Понятие коммуникативной компетентности личности и характеристика её структуры и основных компонентов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,32 Mb
  • Опубликовано:
    2011-11-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие коммуникативной компетентности личности и характеристика её структуры и основных компонентов

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико-методологический анализ категории общения в психологии

§1 Общая характеристика понятия общение

§2 Характеристика основных подходов к анализу понятия общения

Глава 2. Коммуникативная компетентность личности

§1 Общая характеристика коммуникативной стороны общения

§2 Понятие и содержание коммуникативной компетентности

§3 Коммуникативно-исполнительское мастерство личности как проявление ее коммуникативной компетенции

§4 Пути формирования коммуникативной компетенции личности

Глава 3. Экспериментальная база для изучения коммуникативной компетентности личности

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Нет ни малейшего сомнения в той огромной роли, которую играет общение в жизни и деятельности человека. Уже сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека как общественного человека, невозможен без общения. Одновременно общение есть необходимое условие любой деятельности человека, имеющей общественную природу, таким образом можно утверждать, что любая человеческая деятельность невозможна без общения.

Так или иначе, но по существу невозможно исследовать развитие и функционирование человеческого общества, взаимоотношения личности и общества, не обращаясь к понятию общения, не интерпретируя его конкретных форм и функций. Параллельно с проблемой общения в психологии проходит проблема коммуникативной компетентности, которая будет рассмотрена в данной работе.

Изучением данной проблемы занимались такие ученые: Е.В. Руденский, А.А. Леонтьев, О.И. Даниленко, Л.Л. Коломинский и др.

Коммуникативные способности формируются и развиваются в процессе общения и взаимодействия человека друг с другом. Специальных программ общения не существует, или каких либо методик, курсов и тому подобное. А жаль, ведь многие люди не умеют общаться. В связи с этим в науке наблюдаются тенденции рассмотрения проблемы коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность - сложное понятие, которое нужно изучать детально, чтобы понять его структуру.

Сегодня, в условиях понижения общей культуры общества и общего повышения уровня конфликтогенности и других его проблем, тему коммуникативной компетентности можно считать довольно актуальной. Особенно актуальной в рамках школьного обучения. В раннем детстве формируются навыки общения, в младших классах они дополняются и закрепляются, а в старших классах обретают стабильность.

У некоторых людей в нашем обществе вообще отсутствует коммуникативная компетентность. Нет, общаться то они умеют, но это общение нельзя сопоставить с понятием коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность, по мнению Н.Н. Обозова, в своей основе может быть определена в двух аспектах: как ориентированность личности в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте, и как способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных взаимоотношений и условий социальной среды. Коммуникативную компетентность нельзя считать константной личностной характеристикой и представлять ее как замкнутый индивидуальный опыт. Коммуникативная компетентность возрастает по мере освоения личностью культурных, социально-нравственных эталонов и закономерностей социальной жизни в ее развитии и поливариативном изменении.

Объектом данной исследовательской работы является коммуникативная характеристика процесса общения.

Предмет: коммуникативная компетентность личности.

Цель: Проанализировать понятие коммуникативная компетентность личности и дать характеристику ее структуры и основных компонентов.

Для того чтобы достичь цели, необходимо решить следующие задачи:

)Проанализировать понятие общение и основные подходы к его изучению.

)Определить понятие, структуру и значение коммуникативной компетентности личности.

) Выявить факторы развития коммуникативной компетентности личности и пути ее формирования.

)Подобрать диагностические методики для оценки коммуникативной компетентности.

Методологическую основу исследования составляют:

принцип единства сознания и деятельности (А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн)

принцип системного анализа основных категорий психологии (Б.Ф. Ломов, Л.С. Выготский и др.)

основные концептуальные подходы к изучению проблемы общения и коммуникативной компетентности (Е.В. Руденский, А.А. Леонтьев, Л.А. Венгер и т.д.)

Глава 1.Теоретико-методологический анализ категории общения в психологии

§1 Общая характеристика понятия общение

Человек живет и действует не в одиночку. Он член общества и постоянно общается с другими людьми. Общение - один из основных видов деятельности, свойственных человеку.

Деятельность общения осуществляется в прямой форме, когда мы обмениваемся мыслями и чувствами с другими людьми, устанавливаем с ними определенные взаимоотношения. Но она может осуществляться и в косвенной, завуалированной форме: совершая действия с вещами, человек влияет на людей. Так, старательно выполняя домашнее задание, учащийся приобретает авторитет в группе или получает одобрение со стороны преподавателя.

Общение - важная сторона и условие успешного выполнения деятельности даже в том случае, когда смысл деятельности состоит не в общении, а в приобретении знаний или получении определенного практического результата. Мы делим между собой работу, помогаем друг другу при возникновении затруднений, сообща оцениваем достигнутое.

В общении участвуют те же психические явления, что и в любой другой деятельности, но здесь они принимают особую форму. Это - представления о людях, понимание их действий и намерений, чувства, связывающие нас с другими людьми и вызываемые их поступками.

Только в общении с другими людьми, в обществе, возможно, приобрести человеческую психику. Науке известно несколько случаев, когда дети, имея нормальный мозг и сохранные органы чувств, вырастали вне общения с другими людьми. Один из таких случаев произошел в начале нашего века в Индии. Рид Сингх нашел в норе волчицы двух девочек восьми и полутора лет, которых потом назвали Камалой и Амалой. Они, по-видимому, долго воспитывались волчицей и обнаруживали все волчьи повадки: бегали на четвереньках, огрызались, выли по ночам. Попав к людям, младшая девочка скоро умерла, а старшая прожила девять лет, но за это время так и не сумела как следует овладеть речью (выучила всего около 40 слов) и научилась выполнять только простейшие бытовые действия. Другие случаи с детьми, выросшими среди животных, сходны с этим. У детей, живущих среди животных, конечно, развиваются психические явления, но свойственные не людям, а тем животным, среди которых они растут.

Взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера, есть общение.

Общение характеризуется, прежде всего, включенностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности.

Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата. Здесь общение выступает как органическая часть деятельности. Так, при совместной охоте людей их роли распределяются при обсуждении плана действия. Это вербальное, словесное взаимодействие. Примером другого рода общения является демонстрация способов действия другому, чтобы тот овладел этим способом действия. Так, родовой  человек, изготовлявший орудия, не владел еще навыками объяснительной речи, поэтому обучение молодежи происходило через демонстрацию действий. Это взаимодействие рассчитано на подражание.

Наконец, в игровой деятельности взаимодействие играющих происходит на вербальном уровне, когда они договариваются о распределении ролей, а затем на аффективном уровне, когда они изображают эмоциональные и личностные особенности ролевых героев.

Во всех видах деятельности общение обеспечивает ее планирование, осуществление и контроль.

Потребность во взаимодействии с себе подобными объясняется социальной природой человека. Возникла она в процессе общественно-исторического развития людей и является одной из определяющих поведение человека.

Общение может обособляться как самостоятельная деятельность, в которой человек эмоционально заинтересован. Здесь общение выступает для человека как исключительная ценность.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов:

коммуникативное (обмен информацией между участниками совместной деятельности)

интерактивное (обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками)

перцептивное (восприятие общающимися друг друга)

Общение может быть вербальным и невербальным. Может быть личностным, интимно-личностным, деловым и т.п. Таким образом, общение имеет ряд различных характеристик, которые можно рассматривать до бесконечности, что было бы лишним для данной исследовательской работы. Поэтому сегодня мы затронем одну из самых важных сторон общения - коммуникативную.

§2 Характеристика основных подходов к анализу понятие общения

Категория "общение" является базовой для социально психологической теории. Есть множество подходов к обоснованию этого положения. Нас же интересует категория "общение" в плане показа общения как источника и основы социальной психики. С этих позиций рассмотрим общение только на базе сложившихся в отечественной литературе подходов.

Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями.

Психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.

Определение Б.Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.

Анализируя научную литературу, Л.П. Буева рассмотрела следующие аспекты изучения общения: 1)информационно-коммуникативный (общениерассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией);

) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);

) гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания);

аксиологический (общение изучается как обмен ценностями); 5) "нормативный" (выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения);

) "семиотический" (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем - с другой);

) социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками).

Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах, как освоение личностью социокультурных ценностей и как ее самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.

Рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок самого понятия "общение". Так, А.С. Золотнякова понимала общение как социально - и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Общение она видела как процесс передачи нормативных ценностей.

Вместе с тем она подавала "общение" как "социальный процесс, через который общество влияет на индивида". Если соединить эти два положения, то можно увидеть, что для нее общение было процессом коммуникативно-регулятивным, в котором не только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется их усвоение социальной системой.

А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как "взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми".

Психологи определяют общение как "атрибут деятельности и как не детерминированное деятельностью свободное общение".

Авторы сборника "Психологические проблемы социальной регуляции поведения" рассматривают общение как "систему межличностного взаимодействия", ограничивая феномен общения только непосредственным контактом между индивидами. Общение как процесс взаимодействия гораздо шире: "общение внутри групп межгрупповое, в коллективе - межколлективное". Но "только в процессе взаимодействия человека с человеком, группой, коллективом" реализуется потребность личности в общении.

А.А. Леонтьев понимает общение "не как интериндивидуальный, а как социальный феномен", субъект которого "следует рассматривать не изолированно". В то же время он подходит к общению как к условию "любой деятельности человека".

Позицию А.А. Леонтьева поддерживают и другие авторы. Так, В.Н. Панферов отмечает, что "любая деятельность невозможна без общения". Далее он поддерживает точку зрения на общение как процесс взаимодействия, но подчеркивает, что общение необходимо "для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности".

Точка зрения А.А. Леонтьева на "общение как вид деятельности" и на "общение как взаимодействие", которые, в свою очередь, рассматриваются как вид коллективной деятельности, ближе к позициям Л.И. Анцыферовой и Л.С. Выготского, еще в 30-е годы пришедшего к выводу, что первым видом человеческой деятельности является общение.

Проблему общения исследовали и философы. Так, Б.Д. Парыгин считает, что "общение является необходимым условием существования и социализации личности". Л.П. Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения. М.С. Каган рассматривает общение как "коммуникативный вид деятельности", выражающий "практическую активность субъекта". В.С. Коробейников определяет общение как "взаимодействие субъектов, обладающих определенными социальными характеристиками". "С философской точки зрения, - пишет В.М. Соковин, - общение - это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включенная в трудовую деятельность и являющаяся ее необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания".

Из выше сказанного нами следует, что из этого, далеко не полного, перечня высказываний психологов, социологов и философов, видно, насколько велик интерес ученых к феномену общения.

Но из всего обилия трактовок общения можно выделить главные:

общение - вид самостоятельной человеческой деятельности;

общение - атрибут других видов человеческой деятельности 3) общение - взаимодействие субъектов.

Глава 2. Коммуникативная компетентность личности

§1 Общая характеристика коммуникативной стороны общения

Коммуникация - это процесс передачи информации от отправителя к получателю.

Отправитель, цель которого заключается в том, чтобы оказать на получателя определенное воздействие, передает то или иное сообщение с помощью определенного кода. Получатель, чтобы понять это сообщение, должен его декодировать.

Именно это делаете вы, читая эти строки. В данный момент вы выступаете в роли получателей. Авторы же являются отправителями. Их цель - рассказать вам о том, что такое коммуникация и о ее теории. Наш и ваш код - это соответствующий язык. Сообщение представлено в форме письменного текста.

Когда профессор читает лекцию, он является отправителем, а студенты - получателями. Его цель - раскрыть ту или иную тему. Для этого он пользуется данным языком и другими сигналами, такими, например, как запись на доске лабораторного эксперимента.

А) «Составные части» коммуникации.

В некоторых случаях в роли отправителя выступает один человек, в роли получателя - несколько. Например, учитель и ученики.

Бывает и наоборот: например, группа школьников посылает открытку своему больному однокласснику.

Бывает и так, что и отправитель и получатель являются либо индивидами (например, учитель обращается к ученику), либо группами (например, группа школьников беседует с группой преподавателей).

Б) Цели отправителя могут быть самыми разнообразными:

сообщить информацию,

объяснить,

дать приказ или указание,

отчитать получателя, сделать ему внушение,

поделиться своим настроением,

высказать свою точку зрения на тот или иной вопрос.

Не следует смешивать цель коммуникации с ее побудительной причиной. В то время как цель - это ясное и четкое, сознательное и нередко рациональное намерение, побудительная причина представляет собой скрытое, реальное и социальное неодобряемое намерение.

Люди часто склонны обнародовать только социально одобряемое мнение. Так, на совещании руководителей одного молодежного движения соображение одного из участников было встречено смехом. В ходе совещания он больше не сказал ни слова. В конце собрания председатель спросил его, почему он молчал. Стоит ли удивляться тому, что наш герой в ответ заявил, что ему нечего было сказать, и он просто слушал других? Это рационализация. Глубинной причиной такого поведения была обида, которая заставила этого участника совещания прервать свое общение с группой.

Очень часто в разговоре мы скрываем свою истинную цель, побудительную причину, зная, что она не одобряется обществом.

В) Передача и прием

Мы передаем информацию с помощью устной и письменной речи, а также жеста. Мы передаем также с помощью нашего общего отношения, с помощью мимики. Поэтому не случайно говорят о красноречивых улыбках и о поступках, стоящих длинных речей.

Получаем же мы информацию с помощью органов чувств. В нашу эпоху аудиовизуальных средств слух и зрение - главные органы восприятия.

Не следует, однако, недооценивать осязания, обоняния и вкуса. Когда камнетес гладит рукой мрамор, а плотник проводит ладонью по доске, можно сказать, что они получают необходимую им информацию.

Г) Код

Невозможно передать сообщение без кода, то есть без знаков, выражающих содержание.

Кодом являются, к примеру «условные» обозначения на дорожной карте. Азбука Морзе - тоже код, как и всякий другой язык. Слова обладают значением и становятся кодом, когда это значение делается известным группе. «Bon», «Goed», «Gut», «Good», «Bien», «Веnе», «Bonus» - все эти слова, означающие одно и то же в зависимости от того, к кому вы обращаетесь: к французу, голландцу, немцу, англичанину, испанцу, итальянцу или даже ... к латинянину.

Однако некоторые слова даже одного языка могут иметь несколько значений в зависимости от контекста. Так, французское слово «franc» означает «прямой», «честный» и даже «дерзкий» и «грубый». Поэтому прав тот, кто говорит, что надо переводить не слова, а мысли.

Д) Декодирование

Известно, что спонтанный (бесконтрольный) прием сигналов неполон и избирателен. К сожалению, еще и «интерпретативен» в том смысле, что получатель применяет свой собственный код, свою собственную систему интерпретации. «Главным моментом здесь является система координат получателя, которая представляет собой склад, где хранится его личный социальный опыт, и исходя из которого он оценивает каждую новую ситуацию. Эта система детерминирована нашим социальным происхождением, воспитанием и образованием, нашими социальными отношениями (группами, к которым мы принадлежим) и социо-профессиональными ролями. Трудно достичь взаимопонимания, если эти системы различны, так как в таком случае все интерпретируется по-разному. Это может привести к настоящему «диалогу глухих». Опасность этого особенно реальна в том случае, когда люди принадлежат к различным культурам: например, африканцы и европейцы; французы, на протяжении нескольких поколений живущие в Алжире, и французы из метрополии; восточные и западные страны; имущие классы и пролетарии; горожане и сельские жители и т. д.…

Понятно, почему так трудно проходят встречи между администрацией и персоналом предприятия или его представителями даже при наличии доброй воли с обеих сторон. Недоразумения, неясность, непонимание объясняются предрассудками, различными ценностями (экономическими для руководства и социальными для работников), различными верованиями, разным смыслом, придаваемым словам и намерениям. Часто можно услышать: «Мы говорим на разных языках». И это действительно так.

Другим объяснением интерпретативного восприятия является то, что получатель иногда подозревает (справедливо или нет), что у отправителя есть какой-то скрытый мотив, помимо буквального смысла сообщения. И этот предполагаемый скрытый мотив не обязательно соответствует реальному мотиву. Получатель придумал его, исходя из собственных чувств, опасений, желаний, из характера своих человеческих отношений с отправителем. У получателя имеются, наконец, свои собственные устремления, свои личные цели, также служащие ему параметром, на основе которого он пытается понять смысл полученного сообщения. Популярное выражение «принимать желаемое за действительное» как нельзя лучше передает эту психологическую тенденцию.

Следует сказать и о влиянии контекста коммуникации на интерпретацию сигналов. Этот контекст создают не только обстоятельства места и времени, но также и, прежде всего - психологический климат: «Запугивание, высокомерие, подчеркивание иерархической дистанции, двуличность не способствуют обмену и делают бесплодной коммуникацию. И напротив, доброжелательная установка, непринужденная обстановка, взаимное доверие делают обмен плодотворным». Неблагоприятный контекст затрудняет повседневное общение; он может блокировать или увести в сторону социальную коммуникацию, превратить ее в диалог глухих и привести к субъективной интерпретации намерений отправителя.

Организация и материальные условия коммуникации.

Расположение стола и стульев

Столы и стулья могут расставляться по-разному в зависимости от цели собрания.

Отправитель стоит лицом к получателям, которые записывают сообщения.

Это расположение позволяет разместить большое число людей, но следует помнить, что большое количество участников затрудняет коммуникацию получателей с отправителем.

«Обратная связь» осуществляется с трудом. Этот термин, заимствованный из радиотехники, означает, что после передачи сообщения одному или нескольким получателям один из них обращается к отправителю для получения уточнений.

Круглый стол

Он позволяет «объединить» людей и избежать тем самым создания подгрупп.

Такое расположение облегчает коммуникацию между участниками и в некоторой степени нейтрализует роль руководителя.

Лицом к лицу

Участники противостоят друг другу в дискуссии, отстаивая противоположные интересы. Такая структура мало способствует коммуникации, побуждая стороны скорее к конфронтации, чем к обмену мнениями. К ней прибегают чаще всего при двусторонних переговорах, когда руководители располагаются в центре каждой делегации.

Треугольник

Участники видят друг друга и могут легко общаться между собой. Положение руководителя в данном случае соответствует положению «лидера».

Такое расположение позволяет собрать больше участников, чем «круглый стол», и в то же время усилить положение руководителя.

Итак, в зависимости от характера собрания руководитель должен менять расположение участников, поскольку физическое размещение оказывает влияние на характер коммуникации.

Итак, обобщая выше сказанное, можно только сказать, что общение, как коммуникация способствует взаимопониманию людей. Для того чтобы достичь его, люди пользуются одним языком, традиционно сложившейся, индивидуально окрашенной экспрессией и другими средствами. Однако взаимопонимание возникает не всегда. Это объясняется тем, что к одному и тому же явлению люди могут относиться по-разному, между людьми могут быть социальные, политические, нравственные, профессиональные и другие различия.

§2 Понятие и содержание коммуникативной компетентности

Понятие компетентность в исследованиях языка и психолингвистики определяется следующим образом: это «владение базовыми абстрактными правилами языка. Теория компетентности является теорией лингвистических знаний и грамматики того, что идеально владеющий языком человек мог бы сказать или понять; теория употребления языка является теорией поведения, того, что реальный человек, владеющий языком, фактически говорит, и как он понимает высказывания других».

В свою очередь, вербальную коммуникацию определили так: «это целенаправленный процесс передачи при помощи языка некоторого мысленного содержания. Ряд авторов считают коммуникативную функцию языка и речи - основной и первичной их функцией.

Невербальная коммуникация может дублировать и поддерживать вербальную коммуникацию и обеспечивать нецеленаправленную передачу всякого психологического содержания».

Реализация личностью своей субъективности в общении связана: во-первых, с наличием у нее необходимого уровня коммуникативной компетенции;

во-вторых, с владением опытом ролевой самоорганизации в ситуациях общения;

в-третьих, с отсутствием психофизиологических зажимов.

Коммуникативная компетентность личности складывается, на наш взгляд, из способностей

)Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться

)Социально - психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

)«Вживаться» в социально-психологическую атмосферу коммуникативной ситуации;

) Осуществлять социально-психологическое 'управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Особое значение коммуникативная компетентность имеет для выполнения управленческих функций.

В общении руководителю необходимо умение найти правильное слово, правильный тон, верную "пристройку" к партнеру, чтобы стремление убедить в чем-либо достигало необходимой цели. Особенно это важно в ситуации делового общения.

Современная аудитория делового общения - это не сумма слушателей, это общность людей, где каждый обладает определенным уровнем

Образованности (определяющей профессиональные и личностные предпочтения);

информированности (т. е. осведомленности о текущем моменте);

персонифицированности (выражающейся в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды).

Чтобы эффективно взаимодействовать, руководителю необходим социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, т. е. той ситуации, в которой предстоит организовать общение.

Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок (уровень отношения людей (т. е. партнеров) к общению в целом). Коммуникативная установка партнера - это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления

предметно-тематических интересов партнера,

эмоционально-оценочных отношений к различным событиям,

отношения к форме общения;

включенности партнеров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов,

типа темперамента партнера,

его предметно-практических предпочтений;

эмоциональных оценок форм общения.

Обобщенные эмоциональные реакции типа «интересно - не интересно», «удовлетворен - не удовлетворен» характеризуют эмоциональные суждения о публичном общении.

При таком подходе к характеристике коммуникативной компетенции целесообразно рассмотреть общение как системноинтегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие:

а) коммуникативно-диагностическую (диагностика социо-психологической ситуации и условий будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми, возможно, предстоит столкнуться личности в общении);

б) коммуникативно-прогностическую (оценка положительных и отрицательных сторон ситуации предстоящего общения);

в) коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения);

г) коммуникативно-организационную (организация внимания партнеров по общению, стимулирование их коммуникативной активности, управление процессом общения и т. д.);

д) коммуникативно-исполнительскую (диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения).

Каждая из этих составляющих требует специального социотехнологического анализа, однако рамки изложения концепции дают возможность остановиться только на коммуникативно-исполнительской части. Ее мы рассмотрим как коммуникативно-исполнительское мастерство личности.

§3 Коммуникативно-исполнительское мастерство личности как проявление ее коммуникативной компетенции

Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется как два взаимосвязанных и все же относительно самостоятельных умения - умение найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т. е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения.

В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие ее навыки, и, прежде всего

навыки эмоционально-психологического саморегулирования как управления своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния.

Эмоционально-психологическая саморегуляция создает настрой на общение в соответствующих ситуациях (встреч, бесед, дискуссий, собраний, диспутов и т. д.).

Эмоциональный настрой на ситуацию общения означает прежде

всего перевод обыденных эмоций человека в тональность, соответствующую ситуации взаимодействия.

В современных условиях делового общения возникает необходимость планировать "эмоциональную партитуру" как отдельных актов общения, так и всей системы взаимодействий. Определяющим фактором такой «эмоциональной партитуры» является психологический настрой самого человека на основе социально-психологической оценки ситуации общения.

В процессе эмоционально-психологической саморегуляции

следует различать три фазы:

)длительное эмоциональное "заражение" проблемой, темой и материалом предстоящей ситуации общения;

)эмоционально-психологическую идентификацию на стадии разработки модели своего поведения (действий). И программы предстоящего общения;

)оперативную эмоционально-психологическую перестройку в обстановке общения.

Эмоционально-психологическая саморегуляция приобретает

характер целостного и завершенного акта в единстве с перцептивными и экспрессивными навыками, которые также составляют необходимую часть коммуникативно-исполнительского мастерства.

Эмоционально-психологическая саморегуляция непосредственно проявляется в умении остро, активно реагировать на изменения обстановки общения, перестроить общение с учетом перемены эмоционального настроя партнеров. Ясно, что психологическое самочувствие, эмоциональный настрой личности прямо зависят от содержания и результативности общения.

Перцептивные навыки личности проявляются в умении

управлять своим восприятием и организовывать его;

-верно оценивать социально-психологический настрой партнеров по общению;

"считывать" изменения в лице, голосе, жесте партнера по общению;

«вскрывать подтекст" мимических движений, улыбки, взгляда, жecтa и т. д.;

определять тон общения;

устанавливать необходимый контакт;

по первому впечатлению прогнозировать "ход" общения.

Перцептивные навыки позволяют личности верно оценивать эмоционально-психологические реакции партнеров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения.

Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской деятельности принято рассматривать как систему умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторных физиолого-психологических процессов. По своей сути это навыки самоуправления выразительной сферой коммуникативно-исполнительской деятельности.

Связь эмоционально-психологической саморегуляции с выразительностью есть органическая связь внутреннего и внешнего психологического. Еще Л.С. Выготским отмечено стремление "всякого чувства воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству". Это стремление и обеспечивает внешнее поведение, выразительные действия личности в общении.

Экспрессивные навыки личности проявляются как культура речевых высказываний, соответствующих нормам устной речи; жестов и пластики поз;

эмоционально-мимического сопровождения высказывания; речевого тона и речевой громкости.

Важная часть коммуникативно-исполнительского мастерства - организация непосредственного общения в начальный его период. Условно это можно назвать "коммуникативной атакой", когда завоевывается инициатива в общении. Сегодня можно говорить о таких способах завоевания инициативы в общении, как оперативность в организации изначального контакта, оперативный переход от организационных процедур к деловому и личностному общению, отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными аспектами начала взаимодействия, оперативное достижение социально-психологического единства с аудиторией, формирование чувства «мы», придание взаимодействию личностного характера, организация целостного контакта, постановка вопросов, которые способны мобилизовать внимание партнера и т.д.

Сказанное дает основание рассматривать коммуникативную культуру личности как систему ее качеств, включающую

(1) творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества);

(2) культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация и, конечно, хорошая дикция);

(3) культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

(4) культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельная самоактивация и т. д.);

(5) культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению;

(6) культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении) и пр.

Коммуникативная культура личности не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу ее формирования составляет опыт человеческого общения. Коммуникативная культура личности - это одна из характеристик ее коммуникативного потенциала.

Коммуникативный потенциал - это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения.

Коммуникативный потенциал - это единство трех его составляющих:

(1) коммуникативные свойства личности характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения;

(2) коммуникативные способности - это способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, сформировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении;

(3) коммуникативная компетентность - это знание норм и правил общения, например праздничного, владение его технологией и т.д.

§4 Источники формирования коммуникативной компетенции личности

Основными источниками приобретения коммуникативной компетенции являются:

1)соционормативный опыт народной культуры;

2)знание языков общения, используемых народной культурой;

3)опыт межличностного общения в непраздничной сфере;

4) опыт восприятия искусства.

Соционормативный опыт - это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем реальное бытование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат (произвольная смесь норм общения, заимствованных из разных национальных культур), вводит личность в состояние когнитивного диссонанса. А это рождает противоречие между знанием норм общения в разных формах общения и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Диссонанс - источник индивидуально-психологического торможения активности личности в общении. Личность "выключается" из поля общения. Возникает поле внутреннего психологического напряжения. А это создает барьеры на пути человеческого взаимопонимания.

В практике подготовки личности к общению в культурах разных народов сформировался коммуникативный метод Суть его - обучение общению через общение. В работах Г.А. Бернштам и М.М. Громыко, посвященных, в частности, анализу культуры как своеобразного социально-психологического тренинга, выявлены принципы коммуникативного метода. Во-первых, это принцип целевой обусловленности. Во-вторых, принцип индивидуализации, который позволяет сформировать индивидуальный стиль реализации соционормативной культуры общения. В-третьих, это принцип функциональности, когда осваиваемые нормы общения связываются с функциональным статусом личности в конкретных ситуациях празднования. В-четвертых, принцип ситуативности, требующий учета коммуникативной реальности в формах празднования. В-пятых, принцип актуальности, дающий возможность личности соотносить свое актуальное состояние с характером ситуации. Выделенные пять принципов коммуникативного метода формирования соционормативной культуры общения личности взяты за основу при разработке социально-психологических тренингов общения.

Владение соционормативной культурой общения предполагает и овладение личностью сигнификационной культурой общества. Сигнификация - это система символов и нормативных предписаний по их использованию в общении. Согласно А.Ф. Лосеву, символ есть сигнификация (обозначение) действительности. Как своеобразный знак символ используется в разных качествах: и как способ организации действий, и как способ выражения отношения к партнеру общения, и, конечно, как средство организации текста сообщений, которыми обмениваются участники общения.

Однако роль сигнификации, как справедливо заметил болгарский ученый А. Лилов, анализируя идеи Л.С. Выготского, гораздо шире: Овладение сигнификацией общества - это овладение системой общения характер "автостимулируемого поведения". В сущности, Л.С.Выготский понимает сигнификацию как регулятивный принцип поведения личности в общении.

Таким образом, знание сигнификации общества - это овладение принципами регуляции общения. Сигнификация по своей сути определяет характер социокультурной технологии общения.

Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой - индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности. Динамический аспект этого опыта составляют процессы социализации и индивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие.

В общении особую роль играет овладение социальными ролями: организатора, участника и т. п. общения. И здесь очень важен опыт восприятия искусства.

Искусство воспроизводит самые разнообразные модели человеческого общения. Знакомство с этими моделями закладывает основу коммуникативной эрудиции личности. Она, представляя собой систему знаний истории и культуры человеческого общения, предполагает вместе с тем интеграцию всех источников коммуникативной компетенции личности. Обладая определенным уровнем коммуникативной компетенции, личность вступает в общение, имея определенный уровень самоуважения и самоосознания. Личность становится персонифицированным субъектом общения.

Это означает не только искусство адаптации к ситуации и свободу действий, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию. Персонификация общения проявляется также и на акциональном уровне - и как овладение кодом ситуативного общения, и как ощущение допустимого в импровизациях, уместности конкретных средств общения.

Таким образом, логика анализа составляющих компонентов коммуникативной компетентности личности как субъекта общения выводит на три ее уровня: (1) соционормативный, (2) сигнификационный, (3) акциональный. В совокупности три названных уровня и характеризуют степень коммуникативной компетентности личности как субъекта общения.

Коммуникативная компетентность личности, а точнее, возможность ее проявления блокируется под воздействием психологических и социальных травм.

Блокировка нарушает проявление субъектности личности в общении, ведет к деформации ее отношений. Одновременно такая ситуация, если в нее вовлечены большие группы людей, ведет к эмоционально-негативному возбуждению социальной психики.

Коммуникативные нарушения личности корригируются системой специальных методов. Их можно условно разделить на индивидуальные (компетенция психоанализа), групповые (методы "психодрам"), массовые (в том числе экстатические).

Социальная психокоррекция - новый раздел социальной психологии, который опирается на изложенные выше методы. Его разработка - дело будущего.

Глава 3. Экспериментальная база для изучения коммуникативной компетентности личности

В данной главе будут представлены некоторые методики диагностики коммуникативной компетентности личности.

Исследование коммуникативной компетентности может осуществляться по следующим направлениям.

Определение коммуникативных потенциалов личности и обобщенных показателей малой группы. Диагностика потенциалов коммуникативной компетентности в этом аспекте может осуществляться с помощью следующих методик: диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности, коммуникативной социальной компетентности, уровня конфликтоустойчивости, межличностных отношений и т.д.

.Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности. (Л.И.Уманский, И.А.Френкель, А.Н.Лутошкин, А.С.Чернышов и др.)

Назначение и содержание. Данная методика предназначена для определения базовых особенностей личности в процессе межличностных отношений, их диагностика может осуществляться в формах самооценки, экспертных оценках или в их сочетаниях. (См. приложение 1)

.Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК).

Назначение и содержание. Данная методика предназначена для получения более полного представления о личности, составление вероятностного прогноза успешности ее профессиональной деятельности. Опросник включает в себя сто утверждений, расположенных в циклическом порядке, с тем, чтобы обеспечить удобство отсчета при помощи трафарета. Для каждого вопроса предусмотрены три альтернативных ответа. Методика рассчитана на изучение отдельных личностных факторов у лиц со средним и высшим образованием. (См. приложение 2)

3.Определение уровня конфликтоустойчивости.

Назначение и содержание. Данная методика позволяет выявить основные стратегии поведения в потенциальной зоне конфликта - межличностных спорах и косвенно определить уровень конфликтоустойчивости. (См. приложение 3)

.Диагностика межличностных отношений. (А.А. Рукавишников)

Цель: предназначена для оценки типичных способов вашего отношения к людям. (См. приложение 4)

Существуют и другие методики для определения уровня коммуникативной компетентности, но сегодня мы позволим себе остановиться именно на выше перечисленных.

Заключение

общение коммуникативная компетентность личность

В процессе исследования данной проблемы был сделан анализ понятия общение с т.з. известных психологов и социологов. Также оно было рассмотрено на базе сложившихся в отечественной литературе подходов.

Во-вторых, в рамках работы были широко развернуты и представлены структура и значение коммуникативной компетентности личности.

В-третьих, проведен социотехнологический анализ коммуникативно-исполнительского мастерства личности, факторов развития и формирования коммуникативной компетентности личности.

В-четвертых, в работе представлены диагностические методики для исследования и выявления коммуникативной компетентности по различным направлениям.

В целом, проведенное исследование позволяет обозначить перспективу дальнейшего изучения коммуникативной компетентности личности. Коммуникативная компетентность может быть рассмотрена в различных вариантах, также по многим направлениям. Можно проследить динамику коммуникативной компетентности в различных возрастных группах. Взять, предположим, подростковый возраст и исследовать уровень сформированности коммуникативно- исполнительского мастерства и т.д.

Сделав теоретический анализ данной проблемы, мы убедились в том, что в социологии, психологии и ряде других наук наблюдается тенденция развития понятия коммуникативной компетентности.

Коммуникативную компетентность можно рассматривать также с точки зрения педагогики, а не только психологии и социологии. Поэтому это понятие принимает большее значение, чем может показаться на первый взгляд.

Таким образом, разработка данного вопроса может продолжаться.

Литература

1. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии: Вместо введения// Проблема общения в психологии.- М.: Наука 1981.

.Даниленко О.И. Культура общения.- Л.: Изд-во ЛГИК,1980.

З. Десев Л. Психология малых групп. - М.: Прогресс, 1979.

. Коломенский Я.Я. Психология взаимоотношения в малых группах: Общение и возрастные особенности. - Минск: Изд-во БГУ, 1976

. Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.

. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.:Мысль,1971

. Руденскнй Е.В. Театрализованная игра как тренинг общения - Новосибирск: Изд-во СиБСПИ, 1991.

. Аникеева Н.П. Обучение школьников способам общения// Психологический климат в коллективе.- М.: Просвещение,1989

. Флоренская Т.А. Проблема психологии катарсиса как преобразования личности / / Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М.: Наука, 1979.

.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - Изд-во АПН , 1956

.Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности.- Киев: Наукова думка,1981

. Бернштам Г.А., Громыко М.М. Социально-психологический тренинг. - М. Изд-во МГУ, 1987, 356с.

. Артур Ребер. Большой толковый психологический словарь. Том 1, 1995,361с.

.Мещеряков Б.Г. , Зинченко В.П. Большой психологический словарь, 2003.

. Панферов В.Н. Деятельность и общение. - М.: Психология, 1986. - 352с

. Бодалев А.А. Личность в общении. М.: Педагогика, 1983. - 272с

. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования.// Методологические проблемы социальной психологии. - М.:Наука,1975. -С.106-123.

. Золотнякова А.С. Социальная психология. - М.: 1996, 432с.

. Руденский Е.Ф. Социальная психология.- М.: Инфра-М.,1997

. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение,1988

.Кутасова Т.В. Хрестоматия по социальной психологии. - М.: Международная педагогическая академия,1984

. Леонтьев А.А. Психология общения.М.: Смысл,1999

Приложение

Приложение 1

Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности. (Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов и др.)

Инструкция. Черты характера оцениваются по пятибалльной системе. В данной схеме оценки обозначаются 5,4,3,2,1.

В графе напротив соответствующей оценки, которую дает сам испытуемый или эксперт, ставится крестик. Баллы соответствуют следующим уровням проявления данной черты:

- черта проявляется постоянно, зримо, характерно, ярко выражено, типично для личности;

- чаще проявляется, чем не проявляется;

- не выражена достаточно определенно, как правило, не проявляется;

- противоположная черта личности проявляется чаще, чем данная. Эта противоположная черта выражена заметнее;

- ярко выражена противоположная черта, она проявляется активно, зримо, типично.

Кроме этого, желательно охарактеризовать оцениваемое качество с т. з. не только того, в какой степени этим качеством обладает данная личность, но и старается ли она активно «навязать» это качество другим. В графе «а» ставится плюс (+), если характеризуемая личность переносит свое качество на других, знак минус (-) ставится тогда, когда это качество не переносится на других и является сугубо личным свойством, и наконец, знаком равенства (=) обозначается тот случай, когда не выражено ни то, ни другое. В графе «б» отмечаются изменения данного качества, которые произошли за последнее время: усиление этого качества отмечается знаком плюс, ослабление - знаком минус, а знаком равенства обозначается отсутствие тенденции развития, как в сторону «-», так и в сторону «+». В графе «в» отмечается тенденция изменения этого качества в дальнейшем: тенденция усиления обозначается «+», ослабления «-», а знаком «=» обозначается отсутствие тенденции как в сторону «+», так и «-».

Таблица 1




Обработка и интерпретация полученных данных.

Обобщение результатов исследования производится либо на основе самооценки, либо путем сопоставления независимых экспертных оценок по каждому из «блоков» исследуемых личностных качеств. Завершающим этапом обработки может служить составление личностного профиля на основе предложенной формы.

О степени проявления тех или иных качеств можно судить по усредненным значениям в соответствии с содержательной характеристикой каждого балла, приведенной в инструктивной части.


Приложение 2

Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК).

Инструкция. Вам предлагается ряд вопросов и три варианта ответов на каждый из них (а,б,в).Отвечать нужно следующим образом:

·сначала прочтите вопрос и варианты ответов на него;

·выберите один из предложенных вариантов ответа, отражающий ваше мнение, и поставьте соответствующую букву (а, б или в) в клеточке на листе для ответов.

Помните следующие правила:

не тратьте много времени на обдумывание ответов; давайте тот ответ, который первым приходит в голову;

·старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточным ответам типа «не уверен», «нечто среднее» и т. п. Таких ответов должно быть как можно меньше;

·ни в коем cлyчae ничего не проnyскайте на каждый вопрос необходимо дать ответ;

·отвечайте как можно более искренне, не надо стараться произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.

Теперь, пожалуйста, приступайте к работе. Свои ответы в буквенной форме необходимо проставлять либо в опросном листе рядом с номером вопроса, либо в специальном бланке.

Памятка экспериментатору. Обращайте внимание на то, понял ли опрашиваемый инструкцию, готов ли искренне ответить на поставленные вопросы. Помните, что следует ответить на все вопросы. Необходимо подчеркнуть, что нежелательно часто использовать промежуточные ответы и подолгу размышлять над ними. Если опрашиваемых несколько, то они не должны советоваться друг с другом.

Бланк ответов

Ф.И.О.__________________Пол______Возраст____

Образование______________________Дата________

1

11

21

31

41

51

61

71

81

91

2

12

22

32

42

52

62

72

82

92

3

13

23

33

43

53

63

73

83

93

4

14

24

34

44

54

64

74

84

94

5

15

35

45

55

65

75

85

95

6

16

26

36

46

56

66

76

86

96

7

17

27

37

47

57

67

77

87

97

8

18

28

38

48

58

68

78

88

98

9

19

29

39

49

59

69

79

89

99

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100


Опросник

1. Я хорошо понял инструкцию и готов искренне ответить на вопросы:

а) да;

б) не уверен;

в) нет

. Я предпочел бы снимать дачу:

а) в оживленном дачном поселке;

б) нечто среднее;

в) в уединенном месте, в лесу.

. Я предпочитаю несложную классическую музыку современным популярным мелодиям:

а) верно;

б) не уверен;

в) неверно.

. По-моему, интереснее быть:

а) инженером-конструктором;

б) не знаю;

в) драматургом.

. Я достиг бы в жизни гораздо большего, если бы люди не были настроены против меня:

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

. Люди были бы счастливее, если бы больше времени проводили в обществе своих друзей:

а) да;

б) верно нечто среднее;

в) нет.

. Строя планы на будущее, я часто рассчитываю на удачу:

а) да;

б) затрудняюсь ответить;

в) нет.

«Лопата» так относится к «копать», как «нож» к

а) острый;

б) резать;

в) точить.

. Почти все родственники хорошо ко мне относятся:

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

. Иногда какая-нибудь навязчивая мысль не дает мне уснуть:

а) да, это верно;

б) не уверен;

в) нет.

. Я никогда ни на кого не сержусь:

а) да;

б) затрудняюсь ответить;

в) нет.

. При равной продолжительности рабочего дня и одинаковой зарплате мне было бы интереснее работать:

а) столяром или поваром;

б) не знаю, что выбрать;

в) официантом в хорошем ресторане.

. Большинство знакомых считают меня веселым собеседником:

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

. В школе я предпочитал:

а) уроки музыки (пения);

б) затрудняюсь сказать

в) занятия в мастерских, ручной труд.

. Мне определенно не везет в жизни:

а) да;

б) верно нечто среднее;

в) нет.

. Когда я учился в 7·10 клaccax, я участвовал в спортивной жизни школы:

а) очень редко;

б) от случая к случаю;

в) довольно часто.

. Я поддерживаю дома порядок и всегда знаю, что где лежит:

а) да;

б) верно нечто среднее;

в) нет.

. «Усталый» так относится к «работе», как «гордый» к:

а) улыбка;

б) успех;

в) счастливый.

. Я веду себя так, как принято в кругу людей, среди которых я нахожусь:

а) да;

б) когда как;

в) нет.

. В своей жизни я, как правило, достигаю тех целей, которые ставлю перед собой:

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

. Иногда я с удовольствием слушаю неприличные анекдоты:

а) да;

б) затрудняюсь ответить;

в) нет.

. Если бы мне пришлось выбирать, я предпочел бы быть:

а) лесничим;

б) трудно выбрать;

В) учителем старших классов.

. Мне хотелось бы ходить в кино, на разные представления и в другие места, где можно развлечься:

а) чаще одного раза в неделю (чаще, чем большинство людей);

б) примерно раз в неделю (как большинство);

в) реже одного раза в неделю (реже, чем большинство).

. Я хорошо ориентируюсь в незнакомой местности: легко могу сказать, где север, юг, восток или запад:

а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

. Я не обижаюсь, когда люди надо мной подшучивают:

а) да;

б) когда как;

в) нет.

. Мне бы хотелось работать в отдельной комнате, а не вместе с коллегами:

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

. во многих отношениях я считаю себя вполне зрелым человеком:

а) это верно;

б) не уверен;

в) это неверно.

. Какое из данных слов не подходит к двум остальным:

а) свеча;

б) луна;

в) лампа.

. Обычно люди неправильно понимают мои поступки:

а) да;

б) верно нечто среднее;

в) нет.

. Мои друзья:

а) меня не подводили;

б) изредка;

в) довольно часто.

. Обычно я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено:

а) да;

б) затрудняюсь ответить;

в) нет.

. Если бы я сделал полезное изобретение, я предпочел бы:

а) дальше работать над ним в лаборатории;

б) трудно выбрать;

в) позаботиться о его практическом использовании.

. У меня, безусловно, меньше друзей, чем у большинства людей:

а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

. Мне больше нравится читать:

а) реалистические описания острых военных или политических конфликтов;

б) не знаю, что выбрать;           .

в) роман, возбуждающий воображения и чувства.

. Моей семье не нравится специальность, которую я выбрал:

а) да;

б) верно нечто среднее;

в) нет.

. Мне легче решить трудный вопрос или проблему: а) если я - с другими;

б) верно нечто среднее;

в) если обдумываю их в одиночестве.

. Выполняя какую-либо работу, я не успокаиваюсь, пока не будут учтены даже самые незначительные детали:

а) верно;

б) среднее;

в) неверно.

. «Удивление» относится к «необычный», как «страх» к:

а) храбрый;

б) беспокойный;

в) ужасный.

. меня всегда возмущает, когда кому-либо ловко удается избежать заслуженного наказания:

а) да;

б) пo-разному;

в) нет.

. Мне кажется, что некоторые люди не замечают или избегают меня, хотя не знаю, почему:

а) верно;

б) не уверен;

в) неверно.

. В жизни не было случая, чтобы я нарушил обещание:

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

. Если бы я работал в хозяйственной сфере, мне было бы интересно:

а) беседовать с заказчиками, клиентами;

б) нечто среднее;

в) вести отчеты и другую документацию.

. Я считаю, что:

а) нужно жить по принципу: делу время, потехе час;

б) нечто среднее между «а» и «в»;

в) жить нужно весело, не особенно заботясь о завтрашнем дне.

. Мне было бы интересно полностью поменять сферу деятельности:

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

. Я считаю, что моя семейная жизнь не хуже, чем у большинства моих знакомых:

а) да;

б) трудно сказать;

в) нет.

. Мне неприятно, если люди считают, что я слишком невыдержан и пренебрегаю правилами приличия:

а) очень;

б) немного;

в) совсем не беспокоит.

. Бывают периоды, когда трудно удержаться от чувства жалости к самому себе:)да;

б) иногда;

в) никогда.

48.Какая из следующих дробей не подходит к двум остальным:

а) 3/7;

б) 3/9;

в) 3/11.

. Я уверен, что обо мне говорят за моей спиной:

а)да

б) не знаю;

в) нет.

. Когда люди ведут себя неблагоразумно и безрассудно:

а) я отношусь к этому спокойно;

б) нечто среднее;

в) испытываю к ним чувство презрения.

. Иногда мне очень хочется выругаться:

а) да;

б) затрудняюсь ответить;

в) нет.

. При одинаковой зарплате я предпочел бы быть: а) адвокатом;

б) затрудняюсь ответить;

в) штурманом или летчиком.

. Мне доставляет удовольствие совершать рискованные поступки только для забавы:

а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

. Я люблю музыку:

а) легкую, живую

б) нечто среднее;

в) эмоционально насыщенную, сентиментальную.

. Самое трудное для меня - это справиться с собой:

а) верно;

б) не уверен;

в) неверно.

. Иногда чувство зависти влияет на мои поступки:

а) да;

б) нечто среднее; в) нет.

. «Размер» так относится к «сумма», как «нечестный» к: а) тюрьма;

б) грешный;

в) укравший;

. Родители и члены семьи часто придираются ко мне: а) да;

б) верно нечто среднее; в) нет.

. Когда я слушаю музыку, а рядам громко разговаривают: а) это мне не мешает, я могу сосредоточиться;

б) верно нечто среднее;

в) это портит мне удовольствие и злит меня.

. Временами мне приходит в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать: а) да;

б) зaтpyдняюсь ответить;

в) нет.

. Мне кажется, интереснее быть: а) художником;

б) не знаю, что выбрать;

в) директором театра или киностудии.

. Я предпочел бы одеваться скорее скромно, так, как все, чем броско и оригинально: а) согласен;

б) не уверен;

в) не согласен.

. не всегда можно осуществить что-либо постепенными, умеренными методами, иногда необходимо приложить силу:

а) согласен;

б) нечто среднее; в) нет.

. Я любил ШКОЛУ: а) да;

б) трудно сказать; в) нет.

. Я лучше усваиваю материал:

а) читая хорошо написанную книгу; б) верно нечто среднее;

в) участвуя в коллективном обсуждении.

. Я предпочитаю действовать по-своему, вместо того чтобы придерживаться общепринятых правил:

а) согласен;

б) не уверен; в) не согласен.

. АВ так относиться к ГВ, как СР К: а) П0;

б) ОП;

в) ТУ.

. Обычно я удовлетворен своей судьбой: а) да;

б) не знаю; в) нет.

. Когда приходит время для осуществления того, что я заранее планировал и ждал, я иногда чувствую себя не в состоянии это сделать:

а) согласен;

б) нечто среднее; в) не согласен.

. не все мои знакомые мне нравятся: а) да;

б) зaтpyдняюсь ответить; в) нет.

. Если бы меня попросили организовать сбор денег на подарок кому-нибудь или участвовать в организации юбилейного торжества:

а) я согласился бы;

б) не знаю, что сделал бы;

в) сказал бы, что, к сожалению, очень занят.

. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка:

а) согласен;

б) не уверен; в) не согласен.

. меня больше привлекает красота стиха, чем красота и совершенство оружия: а) да;

б) не уверен; в) нет.

. У меня больше причин чего-либо опасаться, чем у моих знакомых: а) да;

б) трудно сказать; в) нет.

. работая над чем-то, я предпочел бы делать это: а) в коллективе;

б) не знаю, что выбрать; в) самостоятельно.

77. Прежде чем высказать свое мнение, я предпочитаю подождать, пока буду полностью уверен в своей правоте:

а) всегда;

б) обычно;

в) только если это практически возможно.

. «Лучший» так относится к «наихудший», как «медленный» к: а) скорый;

б) наилучший; в) быстрейший.

. Я совершаю много поступков, о которых потом жалею: а) да;

б) зaтpyдняюсь ответить; в) нет.

. Обычно я могу сосредоточенно работать, не обращая внимания на то, что люди вокруг меня шумят:

а) да;

б) нечто среднее; в) нет.

. Я никогда не откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня: а) да;

б) затрудняюсь ответить; в) нет.

. У меня было:

а) очень мало выборных должностей; б) несколько;

в) много выборных должностей.

. Я провожу много свободного времени, беседуя с друзьями о тех приятных событиях, которые мы вместе переживали когда-то:

а) да;

б) нечто среднее; в) нет.

. На улице я остановлюсь, чтобы посмотреть скорее на работу художника, чем на уличную ссору или дорожное происшествие:

а) да;

. Иногда мне очень хотелось уйти из дома: а) да

б) не уверен; в) нет.

. Я предпочел бы жить тихо, как мне нравится, нежели быть предметом восхищения благодаря своим друзьям:

а) да;

б) верно нечто среднее; в) нет.

. Pазгoваривая, я склонен:

а) высказывать свои мысли сразу, как только они приходят в голову;

б) верно нечто среднее;

в) прежде хорошенько собраться с мыслями.

. Какое из следующих сочетаний знаков должно продолжить этот ряд ХООООХХОООХХХ: а) ОХХХ;

б) ООХХ;

в) XОOO.

. Мне безразлично, что обо мне думают другие: а) да;

б) нечто среднее; в) нет.

. У меня бывают такие волнующие сны, что Я просыпаюсь: а) часто;

б) изредка;

в) практически никогда.

. Я каждый день прочитываю всю газету: а) да;

б) трудно сказать; в) нет.

. К дню рождения, к праздникам: а) я люблю делать подарки; б) затрудняюсь oтветить.;

в) считаю, что покупка подарков - несколько неприятная обязанность.

. Очень не люблю бывать там, где не с кем поговорить:

а) верно;

б) не уверен; в) неверно.

. В школе Я предпочитал:

а) русский язык;

б) трудно сказать;

в) математику.

. Кое-кто затаил злобу против меня:

а) да;

б) не знаю; в) нет.

. Я охотно участвую в общественной жизни, в работе разных комиссий и т. д.:

а) да;

б) нечто среднее; в) нет.

. Я твердо убежден, что начальник может быть не всегда прав, но всегда имеет возможность настоять на своем:

а) да;

б) не уверен; в) нет.

. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным: а) какой-либо;

б) несколько;

в) большая часть.

. В веселой компании мне бывает неудобно дурачиться вместе с другими:

а) да;

б) по-разному; в) нет.

100.Если я совершил какой-то промах в обществе, то довольно быстро забываю о нем:

а) да;

б) нечто среднее; в) нет.

Обработка и интерпретация результатов

Ответы опрашиваемого надо сравнить с ключом. В случае совпадения буквы, указанной в ключе, и буквы ответа, который выбрал опрашиваемый, за данный ответ начисляется 2 балла. за промежуточный ответ -б» всегда начисляется 1 балл.

В случае несовпадения буквы ответа и буквы ключа начисляется 0 баллов.

Ключ к тесту

I

11а

21в

31в

41а

51в

61в

71в

81а

91а

Л

П

12а

22в

32в

42а

52а

62в

72а

82в

92а

А

IIII

13а

23а

33в

43в

53а

63в

73в

83а

93в

Д

IY

14а

24в

34в

44а

54в

64а

74а

84а

94а

К

У

15а

25в

35а

45в

55а

65в

75в

85а

95а

П

УI

16а

26а&

36в

46а

56а

66в

76в

86а

96в

М

YII

17а

27а

37а

47в

57в

67в

77а

87в

97в

Н

УШ

86

186

28б

38в

48б

58в

68б

78в

88б

98а

В

lX

19в

29а

39в

49а

59аB

69в

79а

89а

99в

П

Х

10вв

20а

30а

40в

50а

60а

70в

80а

90в

100а

С


Обработка по фактору В (логическое мышление) несколько другая. Здесь в случае совпадения буквы ответа с буквой ключа присваивается 2 балла, а в случае несовпaдeния - О баллов.

Пoлyчeнные таким образом баллы суммируются по каждому фактору. По фактopaм А, В, С, Д, К, М, Н, Л максимальное число баллов 20. По фактору - 40 баллов (сложить 5 и 9 строки).

Количество баллов от 16 до 20 (по факторам А, В, С, Д, К, М, Н) является высокой оценкой по данному фактору, значит, соответствующее качество личности явно выражено (например, общительность по фактору А).

Количество баллов 13, 14, 15 говорит об определенном преобладании качества, соответствующего высокой оценке (например, общительности над замкнутостью).

Количество баллов 5, 6, 7 свидетельствует о преобладании качества, соответствующего низкой оценке (например, замкнутости над общительностью).

Количество баллов 8-12 означает примерное равновесие между двумя противоположными личностными качествами (например, в меру открыт, в меру замкнут).

Если опрашиваемый набрал 12 и более баллов по шкале Л, то результаты опроса необходимо признать недостоверными.

Если опрашиваемый набрал более 20 (из 40) баллов по шкале П (склонность к асоциальному noвeдению), то это свидетельствует об определенных личностных проблемах в какой-либо сфере жизни: в семье, в отношениях с друзьями, на работе, в отношениях с окружающими). В этом случае необходимо провести дополнительное собеседование, чтобы выявить, насколько серьезныы возникшие проблемы.

Фактор А

Высокая оценка +А - открытый, легкий, общительный. Низкая оценка -А - необщительный, замкнутый.

Фактор В

Высокая оценка +В - с развитым логическим мышлением, сообразительный.

НИ3ICЗЯ оценка -В- невнимательный или со слаборазвитым логическим мышлением.

Фактор С

Высокая оценка +С - эмоционально устойчивый, зрелый, спокойный.

низкая оценка -С - эмоционально неустойчивый, изменчивый, поддающийся чувствам.

Фактор Д

Высокая оценка +Д - жизнерадостный, беспечный, веселый. Низкая оценка - Д трезвый, молчаливый, серьезный.

Фактор К

Высокая оценка +К - чувствительный, ТЯНУЩИЙСЯ к другим, с художественным мышлением.

Низкая оценка -К - полагающийся на себя, реалистичный, рациональный.

Фактор М

Высокая оценка +М - предпочитающий собственные решения,

независимый, ориентированный на себя.

Низкая оценка - М - зависимый от группы, компанейский, следует за общественным мнением.

Фактор Н

Высокая оценка +Н - контролирующий себя, умеющий подчинять себя правилам.

Низкая оценка -Н - импульсивный, неорганизованный.

Кроме того, данный опросник позволяет выявить склонность к асоциальному поведению (фактор П), что может характеризоваться пренебрежением к принятым общественным нормам, моральным и этическим ценностям, установившимся правилам поведения и обычаям.

Включена в опросник и шкала правдивости (фактор Л), которая позволяет судить о достоверности полученных результатов.

Уровневая оценка факторов ( в баллах):

-20 - максимальный уровень;

-15 - преобладающая выраженность факторов; 8-12 - средний уровень;

- 7 - низкий уровень.

Приложение 3

Определение уровня конфликтоустойчивости.

ИНСТРУКЦИИ. Внимательно прочитайте и оцените каждое из десяти полярных суждений, указанных в бланке, которые в большей мере свойственны вашему поведению. Для этого сначала определите, какое из из двух крайних суждений подходит вам, а затем оцените его по 5балльной системе. Помните, что промeжyтoчная графа 3 означает равнозначное присутствие обоих качеств. Крайние же значения 4·5 и 1·2 характеризуют либо уклонение от споров, либо непринужденное участие в разрешении спорных моментов.

1

Уклоняюсь от спора

5 4 3 2 1

Рвусь в спор

2

Отношусь к конкуренту без предвзятости

5 4 3 2 1

Подозрителен

з

Имею адекватную самооценку

5 4 З 2 1

Имею завышенную самооценку

4

Пpиcлушиваюсь к мнению дpyгиx

5 4 З 2 1

не принимаю иных мнений

5

не поддаюсь провокации, не завожусь

5 4 3 2 1

Легко завожусь

6

Уступаю в споре, иду на компромисс

54321

не уступаю в cпope: победа или поражение

7

Если взрываюсь, то потом ощущаю чувство вины

54321

Если взрываюсь, то считаю, что без этого нельзя.

8

Выдерживаю корректный тон в споре, тактичность

54321

Допускаю тон, не терпящий вoзpажений, бесбестактность

9

Считаю, что в споре не надо демонстрировать свои эмоции

5 4 3 2 1

Считаю, что в cпope нужно проявить сильный характер

10

Считаю, что спор - крайняя форма разрешения конфликта

54321

Считаю, что спор необходим для разрешения конфликта


Обработка и интерпретация данных

Оцените по пятибалльной системе, насколько у вас проявляется каждое из приведенных слева свойств. Подсчитайте общую сумму 6амов.

Начертите свой профиль поведения в спорных ситуациях.

Проанализируйте причины полярных стратегий поведения с целью внесения необходимых корректив.

-50 баллов - высокий уровень конфликтоустойчивости.

-40 баллов - средний уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий об ориентации личности на компромисс, стремлении избегать конфликта.

-30 баллов - низкий уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий о выраженной конфликтности.

-19 баллов - очень низкий уровень конфликтоустойчивости. Данный уровень свойствен конфликтным людям.

Приложение 4

Диагностика межличностных отношений. (А.А. Рукавишников)

Инструкции. Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных или неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.

Иногда люди стремятся отвечать на вопросы т. к., как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в данном случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности.

Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответ на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.

Имя




Возраст

Дата


Группа

Символ

Место работы (учебы):






е

w

e+w

e-w

I






С






А







Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего вам подходит.

Итак, прочитав утверждение, запишите номер ответа, расположенный в скобках слева от каждой строчки. Пожалуйста, будьте внимательны при выборе ответа и его записи.


Обработка данных

Ключи для обработки шкал опросника межличностных отношений (ОМО)

Слева приводятся пункты шкал, справа - номера правильных ответов. При совпадении ответа испытуемого с ключом - он оценивается в 1 балл, при несовпадении - О баллов.

le

. 1 234 3. 12345 5. 12345 7.123

. 123 11. 1

.1

.1

. 1 28.12

.12 34.12 37.1

. 1 42.123 45.123 48.1234 51. 1 23

. 1 2345 6.123

. 1 23 14. 1 23 18.1234 20. 1 234 22.12 24.12 26.12

се

.1234 33.12345 36.1 23 41.12345 44.1234 47.12345 50.1 234 53.1 234 54. 123

Ае 4.12 8. 1 2 12. 1

. 1 23 19.3456 21.1

. 1 25.3456 27. 1

. 1 32.12 35.56 38. 123 40.56 43. 1 46.456 49. 1 52.56

Интерпретация полученных результатов

Бaллы колеблются от О до 9. Чем больше они приближаются к экстремальным оценкам, тем 6ольшее применение имеет следующее описание поведения:

а) включение:- низкое; означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет склонен их избегать;- высокое; предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать;- низкое; предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с не6ольшим количеством людей;- высокое; предполагает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым ocтaльными и принaдлежать к ним.

б) контроль:

се - низкое; означает, ЧТО индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности;

се - высокое; означает, ЧТО индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью;- низкое; предполагает, что индивид не принимает контроля над собой;- высокое; отражает потребность в зависимости и колебания, при принятии решений;

в) аффект:

Аe - низкое; означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений;

Аe - высокое; предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения;

Aw - низкое; означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения;

Aw - высокое; типично ДI1Я лиц, которые требуют, чтобы остальные без разбора устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения.

от суммы баллов зависит степень применимости приведенных выше описаний: 0-1 и 8-9 - экстремально низкие и экстремально высокие баллы, поведение будет иметь компульсивный характер. 2-3 и 6-7 - низкие и высокие баллы, и поведение лиц будет описываться в соответствующем направлении. 4-5- пограничные баллы, и лица могут иметь тенденцию поведения, описанного как для низкого, так и для высокого «сырого» счета. Эти оценки удобно интерпретировать с учетом средних и стандартных отклонений соответствующей популяции.

Характеристика шкал ОМО

ВКЛЮЧЕНИЕ (выраженное поведение)

Iе - стремление принимать остальных, чтобы они имели интерес ко мне и принимали участие в моей деятельности; активно стремлюсь принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей.

Требуемое поведение- стараюсь, чтобы остальные приглашали меня принимать участие в их деятельности и стремились быть в моем обществе, даже когда я не прилагаю к этому никаких усилий.

КОНТРОЛЬ (выраженное поведение)

Се - пытаюсь контролировать и влиять на остальных: беру в свои руки руководство и стремлюсь решать, что и как будет делаться.

Требуемое поведение

Сw - стараюсь, чтобы остальные контролировали меня, влияли на меня и говорили мне, что я должен делать.

Аффект (выраженное поведение)

Аe - стремлюсь быть в близких, интимных отношениях с остальными, проявлять к ним свои дружеские и теплые чувства.

Требуемое поведение- стараюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились со мной своими интимными чувствами.

Оценки по этим шкалам - числа в промежутке от О до 9. Следовательно, результат выражается суммой шести однозначных чисел. Комбинации этих оценок дают индексы объема интеракций (е + W) и противоречивости межличностного поведения (е - W) внутри и между отдельными областями межличностных потребностей, а также коэффициенты совместимости в диаде или группе, состоящей из большого количества членов.

Похожие работы на - Понятие коммуникативной компетентности личности и характеристика её структуры и основных компонентов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!