Технологические особенности сборки редуктора
ВЯТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА № 1
По
дисциплине
«Технология
сборки изделий»
Выполнил: Студент 6-го курса
Солдатенко Р.В.
Шифр: 05-ТМ-235
На рисунке 1 приведен эскиз изделия согласно [1]. Это сборочная единица -
редуктор одноступенчатый конический с горизонтальным быстроходным и
вертикальным тихоходным валами.
Рисунок 1 - Редуктор одноступенчатый конический
Основные сборочные единицы:
- корпус; 2 - крышка корпуса; 3 - стакан; 4 - вал быстроходный; 5 - вал
тихоходный;
- шестерня; 7 - колесо; 8, 9 - подшипники; 10, 11, 12 - крышки
подшипников;
, 14 - крышка манжеты; 15 - фланец маслоотражателя; 16, 17 - манжеты;
- втулка распорная; 19, 20, 21, 27 - маслоотражатель; 22, 23 - шпонки;
- маслоотражатель подвижный; 25, 36, 38, 44, 45 - шайбы; 26 - гайка вала;
, 29, 30, 31, 32 - прокладки; 33 - фланец; 34, 35, 37, 43 - болты; 39 -
гайка; 40 - винт;
- сапун; 42 - маслоотражатель неподвижный.
Технические требования:
. Обеспечить зазор в коническом зацеплении в пределах 0,05…0,08
подбором количества прокладок 30;
. Обеспечить натяг в подшипниках опор ведущего и ведомого валов в
пределах 0,01…0,03 подбором количества регулировочных прокладок 30 и 28
соответственно;
. Ведущий вал собранного редуктора должен проворачиваться от руки
плавно без заеданий.
Описание конструкции.
Чугунный корпус редуктора 1 совместно с крышкой корпуса 2 несут в себе
все составные части. Крутящий момент от ведущего горизонтального вала 4
передается посредством конической пары 6, 7 на ведомый вертикальный вал 5.
Наружные обоймы конических подшипников 8 опор ведущего вала 4 установлены в
стакане 3, который размещается в корпусе 1.
Смазка зубчатого зацепления осуществляется разбрызгиванием масла из ванны
расположенной в корпусе 1. Уровень ванны не должен превышать нижней кромки
отверстия стакана 3. Сварной неподвижный маслоотражатель 15 не позволяет
проникать маслу к коническому подшипнику 9 нижней опоры ведомого вала 5, а
подвижный маслоотражатель 24 защищает его от попадания брызг масла. Компенсация
изменений объема масла осуществляется посредством сапуна 41.
Смазка всех подшипников (консистентная) осуществляется посредством пресс-масленок
(на схеме не показаны). Отражатели консистентной смазки 19, 20, 21 и 27
предотвращают ее попадание во внутренние полости, а манжеты 16 и 17
предотвращают попадание смазки наружу и предохраняют подшипники от внешней
пыли.
Сборочные единицы первого порядка:
- 1Сб12 - Крышка подшипника в сборе (в этой сборочной единице -
крышка подшипника 12, манжета 17, крышка манжеты 14, винт 40, прокладка 32);
- 1Сб3 - Стакан в сборе (в этой сборочной единице - стакан 3,
вал ведущий в сборе 2Сб4, крышка подшипника в сборе 2Сб10, шестерня 6, шпонка
23, фланец 33, болт 34, прокладка 29);
- 1Сб5 - Вал ведомый в сборе (в этой сборочной единице - вал
ведомый 5, колесо 7, шпонка 22, два подшипника 9 без наружных обойм;
маслоотражатели 20 и 21; маслоотражатель в сборе 2Сб42, маслоотражатель
подвижный 24);
- 1Сб11 - Крышка подшипника в сборе (в этой сборочной единице -
крышка подшипника 11, прокладка 28);
- 1Сб10 - Крышка подшипника в сборе (в этой сборочной единице -
крышка подшипника 10, манжета 16, крышка манжеты 13, винт 40, прокладка 39).
Сборочные единицы второго порядка:
- 2Сб4 - Вал ведущий в сборе (в этой сборочной единице - вал
ведущий 4, два подшипника 8, втулка распорная 18, маслоотражатели 19 и 27,
кольцо 25, гайка вала 26);
- 2Сб42 - Маслоотражатель в сборе - соединение сваркой (в этой
сборочной единице - маслоотражатель неподвижный 42, фланец маслоотражателя 15).
Технологическая схема сборки редуктора представлена на рисунке 2.
Технологические особенности сборки редуктора.
При сборке данного редуктора особенностью является установка стакана
(1Сб3) в разъем корпуса, что позволяет разместить ведущую шестерню диаметра,
превышающего диаметр стакана. Кроме того, его фиксация и фиксация соответствующей
крышки подшипника осуществляются одними и теми же крепежными элементами.
Эти обстоятельства усложняют процессы регулировки натяга в подшипниках
опор стакана и зазора в конической паре, а именно:
- Невозможно вынуть стакан в сборе при установленной крышке
корпуса для установки регулировочных прокладок 29, обеспечивающих регулировку
зазора в конической паре. Для выполнения указанной регулировки необходимо
использовать разъемные регулировочные прокладки.
- Необходимо предварительно отрегулировать натяг в подшипниках
опор стакана с помощью подбора регулировочных прокладок 30. Это можно сделать в
специальном приспособлении.
Методы и средства обеспечения точности взаимного положения элементов.
Регулирование
зазора в конической зубчатой паре осуществляется также за счет подбора толщины
прокладок между фланцем стакана 3 и корпусом. Для определения толщины прокладок
необходимо затягивать стакан без прокладок до момента заметного торможения в
зубчатом зацеплении. В данный момент зазор будет нулевым. После этого замеряют
зазор между фланцем стакана и корпусом. Толщину прокладок (, мм) определяют по следующей формуле:
,(1)
где - зазор по результатам замера между фланцем стакана и
корпусом, мм;
- зазор
в зубчатом зацеплении согласно техническим требованиям, мм;
- угол
конуса делительной окружности шестерни, град.
Рисунок
3 - Схема к определению толщины прокладок
редуктор вал зацепление подшипник
Библиографический список
1. Детали
машин: Атлас конструкций. Учебное пособие для машиностроительных вузов/ В.Н.
Беляев, И.С. Богатырев, А.В. Буланже и др.; Под редакцией доктора технических
наук профессора Д.Н. Решетова. - 4-е изд., переработанное и дополненное - М.:
Машиностроение, 1979. - 367 с., ил.
. Справочник
технолога-машиностроителя. В 2-х т. Т. 2 /Под ред. А.Г. Косиловой и Р.К.
Мещерякова. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1986. 496 с., ил.