Возникновение и развитие демократии на примере древнеафинского государства

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    42,10 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Возникновение и развитие демократии на примере древнеафинского государства

Введение

Часть 1. Зарождение афинской демократии

Часть 2. Расцвет демократии в Афинах. Характеристика её основных органов

Часть 3. Уроки афинской демократии

Заключение

Список литературы

Введение

Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Рабы были заняты главным образом в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией. Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы - между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой. Важную роль сыграли и внешние факторы его существования.

Географические условия, требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды, истощение локальных природных ресурсов, усилившееся с переходом к производящей экономике, развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен, необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки, стали предпосылками для объединения племен Аттики под единой властью.

Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея.

Часть 1. Зарождение афинской демократии

Реформы Тезея. Афинское государство образовалось в результате разложения родового общественного устройства и вытеснения его государственной организацией. Этот процесс, начавшийся еще в гомеровской Греции, завершился в VII-VI вв. до н.э.

Первым шагом к образованию Афинского государства были реформы, которые приписывались легендарному герою Тезею.

При Тезее произошло слияние отдельных племенных поселений в одно целое с единым центром в Афинах, произошло слияние всех племен в единый народ, т. е. то, что греки называли "синойкизмом". Это повлекло учреждение в Афинах центрального управления с передачей ему части дел, находившихся в ведении отдельных племен; тогда же образовалось общее афинское право, в результате чего чужеплеменник уже не был лишен всякой защиты, находясь на территории чужого племени, как это было раньше. Наконец, весь народ был разделен на три группы независимо от существовавшего деления на роды, фратрии и племена - на эвпатридов, или благородных, геоморов, или землевладельцев, и демиургов, или ремесленников. При этом благородным предоставлено было исключительное право на замещение должностей. В родовом обществе открыто было признано привилегированное положение знати[3, 114].

Появление должности архонта. Дальнейший шаг к образованию государства состоял в уничтожении власти базилевса в ее прежнем значении. Базилевс как пережиток родовой демократии становится нежелательным для аристократии по мере укрепления ее позиций. Поэтому наряду с должностями базилевса и появившегося позднее военачальника - полемарха, устанавливается новая должность - архонта. Базилевса сменяет выборный архонт.

Сначала архонты избирались пожизненно, затем, с середины VIII в. до н.э., должность эту стали ограничивать 10-летним сроком и. наконец, с 683 г. до н.э. стали ежегодно избирать 9 архонтов, между которыми распределялась власть прежних пожизненных правителей. Один из них - первый архонт (позднее архонт-эпоним) - стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебные полномочия по семейным делам. Его именем обозначался год, в течение которого правила данная коллегия архонтов.

Базилевс стал вторым архонтом. За ним сохранились лишь жреческие функции, а также суд по религиозным делам. Таким образом, базилевс перестал быть вождем родовой демократии и за ним сохранилась по преимуществу жреческая власть.

К третьему архонту - полемарху - отошла военная власть.

Остальные 6 членов коллегии, носившие наименование фесмофетов, выполняли главным образом судебные функции.

Ареопаг. Наукрарии. Племенной совет старейшин был вытеснен новым правительственным органом - ареопагом, состоявшим из представителей наиболее знатных и богатых семей. Совет этот собирался на Ареевом холме, откуда произошло и его наименование. С появлением архонтов ареопаг стал пополняться бывшими архонтами, но он же, в свою очередь, избирал архонтов. Таким образом, власть целиком сохранилась в руках эвпатридов, представителей старой родовой аристократии.

Несколько позднее, с образованием флота для защиты морской торговли, когда на население были возложены повинности по сооружению и снабжению экипажей военных кораблей, страна была разбита на небольшие территориальные округа - наукрарии, из которых каждая должна была снаряжать один корабль для флота. Во главе каждого такого округа стоял притан наукрарии.

Таким образом, появилось деление населения по территориальному признаку, вне зависимости от принадлежности к тому или иному роду и племени, а также возник новый орган власти, не связанный с родоплеменной организацией.

Законы Драконта. В 621 г. до н.э. появляется впервые в Афинах писаное право. Это - законы Драконта, отличавшиеся большой суровостью.

Неизвестно точно, при каких обстоятельствах они были изданы - было ли их издание результатом требования, выдвинутого против эвпатридов, для которых отсутствие писаного права открывало возможность самого широкого произвола, или оно было продиктовано желанием эвпатридов закрепить и мерами сурового террора оградить свои привилегии.

Реформы Солона

Борьба в Афинах накануне реформ Солона. Развитие ремесла и торговли, неуклонно расшатывая и разлагая родовой общественный строй, действует на него точно разъедающая кислота. Первоначально каждое племя и каждый род жили на своей, им принадлежащей территории. Теперь, с развитием ремесла и торговли, на территории рода и племени появляются чужеплеменники, которые нередко приобретают большие богатства и добиваются значительного веса в обществе. Однако все эти чужеплеменники совершенно бесправны, так как они стоят вне родоплеменной организации. Родовое общественное устройство, таким образом, перестает отвечать новому положению вещей. Количество рабов заметно возросло, между тем родовой строй не знает средств, направленных к тому, чтобы держать в повиновении, в узде большие массы несвободного населения. В обществе происходит расслоение на имущих и неимущих, рост богатства у одних приводит к разорению и обнищанию других. Родовые организации, рассчитанные на имущественное равенство всех членов общества, бессильны перед лицом тех противоречий, которые обнаруживаются теперь среди населения. Все это делает неизбежным гибель родового строя и образование государства.

Задолженность мелких земледельцев была всеобщим явлением: земледельцы не в силах были платить причитавшиеся с них долги. Земля пестрела столбами, обозначавшими залог земли. Огромное число свободного крестьянства попало в положение шестидольников - людей, обязанных 5/6 урожая отдавать собственнику арендуемой ими земли. Будучи не в силах расплатиться со своими кредиторами, бедняки вынуждены были продавать своих детей в кабалу или закабалялись сами.

Обострение противоречий в разлагающемся родовом строе, разорение задолжавшего крестьянства и всеобщая задолженность бедноты приводят в VII в. до н.э. к революционному взрыву, к открытому выступлению против родовой аристократии. В городе окрепли торговые и промышленные круги рабовладельческого класса: владельцы мастерских, кораблей, ростовщики, предприниматели разного рода. Они стремятся оттеснить на задний план старую родовую знать, захватить власть в свои руки. Широко используя недовольство крестьянских масс и городской бедноты, они возглавляют движение, направленное против господства аристократии, цеплявшейся за остатки родового строя.

Плутарх сообщает об этой революции VII-VI вв. до н.э.: "Резкое неравенство между богатыми и бедными дошло до высшей степени, государство было совершенно расшатано кризисом, весь народ был в долгу у богатых". "Самые энергичные элементы среди недовольных составили многочисленный союз и уговорились устранить невыносимое положение. С этой целью они решили освободить должников, произвести раздел земли и общий государственный переворот''.

Эта борьба, приведшая к победе городских торговых кругов рабовладельческого класса, выдвинула на политическую арену Солона, который 594 г. до н.э., будучи избран архонтом, был наделен чрезвычайными полномочиями и провел ряд реформ, обеспечивших господство за денежными торговыми людьми, но вместе с тем смягчивших разлагающее действие ростовщичества в Афинах.

Солон происходил из знатного рода, но занимался торговлей и по своему состоянию принадлежал к "средним" кругам афинского общества. Его реформы, будучи продиктованы в первую очередь интересами городских кругов рабовладельческого класса, носят на себе, однако, черты половинчатости, склонности к компромиссам: они оставляют еще слишком много влияния старой земельной аристократии.

Сисахфия. Солон не удовлетворил основного требования крестьянских масс: передела земли он не произвел. Но он провел реформу долгового права, так называемую сисахфию. Все долги были объявлены аннулированными, и на будущее время запрещены были такие долговые обязательства, в силу которых закладывалась бы самая личность должника. Все лица, находившиеся в кабале у своих кредиторов, получали свободу, а проданные за пределы государства были выкуплены из рабства и возвращены на родину. На будущее время только государство сохраняло право продавать в рабство своих неисправных должников. Земля была освобождена от тех столбов, которые ее сплошь покрывали и которые служили, по- видимому, знаками залогового запрета.

Деление населения по имущественному цензу. Вместе с тем Солон разделил всех граждан на 4 разряда в зависимости от размеров их имущества, установив, таким образом, так называемое тимократическое (цензовое) устройство государства. В первый разряд зачислялись те, которые получали доход не менее 500 медимнов зерна или соответственное количество других продуктов в год (пентакосиомедимны), во второй - получавшие не менее 300 медимнов (всадники) и в третий - те, которые получали не менее 200 медимнов дохода в год (зевгиты). Все остальные граждане зачислялись в четвертый разряд (феты). Только граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности, а высшие должности (архонты, члены ареопага) могли занимать лишь граждане первого разряда. Четвертому разряду был открыт доступ в народное собрание, где избирались должностные лица, но сами граждане четвертого разряда (феты) ни на какие должности избираться не могли. Малоимущие и неимущие граждане, таким образом, не были полностью оттеснены от участия в осуществлении политической власти. В народном собрании выбирались все должностные липа, здесь они должны были давать отчет в своей деятельности, здесь вырабатывались все законы и здесь четвертый класс составлял большинство[2].

Эта реформа была, говоря словами Энгельса, "новым поражением родового строя''[8, 5]; права и обязанности граждан отныне стали соизмеряться с их имущественным цензом

Совет и гелиэя. Солон создал также новый орган государственного управления - совет четырехсот, ежегодно избиравшийся из граждан 4 древнейших фил по 100 человек от каждого племени. Это была уступка родовой знати, одно из проявлений половинчатости реформ Солона. Солон сохранил также существовавший ранее ареопаг - оплот родовой аристократии. Ареопагу оставлен был лежавший на нем надзор за соблюдением законов и контроль за деятельностью народного собрания. Солон даже расширил судебные функции ареопага. Эти два совета - совет четырехсот и ареопаг - должны были, по собственным словам Солона, уподобляться двум якорям, предохраняющим государственный корабль от последствий бурь.

Родоплеменные сходки превратились ко времени Солона в регулярные органы законодательства и государственного управления, в эктсаесию. Здесь решались важнейшие государственные дела и избирались должностные лица. Совет четырехсот, по-видимому, лишь подготовлял решения народных собраний и вместе с ареопагом направлял и контролировал его деятельность в качестве консервативного и сдерживающего элемента в государственном строе.

Солон создал также суд присяжных - гелиэю, который помимо обширной судебной власти приобрел позднее большое политическое значение в качестве органа, участвовавшего в осуществлении законодательной власти и контролировавшего избрание должностных лиц (см. ниже). В состав членов этого суда были допущены граждане всех четырех разрядов.

Деление населения по имущественному цензу и открытое признание преимуществ за имущим классом означали дальнейшее укрепление Афинского государства, дальнейшую ликвидацию остатков родового строя. Однако Солон сохранил идущее от родового устройства деление афинского общества на 4 племени - филы, и таким образом он не уничтожил до конца остатков родоплеменной организации.

В течение 30 лет установленный Солоном государственный строй сохранялся без изменений, но затем, под влиянием временного успеха реакции, число архонтов было увеличено до 10, причем обусловлено было, что 5 из них будут выбираться от эвпатридов, 3 - от геоморов и 2 - от демиургов[3, 140].

Тирания Пизистрата и пизистратидов. Позднее (560-527 гг. до н.э.) наступает правление тирана Пизистрата и его сыновей - пизистратидов, которые в основном продолжали политику Солона. Все прежде существовавшие учреждения сохранились: по-прежнему выбирались ежегодно архонты, собирались ареопаг и народное собрание. Тираны заботились лишь о том, чтобы на государственных должностях находились их приверженцы.

Захват власти Пизистрат произвел, опираясь на недовольное крестьянство, и хотя по своему социальному положению и по своим стремлениям Пизистрат был проводником той же политики, какой служил Солон, он предпринял ряд мер, направленных на облегчение положения крестьянства. Крестьянам был предоставлен дешевый кредит. Облегчены были некоторые налоги, введены разъездные судьи, которые должны были освободить крестьян от необходимости ездить по своим делам в город.

Пизистрат вел внешнюю политику большого размаха, отвечавшую интересам торговых кругов рабовладельческого класса (создание военного флота, овладение островом Наксос). Он стремился захватить Дарданеллы (Геллеспонт). В Афинах он воздвиг ряд построек, которые украсили город и вместе с тем дали занятие безработной городской бедноте.

Сыновья Пизистрата в основном продолжали политику отца, но вели ее менее удачно. Им пришлось для изыскания средств усилить налоговое бремя. Влиятельные рабовладельцы стали тяготиться режимом тирании, при котором вся власть фактически сосредоточивалась в руках одного лица. Произошло открытое возмущение знати против тиранов. В движении приняли участие также самые широкие круги афинского общества, возглавляемые Клисфеном, происходившим из знатной семьи Алкмеонидов. При содействии спартанского царя удалось изгнать пизистратида Гиппия и положить конец тирании. Последующая попытка аристократии при помощи спартанских войск удержать власть в своих руках окончилась неудачей. Против знати поднялось восстание народа. Спартанцы были изгнаны из Афин, и власть была передана Клисфену.

Реформы Клисфена. В 509 г. до н.э. Клисфен. овладев государственной властью, проводит реформы государственного строя, приводящие к окончательной ликвидации тех остатков родового строя, которые еще сохранялись в Афинах наряду с государственной организацией. Его целью было сломить окончательно влияние реакционной землевладельческой знати, а для этого он, ликвидируя остатки родовой организации, стремился вместе с тем повысить роль в политической жизни городского населения за счет крестьянства. Реформа Клисфена была продолжением и завершением реформ Солона.

Клисфен ввел территориальное деление населения, уничтожив политическое значение старого деления населения на четыре филы. Все население он разделил на 10 территориальных фил. Принадлежность к родовым организациям теряла всякое значение, а решающим становилось место постоянного жительства граждан. Каждую филу Клисфен разделил на три триттии и установил территориальный состав фил так, что каждая фила не представляла собой сплошной территории, а была непременно соединением трех отдельных территориальных единиц: в каждую филу входила одна триттия от территории города Афин и его окрестностей, одна триттия от приморской территории (паралия) и одна триттия от внутренней, срединной части страны. Таким образом, в каждой филе 2/3 оказывались за городским населением или за населением, тяготевшим к городу, и только 1/3 - за населением сельским. Триттии делились на демы. В каждом деме был выборный староста - демарх, который ведал делами дема и приводил в исполнение постановления демовых собраний[3, 145].

Совет четырехсот был упразднен, и вместо него создан совет пятисот, состоявший из представителей 10 территориальных фил, избранных по 50 членов от каждой филы.

Реформа Клисфена совершенно устранила, таким образом, всякое значение родоплеменного деления для государственной организации.

Коллегия архонтов осталась без изменения. Не был затронут реформой также и ареопаг, оплот консервативных элементов. Однако коллегия архонтов утратила вскоре свое значение вследствие образования коллегии десяти стратегов, сначала избиравшихся по одному от каждой филы, а позднее от всех фил безотносительно к представительству последних. Стратеги первоначально были руководителями военных сил государства, но очень скоро компетенция этих должностных лиц вышла далеко за пределы специально военных вопросов и стратеги превратились в наиболее влиятельных должностных лиц Афинского государства.

Так как установленный Солоном имущественный ценз для занятия высших должностей полностью сохранился, то фактически управление государством осталось в руках верхушки рабовладельческого класса, несмотря на то, что реформа Клисфена представляла собой некоторый шаг вперед по сравнению с реформой Солона в образовании афинской демократии.

Клисфен ввел также так называемый остракизм, или суд черепков. Посредством него народное собрание получило возможность изгонять из государства на 10 лет граждан, которые, по мнению народа, приобрели чрезмерное влияние в государстве и стали опасными для демократии. При предварительном голосовании имени не называли, ставили только вопрос, нет ли кого-либо в Афинах, кого следовало бы для обеспечения общего мира изгнать на некоторое время из государства. Вслед за тем производилось закрытое голосование черепками, которое определяло имя лица, подлежащего изгнанию.

Часть 2. Расцвет демократии в Афинах. Характеристика её основных органов

Образование Афинского морского союза после греко-персидских войн. В первой половине V в. до н.э. афинскому государству вместе со всем греческим миром (Элладой) пришлось выдержать натиск могущественной Персидской державы, сложившейся во второй половине VI в. до н.э. Ее пределы быстро расширяются в результате завоевания Малой Азии. Египта, среднеазиатских территорий. Персидское рабовладельческое государство обнаруживает стремление к дальнейшим захватам на Западе, вследствие чего оно приходит в столкновение с Грецией, привлекаемое богатством торговых греческих городов.

Первый поход на Грецию был предпринят в 492/91 гг. до н.э. Он кончился неудачей вследствие гибели персидского флота в результате сильного шторма. Вслед за этим была отправлена к берегам Греции новая армия, которая высадилась на территории Афинского государства у поселения Марафон. В Марафонской долине произошло сражение, закончившееся поражением персов (490 г. до н.э.). Персы вынуждены были отступить, но в 480 г. до н.э. произошло новое нападение персов на Грецию. В итоге упорной борьбы на суше и на хлоре греки и на этот раз сумели дать отпор персам.

Последствием греко-персидских войн было возвышение Афин, небывалое усиление их экономической и политической мощи. Афины стали во главе образовавшегося во время греко-персидских войн морского союза греческих государств, который объединял в своем составе несколько сот греческих полисов. Союз был образован для организации совместной борьбы против персов. Члены союза должны были сооружать корабли для общегреческого флота и делать взносы в общую казну (платить "форос" - подать) на его содержание. Впоследствии поручили постройку флота Афинам, а члены союза стали ограничиваться уплатой денежных взносов. Руководство флотом также было передано Афинам.

Общая казна находилась на острове Делос, здесь же собирались съезды представителей союзных государств.

В 454 г. до н.э. казна с острова Делос была переведена в Афины, и Афины стали распоряжаться деньгами по своему усмотрению, расходуя их нередко на собственные нужды. Попытки недовольных государств сопротивляться создавшемуся положению закончились неудачно: восставшие были усмирены силой.

Размер взноса для союзников определялся Афинами. Недовольные могли жаловаться в афинский суд. Постановление афинского суда по этому вопросу считалось окончательным Казначей, ведавший союзной кассой, избирался из афинских граждан на афинском народном собрании и перед афинским народным собранием отчитывался. По существу. Афины не были простым членом союза, в действительности они осуществляли неприкрытое господство над союзными греческими городами. Афинский морской союз был на деле формой господства Афин, ставших главою большой морской державы. При этом Афины, стремясь посеять рознь между союзниками и облегчить свое господство над ними, создавали различное положение для различных городов, устанавливая льготы для одних и более тяжелое положение для других.

С течением времени Афины стали практиковать широкое вмешательство во внутренние дела союзных городов, распространили за них действие афинского права, ввели у них афинскую монету и афинские меры, а также сделали обязательным обращение граждан союзных городов к афинскому суду сначала по делам, касающимся союза или направленным против союзного устройства, позднее подчинили афинскому суду все дела, где сталкивались между собой граждане различных союзных городов, а, в конце концов, обязали союзников по всем судебным тяжбам ездить в Афины. Союзные граждане, приезжая в Афины, обогащали афинскую казну, так как их появление в Афинах сопровождалось взиманием с них разного рода сборов. Афины стали многолюдным оживленным центром большой морской державы, а казна Афинского государства обильно пополнялась за счет союзнических средств.

Во многие союзные полисы Афины даже назначали своих надсмотрщиков, а в некоторых поставили гарнизоны войск и расселили свои колонии (клерухии).

Афинская рабовладельческая демократия стала укреплять свое благополучие за счет извлечения доходов от господства над другими греческими полисами.

Пятидесятилетие, охватывающее время от окончания греко-персидских войн до начала междоусобной Пелопоннесской войны (479-431 гг. до н.э.), было периодом высокого развития производства и торговли, материальной и духовной культуры в Афинах. Это был "золотой век" в истории Афин. В значительной своей части он был связан с именем виднейшего деятеля афинской демократии Перикла.

Оборот афинской торговли достиг огромных размеров. "Все, что есть лучшего в Италии, Сицилии, на Кипре, в Египте, в Ливии, в Понте, в Пелопоннесе и других местах, все стекается сюда, в Афины, благодаря нашему владычеству на море" - так говорится в одном политическом трактате конца V в. до н.э. Население Афин и его гавани значительно возросло. Увеличился также приток иностранцев в Афины.

Демократизация государственного строя Афин в V в. до н.э. Важнейшим последствием греко-персидских войн явилась также демократизация государственного строя Афин. Естественным результатом войны было усиление роли приморского населения (моряков, лоцманов гребцов), вынесших на себе всю тяжесть оборони страны. Вооруженные массы, спасавшие отечество от вторжения персов, претендуют на большее участие в политических делах, чем то, какое было предоставлено им раньше. Опираясь на эти широкие слои малоимущего населения, торгово-промышленные круги рабовладельческого класса укрепляют свои позиции. В их прямых интересах - расширение демократии в Афинах, обеспечивающее отстранение от власти реакционной, землевладельческой партии.

Уже во время греко-персидских войн в государственном устройстве Афин произошли следующие существенные перемены. В 487 г. до н.э. избрание архонтов путем голосования было заменено избранием их посредством жребия. Другое существенное изменение было введено Аристидом, который предоставил право быть избранным в архонты наряду с гражданами первого класса также и всадникам. Реформа эта свидетельствует о происходящей демократизации Афинского государства, но вместе с тем она говорит об упадке роли архонтов, что было связано с возвышением значения стратегов.

Вслед за греко-персидскими войнами произведены были важные реформы, расширившие политические права афинских граждан. Это - реформы Эфиалъта и Перикла.

Эфиальт обрушился, прежде всего, на ареопаг, состоявший из бывших архонтов и представлявший собой оплот реакционной землевладельческой знати. Ареопагу до реформы Эфиальта (462 г. до н.э.) принадлежало право контролировать деятельность народного собрания. Ареопаг имел право наложить veto на постановление народного собрания. Это право было у него теперь отнято и передано гелиэе. Ареопагу принадлежали также контроль над должностными лицами и надзор за исполнением законов. Эти функции перешли к совету пятисот и народному собранию, но главным образом к гелиэе. Сократилась также и судебная компетенция ареопага; он утратил круг самых важных дел - рассмотрение противозаконных действий должностных лиц; за ареопагом остались лишь религиозные дела, в том числе судебное рассмотрение дел по обвинению в убийстве, каковое считалось у греков оскорблением богов.

Произошло дальнейшее понижение ценза для занятия должностей: Аристотель сообщает, что в 457/6 г. до н.э. впервые стал архонтом зевгит.

При Перикле была введена плата за исполнение различного рода должностей. Это дало возможность малоимущим гражданам занимать должности в государстве, а также способствовало прокормлению многочисленного люмпен-пролетариата, образовавшегося в Афинах из разорившихся крестьян и ремесленников.

Роль совета пятисот, народных собраний и гелиэи повысилась. Компетенция совета пятисот и гелиэи расширилась, народные собрания стали созываться часто, и возрос круг дел, подведомственных народному собранию.

Государственный строй Афин В V-IV вв. до н.э.

а) совет - буле,

б) народное собрание

в) выборные должностные лица - стратеги, архонты и др.

В законодательстве и контроле за управлением некоторое участие принимали также отдельные судебные органы (ареопаг (до реформы 462 г. до н.э.) и гелиэя).

Совет - буле

Состав совета. Совет - буле - состоял из 500 членов - булевтов. Избирались они жребием по 50 от каждой филы из числа граждан, достигших 30-летнего возраста. Лица, избранные в булевты, подвергались в совете предыдущего созыва проверке - докимасии, которая должна была выявить образ мыслей и поведение избранного, а также его право на занятие должности.

Кроме того, перед вступлением в должность члены совета - булевты - приносили клятву в том, что будут добросовестно относиться к своим обязанностям и в соответствии с законами отправлять должность.

За исполнение своих обязанностей булевты получали по 5 оболов ежедневно за каждый день фактической службы и еще 1 обол на обед. В заседаниях они носили на головах миртовые венки, подобно другим должностным лицам, в театре им предоставлялись особые почетные места.

По окончании срока службы каждый булевт представлял отчет о своей работе. Если против него возникало какое-либо обвинение до истечения срока его полномочий, члены совета исключали его из своей среды, производя голосование оливковыми листьями. Исключенный из совета мог быть арестован и предан суду в обыкновенном порядке.

Должностные лица, в особенности стратеги, имели право выступать с докладами в совете и могли делать свои предложения. Этим путем они приобретали возможность влиять на постановления совета, а через посредство совета и на постановления народного собрания.

Компетенция совета. В компетенцию совета входили главным образом: во-первых, подготовка и предварительное обсуждение дел, поступавших на рассмотрение народного собрания, во-вторых, заведование текущими делами во всех отраслях государственного управления. Это был высший правительственный и административный орган Афинского государства.

По делам, которые должны были поступить на рассмотрение народного собрания, совет давал свое заключение и намечал предварительное решение, которое предлагалось затем народному собранию, - так называемая пробулевма. Без предварительного рассмотрения дела советом народное собрание не могло выносить своих решений.

На совет возлагалось также приведение в исполнение постановлений народного собрания. Он должен был строго придерживаться указаний народного собрания, но нередко народное собрание оставляло широкое поле для самостоятельной деятельности совета и даже возлагало на него иногда неограниченные полномочия (boule autocrator).

Совету принадлежали широкие права в области финансового управления. Он определял источники государственных доходов, ведал всеми поступлениями в государственную казну, производил взыскание государственных долгов, продажу конфискованных имуществ, распределял пособия в пользу граждан. Он же определял размер взносов, производимых союзниками. Совет заключал договоры, отдавая на откуп государственные доходы.

Он передавал "казначеям богини" (Афины-Паллады) и казначеям других богов ценности, храмовое имущество, статую богини Афины-Паллады и принимал от них ценности обратно.

Под надзором совета находились военный флот и конница. На нем лежала забота о ежегодной постройке новых кораблей и о снаряжении их необходимым вооружением.

Совет ведал также дипломатическими сношениями с другими государствами. Он принимал послов и вводил их в народное собрание, заключал договоры с другими государствами, подтверждал эти договоры торжественной клятвой, он же выслушивал отчеты афинских послов о выполненных ими поручениях.

На совете лежала также забота о святилищах, об устройстве празднеств, об общественных постройках.

Как высшее правительственное учреждение, совет принимал отчеты должностных лиц и давал им необходимые указания. Для принятия отчетов он выделял комиссию из 10 логистов. Со своей стороны совет также давал финансовый отчет народному собранию.

Совету принадлежала также судебная власть. К нему поступали заявления о государственных преступлениях. Однако в IV в. до н.э. приговоры совета должны были поступать на утверждение гелиэи. Однако, совет сохранил право присуждать должностных лиц к штрафам до 500 драхм. Но и постановления совета о наложении штрафа на должностных лиц не были окончательными, их можно было обжаловать в суд[1,171].

Пританы. Так как было неудобно вести текущие дела управления при посредстве столь многолюдного собрания, каким являлся совет пятисот, последний делился на 10 комиссий, состоявших каждая из 50 представителей какой-либо одной филы. Эти комиссии поочередно стояли у власти в течение одной десятой части года, сменяя друг друга в порядке, который определялся жребием. Выделение комиссий облегчало для влиятельных представителей рабовладельческого класса воздействие на совет и контроль его действий. Члены совета, призванные в состав этих комиссий в данный месяц, назывались пританами, а месяц дежурства каждой комиссии - пританией.

Местом нахождения пританов было особое круглое здание на рыночной площади, именовавшееся скиас или фолос. Здесь они пребывали целый день, здесь обедали совместно, здесь приносили жертвы, здесь же принимали доклады и сообщения должностных лиц.

За свою деятельность пританы удостаивались почетного благодарственного декрета от народного собрания. В первой половине IV в. до н.э. его стали давать пританам одной какой-либо филы, которые, по мнению народного собрания, лучше всего выполняли свои обязанности, позднее опять стали награждать декретом пританов каждой филы.

Независимо от деятельности пританов совет собирался в полном составе в особом здании - булевтерии, а иногда в храме Деметры Елевсинской в акрополе, на корабельных верфях в Пирее и в других местах. Заседания были публичны, но в отдельных случаях совет делал свои заседания закрытыми.

Председатель и секретари совета и народного собрания. Пританы выбирали из своей среды по жребию на один день председателя - эпистата, который не мог быть избран на эту должность вторично в течение данной притании. Эпистат был вместе с тем председателем совета пятисот. Он же председательствовал в народном собрании, хранил государственную печать и ключи от помещений, в которых размещались казна и архив. Он находился все время в фолосе вместе с третью пританов, назначенных по его усмотрению. В IV в. до н.э. председательствование в совете и в народном собрании перешло от эпистата к другому лицу - к одному из девяти проэдров, которые избирались при посредстве жребия перед каждым заседанием совета или народного собрания. Один из девяти проэдров в силу жребия становился председателем - эпистатом проэдров, а остальные считались его помощниками. Никто не мог быть эпистатом проэдров более одного раза в году.

Таким образом, за эпистатом притании сохранилось право созывать народные собрания, а все руководство ими перешло в руки эпистата проэдров.

В распоряжении совета находились секретари, из коих один хранил архивы и вел протоколы заседаний совета, записывая все постановления совета и народного собрания, обязанностью другого было докладывать в народном собрании дела. Нужно заметить, однако, что как число секретарей, так и круг обязанностей каждого из них не раз менялись на протяжении IV в. до н.э.

Народное собрание

Состав народных собраний. В народном собрании участвовали лишь полноправные граждане Афин. Рабы были лишены всяких политических прав. Не пользовались политическими правами также чужеземцы - метэки. По закону Перила 451 г. до н.э. для признания прав гражданства требовалось происхождение от афинянина и афинянки: дети от смешанных браков, число которых с появлением в Афинах чужеземцев стало неуклонно возрастать, не приобретали прав гражданства. Не пользовались политическими правами также женщины.

Афинская демократия была, таким образом, демократией для меньшинства, а не для большинства населения. Нужно заметить также, что фактически посещать народное собрание могли лишь жители Афин и близлежащих селений, а отнюдь не все граждане государства. Обычно в народном собрании присутствовало лишь незначительное меньшинство жителей города Афин. Вот почему даже для наиболее важных постановлений требовалось наличие в собрании всего только 6000 его участников.

Участие в народном собрании было затруднительно для крестьянина, который должен был для этого отрываться на целый день от производительного труда; оно не оправдывалось даже той платой, которую с начала IV в. до н.э. стали давать за явку в народное собрание. В народном собрании преобладала деклассированная масса афинской бедноты, которая была вполне доступна подкупу и воздействию со стороны имущих граждан и которую легко вели за собой на поводу афинские рабовладельцы.

Время и место собраний. Первоначально народное собрание созывали в месяц один раз, позднее, в IV в. до н.э., - 4 раза в месяц или 40 раз в год.

Одно из собраний каждой притании именовалось kyria ekklesia - главное собрание. В нем происходила проверка деятельности должностных лиц, так называемая эпихейротония должностных лиц, затем обсуждался вопрос о состоянии урожая и вопрос о безопасности страны. В этом же собрании подавались заявления о государственных преступлениях и обсуждались предложения в конфискации имуществ. Слушались и некоторые другие дела. В главном собрании шестой притании ставился вопрос о том, нет ли необходимости подвергнуть кого-либо остракизму.

Другое собрание предназначено было для подачи гражданами разного рода просьб. Каждый гражданин мог обратиться к народному собранию с просьбой по поводу своих личных дел и дел государственных. Третье и четвертое собрания были предназначены для рассмотрения остальных дел, причем три вопроса программы дня должны были относиться к культу, три вопроса - к приему герольдов и послов и три - касаться других государственных дел.

Кроме очередных собраний в случае непредвиденных обстоятельств созывались чрезвычайные.

Местом собраний в V и IV вв. до н.э. обычно был холм Пникс, а для остракизма и в других случаях - агора. Позднее в отдельных случаях, а еще позднее постоянно собрания стали созывать в театре, а Пникс использовали как место собрания лишь в тех случаях, когда происходили выборы. Иногда созывали народное собрание в афинской гавани - Пирее.

Созыв народных собраний и порядок рассмотрения дел. Созыв народного собрания лежал на пританах, которые за пять дней объявляли программу собрания. Граждан созывали особые герольды, а перед началом собрания давали особый сигнал, чтобы участники собрания явились своевременно. За порядком наблюдали 30 "собирателей народа", опиравшихся на помощь полицейских агентов - токсотов. Они же совместно с шестью лексиархами следили за тем, чтобы в собрание не проникали лица, не имеющие на это права, для чего у лексиархов находились списки граждан.

Так как за посещение собраний с 396 г. до н.э. было введено вознаграждение, то каждый гражданин при явке на собрание стал получать особую марку (symbolon), свидетельствующую о посещении их собрания и дававшую право на получение платы. Плата за посещение народных собраний, установленная в самом начале IV в. до н.э., первоначально равнялась одному оболу, но вскоре была повышена до трех оболов. Во времена же Аристотеля (третья четверть IV в. до н.э.) она возросла до девяти оболов за посещение первого собрания и до трех оболов - за посещение всех остальных.

В собрании присутствующие сидели, причем не считалось необходимым сидеть по филам, за исключением случаев, когда голосовался какой-либо nomos ep'andri - исключительный закон, касавшийся отдельного гражданина.

Перед началом собрания совершались жертвоприношения и произносились молитвы. Обсуждение каждого дела начиналось с оглашения предварительного заключения совета - пробулевмы. Сейчас же вслед за этим голосовался вопрос, согласно ли собрание с пробулевмой или желает подвергнуть вопрос обсуждению.

В случае согласия дело считалось решенным в соответствии с предложением совета, в противном случае открывались прения.

Говорить в собрании мог каждый его участник. В действительности речи произносили в собрании главным образом профессиональные политики - "демагоги", в роли которых чаще всего выступали представители верхушки рабовладельческого класса, владельцы разного рода предприятий, такие, как кожевник Клеон, изготовитель ламп Гипербол, изготовитель лир Клеофонт, торговец паклей Евкрат, торговец овощами Лисикл и др. Про Клеона Аристотель пишет в "Афинской политии": "Он первый стал кричать на трибуне и ругаться и говорить перед народом, подвязав гиматий" (т. е. подвязав плащ фартуком, как это делали ремесленники). А ниже Аристотель, явно сгущая краски вследствие своего отрицательного отношения к афинской демократии, продолжает: "После Клеофонта уже непрерывно сменяли друг друга в качестве демагогов люди, которые более всего хотели показывать свою кичливость и угождать вкусам толпы, имея в виду только выгоды данного момента".

Вступая на трибуну, оратор надевал на голову венок в знак того, что им выполняется дело государственного значения. Если председатель находил, что оратор говорит о предметах, не относящихся к делу, что он повторяется, употребляет слишком резкие выражения и т. п., он мог лишить его слова и подвергнуть его штрафу в размере 50 драхм. По окончании прений формулировали предложения, причем председатель не допускал голосования такого предложения, которое он считал незаконным.

Ссылаясь на незаконность предложения, любой гражданин мог потребовать снятия с голосования и даже с обсуждения любого сделанного в собрании предложения, заявив, что им будет возбуждено судебное обвинение против его автора (graphe paranomon) (см. ниже).

Кроме того, существовала должность семи номофилаков, которые должны были совместно с председателем собрания наблюдать за тем, чтобы постановления собрания не противоречили законам.

Голосование в собрании производилось обычно поднятием рук (хейротония). Закрытое голосование при посредстве черепков, бобов, камешков производилось лишь при разрешении вопроса, касающегося отдельного лица, а именно при разрешении вопроса об остракизме, при вынесении судебных приговоров и т. п.

4. Компетенция народного собрания. Компетенция народного собрания была весьма обширной. Она расширилась вместе с демократизацией афинского строя, происшедшей после греко-персидских войн.

Народное собрание было не только законодательным органом, но осуществляло также разнообразные функции управления и функции суда. Оно же избирало должностных лиц.

В постановлениях народных собраний различались: законы, создающие общие нормы, и псефизмы, постановления, касающиеся отдельного частного вопроса.

Для законодательства была установлена следующая весьма сложная процедура. Ежегодно в первом народном собрании нового года можно было делать предложения об изменении законов и издании новых. Собрание открытым голосованием решало, считает ли оно необходимым вносить изменения в существующие законы или нет. Если решение было положительным, гражданину, сделавшему предложение, предоставлялось представить в совет пятисот соответствующий проект закона. Совет пятисот давал свое заключение по проекту, после чего законопроект с заключением совета поступал на рассмотрение третьего народного собрания данного года. Законопроект одновременно с передачей его совету пятисот выставлялся для всеобщего ознакомления с ним на площади подле статуй героев.

В случае одобрения законопроекта народным собранием в результате его обсуждения он не получал, однако, сразу после этого силы закона. Он должен был поступить еще в суд присяжных - гелиэю и здесь подвергнуться окончательному рассмотрению в особой коллегии номофетов, составленной из числа членов гелиэи, причем народное собрание назначало также пять особых официальных защитников старых законов - синдиков или синегоров. Число номофетов было неодинаково и зависело от характера подлежавшего их рассмотрению материала. Дела разбирались в форме судебного процесса: предлагавшие новый закон выступали в роли обвинителей старых законов, а синдики - в роли их защитников. Номофеты решали дело голосованием, причем в случае одобрения законопроекта номофетами проект становился законом. Таким образом, решающий голос в деле издания законов перешел к гелиэе, которая получила право veto в отношении законодательных предложений народного собрания.

Воздействуя на гелиэю, верхушка рабовладельческого класса получала возможность контролировать деятельность народного собрания. Она имела даже возможность пресечь нежелательное для нее обсуждение в народном собрании тех или иных мероприятий. Для этого можно было использовать графэ параномон - процесс по обвинению в противозаконности предложений, сделанных в народном собрании. Каждый гражданин мог выступить против всякого предложения, сделанного в народном собрании, против всякого постановления народного собрания и даже против решений коллегии номофетов. Под присягой он мог заявить, что возбуждает обвинение в противозаконности против того, кто внес предложение об издании нового закона. Последствием было то, что дальнейшее обсуждение предложения или введение в действие закона, если он был принят, приостанавливалось до рассмотрения вопроса судом. Суд в этом случае происходил под председательством шести низших архонтов, т. н. фесмофетов.

Обвинитель в этом процессе должен был, по-видимому, указать противоречие между законопроектом и основами общественного и политического строя Афин. Если судьи признавали правильной жалобу, виновный подвергался денежному штрафу, а в особо серьезных случаях ему грозила даже смертная казнь. Тот, кто три раза был осужден по графэ параномон, лишался права вносить впредь какие-либо предложения в народные собрания. Но, с другой стороны, было установлено, что если обвинитель не получит в свою пользу хотя бы одной пятой части голосов в суде, он подвергается за неосновательное обвинение штрафу в 1000 драхм.

Помимо законодательства и управления народное собрание принимало участие также и в осуществлении судебной власти.

В V в. до н.э. народное собрание само рассматривало лишь дела о наиболее важных государственных преступлениях. Прочие заявления о государственных преступлениях народное собрание обычно направляло для рассмотрения в суд, причем сначала решало вопрос, следует ли вообще принимать данное заявление или нет. Народное собрание рассматривало также жалобы и на иного рода преступления, но с тем, что постановление народного собрания в этих случаях не исключало необходимости последующего обращения жалобщика в суд. Такая жалоба (она называлась "проболэ") имела, однако, большое значение для жалобщика, так как положительное отношение собрания к жалобе не только давало ему моральное удовлетворение, но вместе с тем создавало для жалобщика большие шансы на успех в случае его обращения в суд. К этого рода жалобам прибегали в тех случаях, когда обвинение возбуждалось против особенно влиятельных граждан Афинского государства и когда можно было опасаться, что судьи не решат дела против этих лиц даже в случае их очевидной виновности. Жалоба "проболэ" подавалась и в некоторых других случаях, например, по поводу злоупотреблений должностных лиц своею властью, в случае злоупотреблений доносами (доносчики получали в Афинах вознаграждение из конфискуемого имущества осужденных, поэтому были люди, специально занимавшиеся тем, что возбуждали обвинения в политических и должностных преступлениях, так называемые сикофанты).

В народном собрании производился также остракизм - "суд черепков". На одном из народных собраний ставили вопрос, не находит ли народ нужным изгнать из государства кого-либо, кто в силу влияния и выдающегося положения стал опасен для существующего государственного строя. Если народ отвечал на это вопрос утвердительно, то производили закрытое голосование черепками (по-гречески черепок - "остракон") для решения вопроса, кто именно подлежит изгнанию. Тот, чье имя оказывалось на большинстве черепков, должен был удалиться из государства Афинского на 10 лет, сохраняя, однако, все права на свое имущество. Для действительности остракизма число голосующих черепками не должно было быть меньше шести тысяч. Как говорит Плутарх, "остракизм не был наказанием за негодность, но средством смирения и сокрушения гордости и слишком большой силы".

Должностные лица

Порядок замещения должностей. Должностные лица в Афинах либо избирались, либо определялись на должность по жребию. Выборы производились открытым голосованием на народном собрании. Должности, за немногими исключениями, замещались на один год.

Избранию подлежали, прежде всего, все военные должностные лица: 10 стратегов, 2 гиппарха, таксиархи, филархи, а также каталогисты - лица, ведавшие призывными списками всадников. Избирались также эпимелеты (попечители) эфебов и софронисты - лица, ведавшие военной подготовкой молодежи.

По выборам замещались также важнейшие должности в области финансового управления. Народное собрание избирало государственных казначеев - элленотамиев, хранителей денег, предназначенных на театральные раздачи (феорикон), военных казначеев, заведующего государственным бюджетом.

К числу должностных лиц, избиравшихся поднятием рук, относились также заведующий источниками, строитель судов, заведующий мистериями и 10 лиц, ведавших устройством празднеств Дионисия. Выборы производились в народном собрании путем поднятия рук - хейротонии. Выборам стратегов предшествовало предварительное рассмотрение кандидатур в совете пятисот.

Стратеги избирались первоначально по одному от каждой филы, позже их стали избирать от всего населения; из всего населения выбирались также гиппархи и элленотамии. Напротив, по филам избирались 10 таксиархов и 10 филархов[1, 180].

Что касается должностей, замещавшихся по жребию, то первоначально в одних случаях избирали по жребию от отдельных фил (архонты), в других случаях выборы производили по демам. Позднее во всех случаях избрание по жребию стали производить по филам.

Жеребьевку производили одновременно с выборами в храме Тезея. Бросали жребий относительно всех желающих выставить свою кандидатуру, причем пользовались для жеребьевки бобами двух цветов: черными и белыми.

Никто не мог занимать две должности одновременно или занимать одну и ту же должность дважды. Исключение составляли все военные должности.

Кроме обычных должностных лиц (архонты в широком смысле слова) в отдельных случаях избирались особые попечители (эпимелеты), призванные исполнять специальные поручения народа, например, наблюдать за постройками, выступать в качестве послов и т. п. Если поручение это продолжалось свыше 30 дней, попечители приобретали все права, присущие должностным лицам, и мало чем от них отличались.

Докимасия. Все лица, избранные на должности голосованием или жребием, обязаны были подвергнуться особой проверке, так называемой докимасии, которая должна была выявить качества кандидата и наличие или отсутствие у него условий, необходимых для занятия должности. Она была надежным средством, которым всегда могли воспользоваться господствующие круги для того, чтобы устранить нежелательного им кандидата.

Архонты подвергались докимасии перед советом и перед судом, остальные должностные лица - только перед судом. Докимасия состояла в том, что испытуемому предлагали определенные вопросы, целью которых было установить, удовлетворяет ли кандидат условиям, необходимым для занятия данной должности (возраст, ценз, наличие или отсутствие задолженности в пользу государства и т. п.), а также другие вопросы, направленные на то, чтобы выявить общественную и политическую физиономию кандидата (выполнял ли военную службу во всех случаях, когда это требовалось, выполнял ли свои финансовые обязательства в пользу государства, почитает ли родителей, чтит ли богов и святыни, может ли указать места погребения своих родных). Свои объяснения испытуемый мог подтверждать свидетельскими показаниями.

Доркимасия завершалась голосованием - открытым в совете, закрытым в гелиэе. Таким образом, все должностные лица подлежали как бы утверждению в должности этими коллегиальными органами. Перед вступлением в должность должностные лица, кроме того, приносили присягу.

Другие принципы организации должностей и деятельности должностных лиц. а) Должности, как правило, были возмездными. Пританы, архонты, судьи и многие другие получали вознаграждение за исполнение своих служебных обязанностей. Однако важнейшая должность - должность стратега - была безвозмездной. Это лишало малоимущих возможности занять эту должность. Кроме того, для ее занятия требовался ценз - обладание недвижимостью.

Коллегии имели председателя, все остальные члены коллегии занимали принципиально равное положение.

в)Между различными должностными лицами, как правило, не было непосредственного иерархического подчинения. Оно существовало, однако, в области военного управления.

г)Все должностные лица были подотчетны.

В первом собрании каждой притании ставился вопрос о том, хорошо ли выполняют должностные лица свои обязанности. Происходила так называемая эпихейротония должностных лиц, которая приводила либо к их утверждению в должности, либо к их смещению и отдаче под суд.

Все должностные лица по окончании срока службы должны были давать отчет в своей деятельности и, главным образом, отчет денежный.

Денежные отчеты принимали коллегия 10 логистов и помогавшая им коллегия синегоров, по другим вопросам отчет принимала коллегия эвфинов.

Каждый гражданин мог возбудить обвинение против должностных лиц, указать на их злоупотребления.

Вслед за логистами отчет проверялся судом, за которым оставалось в этом деле последнее слово. До утверждения отчета гражданин, занимавший должность, не мог быть избран на другую должность, не мог также выехать за пределы государства и не имел права распоряжаться своим имуществом.

Особые права должностных лиц. Все должностные лица имели право налагать штрафы за неподчинение законам и распоряжениям должностных лиц в пределах их компетенции в размерах, установленных законом. Для наложения более строгих взысканий они могли привлекать виновных к суду присяжных, в котором они председательствовали в этих случаях.

При исполнении служебных обязанностей должностные лица носили на голове символ их власти - миртовый венок. Им принадлежали также некоторые почетные права, например, право на лучшие куски при жертвоприношениях, на почетные места в театре.

Архонты. Высшими должностными лицами в Афинах до реформы Клисфена (509 г. до н.э.) были девять архонтов. Позднее они утратили свое прежнее значение, и руководящая роль в управлении государством перешла к стратегам. Компетенция архонтов в конечном счете свелась главным образом к председательствованию в судах (иногда в народных собраниях) и к выполнению некоторых обязанностей в области религиозного культа. Как единая коллегия архонты выступали редко; они совместно председательствовали в народном собрании при остракизме и эпихейротонии должностных лиц (см. выше), выполняли совместно некоторые судебные действия; в остальном отдельно действовали архонт-эпоним, базилевс, полемарх и шесть фесмофетов. Архонты первоначально избирались ареопагом; при Солоне их стали намечать жребием из числа 40 кандидатов, выдвинутых филами; после кратковременного возвращения к выборам окончательно укрепилось избрание архонтов по жребию.

Первый архонт именовался просто архонт или архонт-эпоним. Его именем обозначался год, в течение которого он выполнял свои обязанности.

В его компетенцию входило предварительное рассмотрение некоторых семейных дел, направляемых им для окончательного разрешения в суд. Сюда относились дела о дурном обхождении детей с родителями, о дурном обращении с сиротами, о дурном обращении с наследницей, о расточительстве, об опеке, тяжбы о разделах, о наследствах и наследницах. Архонт имел также общее попечение о счетах и о беременных вдовах. Вместе с тем на архонте лежала забота об устройстве некоторых празднеств и о назначении хорегов, а также о разрешении всех возникающих в связи с этой повинностью споров об отправлении посольств и хоров в священные места (о. Делос и др.). На празднествах он руководил состязаниями и шествиями. Архонт председательствовал в суде при рассмотрении дел, относящихся к кругу его компетенции.

Второй архонт, базилевс, преемник родоплеменных базилевсов, осуществлял надзор за религиозным культом. Он заведовал мистериями и другими празднествами и ведал устройством связанных с некоторыми из празднеств состязаний. Он председательствовал на суде при рассмотрении дел, связанных с отправлением культа, например, дел о нечестии, споров о жречестве и т. п. Он был также председателем ареопага.

Полемарх - первоначально военный вождь. В V в. до н.э. от его прежних военных функций остались лишь слабые следы: он совершал жертвоприношения в честь божеств войны - Артемиды-Охотницы и Эниалия и устраивал надгробные состязания в честь павших на войне воинов. В остальном его компетенция охватывала дела метэков и других иностранцев.

Для метэков полемарх был тем же, чем архонт для афинских граждан: в его компетенцию входили защита сирот метэков и рассмотрение дел об их наследствах. Он ведал делами по спорам метэков с гражданами. Он председательствовал на суде при рассмотрении жалоб на неисполнение вольноотпущенниками их обязанностей по отношению к их бывшим хозяевам, а также по делам тех метэков, которые не пользовались покровительством простата.

Остальные шесть архонтов составляли коллегию фесмофетов. Это были судебные должностные лица. Они назначали дни судебных заседаний, составляли коллегии судей. Они председательствовали в таких важных процессах, как графэ параномон, эйсангелия (дела о государственных преступлениях); они председательствовали при докимасии должностных лиц и при рассмотрении отчетов, представляемых стратегами, а также при рассмотрении многих других "graphai". На них лежала обязанность ежегодно просматривать действующие законы и делать предложения народному собранию, направленные на устранение пробелов и противоречий в них.

Стратеги и военное управление. Военное управление возглавлялось десятью стратегами, которые, выполняя функции военачальников, приобрели вместе с тем роль важнейших должностных лиц государства. Все стратеги занимали равное положение и имели одинаковые права. Однако народное собрание определяло, кому именно из стратегов и в каком числе надлежит командовать в походе, нередко оно поручало одному из стратегов высшее командование армией. Случалось также, что одному или нескольким стратегам вручалась в чрезвычайном порядке вся полнота власти с правом распоряжаться делами государства в широких пределах независимо от совета и народного собрания. Таковы стратеги-автократоры.

Позднее, однако, с середины IV в. до н.э., каждый стратег получил свою компетенцию, и дела стали распределяться между ними голосованием народного собрания. Один из них получал командование гоплитами (тяжеловооруженными воинами), другой - охрану страны и ведение войны в ее пределах, двоих назначали в афинскую гавань Пирей, одного назначали для руководства делом постройки военных кораблей (обязанность строить корабли - триэры - лежала на богатых гражданах), остальным давали другие назначения в зависимости от обстоятельств. Как руководители армии и флота стратеги принимали также большое участие в ведении иностранных дел, заключая договоры о перемирии и докладывая о проектах других договоров совету и народному собранию. Для командования тяжеловооруженной пехотой избирались 10 таксиархов, для командования конницей - два гиппарха и 10 филархов.

Колакреты, аподекты и управление финансами. Из должностных лиц, ведавших финансами, на первом месте стояли колакреты и аподекты. До реформ Клисфена колакреты заведовали всем государственным хозяйством. Позднее, с образованием коллегии аподектов, их компетенция значительно сузилась, и они стали ведать только некоторыми из государственных расходов (расходы на" культ, на содержание пританов, на выдачу жалованья гелиастам). В IV в. до н.э., в архонтство Эвклида, колакреты исчезли совсем.

Аподекты были главными казначеями Афин. Они принимали все платежи в государственную казну, кроме судебных доходов, которые поступали колакретам, вели книгу доходов и выдавали из казны должностным лицам деньги на их расходы по управлению. Они же ведали спорами по поводу сборов. Более мелкие дела, на сумму до 10 драхм, они разбирали самостоятельно, а остальные передавали в суд присяжных - гелиэю. В конце IV в. до н.э. на короткое время появляется единоличная должность государственного казначея, к которому переходят функции указанных аподектов. Однако позднее, в III в. до н.э., вновь вместо единоличного казначея создается коллегия.

В середине IV в. до н.э. была создана касса для распределения театральных денег, заведование которой поручено было особой коллегии казначеев. Для раздачи театральных денег употреблялись остатки от государственных средств, раньше обращавшиеся на военные нужды. Во второй половине IV в. до н.э. остатки вновь стали в первую очередь тратить на военные нужды, в связи с чем создана была вместо театральной особая военная касса.

Казной и сокровищами богини Афины заведовали 10 казначеев священных сокровищ Афины. Эта казна не совпадала с государственной, но из нее широко заимствовали деньги для государственных нужд в порядке займов. Были также казначеи других богов, хранители богатств других храмов.

С образованием Афинского морского союза для взимания взносов с союзников и для хранения союзной казны, а также производства выдач из нее избирались 10 элленотамиев.

Другие должностные лица. Существовали особые должностные лица, так называемые полеты, ведавшие отдачей в аренду и на откуп государственных имуществ и государственных доходов, продажей конфискованных имуществ, устройством торгов на производство общественных работ и т. п.

Логисты и эвфины принимали отчеты должностных лиц, а в случае обнаружения злоупотреблений возбуждали судебное обвинение.

Наблюдение за порядком на улицах и благоустройством города лежало на городских надзирателях - астиномах. Они же осуществляли надзор за странствующими артистами и наблюдали за нравственностью.

Надзор за рынками составлял задачу рыночных надзирателей - агораномов. Они наблюдали за порядком на рынке, за рыночной торговлей, за поступлением от иностранцев специальных пошлин, которые следовали с них за производство торговли. Хлебная торговля находилась под наблюдением особых должностных лиц - ситофилаков, которые должны были, между прочим, следить также за соблюдением таксы на хлеб. Метрономы наблюдали за правильностью мер и весов. Для наблюдения за оптовой торговлей в порту существовали особые портовые надзиратели, а для надзора за верфями - особые надзиратели верфей.

Для организации общественных работ, общее наблюдение за которыми осуществлял совет пятисот, существовали специальные комиссии должностных лиц, призванные содержать в порядке: одни - публичные дороги, другие - источники, третьи - святилища и т. п.

Были должностные лица, руководившие обучением молодежи, главным образом их военной подготовкой. От каждой филы выбирали трех членов филы в возрасте свыше 40 лет от роду - попечителей эфебов, из их числа от каждой филы избирали одного софрониста и, наконец, из всех афинян избирали для общего руководства обучением эфебов одного космета. Избирали также двух педотрибов (преподавателей гимнастики) и учителей, призванных обучать эфебов различным видам военного искусства.

В конце IV в. до н.э. создана была должность гинекономов, призванных наблюдать за образом жизни женщин и за пиршествами и собраниями, происходившими в частных домах по различным поводам.

Наконец, было немало должностных лиц, которые наряду с первыми двумя архонтами ведали делами культа. Сюда относятся различные попечители (epimeletai), помогавшие архонтам при устройстве элевсинских мистерий и Дионисовых празднеств, афлофеты, ведавшие устройством процессий на праздниках Панафиней и устройством музыкальных и гимнастических состязаний, иерофеты, ведавшие жертвоприношениями и другими сторонами религиозного культа.

Ареопаг

До середины V в. до н.э. ареопаг был одним из наиболее влиятельных органов государственной власти в Афинах, контролировавшим работу должностных лиц и деятельность народного собрания. После реформы Эфиальта (462 г. до н.э.) ареопаг утратил свое политическое значение и сохранил главным образом функции судебного учреждения.

Ареопаг состоял из архонтов и бывших архонтов, давших удовлетворительный отчет в своей годичной деятельности и подвергшихся докимасии.

Члены ареопага назначались пожизненно, но, вероятно, должны были давать отчет в своей деятельности ежегодно. Заседания происходили на Ареевом холме и, по-видимому, были закрытыми. Председательствовал в суде ареопагитов архонт-базилевс.

Из дел судебных к компетенции ареопага после реформы Эфиальта относились лишь дела о предумышленных убийствах, нанесении ран или увечий с целью лишения жизни, о поджогах и отравлениях, окончившихся смертью.

Вместе с тем ареопаг осуществлял надзор за священными масличными деревьями, а также наблюдение за нравами. Народное собрание поручало ему иногда расследование государственных преступлений, о результатах которого ареопаг докладывал народному собранию, после чего дело поступало на рассмотрение суда присяжных - гелиэи.

Компетенция ареопага стала возрастать после битвы при Херонее (338 г. до н.э.), когда ему было поручено судить всех покинувших отечество на произвол судьбы, и еще больше возросла позднее, в период римского господства.

Гелиэя

Гелиэя - суд присяжных - состояла из 6000 членов (гелиастов), избиравшихся ежегодно по жребию из числа граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по шестьсот на каждую филу.

Гелиэя распадалась на 10 коллегий - дикастерий - в составе 500 членов каждая. (Обычно судебная коллегия назначалась в составе 501 члена.) В некоторых случаях судили коллегии с меньшим составом, иногда, напротив, две или несколько коллегий соединялись в одну[7, 184].

Приступая к своим обязанностям, гелиасты приносили торжественную клятву судить по закону и выслушивать одинаково речи обеих сторон. Круг дел, который подлежал рассмотрению того или иного состава, определялся утром того дня, когда должно было происходить заседание суда. Это делалось, по-видимому, для того, чтобы затруднить возможность воздействия на судей со стороны заинтересованных лиц.

Гелиэя рассматривала жалобы на решения других судебных инстанций и была первой инстанцией по ряду важнейших дел, в том числе по делам о государственных и должностных преступлениях.

Гелиэя осуществляла также контроль за деятельностью должностных лиц (докимасия и утверждение отчетов должностных лиц).

Наконец, гелиэя принимала участие и в законодательстве: ей принадлежало, как мы видели, право окончательного утверждения постановлений народного собрания.

Часть 3. Уроки афинской демократии

Термин демократия произошел от греческих слов demos (народ) и kratos (власть). Под ним понимают форму общественной власти, государства, основанной на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государствееных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод.

Это определение, принятое в современном мире. Какое же отношение к демократии мы видим у античных авторов?

Аристотель, описывая афинскую демократию, лишь констатирует факты. Можно отметить, что автор вполне доволен государственным строем, если только соблюдаются все законы, а управляют государством не демагоги, которые более всего хотели показывать свою кичливость и угождать вкусам толпы, имея ввиду только выгоды данного момента. Что касается Афин при Перикле, то Аристотель говорит: …пока Перикл стоял во главе народа, государственные дела шли сравнительно хорошо; когда же он умер, они пошли значительно хуже.

С иных позиций к оценке афинской демократии подходит Ксенофонт, хотя его авторство Политии многие ученые считают сомнительным. Тем не менее, содержание трактата свидетельствует о том, что написал его человек, принадлежащий к олигархам. Автор не одобряет государственный строй афинян по причине того, что не допускает существования жизни простого народа лучшей, чем жизнь благородных. Здесь отмечено, что допуская народ к решению государственных дел, афиняне тем самым сохраняют демократию. Автор пишет: …раз уж они (афиняне) решили иметь демократическое правление, мне кажется, что они удачно сохраняют демократию…[7, 214]

Из Истории Фукидида до нас дошла речь Перикла, произнесенная над останками воинов, которые пали в первый год Пелопоннесской войны. Учитывая то, что речи исторических лиц у Фукидида в большей степени скомпонованы им самим, можно понять и его отношение к происходящему. Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши предоставляют равноправие для всех; что же касается политического значения, то у нас в государственной жизни каждый им пользуется предпочтительно перед другими не в силу того, что его поддерживает та или иная политическая партия, но в зависимости от его доблести, стяжающей ему добрую славу в том или другом деле; равным образом скромность звания не служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать какую-либо услугу государству. Мы живем свободной политической жизнью в государстве и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни; мы не раздражаемся, если кто делает в свое удовольствие, и не показываем при этом досады хотя и безвредной, но все же удручающей другого. Свободные от всякого принуждения в частной жизни, мы в общественных отношениях не нарушаем законов больше всего из страха перед ними и повинуемся лицам, облеченным властью в данное время…[7, 210]

Со времён «Золотого века» афинской демократии прошло около 2,5тыс. лет. За это время такой тип политического устройства как демократия, был забыт человечеством, затем восстановлен и множество раз переосмыслен. Каждая историческая эпоха вносила свои признаки в понятие демократии и расставляла свои акценты на их значимости.

Но в общих чертах понятие «демократия» осталось практически таким же. Демократия - форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод.

И правда, если немного приглядеться, то можно увидеть много схожого между афинской и современной демократией. Давайте рассмотрим некоторе примеры:

·Демократия является формой правления, при которой все граждане участвуют в управлении государством и принимают на себя ответственность перед обществом либо непосредственно, либо через своих свободно избираемых представителей.

Принимать участие в работе народного мог любой афинский гражданин <#"justify">·Демократия основана на принципах волеизъявления большинства в сочетании с правами личности и меньшинств. Все государства с демократической формой правления, уважая волю большинства, ревностно защищают основные права отдельных людей и групп, составляющих меньшинство.

Говорить на народном собрании мог каждый его участник.

·Государства с демократической формой правления регулярно проводят свободные и справедливые выборы, право участия в которых предоставляется всем гражданам. Выборы в демократическом обществе не могут быть лишь ширмой, за которой скрываются диктаторы или одна единственная партия, а представляют собой подлинные соперничества за завоевание поддержки народа.

«Избирают поднятием рук также и на все военные должности, в том числе десятерых стратегов - прежде всего по одному от каждой филы, а теперь из всего состава граждан…[2]»

·Демократия требует от государственных органов выполнения законов и обеспечивает такое положение, при котором все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона и все их права защищаются правовой системой.

Приступая к своим обязанностям, гелиасты приносили торжественную клятву судить по закону и выслушивать одинаково речи обеих сторон.

·Демократические общества привержены таким принципам как проявление терпимости, налаживание сотрудничества и достижение компромисса. Демократические государства признают, что достижение консенсуса требует компромисса, а также что он не всегда может быть достигнут.

Тот, чье имя оказывалось на большинстве черепков, должен был удалиться из государства Афинского на 10 лет, сохраняя, однако, все права на свое имущество.

При детальном рассмотрении, можно обнатужить в Афинах V в. отдельные элементы принципа разделения властей, системы сдержек и противовесов. Но как бы-то ни было, эти элементы находились еще в «зачаточном» состоянии

Однако же, как говорилось выше, демократия изменялась на протяжении многих веков. Многие её основополагающие понятия и функции сильно изменились. Главное отличие современной демократии от античной - прежде всего в том, что античная демократия - это именно власть демоса, а демос - это вовсе не то же самое, что народ в современном либерально-буржуазном его понимании[5].

Демос по самоопределению - это гражданская и одновременно религиозная община, состоящая из коренных свободных жителей какого-либо города-государства (полиса), объединенных общим происхождением и общим местным языческим культом. Члены демоса - граждане резко отличаются от метеков - выходцев из других государств и их потомков. Если современная демократия считает естественными такие термины как американец итальянского происхождения или француз африканского происхождения и вообще склонна в народ («политическую нацию») включать всех, имеющих желание жить в данной стране, говорящих на ее языке и принимающий ее культуру (хотя бы не как единственную и родную), то афинянин не мог бы сказать: афинянин коринфского происхождения, за исключением редчайших случаев, и между метеками и гражданами была не расплывчатая линия, а четкая граница. Метеки платили те же налоги, что и граждане, и вдобавок особый налог для метеков, они обязаны были выбрать себе патрона из числа граждан и всячески помогать ему, в том числе и материально, при этом на них не распространялись права граждан - защищать себя в суде, владеть земельной собственностью в пределах государства, участвовать в народном собрании, избираться на общественные должности. Метек мог получить права гражданства для себя и для своих детей в единичных случаях. Для этого он должен был совершить нечто выдающееся для полиса (например, подвиг на войне), да и то процедура получения гражданства была обставлена большими сложностями: надо было получить согласие других граждан, протест хоть одного из них означал отклонение прошения. Метек, который при помощи обмана выдавал себя за гражданина, жестоко наказывался: конфискацией всего имущества и продажей в рабство.

В итоге граждане в полисе составляли ничтожную часть населения. По данным французского исследователя античности Гиро в классическую эпоху в Афинах проживало около 400 тысяч человек, из них гражданами были лишь около 80 тысяч. И поборникам устоев старины из среды афинян казалось, что и этого много, они считали, что достаточно 5 тысяч!

Античные источники изобилуют восхвалением свобод, которыми демос, то есть сообщество граждан, обладают при демократии. Но интересно узнать: что тогда понималось под свободой. Специалисты по античной культуре отвечают на этот вопрос однозначно: свобода участвовать в политической жизни - заседаниях народного собраниях, в его органах, а также выдвигаться на выборные общественные должности. И это, пожалуй, все. Древнегреческое представление о демократических свободах вовсе не включало в себя свободу частной жизни и вообще свободу личности. Если бы современный «демократ» оказался в Афинах века Перикла и изложил там понимание демократии на либеральный манер, максимально расширяющей свободы в плане личной жизни, то его слова встретили бы с непониманием и даже негодованием. П. Гиро пишет: « … человечество сильно заблуждается, говоря о том, что в древних гражданских обществах человек пользовался свободой. Он даже не имел о ней понятия. Он и не думал, что может по праву существовать наряду с гражданской общиной и ее богами».

Свобода слова тоже имела четкие ограничения. Гражданин не мог говорить, что ему вздумается. Любое высказывание, которое демос посчитал бы непочтительностью по отношению к отеческим богам, каралось смертью.

«Демократия» наших дней и настоящая античная демократия просто не связаны линейно, они являются двумя чрезвычайно далекими друг от друга видами одного рода. И та, и другая есть общество победившего «третьего сословия» или «сословия производителей», если пользоваться терминами Платона. Только в случае античной Греции оно организовано как языческая религиозная община - демос, в случае современного Запада - политическая нация.[5]

Заключение

афинская демократия античный

Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных государств. Изучая историю древнего мира, говоря об Афинах, встречаем термин гражданин, который обозначает личность, наделенную неотъемлемыми правами. Представители практически всех сословий участвовали в государственном строительстве.

Расцветом рабовладельческой демократии считается столетие с середины V в. до середины IV в. до нашей эры. В течение многих лет переделывались Афины. Они стали деловым центром эллинского мира. Но прежде всего превратились Афины в сердце политической жизни всей Греции.

Афинская демократия родилась не внезапно, не в один день, и не в одно мгновенье, как одноименная богиня. Само рождение демократии было процессом, растянувшимся на несколько десятилетий, но еще более долгим был инкубационный период ее созревания, длившийся по меньшей мере два столетия. Это значит, что афинская демократия была результатом сложного исторического развития, в котором сплелись многочисленные и разнородные факторы. Длительность этого процесса была вызвана, отнюдь не трудностью политических преобразований - радикальные реформы, как известно, иногда происходят и в короткие исторические сроки, - а тем, что рождение демократии являлось не только и не столько созданием новой политической системы, сколько созданием нового мировоззрения и нового общества.

Традиционная религия потеряла власть над умами большой части людей и на смену мифологическим образам и ассоциациям пришли рационализм, прагматизм и трезвый расчет. Цельное мировоззрение было утрачено, человек потерял ориентацию в мире и ясное представление о своем месте в нем. Из отдельного элемента в общей структуре мироздания человек вдруг стал мерой всех вещей. Причем, как показывают исследования, этот тезис Протагора о человеке как о мере всех вещей имел огромное значение для формирования демократической теоретической мысли

Поэтому можно сказать, что афинская демократия стала результатом двух революций: культурной и политической. Культурная, т. е. мировоззренческая революция была идейной основой, «душой» демократии, а политическая - ее «плотью и кровью». Причем обе эти революции протекали параллельно и в тесной взаимосвязи, так что правильнее было бы говорить об одной исторической революции, объединившей в себе культурные и политические процессы. Культурное развитие привело к возникновению нового мировоззрения, а политическое - к созданию новой концепции власти и новых политических механизмов. В целом же, как отмечают исследователи, афинская демократия была не случайностью, не результатом целенаправленной деятельности политиков, но завершением длительного развития афинского общества.

Список литературы

1.А. Боннар Греческие цивилизации. М.: Искусство, 1995. Т.1 С.111-127, 169-185.

2.Аристотель Афинская полития. www.ancientrome.ru/antlitr/aristot/athenian_politia.

.М. А. Ботвинников, М. Б. Рабинович Знаменитые греки и римляне. СПб., 1993. С.133-149.

.Н. А. Дмитриева, Л. И. Акимова Античное искусство. М., 1988. С.153-176.

.Рустем Вахитов - Неизвестная Древняя Греция. www.nevmenandr.net/vaxitov/drgr

.С. Нефедов Иллюстрированная история древнего мира. Екатеринбург, 1994. С.156-161.

.Хрестоматия по истории Древней Греции. М., 1964. С.210-238.

.Энгельс. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства ства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. XVI. Ч. Т. С 94.(стр 5)

Похожие работы на - Возникновение и развитие демократии на примере древнеафинского государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!