Сущность и формы антикоррупционной политики государства

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    196,24 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность и формы антикоррупционной политики государства

Аннотация

Дипломная работа 90с., 7 табл., 7 прил.,64 источников.

КОРРУПЦИЯ, СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ, ТИПОЛОГИЯ КОРРУПЦИИ, ПРИЧИНЫ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, АСПЕКТЫ, БЮРОКРАТИЯ, БОРЬБА, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ, АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Объектом исследования является понятие коррупции, ее сущности, типологии и мер по борьбе.

Целью работы является изучение причин коррупции, поиск основных мер по борьбе с коррупцией.

Результатом выполнения дипломной работы явилась рассмотрение основных мер по борьбе с коррупцией: необходимость разработки национального плана по борьбе с коррупцией, модернизация законодательной базы, усовершенствование государственного управления в системе антикоррупционных мер, рассмотрение деятельности антикоррупционных организаций

Дипломная работа выполнена в текстовом редакторе Microsoft Word 2003

THE ABSTRACT

work, 90p., 7 tab., 7 ap., 46 sources, ESSENCE OF CORRUPTION, TYPOLOGY OF CORRUPTION, THE REASONS, THE LEGISLATION, ASPECTS, BUREAUCRACY, STRUGGLE, THE NATIONAL PLAN, THE GOVERNMENT, THE ANTICORRUPTION ORGANIZATIONSof research is the concept of corruption, its essence, typology and measures on struggle. The purpose of work is studying the reasons of corruption, search of the basic measures on struggle against corruption. Result of performance of degree work was consideration of the basic measures on struggle against corruption: necessity of development of the national plan on struggle against corruption, modernization of legislative base, improvement of the government in system of anticorruption measures, consideration of activity of the anticorruption organizations.work is executed in text editor Microsoft Word 2003

Содержание

Введение

Глава 1. Проблемы противодействия коррупции в России на современном этапе

.1 Причины возникновения коррупции в России на современном этапе

1.2 Особенности противодействия коррупции в современной России

.3 Результаты ежегодного исследования Барометр Мировой Коррупции за 2010 год. Данные по России

1.4 Российское законодательство в сфере противодействия коррупции: перспективы дальнейшего развития

Глава 2. Антикоррупционная политика как функция государства

.1 Определение и содержание антикоррупционной политики

.2 Основные направления антикоррупционной политики

Глава 3. Сущность и формы антикоррупционной политики Российского государства в современных условиях

.1 Антикоррупционная политика в экономической сфере

.2 Антикоррупционная политика в организационно-правовой сфере

.3 Антикоррупционная политика в социальной сфере

Заключение

Список использованной литературы

Введение

За последние годы, несмотря на положительный рост в экономике и политике, Россия переживает трудности в экономической, социально-политической и духовной сферах общества. Это объясняется многочисленными факторами, влияющими на национальную безопасность России, среди которых коррупция является именно тем феноменом, который поразил все сферы общественной жизни общества. То есть налицо явная угроза безопасности личности, общества и государства. На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства, несомненно, является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы, наконец, с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме. Наша страна является одной из наиболее коррумпированных стран мира, и ее "успехи" в этом существенно опережают достижения национальной экономики, что, по сути, не самая приятная новость. На фоне глубокой общественной дифференциации, социального расслоения населения произошло и не менее глубокое социальное расслоение экономического пространства России, связанное с кратным увеличением масштабов криминализации и коррупции в экономике и во всей общественной жизни. Коррупция как одно из самых негативных явлений стала в наши дни основным препятствием для экономического и политического возрождения, превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны, что обусловило необходимость исследования столь негативного и опасного для общества феномена. Цель данной дипломной работы: раскрыть понятие и дать экономическую характеристику коррупционной преступности, а также определить основные направления антикоррупционной политики государства. Задачи дипломной работы предопределены заявленной целью и заключаются в следующем:

исследование явления коррупции и коррупционных преступлений с позиций экономической теории;

-исследование экономически значимых характеристик коррупции и закономерности её проявления в России;

- определение основных направлений антикоррупционной политики государства.

Объектом исследования является коррупция как социально- экономическое явление.

Предметом исследования является сущность коррупции, ее основные элементы и принципы построения антикоррупционной политики государства. Актуальность исследования чрезвычайно высока. На протяжении многих веков государство принимает различные меры по борьбе с коррупцией, однако до сих пор не найдены наиболее эффективные и это явление продолжает оставаться острой проблемой и сегодняшнего дня. Актуальность темы определяется :

-общественной опасностью коррупции. В многочисленных документах мирового сообщества подчеркивается, что коррупция оказывает исключительно вредное влияние на экономику, подрывает эффективность всех видов правительственных решений и программ, наносит ущерб состоянию морали в обществе, расшатывает доверие граждан к правительству, авторитет власти, разрушает принцип беспристрастного правосудия;

-распространенностью коррупции. Уровень коррупции в современной России чрезвычайно высок. Есть основания полагать, что он один из самых высоких в мире. Это подтверждается и тем, что в правоохранительных органах скопилось огромное количество материалов, ждущих своего часа до изменения политической обстановки;

-высокой латентностью коррупции;

Кроме того, актуальность исследования вызвана следующими обстоятельствами: -во-первых, коррупция поразила практически все сферы нашей жизни - от государственной службы и правоохранительных органов до здравоохранения, образования, жилищно-коммунальной сферы. Уровень и масштабы существующей в стране коррупции сдерживают экономическое развитие России, негативно отражаются на инвестиционном климате, снижают международную заинтересованность в сотрудничестве с нашей страной; -во-вторых, коррупция все активнее становится фактически одним из атрибутов функционирования российского государства, неотъемлемой составляющей его взаимоотношений с гражданами и влияет на формирование общественного сознания, которое утрачивает доверие к власти и веру в справедливость;

-в-третьих, поражение коррупцией властных структур неизбежно приводит к снижению роли государства как регулятора экономических и социальных процессов, стимулирует паразитирование незначительной части общества на проблемах и тяготах большинства; -в-четвертых, опасность коррупции заключается в том, что при ней общественные интересы подменяются корыстными интересами отдельных личностей и групп. Особенно опасна коррупция в правоохранительных органах, спецслужбах, прокуратуре, судебной системе, так как народ перестает верить в способность государства защитить права и свободы своих граждан; -в-пятых, все более расширяющееся политическое и экономическое сотрудничество между государствами превратило коррупцию в интернациональную проблему. Затронуты интересы и благосостояние не одной, а многих стран мира.

Причина повышенного интереса к явлению коррупции тесно связана с проблемами государственного управления, так как, не решив проблему коррупции, не возможно успешно решить и задачи управления. Следует также отметить, что коррупция обычно возникает и развивается в период смены политической власти, в условиях кризиса в экономике и политике.

Проблемы социально-экономического развития современного общества тесным образом связаны с качеством институциональной среды и эффективностью государственной политики. В настоящее время доказано, что страны с более низким уровнем коррупции, как негативной системной характеристикой институциональной среды, в среднем развиваются быстрее тех стран, в которых коррупция получила более широкое распространение. 25 декабря 2008г.был принят закон №273-ФЗ "О противодействии коррупции",который закрепил основные принципы, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В связи с принятием этого Закона претерпели изменения многие законодательные акты, регулирующие службу в органах государственной и муниципальной власти.

Коррумпированные институты искажают координацию экономических субъектов, нарушают легальные механизмы спецификации и защиты прав собственности, снижают уровень общественного доверия к власти, бизнесу и внутри себя. Государственная политика в условиях коррупции не способна эффективно ставить и достигать общественно-значимые цели в силу существования устойчивых механизмов реализации иных частных или узкогрупповых интересов.12 мая 2009 г. Указом Президента Российской Федерации № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, в которой коррупция названа одним из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности наряду с разведывательной и иной деятельностью специальных служб и организаций иностранных государств, а также деятельностью террористических транснациональных преступных организаций и группировок. В Стратегии национальной безопасности указано, что среди главных направлений антикоррупционной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должно стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, совершенствование нормативной правовой базы по регулированию предупреждения и борьбы с коррупцией.

Подобные меры объясняются тем, что коррупция - это опасное социальное зло. Она приобрела системный характер. В таких условиях недостаточно обычных мер борьбы с этим явлением. С точки зрения уголовной ответственности коррупционные нарушения относятся к плохо раскрываемым и трудно доказуемым преступлениям. Поэтому так важны превентивные меры широкого спектра. Одним из превентивных направлений борьбы с коррупцией является создание законодательства, препятствующего совершению государственными служащими коррупционных сделок. В своей статье "Россия, вперед!" Президент России Д.А. Медведев называет коррупцию одним из "запущенных социальных недугов, сковывающих её [нашей страны] творческую энергию, тормозящих наше общее движение вперёд".В течение последних двух десятилетий переходного периода уровень коррупции в России значительно вырос и представляет собой сложнейшее препятствие на пути модернизации экономики. В 2009 году Россия заняла 146 место из 180 стран, а в 2010 году уже 154 место по индексу восприятия коррупции международного агентства Трансперенси Интернешнл. При этом размеры коррупции в экономике страны сопоставимы с объемом консолидированного государственного бюджета. Последние 4-5 лет, по субъективным данным социологических опросов граждан, коррупция является основным препятствием на пути экономического подъема.

В работе были использованы современные нормативно-правовые акты, публикации отечественных экономистов, научные труды следующих авторов: Бондаренко И.А., Мишин Г.К., Астанин В.В., Шишкарев С.Н., Аминов Д.И., Сатаров Г.А.,Левин М.И., Хабибуллин А.Г. и другие; статьи периодической печати , справочная литература и интернет-источники.

Глава 1. Проблемы противодействия коррупции в России на современном этапе


На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства, несомненно, является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы, наконец, с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме.

В данной главе мы попытаемся осветить следующие вопросы:

история возникновения коррупции и противокоррупционных мер в России;

-причины и борьба с коррупцией, а так же её правовые аспекты в России на современном этапе;

антикоррупционные меры на современном этапе становления России;

-методы борьбы с коррупцией в сфере экономики.

Рассмотрим исторические аспекты коррупции. С явлением коррупции человечество столкнулось уже очень давно. Еще Аристотель говорил: "Самое главное при всяком государственном строе - это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться".Впервые цивилизованное. Еще в самые древнейшие времена человечество столкнулось с явлением коррупции. Например, одно из древнейших упоминаний о коррупции встречается еще в клинописях древнего Вавилона. Как следует из расшифрованных текстов, относящихся к середине третьего тысячелетия до нашей эры, уже тогда перед шумерским царем Урукагином весьма остро стояла проблема пресечения злоупотреблений судей и чиновников, вымогавших незаконные вознаграждения. Тема коррупции , что интересно, обнаруживается и в библейских текстах. Более того, о ее наличии и вреде с горечью говорят многие авторы. Например, в одной из книг библии Книге премудрости Иисуса сына Сирахова отец наставляет сына: "Не лицемерь перед устами других и будь внимателен к устам твоим. Да не будет рука твоя распростерта к принятию. Не делай зла, и тебя не постигнет зло; удаляйся от неправды и она уклонится от тебя. Не домогайся сделаться судьею, чтобы не оказаться бессильным сокрушить неправду, чтобы не убояться когда-либо лица сильного и не положить тени на правоту твою...". Нетрудно заметить, что сам характер наставлений свидетельствует, что библейскому обществу были достаточно знакомы факты подкупа судей и нечестного правосудия. Не избежала проявлений и расцвета коррупции и античная эпоха. Ее разрушительное влияние было одной из причин распада Римской империи.

Так что же такое это страшное явление - коррупция? Если следовать дословному толкованию латинского слова "коррупция" ("corruptio"), то в переводе это звучит как: "подкуп", "совращение" "порча", "упадок". С точки зрения лексики толкование этого слова закреплено в словаре русского языка Ожегова. "Коррупция - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами". Правовое толкование так звучит в Российской юридической энциклопедии: "использование государственными служащими (чиновниками) и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, в силу своих служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения и использования материальных преимуществ и иных благ, как в личных, так и в корыстных целях". Коррупция как сложное явление подвергается различным формам интерпретации и в экономической теории. Эти интерпретации (концепции) не следует считать альтернативными, а скорее дополняющими друг друга. Один из ведущих экономистов современности Бондаренко И.А. рассматривает коррупцию как форму рентоориентированного поведения. Экономическая рента может рассматриваться как плата за ресурсы сверх максимальной величины альтернативных издержек при немонопольном использовании этих ресурсов. Рентоориентированное поведение - это если упрощенно, многообразные усилия, направленные на осуществление государственного вмешательства в (рыночное) распределение ресурсов с целью присвоения искусственно создаваемых таким образом доходов в виде ренты . То есть коррупция это форма нелегального рентоориентированного поведения . Оценка коррупции как незаконного способа извлечения ренты в рамках теории рентоориентированного поведения (thеогу оf rent-seeking) приводится в статьях А. Крюгера и С. Роз-Аккерман. С точки зрения институционального подхода " Коррупция определяется как контрактное взаимодействие между экономическими агентами с целью злоупотребления позицией ради частных выгод (соrruption is a contractual relationship between economic agents for the abuse of position for private gains). Коррупция предполагает ех апtе и ех роst трансакционные издержки. К первым относятся издержки определения участников сделки, размер и тип взятки, правил и норм совершения сделки. Ко вторым - соблюдение соглашения, обеспечение доверия, адаптация к изменившимся обстоятельствам и механизм разрешения разногласий.

Таким образом, говоря о коррупции с позиций экономической теории, можно дать такое определение этому явлению: коррупция - это проявление такого поведения индивидов, целью которого является максимизация их полезности посредством извлечения непроизводительного дохода за счет использования и перераспределения ресурсов, не принадлежащих этим индивидам, но доступных им.На международном уровне свое нормативное закрепление термин коррупция получил в резолюции "Практические меры борьбы с коррупцией", подготовленной секретариатом 8-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями, проходившего в Гаване в августе-сентябре 1990 г. В резолюции речь идет о "нарушениях этического (нравственного), дисциплинарного, административного и уголовного характера, выражающихся в противозаконном использовании своего служебного положения субъектом коррупционной деятельности".В широком смысле коррупция - это моральное разложение общества, должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами. Коррупция - это подчинение закона конкретному интересу конкретного лица или группы лиц, это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей.Суммируя сказанное можно сделать вывод, что коррупция своими корнями уходит очень далеко, проблема была всегда, но сейчас она стала проявлять себя в более устрашающих формах, без промедления необходимо сосредоточить усилия на ограничении сферы приложения ее проявлений, снижении степени ее влияния, минимизации вредных последствий, чтобы в конечном итоге свести ее до приемлемого социально терпимого уровня. Различают несколько форм коррупции:

-низовая (мелкая, повседневная);

вершинная (крупная, элитарная). Наиболее распространена и наиболее опасна коррупция во властных структурах, коррупция, связанная с использованием административного ресурса (так называемая политическая коррупция, которая может выступать и в форме низовой коррупции - взятка за регистрацию предприятия, и в форме вершинной - использование административного ресурса для получения "нужного" результата выборов). Известно, что взаимодействие власти с гражданином возникает тогда, когда власть должна предоставить ему некоторые услуги (дать разрешение, предоставить справку). В подобных ситуациях коррупции способствует:

-сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных разрешительным принципом;

незнание гражданами своих прав на получение услуг и обязанностей чиновников на их предоставление;

-сокрытие чиновниками информации о своих обязанностях и правах граждан;

усложненность бюрократических процедур;-монополия ведомств на предоставление услуг; отсутствие конкуренции в данной сфере услуг;

структурные особенности органов власти, при которых одно ведомство обладает полномочиями принимать властные решения, и оказывать услуги.

Также коррупционная связь возникает тогда, когда власть, выполняя свою ограничивающую и регулирующую функцию, обязывает гражданина поделиться своими ресурсами с государством, взыскивая обязательные платежи или налагая штрафы за нарушения действующих норм. В этих ситуациях коррупции способствует отсутствие прозрачности проводимых процедур реализации гражданином своих обязательств. Никаких других законов, кроме законов административного права, чиновник вроде не нарушает ,то есть взятка в этом случае чаще всего выступает как официальная оплата дополнительных услуг.

Любая форма коррупции предполагает наличие человека, имеющего возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. В случае если этим человеком является чиновник, мы имеем дело с государственной коррупцией; если это сотрудник коммерческой или общественной организации, речь может идти о коррупции в негосударственном секторе экономики.

Формы коррупции в системе государственной службы весьма разнообразны. Они могут проявляться в виде:

вознаграждения за получение выгодных контрактов, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции;

-служебного мошенничества ;

-получения "комиссионных" за размещение государственных заказов;

оказания государственным служащим разного рода услуг и иных "знаков внимания";

-поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных лиц ;

незаконных вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;

вымогательства взяток у водителей сотрудниками ГИБДД;

-устройства на работу родственников, друзей, знакомых;

получения руководителями от подчиненных доли взяток и др.В подавляющем числе государств борьба с коррупцией ведется в форме правового преследования за ее конкретные проявления. В этом отношении Россия не является исключением. В Уголовном кодексе имеется пять статей, предусматривающих уголовную ответственность за конкретные противоправные действия: легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки и служебный подлог. Но не следует забывать и такие случаи коррупционной деятельности, как: участие чиновников в коммерческой деятельности для извлечения личной прибыли; использование служебного положения для "перекачки" государственных средств в коммерческие структуры с целью получить личную выгоду и с задействованием для этого подставных лиц и родственников; предоставление должностными лицами льгот коммерческим структурам с целью извлечь личную прибыль; предоставление государственных финансовых и иных ресурсов в избирательные фонды. Этот список можно расширять практически до бесконечности.

.1 Причины возникновения коррупции в России на современном этапе

Развитию коррупции способствует большое количество факторов и механизмов. Один из факторов распространенности коррупции - сложность структуры органов власти, наличие множества бюрократических проволочек, порождаемых самими чиновниками. Положение усложняется еще и тем, что практически отсутствует комплексный контроль над служебной деятельностью государственных служащих, имеет место дублирование и совмещение функциональных обязанностей, нет четкого разделения функций.

К так называемым организационным факторам коррупции следует отнести несбалансированность прав и ответственности чиновников за порученное им дело, нестабильность служебного положения, широкое распространение административного усмотрения, низкого денежного содержания государственных служащих.Есть много причин, объясняющих сложившуюся в России тревожную ситуацию с коррупцией, но среди них наиболее важные следующие:

слабость верховной государственной власти, сопряженная с постоянными противоречиями между исполнительной и законодательной властями, между федеральным центром и регионами (что ставило под угрозу процесс становления новой российской государственности);

отсутствие национальной стратегии экономического развития;

"раскрепощение" бюрократии. Изучая различные материалы, я пришла к выводу ,что коррупцию породила сама власть, создав для этого материальную, экономическую и законодательную базу. Фундамент был заложен еще в 1992 году, когда проводились гайдаровские "реформы". Авторы реформ шли на прямые нарушения законов. Их рассуждения были простейшими: мы создадим класс крупных собственников скорейшим и прямейшим путём, и они уже всё пространство страны организуют по рыночному принципу. Поэтому, не важно даже, кому именно достанется крупнейшая собственность. Речь шла о реставрации капитализма через приватизацию, то есть передачу в частную собственность крупного государственного производства и природных ресурсов страны. Эта реставрация не могла быть естественной, закономерной: впервые в истории происходила смена общественных формаций в обратном порядке - от социализма к капитализму. После ликвидации Советской власти она осуществлялась путем криминальной приватизации зачастую посредством криминальных разборок. Это привело, по сути, к образованию криминального буржуазного государства. Криминал пропитал все структуры государственной власти. Представители олигархического, то есть криминального по природе своей, капитала стоят на страже его интересов в правительстве, Госдуме, в суде и прокуратуре, в МВД. Все эти годы власть, демонстративно нарушая законодательство, провоцировало своих граждан на такие же действия. Грубейшими подтасовками она в 1996 году обеспечила преемственность сама себе, в 2000-м это повторилось, повторилось это и в 2004-м и в 2008-м. Ибо класс крупных собственников готов пойти на все, чтобы сохранить себя. Параллельно нарастал вал коррупции, опускаясь от самого верха до самого низа. И это совершенно понятно, ибо общество устроено так, что поведение матрицируется, копируется сверху вниз, или, как гласит народная мудрость, рыба гниет и тухнет с головы,. И при нарушающих закон, ворующих верхах невозможен на уровне физического закона честный средний и нижний слой.

Известно, что коррупция была всегда. Люди, облеченные хоть какой мало-мальской властью, рассчитывающие на какие-то дивиденды, проталкивают своих партнеров на министерские и прочие ключевые посты. Для них это "бизнес". При назначениях на высшие должности нет никакой реальной процедуры оценки кадров. Одной из главных причин являются недостатки действующей правовой системы. Не секрет, что нет никакой персональной ответственности чиновника за выполнение порученных ему функций. А все потому, что существуют только две статьи Уголовного кодекса, по которым можно привлечь коррупционеров: халатность и превышение служебных полномочий. Многие говорят, что правовая система ответственности чиновников за выполнение своих функций создавалась в советское время, такой она и осталась. Но в, то время был партийный и народный контроль. И борьба с коррупцией жестко велась партийными органами. А сейчас фактически нет другого механизма контроля над чиновником, кроме президента. Однако даже он не может контролировать то, что делают руководители центральных министерств и ведомств, и тем более субъектов Российской Федерации. Это просто физически невозможно. Соответственно чиновника никто и ничто не контролирует. Вот и чувствуют себя эти так называемые "благодетели" всесильными и всемогущими, способными вершить людские судьбы, а самим оставаться безнаказанными. Ведь для того чтобы доказать корыстный умысел, нужно провести большое расследование. Но людей, которые оперируют десятками триллионов рублей или миллиардами долларов, трудно уличить в получении взяток. В результате у нас ловят простых учителей и врачей за взятку в 100 долларов, а виновные в расхищении государственного имущества на миллиарды долларов отделываются статьями УК за халатность или злоупотребление служебным положением. Эти статьи уникальны. Они предполагают ответственность от 50 минимальных зарплат и до 10 лет тюрьмы. И суд, который также ни перед кем не отвечает, сам решает, кого и как наказать. Ещё одна причина всесильности коррупции - это слабость гражданского общества, отрыв общества от власти. Между тем ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть подавлены без усилий общественных организаций. Коррупция в России, да и не только в России, пронизывает все слои общества: органы власти, предпринимателей, общественные организации, тем самым неся негативные последствия, как для общества, так и для государства в целом. Наиболее ощутимые удары наносит она по экономической безопасности страны. В результате недобросовестного исполнения чиновниками служебного долга, их продажности теневая экономика дает почти 40 процентов всего валового внутреннего продукта. Также коррупция приводит к тому, что нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Коррупция породила и мощный рост организованной преступности. По оценкам МВД России, организованная преступность контролирует почти половину частных фирм, каждое третье государственное предприятие, от 50 до 85 процентов банков. Практически ни один сектор экономики не защищен от ее воздействия. Именно коррупция, пронизавшая все этажи российской власти, стала одним из главных препятствий в борьбе с организованной преступностью. Вот почему есть все основания говорить о серьезнейшем кризисе законности и правопорядка в стране. В нашей стране коррупция в сознании большинства людей понимается уже не как отклонение от нормы, а как сама норма. И это страшная действительность. Николай Розов в своей статье "Природа Российской коррупции" выделяет и рассматривает три основных этапа преодоления коррупции в России:

-первый, так называемый подготовительный этап; на этом этапе предусматривается формирование антикоррупционной коалиции и начало честной игры. Этот этап может начаться только при действительном стремлении властей к последовательной и долговременной работе по преодолению коррупции. Государство должно быть заинтересовано в разработке антикоррупционной политики ,включая создание специального антикоррупционного комитета, подвластного президенту;- второй этап, основной; на этом этапе происходит планомерное вытеснение коррупции и расширение пространства честной игры. Этот этап включает разработку законов и прочих нормативных актов, на преодоление коррупции в органах. Главным и ключевым принципом является многосторонний контроль: как традиционный бюрократический "сверху", так и "сбоку" - со стороны СМИ, общественных объединений, и "снизу" - со стороны заинтересованной части населения. На этом этапе вполне возможны и полная ликвидация неэффективных служб, и полная замена их персонала. Показателем успеха служит независимая внешняя оценка уровня коррупции в России, степени привлекательности страны для жизни и бизнеса в сравнении с другими странами;

-третий этап, профилактический; этот этап должен быть направлен на устранение системных причин роста коррупции через создание и актуализацию институтов и практики обеспечения честности и ответственности политиков и чиновников перед обществом.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: антикоррупционная политика должна рассчитывать не только и не столько на пропаганду, сколько на тесное сотрудничество государства и общественных институтов.

1.2 Особенности противодействия коррупции в современной России

С коррупцией в России боролись всегда <#"539826.files/image001.gif">

Приложение 2

Диаграмма 2.Причины коррупции по мнению россиян, по- разному относящихся к закону.



Приложение 3

График 1. Место России в списке Transparency International



Приложение 4

График 2. Индекс восприятия коррупции Transparency International



Приложение 5

Диаграмма 3. Отношение россиян к коррупции ( "Приходилось ли давать взятку?")



Приложение 6

Таблица 7. Оценка респондентами правительственных мер и усилий своего государства (страны, территории) в борьбе с коррупцией и коррупционными проявлениями

СТРАНА /ТЕРРИТОРИЯ/

Процент респондентов считающих правительственные меры по борьбе с коррупцией в своей стране…


эффективными

недостаточно эффективными

неэффективными

Общие показатели 28% 18% 54%

Африканский континент 62% 11% 27%

Камерун

32%

7%

61%

Гана

67%

6%

28%

Нигерия

64%

12%

23%

Сенегал

33%

10%

56%

Южная Африка

40%

6%

54%

Страны Азиатско-тихоокеанского региона 24% 14% 62%

Камбоджа

29%

27%

44%

Китай

82%

13%

4%

Индия

25%

7%

68%

Индонезия

37%

16%

47%

Япония

8%

75%

Северная Корея

24%

7%

69%

Малайзия

53%

10%

37%

Пакистан

22%

26%

52%

Филиппины

35%

2%

64%

Сингапур

88%

4%

7%

Таиланд

42%

8%

49%

Станы Европейского союза (EU+) 28% 12% 60%

Австрия

30%

24%

46%

Болгария

14%

15%

72%

Чехия

14%

22%

64%

Дания

34%

42%

25%

Финляндия

31%

26%

42%

Франция

37%

25%

38%

Германия

20%

3%

77%

Греция

26%

15%

59%

Исландия

18%

37%

45%

Ирландия

46%

3%

52%

Италия

21%

8%

70%

9%

14%

77%

Люксембург

26%

37%

37%

Нидерланды

39%

11%

51%

Норвегия

15%

47%

38%

Польша

22%

30%

48%

Португалия

23%

13%

64%

Румыния

26%

19%

55%

Испания

42%

6%

51%

Швеция

24%

33%

44%

Швейцария

35%

32%

33%

Великобритания

34%

2%

64%

Страны Латинской Америки 29% 17% 54%

Аргентина

15%

12%

73%

Боливия

25%

44%

31%

Колумбия

49%

10%

41%

Доминиканская Республика

44%

12%

45%

Эквадор

47%

14%

38%

Гватемала

24%

16%

59%

Панама

27%

47%

Перу

20%

28%

53%

Венесуэла

38%

30%

33%

Страны СНГ 12% 33% 54%

Молдова

37%

15%

48%

Россия

13%

37%

50%

Украина

8%

22%

70%

Северная Америка 19% 27% 54%

Канада

24%

15%

61%

Соединенные Штаты Америки

19%

28%

53%

Юго-восточная Европа 44% 15% 41%

Албания

20%

53%

27%

Босния-Герцеговина

29%

12%

59%

Хорватия

25%

13%

62%

Косово

34%

4%

62%

Македония

65%

14%

21%

Сербия

27%

17%

56%

Турция

49%

14%

37%



Приложение 7

Диаграмма 4 Доверяете ли Вы данным, которые чиновники обнародовали в своих декларациях о доходах и имуществе?


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!