Выбор схемы транспортировки груза
Задача 1
транспортировка затрата окупаемость
груз
Задание 1. Выбор схемы транспортировки
нефтепродуктов. Фирма N, занимающаяся организацией и осуществлением
экспедирования и перевозок экспортных, импортных и транзитных грузов, заключила
контракт на доставку 21000 т нефтепродуктов от Ачинского нефтеперегонного
завода (Красноярский край) на новую нефтебазу, построенную на территории
Монголии в г. Тэс-Сомон.
Сеть железных и автомобильных дорог в регионе,
схема расположения транспортных предприятий, перевалочных нефтебаз и нефтебаз
получателя, представлена на: рисунке 1. Числами на схеме указаны расстояния
между объектами, выраженные в километрах.
Условные обозначения
-автотранспортное
предприятие; - нефтехранилище; - автомобильные дороги; - железные дороги.
|
Рисунок 1. Схема расположения транспортных
предприятий, перевалочных нефтебаз и нефтебаз получателя
Транспортировка осуществляется в два этапа.
Первый этап: железнодорожным транспортом от
Ачинска до нефтебаз Минусинска или Абазы. Стоимость доставки Нефтепродуктов По
железной дороге от Ачинского нефтеперегонного завода до этих нефтебаз является
одинаковой, на расчеты влияния не оказывает и не учитывается.
Второй этап: автомобильным транспортом до
Тэс-Сомона.
Для обеспечения этих поставок фирма N заключает
контракты с автотранспортными предприятиями на перевозку и с нефтебазами на
перевалку и хранение Нефтепродуктов.
В регионе имеются два транспортных предприятия,
отвечающих требованиям, предъявляемым к международным автомобильным
перевозчикам: первое - в г. Аскиз, второе - в г. Минусинске.
В регионе имеются также две нефтебазы: в г.
Абаза и в г, Минусинске, которые являются ближайшими к конечному месту доставки
и способны переваливать и хранить необходимый объем нефтепродуктов.
Принять во внимание, что в регионе установлен
регулярно действующий маршрут (базовый вариант): нефтепродукты по железной
дороге доставляются в нефтебазу Абазы. Далее, на участке Абаза - Улан-Гом
перевозка осуществляется силами аскизского АТП. На участке Улан-Гом Тес-Сомон
работает внутренний транспорт Монголии. Стоимость продвижения 21 ООО
нефтепродуктов до Тес-Сомона по базовому варианту составляет 1 321 460 долл.,
США.
Выбрать оптимальную схему транспортировки
нефтепродуктов, используя в качестве критерия минимум полных затрат.
Возможные варианты схем транспортировки
приведены в таблице 1.
Таблица 1. Варианты схем транспортировки
нефтепродуктов
Показатель
|
Вариант
1
|
Вариант
2
|
Вариант
3
|
перевалка
|
через
нефтебазу Абазы
|
через
нефтебазу Минусинска
|
через
нефтебазу Минусинска
|
перевозчик
|
Аскизское
АТП
|
Аскизское
АТП
|
Минусинское
АТП
|
маршрут
|
Абаза
- Улан-Гом - Тэс-Сомон
|
Минусинск
-Кызыл - Тэс-Сомон
|
Минусинск
- Кызыл - Тэс-Сомон
|
1. Расчет стоимости транспортировки
нефтепродуктов по каждому из вариантов
Вариант 1: расстояние - 523 км от Абаза до
Улан-Гом
523*0,06*21 000 = 658 980 долл.
км перевозка по Монголии 260*0,09*21 000 = 491
400 долл.
980 + 491 400 = 1 150 380 долл.
Вариант 2: расстояние - 714 км
*0,06*21 000 = 899 640 долл.
Вариант 3: расстояние - 714 км
*0,064*21 000 = 959 616 км
2. Расчет стоимости подачи транспортных
средств по погрузку
21 000 / 15 = 1400 - количество рейсов
Вариант 1: 2*1400*86 = 24 080 долл.
Вариант 2: 2*1400*104 = 29 120 долл.
3. Пользуясь таблицей 2, рассчитаем
стоимости перевалки нефтепродуктов на нефтебазах
Таблица 2
Нефтебаза
|
Ед.
изм.
|
Размер
тарифа
|
Абазенская
нефтебаза
|
долл./т
|
7
|
Минусинская
нефтебаза
|
долл./т
|
10
|
Вариант 1: 7*21 000 = 147 000 долл.
Вариант 2: 10*21 000 = 210 000 долл.
Вариант 3: 10*21 000 = 210 000 долл.
4. Рассчитаем полные затраты по трем
вариантам схем транспортировки. Расчёт выполним в таблице 3.
Таблица 3. Расчет полных затрат по схемам
транспортировки нефтепродуктов
№
п/п
|
Наименование
показателя
|
Вариант
1
|
Вариант
2
|
Вариант
3
|
1
|
Стоимость
транспортировки нефтепродуктов
|
899
640
|
959
616
|
2
|
Стоимость
подачи транспортного средства под погрузку
|
24
080
|
29
120
|
-
|
3
|
Стоимость
перевалки нефтепродуктов на нефтебазе
|
147
000
|
210
000
|
210
000
|
ИТОГО
затрат
|
1
321 460
|
1
138 760
|
1
169 616
|
5. Для реализации схемы нефтепродуктов
вариант 2 отвечает критерию минимума полных затрат, т.е. он наиболее
оптимальный.
6. Выбранный вариант схемы реализации
нефтепродуктов экономичнее базового. Самый невыгодный - вариант 3, т.к.,
несмотря на то, что нет необходимости подачи транспортного средства под
погрузку, здесь высокая стоимость транспортировки нефтепродуктов и перевалки на
нефтебазе. В схеме, представленной в варианте 2, повышенные расходы на подачу
транспортного средства под погрузку и на перевалку нефтепродуктов на нефтебазе,
но самая низкая стоимость транспортировки, что в целом по системе приводит к
экономии.
Задача 2
Фирма К осуществляет закупки дорогостоящих
спиртных напитков в Молдове и последующую доставку их в Москву.
Числами на рис. 2 обозначены тарифы за
транспортировку на соответствующих этапах, долл. за тонну.
Согласно действующей схеме товародвижения
напитков из Молдовы в Москву, доставка напитков осуществляется фирмой
автотранспортом до железнодорожной станции Кишинева, где товар хранится в
пристанционном складе. После оформления таможенных документов напитки по
железнодорожной дороге направляются в таможенный склад Москвы, где происходит
выгрузка, досмотр и доставка автомобильным транспортом на склад собственника.
Описанная схема транспортировки и хранения груза признана руководством фирмы
нерациональной.
Рисунок 2. Первоначальная схема товародвижения
напитков
Основные причины неэффективности схемы
действующей транспортировки:
1. Большое количество поставщиков не позволяет
представителю фирмы осуществить действенный контроль ассортимента в
сформулированных в Кишиневе вагонных партиях;
2. Отсутствие накопительного склада в Кишиневе
не позволяет своевременно осуществлять проверку количества бутылок в отдельных
ящиках;
3. Основная масса товара от поставщиков
поступает на склады железной дороги в непакетированном виде и без поддонов,
из-за этого возникают потери связанные с необходимостью ручной перевалки
грузов;
4. По территории России до Москвы груз
перевозится по железной дороге под таможенными пломбами по высоким тарифам.
Новая схема товародвижения, включающая склад
фирмы в Кишиневе, представлена на рисунке.
Основные функции склада:
1. Полный контроль количества и качества
продукции;
2. Формирование ассортимента;
. Пакетирование груза в стандартные
грузовые единицы
. Сосредоточение оборотных расходных
материалов (стеклянная тара) и организация их доставки обратными рейсами на
заводы-поставщики.
Расчет экономической эффективности и срока
окупаемости проекта
1. Определение годовой экономии от организации
приемки продукции от заводов на складе фирмы, организованном в столице страны
поставщика:
32 000*800*1,6 = 40 960 000 долл. - стоимость
годового количества закупаемой продукции в республике
960 000*0,5% = 204 800 долл. - годовая
экономия от организации приемки продукции от заводов на складе фирмы,
организованном в столице страны поставщика.
. Определение годовой экономии, получаемой от
разницы железнодорожных тарифов за перевозку импортного и внутреннего грузов:
16,8*32 00 = 537 600 долл. - годовая стоимость
железнодорожных перевозок по первоначальной схеме;
,3*32 000+3,2*32 000 = 169 600 + 102400 = 272
000 долл. - годовая стоимость железнодорожных перевозок по предлагаемой схеме;
600 - 272 000 = 265 600 долл. - годовая
экономия, получаемая от разницы железнодорожных тарифов за перевозку импортного
и внутреннего грузов.
3. Определение годовой экономии, получаемую от
разницы стоимости погрузочно-разгрузочных работ по двум схемам товародвижения:
10*32 000 = 320 000 долл. - годовая стоимость
погрузочно-разгрузочных работ по первоначальной схеме;
*32 000 = 128 000 долл. - годовая стоимость
погрузочно-разгрузочных работ по предлагаемой схеме;
000 - 128 000 = 192 000 долл. - годовая
экономия, получаемая от разницы стоимости погрузочно-разгрузочных работ по двум
схемам товародвижения.
4. Определение годовой экономии, получаемой от
ликвидации автомобильных перевозок по Москве (от таможенного склада до склада
фирмы):
5*32 000 = 160 000 долл. - годовая
экономия, получаемая от ликвидации автомобильных перевозок по Москве.
5. Определение годового экономического эффекта
(ЭфГ) от внедрения оптимизированной схемы товародвижения спиртных
напитков:
Эфг = 204 800 + 265 000 + 192 000 +
160 000 - 222 400 = 599 400 долл.
6. Определение срока окупаемости (Т) капитальных
вложений, необходимых для реализации предлагаемой схемы товародвижения:
Т = 300 000 / 599 400 = 0,5 года
Расчет экономической эффективности предлагаемой
схемы товародвижения спиртных напитков:
Годовая
экономия от организации приемки продукции от заводов на складе фирмы,
организованном в Кишиневе
|
204
800 долл.
|
Годовая
экономия, получаемая от разницы железнодорожных тарифов за перевозку
импортного и внутреннего грузов
|
265
600 долл.
|
Годовая
экономия, получаемая от разницы стоимости погрузочно-разгрузочных работ по
двум схемам товародвижения
|
192
000 долл.
|
Годовая
экономия, получаемая от ликвидации автомобильных перевозок по Москве (от
таможенного склада до склада фирмы)
|
160
000 долл.
|
Годовой
экономический эффект от внедрения оптимизированной схемы товародвижения
спиртных напитков
|
600
000 долл.
|
Срок
окупаемости капитальных вложений, необходимых для реализации предлагаемой
схемы товародвижения, лет
|
0,5
долл.
|