Исследование конституционной обязанности граждан заботиться о защите памятников истории и культуры

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,44 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование конституционной обязанности граждан заботиться о защите памятников истории и культуры

Федеральное агентство по образованию

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПРАВА

Кафедра государственно-правовых дисциплин



КУРСОВАЯ РАБОТА

По конституционному праву России

На тему:

Анализ конституционной обязанности граждан заботиться о защите памятников истории и культуры.



Выполнил:

Студент института права

II курса 1 группы ПОХД Печь С. В.

Проверила:

к.ю.н., доцент

Суркова О. Г.



Самара - 2011

Оглавление

Введение

Глава 1. Содержание конституционного права и обязанности, связанных с объектами культурного наследия народов Российской Федерации.

1.1 Источники права, регулирующие данные правоотношения.

1.2 Понятие и классификация объектов.

Глава 2. История возникновения и развития конституционных норм, декларирующих право на доступ к культурному наследию и обязывающих беречь памятники истории и культуры.

Глава 3. Современные проблемы защиты памятников истории и культуры в России.

3.1 Законодательные проблемы и проблемы органов государственной власти в области защиты памятников истории и культуры.

3.2 Способы сохранение памятников истории и культуры в России и за рубежом.

3.3 Идея щадящего развития.

3.4 Конверсия зданий.

3.5 Сохранение с выделением исторических зон.

Глава 4. Государственные органы и общественные объединения, обеспечивающие защиту объектов культурного наследия в Российской Федерации.

4.1 Государственные органы, осуществляющие функции по сохранению, использованию и популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.

4.2 Общественные организации в области охраны объектов культурного наследия.

4.3 Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры.

4.4 Локальные организации.

Заключение.

Список использованной литературы

Введение

Предметом конституционного права как отрасли права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

основ конституционного строя, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

взаимоотношений между государством и гражданином.

состава и компетенции ее субъектов.

организации и функционирования системы органов власти Республики, органов судебной власти.

В свою очередь п. 2 можно условно разделить на права и обязанности гражданина (в рамках тесной юридической связи индивида с конкретным государством). Конституция РФ (далее - КРФ) предусматривает 5 конституционных обязанностей:

обязанность соблюдать Конституцию РФ и другие законы (п. 2 ст. 15);

обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

обязанность охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

обязанность защиты Отечества (п. 1 ст. 59).

обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (п. 3 ст. 44).

Последняя конституционная обязанность на сегодня является наименее изученной в Конституционном праве и даже не всегда включена в перечень конституционных обязанностей в некоторых научных работах.

Тем не менее, обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры имеет достаточно обоснованную общественную важность, и ее реализация является актуальной в Российской Федерации. Кроме того, данная конституционная обязанность в определенной мере корреспондируется с правом, декларируемым п. 2 ст. 44 КРФ.

Сохранение объектов культурного наследия - одна из важнейших функций государства в культурной сфере. Оно обусловлено не только экономическими факторами, так как объект культурного наследия обладает повышенной экономической привлекательностью в долгосрочной перспективе, но и политическими, духовными - т.к. объект, как правило, является материальным носителем культуры народов конкретного государства. Именно это и обуславливает наличие в небольшом перечне конституционных обязанностей обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В данной курсовой работе планируется осветить основные моменты защиты объектов культурного наследия и обеспечения права гражданина на доступ к культурным ценностям с точки зрения Конституционного права.

Данный вопрос в рамках курсовой работы включает в себя рассмотрение истории развития данной конституционной обязанности и, в общем, освещения проблемы защиты объектов культурного наследия на уровне конституционного (в т. ч. иностранного) и международного права; изучение законодательства, разграничивающего полномочия в вышеназванной сфере между федерацией и ее субъектами (то есть комментарий п. д ст. 72 КРФ); обзор некоммерческих негосударственных организаций, деятельность которых связана с данной сферой (изучение их роли, взаимодействия с органами государственной власти, роли в реализации п. 2, 3 ст. 44 КРФ); освещение и самостоятельное изучение проблематики в сфере охраны памятников истории и культуры, конституционной обязанности граждан заботиться о сохранении памятников истории и культуры.

Что касается методологической основы данной курсовой работы, то предпринята попытка изучить данный вопрос в рамках диалектического развития, взаимосвязи вышеназванной конституционной обязанности с вышеназванным конституционным правом граждан, с другими конституционными правами и обязанностями. Основная часть работы в качестве методологической основы использует общенаучные методы - синтез, анализ, агрегирование и др. В рамках гл. 2 и 5 использован частно-юридический метод сравнительного правоведения.

В качестве источников в данной курсовой работы использованы: Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., Федеральные Законы в области защиты памятников истории и культуры, Законы Самарской области, иные нормативно-правовые акты, Международное законодательство, статьи из сборника «Самара: наследие под угрозой» и др.

Глава 1. Содержание конституционного права и обязанности, связанных с объектами культурного наследия народов Российской Федерации

.1 Источники права, регулирующие данные правоотношения

Правовой основой для обеспечения охраны памятников истории и культуры выступает Конституция, №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002, законы и другие нормативно-правовые акты субъектов федерации, постановлений Правительства (напр. Об утверждении правил предоставления в 2010 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения), приказы министерств (Министерство культуры), ведомств (напр. Приказы Росохранкультуры) и проч.

Прочие отношения в области объектов культурного наследия регулируются гражданским законодательством, земельным законодательством, законодательством о градостроительной и архитектурной деятельности, охране окружающей среды, административной и уголовной ответственности и иными разделами законодательства с учетом положений ФЗ-73.

Отдельно стоит упомянуть нормы международного законодательства.

1.2 Понятие и классификация объектов

Конституция РФ подробно не раскрывает содержание данной обязанности, а лишь закрепляет ее, что делает данную обязанность конституционной.

Более подробно о данном правовом институте можно узнать из норм, содержащихся в Федеральном Законе №73-ФЗ от 25.06.2002 г. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. Таким образом, уже в преамбуле закона прописана диалектическая связь обязанности и права граждан относительно объектов культурного наследия.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Так как понятие «объект культурного наследия» является сложносоставным, то законодатель выделяет их виды. Объекты культурного наследия согласно Закону подразделяются на следующие виды:

памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);

ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

В дополнение к видовой классификации, существует деление на Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия. Более подробно о его значении речь пойдет в данной курсовой работе в последующих главах. Перечень категорий дается законодателем в ст. 4 вышеназванного Федерального Закона:

объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Раскрытие непосредственно понятия «обязанности граждан по сохранению культурного наследия» в нормативно-правовых актах нет, но, разумеется, оно вытекает из общего смысла нормативно-правовых актов.

Выделяя конституционную обязанность граждан из массы смежных конституционных институтов можно понимать ее как обязанность граждан (в данном случае можно говорить о применении данного термина в широком смысле) предпринимать меры, направленные на сохранения культурного и исторического наследия. Это может проявляться как в недопустимости причинять вред памятникам истории и культуры (уровень охраны объектов, обладающих культурной либо исторической ценностью выше, чем объектов, выполняющих те же функции, но не имеющих исключительной ценности), так и в обременении собственника такого объекта. То есть собственник объекта культурного наследия, помимо обычных ограничений, как гражданин, обладает дополнительными ограничениями на свое абсолютное право собственности, ввиду его конституционной обязанности «заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Зачастую памятник истории и культуры является недвижимым имуществом. Это создает дополнительные трудности в реализации данной обязанности.

Глава 2. История возникновения и развития конституционных норм, декларирующих право на доступ к культурному наследию и обязывающих беречь памятники истории и культуры

Каждая конституционная обязанность имеет предпосылки своего появления. Отдельные из них возникли с появлением первых конституционных актов, иные - с развитием государства и изменением потребностей общества. Некоторые источники основываются на том, что обязанность охраны памятников истории и культуры основывается на церковных традициях и первые попытки сохранение культурного наследия относятся к 11-14 вв. В данной курсовой работе мне бы хотелось подчеркнуть, что предпосылки появления вышеназванного института в конституционном праве возникли гораздо позже, приблизительно с конца XVII - начала XVIII вв. Именно в этот период появляются первые государственные нормативно-правовые акты (в первую очередь, конечно, Указы Петра I) защищающие объекты культурного наследия от произвола подданных. защита культурное наследие памятник

В XIX в. необходимость защиты обостряется, в связи с укрупнением строительства, в связи с бурным развитием новых архитектурных стилей, особенно в городах. То есть появляется необходимость в сохранении культурной идентичности народа. При Николае I издается ряд Указов, по которым запрещалось сносить постройки крепостного зодчества. «Теория официальной народности, составляющими частями которой были православие, самодержавие, народность, в значительной мере способствовала пробуждению интереса широкой общественности к своему прошлому. Именно к 30-70-м гг. 19 в. относятся первые попытки реставрации или воссоздания памятников: Дома бояр Романовых, палат Печатного двора, интерьеров Теремного дворца в Москве, палат Романовых в Ипатьевском монастыре».

Самая значительная роль в деле охраны памятников в дореволюционной России принадлежала различным обществам (Одесскому обществу истории древностей (1839), Археологической комиссии (1859), Московскому археологическому обществу (1864) - в скобках указана дата основания). Последнее внесло огромный вклад в изучение и охрану памятников. Во многом благодаря активности членов обществ различными ведомствами Империи были изданы постановления, запрещавшие самовольные реставрации, раскопки. Обществом была разработана и классификация памятников (архитектуры, истории, живописи, письменности, ваяния и др.). К концу XIX в. на местах сформировалась сеть учреждений и организаций, в деятельности которых охрана памятников занимала важнейшее место. Среди них - местные музеи, статистические губернские комитеты (с 1830-х гг.), церковные археологические общества, комитеты и древлехранилища (с 1870-х гг.), губернские ученые архивные комиссии (с 1880-х гг.), общества изучения местного края. В большинстве русских губернских городов эти организации объединяли в основном любителей старины и энтузиастов в деле сохранения памятников истории и культуры.

До 1917 г., несмотря на наличие некоторых законодательных актов, охрану памятников истории и культуры нельзя назвать правовой, в частности, конституционной, которой она является в современном государстве. Тем не менее, охрана осуществлялась, силами различных сообществ, ведомств и заинтересованных граждан. Массивного законодательства по защите памятников истории и культуры до 1917 г. создать не удалось.

После революции советская власть первоначально не проявляла какого-либо интереса к сохранению культурного наследия вовсе по идеологическим соображениям. Таким образом, все архитектурное и культурное наследие России оказалось под угрозой, так как дореволюционных объединений граждан по защите уже не существовало. Тем не менее, «под эгидой Народного комиссариата просвещения (нарком А.В. Луначарский) в 1918 - 1920 гг. оформилась государственная система охраны памятников во главе с Отделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (Музейный отдел)».

На местах, в некоторых отделах народного образования возникли подотделы или комиссии по делам музеев и охране памятников искусства и старины. В 1918 г. была создана реставрационная комиссия под руководством И.Э. Грабаря, известная позднее как Центральные государственные реставрационные мастерские, имевшая подразделения в Петрограде и Ярославле. Активную работу развернули в первые послереволюционные годы местные музеи и краеведческие общества. Существовали разнообразные способы охраны памятников: вывоз из национализированных усадеб, имений и монастырей историко-художественных ценностей и создание на их основе новых музеев; взятие на учет архитектурных памятников и надзор за их состоянием (ремонт и реставрация). Открытие музеев в усадьбах (Архангельское, Кусково, Останкино, Астафьево), монастырях (Донском, Новодевичьем, Воскресенском, в Новом Иерусалиме) способствовало их сохранению. В 1920-е гг. были отреставрированы памятники Московского Кремля, Ярославля, Средней Азии, Крыма. При этом в больших городах уничтожаются целые пласты культурно-исторической среды при новой застройке.

В период Великой Отечественной войны растет внутренняя самоидентификация народа, вслед за этим в послевоенные годы (естественно, речь идет не о ближайших годах восстановления хозяйства) растет и осознание важности охраны историко-культурного наследия.

В Конституции 1977 года появляется статья №: 68: «Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей - долг и обязанность граждан СССР». С этого момента обязанность защиты памятников истории и культуры можно считать, по моему мнению, конституционной.

Глава 3. Современные проблемы защиты памятников истории и культуры в России

Можно отметить, что конституционная обязанность беречь памятники истории и культуры выступает в качестве одной из наиболее сложнореализуемых в Российской Федерации по причине долгосрочного и неочевидного результата реализации данной обязанности гражданами.

Сложившуюся проблему в области защиты памятников истории и культуры можно назвать комплексной. Следовательно, существует возможность выделить ряд аспектов, препятствующих нормальному осуществлению данной конституционной нормы.

3.1 Законодательные проблемы и проблемы органов государственной власти в области защиты памятников истории и культуры

Рассматривая проблему сохранения памятников истории и культуры, можно проанализировать и нормы земельного, градостроительного права, так как там зачастую находятся фактические ошибки законодателя.

В частности, нормативы, связанные с решением транспортной проблемы. Они обязывают проектировать новые дома с учетом размещения рядом с ними подземных и наземных парковок. Данная норма неизбежно приводит к сносу старых зданий вокруг построенного комплекса. Опыт ряда городов, в т.ч. Москвы, показывает, что сама транспортная проблема в данном случае не решается, так как парковочные места достаточно дорогие, многие машины, несмотря на наличие парковок остаются во дворах.

Обращаясь к европейскому законодательству можно заметить, что немецкое законодательство, к примеру, так же имеет подобный норматив, но он не распространяется на исторический центр города. В нем власти действуют исходя из другого принципа: ограничение количества автомобилей (не вплоть до радикального запрета, но с использованием инновационных методов, к примеру, «соседской аренды» автомобилей).

Другая причина сноса памятников - система принятия заключений об аварийности или ветхости жилья. Во-первых, система оценки состояния зданий предельно коррумпирована. Как правило, «независимую оценку» производят фирмы, которые заинтересованы в сносе, так как они производят оценку, оплаченную потенциальным застройщиком территории. Таким образом, практически любое здание можно признать ветхим, следовательно, подлежащим сносу.

Во-вторых, стандартная система признания зданий ветхим жильем (более 70% износа) - она определяется БТИ и рассчитывается исходя из амортизации, а не обследования конкретных строений. Следовательно, на сегодняшний момент аварийным может быть признан практически любой дом старше 1950 г.

После признания постройки ветхой, существует возможность с минимальными затратами выселить жителей такого дома с минимальными компенсациями.

Обращаясь к генеральному плану города или к стратегии его развития, можно заметить, что, если там и отмечена необходимость защиты зданий, представляющих историческую и культурную ценность, то отмечена в достаточно расплывчатой, неверной формулировке. В частности, считается, «ветхие строения портят внешний вид городских улиц, сдерживают развитие инженерной и социальной инфраструктур, снижают инвестиционную привлекательность Самары». В данной форм3улировке, во-первых, фактически предусмотрен снос «ветхих» памятников истории и культуры, во-вторых, не учтено, что туристической привлекательностью обладают архитектурные комплексы, а не конкретные здания. Так же стоит учитывать, что именно историческая преемственность, наличие в городе ясной и понятной системы защиты исторического наследия привлекают долгосрочные инвестиции.

Еще одна проблема в области законодательства и госуправления - подчинение органов, ответственных за сохранение архитектурного наследия, органам, ответственным за застройку территорий или иным органам с хозяйственными функциями. В частности, подчинение главного архитектора Самары руководителю Департамента строительства и архитектуры (он является заместителем руководителя Департамента), отдел охраны объектов культурного наследия находится при Министерстве культуры и молодежной политики.

Отдельный вопрос в рамках курсовой работы можно посвятить реестру памятников истории и культуры - Государственному списку объектов культурного наследия. Его разработка осуществлялась в течение очень длительного времени, несмотря на его огромную актуальность. В частности, до го появления была абсолютная неразбериха со списками памятников, а так же вход и выход зданий из перечня объектов культурного наследия был крайне непрозрачным, что давало возможность для злоупотреблений.

Более общими проблемами стоит признать малочисленность специалистов в данной области, занятых охраной памятников истории и культуры.

Низкие правовые гарантии граждан, заинтересованных в реставрации памятников истории и культуры за собственные средства. В частности, полукриминальный бизнес, занятый застройкой территорий, фактически не имеет сильных ограничений в выборе места для застройки и не останавливается перед сносом объектов исторического и культурного наследия.

3.2 Способы сохранение памятников истории и культуры в России и за рубежом

Стоит отметить, что охрана объектов культурного наследия является актуальной практически для всех государств. После анализа в предыдущей главе ситуации в области защиты памятников истории и культуры в Самаре, необходимо показать выходы из нее. Тем более существует множество решений. Так же как и примеров удачного сохранения объектов культурного наследия как в других странах, так и в других субъектах Российской Федерации.

В Великобритании одним из самых удачных примеров реконструкции можно привести торговый центр Глазго. Этот район некогда был оживленным центром одного из крупнейших городов Шотландии. В 20 веке город пришел в запустении, а только в 80-е годы прошлого столетия на центр был обращен интерес властей. Восстановление прошло в достаточно быстрый период благодаря грантам, предоставляемым властями собственникам зданий в центре города на реконструкцию сооружений. Грантом возмещалась разница между стоимостью ремонтных работ и стоимостью собственности по их окончанию. Данный метод экономил средства, представляемые всего 3 организациями: Городским Советом Глазго, Лотерейным фондом наследия и Scottish Enterprise.

Уже к началу XXI в. центр города начал быстро развиваться, инвестиции в реконструкцию привлекли и другие инвестиции, сегодня исторический центр Глазго является достаточно оживленным районом крупного города, несмотря на тот факт, что большинство построек в нем в 1980-х годах считалась списанной.

3.3 Идея щадящего развития

Идея щадящего развития была применена в Таллинне. Она основана на убеждении в необходимости воспроизводства, сохранения и эффективного использования имеющихся энергетических и материальных ресурсов.

Эти принципы лежат в основе реновации зданий, когда их приспосабливают под современные нужны с максимально возможным применением идентичных или оригинальных материалов.

В Таллинне успешно претворяется в жизнь политика сохранения оригинальной застройки старого города независимо от ценности конкретных зданий и сооружений.

Реновация проводится в основном силами собственников зданий, так как с помощью бюджетных средств достижение такой цели невозможно. Правительство пришло к выводу, что экономически выгоднее убедить самих жителей в ценности их культурного и исторического достояния, давать общие рекомендации по реставрации старых построек и стимулировать желание заботиться об исторической архитектуре, независимо от того, является ли здание признанным памятников истории и культуры.

В 2001 г. открыт Информационный Центр щадящей реновации, который оказывает помощь гражданам в области реновации зданий.

3.4 Конверсия зданий

Один из наиболее специфических, по моему мнению, способов сохранения объекта культурного наследия. Исходя из самой сущности идеи сохранения исторического и культурного наследия можно заметить, что обязательным условием является осознание ценности данного наследия не только узким кругом лиц либо государством, а жителями данной страны или конкретного города.

Именно из этого и исходит вышеназванный метод сохранения объектов культурного наследия.

В случае конверсии здания, его основная функция кардинально меняется. При этом обновляется интерьер, проводится полноценная реновация. При конверсии важное значение имеет сохранение основных элементов здания оригинальными и сохранение несущих конструкций. Эти условия позволяют в любой момент переоборудовать здание, вернув ему первоначальную функцию и максимально его реконструировать.

Ярким примеров конверсии достаточно много, особенно в Европе. В данной курсовой работе можно привести церковь Всех Святых в Херефорде.

Церковь сохраняет свою религиозную функцию, но при этом в ней так же ставятся театральные представления, проводятся различные мероприятия, работает кафе, устраиваются выставки. Еженедельно в церковь приходит порядка 3000 прихожан - именно на их пожертвования и удается сохранять внешний исторический облик средневекового сооружения.

Другой пример - Церковь Св. Лаврентия в Рединге - для привлечения молодежи в церкви оборудовали площадки для выступлений в рамках современных молодежных направлений.

Иногда здание полностью утрачивает свою функцию в процессе конверсии. Но и при этом случае необходимости сохраняется возможность вернуть зданию его первоначальное предназначение.

3.5 Сохранение с выделением исторических зон

Власти Томска определили историческую зону площадью 1050 га, на которой находится примерно 1800 деревянных домов. Из них всего 200 отнесены к памятникам деревянного зодчества. Было принято решение выделить 8 исторических зон в пределах города. Администрация области, совместно с общественными организациями и экспертами начала приступила к постепенной реконструкции домов в каждой зоне.

Возрождение именно исторических районов открывает дополнительные возможности для туризма, так как исторические зоны привлекают туристов в большей степени, чем отдельные объекты культурного наследия.

Глава 4. Государственные органы и общественные объединения, обеспечивающие защиту объектов культурного наследия в Российской Федерации.

.1 Государственные органы, осуществляющие функции по сохранению, использованию и популяризации и государственной охране объектов культурного наследия

Согласно ст. 9 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ государство в области защиты памятников истории и культуры на федеральном уровне обладает следующими полномочиями:

) установление в случаях, определенных настоящим Федеральным законом, ограничений при пользовании объектами культурного наследия и земельными участками или водными объектами, в пределах которых располагаются объекты археологического наследия;

) проведение единой инвестиционной политики в области государственной охраны объектов культурного наследия;

) утверждение федеральных целевых программ сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

) определение политики в области государственной охраны объектов культурного наследия;

) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

.1) государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

) организация и определение порядка деятельности федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области государственной охраны объектов культурного наследия;

) установление общих принципов содержания объектов культурного наследия и установления границ территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, проведения строительных, ремонтных и иных работ на территориях объектов культурного наследия и в зонах их охраны;

) установление общих принципов сохранения объектов культурного наследия;

) формирование совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и ведение в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

) принятие в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, решения о включении объекта культурного наследия федерального значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исключении объекта культурного наследия из указанного реестра, о перемещении объекта культурного наследия или об изменении его внутреннего или внешнего облика, об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального значения либо о воссоздании утраченного объекта культурного наследия федерального значения;

) осуществление государственного контроля за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;

.1) осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

) отнесение объектов культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации;

) установление порядка формирования перечня объектов культурного наследия, рекомендуемых Российской Федерацией для включения в Список всемирного наследия;

) формирование перечня не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности;

) утверждение режимов использования территорий и зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия;

) установление общих принципов содержания историко-культурных заповедников;

) отнесение объектов культурного наследия к историко-культурным заповедникам федерального значения;

) осуществление Российской Федерацией международного сотрудничества в области охраны объектов культурного наследия;

) заключение и организация выполнения международных договоров Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия;

) установление порядка проведения статистического учета в области охраны объектов культурного наследия;

) установление порядка использования информации, содержащейся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при формировании иных государственных реестров и подготовке нормативных правовых актов;

) научно-методическое обеспечение в области сохранения и использования объектов культурного наследия, установление основ научно-методического обеспечения в области государственной охраны и популяризации объектов культурного наследия;

) определение порядка организации историко-культурного заповедника федерального значения;

) установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия федерального значения;

) согласование охранных обязательств собственника объекта культурного наследия федерального значения и пользователя указанным объектом.

Для осуществления вышеперечисленных функций в рамках органов государственной власти созданы специальные органы, основной либо побочной деятельностью которых является защита памятников истории и культуры. В числе органов, осуществляющих эту функцию непосредственно, находится Министерство культуры РФ (Департамент культурного наследия и изобразительного искусства, Департамент строительства, капитального ремонта, инвестиционной политики и реставрации). В данный момент Министерство является основным органом, контролирующим соблюдения законодательства РФ в области защиты объектов культурного наследия, а так же основным органом, определяющим объекты финансирования в данной области.

Росохранкультура на момент написания курсовой работы все еще функционирует, но уже подписан Указ Президента об её упразднении. Это вызывает обеспокоенность у общественности.

«Есть финансовые потоки, которые министерство культуры контролирует. Предполагалось, что рядом существует Росохранкультура, которая в принципе не занимается деньгами, а занимается контролем за соблюдением закона, инспекцией, экспертизой проектов. Сейчас эти функции сливаются ... тем самым идет возврат к старой схеме». «Кто платит, тот и согласовывает проекты, кто платит - тот и ведет инспекцию». Он предположил, что после упразднения ведомства и передачи его полномочий Минкульту РФ, охране культурного наследия будет уделяться меньше времени, чем ранее. "Мы помним, как это было устроено в советские годы, в 90-е годы. Это было частью задач Минкульта, и Минкульт справлялся с этой задачей плохо" - выразил свое мнение по данному вопросу Рустам Рахматуллин - координатор общественного движения «Архнадзор».

Так же вышеназванный № 73- ФЗ определяет полномочия органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления:

) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением;

) разработка и реализация региональных программ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

) государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения;

) установление порядка изменения категории историко-культурного значения объектов культурного наследия регионального значения;

) определение порядка принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о включении (об исключении) объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

) установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;

) определение порядка организации историко-культурного заповедника регионального значения.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;

) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

4.2 Общественные организации в области охраны объектов культурного наследия

В области защиты объектов культурного наследия, как и в других сферах общественной жизни, необходим общественный контроль. В данной области он обеспечивается общественными организациями, роль которых, собственно, заключается в общественном контроле над деятельностью государства в области охраны объектов культурного наследия, в популяризации памятников истории и культуры, в реставрации или помощи в реставрации памятников истории и культуры и т. д.

4.3 Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры- добровольная самоуправляемая общественная организация, обладающая полной финансовой самостоятельностью. ВООПиК осуществляет свою деятельность на большей части территории Российской Федерации. Отделения ВООПИиК в субъектах Российской Федерации являются его структурными подразделениями, действующими на основании единого Устава.

Решение об организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) было принято Советом министров РСФСР в 1965 г. (Постановление № 882 от 23.07.1965).

Общество осуществляет деятельность по охране, сбережению, популяризации и использованию историко-культурного наследия России. Усилиями Общества были сохранены тысячи материальных и духовных шедевров, принадлежащих стране и ее гражданам, среди которых и отдельные архитектурные шедевры, и усадебные комплексы, и духовные святыни, являющиеся бесценным достоянием народов Российской Федерации и одной из основ российской культуры и традиции.

В Самарской области действует Самарское региональное отделение ВООПИиК .

4.4 Локальные организации

Помимо крупных общественных организаций существуют так же локальные общественные объединения, которые предпринимают меры по защите памятников истории и культуры отдельного региона, чаще всего - города.

Наиболее известными организациями и движениями на сегодня являются «Архнадзор» и «Живой город» - движения г. Москва и Санкт-Петербург соответственно. Их масштаб деятельности несоразмерен с масштабом деятельности ВООПИиК, но, тем не менее, они играют важную роль в популяризации и защите памятников истории и культуры как в своем регионе, так и в рамках Российской Федерации в целом.

Заключение

В заключение курсовой работы существует необходимость подвести итоги изучению проблемы реализации конституционной обязанности заботиться о памятниках истории и культуры народов Российской Федерации.

Несмотря на нестандартную формулировку в Конституции РФ, на мой взгляд, ст. 44 п. 2, 3 представляют собой одну из государственных гарантий прав и свобод человека и гражданина - а именно право на культурное наследие, право на удобную, достойную среду проживания.

Как и большинство прав, декларируемых Конституцией, данное право реализуется в социальной сфере. Следовательно, реализация права на культурное наследие, так же как и реализация других прав и гарантий государства в социальной сфере, находится в кризисном состоянии.

По моему мнению, причины этого - в незаинтересованности государственной власти в сохранении культурного наследия (незаинтересованность в долгосрочной перспективе), в провальной социальной политике государства в целом. При отсутствии заинтересованности финансовые потоки, направляемые на культурное развитие (на реставрацию объектов культурного наследия и их поддержание в том числе) так же не доходят до самих объектов.

Общественные организации, речь о которых шла в отдельном пункте Главы 4, являются чуть ли не единственной заинтересованной стороной в данном вопросе. Так же отрицательным фактором является то, что массовое сознание в России индифферентно относится к вопросу сохранения культурного наследия.

Таким образом, анализ конституционных норм показал, что их реализация нуждается в очень серьезной доработке, со стороны государства требуется сменить курс социальной политики в целом, кардинально изменить отношение к сохранению объектов культурного наследия. При этом главными направлениями развития должны быть работы по категоризации памятников, финансирование, направленное на реставрацию и работа по привлечению средств для данной цели от частных лиц, пристальное внимание за соблюдением законодательства в сфере градостроительства и популяризация идеи сохранения культурного наследия.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты.

.Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ

2.Конституция Российской Федерации от 25.12.1993

.Нормативно-правовые акты Совета Европы о сохранении культурного наследия

.Указ об упразднении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура)

.Федеральный закон Российской Федерации от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

Научная и публицистическая литература.

.Владимир Шишлин, Интерфакс.09 февраля 2011, http://www.interfax.ru/culture/txt.asp?id=176800

2.Гончарук Е. В., К вопросу о роли ОВД в обеспечении конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации, Журнал «Право: теория и практика», 2011 г. http://www.yurclub.ru/docs/pravo/0403/2.html

.Кирсанов Н. О., к. ф. н., доцент, член коллегии департамента культуры Администрации Томской области

.Клементина Сесил, Пропаганда щадящего развития. Отчет MAPS и SAVE. 2009.

.Кулемзин А.Н. Охрана памятников в России. Томск, 1999 С. 14.

.Михайлова Н.В. Историко-культурное наследие России: проблемы охраны. М., 1999. С. 21.

.Самара: Наследие под угрозой (Samara: Endangered City on the Volga), Совместный отчет SAVE и MAPS. Под редакцией Стадникова В., Издательский дом «Агни», Самара, 2009 г.

.Уилкинсон А., В. Стадников. Вниз по течению. Отчет MAPS и SAVE. 2009. Стр. 29

Интернет - ссылки

.http://rosohrancult.ru.

2.http://www.archnadzor.ru

.http://www.euro-parking.eu/index.php?id=469

.http://www.mavicanet.ru/directory/deu/39.html

.http://www.save-spb.ru/

.http://www.voopik.ru/voopiik/

Похожие работы на - Исследование конституционной обязанности граждан заботиться о защите памятников истории и культуры

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!