Вмешательство государственной структуры в механизм регулирования экспортной политики страны

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,46 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Вмешательство государственной структуры в механизм регулирования экспортной политики страны

Введение

Экономическая политика государства - это составное звено и необходимый элемент рыночной системы. Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Однако такая система, существовавшая в СССР и ряде других стран, показала свою неэффективность и несостоятельность.

В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет право свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и производственными товарами, как это происходит в командно-распределительной системе. В рыночной системе - это, прежде всего прерогатива в принятия решений производителей и потребителей. И все же регулирующие функции государства и здесь имеют большое значение. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического развития. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание таких структур экономики, как железные дороги, почта, телеграф и т.п. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, миграции, экологией и т.д.

Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм регулирования принятия экономических и политических решений. Белоруссия не имеет достаточного собственного опыта формирования и использования рыночных механизмов, поэтому целесообразно изучение и использование практики государственного регулирования развитых стран, что позволит избежать повторение многих ошибок в развитии экономики.

1. Макроэкономическое регулирование

.1 Понятие и теории макроэкономического регулирования

Макроэкономическое регулирование [macroeconomic regulation] - способ управления <#"justify">Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость реализации государственного регулирования экономики заключается в нарастании проблем, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

1.2 Цели и инструменты макроэкономического регулирования

Осознание необходимости государственного макроэкономического регулирования экономики происходило с разработкой его целей средств, эффективности и границ. Сложные, а иногда и противоречивые взаимоотношения целей государственного регулирования экономики, и взаимопереплетения и возникающие побочные (желательные и нежелательные) последствия заставили государственные регулирующие органы разрабатывать и осуществлять цели не по отдельности, а только в увязке друг с другом. Именно поэтому в современных правительственных программах цели государственного регулирования экономики формируются в виде многоугольников. Наиболее распространен среди официальных целей государственного макроэкономического регулирования экономики так называемый «магический четырехугольник», т.е. четыре взаимосвязанных цели, за реализацию которых государство несет ответственность. Это умеренный, стабильный рост, высокий уровень занятости, стабильность цен (устойчивость денег), внешнеэкономическое равновесие. Каждая цель в «магическом четырехугольнике» существует не сама по себе, а во взаимосвязи с другими. Магическим многоугольник называют потому, что одновременно достичь всех названных целей - задача неимоверно трудная, а часто и неисполнимая.

Рассмотрим цели «магического четырехугольника», являющиеся типичными для государственного регулирования экономики развитых стран.

. Постоянный и умеренный хозяйственный рост. Только в условиях экономического роста могут быть обеспечены нормальная занятость населения, рост жизненного уровня, развития инфраструктуры, увеличение доходов государственного бюджета.

.Стабильность цен. Длительное и ощутимое повышение цен - это проявление инфляции, устойчивое снижение цен - дефляции. И то и другое нежелательно для здоровья экономики. Поэтому состояние цен - это предмет постоянной заботы любого правительства. Индикаторами уровня цен являются индексы валового внутреннего продукта, корзины товаров и услуг, частного потребления населения и др.

. Высокая степень занятости. Рыночный механизм до сих пор не смог создать гарантий от массовой безработицы. Эту задачу вынуждено взять на себя государство. Оно различными регулирующими мерами стремиться удержать размеры безработицы в социально приемлемых рамках. Главные показатели уровня занятости, доля безработицы в самодеятельном населении, численность полностью или частично безработных в сопоставлении с числом свободных рабочих мест и др.

. Внешнеэкономическое равновесие. Внешнеэкономическое равновесие отражается в сальдо текущих платежей, сальдо платежного баланса и курсе национальной валюты по отношению к валютам других стран. Целям внешнеэкономического равновесия служат повышение конкурентоспособности национального продукта, успешная политика стабилизации национальной экономики при плавающем валютном курсе и развитие долгосрочного международного экономического сотрудничества. Государство располагает определенными инструментами, которые оно использует для воздействия на макроэкономическую активность. Инструмент политики - это экономическая переменная, которая находится под контролем правительства и может повлиять на достижение одной или нескольких макроэкономических целей. Иными словами, изменяя кредитно-денежную и другие виды политики, государство может направить экономику к более благоприятному сочетанию выпуска, ценовой стабильности и занятости. Бюджетно - налоговая (фискальная) политика - это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, представления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она реализуется с целью накопления финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики - влияния на чистый экспорт товаров и услуг. Белоруссия относится к странам с открытой экономикой, для которой характерно усиление налогово-бюджетных методов государственного регулирования в сочетании с поддержанием фиксированного обменного курса, политикой стимулирования развития производства ориентированного на экспорт и импортозамещение. Под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики:

устойчивые темпы роста национального производства;

стабильные цены;

высокий уровень занятости населения;

равновесие платежного баланса. Осуществляет денежно-кредитную политику Центральный банк страны. Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются:

операции на открытом рынке; - изменение резервной нормы; - изменение учетной ставки. Операции на открытом рынке - наиболее важный инструмент, с помощью которого Центральный банк может влиять на объем имеющихся у банков свободных резервов, а значит, и на предложение денег. Цель этих операций заключается в купле-продаже государственных ценных бумаг на рынке. Например, при покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков, первый на соответствующую сумму увеличивает обязательные резервы банков, что позволяет банкам создавать новые кредитные деньги, увеличивать предложение денег. Для уменьшения денежной массы в обращении, Центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке. При покупке их коммерческими банками он списывает соответствующую сумму с резервных счетов этих банков. Изменение норм обязательных резервов - этот инструмент используется довольно редко. Это сильнодействующее средство и частое его применение может негативно отразится на денежно-кредитной сфере. Норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов банка, а значит и на его возможности создания новых денег. Повышение норм ведет к недостатку избыточных резервов. В этом случае банки могут оставить прежние обязательные резервы, но это приведет к сокращению их возможности по созданию новых денег.

Если банки захотят увеличить свои обязательные резервы, то это вынудит их часть денег с текущих счетов перевести в обязательные резервы, что приведет к уменьшению количества денег в обращении. Это значит, что повышение норм приведет к сокращению предложения денег. Понижение нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым расширить возможности банков к кредитованию, т.е. увеличивает предложение денег. Одним из старейших методов денежно-кредитного регулирования является изменение учетной ставки. В основе этого инструмента лежит возможность выдачи Центральным банком ссуд коммерческим банкам. За ссуду коммерческий банк платит процент. Ставка процента называется учетной - и она может изменяться Центральным банком. Повышение учетной ставки приводит к меньшему заимствованию средств коммерческими банками, так как кредиты становятся менее привлекательными, что в свою очередь замедляет темпы роста денежной массы. Снижение учетной ставки побуждает коммерческие банки увеличить свои избыточные резервы за счет Центрального банка, что приводит к расширению возможностей этих банков к кредитованию и, следовательно, увеличивает предложение денег.

В зависимости от состояния экономики страны проводится политика «дорогих» или «дешевых» денег. Во время инфляции Центральный банк проводит политику «дорогих» денег, которая направлена на сокращение предложения денег (или уменьшения темпов роста денежной массы). Для этого Центральный банк продает государственный ценные бумаги, увеличивает норму обязательных резервов, повышает учетную ставку. В период спада, для стимулирования деловой активности, проводится политика «дешевых» денег. Она заключается в увеличении предложения денег: Центральный банк выкупает государственные ценные бумаги у коммерческих банков и населения; понижает резервную норму; понижает учетную ставку. Все эти меры приводят к созданию благоприятных условий для получения кредитов, а это ведет к увеличению количества денег находящихся в обращении.

Социальная политика - это комплекс мер, направленных на создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его благосостояния и обеспечения системы социальных гарантий. В современных условиях человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества, Это утверждение определяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы посредством разработки и реализации направлений социальной политики, в качестве которых выступают: - политика занятости населения; - регулирование его доходов; - обеспечение социальной защиты и др. Политика занятости населения предполагает, что государство обеспечивает и регулирует занятость населения. Что находит свое отражение в обеспечении гарантии на труд, разработке и реализации программ по формированию новых рабочих мест, программ занятости инвалидов и борьбы с безработицей. Регулирование доходов осуществляется государством с помощью системы налогообложения и распределения изъятых средств в форме льгот и различных пособий для неимущих слоев населения. Таким образом, государство обеспечивает определенный уровень материального благосостояния населения.

Что позволяет увеличить доходы малоимущих слоев населения, создание системы обучения и переквалификации безработных. Государство обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже определенного уровня; представляет бесплатные услуги образования и здравоохранения. Государство стремится так осуществлять социальную политику, чтобы сделать ее эффективной, не допуская инфляционного обеспечения социальных расходов, образования дефицита сбережений, роста безработицы и инфляции. В условиях нарастающей инфляции в целях предотвращения снижения доходов населения государством используются компенсация и индексация из текущих доходов. Компенсации предполагают передачу государственных дотаций на убыточную продукцию от производителя к потребителю при повышении цен на эту продукцию. Например, дотации на товары детского ассортимента передаются семьям с детьми. Для учета уровня жизни населения используется индекс стоимости жизни, который отражает изменение цен и тарифов фиксированного набора товаров и услуг, потребляемых среднестатистическим жителем страны. Для исчисления индекса стоимости жизни производятся определенные расчеты семейных расходов («потребительской корзины») и выделение на этой основе товарных коэффициентов.

Во многих странах набор товаров непрерывно пересматривается. Развитию внешнеэкономической деятельности способствует совершенствование экономических методов ее регулирования со стороны государства. Новые подходы к развитию экономики в связи с переходом к рыночным отношениям характерны и для внешнеэкономической деятельности.

Основу этих подходов составляет необходимость повышения самостоятельности и экономической ответственности всех субъектов хозяйствования и развития разнообразных форм собственности, расширение и углубление внешнеэкономических связей, повышения их роли во включении национальной экономики в мировое хозяйство.

Составной частью внешнеэкономической деятельности является внешняя торговля, включающая импортные операции, экспорт, реэкспорт и реимпорт. Импорт - приобретение товара у иностранного продавца с поставкой в страну покупателя. Экспорт - продажа товара иностранным заказчикам с вывозом из страны.

Реэкспорт - перепродажа импортного товара без его переработки иностранному заказчику.

Реимпорт - приобретение с ввозом в из-за границы ранее экспортированного товара. Управление внешнеэкономической деятельностью осуществляется высшими органами государственной власти.

Национальному банку предоставлено право определять сферу и порядок обращения иностранной валюты на территории республики, регулирование курса рубля к иностранным валютам, лицензирование деятельности банков по операциям с валютными ценностями, осуществление контроля за проведением валютных операций. Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется следующими методами: - планирование основных направлений развития внешнеэкономических связей; - лицензирование экспорта и импорта; - оперативное регулирование экспорта и импорта, осуществляемым путем введением количественных или стоимостных ограничений (квот); - таможенным контролем ввоза и вывоза товаров; - валютно-финансовое регулирование.С помощью этих методов государство осуществляет контроль за внешней торговлей с целью защиты торгово-экономических интересов республики.

2. Особенности государственного регулирования макроэкономики в Республике Беларусь и проблемы белорусского экспорта

.1 Особенности регулирования макроэкономики в Республике Беларусь

Государство является основным институтом экономической и политической системы общества, оно направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. По отношению к иным субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. В данном случае имеются в виду следующие отличительные признаки: во-первых, это суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Говоря точнее, государство обладает высшей и неограниченной властью на своей территории, поэтому оно выступает единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех иных агентов. Во-вторых, это - монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения. В данном случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур. В-третьих, это - монопольное право на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. И, наконец, в-четвертых, государство является регулирующим субъектом.

Место и роль государства во многом определяются его функциями. Последние отражают основные направления деятельности. Можно выделить следующие функции: правовая, воспроизводственно-технологическая, защита конкуренции, стабилизационная, прогностическая, регулирующая.

Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п.

Воспроизводственно-технологическая функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также условиями для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции: перераспределения доходов и ресурсов. Особая значимость этих вопросов обусловливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и в виду этого возникает потребность в их государственном регулировании.

Функция защиты конкуренции. В Законе Республики Беларусь О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции она определяется как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Полной противоположностью является монополия, под которой понимается ситуация, когда число продавцов становится бесконечно малым и это позволяет им оказать влияние на объем производства, а следовательно, - и на цену.

Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель - уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор.

Прогностическая функция. Она определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики; выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия Центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.

Регулирующая функция представляет самую обширную и разностороннюю деятельность государства. При этом правительство преследует такие цели: минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики; создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка; обеспечение социальной защиты населения. Для достижения указанных целей правительство использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые, налоговые инструменты.

Актуальность проблем занятости и безработицы объясняется тем, что, во-первых, обеспечение полной занятости принадлежит к числу важнейших целей национальной экономики, во-вторых, безработица является формой проявления нестабильности экономического развития. Безработица имеет негативные экономические и социальные последствия. Изучение проблем занятости и безработицы способствует выявлению причин безработицы, выработке эффективной политики занятости.

Занятость выражает процесс включения работников в экономические отношения в соответствии с существующим спросом на рабочую силу. Законодательство Республики Беларусь определяет занятость как не запрещенную законом деятельность граждан, как правило, приносящую доход. Уровень и определенная структура занятости являются основным результатом на рынке труда.

В настоящее время отношения занятости в республике регулируются Конституцией Республики Беларусь, Законом о занятости населения Республики Беларусь, а так же Кодексом законов о труде и другими нормативными актами.

Основной целью государственного регулирования занятости являются достижение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и процессы воспроизводства рабочей силы.

На рынке труда различают несколько видов государственного регулирования: защитное - в целях уменьшения незащищенности отдельных групп трудящихся; поощрительное - стимулирование отдельных видов деятельности; ограничительное - исключение неоправданных преимуществ; директивное - прямые меры воздействия на рынок труда; регулирование посредством экономических (финансовых) мер.

Особую группу составляют мероприятия по социальной защите на рынке труда. При этом на одном и том же рынке труда могут реализовываться как отдельные, так и все виды регулирования.

Вышеперечисленные виды регулирования осуществляются в соответствии с программами занятости населения, составлению которых должно предшествовать прогнозирование состояния рынка труда.

При определении предложения рабочей силы учитывается только трудоспособное население. Величину спроса определяет наличие свободных мест и вакансий, образующихся в результате выбытия работников, создание новых рабочих мест и наличие свободных рабочих мест на начало года.

В Беларуси заложены законодательные основы для становления эффективной формы регулирования социально-трудовых отношений. Приняты Законы Республики Беларусь: О профессиональных союзах, О коллективных договорах и соглашениях, О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов). Ратифицированы соответствующие конвенции МОТ. На уровне республики ежегодно заключается Генеральное соглашение между правительством, республиканскими объединениями профсоюзов и нанимателями.

Рынок государственных ценных бумаг является неотъемлемой частью любой развитой экономической системы. Их выпуск и обращение дают в руки государства мощный инструмент регулирования макроэкономики.

Участниками рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь (РБ) являются:

Министерство финансов - эмитент, выступающий от имени Правительства Республики Беларусь. Этот орган выпускает ценные бумаги и несет от своего имени обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг;

Национальный Банк Республики Беларусь (НБ РБ)[24] - экономический советник и финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг;

инвесторы - профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе иностранные, владеющие

облигациями, обладающие избытком финансовых средств, которые инвестируются ими в ценные бумаги Правительства. Одним из наиболее эффективных инструментов денежно-кредитного регулирования являются операции Национального банка на открытом рынке. Решением Правления Национального банка было утверждено «Положение об операциях Национального банка Республики Беларусь с ценными бумагами на открытом рынке», где в качестве целей их проведения признана стабилизация денежно-кредитных отношений и оперативное регулирование объема денежной массы.

В Статье 53 Банковского кодекса Республики Беларусь [25] определены следующие операции Национального Банка с ценными бумагами:

Национальный банк при осуществлении функций денежно-кредитного регулирования выпускает (эмитирует) ценные бумаги, а также совершает операции с ценными бумагами;

Национальный банк выполняет функции агента Правительства Республики Беларусь (РБ) на рынке государственных ценных бумаг, организует их первичное размещение и обращение;

Национальный банк выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка.

Продажу ценных бумаг кабинета Министров могут осуществлять уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляется НБ РБ. В процессе этих операций центральный банк непосредственно воздействует практически на все важнейшие параметры рынка ссудных капиталов. Операции используются для увеличения или сокращения резервов коммерческих банков, изменения уровня банковской ликвидности и размеров кредитной эмиссии, регулирования рыночного курса государственных ценных бумаг (ГЦБ).

2.2 Состояние экспортной деятельности в Республике Беларусь

Говоря об экспортной деятельности Республики Беларусь, следует, прежде всего, понять, почему это так важно для белорусской экономики. Анализируя структуру ВВП Беларуси, можно увидеть, что экспорт занимает в ней довольно большую часть. То есть мы говорим об экспортоориентированной экономике. Какие же предпосылки есть для этого? Во-первых, историческая. Республика Беларусь в составе СССР была своего рода сборочным цехом Союза. После развала СССР экономические связи были нарушены. Также это означало, что Республика Беларусь должна экспортировать уже в страны СНГ со своими барьерами продукцию своей промышленности. На фоне уже не дешевых ресурсов и тарифных ограничений стран-импортеров это означало крах белорусской экономики. Во-вторых, Россия косвенно стимулировала белорусский экспорт за счет давальческого сырья и доступа на свой рынок белорусским товарам.

Немаловажным является анализ структуры экспорта белорусской продукции. Как видно из рис. 1 основными товарными группами в 2000-2008 г. были товары химии и нефтехимии, товары машиностроения. Говоря о машиностроении, следует отметить абсолютную зависимость от российского рынка. С одной стороны, сырье поставляется из России, с другой - оглядываясь на качество и стандарты белорусской техники - экспорт готовой продукции шел в основном в Россию. Поэтому главной задачей белорусских предприятий является диверсификация экспорта, что и происходит сегодня путем создания СП в Венесуэле, Казахстане и т.д., а также прямыми поставками в данные регионы. Для более наглядного представления структуры экспорта можно представить диаграмму (Приложение А). Динамика внешней торговли Беларуси в январе-июле текущего года улучшилась по сравнению с началом 2009 года по большинству товаров, являющихся основными позициями экспорта. Так, в январе-июле 2009 года экспорт белорусских нефтепродуктов достиг 9,126 млн. или 100,4% к уровню аналогичного периода прошлого года. Для сравнения, в январе этот показатель был 90,8% к первому месяцу 2008 года. По итогам семи месяцев темпы роста экспорта калийных удобрений составили 28,3% против 14,9% в январе. Объем поставок на внешний рынок азотных удобрений достиг 93,4 тыс. т, или 163,8% к январю-июлю 2008 года. По данным Белстата,[3] за семь месяцев экспортировано 21 тыс. тракторов, что составляет 57,4% к такому же периоду прошлого года, 1361 грузовой автомобиль (17,5%), 592 седельных тягача (11,7%). В январе 2009 года темпы роста экспорта этих товаров были ниже: 40,5%, 16,2% и 7,9% соответственно. Беларусь в значительной мере восстановила объемы поставок на внешний рынок сельхозтехники. В январе-июле ее отгружено 17,5 тыс. единиц, или 76,3% к аналогичному периоду прошлого года (темп роста в январе 2009 года - 28,1%). Экспорт черных металлов по итогам семи месяцев составил 97,2% к такому же периоду прошлого года (в январе - 80,3%), металлокорда - 56,7% (27,7%), шин - 96,9% (66,6%), древесно-волокнистых плит - 44,9% (35,6%). Темп роста экспорта холодильников увеличился с 54,7% в январе текущего года до 76% в январе-июле, керамической плитки - с 37,1% до 71,6%, мяса и мясопродуктов - с 113,8% до 136,7%.

Вместе с тем по сравнению с началом года несколько замедлились темпы роста экспорта стальных труб (47,2% в январе-июле против 56,2% в январе 2009 года), необработанных лесоматериалов (55,9% против 91,9%), мебели (55,2% против 56,1%), молока и молочных продуктов (125,8% против 147,7%). Объем внешней торговли товарами Беларуси в январе-июле 2009 года составил $26,33 млрд., или 59,9% к уровню аналогичного периода прошлого года. В том числе экспорт снизился до $11,022 млрд. (53,9%), импорт - до $15,308 млрд. (65,1%). Таким образом, налицо видна зависимость Республики Беларусь от емкого российского рынка, хотя в последнее время прослеживается динамика увеличения товарооборота и прежде всего экспорта с ЕС. В 2009 г. товарооборот РБ практически со всеми партнерами за рубежом ухудшился, что явилось причиной мирового финансово-экономического кризиса.

2.3 Проблемы белорусского экспорта

Падение экспорта, потеря традиционных внешних рынков, рост отрицательного внешнеторгового сальдо еще раз в предельно жесткой форме обострило проблему модернизации белорусской экономики, оживило дискуссию о международной специализации республики в контексте глобализации, об эффективности управленческих решений в условиях системного кризиса. Внешние займы не столько направлялись на модернизацию реального сектора экономики, сколько обслуживали счета текущих операций и периодически фигурировали в отчетах Нацбанка о росте ЗВР. Под угрозой репрессий за невыполнение пресловутых «плановых показателей» директорат утилизировал оборотные средства и «отчитался за рост». Белстат зачел в рост ВВП примерно 6 трлн. руб., осевшей на складах в качестве неликвида. Призыв к частному бизнесу «помочь разгрузить склады» оказался ожидаемо малоэффективным, как и привлекательность прочих административных мер. Проблемы белорусской экономики имеют объективный характер и объясняются внутренними причинами, а не внешней конъюнктурой.

Проблему конкурентоспособности белорусских товаров и услуг на внешних рынках белорусские и российские эксперты давно объяснили, их выводы стали неожиданными только для отдельных чиновников. Кстати, уступающая в разы североамериканской и европейской производительность труда белорусов в 2009 г. деградировала еще на один процентный пункт. Технологическая модернизация на значительном числе белорусских предприятий не производилась еще с советских времен, обновление оборудования на большинстве предприятий - тоже «перезревший» вопрос. На «флагманах белорусской индустрии» до сих пор используются станки сталинских времен и полученные по послевоенной репарации раритеты. Согласно данных Института экономики Минэкономики РБ, период использования технологий в отечественной производственной сфере составляет 2-30 лет.

Разумеется, эксплуатация «советского наследства» не могла быть бесконечной. Просчеты не только в финансово-кредитной политике, но и в стратегическом планировании как таковом привели к тому, что белорусская наука в значительной степени деградировала и потеряла связь с промышленностью, а «точечная модернизация» не принесла существенного эффекта, не подготовила национальную экономику к кризису. К примеру, обновление основных фондов «Белшины» на основе отработавшего с десяток лет за рубежом оборудования не позволило бобруйскому производителю потеснить даже на местном рынке торговцев импортными покрышками б/у еще в докризисный период. Вполне естественно произошел рост импорта на внутреннем рынке и потеря белорусскими производителями традиционных внешних рынков.

К примеру: в США и промышленных лидерах ЕС обновление оборудования происходит в течение 5-8 лет, а технологическое - и того чаще, что позволяет этим странам удерживать не только свой рынок, но и завоевывать белорусский. Правительство Японии очень чутко следит за состоянием инновационных предприятий, проводя финансово-кредитную политику именно в их интересах. Белоруссия же пока демонстрирует непоследовательность в данном вопросе, чему свидетельство - хронический острый дефицит оборотных средств промпредприятий. Естественным образом наступила «черная полоса» у руководителей белорусских промышленных и сельхозпредприятий, ощутивших все прелести кредитной удавки. Обновление ассортимента выпускаемой ими продукции (около 3%) примерно в 5 раз ниже минимальных показателей для поддержания конкурентоспособности. Таким образом, понятно, почему основной объем белорусского экспорта составляет продукция средне-низкой технологичности, а доля высокотехнологичной экспортной продукции, по разным оценкам, составляет 1,5-5%.

Данные Национального статистического комитета РБ наглядно демонстрируют, что может предложить белорусская экономика миру, какие ее товары востребованы на западных рынках, в дальнем зарубежье. Очевидно: практическая реализация декларации об инновационной модели развития и, в частности - задачи по повышению конкурентоспособности белорусской экономической системы неизбежно приведут к революционным изменениям, как минимум - НТР местного масштаба. В данной связи характеристика путинского курса, означенного И.Юргенсом, вполне справедлива применительно и к белорусским реалиям: «экономическая модернизация не пойдет без политической, а она пока никак не обозначена».

макроэкономический регулирование экспортный загранучреждение


В январе-сентябре 2009 по сравнению с аналогичным периодом 2008 года экспорт товаров Беларуси сократился на 43,3% и составил $15 млрд. Основные причины снижения объемов торговли очевидны: это ухудшение конъюнктуры мирового рынка, спад деловой активности из-за продолжающегося финансово-экономического кризиса и, как следствие, резкое падение платежеспособного спроса и цен на основные виды белоруской экспортной продукции. Вместе с тем следует отметить, что во втором квартале 2009 года во внешней торговле страны наметились положительные сдвиги. Если в январе-марте 2009 года темп роста экспорта товаров составлял 51,2%, то в январе-июне - 52,3% к соответствующим периодам 2008 года. И далее из месяца в месяц положительная динамика сохраняется: январь-июль - 53,9%, январь-август - 55,5%, январь-сентябрь - 56,7%. В сентябре по сравнению с августом 2009 экспорт в Россию вырос на 10,2%, или на $59 млн., в страны вне СНГ - на 10,8%, или на $131 млн. В сентябре значительно увеличился экспорт мяса крупного рогатого скота (на $85,5 млн.), семян рапса (на $46 млн.), сахара (на $30 млн.), рапсового масла (на $27,2 млн.), сливочного масла (на $21,3 млн.). Об улучшении ситуации со сбытом свидетельствует и уменьшение запасов готовой продукции в промышленности. С 1 августа по 1 октября они снизились с 88,3% до 77,8% среднемесячного объема производства. (Приложение Г). В настоящее время формирование производственных программ на белорусских предприятиях осуществляется на основе прогноза спроса на внутреннем рынке и графиков поставок продукции на экспорт по странам и регионам в разрезе основных товарных позиций. Какие меры принимаются для полного восстановления объемов экспорта? На сегодняшний день это является главной задачей нашей стратегии внешнеэкономической деятельности. Рост экспорта зависит от координации усилий на всех уровнях управления - от конкретного предприятия до министерств, концернов, исполкомов и правительства. В этой связи на постоянной основе принимаются меры организационного и стимулирующего характера по увеличению объемов поставок продукции на внешний рынок. В частности, в целях восстановления объемов товарооборота с регионами Российской Федерации сформированы рабочие группы под руководством членов правительства.

Они активно работают над расширением контактов, проведением регулярных деловых встреч и переговоров с руководством более 20 российских регионов, на долю которых приходится 87% общего товарооборота с Россией. Результатом этой деятельности является подписание внешнеторговых контрактов, организация лизинговых схем поставок белорусской продукции на экспорт, согласование с зарубежными банками условий предоставления кредитов на приобретение белорусской продукции. Есть также договоренности по созданию совместных сборочных производств и новых объектов товаропроводящей сети. Аналогичная работа проводится с Украиной, Молдовой и Азербайджаном. Кроме того, налажена эффективная система взаимодействия загранучреждений с отраслями и регионами. Цель - оказание содействия белорусским предприятиям в поиске иностранных партнеров, развитии товаропроводящих сетей в регионе пребывания. Осуществляется информирование зарубежных деловых кругов об экономическом потенциале и инвестиционных возможностях Беларуси. Согласно данным статистики, темпы роста экспорта нефтепродуктов, калийных удобрений, сельхозтехники, металлокорда, шин и большинства других основных товарных позиций Беларуси возросли по сравнению с началом 2009 года. Вместе с тем республика по-прежнему испытывает серьезные трудности со сбытом тракторов, грузовых автомобилей, стальных труб и др. В условиях кризиса на первый план выходит, с одной стороны, работа по поддержке белорусских экспортеров, с другой - по созданию удобных зарубежным партнерам схем поставок и расчетов. С этой целью в конце 2008 года и в 2009году принят ряд нормативных правовых актов, определяющих меры по стимулированию экспорта в Беларуси. Они предусматривают использование финансовых стимулов (льготное кредитование и страхование внешнеторговых сделок, предоставление льгот по налоговым и таможенным платежам), развитие экспортных поставок белорусской продукции на условиях лизинга, упрощение таможенных процедур. Совершенствуется информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности, развивается инфраструктура экспорта, включая товаропроводящую сеть, торгово-логистические центры.

Дальнейшее развитие получит также выставочно-ярмарочная и рекламная деятельность за рубежом. В августе-сентябре 2009года приняты указы Президента Беларуси, которые предусматривают не только возможность предоставления экспортерам белорусской продукции льготных экспортных кредитов в российских рублях, но и компенсации части процентов по кредитам, выдаваемым банками-нерезидентами для приобретения белорусских товаров. Это позволит в значительной мере решить вопрос поставок на российский рынок белорусской сельхозтехники за счет кредитных средств. Таким образом, мы устраним затруднения с поставками, вызванные принятыми в России ограничениями на приобретение товаров иностранного происхождения, в том числе белорусских. Наращиванию экспорта отечественной продукции будет способствовать и подписанный в сентябре указ по совершенствованию лизинговой деятельности в Беларуси.

Для развития экспортных поставок с использованием лизинговых схем белорусские заводы-производители провели подготовительную работу с крупными региональными лизинговыми операторами Армении, Казахстана, России, Узбекистана, Украины. Достигнуты договоренности по лизингу конкретной номенклатуры белорусской техники, что позволит до конца 2009 года существенно нарастить экспорт. Можно ожидать, что в процесс продвижения белорусской продукции на внешнем рынке активно включатся и представители малого бизнеса. Указом №477 от 25 сентября значительно упрощены условия деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию за пределами республики товаров отечественного производства. Поэтому есть надежда, что позитивная динамика экспорта, как результат всех этих мер, будет обеспечена уже до конца текущего года.

Как известно, сегодня много в Республике Беларусь говорят о диверсификации экспорта. С прошлого года наметилась положительная тенденция в развитии торгово-экономического сотрудничества Беларуси со странами Азии, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки. Несмотря на объективные сложности, обусловленные мировым финансовым кризисом, нам удалось избежать ожидаемого спада экспорта продукции в эти страны. По итогам января-августа 2009 года экспорт за пределы СНГ составил 56,1% к уровню аналогичного периода 2008 года, в то же время в страны Азии - 79,4%, Африки - 74,6%. География поставок белорусской продукции в 2009 году дополнилась новыми странами.

Так, в настоящее время в Тунис, Гамбию и Сенегал экспортируются прутки и полуфабрикаты из нелегированной стали, в Камерун - калийные удобрения. В Кению и Бенин поставляются книги и брошюры, Экваториальную Гвинею - тракторы и седельные тягачи, Уганду, Намибию, Катар, Мьянму - товары различного назначения (контрольно-измерительные приборы, спектрометры и другие). Поставлена цель к 2010 году увеличить товарооборот с Индией до $0,5 млрд. Благодаря принятым в этом направлении мерам объем взаимной торговли в январе-августе текущего года возрос на 44% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года до $387,2 млн. При этом экспорт достиг $320,2 млн., увеличившись на 62,9%. Рост экспорта обеспечен за счет поставок в Индию калийных удобрений на сумму $291,8 млн., металлопродукции - на $7,8 млн., электронных интегральных микросхем - на $0,86 млн., шин - на $0,57 млн. (приложение Б). Рынок развивающихся государств Латинской Америки представляет интерес для белорусской промышленности с точки зрения продвижения продукции машиностроения и нефтехимического комплекса.

В результате укрепления межгосударственного диалога на высшем уровне удалось значительно активизировать торгово-экономическое сотрудничество с Венесуэлой. В настоящее время с участием Беларуси здесь разрабатываются и реализуются крупномасштабные проекты в сферах нефтедобычи, нефтехимии, сейсморазведки и сейсмотехники, газификации, архитектуры и строительства, промышленности и сельского хозяйства. Одновременно с освоением новых рынков сбыта расширяется и номенклатура продукции, поставляемой за рубеж. Так, в текущем году Беларусь начала поставлять грузовые автомобили в Чили, ОАЭ, Боснию и Герцеговину, Вьетнам; сливочное масло - в Украину, Казахстан, Армению; сыры и творог - в Казахстан; семена рапса - в Латвию и Литву; рапсовое масло - в Эстонию. Белорусские азотные удобрения начали экспортироваться в Мексику, Польшу, Германию; смешанные минеральные удобрения - в Польшу, Румынию; полуфабрикаты из нелегированной стали - в Тунис, Филиппины, Нигерию, Грецию; прутки горячекатаные из нелегированной стали - в Ливан, Эфиопию, Гамбию, Сербию, Израиль и другие страны.

Следует отметить, что укрепление позиций белорусских экспортеров на внешнем рынке во многом зависит от развития собственной товаропроводящей сети и создания сборочных производств за рубежом.

Расширение ТПС предприятий проводится в соответствии со сводным планом развития товаропроводящей сети отечественных производителей за рубежом на 2009-2010 годы. Согласно этому документу с внесенными в него в октябре текущего года дополнениями, предусматривается создание 152 субъектов ТПС на внешнем рынке, в том числе 46 - с белорусскими инвестициями. Кроме того, будет расти и число сборочных производств белорусской продукции за рубежом. В настоящее время их 39. Немаловажной проблемой сегодня является отрицательное сальдо внешней торговли. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами Беларуси в январе-сентябре достигло $5 млрд. и, по мнению независимых экспертов, в итоге может превысить уровень 2008 года - $6,6 млрд. Рост отрицательного сальдо обусловлен объективными факторами: ввозом промежуточных товаров (сырья и материалов) и продукции инвестиционного назначения (машин, оборудования, транспортных средств, инструмента и инвентаря), необходимых для обеспечения и модернизации производств. Во внешней торговле услугами сальдо на протяжении последних лет складывается положительным, что позволяет частично компенсировать отрицательное сальдо внешней торговли Беларуси в целом. В январе-сентябре 2009 года отрицательное сальдо внешней торговли товарами сложилось в размере $5021 млн., что на $776 млн. больше, чем в январе-сентябре прошлого года. Эта ситуация, повторюсь, во многом обусловлена неблагоприятной конъюнктурой на внешних рынках. Противопоставить ей мы можем системную работу по оптимизации сальдо торгового баланса, которая проводится в республике на постоянной основе.

Так, разрабатываются и по мере необходимости корректируются меры по стимулированию экспорта и оптимизации импорта. По каждой отрасли и региону принимаются среднесрочные стратегии развития, предусматривающие создание конкурентоспособных экспортоориентированных производств с высокой долей добавленной стоимости. Организация новых импортозамещающих производств регламентируется Государственной программой импортозамещения на 2006-2010 годы, соответствующими отраслевыми и региональными программами.[26] Для оптимизации импорта с мая 2009 года указом Президента Беларуси установлены временные повышенные ставки ввозных таможенных пошлин на потребительские товары. В результате за период с мая по август сократились объемы импорта по 42 товарным позициям, что в стоимостном выражении составило примерно $13,2 млн.

Чтобы сократить расходование валютных средств на оплату закупаемого по импорту технологического оборудования, проводится работа по привлечению долгосрочных внешних источников финансирования. Таким образом, расчеты за основные средства будут осуществляться после ввода оборудования в эксплуатацию и получения валютной выручки. Какие же перспективы с сокращением отрицательного сальдо? Некоторые эксперты говорят, что ситуацию с отрицательным сальдо внешней торговли в республике не следует драматизировать. Хронический дефицит торгового баланса имеют схожие с нашей страной (по недостаточности природных ресурсов и размеру) государства Центральной и Восточной Европы. Экономика страны может развиваться довольно длительное время и при наличии отрицательного сальдо. В этом случае для дополнительного финансирования импорта необходимо привлекать прямые и портфельные иностранные инвестиции, кредиты и займы.

Здесь важно своевременно принимать меры по минимизации негативных последствий на период сохранения отрицательного сальдо и обеспечивать экономическую безопасность страны в условиях привлечения внешних заимствований. Проблема улучшения торгового баланса и степень его корректировки обычно рассматривается с точки зрения валютно-финансового положения государства. В практике международных экономических отношений большое значение придается не столько дефициту торгового баланса, сколько состоянию текущего счета платежного баланса. В Беларуси работа по оптимизации платежного баланса включает, с одной стороны, совершенствование системы государственной поддержки экспорта, с другой - формирование условий для притока иностранного капитала путем улучшения инвестиционного климата и дальнейшей либерализации экономической деятельности. Мы не можем рассчитывать на сиюминутный результат от принимаемых системных мер. В то же время у нас есть уверенность, что результаты грамотной политики в области иностранных инвестиций и господдержки экспортеров позволят компенсировать сложившийся дисбаланс в торговле. Также в последнее время много говорится о импортозамещении. Правительством Беларуси обеспечивается комплексный подход в реализации политики импортозамещения и контроль за более полным насыщением внутреннего рынка товарами отечественного производства. Программа импортозамещения постоянно корректируется, пополняется актуальными проектами. Так, в текущем году в нее было дополнительно включено 56 проектов. В качестве примера можно привести освоение производства различных видов арматуры и проката на РУП «БМЗ», обуви в ЗАО СП «Отико». По существу, программа импортозамещения является действенным инструментом для освоения новых видов конкурентоспособной продукции и, соответственно, насыщения внутреннего рынка собственными товарами. Так, даже в условиях экономического спада в первом полугодии 2009 года импортозамещающей продукции произведено на сумму более $1 млрд. (104,9% к соответствующему периоду прошлого года). Из этого объема на экспорт поставлено продукции на $315 млн. (108,4%), в то время как экономия валютных средств составила более $430 млн. (168%). В правительстве есть четкая концепция работы по импортозамещению на ближайшую перспективу - Схема работ по замещению импортируемых в страну товаров.

В соответствии с этим документом всеми ведомствами разработаны меры по увеличению производства, расширению ассортимента и улучшению качества выпускаемой продукции, по которой отмечается рост импорта. Отраслевые министерства и концерны планируют осваивать также производство целой гаммы новых товаров, как инвестиционных и промежуточных, так и потребительских. Таким образом, сегодня в Беларуси все понимают, что ситуация с экспортом далеко не идеальна. Конечно, отрицательно сальдо, хронически преследующее нашу экономику, не является наихудшей проблемой, однако ее решать все равно нужно. Именно поэтому Правительство так много внимания уделяет стимулированию экспорта, импортозамещению и притоку инвестиций в страну.

Заключение

После рассмотрения всех вопросов можно сделать ряд выводов:

Планомерная экспортная ориентация промышленности требует выработки стратегии ее развития. Внешнеориентированнная стратегия представляет собой стратегию государства, направленную на расширение поставок продукции внутреннего производства на внешние рынки.

На первом этапе реализации экспортоориентированной стратегии необходимо поощрять вывоз широкого спектра продукции различных отраслей экономики, имеющих сравнительные преимущества перед зарубежными аналогами. Это дает возможность государству увеличить его сбережения. Также государству необходимо осуществить обширный комплекс мер от целенаправленного занижения обменного курса национальной валюты, сдерживающего увеличение потребления и т.д. С ростом экспортных товаропотоков открывается возможность для увеличения сбережений внутри страны, что способствует расширению емкости национального рынка, а значит, создает необходимые предпосылки для развития импортозамещающих отраслей.

В результате действия многих факторов в настоящее время в Республике Беларусь сложилась такая структура внешнеэкономических отношений, которая предполагает тесные интеграционные связи со странами СНГ, и в первую очередь с Россией, которая сегодня является основным партнером Республики Беларусь, занимая первое место в ее внешнеторговом обороте, но наблюдается тенденция к увеличению доли ЕС в экспортных потоках.

Сложившееся положение вещей имеет объективные причины (географическая близость с Россией, Исторические связи, традиционность торговли, тесная кооперационная взаимозависимость, близкий уровень конкурентоспособности белорусских и российских товаров, политические обстоятельства и др.), но тем не менее имеет ряд негативных последствий для Республики Беларусь, т. к. ставит ее в большую зависимость от конъюнктуры российского рынка, который не отличается на сегодняшний день ни политической, ни экономической стабильностью. В связи с этим стоит необходимость разработки новой разносторонней внешнеторговой концепции Республики Беларусь, включающей в себя все вопросы внешнеторговой деятельности Республики Беларусь. В первую очередь структурное совершенствование внешней торговли, изменение внешнеторговых приоритетов, направление основных усилий на активизацию отношений с европейскими странами и окончательную интеграцию с Европейским Союзом.

Наряду с усилением связей с традиционными партнерами, необходимо осваивать новые регионы, страны, где нашего присутствия не было вообще или оно было недостаточным (в первую очередь страны Азии, Америки), открывать торговые представительства, торговые дома, налаживать прямые контакты и пр. Необходимо создать условия по привлечению и использованию иностранных кредитов в республику в виде кредитов и прямых инвестиций, активизировать процесс размещению белорусских капиталов за границей. Решение этих задач должно способствовать проведению в республике экономических преобразований, вхождение ее в мировое экономическое сообщество.

Список использованных источников

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.: Маркетинг, 2004., 667 с.

. Белорусский экспорт: стратегия подъема [Электронный ресурс] - 2009. - Режим доступа: http://www.belta.by/ru/actual/interview? id=447035 - Дата доступа: 13.03.2011

. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. М., 2002.

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник для высших учебных заведений по специальностям 060400 «Финансы и кредит» и 060600 «Мировая экономика» / Л.Н. Красавина и др. - Москва: Финансы и статистика, 2006. - 572.

. Международный финансовый менеджмент в условиях формирования глобального финансового рынка: 08.00.10; 08.00.14 / Мамедов Артур Оскарович: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Москва, 2007. - 42 .

. Современная экономика. /Под ред. О.Ю. Мамедова, Р-н-Д.:Феникс, 2007. 606 с.

. Хойер Как делать бизнес в Европе. М.: Прогресс, 1998. Экономика. /Под ред. А.С. Булатова. М.: БЕК, 2004. 654c.

. Базиков, А.А. Экономическая теория. Курс лекций / А.А. Базиков. - М.: ИНФРА-М, 2005.288с.

. Яллай, В.А. Макроэкномика / В.А. Яллай. - Псков: ПГПИ, 2003.

. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Минск Юнипак, 2004.

. Абалкина Н.И. Курс переходной экономики / Под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 2007. - Разд. 1, с. 106.

. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т.:Пер. с англ. 11-го изд. Т. 2.-М.:Республика,2002. - 400 с.

. Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2000. - 423 с.

. История экономических учений: Учебное пособие / Г. А. Шмарловская, А. Н. Тур, Е. Е. Лебедько и др.; Под общ. ред. Г. А. Шмарловской. - Мн.: ООО «Новое знание», 2008. - 340 с.

. Лемешевский И. М. Макроэкономика: учеб. пособие. - Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. - 576 с.

. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. - Экономикс: принципы, проблемы, политика. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 940 с.

. Макроэкономика: социально ориентированный подход: Учебное пособие / Под ред. Э. А. Лутохиной. - Мн.: Тесей, 2005. - 560 с.

. Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. М. И. Плотницкого. - М.: Новое знание, 2009. - 521 с.

. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов - М.: Аспект Пресс, 2007. - 820 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!