Специфика теории социально-педагогической защиты детства

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,66 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Специфика теории социально-педагогической защиты детства











Реферат

на тему:

Специфика теории социально-педагогической защиты детства

Социально-педагогическая защита детства имеет свои особенности и закономерности.

Цель деятельности социального педагога по защите детства - содействие реализации конституционных прав и законных интересов несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, самореализации и реабилитации.

По улучшению социально-правовой защиты детей, уровня знаний ими своих прав перед педагогами встают задачи:

Освоение положений конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, процессуального права в части охраны детства;

Содействие процессу социализации ребенка через налаживание сотрудничества педагогов, общественности, родителей и активного привлечения к этому процессу работников социальных служб, правоохранительных органов и других учреждений и организаций;

Осуществление непосредственного воспитательного воздействия, направленного на помощь ребенку в его самореализации, самоутверждении, обучения несовершеннолетних пользоваться своими правами;

Устранение препятствий в процессе социализации детей;

Реализация психологического подхода, организационно-педагогических мероприятий, направленных на преодоление недостатков в формировании личности несовершеннолетних.

В деятельности социального педагога непосредственное выполнение поставленных задач по реализации прав детей требует:

. Знать и внедрять государственную политику, направленную на защиту детей во всех сферах их жизнедеятельности. Так, в Украине за годы независимости принято законы и урегулирован нормативно-правовую базу в целях защиты прав и интересов детей. Социальная политика в области охраны детства базируется на международных положениях в этой сфере, поскольку нашим государством ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка, выполняются другие международные нормативы по охране детства.

. Законодательная база по защите прав детей предполагает в деятельности социального педагога использовать все реальные возможности. На сегодня в Украине функционируют различные учреждения и учреждения по оказанию помощи и осуществления социально-правовой защиты несовершеннолетних. Налажена система охраны детства, которая охватывает нормативно-правовая база, деятельность учреждений, организаций и учреждений, которые в той или иной степени осуществляют защиту прав детей, разработанную технологию применения мер по обеспечению законности в сфере охраны детства, международное сотрудничество по вопросам, касающимся прав несовершеннолетних .

. Содействие реализации прав детей, предусмотренных Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией и другими законами, нормативными правовыми актами Украины, обуславливает необходимость знать механизм защиты прав ребенка.

Процедура его реализации требует учета важных элементов:

Особенности обращения несовершеннолетнего, его родителей или педагогов о необходимости социально-правовой защиты;

Пути привлечения к охране прав детей работников соответствующих учреждений, организаций и учреждений;

Формы сотрудничества и взаимодействия физических лиц, органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций, различных общественных институтов по вопросам, касающимся защиты законных интересов и прав детей;

Методы социальной работы в сфере охраны детства;

Средства контроля за правильной реализацией и соблюдением прав детей различными социальными структурами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, общественными организациями, физическими лицами.

. Обеспечивать соблюдение гарантированных государством правовых норм в отношении ребенка. Чрезвычайно необходима работа социального педагога в конкретной ситуации с ребенком, его родителями, непосредственным микросоциальной среды, что ее окружает. Следует обеспечить широкий спектр социальных, педагогических, психологических, организационных услуг. Это также предусматривает организацию деятельности с государственными и негосударственными институтами, физическими лицами, которые в той или иной степени занимаются охраной прав детей.

. Повышать уровень правовых знаний. Нужна систематическая работа по улучшению профессиональной культуры, составной частью которой выступает правовая осведомленность, высокая правосознание. Это будет способствовать повышению авторитета и доверия к социальным педагогов и росту желания родителей, детей обращаться за защитой и помощью.

Для реализации функции защиты прав детей необходимо знать:

Основные права несовершеннолетних, законодательно гарантированные государством;

Особенности деятельности работников учреждений, организаций и учреждений, в полномочия которых входит охрана детства;

Технологии защиты прав ребенка. Необходимыми умениями социального педагога для реализации прав детей являются:

Использовать правовые нормы в интересах ребенка;

Владеть механизмами и технологиями оказания помощи несовершеннолетнему при нарушении его прав;

Осуществлять просветительско-информационную и правовоспитательную работу среди несовершеннолетних, родителей, педагогов, общественности;

Способствовать социализации ребенка путем налаживания сотрудничества с общественными и государственными институтами;

Осуществлять профилактическую и координационную работу по вопросам, касающимся предупреждения нарушением и восстановления прав ребенка. Принципами осуществления социально-педагогической деятельности по вопросам охраны детства являются:

Принцип "ненанесения ущерба"

мероприятия по охране прав и интересов лица ни в коем случае не должны приводить к негативным последствиям для нее;

Принцип обоснованности - решения должны быть валидными, соответствовать положениям законодательных и нормативно-правовых актов;

Принцип эффективности - социально-педагогическая работа по защите прав и законных интересов детей не должна приводить к нежелательным или непредсказуемым последствиям;

Принцип системности и всестороннего подхода - решение проблемы несовершеннолетних в деятельности социального педагога требует анализа микросоциальной и семейного окружения, особенностей условий проживания, воспитания и развития личности, учета всех факторов в жизнедеятельности каждого индивида;

Принцип связи теории с практикой общественной жизни - учет особенностей системы охраны детства, организации и управления социальным, правовым сферами в государстве;

Принцип интеграции - осуществление деятельности путем объединения усилий и скоординированной работы всех лиц, причастных к охране детства.

Основное содержание социально-педагогической деятельности по охране детства включает технологию социального диагноза, обеспечения различных видов социального патронажа и обслуживания, осуществление форм и методов работы по защите прав детей, профилактику негативных проявлений в отношении них, повышение уровня правосознания и правовое воспитание несовершеннолетних, просветительско-информационную работу среди родителей, населения, социальное прогнозирование целом и в каждой конкретной ситуации ребенка.

Содержанием деятельности социального педагога в сфере охраны детства должны обеспечиваться:

Стабилизация положения детей и снижения уровня нарушений прав детей;

Повышение правосознания детей, их родителей;

Обеспечение гарантий прав детей, а следовательно действенности права в обществе;

Повышение потенциала семьи, общественных институтов в социально-правовой защите детей.

Формы и методы, применяемые в деятельности социального педагога по вопросам охраны детства, имеют некоторую специфику. Социологическими методами являются:

Метод анализа документов - позволяет оперативно получить фактографические данные о несовершеннолетнем и его микроокружения, которые в большинстве случаев носят объективный характер;

Метод экспертных оценок - основан на опросе или интервьюировании, с помощью которых оказывается информация, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки клиентов, их отношение к событиям, явлениям действительности; используется в ситуациях, когда та или иная проблема требует оценки компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования;

Биографический метод - использование социальных биографий, позволяющий на основе анализа личных документов и характеристик исследовать субъективные стороны общественной жизни человека; изучаются отношения несовершеннолетнего, в которые он был включен опосредованно или непосредственно;

Наблюдение - как эмпирический метод исследования используется для сбора информации и сведений о несовершеннолетнем, его семью, микросоциальное окружение, при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности.

Социально-педагогическая деятельность базируется на использовании педагогических методов. Важным является правильное применение методов формирования общественного сознания.

Так, беседа:

. Используется в течение всего процесса социальной работы с несовершеннолетним. Налаживание сотрудничества, контакта возможно только при условии проведения эффективной беседы, с учетом всех требований, которые ее повышают. Помогает тактичность, инициативность, коммуникабельность, профессионализм социального педагога

. Особенно значимой является первая беседа. Во время ее проведения устанавливаются данные, информация, которыми необходимо будет владеть в течение времени, необходимого для решения проблемы.

. Метод беседы применяется в отношении несовершеннолетнего, его родителей, а также всех, задействованных в профилактического процесса.

. Результативной будет беседа, тема, план, цель, задача которой продуманы заранее.

. Место, время, условия проведения должны также особое значение для эффективности беседы. Они должны соответствовать целям ее тематики. Диспут имеет место при решении целесообразности применения того или иного метода, профилактической меры в работе с несовершеннолетним, его окружением. Участниками диспута могут выступать педагоги, медики, работники правоохранительных органов, службы по делам несовершеннолетних, социальных служб, а также физические лица. Особенно ценным было бы привлечение к диспуту самого несовершеннолетнего, что является показателем высокого уровня развития его правосознания.

Лекция на правовоспитательную тематику эффективно проходит с привлечением работников правоохранительных органов, специалистов других государственных и общественных сфер. На эффективность ее проведения влияет актуальность тематики, место, условия и время, отведенное для освещения проблемного вопроса. Лучше восприниматься информационный материал, если лекция будет проходить в форме видеолектории. В мероприятиях плана воспитательной работы многих учебных заведений еще практикуется проведение кинолектория по определенной тематике.

Среди методов формирования опыта общественного поведения в сфере охраны детства следует назвать упражнение, приучение, предупреждения, поручения.

Упражнение имеет место через усвоение ребенком требований по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего лица и применяется до тех пор, пока ее поведение не приобретает автоматизма. Приучение как профилактический метод должен применяться, начиная с раннего возраста ребенка, а также иметь место во всех сферах жизнедеятельности ребенка.

Поручение в социально-педагогической деятельности имеет применения в индивидуальной работе с несовершеннолетними и должно характеризоваться посильность, стимулирующим влиянием.

Предупреждение применяется в случае неправомерного поведения самого ребенка или с целью предостеречь от нарушения правовых общественных норм.

Среди методов стимулирования и оценки поведения при защите прав и законных интересов несовершеннолетних следует назвать методы поощрения и наказания, в основном применяются к самому ребенку. Они способствуют активизации поведения личности, выработки собственной позиции в той или иной ситуации, адекватности в отношении к окружающим, к общественным моральным нормам. Поощрение имеет вид пропаганды и поддержки правомерного поведения лица, наказание - прекращение асоциального, антиобщественного поведения путем наложения определенных взысканий, ограничений. Несмотря на различные внешние проявления, оба эти методы формируют взгляды, позицию личности, способствуют улучшению качества ее социализации.

Важную группу составляют методы проверки и оценки эффективности проводимой работы.

Параметрический метод заключается в сопоставлении двух ключевых параметров: исходного социального положения клиента и его состояния после применения форм и методов социальной работы. Разница между этими двумя параметрами является результатом, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.

Анализ опроса - один из наиболее часто используемых методов в социально-педагогической работе с изучаемой проблемой. Данный метод позволяет оперативно получить данные о мерах, применявшихся в отношении ребенка, принятые решения и состояние их выполнения, ее социальное положение и благополучие.

Технологичность социально-педагогической защиты детства предполагает правильное соблюдение принципов, алгоритма процедур и способов проверки эффективности различных методов работы. Охрана детства в деятельности социального педагога включает цель, диагноз, план и программу, их реализацию, анализ.

Алгоритм процедур типовой технологии защиты прав ребенка имеет следующий общий вид:

Ознакомление с проблемой клиента, определение цели и задач социальной работы;

Выделение предмета, выбор основных показателей или критериев;

Определение эффективности социальной работы, социального положения клиента;

Коррекция процесса воспитания и развития ребенка в соответствии с внесенными изменениями;

Формулирование выводов, прогнозирование.Итак, социально-педагогическая деятельность в области защиты прав детей характеризуется рядом особенностей.

. Необходима постоянная диагностика уровня правосознания несовершеннолетних. Это требует анализа понимания ими отдельных понятий, глубины их сформированности. Требуется постоянное психолого-педагогическое изучение каждого ребенка.

. Очень важным является учет факторов внешнего воздействия на ребенка, их уровня и качества (формального и неформального окружения, членов семьи).

. Защита прав детей в целом требует дифференцированного подхода в каждой конкретной ситуации, то есть, учета: специфики категории лица, нуждающегося социально-правовой защиты и помощи; особенностей жизнедеятельности несовершеннолетнего в различных сферах; специфики влияния на каждого индивида в зависимости от условий его воспитания и проживания, психолого-педагогической характеристики, ожидаемых результатов профилактически-реабилитационной работы.

. Вариативным является самый механизм охраны прав и законных интересов детей в государстве. Это требует знаний путей защиты индивида с учетом его исходного социального положения и форм, методов оказания социально-правовой и психолого-педагогической помощи.

. Технология, механизм защиты прав человека должны быть прозрачными, четкими, целесообразными, обоснованными и понятными как для самого несовершеннолетнего, так и для его родителей.

. Социально-педагогический защита детства требует осуществления социального прогноза, что свидетельствует о профессионализме, высоком профессиональном уровне.

. Как правило, социально-педагогическая деятельность в области защиты прав детей имеет комплексный характер, направлена ​​на нормализацию отношений несовершеннолетнего, его социально-правового статуса, коррекцию отклонений в правосознании, налаживание взаимодействия всех лиц, причастных к его воспитанию и организации жизнедеятельности.

. Направления практической деятельности социального педагога в сфере защиты прав детей.

Формирование личности несовершеннолетнего зависит от факторов, обуславливающих и определяющих направленность этого процесса.

Характер реагирования на нарушения прав человека со стороны государства отражается на ее самосознания, отношении к обществу, действующих в нем моральных и правовых норм.

Это определяет то, что:

) нарушения прав несовершеннолетних должен быть не только в правовом поле зрения государства, но и социологии, педагогики;

) охрана прав и интересов детей осуществляется во всех сферах их жизнедеятельности.

Реализация прав детей в обществе предполагает:

Разработка и дальнейшее совершенствование национальной социально-правовой политики относительно детей и их семей;

Совершенствование и расширение сферы социально-правовой защиты несовершеннолетних;

Повышение уровня жизни общества в целом и, прежде всего, уязвимых категорий, среди которых и несовершеннолетние;

Повышение информированности и обучение родителей, педагогов и воспитателей;

Формирование соответствующего профессионального уровня работников сферы социально-правовой защиты населения;

Осуществление просветительской, информационной, консультационной, правовоспитательной работы педагогов с детьми, родителями на индивидуальном уровне.

Социально-педагогическая работа, направленная на защиту прав несовершеннолетних, проходит в общем и индивидуальном уровнях.

Общий уровень социально-педагогической деятельности предусматривает профилактическую работу со всеми лицами в возрасте до 18 лет, а именно:

Диагностику уровня сформированности и развития правосознания несовершеннолетних;

Реализацию мероприятий просветительско-информационной и правовоспитательной деятельности;

Налаживание взаимодействия сотрудников всех структур, задействованных в процесс содействия социализации и воспитания несовершеннолетних.

Проведению просветительско-информационной и правовоспитательной работы предшествует диагностика уровня сформированности и развития правосознания несовершеннолетних. Законодательная база, механизм охраны детства путем функционирования институтов, задействованных в этом, в нашем обществе в основном являются отлаженными. Слабым звеном в этом процессе остается прежде правовая осведомленность детей, их родителей.

Профилактическая работа с несовершеннолетними обусловлена необходимостью формирования у них навыков поведения, соответствующие правовым нормам общества. Это, прежде всего и повышение уровня их правосознания в сфере знаний и представлений о своих правах. Однако, для развития личности определенной суммы знаний недостаточно.

Владея ими, можно проявить эгоцентрические наклонности, низкий уровень нравственности.

Несовершеннолетние должны обладать в совокупности внутренней правовой культурой, иметь соответствующие взгляды, убеждения, которые определяли бы их поведение, а также уметь отстаивать свою позицию в критических ситуациях, в отношении к людям.

Это требует подходить к исследованию правосознания несовершеннолетних комплексно.

Развитие личности ребенка проходит обычно сложно и противоречиво.

Определение и повышение уровня правосознания несовершеннолетних помогает:

Избежать совершения ими правонарушений, аморальных поступков;

Обеспечить действенность всех норм права, направленных на создание благоприятных условий жизни, жизнедеятельности несовершеннолетних;

Выбрать пути, формы, методы повышения правосознания личности;

Повысить уровень правовой культуры в общественных отношениях.

Правосознание несовершеннолетних условно можно разделить на несколько сфер. Одна касается знаний о праве вообще, вторая - о своих обязанностях в сфере правовых отношений, третья - собственно о своих правах, законодательно гарантированы в данном обществе.

Все они неразрывно взаимосвязаны друг с другом, взаимообуславливают и определяют общее развитие правосознания личности. Очень часто, говоря о правосознание, имеется в виду какая-то одна из этих трех сфер.

В целом, уровень развития правосознания, правовой культуры несовершеннолетних находится на низком уровне. Это очень часто становится причиной социальной дезадаптации, ухудшение качества развития, возникновения отклонений в поведении.

Низкая правосознание несовершеннолетних влечет, с одной стороны, совершение правонарушений, преступлений, асоциальных действий, с другой - недостаточный уровень развития таких качеств, как достоинство, самоуважение. Естественное желание самоутвердиться вследствие этого приобретает искаженного, искаженный характер, поскольку такое поведение является частью асоциальным.

Закономерно возникает вопрос, насколько хорошо владеют знаниями о своих правах несовершеннолетние правонарушители.

Это дети:

Которые через совершение правонарушений проявили низкий уровень развития правосознания в целом, ее дефектность и отклонения;

В основном воспитываются в неблагополучных той или иной степени семьи, то есть, подвергшихся нарушений своих прав в семейном окружении;

Которые в своей жизни уже возбудили правовую или общественную норму и в этой связи вынуждены задуматься над своими правами.

Из 142 осужденных с освобождением от отбывания наказания подростков и юношей, только 12% из них смогли четко назвать свои права, предусмотренные законодательством с момента расследования совершенных несовершеннолетним лицом противоправных действий и до отбытия им наказания, 38% - о подавляющем большинстве своих прав слышали, но не следили за абсолютным их соблюдением, 53% - знали о своих правах частично, той или иной степени смогли проанализировать их действенность.

Среди последних никто не назвал права на свободу выражения собственных взглядов.

Хорошо известными для несовершеннолетних правонарушителей оказались такие права, как: иметь защитника, быть задержанным не больше времени, установленного законом, недопустимость физического насилия со стороны сотрудников органов по делам несовершеннолетних, представление их интересов родителями. Это является свидетельством опыта. На момент совершения противоправных действий полный перечень своих прав не знал ни один из правонарушителей, а некоторые из них - только треть (29%) лиц исследуемой категории.

Многие осужденные с освобождением от отбывания наказания с испытанием слышали о Конвенции ООН о правах ребенка, но никто не смог сказать, какие именно права предусмотренные ею. Большая половина из них были уверены, что их права защищены государством (64%). Остальные (36%) респондентов определили, что защита их прав возложена на родителей, педагогов. В общем, для несовершеннолетних правонарушителей характерно неправильное понимание правовых понятий правопорядка, законности, гуманности, справедливости.

Признавая дефектность правосознания несовершеннолетних правонарушителей, следует заметить, что ее формирование основном осуществлялось через призму негативного отношения к окружающему.

Прежде всего, неблагоприятных семейных условиях: почти каждый второй из них воспитывается в неблагополучной той или иной степени семьи. Большинство имеют значительные проблемы в отношениях с ровесниками, в учебных коллективах.

Часто параллельно с негативными проявлениями низкого правосознания у несовершеннолетних правонарушителей наблюдается замкнутость, озлобленность по отношению к окружающим.

Как доказывают результаты исследования, никто из правонарушителей ничего не знает о помощи в случае нарушения их прав: ни органов, к которым можно обратиться, ни самого механизма этого процесса. Почти треть из исследуемой категории лиц (28%) уверены, что их права в процессе расследования преступления на досудебном этапе, разбирательства, при назначении наказания и его отбытии не были нарушены, 26% - отрицают, что правовая защита, предусмотренный государством законодательно, имеет место на практике, почти половина из них (46%) - не разграничивают деятельности работников органов внутренних дел, суда с политикой государства и его нормативно-правовым обеспечением.

В тех несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, знание своих прав несколько повышается. Улучшается их осведомленность со своими правами, гарантированными государством в ситуациях, связанных с нарушением правовых норм.

Помехой при их применении во многих случаях становятся и незнание механизмов защиты своих прав, и недоверие к лицам, которые эти права обеспечивают, и к системе правосудия в целом.

Следует отметить и наличие значительных отклонений в нравственном развитии правонарушителей, в значительной мере связано с отклонениями в их правосознания.

Это проявляется, во-первых, в понимании и внедрении понятий честности, справедливости, взаимопомощи, во-вторых, в развитии негативных черт, таких как хитрость, цинизм, пренебрежительность, корысть, эгоизм, в-третьих, в нормах поведения - готовность действовать вне законом, умение обманывать.

Можно сделать вывод: если несовершеннолетний обладает высокими моральными качествами, совершение им правонарушения невозможно, поскольку он руководствуется этим в отношение к окружающему.

Совершение аморальных, противоправных, асоциальных действий несовершеннолетними с хорошо развитыми моральными положительными чертами иногда объясняется влиянием лиц с отрицательной направленностью поведения, неблагоприятными условиями и обстоятельствами.

Учитывая изложенное, среди причин низкой правосознания несовершеннолетних выступают:

Низкий уровень знаний своих прав;

Несформированность соответствующего уровня нравственно-правовой культуры;

Дефектность, упущения, недостатки в действенности права и понимание этого несовершеннолетними;

Несогласованность между нормативно-правовой базой общества и механизмами ее реализации;

Отсутствие четкой системы формирования правосознания. Повышение правосознания населения и несовершеннолетних в части знаний и представлений о своих правах возможно при определенных условиях.

Правовую защиту, законодательно гарантированный государством, должен иметь четкое и точное выполнение на практике. Правовые и моральные нормы самим своим содержанием должны влиять на сознание молодых людей, формируя у них представления, убеждения, нормы поведения.

Направить формирование правосознания в правильное русло помогает законодательное обеспечение и гуманное внедрения правовых норм по защите человека от неправомерных действий других людей.

На практике должно иметь место повышение правосознания несовершеннолетних в общем, элементом которой является и развитие знаний о своих правах.

Поскольку уровень знаний несовершеннолетними своих прав остается на очень низком уровне, требует совершенствования и интенсификация системы их формирования.

Определение уровня правосознания несовершеннолетних предусматривает проведение анкетирования, наблюдений, бесед, применения методов экспертной оценки, изучения документации. Примерная схема алгоритма диагностики уровня правосознания несовершеннолетних имеет вид:

социальный правовой защита несовершеннолетний

определение цели, предмета исследования - разработка плана диагностики - реализация диагностической методики - анализ критериев и показателей - формирование выводов.

В целях повышения уровня освоения несовершеннолетними правовых норм общества в части знаний своих прав предусматривается просветительско-информационная деятельность.

В основном это осуществляется во взаимодействии общественных институтов и структур государственной власти, органов местного самоуправления в части: охраны здоровья детей; государственной семейной политики; правовой защиты ребенка в различных сферах ее жизнедеятельности; правовой защиты несовершеннолетних при нарушении ими правовых общественных норм; деятельности учреждений , организаций и учреждений, оказывающих социально-правовую помощь и защиту несовершеннолетним, их нормативно-правовой базы деятельности и особенностей функционирования; механизма социально-правовой защиты несовершеннолетними своих прав, путей получения ими социально-правовой помощи в государстве.

Такая просветительская работа осуществляется с помощью различных форм и методов:

Лекций, кино-и видеолектории, групповых и индивидуальных бесед;

Раскрытие закономерностей совместной профилактической и социально-правовой деятельности работников органов суда, прокуратуры, внутренних дел, юстиции, адвокатуры через средства массовой информации;

Организации тренинговых занятий для лиц, нуждающихся усиленного педагогического воздействия;

Правовой пропаганды и освещения информации правового характера через телевидение, радио, прессу;

Осуществление просветительско-информационных мероприятий среди учащихся по месту их обучения;

Проведение воспитательных мероприятий во время досуга несовершеннолетних в местах их массового сбора и по месту жительства;

Распространение печатной информации с соответствующими разъяснениями.

По сравнению с правовоспитательной просветительская работа является направленной на общее восприятие информации. При этом не анализируется ее воспитательное воздействие на конкретную группу, отдельного индивида. Непосредственно на формирование правосознания, навыков, норм и правил поведения направлено правовое воспитание. Следует также заметить, что просветительско-информационная работа прежде развивает правосознание, а правовоспитательная - и способствует формированию на ее основе положительных навыков поведения. Правовое воспитание несовершеннолетних в социально-педагогической деятельности работников социальной сферы является комплексом учебно-воспитательных и организационных мероприятий массового, группового и индивидуального характера с целью повышения правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание рассматривается как:

Развитие представлений и знаний о праве;

Формирование навыков, норм и правил и поведения индивида;

Развитие правовой культуры в общественных отношениях.

В общем, алгоритм правового воспитания можно определить следующим образом: усвоение знаний по основам права - развитие представлений, взглядов и убеждений - формирование навыков поведения - улучшение общественной правовой культуры.

Воспитательными элементами формирования высокой правовой культуры выступают:

Формирование представлений о правовых нормах через призму нравственности и духовности;

Ознакомление с действующим законодательством через средства массовой информации, печатные издания в доступной и популяризируемые формах;

Добровольное участие несовершеннолетних в просветительско-информационных мероприятиях в заведениях обучение, по месту жительства;

Привлечение к правовоспитательной работы не только педагогов, работников социальной сферы, но и правоохранительных органов, органов по делам несовершеннолетних;

Целесообразно и обосновано использование методов убеждения и принуждения;

Учет специфики процессов развития и воспитания несовершеннолетних.

В части освоения несовершеннолетними своих прав такое воспитание является эффективным при определенных условиях.

Развитие правосознания с раннего возраста Так, А. Моисеева предлагает воспользоваться опытом Великобритании, Германии, Швеции, в которых информация правовой защиты в отношении личной безопасности и своих прав в доступной форме (игры, рисованные пособия, теле-, видеопрограммы) начинает предоставляться уже с трех - четырех лет [43,60].Формирование правовых норм в соответствии с возрастом ребенка.

Практическое подтверждение действенности правовых требований в общественных отношениях.

Высокий профессиональный уровень педагога, который оказывает правовую информацию и осуществляет правовое воспитание, его теоретическую и практическую подготовленность к такой работе с несовершеннолетними.

Оптимизация внедрения и изложения факультативов, спецкурсов в направлении развития правовой культуры в учебно-воспитательном процессе.

Организация учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования с учетом необходимости актуализации правового информирования и воспитания несовершеннолетних. Фицула М.М. замечает, что в правовом воспитании учащихся важную роль играет их своевременное информирование о принятии того или иного правового акта [71,5].Организация правового воспитания не только при обучении, но и во внеурочное время, в деятельности внешкольных учреждений.

Информирование несовершеннолетних ведущими специалистами в данной области.

Формирование высокого уровня самосознания несовершеннолетних в целом.

Свидетельством эффективности просветительско-информационной работы и правового воспитания является высокий уровень правосознания несовершеннолетнего, его внутреннее убеждение о необходимости соблюдения правовых норм в собственном поведении и в общественных отношениях, положительная направленность поведения каждого индивида во всех сферах жизнедеятельности.

На индивидуальном уровне социально-педагогической защиты можно определить следующие направления:

Индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетним с целью предотвратить нарушение и восстановлению его прав и законных интересов, включающая и правовое воспитание;

Организация воспитания ребенка в семье, формальных и неформальных коллективах;

Проведение мероприятий, имеющих характер социально-правовой защиты и помощи, в частности, влияние на родителей в случае невыполнения ими обязанностей по воспитанию детей;

Расформирование групп негативного направления, членами которых являются несовершеннолетние;

Содействие в трудоустройстве, привлечение к обучению.

Непосредственная индивидуальная работа с несовершеннолетними является одним из приоритетных направлений в деятельности учебно-воспитательных учреждений, социальных служб, органов по делам несовершеннолетних, организаций, осуществляющих социально-правовую защиту.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает:

Реализацию общих просветительско-информационных мероприятий с привлечением к ним отдельных воспитанников;

Оказание консультативно-информационной помощи лицам до 18 лет, их родителям;

Практическое содействие в осуществлении гарантированных государством прав несовершеннолетнего путем сотрудничества с различными социальными институтами;

Предоставление разнообразных профессиональных услуг в конкретной жизненной ситуации ребенка;

Формирование высокого уровня правосознания личности, желание действовать согласно нормам морали и действующему законодательству благодаря применению форм, методов и приемов педагогического воздействия;

Осуществление воспитательного воздействия в целях преодоления неправильных представлений об общественных правовые и моральные нормы, отрицательных черт и навыков поведения.

Можно выдели три составляющие индивидуальной работы социального педагога с несовершеннолетними, направленной на обеспечение соблюдения их прав:

Социально-правовая помощь;

Социально-психологическая поддержка;

Педагогическое воздействие.

Социально-правовая помощь для несовершеннолетних предусматривается в части охраны их права на жилье, обеспечение нормальных условий проживания, воспитания, обучения, получения специальности, трудоустройство, а также по реализации их права на полноценное, гармоничное развитие в целом. И, прежде всего, организационная помощь должна предоставляться по механизму обращения человека за социально-правовой защиты в различные инстанции, обеспечения действенности, своевременности социально-правовой помощи.

Социально-психологическая поддержка осуществляется с целью недопущения в отношении несовершеннолетнего морального, психологического или физического насилия лицами из его ближайшего окружения, формирование у него адекватной самооценки, высокого уровня самосознания.

Педагогическое воздействие на несовершеннолетнего обеспечивает коррекцию отклонений в его правосознания и поведении, способствует усвоению им правовых требований и формированию у него навыков поведения согласно моральных и правовых норм общества. Ввиду того, что уровень знаний несовершеннолетними своих прав остается на очень низком уровне, требует совершенствования система формирования их правосознания, частью которой является индивидуальная работа педагога в каждом конкретном случае.

Индивидуальный подход в работе с несовершеннолетними осуществляется по определенным этапам.этап - сбор информации, сведений о несовершеннолетнем, изучение особенностей его личности, условий воспитания в семье, положения в учебном или трудовом коллективе, в неформальных объединениях и установления психологического контакта с ним. Сбор сведений осуществляется путем изучения его характеристик, при проведении бесед с ним, его родителями, педагогами или работниками коллективов, где он учится, работает.

Важность этого этапа заключается в том, что не только проявляются особенности личности, но и устанавливаются причины нарушения прав для их устранения.

Целью диагноза социального положения воспитанника в деятельности педагога является выявление причин нарушения прав и интересов, законодательно гарантированных государством, принятие мер к их устранению. Объектом изучения несовершеннолетних лиц является совокупность общественных отношений, их касающихся: семья; формальный коллектив, где они учатся или работают; круг друзей, с которыми они общаются, чтобы определить направленность их поведения; влияние на них лиц противоположного пола; объективные и субъективные факторы микроокружения.этап - разработка и реализация плана работы с несовершеннолетним. При его осуществлении учитывают все выявленные факты. Действия, направленные на защиту прав и законных интересов лица, являются различными в зависимости от ее индивидуально-психологических особенностей.этап - коррекция социального положения несовершеннолетних и формулирование выводов. Все формы и методы, приемы и средства социального, педагогического, юридического, психологического воздействия (помощь, советы, консультации) предоставляются только на основе обобщенных выводов всех лиц, причастных к социально-правовой защиты индивида.

Формы и методы социальной работы с целью предотвратить нарушения прав несовершеннолетних зависят от:

) психолого-педагогической характеристики лица, ее необходимо особенностей психики детского, подросткового или юношеского возраста;

) характер социально-педагогической проблемы (нарушение прав, законных интересов, неправомерных действиях в отношении ребенка со стороны родителей, педагогов, других физических или юридических лиц в той или иной сфере его жизнедеятельности);

) индивидуальных особенностей лица в возрасте до 18 лет, которая нуждается социально-педагогической защиты и помощи, и условий, в которых он воспитывается;

) ожидаемых результатов.

Такими формами и методами являются:

Проведение с несовершеннолетним индивидуальной работы по месту его учебы или работы;

Проведение индивидуальной работы в социальной службе в государственном учреждении;

Осуществление воспитательной работы по месту жительства несовершеннолетнего;

Обсуждение материалов специально организованного видео-или кинолектория, телепередач, информационных сообщений;

Профилактическая работа с лицами, принадлежащими к ближайшему окружению несовершеннолетнего;

Проведение соответствующей организационной работы с педагогами, наставниками различных сфер жизнедеятельности ребенка;

Решение проблемы несовершеннолетнего путем налаживания сотрудничества со структурами, задействованными в защите прав и законных интересов индивида;

Поднятие ходатайство о необходимости социально-правовой защиты ребенка перед органами по делам несовершеннолетних.

Осуществляя индивидуальную работу с несовершеннолетними по защите их прав и интересов, следует стараться: а) найти индивидуальный подход, б) использовать методы и приемы, которые бы оптимально соответствовали индивидуальным особенностям, ситуации и положению, в котором они проживают и воспитываются

в) осуществлять контроль за состоянием социального положения несовершеннолетнего путем анализа и обобщения полученных сведений.

Работа по защите прав и законных интересов детей осуществляется с целью реализации планов индивидуального развития личности.

Путем правильного решения назревших проблем в повседневной и жизнедеятельности несовершеннолетних в них формируется сознание будущего гражданина общества. И чем богаче будут знания и опыт, тем увереннее человек будет чувствовать себя в дальнейшей жизни, тем выше будет ее самосознание.

Профилактическая работа с родителями по защите прав их несовершеннолетних детей является одним из важнейших направлений деятельности социального педагога, поскольку согласно требованиям законодательства главной задачей семейного воспитания является обеспечение гармоничного всестороннего развития ребенка, подготовка его к жизни в существующих социальных условиях и реализация творческих задатков.

Государство возлагает на родителей обязанность и ответственность за воспитание детей, за создание в семье условий для полноценного физического, психического развития, формирования ее интеллектуальных способностей, моральных качеств, организации жизнедеятельности ребенка соответственно общественным требованиям и законодательным документам, которые охраняют его права .

Семейным воспитанием должны обеспечиваться действия родителей, направленные на устройство быта, организацию учебной деятельности, положительного влияния школы, социального окружения, обеспечение ребенку гармоничного всестороннего развития.

Под нарушением прав и интересов детей родителями подразумевается:

а) необеспечение условий для гармоничного развития и воспитания,

б) отсутствие должного внимания и усилий для устранения причин, мешающих их воспитанию

в) упущения в привлечении несовершеннолетнего к учебы или работы;

г) ведение родителями антиобщественного или аморального образа жизни;

д) физическое, психологическое, эмоциональное насилие.

Родителями не всегда обеспечиваются условия, необходимые для нормальной жизнедеятельности и развития. Анализ деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в г. Тернополе по вопросам социально-правовой защиты детей показывает следующее.

В 2004 году на заседаниях попечительского совета исполнительного комитета Тернопольского городского совета был заслушан более 790 дел, в которых в той или иной степени затрагивался вопрос защиты прав несовершеннолетних и их законных интересов.

А именно: лишение родительских прав за их безответственное отношение к выполнению родительских обязанностей в отношении детей - 6,5%; отобрании детей у родителей в связи с ненадлежащим отношением родителей к своим обязанностям по воспитанию детей - 12%; защиту жилищных прав несовершеннолетних - 34% или 1 / 3 всех дел; защита имущественных прав детей - 1,5%; установления опеки и попечительства - 7,5%; решения семейных конфликтных ситуаций, в которых страдают дети и по устранению условий, обстоятельств, причин, вызывающих насилие над детьми в семье - 3,5%; устройства детей в государственные учреждения в связи с потерей родителей - 14%; об установлении места жительства детей в связи с разводом или временным отсутствием родителей - 21% с Всех дел.

То есть, половина из рассматриваемых вопросов (50,5%) касалась защиты прав детей именно из-за ненадлежащего осуществления семейного воспитания, пятая часть (21%) - по постоянной или временной отсутствии родителей, третья часть (35,5%)-по решению жилищных и имущественных прав детей.

Выбор формы работы с родителями зависит от того, каковы недостатки семейного воспитания. Одни родители нуждаются советы, другие - конкретной помощи, третьи - разъяснительно-профилактической работы, четвертые - применения мер принудительного воздействия. Социально-педагогическую работу с родителями несовершеннолетних можно разделить следующим образом.

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушений прав детей самими родителями.

Профилактические мероприятия, направленные на предотвращение нарушений прав детей в их ближайшем окружении среди друзей, ровесников, в формальных коллективах и неформальных объединениях.

Реабилитационная, направленная на восстановление уже нарушенных прав несовершеннолетних их родителями.

Реабилитационная, направленная на восстановление уже нарушенных прав несовершеннолетних лицами их микросоциальной окружения.

Следует учитывать, что работа с родителями по вопросам охраны детства проводится и на общем уровне социально-педагогической деятельности. Это предполагает реализацию всех доступных и целесообразных форм просветительско-информационной работы среди населения. В этом направлении также одними из важных путей повышения правовой ответственности родителей за воспитание и развитие их детей является родительское собрание, просмотр и проведения теле-, радиопередач, индивидуальных консультаций и встреч родителей со специалистами социальной сферы, работниками правоохранительных органов, организация культурно-массовых мероприятий.

Формами и методами работы с родителями, чтобы предотвратить нарушение ими прав детей, следует выделить:

Информационные (беседы, консультации, разъяснения, рекомендации);

Социально-экономические (содействие оказанию социальной помощи членам семьи как формы защиты несовершеннолетнего и консультации относительно получения социально-правовой помощи);

Социально-педагогические (организационные мероприятия, педагогическое воздействие, психологическая поддержка).

Организация индивидуальной работы социального педагога с родителями несовершеннолетних с целью предотвратить и устранить нарушение прав последних имеет характер:

. Социально-организационный - осуществляется для обеспечения права на жилье, нормальные условия проживания и воспитания, обучения и получения специальности, защиту от морального и физического насилия. Формами и методами социально-организационного направления обеспечивается активизация деятельности самих родителей. Важно учесть следующее.

Советы, рекомендации, консультация предоставляется только после глубокого и всестороннего изучения системы воспитания детей в семье, стиля взаимоотношений между родителями и детьми, индивидуальных особенностей каждого из ее членов.

Посещение семьи по месту жительства применяется с целью выяснения, коррекции отношений и стиля общения между родителями и детьми.

Индивидуальная беседа с родителями по месту жительства и (или) через вызов их в государственное учреждение или учреждение является действенным методом предотвратить нарушение ими прав детей в ситуации необходимости срочного реагирования.

Эффективна совместная работа социального педагога с родителями для содействия в привлечении несовершеннолетнего к учебе или работе, организации жизнедеятельности в разных сферах.

К родителям несовершеннолетних, не исполняющих должным образом обязанности по воспитанию детей, применяют принудительные меры воздействия.

Среди них:

Предупреждение;

Рассмотрение вопроса о ненадлежащем воспитании родителями своих детей по месту их работы;

Обращение в органы местного самоуправления, исполнительной власти с просьбой повлиять на родителей, не занимающихся воспитанием детей, не обеспечивают им должных условий для развития и социализации;

Привлечение к ответственности через правоохранительные органы;

Поднятие ходатайство перед службой по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства об отобрании детей у родителей или лишения родителей их прав в отношении детей.

. Психолого-педагогическое воздействие осуществляется с целью организации морально-психологического воздействия на родителей несовершеннолетнего. Выбор форм и методов обусловлен необходимостью предоставления социально-организационной или социально-психологической помощи и типом семьи, в которой он воспитывается:

Налаживание взаимопонимания между родителями и несовершеннолетним;

Преодоление пороков стиля взаимоотношений;

Помощь в выборе технологии защиты прав ребенка;

Организация самостоятельной работы родителей по защите прав ребенка;

Усиление ответственности родителей за условия воспитания и развития детей;

Привлечение к организации воспитания несовершеннолетних в семье работников органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления;

Изоляция несовершеннолетнего от родителей путем направления его в интернат, устройство на проживание в общежитие профессионально-технического заведения, в котором он учится;

Установление опеки над несовершеннолетними членами семьи, которые удерживают их, помогают изолировать от негативного влияния родителей;

Семью несовершеннолетнего ставят на учет в службе по делам несовершеннолетних как неблагополучную и применяют к родителям меры воспитательно-принудительного характера.

Так, любое насилие над несовершеннолетними в семье опасно для их развития и социализации. В работе с некоторыми родителями следует привлекать работников органов внутренних дел, прокуратуры, суда. В таких случаях имеют место принудительные меры воспитательного характера в отношении родителей. Кроме корректного вмешательства, методов и приемов педагогического воздействия, консультирование, предупреждения, могут применяться более суровые меры наказания, такие как отобрание детей у родителей, лишения их родительских прав в отношении своих детей.

Следовательно, индивидуальная работа с родителями осуществляется в случаях нарушения основных прав и законных интересов детей, предусмотренных международным и национальным законодательством. Она направлена на восстановление нарушенных прав детей, нормализацию отношений между родителями и детьми, семейного воспитания детей в целом.

Обеспечение соблюдения прав несовершеннолетнего в коллективе, где он учится или работает, осуществляется в сотрудничестве педагогов этих коллективов. Такая форма работы обусловлена спецификой самого коллектива, его основной деятельностью, личным составом, численностью членов коллектива.

Это предполагает:

При необходимости оказания помощи несовершеннолетнему в учебной или трудовой деятельности;

Коррекцию поведения несовершеннолетнего в коллективе, устранение негативных факторов воздействия на него;

Изучение состояния воспитания несовершеннолетнего в коллективе;

Активизацию деятельности педагогов, наставников по вопросам организации обучения и труда несовершеннолетнего;

Изучение характера взаимоотношений ребенка в рамках коллектива;

Привлечение к активной деятельности в рамках формального коллектива.

С целью предотвратить нарушения прав детей, в которых они учатся или работают, должны проводиться профилактические мероприятия, что предполагает постоянное изучение состояния соблюдения прав детей, условий их воспитания, внесение соответствующих корректив. Эффективность обеспечивают различные формы и методы работы с несовершеннолетними в формальном коллективе.

Несовершеннолетним, не учатся или не работают через те или иные обстоятельства, очень важно оказывать квалифицированную помощь.

Уменьшению негативного воздействия в каждом конкретном случае способствует непосредственная работа по привлечению несовершеннолетних к труду, обучению, правильная организация их досуга.

Незанятость, отсутствие учебных или трудовых интересов, приводит к социальной дезадаптации, а следовательно и к большей уязвимости в социуме, попадание под влияние факторов негативного характера.

Проведенным исследованием состава несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете криминальной милиции по делам несовершеннолетних, по видам занятости установлено, что он имеет достаточно стабильную структуру.

В наше время многим выпускникам общеобразовательных школ, профтехучилищ, техникумов, лицеев, колледжей не удается трудоустроиться.

Как свидетельствуют статистические данные, доля молодежи, которая не работает и не учится, среди различных возрастных групп является следующей: 15-17 лет - 7%, 18-19 лет - 27%. 20-24 года - 23%, 25-28 лет - 25%. То есть, наиболее критическим периодом для организации занятости молодежи является возраст исполнения восемнадцатилетия.

Наибольшая часть тех, кто не работает и не учится, среди выпускников средних школ: каждый четвертый молодой человек, имеющий среднее образование, не работает и не учится.

Следует отметить, что распространение среди несовершеннолетних является неформальная занятость. Общая доля тех, кто имеет такой вид занятости составляет 17%. Среди лиц несовершеннолетнего возраста, которые не учатся и не работают, процент неформально занятых в 2,5 раза выше. Неформально занятыми являются 28% официально незанятых лиц в возрасте 15-17 лет. Такая занятость разделяется на составляющие: выполнение сезонных работ, случайные заработки, выращивание сельскохозяйственной продукции, частный бизнес, помощь родителям в их собственном деле [18, 15].

Поэтому первоначально стоит задача профориентационной работы среди молодых лиц. Такой подход позволяет построить совместно с несовершеннолетним перспективы его будущей жизни, психологически поддержать.

Меры профилактического воздействия в отношении организации занятости несовершеннолетних являются социального, организационного, психологического, педагогического характера. Это предполагает применение мер, направленных на окружение несовершеннолетнего, устройство и нормализацию его бытовых условий, привлечение к этому процессу педагогов, родителей, работников криминальной милиции и службы по делам несовершеннолетних, а также содействия в направлении на учебу или трудоустройстве через администрацию предприятий, учреждений и организаций.

Профилактические мероприятия направлены и на формирование моральных качеств и правосознания несовершеннолетнего, проведения с ним индивидуальных бесед, методически-разъяснительной работы и оказания коррекционно-консультативной помощи.

Реализация профилактических мер предполагает учет, прежде всего того, что несовершеннолетние в силу неустойчивости и несформированности психики, характера, волевых качеств не всегда способны адекватно оценить ситуацию, способны легко поддаваться негативному влиянию своего окружения и осуществлять непродуманные, импульсивные действия.

Поэтому очень важным является оказание квалифицированной психологической помощи, благодаря которой несовершеннолетнему легче переносить трудности, адаптироваться к временным личным неурядицам.

Очень важным является организация проведения досуга несовершеннолетних, осуществляется совместными усилиями органов по делам несовершеннолетних, педагогов учебных заведений и другими структурами органов государственной власти и местного самоуправления.

Проблему досуга несовершеннолетних можно рассматривать в двух аспектах.

С одной стороны - отсутствие или слабая организация культурно-массовых мероприятий, платность услуг, недостаточное информирование, неотлаженность взаимодействия участников воспитательного процесса. С другой - влияние неформальных объединений, лиц, ведущих антиобщественный или аморальный образ жизни, низкий образовательный уровень родителей. Все это становится причиной того, что досуга несовершеннолетних является неорганизованным, бесцельным, что рано или поздно приводит к обеднению их интересов, может стать условием нарушенных прав ребенка.

Решение вопроса организации досуга состоит и в том, чтобы не только привлечь несовершеннолетнего к внеурочной работы в учебно-воспитательных учреждениях, внешкольных учреждений, но и преодолеть стереотипы в него и его родителей о необходимости его содержательного и разностороннего проведения.

Организация досуга - участие в деятельности внешкольных учреждений, различных кружков, секций, активная общественная работа. В них предусмотрены меры, направленные на организацию и помощь в проведении несовершеннолетними свободного времени.Важным направлением социально-педагогической защиты несовершеннолетних является устранение влияния факторов негативного характера микроокружения.

Негативными факторами в микроокружении несовершеннолетнего выступают:

Неблагополучные семьи;

Члены семьи с асоциальным поведением;

Неформальные группы асоциального толка.

Литература:

1. Азбука украинской политики: Справочник. Вып.5 / Авт.-сост.: Н. Томенко (кер.кол.), Л. Бадешко, В. Гребельник и др.- К: Факел, 2002.-368с.

. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности / Отв.ред.Е.А. Лукашева.-М.: Наука, 1988.-с.21.

. Родителей не выбирают ... (Проблемы ответственного отцовства в современной Украине) - К.: А.Л.Д., 1997.-144с.

. Безпалько О.В. Социальная педагогика в схемах и таблицах. Учебное пособие.- К.: Финансы и статистика, 2003.-134 с.

. Бейсебаев К.М., Попова Г. М. Правовое воспитание несовершеннолетних и его формы в деятельности горрайорганов внутренних дел. Учебное пособие. - М., 1983. - 46 с.

. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990) / / Программа "Соучастие", Вып.1-Днепропетровск, 2000г.

. Кэрол Белами. Положение детей в мире, 2001 г.- Unicef, Детский фонд ООН, 2002 .- 112с.

. Конвенция о правах ребенка.- К.: АО "Издательство" Столица ", 1997.-32с.

. Комментарий в «Европейской конвенции о защите прав человека» / Под ред. Донны Ромиен.- Страстбург: Совет Европы, 1995.

. Корнякова Т. Интересы государства - это и права детей, права каждого из граждан / / Вестник прокуратуры .- 2003 .- № 2.-с.14-17.

. Костенко Н. Криминальные произвол (социопсихология воли и сознание преступника).- К.: Наукова думка, 1990.-146с.

. Ситуационный анализ положения детей и женщин в Украине / / Доклад ЮНИСЕФ.-К., 2001 .- 64с.

. Словарь по социальной педагогике: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост.Л.В. Мардахаев - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-368с.

. Смагина Л.И., Корнейчик А.С., Петрикевич А.А., Царик И.А. Сто уроков по правам ребенка.-Минск: "Уныверсыт эцкас", 1999.

. Специализированные учреждения ООН: (Международные организации систем ООН. Справочник / Сост.А.А.Татаренко - М.: Международные отношения, 1990г.-192с.

. Положение детей в мире, 2005 г.-ЮНИСЕФ, 2005 г.

. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.1. Вопросы воспитания.-М., 1953.-326 с.

. Фицула М.М. Правовое воспитание учащихся. Учебно-методическое пособие. -Тернополь, 1996.-180с.

. Шость Н.В., Козырь М.К., Сытник О.М. Энциклопедия современного права несовершеннолетних. - М., 1997. -346 С.

. Щеглова С.Н. Права детей и дети о правах (Социологический анализ).- М.: Социум, 1998.-87с.

. Юридический словарь / Под ред. Б.М. Бабия, Ф.Г. Бурчак, В.М. Корецкого, В.В. Цветкова. Издание второе, переработанное и доповнене.-К,: 1983.-872с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!