Теоретические особенности бизнес-плана при создании интернет-магазина
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
.1 ЦЕЛИ БИЗНЕС-ПЛАНА
.2 ФУНКЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНА
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО
УЧЕСТЬ ПРИ ОТКРЫТИИ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА
.1 ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА
.2 ЛОГИСТИКА ИНТЕРНЕТ МАГАЗИНА
.3 ВЫГОДЫ И РИСКИ
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ
БИЗНЕС-ПЛАНА
.1 ВИДЫ БИЗНЕС-ПЛАНА
.2 ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Дальнейшая, положительная
динамика развития экономики России зависит от того насколько эффективно и
прибыльно, будут претворены в жизнь планы развития предприятий. Именно на
стадии роста основной проблемой компаний становиться не способность
мобилизовать ресурсы для получения выгоды от инвестиционных возможностей.
Актуальность темы работы заключается в том,
исходным пунктом любой управленческой деятельности является определение цели,
достижению которой подчиняются все рабочие процессы. Как правило, основная цель
современного предприятия, ориентированного на свободный рынок, - это
удовлетворение потребностей потребителей. Это должно обеспечить
конкурентоспособность предприятия. Однако не все предприятия имеют
технологическую базу, позволяющую привлечь внимание заказчиков. Поэтому
проблемы модернизации, технического переоснащения и расширения производства
являются для очень актуальными для российских предприятий, а их решение
невозможно без привлечения сторонних капиталов.
В настоящее время общепринятой формой
ознакомления инвесторов, кредиторов и других партнеров организации с проектом,
в котором им предлагается принять участие, является бизнес-план. И хотя об
особенностях его составления уже многое написано, тем не менее еще раз
обратимся к данной теме, чтобы обобщить и конкретизировать все основные и
важные, на взгляд автора, аспекты.
Бизнес-план является одним из основных
инструментов эффективного управления любым предприятием. В условиях рынка
бизнес-план может использоваться не только при реализации того или иного
инвестиционного проекта, хотя это его основная функция, часто он применяется в
качестве рабочего документа, который позволяет оценить экономическое содержание
любого конкретного перспективного направления деятельности предприятия в
создавшихся или прогнозируемых условиях.
Сегодня невозможно начать новый бизнес или
вкладывать средства в действующее предприятие без разработки бизнес - плана.
Цель работы - рассмотреть теоретические
особенности бизнес-плана при создании интернет-магазина.
ГЛАВА 1.
Понятие бизнес-плана
1.1 Цели бизнес-плана
Важным элементом оперативного планирования
является создание бизнес-плана. Бизнес-план - это документ, который описывает
все основные аспекты будущего коммерческого дела, анализирует все проблемы, с
которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих
проблем. Бизнес-планы составляют обычно по следующим причинам:
1. Для внешнего использования. Чтобы
представить дело в наиболее выгодном свете людям извне, например, инвесторам.
2. Для внутреннего пользования. Здесь дело
представляется со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план
используется постоянно как инструмент управления.
Основными целями разработки бизнес-плана
являются:
· приватизация объектов государственной и
муниципальной собственности;
· осуществление инвестиционных
проектов;
· реализация отдельных коммерческих
операций;
· эмиссия ценных бумаг;
· определение перспектив развития
фирмы;
· проведение реорганизационных
мероприятий, применяемых для несостоятельных предприятий (банкротство);
· финансовое оздоровление и выход из
временного экономического кризиса.
1.2
Функции бизнес-плана
Бизнес-план выполняет девять основных функций,
как внешних, так и внутренних, жизненно важных для деятельности самого
предприятия:
1. Хорошо отпечатанный и оформленный бизнес -
план - лучшая визитная карточка для бизнесмена. С его помощью стандартизируется
процесс ознакомления с предприятием.
2. На известном этапе экономического
развития и становления рынка, рыночных отношений и цивилизованного
предпринимательства отсутствие бизнес-плана начнёт восприниматься как нечто
абсурдное и вызовет настороженное отношение со стороны партнеров, кредиторов и
клиентов. Наличие бизнес-плана - обязательное требование со стороны
цивилизованного рынка.
. Привлечение денег для развития дела
невозможно без того материала, который содержится в бизнес-плане.
. Наличие бизнес-плана чисто
психологически вызывает ощущение основательности, солидности
предпринимательского начинания, его владельца.
. Процесс планирования заставляет
адекватно оценивать затеваемые или продолжаемые предпринимательские действия.
. Бизнес-план помогает обнаружить в
задаточном состоянии те проблемы развития предприятия, которые в будущем грозят
перерасти в серьёзные препятствия и существенно осложнят работу.
. Придаёт бизнесу целенаправленность т.е.
чёткое определение конечных и промежуточных целей.
. Бизнес-план - это инструмент контроля и
управления позволяющий обеспечить планомерное продвижение предприятия к
поставленным целям.
. В процессе составления бизнес-план
является мощным инструментом самообучения, основой для сопоставления с
фактическими достижениями.
ГЛАВА 2.
Факторы, которые необходимо учесть при открытии
Интернет-магазина
.1
Характеристики интернет-магазина
Создание российских интернет-магазинов началось
в 1995 году. По состоянию на конец 2010 года в Рунете существует около 800
магазинов.
Одной из основных проблем российского Интернета
является его непрозрачность, отсутствие достоверной информации. Ни один
интернет-магазин по "доброй воле" не откроет финансовые показатели
своей деятельности или в рекламных целях будет завышать их. Такая ситуация
продлится до тех пор, пока интернет-компании сами не будут заинтересованы в
открытии такого рода информации, например, для привлечения инвестиций
посредством выхода на фондовый рынок.
Отсутствие достоверной информации об оборотах и
тем более об объемах доходов приходится компенсировать экспертными оценками,
которые иногда на порядок отличаются друг от друга.
По оценке экспертов, оборот интернет-магазинов в
2010 году составил 50,5 млн. долл. (оценка сделана с учетом оборотов магазина
Depo.ru). Оценка потенциальной емкости рынка составляет на конец 2010 года 50
млн. руб. Таким образом, в 2010 году розничный оборот интернет-магазинов
составил 40,3 млн., при потенциальной емкости российского рынка 50 млн. долл.
Основными направлениями онлайновой торговли в
России является продажа книг, аудио-, видеодисков и компьютерной техники, что
весьма существенно отличается от структуры оффлайновой торговли.
Рис. 1. - Обороты по товарным
позициям
Рис. 2. - Количество сделок по
товарным позициям
Основная доля выполненных заказов
приходится на книги, аудио, видео, CD, DVD. Но они составляют всего 28%
оборота. Зато всего 8% сделок по компьютерам составляют больше 50% процентов
всего оборота розничной интернет-торговли.
2.2
Логистика интернет магазина
Логистика интернет-магазина (ИМ) - цепочка
создания и поддержания ценности.
Выигрывает тот Продавец, кто понял, создал и
умеет поддерживать Ценность для своего покупателя лучше, чем другие.
Опишем схему прохождения заказа по логистической
цепи интернет-магазина (рис. 3)
Рис. 3. - Схема прохождения заказа
по логистической цепи
интернет-магазина
Схема прохождения заказа по
логистической цепи интернет-магазина включает следующие этапы:
1. Оформление покупателем заказа на Сайте
интернет-магазина
2. Автоматическое попадание заказа с Сайта
в Информационную Систему
. Автоматическое подтверждение заказа на
E-mail Покупателя
. Автоматическое оповещение Службы продаж
о поступлении нового заказа
. Запрос Службы продаж к Информационной
системе о состоянии склада
. При отсутствии требуемого товара на
Складе генерация запроса в Службу закупок
. Уведомление Поставщика о планируемой
закупке
. Доставка заказа на Склад
. Ввод данных Службой закупки о
произведенной закупке
. Передача заказа в Службу доставки
. Доставка заказа Покупателю, прием денег
. Прием Покупателем заказа и подпись
документов для Службы доставки
. Возврат Службой доставки денег и
документов
. Присвоение заказу статуса «выполнен» и
занесение его в историю заказов.
2.3 Выгоды
и риски
бизнес план интернет магазин
Рассмотрим выгоды и риски при внедрении систем
электронной торговли.
Выгоды покупателей:
1. Снижение стоимости процесса закупок: поиск
нужных товаров в разрозненных и часто устаревших каталогах поставщиков, процесс
выяснения у поставщика деталей продукции, цены, стоимости и способа доставки -
все это отнимает у покупателей большое количество времени и денег. В2В
Интернет-торговля позволяет снизить затраты и помимо этого сэкономить время
процесса закупки.
2. Снижение лишних затрат - часто компании
платят за товары и услуги гораздо больше, чем они стоят на самом деле.
Автоматизация процесса покупки позволит избежать подобных накладок.
. Богатый выбор и лучшая ценовая
политика. Несмотря на достаточно широкий выбор поставщиков, оффлайновая
компания-покупатель все же вынуждена выбирать провайдеров в первую очередь по
географическому признаку и часто бывает ограничена во времени и средствах,
которые может затратить на изучение всех возможностей, поэтому выбор не всегда
бывает оптимальным. Мощные поисковые возможности Интернет и доступ из любой
точки земного шара значительно повышают эффективность выбора.
Выгоды продавцов:
1. Снижение затрат, связанных с продажами:
часто продажа через обычные каналы сбыта бывает неэффективной, что выражается в
затратах, которых можно было бы избежать, а также временных и пространственных
ограничениях. Интернет предлагает новые возможности, позволяя снизить затраты,
связанные с процессом продажи, например, на предпродажную подготовку товара.
2. Новые покупатели и увеличение прибыли:
Интернет позволяет привлечь новых покупателей, недоступных через традиционные
каналы продаж, и, следовательно, увеличить свои доходы.
. Снижение стоимости управления заказами.
Договариваясь с покупателями, используя телефон, факс и почту, поставщик не
только затрачивает больше времени, нежели при использовании электронных средств
связи, но и чаще рискует ошибиться. Автоматизация процесса обмена информацией
помогает продавцу снизить вероятность ошибки и ускорить время от получения
заказа до его оплаты.
Риски покупателей:
· соответствие продукции и доверие поставщику;
· доступ к послепродажному обслуживанию;
· цены могут быть и больше рыночной
стоимости.
Риски продавцов:
· потеря контроля над механизмами ценообразования;
· увеличение конкуренции;
· более сложная логистика.
Преимущества Интернет магазина торговой сети
«КосмоМаг»:
1. не надо искать "доходное место" -
для магазина в Интернете все "места" одинаковы
2. магазин в Интернете будет работать даже
во время ремонта
. интернет магазин открыт 24 часа в сутки
\ 365 дней в году
. не надо содержать торговых менеджеров
для работы в зале
. можно презентовать товар, которого нет
на складе
. магазин в Интернете более ориентирован
на целевую аудиторию
. создание Интернет магазина позволяет
бесконечно расширять спектр товаров и услуг в одном «помещении»
Плюсы Интернет-торговли показаны на рис. 4.
Рис. 4. - Плюсы Интернет-торговли
Данная диаграмма иллюстрирует нам
оценку респондентами эффективности Интернет-торговли, ее положительных сторон.
· Чаще всего (37% мнений) респонденты отмечают
удобство Интернет-торговли.
· 24% респондентов называют такой
плюс, как оперативность
· 15% отмечают глобальность,
всеохватность торговли в Интернете.
· 12% считают, что приобретать товар в
Интернете выходит дешевле, чем в обычном магазине.
· 7% отмечают заинтересованность
Интернет-аудитории в приобретении товара, ее высокую мотивацию.
· 5% считают, что Интернет-торговля
эффективна для оптовиков
Таким образом, большинство респондентов отмечают
такие плюсы Интернет-торговли как ее удобство и оперативность.
Минусы Интернет-торговли показаны на рис. 5.
Рис. 5. - Минусы Интернет-торговли
Данная диаграмма иллюстрирует нам
оценку респондентами эффективности Интернет-торговли, ее отрицательных сторон.
· Чаще всего (22% мнений) респонденты указывали на
то, что в системе Интернет-торговли отсутствует нормальная доставка, что
приводит к задержкам в сроках исполнения заказов.
· 19% опрошенных отмечают то, что на
сайтах, торгующих в Интернете, размещается мало информации о товаре, что
невозможно проверить качество товара.
· 12% респондентов не устраивает
система оплаты.
· Еще 12% опрошенных считают, что
Интернет в России недостаточно развит для электронной торговли, а пользователи
не обладают достаточными знаниями и навыками.
· 9% респондентов считают, что
Интернет-торговля в России только развивается, ее объем ничтожен
· Другие 9% утверждают, что люди не
привыкли к Интернет-торговле, относятся к ней настороженно.
· 5% отмечают невозможность живого
общения покупателя и продавца товара.
· Еще 5% указывают на технические
проблемы, плохую связь.
Таким образом, около четверти (22%) менеджеров
оффлайновых компаний считают, что основным минусом Интернет-торговли является
отсутствие нормальной системы доставки товара до потребителя.
Инфраструктура розничной интернет-торговли еще
не сформирована: отсутствуют качественные услуги доставки товаров, не прижились
системы онлайновых микроплатежей, большинство российских пользователей так и не
стали доверять покупкам через интернет-магазины.
Общие проблемы российского Интернета ограничивают
возможности электронной торговли: низкая степень распространения Интернета
среди населения, низкие доходы, неразвитость платежных систем, моральная
неподготовленность населения совершать покупки в виртуальном магазине и т.д.
Однако, что эти глобальные проблемы волновали
небольшое число предпринимателей. За прошедшие года, несмотря на большие
обороты, практически никто, за исключением единиц, не занимался и не стремился
заниматься в Сети непосредственно торговлей. Целью открытия большинства интернет-магазинов
была не организация эффективной модели бизнеса, а в лучшем случае стремление
занять место в новой развивающейся экономике и ждать результатов или просто
получить прибыль за счет раздувания спекулятивных ожиданий на рынке (Таблица
1).
Таблица 1. - Проблемы российских
интернет-магазинов
Проблема
|
Причина
|
Следствие
|
Отсутствие
стратегии развития.
|
Создавались
для последующей продажи
|
Не
выживут, т.к. не смогут получить инвестиции
|
Внимание
уделялось непосредственно Интернету, а не торговле как таковой.
|
Реальный
бизнес на низком уровне. Неполное описание товара, нарушение сроков поставки,
безответственное отношение к покупателям.
|
Низкий
уровень обслуживания
|
Отсутствие
профессиональных услуг доставки, логистики. Ошибки в маркетинге, не думают о
клиентах.
|
Потеря
потенциальных покупателей.
|
Отсутствие
нормативной и законодательной базы.
|
Недостаточное
внимание со стороны государства
|
Недоверие
со стороны инвесторов, потенциальных покупателей, снижение темпов развития.
Несоответствие правилам продажи. Например, отсутствие сертификатов.
|
Недоверие
со стороны оптовых поставщиков
|
Отсутствие
собственных основных фондов, постоянная смена юридического лица в целях минимизации
налогообложения, небольшой товарооборот и отсутствие больших складских
помещений.
|
Цены
иногда выше, чем в оффлайновых магазинах.
|
Мало
используются возможности имеющихся онлайновых платежных систем
|
Незащищенность
клиентов и магазинов от мошенничества, низкая степень распространения
кредитных карт среди населения, возможность контроля, т.к. расчеты происходят
с реальных счетов.
|
Увеличение
сроков оборачиваемости капитала, при больших оборотах и продаже
дорогостоящего товара возникнет вопрос об инкассации выручки от покупателя до
магазина.
|
Скудное
товарное предложение
|
Для
поддержания ассортимента необходимо работать со многими поставщиками.
|
Потеря
потенциальных клиентов
|
Самым популярным способом оплаты покупок в
российских интернет-магазинах по-прежнему остается оплата наличными курьеру.
Причинами этого являются невысокая степень распространения кредитных и
дебетовых карт в России, недоверие со стороны покупателей к онлайновым способам
оплаты. Такое отношение в свою очередь вызвано недоверием граждан к банковской
системе вообще, нестабильностью экономической ситуации в стране,
неурегулированностью организационных и правовых вопросов электронных платежей,
неуверенностью в безопасности проведения транзакций через интернет (Таблица 2).
Таблица 2. - Способы оплаты в российских
интернет-магазинах
Вид
оплаты
|
Предлагается
магазинами
|
Используется
покупателями
|
Наличные
|
95%
|
50%
|
Кредитные
карты
|
21%
|
30%
|
Прочие
|
21%
|
20%
|
Из таблицы 2 видно, что далеко не во всех
интернет-магазинах можно расплатиться при помощи онлайновых платежных систем.
Лидерами на рынке в настоящее время
являются магазины, объединившиеся в холдинги. Минимизировав таким образом
издержки, они уже в прошлом году составили большую долю оборота всего рынка.
Например, оборот холдинга e-House (www.ehouse.ru <#"539943.files/image006.gif">
Рис. 6. - Типология бизнес-планов по объектам
бизнеса
Следует отметить, что бизнес-план финансового
оздоровления предприятия составляется для неплатежеспособных предприятий в
обязательном порядке, имеет свою структуру и логику изложения. Однако по мнению
экспертов, его разработка может оказаться полезной для всех российских
предприятий, большинство из которых испытывают значительные финансовые
трудности.
Бизнес-план финансового оздоровления является
основным документом для неплатежеспособных предприятий и служит:
· для выработки стратегии выживания предприятия;
· составления плана проведения
реорганизационных процедур;
· организации управления предприятием
в условиях кризиса или в его предвидении;
· обоснования необходимости и
возможности предоставления предприятию государственной поддержки.
В рамках одной организации может разрабатываться
и общий стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные
бизнес-планы по приведённой ниже типологии. Бизнес-планы ориентированы, прежде
всего, на нововведения, в отличие от стратегического плана имеют четко
очерченные временные границы с конкретными проработками, в то время как
стратегический план по мере выполнения очередного годового плана и проведения
соответствующего ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться.
Близок к бизнес-плану и такой привычный ранее
российским предпринимателям документ, как технико-экономическое обоснование. Но
главное отличие бизнес-плана - в его стратегической направленности,
предпринимательском характере, гибком сочетании производственного,
технического, финансового и рыночного аспектов деятельности на основе
внутренних возможностей организации и внешнего окружения.
3.2
Особенности бизнес-плана
Особенности, которые необходимо учитывать при
разработке различных типов бизнес-планов: специфика отрасли; общая стратегия
предприятия; концепция продукта и др.
Оптимальная структура бизнес-плана:
· концепция бизнеса (резюме);
· ситуация в настоящее время и краткая
информация о предприятии;
· характеристика объекта бизнеса;
· исследование и анализ рынка (рынки и
конкуренция);
· организационный план, в том числе
правовое обеспечение;
· персонал и управление;
· план производства;
· план маркетинговых действий;
· потенциальные риски;
· финансовый план и финансовая
стратегия.
Заключение
При разработке бизнес-плана необходимо также
оценить рисковые ситуации, которые могут возникнуть в период осуществления
планируемых мероприятий. В зависимости от выбранного проекта возможен различный
уровень оценки, прогнозирования и управления рисками. Для крупных проектов
необходим тщательный просчет рисков с использованием специального довольно
сложного математического аппарата теории вероятности. Для небольших проектов (в
малом и среднем бизнесе) достаточен анализ риска с помощью экспертных методов.
Необходимо оценить, какие риски наиболее вероятны (например, пожар, изменения в
налоговом законодательстве, колебание валютных курсов и т.п.) и какие
финансовые затраты могут возникнуть у предприятия вследствие преодоления
последствий возникновения рисковых ситуаций. Представляются меры профилактики
рисков и программы страхования от рисков, разрабатываются компенсационные
мероприятия, т.е. альтернативные пути обеспечения нормальной деятельности
предприятия при возникновении рисковой ситуации. По результатам проведенного
прогнозирования рисков дается заключение о целесообразности предлагаемого
проекта.
И, наконец, приведем перечень наиболее типичных
ошибок, возникающих при составлении бизнес-планов, характерный для любой
отрасли:
) неправильное понимание определяющих аспектов
бизнес-плана, что выражается в излишне подробной разработке разделов
"Финансовый план" и "Прогноз финансовой и инвестиционной
эффективности" и недостаточном анализе рынка продукции (работ, услуг) и
обосновании конкурентоспособности;
) низкое качество проводимых маркетинговых
исследований;
) завышение цен (непреднамеренное или
сознательное) на выполнение проектируемых работ, что ведет к составлению
излишне оптимистичного прогноза будущего финансово-экономического положения
предприятия;
) занижение издержек, связанных с реализацией
инвестиционного проекта;
) недооценка внутренних инфляционных процессов и
внешнеэкономических тенденций роста цен на основные энергоносители и т.п., в
результате чего производится неверная оценка применяемых при расчетах основных
показателей коэффициентов дисконтирования.
Таким образом, правильно составленный
бизнес-план дает возможность оценить общее состояние дел на текущий момент и
спрогнозировать экономический уровень, которого может достичь предприятие в
результате реализации инвестиционного проекта.
Список
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы
1. Бухалков
М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.
2. Буров
И.С., Морошкин М.В., Новиков А.П. Бизнес - план. Методика составления. - М.:
ЦИПКК, 2009.
. Грязнова
А.Г. Оценка бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 2008.
. Горемыкин
В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии: Учебник. - М.:
Филинъ, Рилант, 2009.
. Егоров
Ю.Н., Варакута С.А. Планирование на предприятии. - М.: ИНФРА-М, 2008.
. Любонова
Т.П., Мясоедова Л.В. Бизнес-план: Опыт, проблемы.- М.: Книга Сервис. 2008.
. Попов
В.М. Деловое планирование: учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2010.
. Попов
В.М., Ляпунов С.И. Бизнес-планирование: Учебник - М.: Финансы и статистика,
2009.
. Успенский
И. Интернет как инструмент маркетинга. - СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2008.
. Электронная
коммерция: Учебное пособие для служащих государственных организаций и коммерческих
фирм. / Под общ. ред. Л.Д. Реймана. - М.: ФИОРД-ИНФО, 2009.