Следователь, как сторона обвинения в уголовном судопроизводстве

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,76 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Следователь, как сторона обвинения в уголовном судопроизводстве

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие следователя как стороны обвинения в уголовном судопроизводстве. Особенности органов предварительного следствия в системе МВД России

.1 Понятие, формы, особенности предварительного следствия в системе МВД России

.2 Понятие следователя как стороны обвинения в уголовном судопроизводстве

Глава 2. Полномочия следователя и его процессуальная самостоятельность

.1 Основная характеристика полномочий следователя

.2 Процессуальная самостоятельность следователя

Глава 3.. Контроль и надзор за процессуальной деятельностью следователя

.1 Основные характеристики контроля и надзора за деятельностью следователя

.2 Прокурорский надзор за деятельностью следователя: задачи, функции, основные положения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы Круг полномочий следователя, вызывает наиболее острую полемику среди ученых-процессуалистов и юристов-практиков. Законодатель, определив, что следователь осуществляет уголовное преследование и относится к стороне обвинения (п. 47 ст. 5 УПК РФ), исключив принцип всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств дела, обусловил необходимость теоретического переосмысления процессуального положения данного участника процесса.

В юридической литературе дореволюционного периода уголовное расследование было предметом исследования многих выдающихся юристов: Н.В. Муравьева, В.К. Случевского, Д.Г. Тальберга, И.Я. Фойницкого и других.

В советский и постсоветский период функция уголовного расследования нашла свое отражение в работах Н.С. Алексеева, В.В. Вандышева, В.М. Волженкиной, Л.В. Головко, А.П. Гуляева, В.Г. Даева, А.Я. Дубинского, Н.В. Жогина, З.З. Зинатуллина, С.М. Казанцева, Л.М. Карнеевой, А.М. Ларина, В.А. Михайлова, Я.О. Мотовиловкера, В.П. Нажимова, Р.Д. Рахунова, В.И. Рохлина, В.М. Савицкого, А.В. Смирнова, А.Б. Соловьева, М.С. Строговича, Ф.Н. Фаткуллина, А.Г. Халиулина, М.А. Чельцова, В.В. Шимановского, П.С. Элькинд, Н.А. Якубович и других.

Высоко оценивая труды указанных авторов, следует признать, что ряд проблем, связанных с содержанием и осуществлением уголовного расследования, остается до настоящего времени, несмотря на законодательное закрепление, дискуссионным. В связи с этим необходимо исследовать рассматриваемый институт уголовно-процессуального права применительно к новым историческим условиям, в свете идей осуществляемой правовой реформы России.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением расследований следователем органов внутренних дел в ходе предварительного следствия.

Предметом исследования выступают закономерности регулирования уголовно-процессуальными нормами уголовного следствия; практическая деятельность органов предварительного следствия по применению этих норм, а также сам механизм правоприменения; особенности уголовного расследования в деятельности следователей органов внутренних дел в современных условиях; коллизии в нормах существующего отечественного законодательства, регулирующего рассматриваемый институт.

Структура работы обусловлена ее предметом и целью исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы

Глава 1. Понятие следователя как стороны обвинения в уголовном судопроизводстве. Особенности органов предварительного следствия в системе МВД России

.1 Понятие, формы, особенности предварительного следствия в системе МВД России

В Российской Федерации рассмотрению уголовного дела в суде предшествует его предварительное расследование, под которым понимается регламентируемая уголовно-процессуальным законом правоохранительная деятельность (уголовное преследование) уполномоченных на то органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению лица (или лиц), виновного (виновных) в его совершении, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин его совершения и предупреждения новых преступлений.

Предварительное расследование является объективно необходимым. Органы расследования в силу своей разветвленности, близости к местам совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждое преступление, в кратчайшие сроки собирать необходимые доказательства.

Роль предварительного расследования чрезвычайно велика. Его оперативность, своевременность и объективность во многом определяют законность, обоснованность и справедливость судебного решения. Собрав доказательства и изложив свои выводы в обвинительном заключении или обвинительном акте, органы предварительного расследования вместе с материалами уголовного дела через надзирающего за законностью расследования прокурора направляют их в суд для окончательного разрешения вопроса о виновности лица (лиц) в совершении инкриминируемого ему (им) преступления и назначения наказания [9, 4].

Предварительное расследование подразделяется на две формы дознание и предварительное следствие; в зависимости от преступления оно осуществляется либо органами дознания, либо органами предварительного следствия.

Между этими органами имеются и сходство, и различия. Первое сводится к тому, что и органы дознания, и органы предварительного следствия применительно к различным видам преступлений выполняют одни и те же задачи; при наличии признаков преступления они обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело. Объединяет их и единое правовое обеспечение: свою деятельность и органы дознания, и органы предварительного следствия осуществляют на основе единого уголовно-процессуального законодательства, соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности. Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия [14, 56].

Различия дознания и предварительного следствия не ограничиваются тем, что они осуществляются разными органами. Главное отличие органов дознания от органов предварительного следствия в том, что для следователя расследование преступлений является единственной функцией, а для органов дознания не только не единственной, но даже не основной (за исключением органов внутренних дел).

Производство предварительного расследования для них является вспомогательной функцией. Органы дознания проводят расследование уголовных дел, возникающих в своем большинстве в сферах их административной деятельности. Кроме того, органом предварительного следствия является конкретное должностное лицо - следователь. Органами же дознания являются не только должностные лица (командиры воинских частей, начальники учреждений УИС и др.)» но и органы в целом (органы внутренних дел, таможенные органы и др.). Имеются также некоторые различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознания, в сроках производства дознания и следствия и т.д.

Указанные различия, как и сходство, ни в коей мере не препятствуют выполнению органами дознания и предварительного следствия, стоящих перед ними задач.

Задачи предварительного расследования состоят в том, чтобы при получении сведений о совершенном или подготавливаемом преступлении или о покушении на преступление собрать доказательства, подтверждающие либо опровергающие эти сведения, пресечь или предотвратить совершение преступления, установить и изобличить преступника, не допустить привлечения к ответственности невиновного, обеспечить потерпевшему возмещение ущерба, причиненного преступником [16, 45].

Среди государственных органов в настоящее время нет единого структурного образования, предназначенного для осуществления названного вида правоохранительной деятельности.

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконтроля России, в структуре которых имеются соответствующие следственные подразделения. Следственные подразделения перечисленных ведомств, условно говоря, и составляют систему органов предварительного следствия.

В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователя.

В соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ предварительное следствие производится: следователями органов внутренних дел. В компетенции следователей органов внутренних дел наибольшее число, предусмотренных УК преступлений - против жизни и здоровья, собственности во всех ее формах (кражи, грабежи, разбои и т.д.), общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств и т.д. (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК). Федеральным законом от 30 июня 2003 г. к компетенции следователей ОВД отнесены и налоговые преступления, ранее расследовавшиеся следователями упраздненной Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП). Этим же Законом (ст. 47) к компетенции следователей органов Госнаркоконтроля России отнесено расследование уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Следователи органов прокуратуры уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, в том числе военной (следователи военной прокуратуры), на некоторых должностных лиц ряда правоохранительных органов (судьи, прокуроры и следователи прокуратуры, должностные лица ОВД и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами (подпункт «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК).

Следователи ФСБ ведут предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено к их ведению о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (контрабанда, бандитизм, государственная измена, шпионаж, диверсия, разглашение государственной тайны и т.д.), а также о преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией (п. 2 ч. 2, ч. 4 ст. 151 УПК) [29, 54].

Рассмотрим более подробно правовое положение следователя в следующем подразделе.

1.2 Понятие следователя как стороны обвинения в уголовном судопроизводстве

Следователь - это должностное лицо, на которое законом возложено производство предварительного следствия. Объем процессуальных прав и обязанностей следователей не зависит от их ведомственной принадлежности. Закон лишь разграничивает их компетенцию (подследственность) в зависимости от предмета расследуемого дела, что находит внешнее отражение в квалификации преступления (ст. 151 УПК).

Определяя следователя как должностное лицо, уполномоченное законом осуществлять предварительное следствие по делу, необходимо сразу же оговорить, что, кроме того, он наделен полномочиями по рассмотрению сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях и принятию (с согласия прокурора) решений о возбуждении уголовного дела. В случаях, указанных в законе (п. 1, 2, 7 ч. 3 ст. 151 УПК) следователи проводят дознание и поддерживают по этим делам обвинение (ч. 4 ст. 37 УПК) при наличии поручения прокурора.

Обязанностью следователя является раскрытие преступления, установление и изобличение лиц, его совершивших, а также выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Следователь наделяется широкими субъективными правами и обязанностями, которые реализуются в рамках уголовно-процессуальных отношений, возникающих между ним и обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим, прокурором, начальником следственного отдела, органом дознания, другими субъектами уголовного процесса. В законе специально подчеркивается, что все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Это означает, что он вправе самостоятельно направлять ход следствия, определять круг необходимых следственных действий, устанавливать последовательность их проведения, принимать решения о движении дела и др. [11, 76].

Подчеркивая самостоятельность следователя, действующий уголовно-процессуальный закон ограничил ее случаями, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора. В частности, решения суда необходимо получить, когда планируется проведение действий, направленных на ограничение конституционных прав граждан, связанных с ограничением:

а) личной неприкосновенности (п. 1-3, 6 ч. 2 ст. 29 УПК);

б) неприкосновенности частной жизни (п. 8, 11 ч. 2 ст. 29);

в) неприкосновенности жилища (п. 4, 5 ч. 2 ст. 29);

г) ограничением имущественных прав (п. 7, 9 ч. 2 ст. 29);

Д) временным отстранением обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 (п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК).

В ст. 38 УПК, посвященной общей характеристике правового статуса следователя, особо выделены положения, направленные на регулирование правовых отношений между следователем и прокурором в связи с дачей ими указаний и принятием ими решений по делу. Решения и указания прокурора, принимаемые в связи с производством по делу, могут касаться многих вопросов, они обязательны к исполнению. Обжалование вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК. В семи пунктах этой статьи перечислены девять случаев, когда следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений при несогласии с ними. Прокурор же в результате рассмотрения возражений отменяет указание нижестоящего прокурора (в этом случае дело возвращается следователю) или поручает производство следствия по данному делу другому следователю [15, 156].

Существенны полномочия следователя по даче поручений органу дознания в связи с расследованием уголовного дела. Во-первых, в самом начале п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК подчеркнута обязанность исполнения органами дознания полученных от следователя поручений. Во-вторых, имеющим юридическую силу является только поручение, данное в письменной форме. В-третьих, уголовно-процессуальный закон наделил следователя правом давать поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий. В-четвертых, УПК подтверждает положение о праве следователя дать поручение органу дознания о «проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении».

Приведенные положения, однако, не свидетельствуют о том, что следователь может давать органам дознания поручение о проведении любого следственного или иного процессуального действия. Следователь не вправе возлагать на органы дознания проведение действий, которые, согласно закону, он должен проводить сам (привлечение лица в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы и т. д.).

Что касается начальника следственного отдела, то согласно п. 18 ст. 5 УПК им является должностное лицо, возглавляющее следственное подразделение, а также его заместитель. Таким образом, в действующем законе представление о начальнике следственного отдела (как понятии) охватывает не только должностных лиц органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, но и прокуратуры.

Сообразно положениям ст. 38 и 39 УПК начальник следственного отдела вступает в правовые отношения со следователями по вопросам, связанным с расследованием уголовных дел. Он поручает производство предварительного следствия следователю или группе следователей (ст. 163 УПК), наделен правом отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия, а также вносить прокурору ходатайства об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя [22, 33].

В целях обеспечения исполнения предписанных ему положений начальник следственного отдела правомочен проверять находящиеся у следователей уголовные дела, а по результатам этих проверок - давать указания. В перечень вопросов, по которым начальник следственного отдела вправе дать указания следователю, входят вопросы, связанные с:

а) направлением расследования;

б) обвинением (привлечение в качестве обвиняемого, объем обвинения, квалификация преступления);

в) избранием меры пресечения в отношении подозреваемого и обвиняемого.

Подтверждая письменную форму указаний как непременное условие их действенности, закон указывает на их обязательное исполнение следователем. Допуская возможность их обжалования прокурору и в суд, закон вместе с тем исходит из того, что это не приостанавливает, как правило, их исполнение. Жалоба следователя приостанавливает исполнение им указаний начальника следственного отдела лишь в случаях, когда они касаются:

а) привлечения лица в качестве обвиняемого;

б) квалификации обвинения;

в) объема обвинения;

г) избрания меры пресечения;

Д) проведения следственных действий, которые допускаются только по судебному решению.

Указания прокурора, данные следователю по конкретному уголовному делу, обязательны и для начальника следственного отдела. Последний должен принять организационные меры (в пределах компетенции) к обеспечению исполнения указаний прокурора.

Если начальник следственного отдела принял уголовное дело к своему производству, он обладает полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы (ст. 38, 163 УПК) [26, 117].

Глава 2. Полномочия следователя и его процессуальная самостоятельность

2.1 Основная характеристика полномочий следователя

Основной формой расследования является предварительное следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относит к данной форме производство по большинству уголовных дел (ст. 151 УПК), а во-вторых, тем, что предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор. Осуществление такой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных должностных лиц.

Предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам, за исключением ограниченного числа преступлений, перечень которых установлен в ч. 3 ст. 150 УПК (это преступления небольшой и средней тяжести побои, клевета, оскорбление и др.).

Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют и одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме [10, 54].

Полномочия следователей как должностных лиц соответствующих ведомств, назначенных в установленном законом порядке, определены ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса.

В соответствии с вышеназванной статьей следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной Уголовно-процессуальный кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Следователь уполномочен:

) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном Уголовно-процессуальный кодексом;

) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с Уголовно-процессуальный кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных Уголовно-процессуальный кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 Уголовно-процессуальный кодексом, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных;

) осуществлять иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальный кодексом

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора [14, 34].

Следователь обязан:

полно, всесторонне, объективно расследовать дело, принятое к производству;

установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания (как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого), собрать и проверить с этой целью все необходимые доказательства;

установить и привлечь в качестве обвиняемых лиц, совершивших преступления, установить невиновность и реабилитировать лиц, неосновательно подозревавшихся в совершении преступления;

принять меры к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. В связи с этим он вправе вносить представления, которые подлежат обязательному рассмотрению (ч.2 ст. 158 УПК).

Указанные обязанности следователя корреспондируются с его правомочиями по:

вызову и обеспечению явкой свидетелей, потерпевших, экспертов, специалистов, законных представителей, обвиняемых (подозреваемых);

по производству следственных действий (допрос, выемка, обыск, наложение ареста на имущество и др.) производить задержание и применять меры пресечения в порядке, установленном законом;

принимать меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества;

давать обязательные поручения и указания органам дознания о производстве следственных действий и об участии в них;

давать поручения руководителям органов, уполномоченных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» на производство оперативно-розыскных мероприятий по расследуемым им уголовным делам;

поручать соответствующим следователям производство следственных действий вне своей территории подследственности 24, 127].

Из сказанного выше видно, что предварительное следствие включает в себя систему процессуальных действий следователя по собиранию, проверке и оценке необходимых доказательств по делу и выяснению иных вопросов, необходимых для разрешения дела, а также принятие следователем решений, которые обеспечивают возможность производства расследования (например, принятие следователем уголовного дела к своему производству, предъявление обвинения, применение мер процессуального принуждения, приостановление и окончание следствия и пр.) [29, 78].

2.2 Процессуальная самостоятельность следователя

Для осуществления процессуальных действий закон наделяет следователя необходимыми полномочиями. Как правило, он самостоятельно принимает решения, связанные с производством следственных и иных процессуальных действий. Вместе с тем в предусмотренных законом случаях решения следователя приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия прокурора на совершение определенных действий (ст. 25, 26, 28, 106, 110, 146, 162, 183 УПК), а также судебного решения (ст. 107, 108, 109, 114, 182, 183, 184, 185, 186 УПК). Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде, кроме тех, о которых говорится в ч. 3 ст. 38 УПК Полномочия следователя носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами [15, 165].

Закон предоставляет следователю право не согласиться с указаниями прокурора: об избрании меры пресечения, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных следственных действий, об отводе следователя или о его отстранении от ведения дела (ст. 38 УПК).

Также в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 453 УПК на основании принципа взаимности следователь вправе направить через соответствующие федеральные органы (МВД России, прокуратуру РФ и др.) запрос о производстве следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора, компетентным органом или должностным лицом иностранного государства.

В зависимости от ведомственной принадлежности следователей законодатель распределяет между ними подследственность следующим образом: 1) следователи прокуратуры производят следствие по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК; 2) следователи органов ФСБ - по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК, а также в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 151 УПК; 3) следователями органов внутренних дел РФ - по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК; 4) следователями наркоконтроля (ФСКН России) - дела о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Исключение из этого правила предусматривается ч. 5 ст. 151 УПК, перечисляющей ряд преступлений (например, мошенничество, присвоение или растрата, незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность), в отношении которых предварительное следствие могут производить также следователи органа, выявившего эти преступления [20, 29].

Срок, отводимый законодателем для расследования уголовного дела, как правило, не должен превышать двух месяцев со дня его возбуждения, но при наличии определенных условий может быть продлен прокурорами различных уровней. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня направления его прокурору с обвинительным заключением или с составленным следователем постановлением о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера. При прекращении производства по делу срок следствия заканчивается с момента вынесения соответствующего постановления. В срок предварительного следствия не включается время, на которое предварительное следствие было приостановлено в соответствии с законом.

Срок предварительного следствия может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города и приравненным к ним военным прокурором и их заместителями. Если дело является многоэпизодным, а в качестве обвиняемых привлекаются несколько лиц или имеются иные обстоятельства, определяющие высокую степень сложности расследования, срок предварительного следствия может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Предельного срока расследования закон не устанавливает.

При возвращении прокурором уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия (устранения замечаний, данных прокурором в письменном виде) продолжительность такого следствия не может превышать одного месяца со дня поступления дела к следователю. При необходимости дальнейшее продление срока предварительного расследования осуществляется вышестоящими прокурорами в общем порядке. Точно так же закон регламентирует порядок соблюдения сроков следствия и тогда, когда уголовное дело было возобновлено после его приостановления или прекращения, если отпали основания, препятствующие дальнейшему производству по делу [26, 156].

Следователь осуществляет предварительное следствие по уголовному делу, как правило, единолично. Но по делам большой сложности или большого объема производство предварительного следствия может быть поручено следственной группе, выделяемой законодателем в качестве коллективного субъекта расследования.

Решение о том, что предварительное следствие поручается следственной группе, принимает прокурор либо начальник следственного отдела (ч. 1 ст. 163 УПК). Оформляется оно мотивированным постановлением об образовании следственной группы либо соответствующей записью в постановлении о возбуждении уголовного дела. При этом должны быть конкретно перечислены все следователи, входящие в следственную группу, а также указан ее руководитель. К работе следственной группы возможно привлечение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (нередко такие группы называют следственно-оперативными).

Состав следователей, входящих в следственную группу, объявляется всем подозреваемым, обвиняемым, участвующим в деле, для того чтобы реализовать их права на отвод следователя (как известно, лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в перечне тех, кому может быть заявлен отвод, не указаны).

Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует ее работу, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо иные постановления, необходимые при окончании производства по делу и направляет данные акты вместе с уголовным делом прокурору. Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения в соответствии с УПК. Иные полномочия руководителя следственной группы, совпадающие с полномочиями следователя в процессе единоличного расследования уголовного дела, перечислены в ч. 4 ст. 163 УПК [31, 178].

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Постановления следователя по делам, находящимся в его производстве, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами, которым они адресованы.

Наделяя следователя дискреционными полномочиями (правом действовать по своему усмотрению), закон предъявляет определенные требования к лицам, назначаемым на эту должность.

Следователями могут назначаться граждане России, имеющие, как правило, высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжительностью до шести месяцев (ст. 40 Закона о прокуратуре).

В зависимости от характера и содержания расследуемых уголовных дел, степени их сложности, уровня квалификации, других качественных характеристик следователи любой ведомственной принадлежности занимают разное должностное положение:

следователь;

старший следователь;

следователь по особо важным делам;

старший следователь по особо важным делам.

Кроме того, следователи имеют классные чины (в прокуратуре), специальные звания (органы внутренних дел) и воинские звания (федеральная служба безопасности и военная прокуратура).

Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы системы структурных подразделений, которые принято именовать следственными аппаратами [15, 178].

Глава 3. Контроль и надзор за процессуальной деятельностью следователя

3.1 Основные характеристики контроля и надзора за деятельностью следователя

следователь уголовный судопроизводство процессуальный

Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура. Следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному уголовному делу в письменном виде (ч. 3 ст. 37 УПК). Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. После проверки доводов (касающихся, например, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвинения и др.) вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которым не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю (ч. 3, 4 ст. 38 УПК).

Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. В этих целях они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Указания даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но они могут быть обжалованы им прокурору (ч. 3, 4 ст. 39) [7, 100].

Ведомственный контроль осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений.

За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя, прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя или прокурора. Администрация места содержания под стражей немедленно направляет прокурору или в суд адресованные им жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей (ст. 125, 126 УПК)

Рассмотрим более подробно основные вопросы прокурорского надзора за деятельностью следователя.

3.2 Прокурорский надзор за деятельностью следователя: задачи, функции, основные положения

Прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия является одним из основных направлений надзорной деятельности прокуратуры.

Сфера уголовного судопроизводства связана с ограничением прав и свобод граждан, вовлеченных (привлеченных) в процесс расследования преступлений. Работа органов расследования связана с оценкой обоснованности возбуждения уголовного дела, соблюдения требований закона о всестороннем, полном и объективном расследовании, обеспечения конституционных принципов уголовного судопроизводства. В этой связи на органы прокуратуры возложена обязанность обеспечить непрерывный надзор за исполнением законов всеми органами расследования, используя предоставленные законом полномочия властно-распорядительного характера [19. 43].

Задачи надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, заключаются в том, чтобы:

преступление не осталось нераскрытым;

лицо, совершившее преступление, не избежало ответственности, установленной законом;

задержание лица по подозрению в совершении преступления производилось на основаниях и в порядке, установленных законом;

никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности;

никто не подвергался незаконному ограничению прав;

никто не подвергался аресту без судебного решения;

соблюдалась установленная законом процессуальная форма (порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников уголовного судопроизводства и т.п.);

при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись не только уличающие, но и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие его ответственность обстоятельства;

выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению.

Предметом прокурорского надзора является законность деятельности органов расследования на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, обвинительного акта, направления дела в суд для применения мер воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела) [8, 32].

) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

) соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях;

) проведение расследования;

) законность решений, принимаемых органами предварительного следствия и дознания.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания закреплены в Законе «О прокуратуре РФ» и в уголовно-процессуальном законодательстве (ст. 37, 144, 146, 148 УПК РФ и др.), которое регламентирует их деятельность [27, 67].

Полномочия прокурора в сфере уголовного судопроизводства носят властно-распорядительный характер:

) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;

) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение; 6) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;

) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ;

) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК РФ [32, 18].

Проверка заявлений и сообщений о преступлениях является первоначальным этапом на стадии возбуждения уголовного дела.

Исполнение требований закона о своевременном приеме, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях не только обеспечивает быстрое и полное раскрытие преступления, но и является гарантией обоснованного привлечения к уголовной ответственности лица, совершившего преступление, и предупреждения случаев привлечения к уголовной ответственности лица, непричастного к преступлению.

Существующий порядок приема заявлений и сообщений о совершенном или готовящемся к совершению преступлении регулируется Инструкцией «О порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях», утвержденной приказом МВД РФ № 985 от 1.12.2005 [28, 54].

Согласно ст. 140 УПК РФ поводами к возбуждению уголовного дела служат:

) заявление о преступлении;

) явка с повинной;

) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Надзор прокурора на стадии возбуждения уголовного дела рассматривается в двух аспектах:

а) проверка прокурором законности и обоснованности постановлений о возбуждении уголовных дел;

б) проверка прокурором законности и обоснованности постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел.

При наличии повода и основания следователь в пределах компетенции, установленной законом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

) дата, время и место его вынесения;

) кем оно вынесено;

) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

) пункт, часть, статья Уголовного кодекса РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Копия постановления следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление (ч. 4 ст. 146 УПК РФ) [7, 101].

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд.

Признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями (ч. 6 ст. 148 УПК РФ).

Надзор за законностью иных решений, принимаемых органами расследования, связан в первую очередь с решением прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением.

Окончание предварительного следствия является важным этапом процессуальной деятельности, имеющей самостоятельное значение. Одним из решений окончания следствия является составление обвинительного заключения, утверждение его прокурором и направление материалов уголовного дела прокурором в суд [19, 48].

Проверяя материалы уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, прокурор разрешает следующие вопросы:

) имело ли место деяние, вменяемое обвиняемому, имеется ли в этом деянии состав преступления;

) нет ли в деле обстоятельств, влекущих прекращение дела;

) произведено ли дознание или предварительное следствие всесторонне, полно и объективно;

) обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в деле доказательствами;

) предъявлено ли обвинение по всем установленным дознанием или предварительным следствием преступным деяниям обвиняемого;

) привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, которые изобличены в совершении преступления;

) правильно ли квалифицировано преступление;

) правильно ли избрана мера пресечения;

) приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества;

) выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению;

) составлено ли обвинительное заключение в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона;

) соблюдены ли органами предварительного следствия все иные требования уголовно-процессуального закона.

Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений:

об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;

о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;

о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

Надзор за законностью привлечения лиц в качестве обвиняемых, законностью применения мер процессуального принуждения рассматривается как одно из важных и ключевых направлений деятельности прокурора, поскольку оно напрямую связано с защитой конституционных прав и свобод личности .

Конституция РФ, гарантируя неприкосновенность личности, указывает: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность» [1. 18].

Закон требует от прокуроров организации надзора таким образом, чтобы задержание граждан производилось на основаниях и в порядке, указанных в УПК РФ. Задержание может быть применено к подозреваемому только после возбуждения уголовного дела.

Следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Предупреждение случаев незаконного задержания связано с порядком уведомления прокуроров о произведенном задержании с указанием оснований, мотивов задержания и данных о личности задержанного. Это должно быть сделано в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого [8, 32].

Прокурор ежедневно проверяет законность задержания и содержания задержанных в изоляторах временного содержания. Незамедлительно принимает меры по жалобам на незаконность задержания.

Проверяя законность содержания задержанных, прокурор знакомится с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию, и производит допрос задержанных. Проверяет исполнение законов, регулирующих порядок и условия содержания задержанных. Прокурор также проверяет соблюдение требований ст. 94 УПК РФ о сроках задержания (48 часов, а в исключительных случаях может быть продлен судьей на срок не более чем 72 часа для предоставления дополнительных доказательств).

Задержание подозреваемого, как правило, предшествует избранию в отношении него меры пресечения. Из всех мер пресечения, установленных законом, заключение под стражу (арест) является наиболее строгой, ограничивающей права и свободы обвиняемого.

Заключение под стражу допускается при наличии оснований и при соблюдении условий, содержащихся в законе.

Применение данной меры пресечения закон связывает с обязательным получением судебного решения в отношении подозреваемого или обвиняемого. При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство.

В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном законом, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за восемь часов до истечения срока задержания [19, 45].

Прокурор вправе немедленно освобождать лиц, содержащихся под стражей, если предусмотренный законом срок их содержания истек или не продлен в установленном порядке (ст. 50 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

Существенные ограничения конституционных гарантий граждан наступают вследствие незаконно производимых обысков. Статья 25 Конституции РФ гарантирует гражданам неприкосновенность жилища: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». Основания и порядок производства обыска определены в УПК РФ. Основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Производится обыск по мотивированному постановлению следователя. Обыск в жилище осуществляется на основании судебного решения, которое получается следователем с согласия руководителя следственного органа путем возбуждения перед судом по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия ходатайства о производстве следственного действия.

Одним из важнейших принципов уголовного судопроизводства, за соблюдением которого прокурор осуществляет надзор, является принцип презумпции невиновности. В ст. 49 Конституции РФ говорится: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» [1, 21].

Прокуроры, осуществляющие надзор за законностью производства дознания и предварительного следствия, должны добиваться того, чтобы в суд направлялись уголовные дела, расследованные всесторонне, полно и объективно. Среди всех процессуальных действий предъявление обвинения подозреваемому занимает особое место. С этого момента подозреваемый приобретает статус обвиняемого. Прокурорский надзор за законностью привлечения лиц в качестве обвиняемых осуществляется посредством ознакомления с копиями соответствующих постановлений, поступающих в прокуратуру, проверки материалов уголовных дел, находящихся в производстве.

Прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, следит за тем, чтобы у следователя было достаточно оснований для предъявления обвинения.

Прокурор проверяет своевременность вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, обоснованность квалификации, соответствие постановления о привлечении в качестве обвиняемого требованиям ч. 2 ст. 171 УПК РФ, соблюдение права обвиняемого на защиту, в том числе право иметь защитника с момента предъявления обвинения, соблюдение установленного законом порядка предъявления обвинения и допроса обвиняемого.

Прокурорский надзор за обеспечением прав потерпевших обусловлен тем, что в соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба [27, 88].

Прокурорский надзор за обеспечением прав потерпевшего заключается в исполнении требований закона:

) о своевременном признании лица потерпевшим и разъяснении потерпевшему его прав, предусмотренных ст. 42 УПК РФ;

) касающихся реализации прав потерпевших;

) о возмещении вреда, причиненного преступлением потерпевшему.

Осуществляя надзор за соблюдением прав потерпевших, прокурор должен обращать внимание на следующие обстоятельства:

) соблюдено ли право потерпевшего давать показания, а также разъяснены ли ему при допросе положения ст. 51 Конституции РФ;

) обеспечены ли права потерпевшего представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы;

) обеспечено ли право знакомиться с материалами оконченного следствия;

) обеспечено ли право пользоваться помощью переводчика бесплатно и иметь представителя;

) обеспечено ли право на возмещение расходов по явке в следственные и судебные органы.

Особое место в прокурорском надзоре за обеспечением прав потерпевшего занимает надзор за исполнением требований закона об обеспечении безопасности потерпевшего.

Заключение

Проанализировав и раскрыв тему курсовой работы можно сделать следующее заключение.

Роль предварительного расследования в современном правовом государстве чрезвычайно велика. Его оперативность, своевременность и объективность во многом определяют законность, обоснованность и справедливость судебного решения. Собрав доказательства и изложив свои выводы в обвинительном заключении или обвинительном акте, органы предварительного расследования вместе с материалами уголовного дела через надзирающего за законностью расследования прокурора направляют их в суд для окончательного разрешения вопроса о виновности лица (лиц) в совершении инкриминируемого ему (им) преступления и назначения наказания.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконтроля России, в структуре которых имеются соответствующие следственные подразделения. Следственные подразделения перечисленных ведомств, условно говоря, и составляют систему органов предварительного следствия.

В соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса следователь - это должностное лицо, на которое законом возложено производство предварительного следствия. Объем процессуальных прав и обязанностей следователей не зависит от их ведомственной принадлежности. Закон лишь разграничивает их компетенцию (подследственность) в зависимости от предмета расследуемого дела, что находит внешнее отражение в квалификации преступления.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Постановления следователя по делам, находящимся в его производстве, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами, которым они адресованы

Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура. Следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному уголовному делу в письменном виде. Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. После проверки доводов (касающихся, например, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвинения и др.) вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которым не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. В этих целях они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Указания даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но они могут быть обжалованы им прокурору.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. М.: Мысль, 1993.

. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996.//«Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954,

. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001//Российская газета от 22.12.2001. - № 249.

. Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, № 33. Ст. 3349; 1997. № 29. Ст. 3502; 1998. № 30. Ст. 3613; 1999. № 2. Ст. 233; Российская газета. 2000, от 06 января.

. Федеральный закон Российской Федерации от 17 ноября 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации»// Российская газета. 1992, от 18 февраля; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, № 47. Ст.4472; 1999, № 7. Ст. 878.

. Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 года // Российская газета, 1996, от 20 июня.

. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 03 июня 2002 года № 28 «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства».

. Алексеев С.Н. Функции прокурора по новому УПК РФ // Государство и право. 2002, № 5. - С. 99-102.

. Аликперов Х. О процессуальной фигуре государственного обвинителя // Российская юстиция. 2003, № 3. - С. 46.

. Асанов В. О содержании уголовного преследования // Уголовное право, 2000. № 4. - С. 3-5.

. Бурданова В.С. Поиски истины в уголовном процессе. Монография. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2002, 96 с.

. Власова Н.А. Досудебное производство в уголовном процессе. - М.: ЮРМИС, 2000, 112 с.

. В.А. Галков, С.Ф. Шумилин. Правоохранительные органы в Российской

Федерации. Учебное пособие. Белгород, 1996, 265 с.

. Григонис Э.П. Правоохранительные органы: курс лекций (Учебное пособие). СПб.: Питер, 2001, 321 с.

. Григорьев В.Н. Предварительное расследование (понятие, задачи и формы). - М., 1998, 87 с.

. Гуценко К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учебник. - М., Зерцало. 2002., 321 с.

16. Калиновский К.Б. Основные виды уголовного судопроизводства <http://www.kalinovsky-k.narod.ru/p/2002-10.htm>: Учебное пособие. СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2002, 96 с.

.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Д.Н. Козака и Е.Б. Мизулиной. М.: Юрист, 2002, 679 с.

. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации <http://www.kalinovsky-k.narod.ru/p/2002-3.htm> / Под ред. А.В. Смирнова, К.Б. Калиновского. СПб.: Питер, 2003, 578 с.

. Копылова, О.П. Роль прокурора в различных стадиях уголовного процесса : лекция / О.П. Копылова. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004, 67 с.

. Копылова, О.П. Уголовный процесс : курс лекций : в 2 ч. / О.П. Копылова. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005, 87 с.

. Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. М.: Издательство НОРМА, 2003, 275 с.

.Назаренко В. Предварительное расследование в современном уголовном процессе // Законность. 2002. № 8. С. 32-33.

. Осипкин, В.Н. Организация и методика прокурорского надзора за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности : учеб. пособие / В.Н. Осипкин. - СПб., 1997, 85 с.

. Петрухин И.Л. Уголовный процесс: учебник. М., 2001, 324 с.

. Правоохранительные органы РФ: Учебник, под ред. В.П. Божьева. -М., Спарк. 2004, 367 с.

. Правоохранительные органы РФ: Учебное пособие, под ред. В.К. Боброва. -., Щит-М. 1998, 365 с.

. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. В.И. Рохлина. СПб: Издательство: Санкт-Петербургский институт экспертов: издательский дом "Сентябрь", 2000, 153 с.

. Рохлин В.И., Сыдорук И.И. Правоохранительная функция прокуратуры: учебное пособие. СПб.: Издательство Михайлова В.А., Издательство СПбГУП, 2000, 96 с.

. Статкус В.Ф., Жидких А.А. Органы предварительного следствия в системе МВД РФ: история, современное состояние и перспективы / Под ред. В.А. Алферова. - М.: Спарк, 2000, 116 с.

. Уголовное право России. Общая часть: Учебник. / Под ред. проф. А.И. Рарога. М.: Институт международного права и экономики. Издательство "Триада, Лтд", 1997, 276 с.

. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Божьева. М.,2004, 354 с.

. Халиулин А. Полномочия прокурора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия // Законность. 2007. № 9. С.15-20.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!