Теоретические особенности бизнес-плана при создании интернет-магазина

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    153,80 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теоретические особенности бизнес-плана при создании интернет-магазина

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА

.1 ЦЕЛИ БИЗНЕС-ПЛАНА

.2 ФУНКЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНА

ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧЕСТЬ ПРИ ОТКРЫТИИ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА

.1 ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА

.2 ЛОГИСТИКА ИНТЕРНЕТ МАГАЗИНА

.3 ВЫГОДЫ И РИСКИ

ГЛАВА 3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА

.1 ВИДЫ БИЗНЕС-ПЛАНА

.2 ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Дальнейшая, положительная динамика развития экономики России зависит от того насколько эффективно и прибыльно, будут претворены в жизнь планы развития предприятий. Именно на стадии роста основной проблемой компаний становиться не способность мобилизовать ресурсы для получения выгоды от инвестиционных возможностей.

Актуальность темы работы заключается в том, исходным пунктом любой управленческой деятельности является определение цели, достижению которой подчиняются все рабочие процессы. Как правило, основная цель современного предприятия, ориентированного на свободный рынок, - это удовлетворение потребностей потребителей. Это должно обеспечить конкурентоспособность предприятия. Однако не все предприятия имеют технологическую базу, позволяющую привлечь внимание заказчиков. Поэтому проблемы модернизации, технического переоснащения и расширения производства являются для очень актуальными для российских предприятий, а их решение невозможно без привлечения сторонних капиталов.

В настоящее время общепринятой формой ознакомления инвесторов, кредиторов и других партнеров организации с проектом, в котором им предлагается принять участие, является бизнес-план. И хотя об особенностях его составления уже многое написано, тем не менее еще раз обратимся к данной теме, чтобы обобщить и конкретизировать все основные и важные, на взгляд автора, аспекты.

Бизнес-план является одним из основных инструментов эффективного управления любым предприятием. В условиях рынка бизнес-план может использоваться не только при реализации того или иного инвестиционного проекта, хотя это его основная функция, часто он применяется в качестве рабочего документа, который позволяет оценить экономическое содержание любого конкретного перспективного направления деятельности предприятия в создавшихся или прогнозируемых условиях.

Сегодня невозможно начать новый бизнес или вкладывать средства в действующее предприятие без разработки бизнес - плана.

Цель работы - рассмотреть теоретические особенности бизнес-плана при создании интернет-магазина.

ГЛАВА 1. 
Понятие бизнес-плана

1.1  Цели бизнес-плана

Важным элементом оперативного планирования является создание бизнес-плана. Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого дела, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Бизнес-планы составляют обычно по следующим причинам:

1.   Для внешнего использования. Чтобы представить дело в наиболее выгодном свете людям извне, например, инвесторам.

2.       Для внутреннего пользования. Здесь дело представляется со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план используется постоянно как инструмент управления.

Основными целями разработки бизнес-плана являются:

·  приватизация объектов государственной и муниципальной собственности;

·        осуществление инвестиционных проектов;

·        реализация отдельных коммерческих операций;

·        эмиссия ценных бумаг;

·        определение перспектив развития фирмы;

·        проведение реорганизационных мероприятий, применяемых для несостоятельных предприятий (банкротство);

·        финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса.

1.2 
Функции бизнес-плана

Бизнес-план выполняет девять основных функций, как внешних, так и внутренних, жизненно важных для деятельности самого предприятия:

1.   Хорошо отпечатанный и оформленный бизнес - план - лучшая визитная карточка для бизнесмена. С его помощью стандартизируется процесс ознакомления с предприятием.

2.       На известном этапе экономического развития и становления рынка, рыночных отношений и цивилизованного предпринимательства отсутствие бизнес-плана начнёт восприниматься как нечто абсурдное и вызовет настороженное отношение со стороны партнеров, кредиторов и клиентов. Наличие бизнес-плана - обязательное требование со стороны цивилизованного рынка.

.        Привлечение денег для развития дела невозможно без того материала, который содержится в бизнес-плане.

.        Наличие бизнес-плана чисто психологически вызывает ощущение основательности, солидности предпринимательского начинания, его владельца.

.        Процесс планирования заставляет адекватно оценивать затеваемые или продолжаемые предпринимательские действия.

.        Бизнес-план помогает обнаружить в задаточном состоянии те проблемы развития предприятия, которые в будущем грозят перерасти в серьёзные препятствия и существенно осложнят работу.

.        Придаёт бизнесу целенаправленность т.е. чёткое определение конечных и промежуточных целей.

.        Бизнес-план - это инструмент контроля и управления позволяющий обеспечить планомерное продвижение предприятия к поставленным целям.

.        В процессе составления бизнес-план является мощным инструментом самообучения, основой для сопоставления с фактическими достижениями.

ГЛАВА 2. 
Факторы, которые необходимо учесть при открытии Интернет-магазина

.1 Характеристики интернет-магазина

Создание российских интернет-магазинов началось в 1995 году. По состоянию на конец 2010 года в Рунете существует около 800 магазинов.

Одной из основных проблем российского Интернета является его непрозрачность, отсутствие достоверной информации. Ни один интернет-магазин по "доброй воле" не откроет финансовые показатели своей деятельности или в рекламных целях будет завышать их. Такая ситуация продлится до тех пор, пока интернет-компании сами не будут заинтересованы в открытии такого рода информации, например, для привлечения инвестиций посредством выхода на фондовый рынок.

Отсутствие достоверной информации об оборотах и тем более об объемах доходов приходится компенсировать экспертными оценками, которые иногда на порядок отличаются друг от друга.

По оценке экспертов, оборот интернет-магазинов в 2010 году составил 50,5 млн. долл. (оценка сделана с учетом оборотов магазина Depo.ru). Оценка потенциальной емкости рынка составляет на конец 2010 года 50 млн. руб. Таким образом, в 2010 году розничный оборот интернет-магазинов составил 40,3 млн., при потенциальной емкости российского рынка 50 млн. долл.

Основными направлениями онлайновой торговли в России является продажа книг, аудио-, видеодисков и компьютерной техники, что весьма существенно отличается от структуры оффлайновой торговли.

Рис. 1. - Обороты по товарным позициям

Рис. 2. - Количество сделок по товарным позициям

Основная доля выполненных заказов приходится на книги, аудио, видео, CD, DVD. Но они составляют всего 28% оборота. Зато всего 8% сделок по компьютерам составляют больше 50% процентов всего оборота розничной интернет-торговли.

2.2 Логистика интернет магазина

Логистика интернет-магазина (ИМ) - цепочка создания и поддержания ценности.

Выигрывает тот Продавец, кто понял, создал и умеет поддерживать Ценность для своего покупателя лучше, чем другие.

Опишем схему прохождения заказа по логистической цепи интернет-магазина (рис. 3)

Рис. 3. - Схема прохождения заказа по логистической цепи

интернет-магазина

Схема прохождения заказа по логистической цепи интернет-магазина включает следующие этапы:

1.   Оформление покупателем заказа на Сайте интернет-магазина

2.       Автоматическое попадание заказа с Сайта в Информационную Систему

.        Автоматическое подтверждение заказа на E-mail Покупателя

.        Автоматическое оповещение Службы продаж о поступлении нового заказа

.        Запрос Службы продаж к Информационной системе о состоянии склада

.        При отсутствии требуемого товара на Складе генерация запроса в Службу закупок

.        Уведомление Поставщика о планируемой закупке

.        Доставка заказа на Склад

.        Ввод данных Службой закупки о произведенной закупке

.        Передача заказа в Службу доставки

.        Доставка заказа Покупателю, прием денег

.        Прием Покупателем заказа и подпись документов для Службы доставки

.        Возврат Службой доставки денег и документов

.        Присвоение заказу статуса «выполнен» и занесение его в историю заказов.

2.3 Выгоды и риски

бизнес план интернет магазин

Рассмотрим выгоды и риски при внедрении систем электронной торговли.

Выгоды покупателей:

1.   Снижение стоимости процесса закупок: поиск нужных товаров в разрозненных и часто устаревших каталогах поставщиков, процесс выяснения у поставщика деталей продукции, цены, стоимости и способа доставки - все это отнимает у покупателей большое количество времени и денег. В2В Интернет-торговля позволяет снизить затраты и помимо этого сэкономить время процесса закупки.

2.       Снижение лишних затрат - часто компании платят за товары и услуги гораздо больше, чем они стоят на самом деле. Автоматизация процесса покупки позволит избежать подобных накладок.

.        Богатый выбор и лучшая ценовая политика. Несмотря на достаточно широкий выбор поставщиков, оффлайновая компания-покупатель все же вынуждена выбирать провайдеров в первую очередь по географическому признаку и часто бывает ограничена во времени и средствах, которые может затратить на изучение всех возможностей, поэтому выбор не всегда бывает оптимальным. Мощные поисковые возможности Интернет и доступ из любой точки земного шара значительно повышают эффективность выбора.

Выгоды продавцов:

1.   Снижение затрат, связанных с продажами: часто продажа через обычные каналы сбыта бывает неэффективной, что выражается в затратах, которых можно было бы избежать, а также временных и пространственных ограничениях. Интернет предлагает новые возможности, позволяя снизить затраты, связанные с процессом продажи, например, на предпродажную подготовку товара.

2.       Новые покупатели и увеличение прибыли: Интернет позволяет привлечь новых покупателей, недоступных через традиционные каналы продаж, и, следовательно, увеличить свои доходы.

.        Снижение стоимости управления заказами. Договариваясь с покупателями, используя телефон, факс и почту, поставщик не только затрачивает больше времени, нежели при использовании электронных средств связи, но и чаще рискует ошибиться. Автоматизация процесса обмена информацией помогает продавцу снизить вероятность ошибки и ускорить время от получения заказа до его оплаты.

Риски покупателей:

·  соответствие продукции и доверие поставщику;

·        доступ к послепродажному обслуживанию;

·        цены могут быть и больше рыночной стоимости.

Риски продавцов:

·  потеря контроля над механизмами ценообразования;

·        увеличение конкуренции;

·        более сложная логистика.

Преимущества Интернет магазина торговой сети «КосмоМаг»:

1.   не надо искать "доходное место" - для магазина в Интернете все "места" одинаковы

2.       магазин в Интернете будет работать даже во время ремонта

.        интернет магазин открыт 24 часа в сутки \ 365 дней в году

.        не надо содержать торговых менеджеров для работы в зале

.        можно презентовать товар, которого нет на складе

.        магазин в Интернете более ориентирован на целевую аудиторию

.        создание Интернет магазина позволяет бесконечно расширять спектр товаров и услуг в одном «помещении»

Плюсы Интернет-торговли показаны на рис. 4.

Рис. 4. - Плюсы Интернет-торговли

Данная диаграмма иллюстрирует нам оценку респондентами эффективности Интернет-торговли, ее положительных сторон.

·  Чаще всего (37% мнений) респонденты отмечают удобство Интернет-торговли.

·        24% респондентов называют такой плюс, как оперативность

·        15% отмечают глобальность, всеохватность торговли в Интернете.

·        12% считают, что приобретать товар в Интернете выходит дешевле, чем в обычном магазине.

·        7% отмечают заинтересованность Интернет-аудитории в приобретении товара, ее высокую мотивацию.

·        5% считают, что Интернет-торговля эффективна для оптовиков

Таким образом, большинство респондентов отмечают такие плюсы Интернет-торговли как ее удобство и оперативность.

Минусы Интернет-торговли показаны на рис. 5.

Рис. 5. - Минусы Интернет-торговли

Данная диаграмма иллюстрирует нам оценку респондентами эффективности Интернет-торговли, ее отрицательных сторон.

·  Чаще всего (22% мнений) респонденты указывали на то, что в системе Интернет-торговли отсутствует нормальная доставка, что приводит к задержкам в сроках исполнения заказов.

·        19% опрошенных отмечают то, что на сайтах, торгующих в Интернете, размещается мало информации о товаре, что невозможно проверить качество товара.

·        12% респондентов не устраивает система оплаты.

·        Еще 12% опрошенных считают, что Интернет в России недостаточно развит для электронной торговли, а пользователи не обладают достаточными знаниями и навыками.

·        9% респондентов считают, что Интернет-торговля в России только развивается, ее объем ничтожен

·        Другие 9% утверждают, что люди не привыкли к Интернет-торговле, относятся к ней настороженно.

·        5% отмечают невозможность живого общения покупателя и продавца товара.

·        Еще 5% указывают на технические проблемы, плохую связь.

Таким образом, около четверти (22%) менеджеров оффлайновых компаний считают, что основным минусом Интернет-торговли является отсутствие нормальной системы доставки товара до потребителя.

Инфраструктура розничной интернет-торговли еще не сформирована: отсутствуют качественные услуги доставки товаров, не прижились системы онлайновых микроплатежей, большинство российских пользователей так и не стали доверять покупкам через интернет-магазины.

Общие проблемы российского Интернета ограничивают возможности электронной торговли: низкая степень распространения Интернета среди населения, низкие доходы, неразвитость платежных систем, моральная неподготовленность населения совершать покупки в виртуальном магазине и т.д.

Однако, что эти глобальные проблемы волновали небольшое число предпринимателей. За прошедшие года, несмотря на большие обороты, практически никто, за исключением единиц, не занимался и не стремился заниматься в Сети непосредственно торговлей. Целью открытия большинства интернет-магазинов была не организация эффективной модели бизнеса, а в лучшем случае стремление занять место в новой развивающейся экономике и ждать результатов или просто получить прибыль за счет раздувания спекулятивных ожиданий на рынке (Таблица 1).

Таблица 1. - Проблемы российских интернет-магазинов

Проблема

Причина

Следствие

Отсутствие стратегии развития.

Создавались для последующей продажи

Не выживут, т.к. не смогут получить инвестиции

Внимание уделялось непосредственно Интернету, а не торговле как таковой.

Реальный бизнес на низком уровне. Неполное описание товара, нарушение сроков поставки, безответственное отношение к покупателям.

Низкий уровень обслуживания

Отсутствие профессиональных услуг доставки, логистики. Ошибки в маркетинге, не думают о клиентах.

Потеря потенциальных покупателей.

Отсутствие нормативной и законодательной базы.

Недостаточное внимание со стороны государства

Недоверие со стороны инвесторов, потенциальных покупателей, снижение темпов развития. Несоответствие правилам продажи. Например, отсутствие сертификатов.

Недоверие со стороны оптовых поставщиков

Отсутствие собственных основных фондов, постоянная смена юридического лица в целях минимизации налогообложения, небольшой товарооборот и отсутствие больших складских помещений.

Цены иногда выше, чем в оффлайновых магазинах.

Мало используются возможности имеющихся онлайновых платежных систем

Незащищенность клиентов и магазинов от мошенничества, низкая степень распространения кредитных карт среди населения, возможность контроля, т.к. расчеты происходят с реальных счетов.

Увеличение сроков оборачиваемости капитала, при больших оборотах и продаже дорогостоящего товара возникнет вопрос об инкассации выручки от покупателя до магазина.

Скудное товарное предложение

Для поддержания ассортимента необходимо работать со многими поставщиками.

Потеря потенциальных клиентов



Самым популярным способом оплаты покупок в российских интернет-магазинах по-прежнему остается оплата наличными курьеру. Причинами этого являются невысокая степень распространения кредитных и дебетовых карт в России, недоверие со стороны покупателей к онлайновым способам оплаты. Такое отношение в свою очередь вызвано недоверием граждан к банковской системе вообще, нестабильностью экономической ситуации в стране, неурегулированностью организационных и правовых вопросов электронных платежей, неуверенностью в безопасности проведения транзакций через интернет (Таблица 2).

Таблица 2. - Способы оплаты в российских интернет-магазинах

Вид оплаты

Предлагается магазинами

Используется покупателями

Наличные

95%

50%

Кредитные карты

21%

30%

Прочие

21%

20%


Из таблицы 2 видно, что далеко не во всех интернет-магазинах можно расплатиться при помощи онлайновых платежных систем.

Лидерами на рынке в настоящее время являются магазины, объединившиеся в холдинги. Минимизировав таким образом издержки, они уже в прошлом году составили большую долю оборота всего рынка. Например, оборот холдинга e-House (www.ehouse.ru <#"539943.files/image006.gif">

Рис. 6. - Типология бизнес-планов по объектам бизнеса

Следует отметить, что бизнес-план финансового оздоровления предприятия составляется для неплатежеспособных предприятий в обязательном порядке, имеет свою структуру и логику изложения. Однако по мнению экспертов, его разработка может оказаться полезной для всех российских предприятий, большинство из которых испытывают значительные финансовые трудности.

Бизнес-план финансового оздоровления является основным документом для неплатежеспособных предприятий и служит:

·  для выработки стратегии выживания предприятия;

·        составления плана проведения реорганизационных процедур;

·        организации управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;

·        обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки.

В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведённой ниже типологии. Бизнес-планы ориентированы, прежде всего, на нововведения, в отличие от стратегического плана имеют четко очерченные временные границы с конкретными проработками, в то время как стратегический план по мере выполнения очередного годового плана и проведения соответствующего ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться.

Близок к бизнес-плану и такой привычный ранее российским предпринимателям документ, как технико-экономическое обоснование. Но главное отличие бизнес-плана - в его стратегической направленности, предпринимательском характере, гибком сочетании производственного, технического, финансового и рыночного аспектов деятельности на основе внутренних возможностей организации и внешнего окружения.

3.2 Особенности бизнес-плана

Особенности, которые необходимо учитывать при разработке различных типов бизнес-планов: специфика отрасли; общая стратегия предприятия; концепция продукта и др.

Оптимальная структура бизнес-плана:

·  концепция бизнеса (резюме);

·        ситуация в настоящее время и краткая информация о предприятии;

·        характеристика объекта бизнеса;

·        исследование и анализ рынка (рынки и конкуренция);

·        организационный план, в том числе правовое обеспечение;

·        персонал и управление;

·        план производства;

·        план маркетинговых действий;

·        потенциальные риски;

·        финансовый план и финансовая стратегия.

Заключение

При разработке бизнес-плана необходимо также оценить рисковые ситуации, которые могут возникнуть в период осуществления планируемых мероприятий. В зависимости от выбранного проекта возможен различный уровень оценки, прогнозирования и управления рисками. Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием специального довольно сложного математического аппарата теории вероятности. Для небольших проектов (в малом и среднем бизнесе) достаточен анализ риска с помощью экспертных методов. Необходимо оценить, какие риски наиболее вероятны (например, пожар, изменения в налоговом законодательстве, колебание валютных курсов и т.п.) и какие финансовые затраты могут возникнуть у предприятия вследствие преодоления последствий возникновения рисковых ситуаций. Представляются меры профилактики рисков и программы страхования от рисков, разрабатываются компенсационные мероприятия, т.е. альтернативные пути обеспечения нормальной деятельности предприятия при возникновении рисковой ситуации. По результатам проведенного прогнозирования рисков дается заключение о целесообразности предлагаемого проекта.

И, наконец, приведем перечень наиболее типичных ошибок, возникающих при составлении бизнес-планов, характерный для любой отрасли:

) неправильное понимание определяющих аспектов бизнес-плана, что выражается в излишне подробной разработке разделов "Финансовый план" и "Прогноз финансовой и инвестиционной эффективности" и недостаточном анализе рынка продукции (работ, услуг) и обосновании конкурентоспособности;

) низкое качество проводимых маркетинговых исследований;

) завышение цен (непреднамеренное или сознательное) на выполнение проектируемых работ, что ведет к составлению излишне оптимистичного прогноза будущего финансово-экономического положения предприятия;

) занижение издержек, связанных с реализацией инвестиционного проекта;

) недооценка внутренних инфляционных процессов и внешнеэкономических тенденций роста цен на основные энергоносители и т.п., в результате чего производится неверная оценка применяемых при расчетах основных показателей коэффициентов дисконтирования.

Таким образом, правильно составленный бизнес-план дает возможность оценить общее состояние дел на текущий момент и спрогнозировать экономический уровень, которого может достичь предприятие в результате реализации инвестиционного проекта.

Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы

1.   Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.

2.       Буров И.С., Морошкин М.В., Новиков А.П. Бизнес - план. Методика составления. - М.: ЦИПКК, 2009.

.        Грязнова А.Г. Оценка бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 2008.

.        Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии: Учебник. - М.: Филинъ, Рилант, 2009.

.        Егоров Ю.Н., Варакута С.А. Планирование на предприятии. - М.: ИНФРА-М, 2008.

.        Любонова Т.П., Мясоедова Л.В. Бизнес-план: Опыт, проблемы.- М.: Книга Сервис. 2008.

.        Попов В.М. Деловое планирование: учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2010.

.        Попов В.М., Ляпунов С.И. Бизнес-планирование: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2009.

.        Успенский И. Интернет как инструмент маркетинга. - СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2008.

.        Электронная коммерция: Учебное пособие для служащих государственных организаций и коммерческих фирм. / Под общ. ред. Л.Д. Реймана. - М.: ФИОРД-ИНФО, 2009.

Похожие работы на - Теоретические особенности бизнес-плана при создании интернет-магазина

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!