Джордано Филиппо Бруно
Джордано Филиппо Бруно
А.А. Грицанов, М.А. Можейко
Бруно
(Bruno) Джордано Филиппо (1548—1600) — ит. философ и поэт, представитель
пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и жил во Франции,
Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) был обвинен в ереси и свободомыслии
и после 8-летнего пребывания в тюрьме сожжен на костре.
В
философии Б. идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой
душе как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к гилозоизму)
перекрещивались с сильным влиянием ранней греч. философии. Оформлению
пантеистической натурфилософии Б., направленной против схоластического
аристотелизма, во многом способствовало знакомство Б. с философией Николая
Кузанского (у которого Б. почерпнул и идею «отрицательной теологии», исходящей
из невозможности положительного определения Бога). Опираясь на эти источники,
Б. считал целью философии познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся
«Богом в вещах». Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, оказавшую на него
огромное влияние, Б. высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном
множестве миров Вселенной («О бесконечности, вселенной и мирах», 1584).
Представление о единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает
множество вещей, связывалось у Б. с идеей внутреннего родства и совпадения
противоположностей («О причине, начале и едином», 1584). В бесконечности,
отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя,
и т.п. Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой
сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада
монад», или Бог, как целое она проявляется во всем единичном — «все во всем».
Этика
Б. проникнута утверждением «героического энтузиазма», безграничной любви к бесконечному,
отличающей подлинных мыслителей, поэтов и героев, возвышающей человека над размеренной
повседневностью и уподобляющей его божеству. Идеи Б. оказали большое влияние на
развитие философии Нового времени (Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Ф.В.Й. Шеллинг и др.).
***
Итальянский
мистик, философ и поэт. Монах-доминиканец, бежал из монастыря (1576). Поклонник
Каббалы. Создатель религии космоса. Основные работы: «О причине, начале и едином»
(1584), «О бесконечности, Вселенной и мирах» (1584), «Изгнание торжествующего
зверя» (1584), «О героическом энтузиазме» (1585), «Светильник тридцати статуй»
(1587), «Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени»
(1588), «Свод метафизических терминов» (1591), «О безмерном и неисчислимых»
(1591), «О монаде, числе и фигуре» (1591), «О составлении образов» (1591) и др.
Проповедовал свои идеи в университетах Англии, Германии, Франции, Швейцарии.
Приговорен к смертной казни инквизицией за еретический религиозный мессианизм.
Сожжен на костре в Риме. Учение Б. – специфический поэтический пантеизм,
основанный на новейших достижениях естественнонаучного знания (особенно
гелиоцентрической системе Коперника) и фрагментах эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма.
Бесконечная вселенная в целом – это Бог.
Он
находится во всем и повсюду, не «вне» и не «над», но в качестве
«наиприсутствующего». Универсум движим внутренними силами, это вечная и неизменная
субстанция, единственно сущее и живое. Единичные вещи изменчивы и вовлечены в движение
вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией. Б. неоднократно
отождествлял Бога с природой, с ее разнообразными процессами и вещами, с материей
(по Б., «божественным бытием в вещах»). В целом, пантеизм Б.,
материалистический в ряде своих положений, содержал определенную легитимизацию
и реабилитацию материи (того начала, которое, по Б., «все производит из собственного
лона») в контексте преодоления схоластической концепции существования множества
«форм», не связанных с материей. Согласно Б., элементарные фрагменты сущего,
“minima”, одновременно относятся к материальному и психическому свойства микрокосма (как интеллектуальные,
так и психические) Б. распространяет на природу в целом. Все бытие таким
образом трактуется Б. в рамках парадигм панпсихизма и гилозоизма. (Как отметила
один из комментаторов творчества Б. Ф.А.Йейтс, у него «земля, поскольку она живое
существо, движется вокруг солнца египетской магии вместе с ней движутся по орбитам планеты,
живые светила бессчетное число иных
миров, движущихся и живых, подобно огромным животным, населяет бесконечную
вселенную».) «Мир одушевлен вместе со всеми его членами», а душа может
рассматриваться как «ближайшая формирующая причина, внутренняя сила,
свойственная всякой вещи». Мировая же душа у Б. – носитель такого атрибутивного
свойства как «всеобщий ум», универсальный интеллект. Понятие Бога в результате
замещается Б. понятием «мировая душа». Согласно Б., земной и небесный миры
физически однородны, не возникают и не исчезают, образуя лишь неисчислимое
количество разнообразных сочетаний. Бесчисленные солнца со своими населенными
(по Б., «другие миры так же обитаемы, как и этот») планетами движутся по собственным
орбитам. «Вселенная есть целиком центр. Центр Вселенной повсюду и во всем». (В
отличие от Коперника, Б. преодолел постулаты о конечности мироздания,
замкнутого сферой «неподвижных» звезд, и о статичном Солнце как центре
Вселенной.) Космология Б., пересматривая тезис Аристотеля и схоластов о дуализме
земного и небесного, постулировала воду, огонь, землю и воздух в качестве
элементов всего мироздания. Допущение Б. о том, что мировая душа с необходимостью
порождает не только феномен одушевленности, но также и населенность множества иных
миров реально трансформировало категорию «Универсума» в понятие «Вселенная» –
вместилище самых различных форм жизни, отличных от земных в том числе.
Лучшая
процедура служения Богу («монаде монад») – познание законов универсума и законов
движения, а также осуществление жизни в соответствии с этим знанием (цель
философии у Б. – постижение не трансцендентно-суверенного Бога христианства, а «Бога
в вещах»). Вера, по Б., «требуется для наставления грубых народов, которые
должны быть управляемы», в то время как философские изыскания по поводу «истины
относительно природы и превосходства творца ее» предназначены лишь тем, кто «способен
понять наши рассуждения». Стремление к пониманию естественного закона, согласно
Б., – самый высоконравственный удел. Волю Бога, по мнению Б., необходимо искать
в «неодолимом и нерушимом законе природы, в благочестии души, хорошо усвоившей
этот закон, в сиянии солнца, в красоте вещей, происходящих из лона нашей
матери-природы, в ее истинном образе, выраженном телесно в бесчисленных живых
существах, которые сияют на безграничном своде единого неба, живут, чувствуют,
постигают и восхваляют величайшее единство...». Важную роль в конституировании
новоевропейской культурной парадигмы сыграло и переосмысление Б. куртуазного
лирического канона в свете философской традиции, наполнение его радикально
новым – гносеологическим – содержанием: идущая от трубадуров идея
семантического совпадения «небесной любви» к Донне с восхождением к божественному
благу (см. «Веселая наука», Любовь) трансформируется у Б. в своего рода
интеллектуальный героизм любви к мудрости, в рамках которого «философия
предстает обнаженной перед... ясным разумением». Мудреца – искателя истины – Б.
сравнивает в этом отношении с Актеоном, преследующим богиню «в лесах» (т.е. непознанных
сферах, «исследуемых самым незначительным числом людей») и «меж вод» (т.е. в зеркалах
подобий, отражений и проявлений истины), но если созерцание божественной наготы
обращает Актеона в зверя, неся ему смерть, то для мудреца, созерцающего истину,
Б. видит радикально иную перспективу: пророчески предрекая себе «смерть,
принесенную мыслями», он, тем не менее, видит в «героическом энтузиазме»
познания путь к божественному подъему: «...едва лишь мысль взлетает, Из твари
становлюсь я божеством ... // Меня любовь преображает в Бога».
Возвышенный
полет любви обретает у Б. характер философского взлета духа, и любовь к мудрости
наделяется ореолом интеллектуального эротизма. «Героический энтузиазм» Б. (как
он сам обозначил собственное мировосприятие) по значению для истории свободного
человеческого Духа не уступает интеллектуальным подвигам самых гениальных
мыслителей всех времен. 9 июня 1889 в Риме на площади Цветов – месте его сожжения
– в присутствии 6000 делегатов от народов и стран мира был открыт памятник Б.
Список литературы
Ореге
latine... Napoli, 1879–1891. Vol. 1–3.
Opere italiane. Bari, 1925—1927.
Vol. 1—3 в рус. пер. — Изгнание
торжествующего зверя. СПб., 1914
Диалоги.
М., 1949
О
героическом энтузиазме. М., 1953.
Антоновский
Ю.М. Дж. Бруно, его жизнь и философская деятельность. СПб., 1892
Ольшки
Л. История научной литературы на новых языках. М. Л., 1933. Т. 3
Штекли
А. Дж. Бруно. М., 1964
Горфункель
А. Дж. Бруно. М., 1965
Salvestrini V. Bibliografia di
G.Bruno 1582—1950. Firenze, 1958
Galli G. La vita e il pensiero di G.
Bruno. Milano, 1973.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/