Организация деятельности служб управления строительным производством на примере оперативно-диспетчерского отдела домостроительного комбината
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине: «Менеджмент в
строительстве»
«Организация деятельности служб
управления строительным производством на примере оперативно-диспетчерского
отдела домостроительного комбината»
Оглавление
РАЗДЕЛ I. Общие положения и исходные данные
.1 Задание и исходные данные курсовой работы
.2 Введение
РАЗДЕЛ II. Разработка процессов решения функциональных задач
службы управления строительного предприятия
.1 Определение состава функциональных задач, решаемых отделом
главного механика
.2 Определение внутренних и внешних связей
.3 Разработка системы внутренней и внешней документации,
проходящей в отделе главного механика
РАЗДЕЛ III. Определение численности работников службы
управления
.1 Определение рекомендуемой численности работников отдела
главного механика
.2 Определение трудоемкости выполнения функциональных задач
.3 Определение численности работников и их квалификации по
трудоемкости выполнения функциональных задач. Рекомендации отделу главного
механика по подбору работников в оперативно-диспетчерский отдел
РАЗДЕЛ IV. Разработка документов, регламентирующих работу
отдела главного механика
.1 Разработка «Положение об отделе главного механика»
.2 Разработка должностных инструкций работников отдела
главного механика
Заключение
Список используемой литературы и интернет-ресурсов
РАЗДЕЛ I.
Общие положения и исходные данные
1.1 Задание и
исходные данные курсовой работы
Выбор исходных данных для курсовой работы по номеру варианта
Вариант
|
Структура управления
|
Служба
|
Производственная ситуация
|
10
|
1
|
е)
|
2
|
Вариант №10:
Структура управления - 1
Служба - е)
Производственная ситуация - 2
Показатели деятельности СМО, влияющие на численность ее аппарата
управления.
Производственная ситуация /
Показатель
|
2
|
Qc
|
634
|
Qcп
|
123
|
Ncy
|
14
|
O
|
15
|
P
|
1847
|
P1
|
1621
|
Nз
|
23
|
Фа
|
25,1
|
Производственная ситуация
Характеристика строительной продукции: Изготовление и реализация ЖБИ. 20%
от выручки - строительные работы (возведение наземной части нетиповых
промышленных и сельскохозяйственных зданий).
Заказы: нестабильны, на ЖБИ - высокий стабильный спрос.
Загрузка мощности: 50%
Рентабельность: не высокая.
Текучесть кадров: высокая.
Заработная плата: не выше средней по отрасли.
Организационно-правовая форма: ОАО
Работы ведутся на территории: Ленинградской области.
Организационная структура управления
Структура 1. Домостроительный комбинат
e)
отдел главного механика
1.2 Введение
Диспетчеризация - централизация (концентрация) оперативного контроля и
координация управления производственными процессами с целью обеспечения
согласованной работы отдельных звеньев предприятия или группы предприятий для
достижения наивысших технико-экономических показателей, выполнения графиков
работ и производственной программы.
Работа оперативно-диспетчерский отдела направлена на:
обеспечение равномерности загрузки всех звеньев строительно-монтажного
предприятия,
обеспечение непрерывности строительно-монтажного процесса,
обеспечение ритмичности и экономичности выполнения всех процессов
основного производственного цикла,
обеспечение бесперебойной работы вспомогательных и обслуживающих
участков.
Вследствие изменения состава производимой продукции, корректив, вносимых
в методы и технологию её изготовления, разного уровня выполнения программы
различными рабочими и производственными участками, а также в связи с перебоями
из-за ремонта оборудования, нарушения графика поставки материалов и т.п.
нарушаются предварительно установленные пропорции и ритм.
контроль выполнения оперативных планов строительства и своевременного
обеспечения строительства рабочими, материалами, конструкциями, строительными
машинами, транспортом;
согласование работы строительных участков и устранение простоев рабочих и
машин и др. неполадок.
регулирование процесса производства с целью восстановления действующих
или установления новых пропорций и ритма работы предприятия.
контроль и управление технологическими процессами,
контроль и оперативное распределение материальных и энергетических
ресурсов, транспортных средств, учёт работы машин и механизмов,
повышение безопасности и точность движения транспорта.
предотвращение простоев оборудования и потерь рабочего времени и
выполнению заказов в срок.
Оперативно-диспетчерский отдел - это трехуровневая система.
В которую входят: управление строительными механизмами, диспетчерская
служба строительно-монтажной производительной фирмы, диспетчерская служба
управления.
Диспетчерская служба управления отдел формирует недельно-суточные графики
производства строительно-монтажных работ и графики заявки обеспечения работ
материально-техническими ресурсами, а также осуществляет сбор и анализ
оперативной информации о ходе строительных работ.
Диспетчерская служба строительного управления осуществляет сбор и анализ
оперативной информации, организует принятие мер, обеспечивающих выполнение
графиков, осуществляет контроль за своевременностью поставок материалов и
конструкции. Диспетчер строительного участка осуществляет контроль за
поступлением материалов и конструкции и выполнением объемов СМР.
Оперативно-диспетчерский отдел управления средств механизации и
автотранспорта может успешно функционировать только в том случае, если
совместно работают диспетчерские службы строительного предприятия и предприятия
строительной механизации и транспорта. Совместная работа 2-х диспетчерских
пунктов может своевременно не только выявить факты отклонений графиков работ и
машин, но и определить даты корректировки планов выполнения работ, связанных с
использованием недостающей техники.
Диспетчеризация в строительстве осуществляется при помощи современных
средств связи, автоматического учёта и контроля.
Диспетчерская система управления строительством охватывает все элементы
строительного производства и его обслуживания. Общая схема диспетчерской службы
в строительном тресте включает главного диспетчера в центральном аппарате
треста, участкового диспетчера в строительно-монтажных управлениях и на
участках, цеховых диспетчеров на производственных предприятиях, транспортных и
др. диспетчеров в обслуживающих хозяйствах. Каждый диспетчер действует в
пределах своего участка, общее оперативное руководство и контроль в объёме
всего треста осуществляются главным диспетчером. Диспетчерские пункты
оборудованы современными средствами связи, контроля, сбора и регистрации информации.
Здесь же сосредоточиваются все оперативно-учётные данные и имеется ряд
оперативных графиков и таблиц, по которым диспетчер может судить о состоянии
производства на любой момент, комплексно охватывая весь ход работ по отдельным
строительным участкам, управлениям и по тресту в целом.
РАЗДЕЛ II.
Разработка процессов решения функциональных задач службы управления
строительного предприятия
.1
Определение состава функциональных задач, решаемых отделом главного механика
1. Обеспечивает бесперебойную и технически правильную эксплуатацию и
надежную работу оборудования, механизмов, транспортных средств, повышение их
надежности, содержание в работоспособном состоянии на требуемом уровне
экономичности.
. Разрабатывает планы (графики) осмотров, испытаний и профилактических
ремонтов оборудования, механизмов, транспортных средств в соответствии с
положениями Единой системы планово-предупредительного ремонта, обеспечивает
техническую подготовку производства.
. Согласовывает планы (графики) с подрядными организациями, привлекаемыми
для проведения ремонтных работ, своевременно обеспечивает их необходимой
технической документацией, составляет списки оборудования, механизмов,
транспортных средств, нуждающихся в капитальном ремонте.
. Организует работу по учету наличия и движения оборудования, механизмов,
транспортных средств, составлению и оформлению технической и отчетной
документации.
. Разрабатывает нормативные материалы по ускоренному ремонту
оборудования, механизмов, транспортных средств, расходу материалов на
ремонтно-эксплуатационные нужды, составляет сметы на проведение ремонтов,
оформляет заявки на приобретение материалов и запасных частей, необходимых для
эксплуатации оборудования, механизмов, транспортных средств.
. Проводит межремонтное обслуживание, своевременный и качественный
ускоренный ремонт и модернизацию оборудования, механизмов, транспортных
средств, работу по повышению их надежности и долговечности, технический надзор
за состоянием, содержанием, ремонтом подведомственных зданий и сооружений, обеспечивает
рациональное использование материалов на выполнение ремонтных работ.
Формирует выездные бригады для ремонта оборудования, механизмов,
транспортных средств.
. Выдвигает предложения по аттестации, рационализации, учету и
планированию рабочих мест, по модернизации оборудования, механизмов,
транспортных средств, реконструкции, техническому перевооружению предприятия,
внедрению средств комплексной механизации и автоматизации технологических
процессов, охране окружающей среды, в разработке планов повышения эффективности
производства.
. Участвует в проведении инвентаризации основных производственных
средств, определяет устаревшее оборудование, механизмы, транспортные средства,
объекты, требующие капитального ремонта, и устанавливает очередность
производства ремонтных работ.
. Участвует в экспериментальных, наладочных и других работах по внедрению
и освоению новой техники, в испытаниях оборудования, механизмов, транспортных
средств, в приемке нового и вышедшего из ремонта оборудования, механизмов,
транспортных средств, реконструируемых зданий и сооружений.
. Анализирует условия работы оборудования, механизмов, транспортных
средств, отдельных узлов и деталей, разрабатывает и осуществляет мероприятия по
предупреждению внеплановых остановок оборудования, механизмов, транспортных
средств, продлению сроков службы узлов и деталей, межремонтных периодов,
улучшению сохранности оборудования, механизмов, транспортных средств, повышению
надежности его в эксплуатации; организует на предприятии специализированный
ремонт, централизованное изготовление запасных частей, узлов и сменного
оборудования, механизмов, транспортных средств.
. Рассматривает причины повышенного износа оборудования, механизмов,
транспортных средств, их простоев, расследует аварии, разрабатывает и внедряет
мероприятия по их ликвидации и предупреждению.
. Разрабатывает и внедряет комплекс мероприятий по замене
малоэффективного оборудования, механизмов, транспортных средств
высокопроизводительным, по сокращению внеплановых ремонтов и простоев
оборудования, механизмов, транспортных средств, снижению затрат на их ремонт и
содержание на основе применения новых прогрессивных методов ремонта и
восстановления деталей, узлов и механизмов.
. Обеспечивает контроль качества работ по монтажу оборудования,
механизмов, транспортных средств, рационального расходования средств на
капитальный ремонт, правильного хранения оборудования, механизмов, транспортных
средств на складах, своевременную проверку и предъявление органам,
осуществляющим государственный технический надзор, подъемных механизмов и
других объектов, внесение изменений в паспорта на оборудование, механизмы,
транспортные средства.
. Выявляет неиспользуемое оборудование, механизмы, транспортные средства
и предлагает меры по улучшению их эксплуатации.
. Выполняет ремонтные работы на основе механизации труда и внедрения
прогрессивных технологий, совершенствует организацию труда работников ремонтной
службы.
. Соблюдает правила охраны труда и техники безопасности при проведении
ремонтных работ. Разрабатывает и внедряет мероприятия по созданию безопасных и
благоприятных условий труда при эксплуатации и ремонте оборудования,
механизмов, транспортных средств, выдвигает и рассматривает рационализаторские
предложения, касающиеся улучшения работы оборудования, механизмов, транспортных
средств, дает отзывы и заключения на наиболее сложные из них, а также на
проекты отраслевых нормативов и государственных стандартов, содействует
внедрению принятых рационализаторских предложений.
. Составляет заявки на приобретение оборудования, механизмов,
транспортных средств, в том числе на условиях лизинга.
. Руководит работниками других отделов и подразделений, осуществляющими
ремонтное обслуживание оборудования, механизмов, транспортных средств, зданий и
сооружений предприятия. Участвует в занятиях по обмену передовым опытом,
внедрению методов высокоэффективной работы.
. Контролирует соблюдение работниками других отделов и подразделений
правил технической эксплуатации оборудования, механизмов, транспортных средств.
Соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы
охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и
противопожарной защиты.
. Обеспечивает текущий ремонт производственных зданий, сооружений и их
оборудования. Разрабатывает и внедряет мероприятия по благоустройству,
озеленению и уборке подведомственных территорий.
.2
Определение внутренних и внешних связей
Исходя из поставленных перед отделом главного механика функциональных
задач, можно определить ее связи с другими службами внутри предприятия и внешними
(для предприятия) объектами.
Внутренние и внешние связи отдела главного механика показываются на
схеме, включающей организационную структуру управления и внешние для
предприятия объекты.
Все связи можно классифицировать как связи вертикальные (между уровнями
управления) и горизонтальные (между подразделениями одного уровня управления).
И те и другие, в свою очередь, могут быть функциональными (по одной из
выбранных ранее функций управления) и информационными (не несущими
управленческой нагрузки). Таким образом, на данной схеме будет показано четыре
типа связей:
· Вертикальные функциональные;
· Вертикальные информационные;
· Горизонтальные функциональные;
· Горизонтальные информационные.
Вертикальные информационные связи выражаются в передаче оперативных
распоряжений руководства исполнителям, передачу информации руководству
строительной организации о выполнении и нарушении графиков
строительно-монтажных работ.
Вертикальные функциональные связи - контроль за соблюдением
технологической последовательности и регулирование хода строительно-монтажных
работ в соответствии с утвержденными графиками производства работ, рапорты
отчеты руководству.
Горизонтальные связи оперативно-диспетчерского отдела в данной
организационной структуре - это связи со всеми подразделениями, в том числе и
внутри своего подразделения.
Горизонтальные информационные - в сборе оперативной информации о ходе
выполнения строительно-монтажных работ, оперативной информации а также
информации о допущенных отклонениях от проекта производства работ.
Горизонтальные функциональные связи выражаются в проведении ежедневных
диспетчерских совещаний, согласованные действия строительного и
эксплуатационного персонала и оперативное руководство работами.
Условные обозначения:
· Вертикальные функциональные -
· Вертикальные информационные -
· Горизонтальные функциональные -
· Горизонтальные информационные -
2.3
Разработка системы внутренней и внешней документации отдела главного механика
Для разработки документооборота отдела главного механика, вся информация,
проходящая через него, должна быть классифицирована по следующим признакам:
. По источникам:
внутренняя (Плановая документация включающая в себя: график обеспечения
строительства материально-техническими ресурсами; недельно-суточные графики для
строительных управлений и строительных участков по всем объектам
строительства);
внешняя (график обеспечения строительства материально-техническими
ресурсами субподрядными организациями, графики поставки материально технического
обеспечения, машин и механизмов);
входящая (информация о выполнении хода работ, информация об изменении
продолжительности, изменения сетевых графиков);
исходящая (отчетная документация диспетчерского персонала в виде
исполнительных графиков по производству работ, выпуску деталей и изделий ДСК,
по работе строительных машин. Исполнительные графики составляются ежедневно или
раз в неделю, в декаду или в месяц в зависимости от вида учета. К отчетной
документации также относится журнал диспетчера).
. По степени переработки:
первичная (сетевые графики производства работ СМР, графики обеспечения
строительных участков ресурсами, графики поставки строительных материалов машин
и механизмов, отчеты подразделений о ходе выполнения работ);
исходная (отчетная документация диспетчерского персонала, исполнительные
графики);
преобразованная (отчеты по производству работ, выпуску деталей и изделий
ДСК).
. По роли в процессе управления:
отчетная (сведения о состоянии выполненных работ и непосредственно
следующих за ними, о предполагаемых изменениях в характере и ходе работ, а
также о наиболее часто встречающихся причинах невыполнения сетевого графика);
плановая (Выполнение сетевого графика строительно-монтажных работ)
контрольная (непрерывный учет хода строительства объекта и выполнения
графика; - оперативное регулирование хода строительства и необходимые
переброски рабочих, машин и материалов с целью выполнения сменных графиков; -
оперативную связь и координирование деятельности генподрядной и субподрядных
строительно-монтажных организаций; - мероприятия по предупреждению и устранению
возникающих в процессе производства перебоев, неполадок и аварий);
статистическая (количество задействованных материально-технических и
трудовых ресурсов в ходе выполнения работ).
Для нормального функционирования оперативно-диспетчерского отдела
разрабатывается документооборот данного отдела, в который входят следующие
документы:
Таблица 1
Факторы, влияющие на численность служащих аппарата управления
строительной организации
Наименование показателя
|
Обозначение
|
Показатели
|
Годовой объем работ,
соб.с., млн.р.
|
Qc
|
634
|
Годовой объем работ по
субподряду, млн.р.
|
Qcn
|
123
|
Число строительных
подразделений фирмы
|
Ncy
|
14
|
Годовое количество
строящихся объектов
|
O
|
15
|
Численность работающих в
строительстве
|
P
|
1847
|
Число заказчиков
|
N3
|
23
|
Стоимость активной части
ОПФ, млн.р.
|
Фа
|
25,1
|
. Организация процессов управления:
Нк1 = 1,43 + 0,015 × Qc + 0,005 × Qcп + 0,53 ×
Ncy
Нк1 = 1,43 + 0,015 × 929 + 0,005 × 342 + 0,53
× 22= 28,735
Таблица 2
Разделение численности работников оперативно-диспетчерского отдела по
подразделениям крупной строительной организации
Аппарат управления
|
Количество сотрудников
|
Руководство и аппарат при
руководстве
|
10
|
Производственный отдел
|
6
|
Технический отдел
|
-
|
Сметно-договорной отдел
|
-
|
Плановый отдел
|
-
|
Отдел труда и заработной
платы
|
-
|
Отдел снабжения
|
-
|
Служба механизации
|
-
|
Диспетчерская служба
|
13
|
Отдел кадров
|
-
|
Бухгалтерия
|
-
|
Административно
-хозяйственная служба
|
-
|
3.2
Определение трудоемкости выполнения функциональных задач
Трудоемкость функциональных задач определяется с учетом уже подобранной
трудоемкости создания документов (заполнения форм) и осуществляется в табличной
форме (таблица 3).
В графе 1 указываются функции оперативно-диспетчерского отдела, а не
отдельные документы. Трудоемкость реализации функций оперативно диспетчерского
отдела соотнесена с производственной ситуацией.
Таблица 4
Расчет трудоемкости выполнения функциональных задач
Функция
|
Кол-во исполнителей
|
Периодичность выполнения
|
Время на выполнение
|
Трудоемкость
|
Трудоемкость в месяц
|
|
чел
|
кол-во раз в месяц
|
час
|
чел-час/мес
|
|
|
|
|
гр.2×гр.4
|
гр.5×гр.3
|
1. Сбор, передачу,
обработку и анализ оперативной информации о ходе выполнения
строительно-монтажных работ, поступающей от организаций и подразделений;
|
13
|
22
|
3
|
39
|
858
|
2. Сбор, передачу,
обработку и анализ оперативной информации а также информации о допущенных
отклонениях от проекта производства работ;
|
13
|
22
|
3
|
39
|
858
|
3. Контроль за соблюдением
технологической последовательности и регулирование хода строительно-монтажных
работ в соответствии с утвержденными графиками производства работ;
|
10
|
22
|
3
|
30
|
660
|
4. Обеспечения строящихся
объектов материальными и трудовыми ресурсами, средствами механизации и
транспорта;
|
6
|
22
|
2
|
12
|
264
|
5. Обеспечение постоянного
взаимодействия общестроительных, специализированных и других организаций и
подразделений, участвующих в строительстве;
|
4
|
22
|
1
|
4
|
88
|
6. Передачу информации
руководству строительной организации или в диспетчерский пункт вышестоящей
организации по установленным форме и объему;
|
1
|
4
|
2
|
2
|
8
|
7. Передачу оперативных
распоряжений руководства исполнителям и контроль за их исполнением;
|
3
|
4
|
1
|
3
|
12
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
8. Обеспечение
согласованных действий строительного и эксплуатационного персонала и
оперативное руководство работами
|
13
|
20
|
1
|
13
|
260
|
9. Регулирование
совместного использования внутризаводских транспортных коммуникаций,
инженерных сетей, цехового грузоподъемного оборудования строительным и
эксплуатационным персоналом;
|
10
|
14
|
1
|
10
|
140
|
10. Совместное выполнение
строительно-монтажных работ общестроительными, специализированными и
эксплуатационными организациями и подразделениями с цехами и участками;
|
9
|
20
|
2
|
18
|
360
|
11. Проведение ежедневных
диспетчерских совещаний;
|
20
|
1
|
1
|
20
|
12. Подготовка рапорта
руководству о выполнении сменно - и недельно-суточных графиков;
|
1
|
4
|
2,5
|
2,5
|
10
|
13. Участие в рассмотрении
недельно-суточных графиков СМР, поставок материалов, работы механизмов и
транспорта;
|
3
|
4
|
2
|
6
|
24
|
14. Контроль за выполнением
недельно-суточных графиков всеми подрядными организациями, промышленными и
транспортными предприятиями, внешними поставщиками и другими участниками
производства;
|
1
|
20
|
3
|
3
|
60
|
15. Обеспечение постоянного
взаимодействия общестроительных специализированных и других организаций и
подразделений, участвующих в строительстве;
|
13
|
7
|
2
|
26
|
182
|
16. Оперативное
регулирование хода производства
|
10
|
5
|
1,1
|
11
|
55
|
17. Координации работ,
решение текущих вопросов
|
10
|
20
|
0,6
|
6
|
120
|
18. Передача исполнителям
оперативных распоряжений руководства
|
1
|
15
|
2
|
2
|
30
|
Итого:
|
|
|
|
0
|
4009
|
|
|
|
|
|
(Те)
|
.3
Определение численности работников и их квалификации по трудоемкости выполнения
функциональных задач. Рекомендации оперативно-диспетчерскому отделу по подбору
работников в оперативно-диспетчерский отдел
Численность работников отдела оперативно-диспетчерского определяется по
формуле:
где
Те - трудоемкость выполнения функциональных задач;
дн
- количество рабочих дней в месяце;
час
- продолжительность рабочего дня.
Чс
= 4009 / (20*8) = 4009 / 160 = 25,05 = 25
Квалификация
работников отдела главного механика определяется по следующим параметрам:
1. Образование (с указанием специальности):
высшее экономическое;
высшее техническое;
среднее техническое;
среднее специальное;
2. Обязательный опыт работы:
- не менее 10 лет;
не менее 5 лет;
не менее 1 года;
не требуется.
Рекомендации для отдела главного механика:
1. Начальник отдела
Образование высшее
· Опыт работы не менее 5 лет на аналогичной должности
· Способы подбора - выход на конкретных специалистов
· Способ отбора - личное собеседование с директором
· Пример трудового договора в Приложении 1.
2. Механик
Образование - высшее техническое;
среднее техническое;
· Опыт работы не менее 1 года на аналогичной должности
· Способы подбора - поиск в Интернете, в СМИ,
специализирующихся на подборе персонала
· Способ отбора - тестирование и личное собеседование с
начальником оперативно-диспетчерского отдела.
· Пример трудового договора в Приложении 1.
РАЗДЕЛ IV.
Разработка документов, регламентирующих работу оперативно-диспетчерского отдела
4.1
Разработка «Положение о оперативно-диспетчерском отделе»
«Положение о оперативно-диспетчерском отделе» должно включать в себя:
1. Полное название оперативно-диспетчерского отдела;
2. Организационная структура службы (количество работников с
наименованием должности и связи подчиненности между ними);
. Кому подчиняется оперативно-диспетчерский отдел;
. Какие функции выполняет оперативно-диспетчерский отдел;
. С какими службами он связан горизонтальными и функциональными
связями.
. Кто находится в подчинении оперативно-диспетчерского отдела.
Положение об оперативно-диспетчерском отделе Домостроительного комбината
представлено в Приложении 2.
4.2.
Разработка должностных инструкций работников оперативно диспетчерского отдела
В соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками
(требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденными
Постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. N 32, должностная инструкция
работника отдела оперативно-диспетчерского отдела, как и любая другая
должностная инструкция, включает три раздела: должностные обязанности,
требования к знаниям и требования к квалификации по разрядам оплаты.
Раздел «Должностные обязанности» содержит функции, которые могут быть
поручены служащему, занимающему данную должность. Раздел «Общие положение»
пункт «Должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к служащему в
отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений,
инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств,
которые должны применяться при выполнении должностных обязанностей.
К основным должностным обязанностям начальника оперативно-диспетчерского
отдела относится осуществление следующих функций:
· Руководство работой диспетчерского персонала.
· Обеспечение диспетчерского руководства организацией
строительног процесса.
· Координация работы технической помощи на объектах
строительства.
· Контроль за процесса проведения строительно-монтажных работ.
· Организация работы по повышению квалификации сотрудников
отдела.
· Обеспечение здоровых и безопасных условий труда для
подчиненных исполнителей, контроль за соблюдением ими требований
законодательных и нормативных актов по охране труда.
Начальник оперативно-диспетчерского отдела должен знать:
· нормативные правовые акты, другие руководящие, методические и
нормативные
· материалы вышестоящих органов, производства
строительно-монтажных работ, касающиеся материально технического обеспечения.
· автомобильным транспортом и безопасности дорожного движения;
· организацию диспетчерского управления перевозками;
· основные технико-эксплуатационные характеристики машин и
механизмов;
· правила технической эксплуатации автомобильного транспорта;
· методы разработки рациональных маршрутов с применением
электронно-вычислительных машин;
· методы и способы организации рационального использования
материалов, машин и механизмов
· формы организационно-оперативного учета поставок;
· экономику и организацию процесса строительства;
· основы трудового законодательства ;
· правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Должностные инструкции начальника оперативно-технического отдела и
диспетчера представлены в Приложении 3 и 4 соответственно.
Заключение
Современное строительство зданий и сооружений, особенно строительство
крупных объектов, является сложным производством. В строительстве таких
объектов участвует большое число рабочих различных профессий и организаций,
применяется много разнообразных машин и механизмов, на строящийся объект
непрерывно поступает большое количество материалов, полуфабрикатов и изделий,
постоянно меняется обстановка строительства. В таких условиях руководство
строительством должно быть четким, гибким и оперативным. В целях повышения
оперативности руководства на строительстве крупных объектов применяется
диспетчерская система управления производством.
Сущность диспетчерской системы управления заключается в том, что весь ход
строительства, перемещение рабочих, машин, материалов и изделий оперативно
регулируется лицами, которые пользуются для этой цели технически передовыми
средствами связи.
Число и местонахождение диспетчеров определяется характером и объемом
строительства. Во всех случаях на крупных стройках должны быть: главный
диспетчер строительства, обладающий правами заместителя главного инженера
строительной организации, участковые диспетчеры и диспетчеры по снабжению.
Эффективность организационной структуры управления строительных
организаций определяется конечными результатами их деятельности - вводом
объектов в эксплуатацию в срок и с высоким качеством. Второй составной частью
эффективности являются технико-экономические показатели строительной
организации, то есть прибыль, рентабельность, себестоимость, характеризующие
эффективность затрат на достижение конечного результата. Но организационная
структура только одно из условий в достижении конечного результата, так как не
охватывает всю систему управления и ее экономические взаимоотношения. Вместе с
тем она является их базой.
В сложности организационной структуры управления и заложена необходимость
постоянного ее совершенствования. Это означает, что если не следить за
состоянием организационной структуры и не совершенствовать ее, исходя из
меняющихся внутренних и внешних факторов, то она будет тормозом в развитии
строительной организации и отрасли, что в конце концов приведет к их
убыточности.
В целях наиболее рационального функционирования предприятие должно иметь
такую структуру, которая позволит производить, по необходимости, ее изменение
адекватно условиям деятельности предприятия; осуществить минимальное по времени
перемещение капитала из одних направлений деятельности в другие на основе
оценки их эффективности; обеспечить максимально быструю передачу точной и
достоверной информации по уровням управления сверху вниз и обратно для
оперативного принятия решений по повышению эффективности деятельности
конкретного направления и всего предприятия.
Оптимизация структуры управления строительной организацией, наилучшим
образом отвечающей целям и задачам предприятий различных форм собственности,
является одной из основных задач по выводу этих предприятий из кризисной
ситуации, связанной с работой в условиях трансформации экономической системы.
Список
используемой литературы и интернет-ресурсов
служба управления
строительный диспетчерский
1. Строительные нормы и правила СНиП 3.01.01-85*
2. Федеральный закон от 4 ноября 2007 г. N 250-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической
системы России"
. Л.Г. Дикман «Организация строительного производства»
4-е издание М. 2002г.
. Г.А. Порывай «Организация планирование и управление
эксплуатации зданий» М. 1983г.
5. <http://stroy-spravka.ru/operativnyi-kontrol-za-khodom-stroitelstva-po-setevym-grafikam>
. <http://masters.donntu.edu.ua/2002/kita/serdyuk/diss/lib/1/index1.htm#p1>
. <http://www.construction-technology.ru/10/>
. <http://www.studatf.com/39-200905.html>