2. РАСЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1
Заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок
В данной статье учитываются все виды заработной платы.
В ее состав включаются выплаты по тарифным ставкам, должностным окладам,
выплаты компенсационного и стимулирующего характера, доплаты и надбавки, а
также резерв начислений к оплате трудовых отпусков, компенсация за
неиспользованный отпуск и другие виды заработной платы.
Для целей планирования заработная плата персонала (ЗП)
по организации и осуществлению перевозок определяется по формуле:
ЗП = ЗПВ+ЗПР+ЗПс ,
(2.1)
где ЗПВ - заработная плата водителей, руб.;
ЗПР - заработная плата ремонтных и
вспомогательных рабочих, руб.;
ЗПс- заработная плата руководителей,
специалистов и служащих, руб.
.1.1 Заработная плата водителей
Заработная плата водителей рассчитывается по формуле:
(2.2)
где
Тк - тарифный коэффициент водителя грузового автомобиля в
зависимости от грузоподъемности. Принимается в соответствии с Рекомендациями по
применению ETC работников РБ. утвержденными постановлением
Министерства труда и социальной защиты населения от 20.09.2002.№123:
Т1
- тарифная ставка первого разряда действующая на данном предприятии:
Kзп - коэффициент, учитывающий премии за производственные
результаты и специальные виды премий (за экономию материальных ресурсов и
автомобильного топлива, увеличение пробега шин и др.). доплаты и надбавки к
заработной плате водителей за интенсивность труда, за работу в вечернее и
ночное время, с особыми условиями труда, на изношенном подвижном составе, за
руководство бригадой (звеном), за классность за стаж работы, за выполнение
особо важной работы и др.
ф - среднемесячный фонд рабочего времени, час.
Для
ГАЗ-53-12:
руб.
Для САЗ-3508:
руб.
.1.2
Заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих
Заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих
рассчитывается по формуле:
(2.3)
где
Nзп - норма
затрат на заработную плату ремонтных и вспомогательных рабочих на 1000 км
пробега, руб. Определяется в соответствии с Нормами затрат на техническое
обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта РБ, утвержденными
постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 01.11.2002 № 35 (НРПА,
2002г., № 139);
Кк
- корректирующий коэффициент к Нормам в зависимости от типа подвижного состава.
Для автобусов, легковых и грузовых бортовых автомобилей принимается равным 1,
для грузовых автомобилей: тягачей - 0,99, самосвалов - 1,1. цистерн - 1.13,
фургонов -1,05. рефрижераторов- 1,18.
Для
ГАЗ-53-12:
руб.
Для
САЗ-3508:
руб.
.1.3
Заработная плата руководителей, специалистов и служащих
Заработная плата руководителей, специалистов и
служащих рассчитывается по формуле:
ЗПС = ЗПВ Кс (2.4)
где Кс - коэффициент заработной платы
руководителей, специалистов и служащих, приходящийся на 1 рубль заработной
платы водителей. Определяется путем деления суммы заработной платы
руководителей, специалистов и служащих, относящейся на перевозки, на сумму
заработной платы водителей за тот же период. В работе Кс принимается
равным 0,50 - 0,65.
Для ГАЗ-53-12:
ЗПс=5168588,8·0,53=2739352,064 руб.
Для САЗ-3508:
перевозка заработный отчисление
амортизация
ЗПс=5914915,2·0,53=3134905,056 руб.
По формуле (2.1) рассчитаем заработную плату персонала
(ЗП) по организации и осуществлению перевозок:
Для ГАЗ-53-12:
ЗП=5168588,8+3438425,6+2739352,064=11346366,46 руб.;
Для САЗ-3508:
ЗП=5914915,2+4981493,4+3134905,056=14031313,66 руб.
2.2
Отчисления в бюджет от средств на оплату труда
Отчисления от средств на оплату труда производятся по
нормам, установленным законодательными актами, и определяются по формуле:
Осс
=ЗП, (2.5)
где
X - сумма нормативов отчислений в бюджет от средств на
оплату труда. %. Принимается в соответствии с действующим законодательством.
Для
ГАЗ-53-12:
Осс=11346366,46·0,35=3971228,261
руб.
Для САЗ-3508:
Осс=14031313,66·0,35=4910959,78 руб.
.3 Топливо
Затраты на автомобильное топливо (ST) определяются исходя из расхода
топлива в зависимости от пробега, выполненной транспортной работы, стоимости
топлива и норм расхода топлива:
, (2.6)
где
RT - расход топлива на плановое задание, л;
ЦТ
- цена 1л (м3) автомобильного топлива, руб.
Расход
топлива на плановое задание рассчитывается исходя из линейных норм расхода
топлива (бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ) на 100 км (Nл) и дополнительного расхода на 100 тонно-километров (Np) или на каждую ездку с грузом (Nc)b соответствии с Нормами расхода топлива и смазочных
материалов на автомобили и тракторную технику РБ.
Расход
топлива определяется:
для
грузовых автомобилей на сдельных условиях работы (кроме автосамосвалов):
, (2.7)
где Nn - норма увеличения линейного расхода топлива на 1 тонну собственного
веса прицепа (полуприцепа), Gn - собственный вес прицепа, т Кm - коэффициент корректировки линейных норм расхода
топлива в зависимости от дорожных и климатических условий, работы в различных
режимах и т.п. Определяется как сумма (разность) надбавок (скидок), предусмотренных
Нормами расхода; КГ - коэффициент, учитывающий внутригаражный расход
топлива. КГ принимает значение 1,005.
Для ГАЗ-53-12:
RT= л;
для
автосамосвалов на сдельных условиях работы:
, (2.8)
Для САЗ-3508:
Rm= л.
По
формуле (2.6) рассчитаем затраты на автомобильное топливо:
Для
ГАЗ-53-12:
ST=2240·5845,29=13093449,6
руб.
Для САЗ-3508:
ST=1950·14766,46=28794597 руб.
2.4 Смазочные и другие эксплуатационные материалы
Затраты на смазочные и другие эксплуатационные
материалы определяются по формуле:
, (2.9)
где
Nсм - норма
расхода смазочных и других эксплуатационных материалов на 1 рубль затрат на
топливо, %. Определяется в соответствии с Нормами затрат.
Для
ГАЗ-53-12:
руб.
Для САЗ-3508:
руб.
2.5 Ремонт
автомобильных шин
Затраты на восстановление и ремонт автомобильных шин
определяются в зависимости от общего пробега автомобиля и норм износа,
определенных в процентах от стоимости одного комплекта (покрышка, камера и
ободная лента) на 1000 км пробега. Материальные затраты на ремонт и
восстановление автомобильных шин (Sm) определяются по формуле:
, (2.10)
где Цш- цена одной автомобильной шины, руб.
пш - количество шин, установленных на
автомобиле (прицепе, полуприцепе), ед.;
Nш - норма износа в процентах на 1000 км пробега к стоимости
шины. Определяется в соответствии с Правилами эксплуатации автомобильных шин,
утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций РБ
21.12.2000 № 52 по формуле:
, (2.11)
где
L - эксплуатационная норма пробега шин, км. Принимается
в соответствии с Правилами эксплуатации автомобильных шин;
Кш
- коэффициент, учитывающий условия эксплуатации подвижного состава.
Принимается
в соответствии с Правилами эксплуатации автомобильных шин.
Для
ГАЗ-53-12:
;
Для САЗ-3508:
.
По
формуле (2.10) определяем материальные затраты на ремонт и восстановление
автомобильных шин:
Для
ГАЗ-53-12:
руб.
Для САЗ-3508:
руб.
2.6 Ремонт и
техническое обслуживание подвижного состава
Материальные затраты на техническое обслуживание,
текущий и капитальный ремонты автомобилей определяются по формуле:
, (2.12)
где
МЗ - нормы затрат на запасные части, узлы, агрегаты и эксплуатационные
материалы для технического обслуживания и ремонта подвижного состава, руб. на
1000 км пробега. Определяется в соответствии с нормами затрат;
ИЦ - индекс цен производителей промышленной продукции
производственно-технического назначения, рассчитанный нарастающим итогом к
декабрю 2001 года.
Для ГАЗ-53-12:
руб.;
Для
САЗ-3508:
руб.
2.7
Амортизация основных фондов
Амортизационные отчисления на полное восстановление
основных фондов (Saм) определяются по формуле:
, (2.13)
где
Sа -
амортизационные отчисления на полное восстановление подвижного состава
(автомобилей, прицепов, полуприцепов), руб.;
Кпф
- коэффициент, учитывающий сумму амортизации остальных производственных фондов,
приходящийся на данный вид перевозок. Определяется аналогично коэффициенту
заработной платы руководителей. В работе Кпф принимается равным
1,40-1,50;
Киа
- коэффициент индексации амортизационных отчислений. Рассчитывается в
соответствии с Положением о порядке индексации амортизационных отчислений по
основным средствам в РБ, утвержденным Министерством экономики. Министерством
финансов. Министерством статистики от 26.10.2000 г. №207/115/78 (НРПА. 2000г..
№ 114. 8/4371 ).Киа= 114,5%.
При
использовании полностью амортизированных автомобилей (прицепов) в себестоимость
включается только амортизация прочих основных фондов, приходящихся на данный
вид перевозок с учетом коэффициента индексации амортизационных отчислений.
Амортизационные
отчисления на полное восстановление подвижного состава определяются в
зависимости от вида транспортного средства. Для грузовых автомобилей и
автобусов (по которым амортизация начисляется в зависимости от срока службы),
прицепов (полуприцепов):
, (2.14)
Для
грузовых автомобилей и автобусов, по которым амортизационные отчисления
производятся в зависимости от пробега:
, (2.15)
где
Ва - балансовая стоимость автомобиля (прицепа, полуприцепа) с учетом
переоценок, руб.;
Ка
- коэффициент корректировки норм амортизации подвижного состава в зависимости
от условий эксплуатации. Ка = 1,0-1.3;
Nас, Nac' - норма амортизационных отчислений соответственно в
процентах от стоимости автомобиля или в процентах от стоимости автомобиля на
1000 км пробега.
, (2.16)
, (2.17)
где
Воа - остаточная ликвидационная стоимость транспортных средств,
принимается равной 10 % от первоначальной балансовой стоимости, руб.;
Lам - нормативный общий амортизационный пробег
автомобилей, км;
tн - нормативный срок службы автомобилей до полного
начисления амортизации, лет.
Для
ГАЗ-53-12:
%.
Для САЗ-3508:
%.
По
формуле (2.15) определяем амортизационные отчисления на полное восстановление
подвижного состава:
Для
ГАЗ-53-12:
руб.
Для
САЗ-3508:
руб.
Рассчитаем
амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов по формуле
(2.13):
Для
ГАЗ-53-12:
руб.;
Для САЗ-3508:
руб.
2.8
Общехозяйственные (накладные) расходы
Общехозяйственные (накладные) расходы (Sн) без учета налогов, включаемых в себестоимость, и ФЗП
администрации - управленческого персонала, включенного в общий ФОТ,
определяется по формуле:
, (2.18)
где
- коэффициент, учитывающий общехозяйственные расходы,
приходящиеся соответственно на 1 руб. заработной платы водителей. Определяется
аналогично коэффициенту заработной платы руководителей, специалистов и
служащих, приходящихся на 1 рубль заработной платы водителей.
Для
ГАЗ-53-12:
руб.;
Для САЗ-3508:
руб.
2.9 Налоги и
платежи, включаемые в себестоимость продукции
Кроме перечисленных затрат, в себестоимость включаются
также налоги и платежи (Nвс), предусмотренные действующим
законодательством и рассчитанные в соответствии с Методическими указаниями по
порядку исчисления и уплаты налогов, платежей, отчислений.
Экологический налог (Нэк) определяется по
формуле:
, (2.19)
где
Сэ - ставка экологического налога за 1 тонну сожженного топлива;
RT -
потребность предприятия в топливе, л;
р
- усредненная плотность бензина для перевода литров в тонны (0,74);
кн
- понижающий коэффициент для передвижных источников загрязнения. Установлен в
зависимости от вида используемого моторного топлива: бензин - 0,9, дизельное
топливо - 0,8, сжиженный и сжатый газ - 0,3.
Для
ГАЗ-53-12:
руб.;
Для САЗ-3508:
руб.
Земельный
налог (Нз) определяется следующим образом:
, (2.20)
где
Сз - ставка земельного налога на 1 га. Величина ставки зависит от
назначения и месторасположения земель;
Sпр - площадь предприятия. Площадь предполагаемого
предприятия определяется по нормативу площади на один списочный автомобиль, Sпр=176 м2 на один автомобиль.
Для
ГАЗ-53-12:
руб.
Для САЗ-3508:
руб.
Отчисления в инновационный фонд (Оин)
определяется следующим образом:
, (2.21)
где
Стек - сумма всех текущих затрат исходя из предыдущих расчетов;
Син
- ставка отчислений в инновационный фонд (5%).
Для
ГАЗ-53-12:
Стек=11346366,46+3971228,261+13093449,6+733233,178+698320+2440537,75++87710801,4+3773069,824=123767006,5
руб.;
руб.;
Для САЗ-3508:
Стек=14031313,66+28794597+4910959,78+1243926,59+927666,43+
+2376144,58+117017974,1+4317888,096=172620470,2 руб.;
руб.
Таким
образом, общая сумма налогов (Н) составит:
Н=Нэк+Нз+Оин,
(2.22)
Для
ГАЗ-53-12:
Н=389228,98+1174542,34+6188350,325=7752121,645
руб.
Для САЗ-3508:
Н=1347468,86+1370299,39+8631023,51=11348791,76 руб.
3. Калькуляция себестоимости перевозок
Себестоимость перевозок (S) определяется как сумма затрат по статьям с включением
налогов:
S = ЗП+Осс+Sm+Sсм +Sш+SP+Sам+Sн+Н. (2.23)
Все данные приводятся в табличной форме с указанием
полного наименования расходов и их цифровых значений по типам подвижного
состава.
Таблица 3.1 - Состав и структура расходов
В
результате производится расчет себестоимости 1 км, себестоимости 1 ткм,
себестоимости перевозки 1 т груза:
, (2.24)
Для
ГАЗ-53-12:
руб.
Для САЗ-3508:
руб.
, (2.25)
Для
ГАЗ-53-12:
руб.
Для САЗ-3508:
руб.
, (2.26)
Для
ГАЗ-53-12:
руб.
Для САЗ-3508:
руб.
Заключение
Нами были рассчитаны технико-эксплуатационные
показатели использования подвижного состава, производительность подвижного
состава, производительная программа АТП, а также эксплуатационные затраты АТП
для автомобилей ГАЗ-53-12 и САЗ-3508.
Произведенные расчеты показывают, что деятельность по
организации автоперевозок является высокоэффективной и устойчивой с
экономической точки зрения.
Однако очевидно, что основные факторы риска, связанные
с деятельностью АТП, существуют в области оказания услуг по перевозкам грузов.
В первую очередь, это связано с высокой себестоимостью грузоперевозок.
Себестоимость перевозок автомобильным транспортом находится в большей
зависимости от эксплуатационных и технических факторов.
На мой взгляд, необходимо проведение работы по
снижению себестоимости оказываемых услуг (перевозок). Я считаю, что наиболее
действенным путем для достижения этой цели является введение на предприятии
управленческого учета, а также компьютеризация системы учета.
Литература
. Нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом
в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Министерства транспорта и
коммуникаций РБ от 1.11.2002 №35;
. Нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт
подвижного состава автомобильного транспорта РБ, утвержденные постановлением
Министерства транспорта и коммуникаций от 01.11.2002 № 35 (НРПА, 2002г., №
139);
3. Положение о порядке индексации
амортизационных отчислений по основным средствам в РБ, утвержденным
Министерством экономики. Министерством финансов. Министерством статистики от
26.10.2000 г. №207/115/78 (НРПА. 2000г.. № 114. 8/4371 );
4. Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного
состава автомобильного транспорта, утвержденном Министерством транспорта и
коммуникаций РБ 18.12.1997.
5. Постановление. Министерства
транспорта и коммуникаций РБ от 25.05.2000 №13.
. Правила эксплуатации автомобильных
шин, утвержденные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций РБ
21.12.2000 № 52
7. Рекомендации по применению ETC работников РБ. утвержденные постановлением
Министерства труда и социальной защиты населения от 20.09.2002.№123
8. Экономика автомобильного
транспорта [Текст]: учеб. пособие / А.А. Тозик. - 2-е изд. - Мн.: УП,2005. -
140с.