «Калининские узоры».

Торжок сыграл огромную роль в развитии русского лицевого и золотого шитья на распространение золотошвейного промысла в Поволжье, Подмосковье и в других местностях России, особенно на применение золотой вышивки в украшении костюмов.

В последнее время постепенно начинает возрождаться церковное искусство. В 1999 г. начала свою деятельность мастерская «Урбус» при Успенском подворье Оптиной пустыни Санкт-Петербурга, главным принципом которой является творчество в рамках канона, ориентация на традиции лицевого и золотого шитья. Все работы здесь выполняются вручную натуральными материалами, по старинным технологиям.

В г. Павловске при соборе Св. Николая Чудотворца работает мастерская по пошиву церковного облачения «Золотая нить», которая занимается возрождением традиций лицевого и золотого шитья, а также шитья бисером.

В настоящее время многие кафедры дизайна и ДПИ возрождают технику лицевого и золотого шитья. Например, Шевченко Т.В. - выпускница Покровского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова, в настоящее время работающая преподавателем в г. Орехово-Зуева выполнила лицевым и золотым шитьём икону Владимирской Богоматери для Покровской часовни храма Сергия Радонежского, который заложен и освящён при университете Покровского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова.

В Адыгее живёт и трудится выпускница Краснодарского института культуры Сафиет Сет, работающая в республиканском центре народного творчества и обучающая девочек этому нелёгкому, но прекрасному виду искусства. сюжетное лицевое шитье вышивка

Другой мастер по лицевому и золотому шитью, член Международной ассоциации Союза дизайнеров Н.А Комисарова. Она сама, а также её ученики шьёт как новые, так и реставрируют старые работы - от орнаментальных сюжетов до икон, находящих достойное место в храмах России. За 7 лет творчества Н.А. Комисарова вышила 42 иконы в технике золотого и лицевого шитья.

Возможности народной вышивки безграничны, то, что сохранилось в творчестве мастеров, имеет тенденцию к дальнейшему изменению и обагащению творческого потенциала декоративно-прикладного искусства на современном уровне, получившее своё воплощение при создании предметов, имеющих ценность и в наши дни.

3. Технологическая карта выполнения изделий в технике лицевого шитья

Технология изготовления

Материал

Инструмент

Лицо, выполняющее эту работу

 1

Приготовить ткань в размер будущего изделия с припуском для лицевой стороны изделия согласно эскиза и заданных размеров

 Тафта, атлас

 Ножницы, линейка, мел,

 ученик

2

Приготовить ткань в размер будущего изделия с припуском для изнаночной стороны изделия согласно эскиза и заданных размеров

 Атлас, сатин для изнаночной стороны

 Ножницы, линейка, мел,

3

Изготовление предварительного рисунка согласно эскиза

Тафта, атлас для лицевой стороны; атлас, сатин для изнаночной стороны

Серебряные, золотые,  серебряные шёлковые нитки, иголки, ножницы

художником-профессионалом («знаменщиком»)

4

Изготовить настил из (или подложить натуральную кожу)

Тафта, атлас для лицевой стороны; атлас, сатин для изнаночной стороны

Хлопчатобумажные или льняные нитки, ножницы

ученик

3

Изготовление шитые надписей, сопровождающие изображения с чётким и красивым начертанием

Тафта, атлас для лицевой стороны; атлас, сатин для изнаночной стороны

Серебряные, золотые, Серебряные шёлковые нитки, иголки, ножницы

специалист - каллиграф («словописцем»)

4

Изготовление сложного растительного (травяноого) орнамента 

Тафта, атлас для лица; атлас, сатин для изнанки

Серебряные, золотые, серебряные шёлковые нитки, иголки, ножницы

«травщиком».

5

Прикрепить камни, жемчуг, стеклорус


шёлковые нитки, иголки, ножницы

ученик

6

Оформление в оклад или раму

Красное дерево, дуб

киянка

столяр


4. Индивидуальные особенности выполнения работ в технике сюжетного лицевого шитья

Можно выделить следующие индивидуальные особенности выполнения творческой работы в технике сюжетного лицевого шитья:

изготовление по дорогим тканям;

шитьё шёлковыми и серебряными нитями, украшение жемчугом и камнями;

изготовление изделий по образцам икон или фресковых изображений;

изделие представляет труд многих людей - высококлассных специалистов своего дела: художника-профессионалома («знаменщика»), специалиста-каллиграфа («словописца»), «травщика» и других людей вносивших свою лепту в создание высокохудожественного произведения, будь то икона , одежда или предмет обихода;

изготовление предварительного рисунка художником-профессионалом («знаменщиком»);

изготовление шитые надписей, сопровождающие изображения с чётким и красивым начертанием специалистом - каллиграфом («словописцем»);

изготовление сложного растительного (травяноого) орнамента «травщиком».

Техника выполнения следующая: при шитье прядеными золотыми и серебряными нитями их укладывали рядами, иногда «по настилу» из льняных или хлопчатобумажных нитей (или подкладывали кожу), и прошивали шелковниками, называемыми «прикрепами», создавая с их помощью сложные узоры. Чтобы получить рельефные детали, под шитьё подкладывали толстые нити («верёвочки»). Просверленные жемчужины нанизывали на шёлковую нить и тоже укладывали на настил из двух параллельных толстых белых нитей, закрепляя каждую жемчужину поперечным стежком.

Применялось также шитьё цветными шёлками с сопоставлением гармоничных или контрастных тонов, игрой света и тени, достигаемая разными направлениеми стежков, создающие необычайную живописность, позволяющую сравнивать эти произведения с иконой и фреской. При шитье шелками применяли, особенно в личном, «атласный шов», при котором стежки плотно укладывали один к другому, а также шов « в раскол», когда каждый стежок как бы расщепляет предыдущий.

Активную роль в художественной выразительности произведения играет фон, на котором выполнялась вышивка. Обычно для него использовали шёлковые или другие дорогие ткани ярких расцветок. Для прочности под фон подкладывается белая или крашеная материя из добротной дорогой ткани, которая прошивается вместе с тканью фона.

Список использованных источников

1. Верховская А.С. Западноевропейская вышивка XVII - XIX вв. в Эрмитаже. - Ленинград, 1991

2.       Древнерусское шитьё XV - начала XVIII века. -Ленинград, 1990

.        Емимова Л.В. Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружева. - М.: «Издательство искусство», 1985

.        Комиссарова Н.А. Искусство, исцеляющее душу. - Деко, 2009, №2, стр.22-24

.        Маясова Н.М. Древнерусская живопись. - М.: «Московский рабочий», 1989

.        Сергеева А Н. Возродить традиции народного творчества. - №2010, №1, стр. 44-46

.        Чеченкин А.И. Жизнь нитью золотой.- Природа и человек. - 2005, №9 стр. 72-73

.        Якубович О Н. Наталья Кравская - золотошвейка. - Новый мир искусства. - 2002, №5. стр. 20-21


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!