Правовые нормы о соглашениях по социально-трудовым вопросам

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    97,38 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовые нормы о соглашениях по социально-трудовым вопросам

Содержание

Введение

Часть 1. Правовое регулирование соглашений по социально-трудовым вопросам

.1 Международно-правовые акты и нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок заключения соглашений

1.2       История развития института соглашений по социально-трудовым вопросам

Часть 2. Необходимость принятия и функциональное назначение соглашений по социально-трудовым вопросам

.1 Основные виды соглашений

.2 Общие требования к разработке соглашения

.3 Порядок вступления в действие и изменение соглашения

Часть 3. Сфера действия соглашений по социально-трудовым вопросам

.1 Действие соглашений по социально-трудовым вопросам во времени и в пространстве

.2 Действие соглашений по социально-трудовым вопросам по кругу лиц

Заключение

Список используемых источников

Приложение

 

Введение


Социальное партнерство в современной России стало важным направлением реализации социальной политики государства. Возрастает роль и значение социально-партнерских механизмов в регулировании и защите важнейших трудовых прав и социально-экономических интересов работников, членов их семей и даже населения, проживающего на территории действия актов социального партнерства.

Одним из направлений социального партнерства является деятельность по заключению соглашений по социально-трудовым вопросам. Трудовым кодексом РФ предусмотрено составление документов, регулирующих социально-трудовые отношения. К таким документам относится соглашение по регулированию социально-трудовых вопросов.

В зависимости от социально-экономической политики, проводимой государством, общественных потребностей, идеологических установок, роль и функции указанного соглашения неоднократно менялись. В условиях становления и развития рынка труда и новых по своему характеру общественных связях в современной России происходит очередное изменение содержания и сущности соглашения по регулированию социально-трудовых вопросов. Сейчас действующим законодательством подчеркивается нормативное значение этого акта.

Как и коллективный договор, соглашение является формой социально-партнерского регулирования трудовых отношений. Виды соглашений определяются в зависимости от сферы регулирования, но, как и коллективный договор, подчинены трудовому законодательству, их условия не должны ухудшать положение работников, а, наоборот, призваны повышать их социальные гарантии, условия труда и быта.

Соглашения, как правило, заключаются между тремя социальными партнерами: помимо представителей работников и работодателей в них участвуют исполнительные органы власти соответствующего уровня. Поэтому в них просматривается принцип трипартизма в отличие от двусторонних коллективных договоров, которые основаны на бипартизме.

В контексте нашего исследования, хотелось бы отметить, что проблема регулирования социально-трудовых отношений приобретает и все больший международный резонанс и внимание.

К примеру, не далее как в 2006 г. Генеральная конференция Международной организации труда (МОТ) приняла Рекомендацию N 198, получившую название в рабочей версии русского перевода как рекомендация о трудовом правоотношении. В этом документе наряду с прочим сформулированы положения о национальной политике защиты прав работников в условиях индивидуального трудового правоотношения, установлены критерии определения существования индивидуального трудового правоотношения; указано на необходимость проведения мониторинга трудовых отношений и осуществления данной Рекомендации.

Как указано в Рекомендации, государства-члены должны разработать и применять национальную политику, направленную на пересмотр через надлежащие периоды времени, и в случае необходимости внесения ясности (разъяснений, толкований) в сферу применения законодательства, других нормативных актов и их адаптацию, чтобы гарантировать эффективную защиту прав работников в трудовых отношениях. Такая политика должна содействовать экономическому росту, расширению занятости и достойному труду.

При определении и осуществлении мер по реализации данной Рекомендации предполагается использовать механизм трехстороннего сотрудничества государства, объединения работодателей и наиболее представительных организаций, работников.

Такая постановка вопроса, разумеется, вполне вписывается в концепцию развития трудовых отношений и социального партнерства Российской Федерации через институт соглашения по регулированию социально-трудовых вопросов.

В этой связи представляется целесообразным и актуальным анализ действующего законодательства о соглашениях по социально-трудовым вопросам. Сегодня важно выявить проблемы как общего характера, касающиеся регулирования социально-трудовых отношений через систему заключения соглашений, так и проблемы обеспечения и защиты трудовых прав работников в отдельных отраслях экономики.

Как показывает анализ литературы, вопросы регулирования отношений по заключению и исполнению соглашений по социально-трудовым вопросам были предметом внимания учёных в области трудового права и права социального обеспечения Н.А. Бриллиантовой, И.С. Войтинского, В.П. Галаганова, Н.Г. Гладкова, С.Ю. Головиной, К.Н. Гусова, И.К. Дмитриевой, В.В. Ершова, Е.А. Ершовой, И.Я. Киселёва, Т.Ю. Коршуновой, И.А. Костян, К.Д. Крылова, А.М. Курен-ного, М.И. Кучмы, М.В. Лушниковой, А.М. Лушникова, С.П. Маврина, Е.Е. Мачульской, В.И. Миронова, А.Ф. Нуртдиновой, А.Я. Петрова, В.Н. Скобелкина, О.В. Смирнова, И.О. Снигирёвой, Т.А Сошниковой, Л. С. Таля, Г.В. Хныкина, Е.Б. Хохлова, В.А. Чибисова, С.Ю. Чучи, Б.А. Шеломова и др., в области истории, социологии и политологии Гурьяновой Л.П., Киселёва В.Н., Лобка Д.В., Силина А.А., Смолькова В.Г., Щегловой С.Н. и др.

Приступая к изложению, мы ставим перед собой цели провести комплексное исследование юридического обеспечения заключения соглашений по социально-трудовым вопросам, проанализировать отдельные его виды и подготовить предложения по совершенствованию трудового законодательства РФ в данной области.

В соответствии с этой целью определяем задачи исследования: проанализировать правовую базу, регулирующую соглашения по социально-трудовым вопросам, изучить историю развития указанного института, рассмотреть общие требования к разработке соглашения, его виды, а также порядок вступления в действие и изменение соглашений. Кроме того, рассмотреть сферу действия соглашений по социально-трудовым вопросам во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Объектом дипломной работы являются правовые нормы о соглашениях по социально-трудовым вопросам.

Методологической основой дипломной работы являются общие методы научного познания (анализ и синтез), специальные правовые методы (технико-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой) и социологический метод - анализ документов.

Нормативную основу исследования составляют Конвенции и Реко-мендации МОТ, Конституция РФ, законы РФ и её субъектов, подзаконные и ведомственные акты, локальные нормативные акты.

Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка и трех приложений.

Часть 1. Правовое регулирование соглашений по социально-трудовым вопросам


1.1 Международно-правовые акты и нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок заключения соглашений


Одной из форм решения социально-экономических проблем работников любой отрасли, защиты их законных прав и интересов являются социально-партнерские соглашения в сфере труда - правовые акты, направленные на реализацию норм национального и международного права по регулированию социально-трудовых отношений в соответствующей отрасли.

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Такое определение дано в ст. 45 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ).

Соглашения, регулирующие социально-трудовые отношения, являются одним из средств укрепления социального партнерства. В настоящее время в российском трудовом праве создана необходимая правовая база, позволяющая реально воплощать в жизнь идеи социального партнерства. Оно строится на обоюдной заинтересованности сторон социального партнерства: работников и работодателей в лице их представителей - в повышении эффективности производства, создании безопасных и здоровых условий труда, повышении социальной защищенности работников. Как свидетельствует международный опыт, многие вопросы общественной жизни решаются быстрее, если стороны изначально ориентируются на сотрудничество, а не на конфронтацию.

В этой связи необходимо использовать богатый опыт МОТ, основанной в 1919 г., которой принадлежит решающая роль в утверждении развернутой концепции социального партнерства.

Главным методом и основой всей деятельности МОТ являются разработка конвенций и рекомендаций в сфере социально-трудовых отношений и контроль за их применением. Конвенция - международный акт, который после его ратификации государством-членом является обязательным для выполнения; рекомендация играет роль ориентира при разработке национального законодательства и практических мероприятий в социально-трудовой сфере. За период с 1919 г. МОТ было принято более 180 конвенций и 190 рекомендаций. Государства - участники конвенций гарантируют и обязуются обеспечивать права человека на труд, заработную плату, регулирование рабочего времени, еженедельный отдых и ежегодные оплачиваемые отпуска, защиту от особых опасностей, забастовки, свободу ассоциаций и защиту права на организацию, защиту от рабского и принудительного труда.

Основные стандарты, касающиеся коллективных переговоров и коллективных договоров, соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, содержатся в Конвенции Международной организации труда (далее - МОТ) N 154 "О содействии коллективным переговорам", принятой в 1981 г., а также в одноименной Рекомендации N 163 и Рекомендации N 91 "О коллективных договорах". Конвенция МОТ N 87 1948 г. о свободе ассоциации и защите права на организацию и Конвенция МОТ N 98 1949 г. о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, ратифицированные и действующие в Российской Федерации также регулируют заключение соглашений по регулированию социально-трудовых отношений.

Коллективными переговорами в соответствии со статьей 2 Конвенции МОТ N 154, принятой в 1981 г., признаются все переговоры, которые проводятся между предпринимателем, группой предпринимателей и одной или несколькими организациями предпринимателей, одной или несколькими организациями трудящихся в целях определения условий труда и занятости, регулирования правоотношений между предпринимателями и трудящимися. Кроме того, в процессе принятия и применения коллективных договоров и соглашений необходимо учитывать Конвенцию МОТ N 135 "О защите прав представителей трудящихся на предприятии и представляемых им возможностях", принятую в 1971 г., а также Рекомендацию МОТ N 143 с таким же названием.

Социальное партнерство - это "система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений" (ст. 23 ТК РФ).

Федеральный закон "О коллективных договорах и соглашениях" (ныне утратил силу) впервые признал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда, урегулировал социально-партнерские соглашения, но не раскрыл понятия социального партнерства. В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права (М.В. Лушникова, А.А. Крыжановская), как принцип трудового права (Н.И. Гонцов); как элемент отрасли (Э.Н. Бондаренко) и др. Действующий Трудовой кодекс РФ в ст. 2 называет социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Концепция социального партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, сотрудничестве, должна сыграть решающую роль в становлении рыночной экономики.

Ядром социального партнерства можно считать систему и механизмы договорного регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях власти и общества. Объективная необходимость заинтересованности работодателей и работников в установлении и развитии договорной системы обусловлена ее функциями, важнейшими из которых являются:

защита интересов обеих сторон и обеспечение их сбалансированности;

налаживание трудовых отношений и их развитие в тесной связи с результатами экономической деятельности;

оперативное и своевременное разрешение возникающих противоречий.

Современное российское законодательство, непосредственно связанное с регулированием социально-трудовых отношений, с социальным партнерством, на федеральном уровне включает следующие правовые акты: Трудовой кодекс РФ, федеральные законы: "Об общественных объединениях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О некоммерческих организациях", "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений", "Об объединении работодателей" и др.

В законодательных актах отражены основные понятия, применяемые в рамках социального партнерства, процедурные вопросы по порядку ведения переговоров, заключения договоров и соглашений, характер деятельности представительных организаций в системе социального партнерства, процедура разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и т. п..

Но все же, основным нормативным актом, регламентирующим порядок заключение соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, является Трудовой кодекс РФ.

Включение в ТК РФ нового раздела "Социальное партнерство в сфере труда" свидетельствует о его признании в качестве самостоятельного правового института, получившего развитие на основе достаточной правовой базы, созданной в России в период с 1991 г. по настоящее время, которая включает, в частности, трудовое законодательство, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права, предусмотренные в ст. 5 <#"539987.files/image001.gif">

Приложение 3


Бланк

Министерства

Работодателям

На федеральном уровне заключено отраслевое соглашение ___

________________________________________

полное наименование соглашения

между ________________________________

(наименование сторон соглашения)

Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (N ___ от ______ г.), опубликовано в журнале "Труд и Страхование" (N ____ _______ г.) и размещено на официальном сайте Минздравсоцразвития России (www.mzsrrf.ru).

В соответствии со статьей 48 (ч. 7) Трудового кодекса Российской Федерации предлагаю работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.

Министр подпись

Похожие работы на - Правовые нормы о соглашениях по социально-трудовым вопросам

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!