Роль искусства в первобытном обществе

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,12 Mb
  • Опубликовано:
    2012-02-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль искусства в первобытном обществе










РЕФЕРАТ

Роль искусства в первобытном обществе


Введение

Современная антропология не дает достоверных ответов на вопросы о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному. Очевидно, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий путь. При этом эпоха первобытности - самый продолжительный период в истории человечества.

Первобытное искусство, то есть искусство эпохи первобытно-общинного строя, развивалось в течение очень длительного времени, и в некоторых частях света - в Австралии и Океании, во многих областях Африки и Америки - оно существовало вплоть до нового времени. В Европе и Азии его возникновение восходит к ледниковому периоду, когда большая часть Европы была покрыта льдом и там, где теперь находятся южная Франция и Испания, расстилалась тундра. Изначально благодаря первобытному искусству сохранялись и передавались различные навыки и знания, с помощью него происходило общение людей.

Что именно послужило толчком к изображению тех или иных предметов у первобытного человека, неизвестно. То ли это была боевая раскраска тел, то ли отпечаток ступней человека или животного, то ли это была тень животного или человека, случайно увиденная им. На этот вопрос ответа так и не нашли. Древние люди могли прийти к идее изображать увиденное многими путями.

Целью этого реферата является определение роли искусства в первобытном обществе.

Исходя из цели можно поставить задачи:

.        Изучение истории развития искусства

.        Определение особенностей первобытного искусства

.        Анализ его роли в первобытном обществе.

1.     
Зарождение искусства

История искусства в истории человечества представляет собой сложную картину развития различных национальных школ, течений, стилей, взаимопроникновений форм и традиций, не знающих временных и географических границ.

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность - детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.

Очевидно, что человек прошёл в своём биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри огромных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

Радикальное отличие человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и религии.

Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения - ещё одно описательное качество человека, только тогда, когда между первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появляется осёдлое и организованное человечество.

Возникновение искусства - закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимое от сложения родовой организации, современного физиологического типа человека. Увеличился объём его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.

Искусство - один из элементов культуры, интерпретируется в современной культурологи как степень совершенствования художественных технологий, результат человеческой деятельности и степень развития личности.

Искусство - столь яркий и значимый феномен человеческой деятельности, что его происхождение является следствием очень многих причин - и объективных, и субъективных. Важна в его становлении как социальная среда, так и гений некоего творца-одиночки.

Многовековую традицию имеет теория игры, по которой искусство - разновидность игры. Игровую теорию впервые выдвинул Ф. Шиллер (1864-1937). Свойственный человеку избыток физических и духовных сил проявляется в игре - бесцельной деятельности. Наслаждению игрой способствует также биологически заложенное в человеке стремление к красоте. Это положение обосновал Г. Спенсер (1820-1903). Й. Хейзинга (1872-1945) указывал, что культура в целом возникает в форме игры. [3] Таким образом появились как те виды деятельности, которые направлены на удовлетворение жизненных потребностей, например охота, так и искусство.

По эротической теории искусство возникает как средство приманивания особей другого пола.

З. Фрейд указывал, что источник искусства - в бессознательном. Творческий процесс позволяет человеку уйти от действительности в фантастический мир и таким образом удовлетворить унаследованные от древнейших предков сексуальные и агрессивные влечения, которые приходилось скрывать в цивилизованном обществе.

Есть теория подражания, еще Демокрит говорил, что имитация пения птиц породила музыку. А Аристотель обосновал причину подражания. [3]

Идеалистический вариант подражательной концепции получил название «теории вчувствования», согласно которой человек подражает проявлению его самого в природных предметах.

Чтобы понять, как зародилось искусство, необходимо выяснить реальные, конкретные условия, вызвавшие к жизни художественное творчество, так как искусство существовало не всегда, а появилось в определенную эпоху.

Реконструкция духовной культуры первобытного общества возможна на основе изучения археологических находок - искусно обработанных камней, изделий из кости, керамики, наскальных рисунков и т.п., а также этнографических материалов, свидетельствующих о развитии религии, мифологии, морали, музыкального и художественного творчества отсталых народов. Г.В. Плеханов (1856-1918) писал, что в первобытном обществе «искусство есть непосредственный образ процесса производства». Например, пляски представляют собой изображение производственных процессов. Поэтому «практически полезное предшествовало эстетически приятному». Это суждение является крайним выражением материалистического понимания истории.

Ф. Энгельс проявлял большую осторожность в подобных реконструкциях. В работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» он выделяет тот факт, что в ходе эволюции у человека наряду с развитием руки возникает членораздельная речь, появляются более совершенные органы чувств, вырабатываются человеческие эстетические чувства. Таким образом, искусство и трудовая деятельность развивались одновременно.

Важным является вопрос о цели, назначении первобытного искусства. Здесь также нет единого ответа. В советской историографии преобладало мнение, что искусство, как и знание, - это одна из форм познания реального мира. Для древнейших этапов истории характерна нерасчлененность (синкретизм) человеческого сознания, в котором переплетаются элементы нравственные, религиозные, эстетические, а также зачатки научных знаний, которые развиваются и используются в процессе практической деятельности.

Другой подход заключался в том, что искусство не зависит от общественной жизни и производственной практики. Эти взгляды лежат в основе представлений о «чистом искусстве», об «искусстве для искусства», т.е. идеалистических воззрений. Делается вывод, что корни искусства лежат не в материальной сфере, а в сознании людей или дарованы людям «свыше».

Археологические исследования показывают, что прежде чем прикоснуться к искусству, человек прошел длительный путь в своем развитии. [3]

искусство палеолитический первобытный общество

2. Периодизация первобытной истории

Древнейший период человеческой истории (предыстории) - от появления первых людей до возникновения первых государств - получил название первобытно-общинного строя, или первобытного общества. В это время происходило не только изменение физического типа человека, но и орудий труда, жилищ, форм организации коллективов, семьи, мировоззрения и т.д. С учетом этих составляющих ученые выдвинули ряд систем периодизации первобытной истории.

Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т.д. По этому принципу история человеческой цивилизации делится на века - каменный, бронзовый и железный. В каменном веке, который обычно отождествляется с первобытно-общинным строем, выделяются три эпохи: палеолит (греч. - древний камень) - до 12 тыс. лет назад, мезолит (средний камень) - до 9 тыс. лет назад, неолит (новый камень) - до 6 тыс. лет назад. Эпохи подразделяются на периоды - ранний (нижний), средний и поздний (верхний), а также на культуры, характеризующиеся единообразным комплексом артефактов. Культура получает название по месту ее современного расположения («Шель» - около города Шель в Северной Франции, «Костенки» - от наименования поселка на Украине) или по иным признакам, например: «культура боевых топоров», «культура срубных захоронений» и др.

Создателем культур нижнего палеолита был человек типа питекантропа или синантропа, среднего палеолита - неандерталец, верхнего палеолита - кроманьонец. Данное определение основывается на археологических исследованиях в Западной Европе и не может быть в полной мере распространено на другие регионы. На территории бывшего СССР исследовано около 70 стоянок нижнего и среднего палеолита и около 300 стоянок верхнего палеолита - от реки Прут на западе до Чукотки на востоке.

В период палеолита человек изготовлял первоначально грубые ручные рубила из кремня, которые являлись унифицированными орудиями труда. Затем начинается изготовление специализированных орудий - это ножи, проколки, скребла, составные орудия, например каменный топор. В мезолите преобладают микролиты - орудия труда из тонких каменных пластин, которые вставляли в костяную или деревянную оправу. Тогда же были изобретены лук и стрелы. Неолит характеризуется изготовлением шлифованных орудий труда из мягких пород камня - нефрита, сланца, шифера. Осваивается техника пиления и сверления отверстий в камне.

На смену каменному веку приходит краткий период энеолита, т.е. существования культур с меднокаменным инвентарем.

Бронзовый век (лат. - энеолит; греч. - халколит) начался в Европе с III тыс. до н.э. В это время во многих регионах планеты возникают первые государства, развиваются цивилизации - Междуречья, Египта, Средиземноморская (раннеминойская, раннеэлладская), мексиканская и перуанская в Америке. На Нижнем Дону исследованы поселения этого времени в Кобяково, Гниловской, Сафьяново, на берегах Манычских озер.

Первые изделия из железа появляются на территории России в X-VII вв. до н.э. - среди племен, обитавших на Северном Кавказе, в Поволжье, Сибири и других регионах. Отметим, что частые и массированные миграции различных народов с востока, проходившие через территорию Центральной России и донские степи, разрушали поселения оседлого населения, уничтожали целые культуры, которые могли бы при благоприятных условиях развиться в цивилизации и государства.

В 40-е годы XX в. советские ученые П.П. Ефименко, М.О. Косвен, А.И. Першиц и др. предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых были эволюции форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т.д. В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так:

·        эпоха родового строя;

·        эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности).

3. Периодизация искусства первобытного общества

Сейчас наука меняет свое мнение о возрасте земли и временные рамки, но мы будем рассматривать первобытное искусство по общепринятым названиям периодов:

1.       Каменный век

1.1.    Древнекаменный век - Палеолит… до 10-тыс. лет до н.э.

.2.      Среднекаменный век - Мезолит. 10-6 тыс. лет до н.э.

.3.      Новокаменный век - Неолит. С 6 до 2 тыс. лет до н.э.

2.       Эпоха бронзы. 2 тыс до н.э.

3.       Эпоха железа. 1 тыс до н.э.

Первобытное искусство возникло около 35-го тысячелетия до н.э., в позднем Палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности и обогащал свой духовный мир. Возникновение искусства сделало огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека и способствовало усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.

До недавнего времени среди ученых существовало два противоположных взгляда на историю первобытного искусства. Одни ученые считали древнейшей натуралистическую живопись, другие - схематические знаки и фигуры. Однако в настоящее время специалисты утверждают, что и те и другие формы появились приблизительно в одно и то же время. Например, к числу самых древних изображений эпохи палеолита на стенах пещер относятся отпечатки рук древнего человека и волнистые линии, продавленные в глине теми же самыми пальцами.

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже - в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. В значительной мере основой палеолитического искусства было отображение природы в живых, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. [2]

Наскальные рисунки разнообразны по манере исполнения. Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Чаще всего рисовали животных, потому что их боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались. Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.

Особенности искусства палеолита

Первые произведения первобытного изобразительного искусства появились в зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33-18-е тысячелетие до н.э.). С этого времени на обширных пространствах от Сибири до Западной Европы широко распространились женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые Венеры, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные «Венеры» найдены в Леспюге (Франция), Савиньяно (Италия), Виллендорфе (Австрия), Дольни-Вестонице (Чехия), селе Костёнки близ Воронежа (РСФСР) и во многих других местах. Одновременно с ними появляются обобщённо-выразительные изображения животных (статуэтки из камня, кости и глины: гравированные фигуры или головы на кости, камне, роге), воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя и др. К ориньякской же эпохе относятся первые настенные пещерные изображения (рельефные, гравированные и живописные), чаще всего воспроизводящие грубо обобщёнными линиями голову или переднюю часть туловища зверя.

Рисунок 1. Изображение бизонов. Роспись потолка пещеры Альтимира. Верхний палеолит

Рисунок 2. Изображение оленей. Рельеф из Лортэ. Верхний палеолит

Рисунок 3. Пасущийся северный олень. Живописное изображение в пещере Фон де Гом (Франция, департамент Дордонь). Верхний палеолит, Мадленское время

Наскальные, в том числе пещерные, изображения (рис. 1, 2 и 3) эпохи палеолита переживают расцвет в солютрейское и мадленское время (20-11-е тысячелетие до н.э.) - главным образом на юге Франции (росписи в пещерах Монтиньяк, Нио, Ласко, «Три брата» и др.) и северо-западе Испании (росписи пещеры Альтамира близ Сантандера и др.), но встречаются и в Италии (в окрестностях Рима, в районе Отранто и в Палермо), а также на Урале (так называемая Капова пещера на р. Белая в Башкирской АССР). Главными мотивами изображений, часто покрывающих обширные плоскости, являются полные жизни и движения отдельные фигуры крупных животных, являвшихся объектами охоты. Реже встречаются схематичные изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, условные знаки, частично расшифровывающиеся как воспроизведения жилищ или охотничьих ловушек. Техника пещерной живописи со временем совершенствуется. Точные, лёгкие контуры линии начинают играть подчинённую роль, на первый план выступают смело и точно положенные обобщенные цветовые пятна, нанесённые охристой, красной, коричневой, чёрной и жёлтой минеральными красками. Тонкая и мягкая градация тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объёма, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщённости палеолитическое искусство остаётся интуитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нём отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

В позднем палеолите получает развитие архитектура. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными в землю примерно на треть куполообразными постройками (округлыми или прямоугольными в плане), иногда с длинными тоннелеобразными входами. В качестве строительного материала иногда использовались кости крупных животных. Многочисленные палеолитические стоянки обнаружены во многих районах Европы и Азии, в том числе на территории СССР (на Украине и в Белоруссии, на Кавказе и Дону, в Сибири и др.).

Искусство эпохи мезолита

Культура мезолита (переходного периода от палеолита к неолиту; примерно с 10-8-го тысячелетия до н.э.) отражает существенные экологические изменения (окончание ледникового периода), повлиявшие на многие стороны жизни первобытного человека: распространение стоянок под открытым небом, интенсивное развитие рыболовства и охоты, создание новых орудий, изобретение лука, начало одомашнивания животных, переход к более активной производительной деятельности. Мезолитические наскальные изображения (открытые главным образом в Восточной Испании) резко отличаются от палеолитических. Важное место в них занимают изображение человека в действии, многофигурные композиции: сцены сражений, охоты и т.п. Выделяется несколько стилистических групп изображений. Первая, к которой, в частности, относятся рисунки из Аддоры (Сицилия), отличается относительным реализмом. Пропорциональные и в меру детализированные фигуры людей и животных изображаются во взаимодействии. Группы фигур образуют ясно читающиеся сцены. Затем изображения стилизуются, становятся всё более условными, причём фигуры животных - в меньшей степени, чем человеческие. В дальнейшем тенденция к обобщению усиливается. Мезолитический художник освобождает фигуру человека от деталей, мешающих передаче движения, действия, сложных ракурсов, массовых сцен. К концу периода мезолита условные фигуративные изображения постепенно уступают место разнообразным знакам и символам. В наскальной живописи (в Гранаде, в районе Сьерра-Морена в Испании) встречаются различные условные формы, близкие по характеру к знакам, встречающимся на гальках. Геометризация, схематизм, появившиеся первоначально в южных областях Западной Европы, постепенно распространяются к северу, вплоть до Скандинавии.

Неолит - новокаменный век

За мезолитом последовал неолит - новокаменный век или век отполированного камня. В эпоху неолита процесс производства, а следовательно, и духовная жизнь несколько усложнилась.

Если в эпохи, предшевствовавшие неолиту, искусство развивалось примерно одинаково, то теперь оно приобретало в каждой области свои локальные особенности, по которым можно отличить неолит Египта отнеолита Двуречья, неолит Европы от от неолита Сибири и т.д.

Переход первобытного человека от охоты к земледелию и скотоводству (в тех местах, где для этого имелись наиболее благоприятные условия) вызвал существенные изменения в первобытном искусстве. В эпоху неолита (примерно с 8-5-го тысячелетия до н.э.) и период бронзы (примерно 3-2-е тысячелетие - начало 1-го тысячелетия до н.э.) появились изображения, передающие более сложные и отвлечённые понятия, наметилось стремление создать картины реальной жизни. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество; получило широкое распространение связанное с ними искусство орнамента). Первоначально те или иные виды орнамента имели магический, культовый смысл, но по мере развития обретали и чисто художественную выразительность. Вместе с тем неолитические изображения во многом утратили яркую реалистическую непосредственность искусства палеолита, приобрели условные, стилизованные формы. В эпоху неолита усилилась неравномерность социального и культурного развития различных районов Азии, Африки, Европы. Наиболее зрелые формы культуры, связанные с интенсивным развитием земледелия и скотоводства, сложились в Малой и Передней Азии, а также на северо-востоке Африки. Впоследствии здесь возникли первые классовые общества и рабовладельческие государства (см. Ассирия, Вавилония, Египет Древний). Здесь уже в 3-м тысячелетии до н.э. сложились основные виды искусства - архитектура, скульптура, живопись.


Заключение


В заключении хотелось бы сказать, что возникновение искусства в первобытном обществе сделало огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека и способствовало усилению первобытной общины. В духовной культуре первобытного человека искусство стало играть такую же роль, как и остро-заточенный камень в трудовой деятельности. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности и обогащал свой духовный мир.

Появление первобытного искусства, нового вида деятельности, не направленного непосредственно на удовлетворение насущных материальных нужд, связано с развитием у человека духовных потребностей. Однако эти новые потребности лишь со временем становятся потребностями эстетическими, чувствами, где уже различаются прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и т.д.

Произведения изобразительного искусства являются наиболее ярким проявлением первобытной художественной культуры.

Искусство возникает только тогда, когда у человека появляется свободное время, т.е. когда решена основная проблема - проблема выживания и решается уже другая, качественно иная проблема - жизни. Однако, первобытное искусство, что вполне естественно, отражает собой не более, чем коллективное сознание и, в еще большей степени, коллективное бессознательное эпохи - оно однотипно, безлично, синкретично, мифологично, образно. В Европе - от России до Франции на территории протяженностью несколько десятков тысяч километров с запада на восток - найдено огромное количество однотипных памятников первобытного искусства, в которых обнаруживается не только сюжетное, но и стилистическое единство трактовки некоторых образов.

Список литературы


1.   История и культурология. Изд. второе, перераб. и доп.: Учебное пособие для студентов вузов / Н.В. Шишова, Т.В. Акулич, М.И. Бойко и др.; Под ред. Н.В. Шишовой. - М.: Логос, 2000. - 456 с.:

2.       Культурология. Основные категории. Кравченко А.И. 4-е изд - М Академический Проект, Трикста, 2003 - 496 с.

3.   Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме / Серия «Среднее профессиональное образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2004 - 480 с.

4.       Соколова М.В. Мировая культура и искусство: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.В. Соколова. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.

5.   Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. - М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998. - 102 с.

Похожие работы на - Роль искусства в первобытном обществе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!